Хозяйственное товарищество. Правовое регулирование деятельности хозяйственных обществ Наименование организации, должность

Образуется товарищество складочным капиталом, который разделяется на доли. Так хозяйственные товарищества действует на основании только учредительного документа, где закрепляется разделение на доли.

В хозяйственном товариществе требуется возникновения учредительного договора, поскольку система органов управления простая, поскольку создание специальных контрольных и исполнительных органов нет необходимости.

Так в полном товариществе учредительным документом является учредительный договор.

Предпринимательскую деятельность полные товарищества, имеют право вести от имени товарищества, то есть являться его органом.

Соответственно в учредительном договоре могут указываться и другие органы товарищества.

  • - во первых предпринимательскую деятельность может осуществляться совместно. Так как при заключении любой сделки требуется единогласное решение всех товарищей.
  • - во вторых само ведение предпринимательской деятельности может быть возложена на определенного товарища. Поскольку остальные будут иметь право на заключение сделки только при наличии доверенности от уполномоченных товарищей. При этом стоит обратить внимание, что такая доверенность может быть выдана только вкладчикам (в коммандите) либо полным товарищам, а не третьим лицам.

Полное товарищество имеет право любой вести предпринимательскую деятельность от самого имени товарищества, тогда соответственно товарищ должен иметь статус индивидуального предпринимателя, то есть физическое лицо должен быть юридическим лицом коммерческого типа либо индивидуальным предпринимателем.

В учредительном документе определяются:

  • - сведенья о содержании фирменного наименования и нахождения места товарищества;
  • - порядок и условия распределения прибыли и убытков между участниками;
  • - деятельность порядка управления товариществом;
  • - порядок самой процедуры выхода учредителей из его состава;
  • - условия о составе и размере складочного капитала;
  • - порядок и размер изменения каждого из участников долей в складочном капитале;
  • - срок, размер, состав и порядок внесения им вкладов;
  • - ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

Коммандитное товарищество действует и создается на основании учредительного договора.

В коммандитном товариществе вкладчиками могут быть любые субъекты, кому это не запрещено законом. Пункт 6 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает запрет на государственные органы и органы местного местного самоуправления, которые не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах. Особенность правового положения коммандитистов в том что:

  • - во первых, не участвуют в деятельности товарищества и не отвечают по его обязательствам;
  • - во вторых участие в их товариществе могут не раскрываться.

Так в учредительном договоре определяются:

  • - сведенья содержащие место нахождения и фирменное наименование товарищества;
  • - условия складочного капитала размер и состав товарищества;
  • -размер и порядок изменения каждого из полных товарищей долей в складочном капитале;
  • - порядок, размер, состав, срок внесения ими вкладов;
  • - ответственность за нарушение обязанностей по внесению вкладов;
  • - вносимые вкладчиком совокупность размер вклада.

Таким образом, участие субъекта допускается анонимно в качестве коммандитистов на вере.

Соответственно, что в полном товариществе учредительным договор подписывается всеми его участниками, а в коммандитном товариществе всеми полными товариществами.

Правовое регулирование деятельности хозяйственных обществ - это совокупность юридических норм, регулирующих правовые отношения, которые возникают в процессе деятельности хозяйственных обществ. В правовом регулировании деятельности хозяйственных обществ можно выделить четыре группы правовых норм:

· систему правовых норм, регулирующих способы действия предприятий (внутреннюю организационно-экономическую деятельность) и процессы их организации (создание, реорганизация, ликвидация);

· систему правовых норм, регулирующих правоотношения в процессах производственно-государственной деятельности: при создании продукции и технологии, при развитии производства, при изготовлении продукции и оказании услуг, в маркетинговой деятельности;

· систему норм, регулирующих правоотношение между организациями государственной власти и управления и предприятиями различных организационно-правовых форм;

· систему норм арбитражного рассмотрения хозяйственных споров (нормы арбитражного процессуального права).

Метод правового регулирования - это совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами.

К диспозитивным относят методы:

· согласования, - то есть субъект правового отношения самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правоотношение с другими субъектами правового регулирования вопросы решаются согласованно;

К императивным относят методы:

· обязательных предписаний, - то есть одна сторона правового отношения дает другой стороне предписание, которое обязательно для выполнения;

· запрета, - то есть одна сторона правового отношения запрещает ту или иную деятельность другой стороне.

Принципы правового регулирования - это основополагающие начала, которые распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование деятельности хозяйственных обществ. Среди принципов правового регулирования выделяют:

· принцип целенаправленности воздействия - на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъекта хозяйственных правоотношений;

· принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народнохозяйственном комплексе: то есть нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений;

· принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций;

· принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции;

· принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов - рабочих) на достижение общественно-необходимых хозяйственных результатов;

· принцип законности - в условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.

Под источником правового регулирования понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в правовом регулировании хозяйственной деятельности предприятий являются:

1) Конституция РФ - главный источник всей системы права;

3) Федеральные Законы РФ

4) Указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;

5) Постановления Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитии и исполнении законов;

6) акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ;

7) акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции, в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами;

8) акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание. Максимов И.М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. Учебное пособие. - Тамбов: Изд. ТГТУ 2002. С. 13-15

Иерархия всех нормативных актов регулирующих деятельность хозяйственных обществ, возглавляется Конституцией Российской Федерации Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.. Основной закон страны гарантирует гражданам право на объединении (ст.30), право частной собственности (ст.35), право обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (ст.46). Управление в акционерном обществе: Учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru - 2006.

В Гражданском Кодексе РФ второй параграф четвертой главы посвящен хозяйственным товариществам и обществам. В нем даются основные положения о хозяйственных обществах, права и обязанности участников хозяйственных обществ, преобразование хозяйственных обществ. Так же, в нем раскрываются правовые положения каждого отдельного вида хозяйственных обществ (акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью).

Федеральные законы определяют особенности правового положения хозяйственных обществ в указанных сферах деятельности, и носят специальный характер правового регулирования деятельности хозяйственных обществ. Основными Федеральными законами, регулирующими деятельность хозяйственных обществ, являются: ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и ФЗ «Об акционерных обществах».

Система правового регулирования деятельности всех коммерческих организаций складывается из законодательных, иных правовых актов и внутренних документов, принимаемых самой организацией в рамках локального нормотворчества. Законодательство, в широком смысле слова, как совокупность не только федеральных законов, но и всех правовых актов различных отраслей, в условиях рыночной экономики не может обеспечить достаточную полноту правового регулирования деятельности хозяйственных обществ.

Законодательство составляет ту основу, которая определяет правовое положение субъекта хозяйственных обществ и формирует основные принципы правового регулирования поведения участников соответствующих отношений: органов управления и акционеров (участников), работодателя и работников, а также разграничивает предмет правового регулирования законодательных норм и норм внутренних документов, устанавливает пределы самостоятельного усмотрения, в рамках которого может развиваться локальное нормотворчество коммерческой организации.

Принятие отдельных внутренних документов прямо предусмотрено законодательством. Другая часть создается по усмотрению самих хозяйственных обществ, в зависимости от сферы и масштаба их предпринимательской деятельности, состава участников, особенностей производственно-хозяйственной структуры организации, территориального расположения ее структурных подразделений, обычаев делового оборота и просто опыта, традиций взаимоотношений коллектива и руководства, акционеров (участников) и менеджеров Д. М. Сорк. Правовое регулирование хозяйственной деятельности // Д.М. Сорк, Е. Н. Белоусов, Е. А. Лисовская, Н. Г. Заморенова. М.: Академия, 2011. С. 47. .

До вступления в силу федеральных законов о хозяйственных обществах документы, принимаемые предприятием (организацией), регулирующие его внутреннюю деятельность, именовались локальными нормативными актами. В большей степени они касались социально-трудовой сферы, хотя не исключалось и иное (положения о структурных подразделениях, стандарты предприятия). С принятием Федерального закона «Об акционерных обществах» появилось новое понятие - внутренние документы, предметом правового регулирования которых являются в основном организация и деятельность органов управления и контроля акционерного общества, хотя иное также не исключается: возможны к утверждению положения о филиалах, о фондах и резервах, о выплате дивидендов, о реализации преимущественного права акционеров ЗАО на приобретение акций, продаваемых другими акционерами и прочие. После внимательного анализа сущности категорий «локальные нормативные акты» и «внутренние документы» организации мы приходим к выводу, что они имеют единую правовую природу и различие этих терминов определяется предметом регулируемых отношений, а скорее даже привычкой именовать документы, принимаемые в сфере трудовых отношений, локальными нормативными актами, а в сфере корпоративных отношений - внутренними документами. Поскольку сущность локальных нормативных актов и внутренних документов полностью совпадает, появление нового термина - «внутренние документы», на мой взгляд, не исключает использование традиционной категории - «локальные нормативные акты», и указанные понятия можно использовать как равнозначные.

В заключение хотелось бы отметить, что для каждой современной коммерческой организации, независимо от ее организационно-правовой формы и сферы предпринимательской деятельности, важнейшее значение имеет создание собственной корпоративной культуры - совокупности ценностей, принципов и правил деятельности, которые бы разделялись всеми работниками, администрацией, органами управления организации. В создании и поддержании корпоративной культуры организации существенное значение имеет локальное нормотворчество, которое складывается на основе правового регулирования деятельности организации. Любой хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность в правовых рамках. Более того, сам правовой статус и соответствующие данному статусу права и обязанности - это опять же сфера действия норм права. Законодательство Российской Федерации определяет ряд норм, регулирующих статус, правовое положение, организационно-правовую форму хозяйственных обществ, а так же права и обязанности субъектов хозяйственных правоотношений.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

(МАУП)

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

(ИМЭФ)

Индекс группы Е-10-06-БМР (2.3)

Фамилия, имя, отчество студента

Иванцова Наталья Павловна

Домашний адрес г. Белая Церковь

ул. Леваневского д. 18, кв. 155

Наименование организации, должность

Зализничное отделение Проминвестбанка

в г. Киеве, ст. экономист

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Хозяйственное право»

вариант 2

Киев 2007

1. Правовое регулирование деятельности хозяйственных товариществ

2. Тест

3. Тест

4.Список использованной литературы

Вопрос 1. Правовое регулирование деятельности хозяйственных товариществ

Отношения в сфере хозяйствования регулируются Конституцией Украины (254к/96-ВР), этим Кодексом, законами Украины, нормативно-правовыми актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативно-правовыми актами других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также другими нормативными актами.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

ОБЛАСТИ И ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Особенности правового регулирования хозяйственных отношений определяются в зависимости от сферы общественного производства, в которой складываются эти отношения, особенностей области хозяйствование, вида хозяйственной деятельности, экономической формы результата хозяйственной деятельности, просторную, на котором складываются хозяйственные отношения (внутреннему или внешнему рынку), особенностей субъектов, между которыми возникают хозяйственные отношения.

2. Правовое регулирование хозяйственных отношений осуществляется с учетом общественного разделения труда, который сложился, и объективно существующих областей народного хозяйства.

3. Особенности правового регулирования внешнеэкономического отношения определяются разделом VІІ этого Кодекса.

1. Вид хозяйственной деятельности имеет место в случае объединения ресурсов (оборудование, технологических средств, сырья и материалов, рабочей силы) для создания производства определенной продукции или предоставление услуг. Отдельный вид деятельности может состоять из единого простого процесса или охватывать ряд процессов, любой из которых входит в соответствующую категорию классификации.

2. В правовом регулировании хозяйственной деятельности и в осуществлении государственного управления народным хозяйством должны учитываться особенности осуществления субъектами хозяйствование отдельных видов этой деятельности.

3. Для отнесения субъекта хозяйствование к соответствующей категории учета определяются основные, второстепенные и вспомогательные виды хозяйственной деятельности.

4. С целью обеспечения системы государственного управления народным хозяйством учетно-статистической информацией, которая удовлетворяет потребности участников хозяйственных отношений в объективных данных о состоянии и тенденциях социально-экономического развития, хозяйственные и финансовые взаимосвязи на межгосударственных, государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также внедрение международных стандартов в области учета и отчетности и перехода на международную систему учета и статистики Кабинет Министров Украины утверждает мероприятия по развитию национальной статистики Украины и государственной системы классификации технико-экономической и социальной информации.

5. Составной частью государственной системы классификации и кодирование технико-экономической и социальной информации есть классификация видов экономической деятельности (КВЕД), которая утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам стандартизации и имеет статус государственного стандарта.

6. Объектами классификации в КВЕД являются все виды хозяйственной (экономической) деятельности субъектов.

1. Совокупность всех производственных единиц, которые осуществляют преимущественно одинаковые или подобные виды производственной деятельности, составляет область.

2. Общая классификация областей народного хозяйства есть составной частью единой системы классификации и кодирование технико-экономической и статистической информации, которая используется субъектами хозяйствования и другими участниками хозяйственных отношений, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в процессе управления хозяйственной деятельностью.

3. Требования к классификации областей народного хозяйства устанавливаются законом.

1. К сфере материального производства належат области, которые определяются видами деятельности, которые создают, восстанавливают или находят материальные блага (продукцию, энергию, естественные ресурсы), а также продолжают производство в сфере оборота (реализации) путем перемещения, сохранение, сортировка, паковка продукции или других видов деятельности.

2. Все другие виды деятельности в своей совокупности составляют сферу нематериального производства (непроизводственную сферу).

1. Материально-техническое снабжение и сбыт продукции производственно-технического назначения и изделий народного потребления как собственного производства, так и приобретенных у других субъектов хозяйствования, осуществляются субъектами хозяйствования путем поставки, а в случаях, предусмотренных этим Кодексом, также на основе договоров купли-продажи.

2. Законодательством могут быть предусмотренные особенности поставки отдельных видов продукции производственно-технического назначения или изделий народного потребления, а также особый порядок осуществления поставки продукции для государственных потребностей.

3. Основные требования относительно заключения и выполнения договоров поставки устанавливаются этим Кодексом, другими законодательными актами.

1. По договору поставки одна сторона - поставщик обязуется передать (поставить) в обусловленные сроки (срок) второй стороне - покупателю товар (товары), а покупатель обязуется принять указанный товар (товары) и уплатить за него определенную денежную сумму.

2. Договор поставки укладывается на усмотрение сторон или соответственно государственному заказу.

3. Сторонами договора поставки могут быть субъекты хозяйствования, указанные в пунктах 1, 2 части второй статьи 55 этого Кодекса.

Введение

  1. Основные положения о хозяйственных обществах.
  2. Правовое регулирование.
    1. Общество с ограниченной ответственностью
    2. Общество с дополнительной ответственностью
    3. Акционерное общество (закрытого и открытого типа)
    4. Дочернее и зависимое общества

Заключение

Введение

В условиях рыночной экономики функционируют предприятия, организации различных организационно-правовых форм, отличающихся друг от друга способами реализации их владельцами права собственности на принадлежащее им имущество, денежные средства, ценные бумаги, в том числе акции, этих объектов собственности.

К числу организационно-правовых форм, посредством которой реализуется право собственности, относятся акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью.

Современная российская предпринимательская практика и развитие законодательства свидетельствуют о том, что рыночным реалиям наиболее соответствуют коммерческие организации, создаваемые в виде хозяйственных обществ.

Вместе с тем, в гражданско-правовой литературе в настоящее время недостаточно уделяется внимание выявлению общих черт и различий хозяйственных обществ.

В результате обходится вниманием целый ряд обстоятельств, имеющих существенное значение для решения, например, таких вопросов: какая из организационно-правовых форм наиболее предпочтительна для ведения хозяйственной деятельности с точки зрения интересов, как самого хозяйственного общества, так и его кредиторов и участников; каковы права и обязанности участников хозяйственного общества той или иной организационно-правовой формы - чем они похожи и чем различаются и т.д.

В рамках настоящей курсовой работы будет предпринята попытка осуществления характеристики акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью как организационных форм коммерческих организаций.

  1. История развития хозяйственных обществ в России

В 19 веке в России хозяйственные общества в частности были представлены акционерными обществами, обществами на паях, обществами с ограниченной ответственностью.

Перевод России на капиталистический путь развития сопровождался учредительством все новых и новых структур, соответствующих новому типу экономических отношений. Ведущее место среди них заняли акционерные объединения, которые носили объединения, которые носили названия «компании», «общества», «товарищества».

Общества с ограниченной ответственностью - это изобретение германских юристов, сделанное в конце XIX века и вызванное самостоятельными требованиями практики, показавшей недостаточную эластичность акционерных компаний, с одной стороны, и ограниченные возможности полных товариществ, препятствующих их широкому распространению, с другой. В 1892 году Рейхстаг принял Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью". Сочла возможным заимствовать этот институт и Австрия, сохранив все существенные черты германского закона. Несколько позднее общества получили распространение и в России. Любопытно, что в США, Англии, Голландии, Бельгии обществ с ограниченной ответственностью не существовало. Там уже давно укоренились акционерные общества, которых становилось больше. Германия и Россия стали исключением. Германия и Россия в силу своих географических особенностей опоздали в территориальном переделе мира. Они практически не имели колоний, которые позволили бы накопить богатство (хотя Россия, все-таки, как признают современные политологи, колонизировала территорию за Уралом). Концентрация капитала в этих странах уступала сосредоточению материальной мощи в Англии и подобных ей странах. Вот почему акционерные общества, пригодные для использования довольно большой массы капитала, были более распространены.

Акционерная форма хозяйствования появляется на таком этапе развития экономики, когда возникает потребность в концентрации огромных капиталов, направляемых на решение глобальных хозяйственных задач или на развитие новых отраслей экономики. Самое общее определение акционерного общества сводится к тому, что это – организация, созданная юридическими или физическими лицами путем объединения их вкладов с целью совместной хозяйственной деятельности.

Акционерное дело для России 19 века не являлось импортной новинкой или делом исключительно иностранных предпринимателей. Успешная деятельность в России «компаний на акциях» известна с середины 18 века. Любопытный факт: когда в 1767 г. 30 купцов – хлеботорговцев организовали акционерную и предложили Екатерине II возглавить наблюдательный совет, императрица охотно согласилась исполнять обязанности директора АО, распорядившись выдать ему беспроцентную ссуду в 20 тыс. руб. «на вспоможение».

Первые АО в России появились во второй половине 18 века. В начале 19 века было зарегистрировано пять акционерных компаний, затем еще несколько. Акционерная форма предпринимательства как атрибут рыночной, капиталистической модели экономики с величайшим трудом прокладывала путь в дебрях российского феодализма. Одной из самых удачных попыток акционерного предпринимательства в дореформенный период следует назвать создание в 1827 году Первого страхового от огня общества, которое просуществовало до 1917 года. Исключительно успешно действовала российская юго-западная судоходная компания, учредителями которой стали видные сановники – князь Гагарин и граф Мордвинов.

Русское правительство, с разрешения которого могли учреждаться акционерные компании, считало эту форму предпринимательства весьма полезной для государства. Поэтому, помимо существенных льгот и преимуществ (предоставления исключительной монополии на определенный срок в той или иной сфере экономической деятельности, освобождение от налогов и сборов, выдача беспроцентных ссуд и кредитов), правительство Николая I пошло на беспрецедентный в российской экономической истории шаг, снизив с первого января 1830 года проценты по вкладам с 5 до 4%. Оно как бы искусственно подтолкнуло российские капиталы с позиции пассивного ожидания ежегодного пятипроцентного навара на поиск более прибыльных точек их приложения. И данная мера возымела свое действие.

Николай I интересовался акционерным учредительством. В отличие от торгового дома, участие в акционерных компаниях было всесословным, и позволяло включаться в их деятельность не только купцам, но и мещанам и дворянам.

Все эти меры в России 30-х годов 19 века вызвали заметное оживление акционерной деятельности. Так, только с 1835 г. по 1838 г. было образовано 45 акционерных компаний. Заметное ускорение этот процесс получил после принятия в 1838 году «Положения о компаниях на акции». И хотя этот закон устанавливал жесткий контроль за деятельностью компаний, во многом ограничивая пределы их прав и возможностей (разрешение только именных акций и запрещение предъявительских, разрешение сделок только за наличные деньги и запрещение сделок на срок и т.д.), тем не менее факт легитимации акционерного дела в России открывал перед ним широкую перспективу развития.

Новая волна акционерного предпринимательства последовала после воцарения Александра II (1856 г.). Чтобы ускорить устремленность частных капиталов в развитие промышленности, правительство Александра II в 1857 году понизило проценты по вкладам, чтобы направить деньги в оборот. Эта мера принесла результаты выше ожидаемых. Это дало толчок промышленному и коммерческому движению, начавшемуся с конца Крымской войны. И, если в 1849-1952 гг. было образовано всего 3 акционерных компании, то в 1957 – 14, а в 1858 – 20, к началу реформ их было 128.

Подлинный рассвет акционерного дела в России начинается в эпоху великих реформ. Уже в первые 2 года перехода экономики на капиталистическую модель развития было учреждено 357 АО, из них – 73 банковских, 163 промышленных. Экономические кризисы середины 70-х и середины 80-х несколько искривили динамику развития акционерного дела в России, но не изменили тенденцию к росту.

Российский рынок притягивал учредителей, допущение деятельности которых осуществлялось на конкурсной основе. Пик акционерного учредительства в России пришелся на предпоследний год «золотого десятилетия» в промышленном развитии России – 1899, когда было учреждено 156 русских и 37 иностранных компаний.

К началу 20 века в России действовало 1300 АО, на их долю приходилось 2/3 объема всей промышленной продукции. По темпам промышленного развития Россия вышла на первое место в Европе и на второе – в мире (после США).

Вызванные войной изменения конъюнктуры не могли не сказаться на характере акционерного учредительства. За 1916 год всего было создано 224 компании с основным капиталом в 372,7 млн руб. Но большинство из них не смогли собрать необходимый капитал и приступить к делу, так как рынки капиталов стали отставать от предпринимательской активности. Обозначилась тенденция к усилению грюндерских настроений среди акционеров-учредителей. То есть все больше компаний учреждалось со спекулятивными целями, в расчете на везение. Еще одна особенность – то, что в годы войны возросла доля акционерных компаний, возникавших для организации новых предприятий.

После Февральской революции 1917 года Постановлением Временного правительства от 17 марта 1917 года право утверждать уставы АО и товариществ на паях было предоставлено министру торговли . Отменялись все законы, ограничивающие деятельность иностранных подданных и лиц иудейского вероисповедания.

Примечательно, что мартовские постановления Временного Правительства сохраняли силу и некоторое время после переворота 1917 года. В середине 1917 года постановления были дополнены. Было разрешено учреждать компании при участии в их капиталах, прибылях и управлении ими рабочими и служащими. В министерстве были разработаны планы образования таких АО, но на практике не были реализованы. В годы войны ничем не обеспеченные выпуски бумажных денег привели к падению реальной стоимости рубля. Поэтому было предпочтительнее владение государственными и частными акциями, а не деньгами. Обладание акциями давало возможность игры на курсах. Расширился и круг держателей акций за счет предпринимателей, офицерства, интеллигенции.

Ко времени прихода большевиков к власти в России действовало около 2850 торгово-промышленных АО с номинальным капиталом 6040 млн. руб.

Помимо этого действовали 51 коммерческий и 10 земельных акционерных банков и 58 железнодорожных компаний. Среди предпринимателей того времени бытовало мнение, что такой политический строй недолговечен. Но совсем иные настроения породил опубликованный 14декабря 1917 года декрета ВЦИКа о том, что банковское дело в России объявляется государственной монополией, а все акционерные и другие общества национализируются. Ленин предполагал, что национализация и промышленного, и банковского капитала будет способствовать углублению революционных преобразований.

В 1917 – 18 гг. было издано несколько декретов, запрещающих деятельность АО и других обществ. Окончательным решением вопроса стала публикация декрета СНК от 4 марта 1919 года «О ликвидации обязательств государственных предприятий». С 1 марта 1919 года все предприятия переводились на государственное сметное финансирование.

Ликвидация хозяйственных обществ в СССР, в свою очередь, явилась составным элементом военно-экономической политики большевиков.

Как было отмечено, в Советской России не существовало хозяйственных обществ. С 1987 года в нашей стране снова наметился рост предпринимательской активности. Приватизация, начавшаяся с тех пор, стала своеобразным антиподом национализации.

Можно выделить несколько периодов процесса приватизации в России.

1 период – 1987-1991 гг. Стихийная / дикая приватизация.

1987 год – издан Закон «о государственных предприятиях», который разрешал выбирать директора, снижалась ответственность предприятий перед министерствами, предприятия могли сами назначать цены на продукцию.

1988 год – издан закон «о кооперации в СССР», который обусловил рост кооперативных предприятий, в то время начали складываться личные состояния.

В 1991 году был издан Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».

2 период – 1992-1994. Массовая ваучерная приватизация.

3 период – 1994-1998. Денежная приватизация и постприватизационное распределение собственности.

  1. Основные положения о хозяйственных обществах

Наиболее распространенными видами юридических лиц по законодательству Российской Федерации являются хозяйственные общества. В соответствии со статьей 66 ГК РФ хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделением на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом.

Для хозяйственных обществ явным характерным моментом является объединение не столько личных усилий участников, сколько имуществ участников общества. Они не отвечают по обязательствам фирмы всем своим имуществом (за исключением обществ с дополнительной ответственностью) в отличие от товариществ, и их предпринимательский риск ограничен суммой вкладов в уставной капитал, который ими определяется самостоятельно и не может быть ниже размера, установленного законом. Поэтому именно размер уставного капитала общества является основной гарантией интересов кредиторов, чем в главном и особенном отличается от хозяйственных товариществ.

В процессе создания общества его учредители объединяют свое имущество на определенных условиях, зафиксированных в учредительных документах общества. На основе такого объединенного капитала в дальнейшем и будет вестись хозяйственная деятельность с целью получения прибыли. Уменьшение уставного капитала общества возможно лишь после уведомления об этом всех его кредиторов, которые в этом случае приобретаю право требовать досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения убытков.

Участниками общества могут быть и граждане и юридические лица. При этом федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах (п. 1 ст. 7 Закона). Из смысла данной нормы следует, что в составе участников общества с ограниченной ответственностью могут быть: а) только граждане (гражданин); б) только юридические лица (юридическое лицо); в) одновременно граждане (гражданин) и юридические лица (юридическое лицо).

Право гражданина создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами основано на нормах гражданского законодательства Российской Федерации. Статья 18 ГК РФ, раскрывая содержание правоспособности граждан, предусматривает, в частности, и названное право гражданина. Но гражданин должен быть способен реализовать это право, иметь возможность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ), иными словами гражданин должен обладать гражданской дееспособностью.

Юридическое лицо по общему правилу может быть участником общества в силу своей правоспособности, предусмотренной в ст. 49 ГК РФ, возникающей с момента государственной регистрации соответствующего юридического лица.

  1. Общество с ограниченной ответственностью

В соответствии с Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Об ООО) от 08.02.1998 N 14-ФЗ обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительным договором размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Данный закон также предусматривает, что те участники общества, которые не полностью оплатили свои доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Только общество является собственником принадлежащего ему имущества, включая вклады учредителей (участников) в уставный капитал общества. Следовательно, участники общества имеют по отношению к нему только обязательственные, но не вещные права на имущество. Участник общества может претендовать на его имущество только в случаях его ликвидации, при своем выходе из него и других случаях, когда оно должно произвести расчет с ним, например, при неполучении согласия от остальных участников общества на отчуждение доли другому участнику.

Согласно вышеуказанного закона ООО имеет в собственности обособленное имущество, которое учитывается на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Также необходимо отметить, что по закону ООО может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, общества относятся к категории коммерческих организаций, то есть таких, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Сообразуясь с этим положением ООО обладают общей (универсальной) правоспособностью. Такие юридические лица могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается законом, юридическое лицо может осуществлять только на основании разрешения (лицензии).

Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации. Правоспособность общества прекращается с его ликвидацией и внесением записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц. Если иные условия не оговорены в уставе, общество действует без ограничения срока.

Что касается участников общества, то участниками ООО могут быть граждане и юридические лица. Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками ООО, если иное не установлено федеральным законом. Также ООО может быть учреждено и одним лицом, которое становится его единственным участником, но оно не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. По закону число участников ООО не должно быть более пятидесяти. В случае, если число участников ООО превысит установленный настоящим пунктом предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников ООО не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления.

Согласно ст. 8 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" участники общества вправе:

  • участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном законодательством России и учредительными документами общества;
  • получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его учредительными документами порядке;
  • принимать участие в распределении прибыли;
  • продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и уставом общества;
  • в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников;
  • получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Участники общества имеют также другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Иные права (дополнительные права) участника (участников) общества могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или предоставлены участнику (участникам) общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

Участники общества обязаны:

  • вносить вклады в порядке, в размерах, в составе и в сроки, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и учредительными документами общества;
  • ограниченно отвечать по обязательствам общества с ограниченной ответственностью;
  • не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.

Участники общества несут и другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Помимо обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устав общества может предусматривать иные обязанности (дополнительные обязанности) участника (участников) общества.

Федеральным законом «О внесении изменения в часть первую ГК РФ и другие законодательные акты» , вступившим в силу с 1 июля 2009 года, в списке учредительных документов ООО произведены существенные изменения. Со вступлением данного закона в силу из числа учредительных документов ООО исключается учредительный договор. Таким образом, единственным учредительным документом ООО становится устав, на основании которого и будет осуществляться деятельность ООО. Согласно

ст. 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" устав общества должен содержать:

  • полное и сокращенное фирменное наименование общества;
  • сведения о месте нахождения общества;
  • сведения о составе и компетенции органов общества;
  • сведения о размере уставного капитала общества;
  • сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;
  • права и обязанности участников общества;
  • сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;
  • сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;
  • сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;
  • иные сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества.

ГК РФ и Закон, на первый взгляд, по-разному определяют понятие уставного капитала общества. Кодекс говорит о том, что уставный капитал составляется из стоимости вкладов участников общества (п. 1 ст. 90 ГК). Закон вместо термина «стоимость вкладов» оперирует другим понятием «номинальная стоимость долей участников». Это противоречие, отмеченное большинством комментаторов Закона, лишь кажущееся. Ведь номинальная стоимость доли участника общества - это денежная сумма, в которую ценен его первоначальный вклад в уставный капитал организации. Но поскольку сам уставный капитал-это не набор конкретных вещей, а денежная оценка внесенных вкладов, постольку Закон более корректен в определении его понятия, нежели ГК.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из номинальной стоимости долей его участников, при этом минимальный размер уставного капитала общества составляет 100 МРОТ от установленного федеральным органом на дату представления документов для государственной регистрации общества. Размер уставного капитала ООО и номинальная стоимость долей участников определяются в рублях. Уставный капитал общества должен быть на момент регистрации общества оплачен его участниками не менее чем на половину. Оставшаяся часть подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности (п. 3 ст. 90 ГК).

Уставом ООО может быть ограничен максимальный размер доли участника, а также может быть ограничена возможность изменения соотношения долей участников. Такие ограничения не могут быть установлены в отношении отдельных участников. Указанные положения могут быть предусмотрены уставом при его учреждении, а также внесены в устав, изменены и исключены из устава по решению , принятому всеми участниками единогласно.

Вкладом в уставный капитал ООО могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал ООО, вносимых участниками и принимаемыми в общество третьими лицами, утверждается решением общего собрания участников ООО , принимаемым всеми участниками единогласно.

Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. Все участники ООО имеют право присутствовать на общем собрании участников ООО, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Положения учредительных документов или решения органов, ограничивающие указанные права участников, ничтожны.

Каждый участник ООО имеет на общем собрании участников число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале ООО. Уставом ООО при его учреждении или путем внесения в устав ООО изменений по решению общего собрания участников, принятому всеми участниками единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников ООО. Изменение и исключение положений устава ООО, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников ООО, принятому всеми участниками единогласно.

Общее собрание участников ООО может быть очередным или внеочередным. Очередное общее собрание участников общества проводится в сроки, определенные уставом общества, но не реже чем один раз в год. Очередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества. Внеочередное общее собрание участников общества проводится в случаях, определенных уставом общества, а также в любых иных случаях, если проведения такого общего собрания требуют интересы общества и его участников.

Уставом общества может быть предусмотрено создание совета директоров (наблюдательного совета) общества. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) определяется уставом ООО. Порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета), а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) и компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета) определяются уставом ООО.

В обществе создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, а лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, не может быть одновременно председателем совета директоров общества.

Уставом ООО может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора). В обществах, имеющих более пятнадцати участников, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) является обязательным. Членом ревизионной комиссии (ревизором) может быть также лицо, не являющееся участником ООО.

Функции ревизионной комиссии (ревизора) ООО, если это предусмотрено уставом, может осуществлять утвержденный общим собранием участников аудитор, не связанный имущественными интересами с ООО, членами совета директоров (наблюдательного совета), с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, членами коллегиального исполнительного органа и участниками.

Членами ревизионной комиссии (ревизором) ООО не могут быть члены совета директоров (наблюдательного совета), лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, и члены коллегиального исполнительного органа.

Изменения персонального состава участников общества с ограниченной ответственностью, равно как н их имущественного положения, не приводят к его ликвидации. Общество продолжает функционировать, даже если в нем остался всего один участник.

Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему выплачивается стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества(ст. 94 ГК). При определении подлежащей выплате суммы необходимо учитывать, возросли или уменьшились чистые активы по сравнению с размером уставного капитала, если иное не предусмотрено учредительными документами.

Реорганизация общества с ограниченной ответственностью осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации. Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества. Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ, а также государственная регистрация изменений в уставе осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.

Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде. В случае, если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ). Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами.

  1. Общество с дополнительной ответственностью

Легальное понятие общества с дополнительной ответственностью дается законодателем в ст. 95 ГК РФ. Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. ОДО является по сути разновидностью ООО, поэтому ГК РФ предусмотрел, что к ОДО применяются правила Кодекса об ООО, если самим ГК не установлено иное.

Спецификой, отличающей эту форму предпринимательской деятельности, является имущественная ответственность участников ОДО по долгам общества. При недостаточности имущества данного общества для удовлетворения претензий его кредиторов участники общества могут быть привлечены к солидарной ответственности личным имуществом. При этом размер этой ответственности ограничен – он касается не всего их личного имущества (как это характерно для полных товарищей), а лишь его части в кратном размере к сумме внесенных участниками вкладов в уставный капитал. Например, участники могут быть привлечены к ответственности в трех-, пятикратном и т.п. размере внесенных ими вкладов. Отсюда вытекает еще одна особенность этого субъекта предпринимательской деятельности. При банкротстве одного из участников ОДО его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не предусмотрен учредительными документами общества.

Уставный капитал ОДО как и в ООО составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества.

  1. Акционерное общество (закрытого и открытого типа)

Согласно п. 1 ст. 96 ГК акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества относятся к юридическим лицам , в отношении которых их участники (акционеры) имеют обязательственные права (п. 2 ст. 48 ГК РФ). Акции, принадлежащие акционеру (участнику акционерного общества), удостоверяют обязательственные права акционера по отношению к обществу. Каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру - ее владельцу одинаковый объем прав. Акционеры - владельцы обыкновенных акций общества вправе в соответствии с законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса, получать дивиденды, а в случае ликвидации общества - часть его имущества. Акционеры - владельцы привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено Федеральным законом "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах). В частности, владельцы привилегированных акций обладают правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации акционерного общества. В целях обеспечения прав акционеров - владельцев обыкновенных акций Закон предусмотрел, что номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала общества.

Учредителями (акционерами) Акционерного общества могут быть юридические лица и граждане Российской Федерации, иностранные физические и юридические лица. Учредителями (акционерами) Общества не могут выступать государственные служащие, военнослужащие, а также государственные органы и органы местного самоуправления. Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным акционером. Общество может впоследствии стать Обществом с одним акционером. Общество не может иметь в качестве единственного учредителя другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Учредительным документом акционерного общества является устав. С момента государственной регистрации требования устава общества становятся обязательными для исполнения всеми органами общества и его акционерами. Устав утверждается общим собранием акционеров единогласно. Если учредитель один, то достаточно его решения об утверждении устава. Устав представляет собой локальный нормативный акт общества. Требования к содержанию устава определяются ст. 52, п. 3 ст. 98 ГК и ст. 11 Федерального закона "Об акционерных обществах".

Согласно ст. 26 Федерального закона "Об акционерных обществах" минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества - не менее 100 МРОТ.

В процессе создания общества все его акции распространяются среди учредителей (п. 3 ст. 99 ГК). В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона "Об акционерных обществах" акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. При этом не менее 50% акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества.

В соответствии с законодательством Российской Федерации акционерные общества бывают двух типов: открытые и закрытые. Указание на факт, является ли акционерное общество открытым или закрытым, должно содержаться в его фирменном наименовании (п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об акционерных обществах"), в уставе общества (п. 3 ст. 11 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Основные особенности открытого акционерного общества:

  • Открытое акционерное общество вправе проводить открытую и закрытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу;
  • Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
  • Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества и не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций;
  • Акционерами ОАО могут быть как физические, так и юридические лица (российские и иностранные), при этом общее число акционеров ОАО не ограничено;
  • Минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества составляет не менее 1000-кратной суммы МРОТ;
  • Акции могут быть оплачены как денежными средствами, так и имуществом, однако для определения рыночной стоимости имущества, передаваемого учредителями для оплаты акций, должен привлекаться независимый оценщик;
  • Высшим органом управления в открытом акционерном обществе является общее собрание акционеров;
  • ОАО позволяет эффективно привлекать инвестиции путем размещения дополнительных выпусков акций (дополнительной эмиссии акций);
  • Все выпуски акций и облигаций ОАО подлежат обязательной регистрации в Федеральной службе по финансовым рынкам, размер государственной пошлины за регистрацию акций в ФСФР составляет 11000 рублей.
  • открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, годовой отчет, бухгалтерский баланс и счет прибылей и убытков общества, проспект эмиссии акций в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Основные признаки закрытого акционерного общества:

  • Учредителями ЗАО могут быть граждане России, иностранные граждане, а также российские и иностранные юридические лица;
  • Минимальное количество акционеров – 1, максимальное – 50 (в случае превышения данного количества ЗАО должно быть преобразовано в Открытое акционерное общество);
  • Минимальный размер уставного капитала составляет 100 МРОТ (10000 руб.);
  • Государственная регистрация ЗАО требует обязательной регистрации акций в ФСФР, а также ведения реестра акционеров общества.
  • акции закрытого акционерного общества распределяются среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц;
  1. Дочернее и зависимое общества

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Правила, регулирующие дочерние и зависимые общества, являются новыми для российского законодательства, и ГК РФ дает лишь самые общие положения, которые нашли свое развитие в других нормативных актах. В соответствии со ст. 105 ГК РФ дочерним обществом признается общество при наличии любого из трех признаков:

Преобладающее участие другой коммерческой организации в ее уставном капитале

Наличие договора об управлении или ином участии в обществе, предоставляющее возможность давать ему обязательные для исполнения указания

Иные возможности влиять на решения, принимаемые дочерним обществом

При наличии этих условий контролирующее общество или товарищество должно солидарно отвечать по сделкам, которые заключили его дочерние и зависимые общества во исполнение обязательных для него указаний первого общества или товарищества. Если же дочерние и зависимые общества станут банкротом по вине материнского общества, последнее будет нести дополнительную (субсидиарную) ответственность по их долгам. В то же время дочерние и зависимые общества не отвечают по долгам материнской организации, а их участники могут потребовать от последней возмещения убытков, причиненных дочерним обществам по вине контролирующего юридического лица.
Дочерние и зависимые общества взаимно участвуют в капиталах друг друга, хотя степень этого участия не позволяет квалифицировать их взаимоотношения как отношения материнского и дочернего общества. В то же время ст. 106 ГК РФ определяет такую зависимость как переход 20-процентного участия одного общества в уставном капитале другого. В этом случае сведения о взаимном участии подлежат официальному опубликованию, и действующее законодательство, связанное с монополизацией и недобросовестной конкуренцией, предусматривает предел взаимного участия в капиталах друг друга и лимит для количества голосов, которыми одно общество может пользоваться при принятии решения другим (зависимым) обществом.
Итак, характерным для хозяйственных обществ является объединение не личных усилий участников, а их имуществ. Участники не отвечают по обязательствам фирмы (за исключением обществ с дополнительной ответственностью), и их предпринимательский риск ограничен суммой вкладов в уставный капитал. Поэтому именно размер уставного капитала общества является основной гарантией интересов кредиторов и приобретает особое значение, нехарактерное для товариществ. Уменьшение размера уставного капитала общества возможно лишь после уведомления всех его кредиторов, которые в этом случае приобретают право требовать досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения убытков (как и при реорганизации).

  1. Правовое регулирование
    1. Обществ с ограниченной ответственностью

Специальным актом гражданского законодательства, определяющим правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, а также порядок создания, реорганизации и ликвидации такого общества является ФЗ от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон), который был принят на основании прямого указания п. 3 ст. 87 ГК РФ и введен в действие с 01.03.1998 г. В нем развиты и конкретизированы соответствующие нормы ГК РФ о хозяйственных обществах и, в частности, об обществах с ограниченной ответственностью. Кроме того, в Законе установлено много правил, не имеющихся в ГК РФ.

В 2008 - 2011 гг. проведено радикальное реформирование законодательства о хозяйственных обществах, в том числе об обществах с ограниченной ответственностью. В этот период в Закон были внесены настолько масштабные изменения и дополнения, что в настоящее время он действует фактически в новой редакции, установленной Федеральными законами от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ, от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ, от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ, от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ, от 27.12.2009 N 352-ФЗ ,

от 27.07.2010 N 227-ФЗ , от 28.12.2010 N 401-ФЗ , от 28.12.2010 N 409-ФЗ , от 11.07.2011 N 200-ФЗ , от 18.07.2011 N 228-ФЗ

Закон определяет в соответствии с ГК РФ правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества (п. 1 ст. 1 Закона).

Устанавливая основы статуса обществ с ограниченной ответственностью, ГК РФ определяет понятие и основы правового положения таких хозяйственных обществ (ст. 87), правила об участниках обществ (ст. 88), основные требования к учредительным документам (ст. 52 и 89), формированию уставного капитала (ст. 90), основы организации управления в обществе с ограниченной ответственностью (ст. 91), особенности реорганизации и ликвидации таких обществ (ст. 92), правила о переходе доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу (ст. 93) и о выходе из общества его участника (ст. 94).

Закон развивает и конкретизирует нормы ГК РФ, регулирующие правовое положение юридических лиц (ст. 48-65 ГК РФ), применительно к обществам с ограниченной ответственностью, а также нормы ГК РФ, устанавливающие основы статуса и организации деятельности таких обществ (ст. 87-94 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 87 ГК РФ правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, а также права и обязанности его участников определяются ГК РФ и законом об обществах с ограниченной ответственностью. Таким образом, ГК РФ ограничивает круг нормативных правовых актов, регулирующих юридический статус хозяйственных обществ данного вида, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, а также права и обязанности участников таких обществ. При этом отношения, отражающие специфику некоторых обществ с ограниченной ответственностью, указанных в п. 2 ст. 1 Закона, регулируются специальным законодательством.

Иные отношения с участием обществ с ограниченной ответственностью могут регламентироваться другими федеральными законами, а также подзаконными правовыми актами. Главным образом это отношения, участниками которых могут быть юридические лица независимо от их видов. Примерами правового регулирования таких отношений могут служить: ТК РФ, регламентирующий трудовые отношения вне зависимости от видов юридических лиц, являющихся работодателями, и форм собственности (см. ст. 11 ТК РФ); ФЗ от 21.11.1996 г. "О бухгалтерском учете", который регулирует отношения, связанные с ведением бухгалтерского учета и представлением отчетности всеми организациями, находящимися на территории Российской Федерации, в том числе и учрежденными в форме обществ с ограниченной ответственностью; другие нормативные правовые акты, имеющие общее значение для всех юридических лиц.

Закон применяется начиная с 01.03.1998 г. (ст. 59 Закона) в отношении всех обществ с ограниченной ответственностью на территории Российской Федерации, в том числе тех, которые приобрели данную организационно-правовую форму в соответствии со ст. 6 ФЗ от 30.11.1994 г. "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Частичные изъятия из указанного правила предусмотрены пятым абзацем п. 3 ст. 59 и п. 2 ст. 1 Закона.

На основании п. 3 ст. 95 ГК РФ нормы ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью, а соответственно и положения Закона применяются также к обществам с дополнительной ответственностью, поскольку иное не предусмотрено специальными правилами, установленными для этих обществ (см. п. 1 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 09.12.1999 г. N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". Далее - Постановление N 90/14 от 09.12.1999 г.).

В форме обществ с ограниченной ответственностью в Российской Федерации действуют различные организации, функционирующие в самых разнообразных сферах. Это производственные, строительные, торговые, посреднические и иные организации, некоторые кредитные и страховые организации, инвестиционные институты, сельскохозяйственные предприятия, иные коммерческие организации. По общему правилу, в части определения порядка создания и правового положения общества с ограниченной ответственностью, прав и обязанностей его участников, порядка его ликвидации и реорганизации Закон обязателен для всех обществ с ограниченной ответственностью на территории Российской Федерации, кроме случаев, когда иное установлено самим Законом.

Например, в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции определяются федеральными законами. Что же касается прав и обязанностей участников таких обществ, то, по смыслу п. 1 ст. 1 Закона и п. 3 ст. 87 ГК РФ, данные отношения регулируются ГК РФ и Законом. Нормы законов, определяющих особенности порядка создания, реорганизации и ликвидации, а также правового положения обществ с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции, в части регулирования прав и обязанностей участников указанных обществ, защиты их прав и интересов должны быть производными от норм ГК РФ и Закона.

В связи с этим в Постановлении N 90/14 от 09.12.1999 г. указано на то, что круг вопросов, указанных в п. 1 ст. 1 Закона и ст. 87 ГК РФ, по которым особенности правового регулирования названных в них обществ могут устанавливаться в иных федеральных законах, является исчерпывающим. По другим вопросам, в том числе связанным с гарантиями и способами защиты прав участников обществ (кроме кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью), применяются общие положения Закона.

Таким образом, федеральное законодательство, регулирующее особенности порядка создания, реорганизации, ликвидации и правового статуса обществ, указанных в п. 2 рассматриваемой статьи (а для кредитных организаций - также предусматривающее права и обязанности их участников), может содержать правила, отличные от тех, которые введены Законом. В таких случаях правовые нормы, устанавливающие указанные правила, следует рассматривать в качестве специальных по отношению к общим нормам ГК РФ и Закона.

Указанные в п. 2 ст. 1 Закона особенности обществ, действующих в области производства сельскохозяйственной продукции, в том числе реорганизованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", могут быть предусмотрены федеральными законами, которые в настоящее время не приняты. При этом, согласно п. 2 Постановления N 90/14 от 09.12.1999 г., особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в области сельскохозяйственного производства относятся лишь к тем из них, которые созданы на базе колхозов, совхозов и других предприятий, непосредственно занятых сельскохозяйственным производством, либо вновь образованы для ведения деятельности в этой сфере, и не распространяются на общества, действующие в промышленности и осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции, выполнение работ и оказание услуг для сельскохозяйственных производителей.

До принятия соответствующих федеральных законов, которые могут содержать специальные нормы об особенностях обществ с ограниченной ответственностью в сфере инвестиционной деятельности и в области производства сельскохозяйственной продукции, следует руководствоваться действующими правовыми актами, в том числе подзаконными.

Обратим внимание, что специальные нормы действуют не только в отношении создания, реорганизации, ликвидации и правового положения обществ, указанных в п. 2 рассматриваемой статьи. Например, ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве) предусмотрены специальные правила о банкротстве, в частности, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, а также о банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг (гл. IX ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

  1. Акционерных обществ

Федеральный закон от 26.12.1995 г. "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), принятый Государственной Думой на основании прямого указания ст. 96 ГК РФ и введенный в действие с 01.01.1996 г., является актом гражданского законодательства, развивающим нормы ГК РФ об акционерных обществах и устанавливающим новые правила.

Сфера применения Закона об АО и его место в системе акционерного законодательства Российской Федерации определяются правилами, установленными в ст. 1 Закона об АО. Так, предусмотрено, что в соответствии с ГК РФ указанный Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров (п. 1 ст. 1).

В связи с этим уместно напомнить, что согласно п. 3 ст. 96 ГК РФ правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционеров определяются в соответствии с ГК РФ и законом об акционерных обществах. Таким образом, ГК РФ ограничивает круг нормативных актов, регулирующих юридический статус общества, а также права и обязанности акционеров. По иным вопросам деятельности акционерных обществ допускается правовое регулирование при помощи иных федеральных законов, а также подзаконных правовых актов.

Устанавливая основы правового положения акционерных обществ, ГК РФ определяет понятие акционерного общества и основные признаки таких обществ (ст. 96), их виды (открытые и закрытые) (ст. 97), порядок образования (ст. 98), общие правила об увеличении и уменьшении акционерными обществами уставного капитала (ст. 99-101), вводит ограничения на выпуск ценных бумаг и выплату дивидендов (ст. 102), устанавливает общие начала организации управления в акционерных обществах и правила внешнего аудита (ст. 103), в т.ч. исключительную компетенцию общего собрания акционеров, принципы определения полномочий совета директоров (наблюдательного совета) общества и его исполнительного органа.

Следует обратить внимание на то, что п. 1 ст. 1 Закона об АО провозглашает зависимость данного Федерального закона от норм ГК РФ и подчиненность Закона об АО этим нормам, подчеркивает взаимосвязь указанных законов, а также определяет возможные пределы конкретизации норм ГК РФ в Законе об АО. Пункт 1 ст. 1 имеет целеполагающее значение для всего Закона об АО.

Закон об АО не только конкретизирует и развивает нормы ГК РФ, регламентирующие правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционеров, но и определяет порядок создания, реорганизации и ликвидации акционерных обществ, на которые распространяется действие Закона об АО.

Закон об АО распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено этим Федеральным законом и иными федеральными законами (п. 2 ст. 1 Закона об АО).

В форме акционерных обществ в Российской Федерации действуют различные юридические лица, функционирующие в самых разнообразных сферах. Это, например, производственные, строительные, торговые, посреднические и иные организации, банки, страховые организации, инвестиционные институты, сельскохозяйственные предприятия, возникшие в результате реорганизации колхозов и совхозов, коммерческие организации, созданные в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий, и др.

В связи с этим целесообразно иметь в виду, что по общему правилу в части определения порядка создания, реорганизации, ликвидации и правового положения акционерного общества, прав и обязанностей акционеров, юридических принципов и правил защиты их прав Закон об АО обязателен для всех акционерных обществ, созданных или создаваемых на территории Российской Федерации, кроме случаев, когда иное установлено самим Законом об АО и другими федеральными законами. Например, пп. 3-4 ст. 1 Закона об АО в качестве исключений из данного правила определяют, что особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения названных в них отдельных разновидностей акционерных обществ определяются федеральными законами. Пункт 5 этой же статьи допускает установление особенностей создания указанных в нем акционерных обществ в соответствующем федеральном законе и иных правовых актах Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

В отношении прав и обязанностей акционеров, мер защиты их прав и интересов, к обществам, подпадающим под специальное правовое регулирование в части особенностей их правового положения, а также создания, реорганизации и ликвидации, по смыслу п. 1 и 2 Закона об АО и п. 3 ст. 96 ГК РФ, применяются соответствующие нормы ГК РФ и Закона об АО. Следовательно, законы, определяющие особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения страховых организаций, инвестиционных фондов и других юридических лиц, действующих в форме акционерных обществ, в части регулирования прав и обязанностей акционеров, защиты их прав и интересов должны быть производными от ГК РФ и Закона об АО.

Поэтому в случаях, когда в тех или иных акционерных обществах нарушаются права акционеров, предусмотренные ГК РФ и Законом об АО, заинтересованные лица вправе требовать в судебном порядке применения к конкретным правоотношениям норм Закона об АО, устанавливающих гарантии и способы защиты прав акционеров. Указанные нормы, по общему правилу, применяются независимо от специфики конкретных акционерных обществ, указанных в пп. 3-5 Закона об АО.

Что же касается регулирования особенностей создания, реорганизации, ликвидации и правового статуса акционерных обществ, то нормы специального законодательства о юридических лицах, указанных в п. 3-4 ст. 1 Закона об АО, определяющие особенности их создания, реорганизации, ликвидации, организации управления и контроля, выпуска ценных бумаг и т.п., могут содержать правила, отличные от тех, которые устанавливает Закон об АО или регулировать те отношения, которые Законом об АО не регулируются. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации таких предприятий (см. п. 5 ст. 1 Закона об АО). Особенности правового положения акционерных обществ, указанных во втором предложении первого абзаца п. 5 ст. 1 Закона об АО, определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Обратим внимание, что специальные нормы действуют не только в отношении создания, реорганизации, ликвидации и правового положения акционерных обществ, указанных в п. 3-4 ст. 1 Закона об АО. Например, ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрены специальные правила о банкротстве, в частности, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, а также о банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг (см. гл. IX ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно: предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей, определяются федеральными законами (см. п. 4 ст. 1 Закона об АО).

В приведенном правиле установлен перечень акционерных обществ, действующих в сельском хозяйстве, особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения которых определяются федеральными законами. Особенности акционерных обществ, действующих в области производства сельскохозяйственной продукции, реорганизованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", должны регулироваться федеральными законами. Отметим, что названный Указ утратил силу на основании Указа Президента РФ от 25.02.2003 г. N 250 в связи с принятием ЗК РФ и ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" .

3.3. Открытые и закрытые общества

В настоящее время правовое положение акционерного общества, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, в значительной степени определяется тем, к какому типу оно относится, является открытым или закрытым. Принадлежность акционерного общества к тому или иному типу отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Следует обратить внимание на то, что общества, учредителями которых выступают в случаях, установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми (п. 4 ст. 7 Закона об АО).

Основные различия между открытыми и закрытыми акционерными обществами установлены соответственно в п. 2 и 3 ст. 7 Закона об АО.

Открытое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований Закона об АО и иных правовых актов Российской Федерации. Такое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации.

Число акционеров открытого общества не ограничено.

В открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.

Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. В случае, если число акционеров закрытого общества превысит указанный предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшится до указанного предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

Акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом закрытого общества может быть предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций. Уступка указанного преимущественного права не допускается.

Акционер общества, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само общество с указанием цены и других условий продажи акций.

3.4. Дочерние и зависимые общества

Дочерним и зависимым обществам посвящены правила ст. 6 Закона об АО. Данная статья основана на правилах, установленных в ст. 105 и 106 ГК РФ. В ней воспроизводятся нормы ГК РФ о дочерних и зависимых обществах и предусмотрено право акционерного общества иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества, наделенные правами юридического лица.

Общество может иметь дочерние и зависимые общества с правами юридического лица на территории Российской Федерации, созданные в соответствии с Законом об АО и иными федеральными законами, а за пределами территории Российской Федерации - в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения дочернего или зависимого обществ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (см. п. 1 ст. 6 Закона об АО).

Дочерние и зависимые общества на территории РФ могут создаваться в соответствии с ГК РФ, Законом об АО и другими федеральными законами (ФЗ от 08.02.1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью", ФЗ от 09.07.1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", ФЗ в редакции ФЗ от 03.02.1996 г. О банках и банковской деятельности" и др., а на территории иностранного государства - в соответствии с указанными федеральными законами и требованиями законодательства соответствующего иностранного государства, если международным договором не установлены иные правила.

Обратим внимание, что ГК РФ (ст. 105) и Закон об АО прямо называют два условия, при наличии любого из которых решения дочернего общества определяются основным: 1) преобладающее участие основного общества или товарищества в уставном капитале дочернего; 2) наличие гражданско-правового договора между основным обществом или товариществом и дочерним. Пункт 3 ст. 6 Закона об АО отграничивает имущественную ответственность дочернего общества от ответственности основного: дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества).

Необходимо также иметь в виду, что ответственность основного общества по долгам дочернего общества при несостоятельности (банкротстве) последнего, а также в случаях причинения убытков дочернему обществу может наступать лишь при наличии вины основного общества в соответствии со ст. 401 ГК РФ. На это обстоятельство Пленум ВАС РФ в п. 28 постановления от 18.11.2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" специально обратил внимание арбитражных судов.

В п. 4 ст. 6 Закона об АО содержится определение зависимого хозяйственного общества, основанное на положениях п. 1 ст. 106 ГК РФ: общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более 20% голосующих акций первого общества.

Заключение

В нашей стране хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенными на вклады участников (учредителей) уставным капиталом.

Хозяйственные общества представлены несколькими видами: акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью.

Акционерное общество - это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Общество с ограниченной ответственностью - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами разделов; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредителями размеров; участники такого общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

Больше всего в нашей стране распространены акционерные общества, потому что они имеют ряд преимуществ. Они обеспечивает уникальную форму реализации коллективной собственности, объединяя на единой правовой основе всех участников создавая при этом заинтересованность в конечных результатах работы. Выпуск и распространение акций дает реальную возможность контроля деятельности и управления ею со стороны акционеров.

Список использованной литературы

Нормативный материал:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский Кодекс РФ.
  3. ФЗ от 08.02.1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  4. ФЗ от 26.12.1995г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Литература:

  1. Анохин В.С. Предпринимательское право. Учебник для ВУЗов/, - М., Изд. «Владос», 1999г., 400с.
  2. Барышников М.Н. – История делового мира Российской Федерации, М.: АО «Аспект Пресс», 1994.
  3. Боголюбова С.А., Минина Е.Л. Аграрное право, учебник – М.: Эксмо, 2007. - 368с. - (Российское юридическое образование).
  4. Галагин А.А. – Истоки российского предпринимательства, М.: Ось-89, 1997.
  5. Кибенко Е.Р. Научно – практический комментарий Закона «О хозяйственных обществах» - Х.: Эспада, 2000.
  6. Подвинская Е.С., Жиляева Н.И. - Все об акционерных обществах, М.: 1993г.
  7. Слепенкова Е.М. – Становление акционерной собственности в современной российской экономике // Вестник МГУ, серия «Экономика», № 4, 2000.
  8. Яновская Н.А. Уставный фонд: формирование, изменение, ликвидация, изд-во «Фактор», Харьков, 1998.