Что такое детско родительский проект. Детско-родительский проект в городе
Педагогический проект
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЯГОДКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА ТЕМУ:
«Наша большая семья»
Исполнители:
Шипачева Е. Ю.
Участники проекта:
дети, родители
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Участники проекта: воспитатели, учитель-дефектолог, учитель- логопед, психолог, родители, дети группы компенсирующей направленности «Ягодки» .
Заказчик проекта: Администрация МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53 База экспериментальной работы: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53 Сроки работы: Сентябрь 2016г - май 2017г.
Тип проекта:
- По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.
- По содержанию – интегративный (включает ребенка и его родителей).
- По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи и до получения результата.
- По характеру контактов – осуществляется внутри группы компенсирующей направленности «Ягодки» в контакте с семьей.
- По количеству участников – групповой.
- По продолжительности – долгосрочный.
Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект:
творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.
Проект: «Главное – вместе»
Данный проект, включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.
Обоснование необходимости разработки педагогического проекта «Главное вместе»
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они закладывают первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Но в современной социокультурной ситуации ослаблено действие естественного механизма формирования успешного родителя. Молодые семьи стремятся к самостоятельности и независимости в решении разных вопросов, в том числе и вопросов воспитания ребенка, что приводит к ошибкам, которые сложно исправить.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, желание учиться родительству у молодых мам и пап отходит на второй план. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Не секрет, что многие родители не понимают значения воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду. Они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ.
Мы рассматриваем родителей как главных воспитателей ребенка, а ДОУ, в лице педагогического коллектива, как профессионального помощника семье в личностном становлении и социализации ребенка.
В детском саду давно существует опыт взаимодействия педагогов с семьёй. Обобщён опыт работы по теме сотрудничества детского сада и семьи в преодолении трудностей социальной адаптации; организован лекторий для родителей по вопросам оздоровления детей; разработана тематика родительского консультирования. Все эти формы взаимодействия с семьёй показывают положительные результаты. Но характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.
Осознание этого помогло определить проблему:
При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями детей младшего дошкольного возраста, недостаточно применяются активные формы сотрудничества, которые позволят осуществлять личностное взаимодействие воспитателя с семьёй ребёнка для успешной адаптации детей в ДОУ и повышение педагогической компетентности родителей. Дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов
Актуальность проекта
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями. Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов
Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком.
Характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.
Цель проекта :
Подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей с нарушениями интеллекта группы компенсирующей направленности для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй и вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.
Задачи проекта :
Изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка;
Разработать план мероприятий по педагогическому просвещению семьи.
Реализовать разработанный план в образовательной практике в группе
— вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
— создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия;
— обеспечить родителей специальной литературой и дидактическими материалами для занятий с детьми.
Проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта. Основные задачи работы с родителями:
Цели – ориентиры для педагогов детского сада:
- Воспитание уважения к детству и родительству.
- Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды.
- Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей.
- Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми.
- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
- Объединение усилий для развития и воспитания детей.
- Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей.
- Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.
Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):
- Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.
- Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
- Наполнение жизни семьи созидательной энергией.
Формы работы над проектом
- Информационно – аналитические:
- Анкетирование.
- Опросы.
- Консультации.
- Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок».
- Наглядно-информационные формы:
- Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей.
- Фотовыставки.
- Дни открытых дверей.
- Познавательные:
- Родительские собрания.
- Совместная работа по тематическому плану проекта.
- Круглый стол.
- Досуговые:
- Совместные праздники, досуги, развлечения.
- Участие родителей в конкурсах, выставках.
Название итогового мероприятия проекта: родительское собрание: « Вот и год прошел».
Продукты проекта
Для педагогов:
- Оформление фотовыставки на темы: Фотовыставка «Летний отдых с семьей», Фотовыставка «Мы с мамой друзья».
- Конспекты мероприятий.
- Проведение итогового мероприятия в форме собрания «Вот и год прошел».
Для родителей:
- Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.
- Оформление фотовыставки на темы: Фотовыставка « Летний отдых с семьей», Фотовыставка «Мы с мамой друзья».
- Участие в итоговом мероприятии проекта: « Вот и год прошел».
- Индивидуальные беседы с родителями на тему воспитания детей: День открытых дверей. Консультации. Родительские собрания: «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей»; Артикуляционная гимнастика. « Вот и год прошел», Проведение совместных мероприятий: «Встреча друзей»; «Новый год»; «Праздник осени»; « 8 марта».
- Совместный труд родителей: уборка площадки; операция «Кормушка»; День добрых дел.
Для детей:
- Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей.
- Интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый».
Элементы творческого мышления
Для педагогов:
- У педагогов – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и родителями.
- Интерес к новому виду сотрудничества с семьёй.
- Мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.
- Умение планировать проектную деятельность.
Для родителей:
- У родителей – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами.
- Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей.
- Формирование чувства ответственности, гордости, любви.
- Активизируется деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении.
Планируемые результаты:
– появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
– повышение уровня педагогической компетентности родителей.
Материально – техническое обеспечение проекта:
компьютер;
фотоаппарат;
канцелярские принадлежности;
фонотека;
спортинвентарь
Наглядный материал:
а) книжки-малышки;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры;
Ожидаемые результаты.
Собрана полная и достоверная информации о семьях воспитанников в различных аспектах.
Использование разнообразных форм работы даст определённые результаты: родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, повысится их педагогическая компетентность.
Семьи получат практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций специалистов и будут участниками различных мероприятий.
Родители станут открытыми к сотрудничеству детского сада и семьи
Совместная работа коллектива МАДОУ с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых
Всей своей работой воспитатели доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Этапы реализации проекта
I этап — подготовительный (накопление знаний).
II этап – основной (совместная деятельность детей и родителей)
III этап – заключительный (результат).
I этап: Подготовительный
- Анкетирование родителей
- разработка плана реализации проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.
II этап: Основной
Беседы, досуги, разучивание игр, фотовыставка, анкетирование родителей, консультации, родительские собрания, тренинги.
III этап – Заключительный
Презентация проекта: «Главное вместе»
Сроки и этапы реализации проекта
- Подготовительный
Сроки: 02.09-30.09. 16г.
- Изучение контингента семей воспитанников группы, в различных аспектах: пол, возраст, уровень образования; материальное положение; семейное положение; жилищные условия; удовлетворённость отношениями в семье; удовлетворённость здоровьем членов семьи; удовлетворённость работой; понимание роли в участии в образовательном процессе детского сада.
- Разработка плана мероприятий взаимодействия с родителями, которые позволят установить доверительные взаимоотношения.
- Практический
Сроки: 01.10.15г. -21.04.17г.
Период, когда будут проходить ключевые мероприятия проекта.
- Заключительный
Сроки: 22.04-30.05.17г.
Перечень основных мероприятий
- Анкетирование по теме «Давайте познакомимся»
- Родительское собрание в форме «Круглый стол» «Давайте познакомимся» с участием специалистов: методиста, психолога, инструктора ФИЗО,воспитателей.
Цель: Установить теплые доверительные взаимоотношения с родителями воспитанников с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.
- Организация выставки детско-родительских работ «Дары осени.
- . Спортивный праздник совместно с родителями и детьми «Встреча друзей»
Цель: Развитие творческих, интеллектуальных, физических способностей детей. Создание атмосферы дружелюбия, радости, положительного эмоционального настроя всех участников праздника
- . «Родительская почта» — размещение почтового ящика для быстрого и систематического обмена информацией воспитателей с родителями;
Цель: Обмен информацией между воспитателями и родителями.
- Операция «Кормушка» Изготовление кормушек для птиц.
Цель: Создать условия для творческого самовыражения
- «Копилка добрых дел» — стендовая информация пополняется по мере накопления разных дел родителями. Их публичное представление.
Цель: Активизировать творческий потенциал и педагогическую компетенцию родителей. Родительское участие в жизни группы и детского сада.
- Консультация «Застольный этикет». Информация для родителей «О портфолио дошкольника».
Цель: Формировать представление родителей об этикете за столом. Создать обстановку, способствующую раскрепощению свободной беседы с родителями.
- Новогодний праздник с участием детей, родителей и педагогов группы.
Цель: Привлечь родителей к организации и проведению новогоднего праздника.
- Организация выставки: «Генеалогическое древо»
Цель: Познакомить детей с генеалогическим древом семьи в доступной для них форме, привлечь родителей к организации выставки
- День 8 Марта совместно с родителями
Цель: Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение мам в жизнедеятельность группового сообщества
- Семинар-практикум «Не отрываясь от домашних дел», Выставка детско- родительских работ на тему «Дидактические игры своими руками».
Цель: Помочь родителям в домашних условиях занять своего ребенка в процессе повседневных дел (обмен опытом)
- Привлечение родителей к оформлению участка группы на улице, изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр на участке.
Цель: Содействовать к сплочению родительского коллектива и воплощения творчества родителей в оформлении участка.
- Презентация проекта «Главное – вместе! »
Цель: Подвести итоги эффективности проекта. Определить перспективу дальнейшей работы по направлениям проекта. Награждение родителей в активном участии жизни группы.
Оценка результатов:
Отзывы родителей;
Выставки.
Возможные риски:
Не все родители будут активны.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Работа с родителями, их педагогическое просвещение должны осуществляться в определенной системе. Совместно воспитателями составляется годовой план работы с родителями.
В годовом плане работы с родителями прежде всего, определяются ведущие задачи, которые тесно связаны со всей воспитательной работой в группе.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность группы ведётся по следующим направлениям:
Информационно – аналитическое.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка в группе проводится анкетирование. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
С этой целью в группе используются активные формы и методы работы с родителями:
— Общие и групповые родительские собрания.
Традиционным в нашей группе стало проведение общего родительского собрания родителей воспитанников, вновь зачисленных в детский сад. Родителям даются рекомендации, как подготовить ребёнка к адаптации к детскому саду, доводится до сведения родителей родительский договор.
— Работа родительского комитета.
В группе работает родительский комитет, представители которого избираются на групповых собраниях. Родительский комитет организует родителей на оказание помощи в проведении косметического ремонта групп ДОУ, сбором подарков для новогодних праздников, организацией субботников по благоустройству и озеленению территории детского сада, ремонтом и покраской игрового оборудования на участке, члены родительского комитета участвуют в жюри конкурсов, выставок учреждения, в детских праздниках и т. д.
Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.
— Консультации.
При выборе консультаций для родителей педагоги проводят тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирают оптимальный вариант. Темы консультаций также бывают приурочены к различным мероприятиям детского сада.
— Дни открытых дверей.
При посещение родителями группы воспитатели стараются вовлечь родителей в жизнь группы детского сада. Родители принимают участие в занятиях вместе с детьми, а иногда и сами выступают в роли педагогов, рассказывая детям о своей профессии, показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок и т.д.
— Наглядно – информационное направление.
Родительские уголки
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.
Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.
«Правила поведения в музыкальном зале»: детско-родительский проект в ДОУ
Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений (музыкальным руководителям, воспитателям, инструкторам по физической культуре). Содержит карту проекта и результаты его реализации в ДОУ. Проект направлен на создание условий для достижения более высоких результатов музыкального и социально-личностного развития воспитанников ДОУ.
Разработчик проекта: Куркина Ирина Сергеевна, музыкальный руководитель МАДОУ-детский сад №106, г.Екатеринбург.
Проблема
У детей недостаточно сформированы представления об: а)правилах безопасного поведения во время образовательной деятельности по музыкальному развитию; б)ценности доброжелательного отношения к другим; в)значимости позитивного взаимодействия.
Цель: обеспечить социальную адекватность и успешность поведения детей и их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками на основе правил, установленных самими детьми; создать условия для предупреждения травматизма, безопасности игровой и образовательной деятельности, эмоционального благополучия и психологического комфорта.
Задачи проекта:
- определить ориентиры поведения детей и их взаимодействия со взрослыми и сверстниками в рамках игровой и образовательной деятельности, проводимой в музыкальном зале;
- обеспечить полноценное социальное развитие детей через обогащение положительного опыта межличностного общения;
- развивать инициативность детей, умение высказать мнение по поводу действий в конкретной ситуации (что можно, что нельзя, почему);
- формировать умение понимать причинно-следственные связи в образовательных и игровых ситуациях;
- развивать самостоятельность, понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья, воспитывать чувство ответственности за безопасное поведение;
- учить детей следить за собственным поведением, оценивать его с точки зрения безопасности и этики;
- способствовать усвоению норм и правил поведения, формированию представления об этических нормах в отношении к универсальным человеческим ценностям; формировать умение регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами;
- обучать налаживанию отношений со сверстниками в соответствии с правилами и нормами, принятыми в обществе и данной группе детского сада; способствовать волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию;
- способствовать воспитанию и проявлению доброжелательности в общении со взрослыми и сверстниками, стремления к позитивному взаимодействию, развитию эмоциональной отзывчивости;
- воспитывать бережное отношение к пособиям и музыкальным инструментам, труду взрослых;
- способствовать формированию предпосылок учебной деятельности (умение работать по правилу и образцу, вслушиваться в речь взрослого и выполнять его задания, оценивать и контролировать собственную деятельность и осознавать ее способы);
- вовлекать родителей в образовательный процесс: совместно разработать дизайн пиктограмм, обозначающих принятые правила и нормы поведения для содействия их прочному усвоению.
Участники проекта:
дети всех возрастных групп и их родители, музыкальный руководитель.
Срок реализации проекта:
(с «01» августа по «30» сентября 2014 г.)
Тип проекта:
творческий
По составу участников:
детско-родительский
По продолжительности:
краткосрочный
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
- сформированы представления о правилах поведения в музыкальном зале во время игровой и образовательной деятельности;
- приобретен опыт совместного анализа поведения в ситуациях межличностного общения со взрослыми и сверстниками;
- сформировано понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья;
- сформировано положительное отношение к проявлению позитивного ценностного отношения в рамках межличностных отношений.
Родители:
- приобретен опыт совместной творческой деятельности с детьми и педагогом;
- утверждены и согласованы единые требования к ребенку во время его присутствия в музыкальном зале (отсутствие опасных предметов, предотвращение употребления конфет и жвачек во время образовательной и игровой деятельности);
- сформирована мотивация родителей на обеспечение безопасности ребенка.
Музыкальный руководитель:
- расширен опыт организации образовательной деятельности с использованием проектной технологии;
- созданы условия для позитивной социализации, стабилизации атмосферы психологического комфорта, эмоционального благополучия;
- созданы условия для повышения эффективности образовательной деятельности.
Этапы реализации проекта
Тематический план деятельности
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА (результаты)
Правила поведения в музыкальном зале, определенные и установленные в ходе обсуждение игровых и образовательных ситуаций с детьми всех возрастных групп:
I. РАЗРЕШАЮЩИЕ
- Береги свой голос.
- Соблюдай правильную осанку.
- Соблюдай правила игр.
- Будь осторожным во время движения (бег во время подвижных игр).
- Будь доброжелателен со взрослыми и сверстниками.
- Улыбайся! Будь активным участником.
- Береги музыкальные инструменты и пособия.
- Внимательно слушай взрослого и точно выполняй задания.
- Оставляй игрушки в группе или в специально отведенном месте в зале
II. ЗАПРЕЩАЮЩИЕ
- Не приходи с конфетами, жвачками.
- Не бери в рот посторонние предметы.
- Не приноси опасные предметы.
- Не шуми во время слушания музыки.
Комплект пиктограмм, изготовленных и оформленных по дизайну, разработанному совместно с родителями воспитанников:
Тип проекта: творчески-речевой.
Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, учитель-логопед, воспитатели групп., родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: 2 месяца.
Актуальность проекта:
В русском языке существует большое количество устойчивых фраз и словосочетаний (фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.), которые несут в себе не только лексическое, но и эмоциональное значение. Овладение детьми такими фразами и выражениями будет способствовать развитию у них более универсальных коммуникативных умений и навыков, даст возможность осуществлять перенос полученных умений в различные виды речевой деятельности.
Дети в подготовительной к школе группе начинают проявлять активный интерес к различным явлениям родного языка (в соответствии с возрастными возможностями). Разные виды работы с фразеологизмами и поговорками очень интересны детям, развивают у них познавательную активность, мыслительные процессы, чувство юмора.
Цель проекта: обогащать активный и пассивный словарный запас детей крылатыми выражениями, а также пословицами и поговорками, учить понимать переносное значение таких фраз и выражений и употреблять их в собственной речи в соответствии со смыслом.
Задачи проекта:
для детей:
- развивать языковую компетентность детей, интерес к родному языку, желание пользоваться разнообразными лексическими средствами в собственной речи;
- развивать память, словесно-логическое мышление при понимании переносного значения устойчивого словосочетания, который не тождественен сумме значений ее компонентов;
- учить оперировать полученными знаниями, осуществлять перенос усвоенных знаний в новую ситуацию;
- учить принимать учебную задачу, осуществлять самостоятельную поисковую деятельность;
- развивать творческие способности через вовлечение в различные виды деятельности;
- создать ситуацию успеха для воспитанников группы, формировать чувство собственной значимости.
для родителей:
- формировать интерес к жизни детей в ДОУ;
- продолжать формировать родительскую компетентность в вопросе преодоления заикания, а также в вопросах общего речевого и интеллектуального развития детей;
- раскрыть творческие способности родителей, вовлечь их в продуктивную деятельность.
Ожидаемые результаты:
- у детей расширится пассивный словарный запас, начнет появляться интерес к родному языку, дети будут учиться вычленять и понимать устойчивые выражения из обращенной к ним речи, художественных произведений, станут употреблять некоторые из них в активной речи;
- у детей будет развиваться сознательное отношение к общему делу, желание принять активное участие в совместной деятельности;
родители станут принимать более активное участие в жизни группы.
Продукты проекта:
- мини-музей «Крылатые слова»;
- книжки-малышки «Крылатые слова» по лексическим темам;
- словари крылатых слов и поговорок по лексическим темам;
- презентация «Что бы это значило?» (фотоотчет о проектной деятельности).
Идея проекта:
Идея проекта вызвана интересом детей к непонятным для них фразам, которые они слышат от педагогов, родителей (инструктор по ФИЗО: «В чужом глазу соринку увидел, а в своем бревна не замечаешь», Людмила Михайловна, воспитатель: «Высший пилотаж» (на НОД), Софья Сергеевна, логопед: «Ушки на макушке» (на НОД), Наталья Юрьевна, помощник воспитателя «С гулькин нос» (за обедом) и др.). Некоторые дети сами обращаются за объяснением непонятных фраз, внимание других детей необходимо привлекать специально, но при объяснении интерес проявляют все дети. Кроме того, такие фразы и выражения часто встречаются в художественных произведениях и также привлекают внимание детей.
Структура проекта:
1 этап. Подготовительный
Цель: вызвать у детей группы интерес к такому языковому явлению как крылатые слова (устойчивые выражения – фразеологизмы, поговорки), привлечь родителей к совместной продуктивной и поисковой работе с детьми.
Мероприятия:
- Изучение педагогической литературы по теме: «Методика ознакомления старших дошкольников с устойчивыми выражениями (фразеологизмами, пословицами, поговорками)».
- Подбор художественной литературы, мультипликационн ых фильмов, детских песен с использованием фразеологизмов, пословиц и поговорок.
- Составление памяток для родителей: «Читаем и обсуждаем» (перечень художественной литературы), «Смотрим и обсуждаем» (перечень мультипликационн ых фильмов), «Слушаем и обсуждаем» (перечень детских песенок).
- Подготовка консультаций для родителей «Расширение словаря детей как средство развития речи», для воспитателей «Знакомство старших дошкольников с устойчивыми фразами и выражениями».
2 этап. Основной
Цель: включить воспитанников группы и их родителей в деятельность по осуществлению плана проекта.
Взаимодействие с воспитателями:
- консультация «Знакомство старших дошкольников с устойчивыми фразами и выражениями»;
- обсуждение плана осуществления проекта, форм работы, участия воспитателей в различных этапах и формах работы (ситуативная речевая работа по развитию словаря фразеологизмов в различных видах деятельности, в том числе режимных моментах, совместное пополнение «Копилки крылатых слов», побуждение родителей к принятию активного участия и др.);
- совместная подготовка итогового мероприятия (вечера досуга «Логопедический КВН «Обо всем на свете»).
Взаимодействие с родителями:
- консультация для родителей «Расширение словаря детей как средство развития речи».
Задания для родителей:
1. Еженедельно участвовать в совместном с ребенком изготовлении страниц для книжек-малышек «Крылатые слова» по лексическим темам;
2. Совместно с ребенком продумать и выполнить поделку-экспонат для мини-музея группы «Крылатые слова», продумать и подготовить презентацию своего экспоната на совместном вечере досуга;
3. Поощрять инициативу детей в поиске необходимой для осуществления проектной деятельности информации (пополнение «Копилки крылатых слов»).
Работа с детьми по реализации проекта:
- Знакомство детей с понятием «Крылатые слова»
- Чтение Т.Коваль «Не нужно вешать нос», анализ непонятных фраз и выражений, введение и объяснения понятия «крылатое слово».
- Рассматривание иллюстраций с шуточным изображением некоторых крылатых выражений, знакомство с понятиями «юмор», «чувство юмора».
- Совместное изготовление памятки «Как мне это узнать?».
- Введение в группу «Копилки крылатых слов», куда дети могут складывать записки с напечатанными или схематически зарисованными фразами и выражениями.
Задание для детей:
- узнать дома, напечатать на листочке (специальные заготовленные листочки можно взять рядом с «Копилкой крылатых слов») любое крылатое выражение и рассказать в группе, что оно означает.
Мероприятия с детьми по реализации проекта:
- Чтение художественной литературы, прослушивание детских песен, просмотр мультфильмов с последующим анализом содержания и вычленением и объяснением крылатой фразы или поговорки.
- Составление книжек-малышек «Крылатые слова» по лексическим темам (еженедельно), рассматривание выполненных детьми иллюстраций, составление по ним предложений и коллективных рассказов.
- Проведение дидактических и речевых игры и упражнений.
«Переводчики» (замена фразеологизма на слово или словосочетание).
«Назови «крылатое слово» (замена слова или словосочетания на известный фразеологизм). - Проведение психогимнастик, мимических и пантомимических этюдов, шарад с использованием лексического материала по темам, подобранного детьми («Строить глазки», «Зуб на зуб не попадает» и т.п.).
- «Сказка по-новому» (включение в знакомые сказки фразеологизмов и поговорок, коллективный рассказ сказки).
- «Подбери фразу» (подбор изученных фразеологизмов и поговорок к ситуациям, небольшим стихотворениям, рассказам и сказкам).
- «Подбери картинку» (аналогичное предыдущему с использованием детских иллюстраций).
- Приглашение детей подготовительной группы №6 и старшей группы №8 на экскурсии в мини-музей «Крылатые слова». Деловая игра для детей подготовительной группы №9 «Экскурсоводы» (в связи с этапом речи).
Предварительная работа к деловой игре «Экскурсоводы»:
- беседа логопеда «Кто такой «экскурсовод»;
- подготовка к деловой игре: что можно показать и рассказать о нашем музее?
- игра-тренинг «Экскурсоводы» (составление мини-монологов).
- распределение очередности рассказов об экспонатах музея.
3 этап. Заключительный
- Итоговое мероприятие: вечер досуга для детей и родителей «Логопедический КВН «Обо всем на свете».
План досуга:
- Просмотр презентации «Что бы это значило».
- Логопедический КВН (конкурсы для команд детей и родителей)
- Презентация экспонатов для мини-музея семьями воспитанников.
- Подведение итогов конкурса и торжественное награждение победителей и участников.
Детско – родительский проект «КРОССБУКИНГ» в детском саду.
Предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Участниками проекта также являются родители, дети и воспитатели группы.
Кроссбукинг - это так называемый обмен прочитанными книгами, газетами, журналами.
Детско – родительский проект «КРОССБУКИНГ» в детском саду можно отнести к проектам социальной направленности. Он также охватывает следующие образовательные области: художественное творчество, художественная литература, познание, коммуникация, музыка.
Именно в дошкольном возрасте у человека закладываются основы социально-эмоционального развития, в частности, эмпатии – умения сопереживать другим, чувствовать тех, кто рядом, видеть проблемы и потребности других и относиться к ним деятельностно. Развить эмпатию можно разными способами, в том числе, и обменом прочитанных книг.
Данный проект основан на синтезе развития эмпатии, социальной компетентности и творческого потенциала личности, связанных воедино одной целью – обменом прочитанных книг, журналов, газет, которая поможет развить в детях все вышеперечисленные качества личности.
Цели проекта:
развитие эмпатии у детей;
формирование у детей и родителей потребности в совершении добрых, бескорыстных поступков на основе креативного мышления.
Предполагаемые результаты проекта :
повышение уровня эмпатии у детей;
развитие потребности в совершении добрых дел и помощи окружающим;
приобретение детьми различных прикладных навыков;
развитие речи при рассказывании о прочитанном;
знакомство с незнакомыми ранее произведениями, новостями;
повышение интереса к чтению книг.
Ход реализации детско – родительского проекта «КРОССБУКИНГ»
1 этап – подготовительный.
Педагог проводит исследование социума на предмет потребностей в посильной социальной помощи воспитанников детского сада: договаривается с воспитателями других групп детского сада, родителями и детьми об обмене прочитанными книгами, газетами, журналами.
Педагог проводит для родителей вводную беседу по проекту «Кроссбукинг», объясняя идею проекта и договариваясь, что они с разрешением детей принесут в детский сад прочитанные детские книги, журналы и газеты.
2 этап – раскрытие проблемы.
На первом этапе педагог в процессе беседы формулирует проблему: наличие в окружающей детей действительности людей, которым необходима различная помощь, что есть такие семьи, которые не могут купить книги, чтобы прочитать их. Педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию - предлагает детям вспомнить, какие сказочные герои в сказках исполняли желания людей. Вспомнив Золотую рыбку из сказки Пушкина, дети представляют, чьи желания они бы смогли исполнить, если бы стали волшебными золотыми рыбками.
Педагог объясняет детям, что у многих дома есть уже прочитанные книги и журналы, которые просто лежат на полке, а если они принесут их в детский сад, чтоб их прочитали другие дети, у которых нет этого- было бы здорово!!!
Таким образом, у детей формируется активная жизненная позиция, умение самостоятельно находить проблемы.
Педагог предлагает детям вместе с родителями подумать и предложить различные варианты добрых дел, которые они могут совершить для окружающих. Так как в процессе реализации проекта детям предлагается стать «Золотыми рыбками», педагог проводит с детьми (а возможно и вместе с родителями) мозговой штурм, в процессе которого они все вместе придумывают, что, основываясь на кроссбукинге, можно придумать и воплотить для радости окружающих.
Это может быть:
создание поделок-сувениров по прочитанным книгам;
рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг;
исполнение реальных желаний окружающих и так далее.
3 этап - основной.
На этом этапе педагог подробнее знакомит детей с «кроссбукингом», выбирая произведения, походящие их возрасту и организует выставку книг на полках. Учит детей и родителей где и как надо записывать книгу, которую взяли почитать. Затем дети выбирают понравившиеся книги для чтения. После они обмениваются информацией о прочитанном, вместе с воспитателем и родителями решают, как можно интереснее рассказать другим детям об этой книге (создание поделок-сувениров по прочитанным книгам;
маленький театр по одной из прочитанной книги;
выставка рисунков по прочитанным книгам;
рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг).
В ходе выполнения проекта у детей формируются разнообразные знания, умения и навыки. Дети осваивают новые техники выполнения изделий прикладного творчества; разучивают новые стихотворные и музыкальные произведения.
4 этап - итоговый.
Дети и педагоги презентуют подготовленные в процессе третьего этапа реализации проекта формы творческой деятельности в заранее оговорённых местах: других группах детского сада, в музыкальном зале, в своей группе.
На разных уровнях (дети, родители, педагоги) подводятся и анализируются результаты реализации проекта. Оформляется фотовыставка и презентации по итогам проекта, проводится родительское собрание по результатам реализации проекта «Кроссбукинг» в детском саду с целью анализа хода проекта и обсуждения дальнейших перспектив взаимодействия.
Детско-родительский проект по патриотическому воспитанию "Нам есть, кем гордиться!"
Алексей Тихонов - спортсмен из Самары
Патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая решается сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью тоже. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизм.
Знакомя детей с достижениями известных спортсменов, мы развиваем патриотические чувства, чувство сопричастности к спортивным победам, приобщаем дошкольников к их ценностям и идеалам, развиваем лучшие нравственные качества, присущие спортсменам, пропагандируем здоровый образ жизни, формируем потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников основ патриотизма через знакомство с жизнью известных самарских спортсменов, прославивших нашу страну.
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Спорт»;
- формировать интерес к фигурному катанию через совместную активную деятельность детей и родителей;
- формировать первичные представления детей о здоровом образе жизни.
Развивающие:
- развивать нравственно-волевые качества детей, поддерживать целеустремленность;
- Развивать физическую активность детей в самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к спорту и уважение к труду спортсменов.
Длительность – проект краткосрочный.
Проектирование – две недели, реализация – одна неделя.
Участники проекта:
Дети старшей группы, сотрудники детского сада, родители и социальные партнеры (юные фигуристы школы олимпийского резерва; администрация «Ледового дворца» поселка Мехзавод Красноглинского района).
Разработчики проекта:
Инструктор по физической культуре Нилова Елена Витальевна
Старший воспитатель Лаврушева Елена Викторовна
Воспитатель старшей группы Былинина Лариса Петровна
Музыкальный руководитель Рагозина Ирина Евстахиевна
Целевая аудитория:
Воспитанники старшей группы
Ожидаемый результат:
- В ходе реализации проекта у детей и родителей значительно расширится круг знаний о спортсменах-фигуристах Самары и ценностях их спортивных достижений.
- Совместная активная деятельность детей и родителей в данном направлении приобщает к здоровому образу жизни.
План реализации проекта
Дни недели:
Понедельник
Деятельность детей:
Коммуникативная:
Знакомство и беседа с тренером по фигурному катанию; с учащимися школы фигурного катания, выпускниками и воспитанниками детского сада.
Деятельность педагога:
Организация информационной выставки "Растем здоровыми"; организация встречи.
Взаимодействие с родителями:
Сбор информации о здоровом образе жизни.Родительская конференция "Здоровье - это серьезно".
Познавательно-исследовательская:
Деятельность детей:
Просмотр презентации «Знаменитые спортсмены Самары. Фигурист Алексей Тихонов».
Деятельность педагога:
Подготовка материалов к электронному сборнику по проекту «Знаменитые спортсмены Самары. Фигурист Алексей Тихонов».Подготовка разных видов коньков.
Деятельность детей:
Знакомство с фигурными коньками (возможность одеть, правильно зашнуровать и походить в них по спортивному залу, соблюдая правила безопасности).
Деятельность педагога:
Подготовка разных видов коньков.
Взаимодействие с родителями:
Помощь в подготовке снаряжения фигуриста.
Игровая:
Деятельность детей:
Дидактическая игра «Зашнуруй конек».
Деятельность педагога:
Подготовка коньков по количеству детей.
Взаимодействие с родителями:
Помощь в подборе коньков.
Деятельность детей
Двигательная:
«Веселые эстафеты» с летним спортивным оборудованием.
Деятельность педагога:
Подготовка спортивного и игрового инвентаря.
Взаимодействие с родителями:
Участие в эстафетах вместе с детьми.
Вторник.
Коммуникативная:
Деятельность детей:
Просмотр и обсуждение видео выступлений А. Тихонова на соревнованиях различного уровня.
Деятельность педагога:
Запись видео выступлений А.Тихонова на соревнованиях различного уровня.
Взаимодействие с родителями:
Просмотр видео выступлений А.Тихонова на соревнованиях различного уровня.
Музыкальная
Деятельность детей:
Разучивание песни П.Аедоницкого «Мы со спортом дружим»
Деятельность педагога:
Подготовка музыкального материала.
Взаимодействие с родителями:
Двигательная
Деятельность детей:
Игровая эстафета "Снаряди спортсмена".
Деятельность педагога:
Подготовка инвентаря.
Взаимодействие с родителями:
Помощь в подготовке инвентаря.
Деятельность детей:
Т.А. Шарыгина «Спортивные сказки».
Деятельность педагога:
Подготовка наглядного материала.
Деятельность педагога:
Приобретение книги.
Изобразительная
Деятельность детей:
Рисунки по теме «На катке"
Деятельность педагога:
подготовка принадлежностей для рисования.
Взаимодействие с родителями:
оформление выставки детских работ.
Деятельность детей:
Просмотр презентации «Какими коньки были раньше».
Деятельность педагога:
Подготовка презентации.
Взаимодействие с родителями:
помощь в сборе информации.
Среда
Познавательно-исследовательская
Деятельность детей:
Сбор информации и составление рассказа о других известных фигуристах Самары.
Деятельность педагога:
Систематизация материала по теме.
Взаимодействие с родителями:
помощь детям в сборе информации.
Чтение художественной литературы
Деятельность детей:
Знакомство с книгой Е. Ярцевой «Принцесса льда».
Деятельность педагога:
Подготовка вопросов для беседы по теме.
Взаимодействие с родителями:
Приобретение книги, совместное чтение.
Двигательная
Деятельность детей:
«Веселые старты»
Деятельность педагога:
Подготовка команд ДОУ, спортивного оборудования для соревнований
Взаимодействие с родителями:
Приобретение призов и наград участникам соревнований
Игровая
Деятельность детей:
Дидактическая игра «Фигурное катание»
Деятельность педагога:
Составление игры, подбор сюжетных картинок.
Четверг
Чтение художественной литературы
Деятельность детей:
«Загадки о спорте».
Деятельность педагога:
Подбор загадок.
Коммуникативная:
Деятельность детей:
Мастер-класс тренера по фигурному катанию «Маленькие фигуристы».
Деятельность педагога:
Организация встречи.
Взаимодействие с родителями:
Участие в мастер-классе.
Познавательно-исследовательская
Деятельность детей:
Спортивная гостиная "Режим и питание фигуриста".
Деятельность педагога:
Консультации для родителей.
Взаимодействие с родителями:
Приготовление меню фигуриста.
Пятница
Итоговое мероприятие «Будь спортсменом!
Чтение стихов о спорте
Посещение соревнований юных фигуристов, в числе которых воспитанники ДОУ, в «Ледовом дворце» поселка Мехзавод.
Фото и кинорепортаж родителей о проведенном мероприятии.
Поздравление маленьких спортсменов, воспитанников ДОУ.
Массовое катание на коньках всех участников проекта в «Ледовом дворце» поселка Мехзавод.
Оформление выставки фотографий юных спортсменов, воспитанников ДОУ «Нам есть, кем гордиться!»
Литература:
1. Тимофеева Л.Л. «Маленькая дверь в волшебный мир загадок». М.; Дрофа,2010.
2. Тимофеева Л.Л., Деркунская В.А., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. «Планирование образовательной деятельности в летний период»; ООО «Центр педагогического образования», 2014.
3. Филиппова С.О., Волосникова Т.В. «Олимпийское образование дошкольников»; Методическое пособие, СПб.; «Детство-Пресс», 2007.
4. Иванова Е.В. «Проектная деятельность в детском саду». Спортивный социальный проект. Волгоград, издательство «Учитель», 2014.
5. Филатова н. «Фигурное катание и Я», М.; издательство Гриф и Ко.; 2007.
6. Лавряшина Ю. «Жаркий лед»; М.;ВВЦ, 2008.
Скачать Детско-родительский проект по патриотическому воспитанию "Нам есть, кем гордиться!"
Популярное
- Изучение использования логистики в гостиничном предприятии
- Возврат запчастей заказанных через интернет Подлежит ли замене запчасть если не подошел
- Работал неофициально, уволился, теперь начальник не отдает расчет
- Выбор позиции на рынке Позиций организации на рынке и
- Игра для детей «Весёлая ромашка», или интересный вариант игры «Фанты
- Сколько получает спасатель МЧС: техник, пожарный и др
- Образование в резюме: что необходимо указать, рекомендации и примеры
- Как написать благодарственное письмо: анализ шести образцов
- Сценарий праздника "дорогой дружбы, добра и милосердия" Сценарии или беседы о мире и добре
- Что означает проявление аудитором профессионального скептицизма?