Субъекты малого предпринимательства: условия получения статуса и перечень льгот. Льготы для малого бизнеса, которые сделают вашу предпринимательскую жизнь проще Налоговые льготы для малого и среднего бизнеса

В каждом регионе нашей страны существуют программы, в рамках которых предоставляются различные субсидии, компенсации, льготы и другие виды помощи. Какие формы государственной поддержки для предпринимателей существуют и как ими воспользоваться? Об этом мы расскажем в нашей статье.

На сегодняшний день наиболее востребованными программами помощи малому бизнесу являются:

  • субсидия на открытие бизнеса для безработных;
  • субсидия на развитие бизнеса для начинающих предпринимателей;
  • поручительство по кредитным и лизинговым договорам;
  • компенсация части процентов по кредитам;
  • возмещение части затрат по договору лизинга;
  • выдача займов по сниженным ставкам;
  • возмещение расходов на участие в выставках и ярмарках;
  • налоговые льготы начинающим и действующим предпринимателям.

Рассмотрим все эти виды государственной поддержки подробнее.

Субсидия на открытие бизнеса для безработных

Если вы остались без работы и хотите попробовать свои силы в бизнесе, на первых порах вам может помочь субсидия от центра занятости населения в размере 58 800 рублей. Этот вид государственной помощи предоставляется безработным гражданам безвозмездно. Для того чтобы получить субсидию, вам нужно обратиться в службу занятости населения по месту прописки, встать на учет по безработице, написать и защитить бизнес-план. В некоторых центрах занятости дополнительно потребуется пройти краткое обучение азам предпринимательства и психологическое тестирование.

Лучше всего, если ваш будущий бизнес будет иметь социальную направленность и вы создадите одно или несколько рабочих мест. К примеру, займетесь изготовлением изделий народного творчества. К рассмотрению не принимаются бизнес-идеи, связанные с производством или реализацией алкоголя, открытием ломбарда, сетевым маркетингом. После защиты бизнес-плана перед комиссией и в случае его одобрения, вы заключаете договор с центром занятости о получении субсидии. Обратите внимание, регистрировать ИП или ООО следует только после заключения договора. Соблюдать такой порядок действий необходимо, поскольку договор заключается с вами, как с безработным, а не как с предпринимателем или юридическим лицом.

Расходы на оформление регистрации также компенсируются государством. Возмещение перечисляется по факту, то есть оплатить регистрацию вы должны за свой счет, после чего предоставить документы об оплате в центр занятости.

Сумма субсидии может увеличиться, если вы наймете одного или нескольких безработных, которые также зарегистрированы в этом центре занятости (+58 800 за каждого нанятого сотрудника). Эта программа действует только для ИП.

В течение трех месяцев с момента получения субсидии вы должны подтвердить, что средства израсходованы в соответствии с утвержденным бизнес-планом. Если ваш бизнес «продержится» меньше года - деньги придется вернуть государству.

Субсидия начинающим предпринимателям

На развитие бизнеса можно получить более значительную сумму - 300 000 рублей (500 000 рублей для предпринимателей Москвы). Для того чтобы вам предоставили такую субсидию, с момента регистрации вашего ИП или ООО должно пройти не менее года. Деньги выдаются после защиты бизнес-проекта, но на условиях софинансирования, то есть вы вкладываете 50-70% собственных средств, а государство компенсирует оставшуюся часть ваших затрат на развитие бизнеса. Расходовать субсидию можно на приобретение оборудования, оснащение рабочих мест, закупку сырья, оплату аренды. Еще одним условием предоставления субсидии является отсутствие у вашей компании задолженности по налогам и страховым взносам. Безвозвратные ссуды чаще всего выдаются предпринимателям, которые осуществляют социально важную деятельность - занимаются бытовым обслуживанием, работают в сфере образования, здравоохранения и т.д. За потраченные государственные средства нужно будет детально отчитаться. Узнать все подробности вы можете в органах местного самоуправления или фондах поддержки предпринимательства вашего региона.

Поручительство по кредитным и лизинговым договорам

Практически в каждом регионе есть гарантийные фонды, которые могут стать поручителями при оформлении предпринимателем кредита или заключении договора с лизинговой компанией. Такое поручительство является дополнительным преимуществом при получении займа. За услугу фонду придется заплатить 1,5-2% от суммы поручительства, которая, как правило, составляет 30-70% от суммы кредита.

Как воспользоваться помощью гарантийного фонда:

  1. На сайте фонда или по телефону выясните требования к заемщикам.
  2. Если вы им соответствуете, то уточните, какие банки являются партнерами фонда. Выберите банк, в котором хотели бы взять кредит.
  3. При обращении в банк укажите, что хотели бы, чтобы вашим поручителем выступил гарантийный фонд.
  4. Если ваша заявка на кредит одобрена банком, то далее совместно с банком вам нужно подготовить документы и заявку в гарантийный фонд.
  5. При положительном решении фонда составляется трехсторонний договор поручительства.
  6. Вы получаете кредит и оплачиваете услуги гарантийного фонда.

Гарантийный фонд должен находится в том же регионе, в котором зарегистрирован ваш бизнес.

Компенсация части процентов по кредитам

Если вы взяли кредит на развитие бизнеса в одном из российских банков, то можете компенсировать часть процентов по кредиту за счет государства. Сумма субсидии зависит от действующей ставки рефинансирования и размера кредита. Этот вид поддержки действует практически во всех регионах и распространяется на большинство видов деятельности.

Возмещение части затрат по договору лизинга

Еще один популярный вид помощи малому бизнесу от государства - компенсация части платежей по лизинговым договорам. Если вы берете в лизинг производственное оборудование или транспорт, то у вас есть возможность вернуть часть средств. Максимальный размер отличается в зависимости от региона: например, в Москве он составляет до 5 млн. рублей. Узнать все подробности вы можете в департаменте по развитию малого бизнеса или фондах поддержки предпринимательства вашего региона.

Выдача займов по сниженным ставкам

Во многих субъектах РФ существуют программы микрофинансирования малого бизнеса, которые дают возможность предпринимателям получать кредиты и краткосрочные займы на льготных условиях. Как правило, сумма займа составляет от 10 тыс. до 1 млн. рублей на срок 1-3 года. Процентная ставка варьируется от 8 до 10%. Кредиты по более низкой ставке - 5 % отдельные регионы предоставляют предпринимателям, которые работают в производственной или сельскохозяйственной сфере, оказывают бытовые услуги, то есть занимаются социально значимой деятельностью. В некоторых случаях можно получить и более крупную сумму - до 5 млн. на более длительный срок - до 5 лет.

Для получения займа обратитесь в фонд поддержки предпринимательства вашего региона. Там вам сообщат, каким требованиям должен соответствовать заемщик, какие документы и, возможно, залоговое обеспечение необходимы для получения займа. На основании предоставленных документов и залога специалисты фонда вынесут решение о выдаче или отказе в выдаче займа.

Возмещение расходов на участие в выставках и ярмарках

Этот вид господдержки малого бизнеса позволит вам сократить расходы на участие в выставках и ярмарках, то есть воспользоваться возможностью представить свой товар широкой аудитории, найти клиентов и партнеров, обменяться опытом. Государство может оплатить две трети вашего участия в подобных мероприятиях - аренду и доставку оборудования, регистрационный взнос. Не возмещаются затраты на проезд, проживание и питание. Субсидия предоставляется один раз в течение текущего финансового года. Сумма субсидии - от 25 000 до 300 000 рублей, в зависимости от региона.

Налоговые льготы начинающим и действующим предпринимателям

С 1 января 2015 по 31 декабря 2020 года регионы имеют право на 2 года устанавливать нулевую налоговую ставку для впервые зарегистрировавшихся ИП. Это касается предпринимателей на «вмененке» и патенте, которые работают в производственной, социальной, бытовой или научной сфере. К примеру, в 2016 году «налоговые каникулы» действуют в Брянской, Воронежской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Омской, Тульской и многих других областях.

Также с 2016 года в качестве антикризисных мер поддержки малого бизнеса в некоторых регионах действуют сниженные налоговые ставки для предпринимателей на УСН - от 1% и ЕНВД - от 7,5%.

Другие формы государственной поддержки малого бизнеса

Во всех регионах нашей страны проводится обучение и повышение квалификации субъектов малого бизнеса, которое включает в себя разнообразные тренинги, семинары, конференции. По любым вопросам, неизбежно возникающим и у новичков, и у тех, кто уже ведет предпринимательскую деятельность не один год, вас проконсультируют профессиональные бухгалтеры, юристы и другие специалисты. Эти услуги оказываются бесплатно.

Как узнать о мерах поддержки в своем городе?

Подробное описание мер поддержки вы найдете в Бизнес-навигаторе МСП - бесплатном ресурсе для предпринимателей. Здесь собрана база всех государственных и муниципальных организаций, которые оказывают поддержку малому и среднему бизнесу в вашем регионе.

Если после прочтения статьи у вас остались какие-либо вопросы, задавайте их в комментариях.

У организации, зарегистрированной в Москве, находится в собственности административное здание, по которому налог на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости. До 31 июля 2016 г. компания имела статус субъекта малого предпринимательства (выписка из базы данных субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы). С 1 августа 2016 г. организация не попала в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Имеет ли право она применять в 2016 г. льготу по налогу на имущество в соответствии с п. 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64?

Пунктом 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон № 64) предусмотрена льгота в отношении объектов недвижимоcти, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Для ее получения, в частности, необходимо, чтобы организация являлась субъектом малого предпринимательства. В Законе № 64 нет указаний о том, что для получения льготы организация должна быть внесена в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр).

Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства дано в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ). К ним относятся компании, соответствующие условиям ч. 1.1 данной статьи.

С 1 января 2016 г. некоторые из этих условий изменились. В частности, это касается ограничений по численности и доходам. Сами числовые значения остались прежними: не более 100 человек и не более 800 млн руб. Однако если раньше с ними сравнивалась средняя численность работников за год и выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, то теперь - среднесписочная численность и доходы, определяемые в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах и суммируемые по всем налоговым режимам (п. 2, 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

С 1 июля 2016 г. действует новая ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ. Ей установлено, что теперь компании, удовлетворяющие критериям ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, включаются в реестр, который ведет ФНС России. В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ при внесении организаций в реестр берутся показатели среднесписочной численности и доходов за предшествующий календарный год. Сведения вносятся ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе данных, имеющихся у ФНС России по состоянию на 1 июля текущего календарного года (п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ). В письме от 23.08.2016 № СА-4-14/15480 ФНС России разъяснила, что для формирования реестра использовались данные за 2015 г. Следовательно, если в 2015 г. среднесписочная численность и (или) доходы компании превысили установленные пределы, она в реестр не включается, так как не соответствует критериям субъекта малого предпринимательства.

Таким образом, организации надо проверить свои данные по среднесписочной численности и доходам за 2015 г. на их соответствие критериям ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. И если окажется, что они превышают установленные пределы, компания не вправе применять в 2016 г. льготу по налогу на имущество.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о льготах для малого бизнеса, рассмотрим их основные виды.

Сегодня вы узнаете:

  1. Какие предприятия являются малым бизнесом и могут рассчитывать на льготы;
  2. Какие административные или налоговые льготы предлагаются государством;
  3. Особенности государственных льгот для IT–компаний.

Какие виды деятельности чаще попадают под льготы

Под льготными условиями понимается некоторое послабление в уплате налогов, оформлении документации и упрощенного ведения учета. Такие меры снижают поступления в бюджет государства, но способствуют появлению и развитию успешных бизнес-проектов.
Для государства наиболее приоритетными являются следующие сферы деятельности:

  • Предоставление услуг населению;
  • Торговля и производство товаров массового потребления, продуктов питания;
  • Экологический туризм;
  • Благоустройство и переработка бытового мусора;
  • Предоставление маркетинговых или рекламных услуг;
  • IT–технологии и инновации;
  • Коммунальная сфера;
  • Сельское хозяйство и переработка продукции.

Экономисты считают, что льготы для малого бизнеса помогут снять социальный дисбаланс и напряжение в обществе, создадут перспективные рабочие места и поднимут отдельные отрасли экономики.

Признаки предприятий «малого бизнеса»

Последние поправки в законодательство расширили круг фирм, которые попадают под определение «малый бизнес».

К ним относятся предприятия со следующими данными:

  • Средняя учетная численность персонала не превышает 100 сотрудников (или 15 работников для микробизнеса);
  • Общая сумма дохода, которая рассчитана на основе налоговой декларации, не превышает 800 млн. руб. за год (для предприятий микробизнеса – 120 млн. руб.);
  • Процент капиталовложений в от других фирм не должен превышать 49%;
  • Доля участия гос.образований, религиозных, общественных организаций, а также фондов не должна быть свыше 25%.

Но есть исключения из последних 2-х пунктов, когда указанные лимиты не касаются следующих организаций:

  1. Участников проекта «Сколково».
  2. Предприятий, использующих в своих проектах высокотехнологичные разработки – «детища» своих учредителей – научных или бюджетных организаций.
  3. Акционеров инновационного экономического сектора, а также компаний, владельцы которых включены в список Правительства на государственную поддержку инновационной деятельности.

Единый реестр компаний малого бизнеса был создан 1 августа 2016г. на основании данных сформированных налоговиками и далее постоянно обновляется. Данные были взяты из отчетов компаний – сведения о среднесписочной численности работников, о доходах, регистрационные данные, а также иная информация, имеющаяся в других источниках госорганов.

Доступ к реестру можно получить на сайте ФНС. Достаточно лишь ввести свои регистрационные данные: ИНН, ОГРН, название компании и проверить есть ли ваше предприятие в этом списке. Также можно данные уточнить и дополнить, сделав соответствующее заявление в налоговую.

Если вашей компании в Реестре нет, то пользоваться льготами малого предприятия вы не имеете права.

Административные льготы для малого бизнеса

Многие предприятия разной формы собственности жалуются на большое количество сложностей при оформлении документации, проведении проверок и сдачи отчетности. Поэтому льготы для бизнеса в этой сфере направлены на упрощение работы и становление новой компании.

Основные административные льготы, на которые может рассчитывать малый бизнес:

  • Бухгалтерский учет допустимо вести в упрощенной форме, с начислением амортизации по основным средствам один раз в год, а не ежемесячно. Материальные и производственные затраты можно сразу списывать на издержки, а не по мере использования. Разрешается вести учет при помощи сплошного метода регистрации хоз.операций;
  • Отсутствие фиксированного лимита в кассе предприятия. Чтобы воспользоваться таким льготным правом, руководство должно издать отдельный приказ об отказе от лимита. Вместо работы на кассовом аппарате, можно ограничиться выдачей товарного чека покупателю.
  • Возможность на льготных условиях заключать договора аренды с региональными или местными органами власти. Такая привилегия доступна в течение 5 лет, после чего должна продлеваться.
  • Право на упрощенное оформление трудовых отношений на предприятии. можно подписать с любым нанятым сотрудником на срок до 5 лет (при согласии самого работника).
  • Возможность получать финансовые субсидии на развитие бизнеса от властей разного уровня. К ним относятся оплата образовательных или переобучающих программ, частичное погашение лизинговых соглашений при покупке нового оборудования.
  • Применение пониженных ставок налогов для компаний, ведущих свою деятельность в рамках УСН или ЕНВД.

В качестве административных льгот для компаний малого бизнеса предусматривается ограничение числа проверок, которые отнимают много времени и являются настоящей проблемой для новых компаний:

  • Общее время проверок за год суммировано не должно превышать 50 часов. Это правило распространяется на все инспекции и плановые проверки;
  • Интересное нововведение – надзорные каникулы, которые действовали до конца 2018 года. Сейчас на законодательном уровне рассматривается возможность их продления на период до 2022 года. В это время наложено своеобразное вето на проведение плановых проверочных мероприятий для неналоговых органов (к примеру, пожарные и санитарные инспекции). Такой льготой могут пользоваться новые и уже работающие предприятия малого бизнеса.

В отдельных регионах местные органы управления могут предлагать малому бизнесу собственные временные льготы, чтобы стимулировать бизнес в конкретной области.

Для небольших предприятий проблемой является получение займа в банке. Поэтому возможность получения государственной гарантии при обращении за кредитом тоже является льготной привилегией.

Федеральный закон №185-ФЗ от 03.07.2018г. внес изменения в имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, а именно разрешив бессрочный выкуп арендуемого гос- и муниципального имущества, а также использование земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Следующий правительственный документ №1212 от 10.10.2018г. изменил правила выдачи субсидий кредитным учреждениям на покрытие недополученных доходов в связи льготным кредитованием предприятий малого и среднего бизнеса.

Согласно данному документу на инвестиционные цели можно будет оформить льготный кредит до 400 млн.руб., при соблюдении условий – сумма всех заемных средств не должна превышать 1 млрд. руб.

Налоговые льготы для малого бизнеса

Наиболее актуальный вопрос для предприятий этого сектора – различные налоговые льготы для бизнеса. Они помогают экономить капитал, направлять его на важные статьи расходов.

Существуют специально разработанные системы налогообложения, на которые могут рассчитывать предприниматели:

  1. – помогает экономить за счет уплаты одного налога и ведения небольшого количества документации. Подходит, если обороты за год не превышают 150 млн. руб.
  2. – практически заменяет собой НДС и налог на прибыль. Для него не определен лимит годового дохода, но деятельность должна вестись строго по видам, определенным региональными законами и численность работников не превышать 100 человек.
  3. – льгота, направленная на поддержку фермерских предприятий. Он поддерживает производителей, работающих на земле и занимающихся продажей собственного сырья.
  4. – простой вариант, который подходит индивидуальным предпринимателям, имеющим в штате не более 15 сотрудников. При годовом доходе до 60 млн. руб. можно перейти на ПСН, которая отличается невысокими платежами в бюджет, минимальным количеством документации и отчетности.

Законодательно предусмотрено право властей в регионах временно устанавливать более низкие ставки по местным налогам и сборам. Это поможет стимулировать малый бизнес на территориях, где высокий уровень безработицы и есть острая необходимость создания рабочих мест.

Предприниматели могут направлять сэкономленные средства на расширение производства или переоборудование мощностей.

Особенности льгот для IT–компаний

Понимая всю необходимость быстрого развития инноваций и компьютерных технологий, государство выделило IT–бизнес в качестве приоритетной сферы. Для них льготные условия работы продлеваются один раз в 5 лет, а налоговые ставки заметно снижены.

Например, при уплате в бюджет взносов на заработную плату персонала, расчет ведется по ставке 14% вместо стандартных 30%.

Рассчитывать на налоговые или административные льготы от государства могут IT–компании, отвечающие следующим критериям:

  • Общее количество занятого персонала должно быть не менее 30 человек;
  • Более 90% от годовой прибыли составляет сумма от реализации собственных услуг или технологий;
  • Предприятие должно оформить аккредитацию в Минкомсвязи.

Чтобы не потерять льготы, IT–компания должна строго вести документацию, учет и не выходить за рамки малого бизнеса.

Оформление льготных условий

Работать на льготных условиях могут как новые, так и активно действующие предприятия малого бизнеса. Предварительно следует внимательно изучить все особенности выбранной льготной системы налогообложения, узнать об условиях и субсидиях в отдельно взятом регионе.

Руководству предприятия потребуется пересмотреть существующую учетную политику, ведение бухгалтерского учета и скорректировать отчетность в соответствии с требованиями.

Кроме льготных условий работы и налогообложения, малый бизнес имеет право на различные виды финансовых субсидий, или займы из специальных государственных фондов. Получают развитие специализированные программы по созданию бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей, помогающие неопытному бизнесу крепче стать на ноги.

Минфин согласен частично освободить малые предприятия от налога на имущество исходя из кадастровой (рыночной) стоимости торгово-офисных помещений.

Как пояснили "РГ" в Минфине, такой вариант развития событий обсуждался на совещании в администрации президента РФ.

Отмена льгот с 1 июля 2014 года и с 1 января 2015 года для малых предприятий, "работающих" на едином налоге на вмененный доход и, соответственно, по упрощенной системе налогообложения (УСН) в торгово-офисных помещениях, взволновало общественные организации, защищающие права бизнесменов. По расчетам экспертов, малым предприятиям, причем, как собственникам, так и арендаторам помещений, из-за "кадастрового" налога грозят убытки. Тем более, при несовершенстве нынешней кадастровой оценки. Компенсировать же налоговое бремя можно будет только за счет конечных потребителей товаров и услуг, то есть повышения цен. Второй вариант - вообще закрыть бизнес. Эти перспективы "РГ" подтвердил руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства "Опоры России"" Иван Ефременков.

В Минфине думают по-другому. Владельцы крупных торговых и офисных зданий, для которых с января 2014 года был введен налог на имущество по кадастровой стоимости, начали спешно "дробить" свои объекты недвижимости на мелкие части.

"Поправки нужны не для увеличения налоговой нагрузки на малый бизнес, а чтобы предотвратить уклонение от налога на имущество по кадастровой стоимости крупных владельцев имущества", - поясняют в ведомстве. Например, в Москве некоторые здания были сразу же переданы в собственность так называемому "малому бизнесу", организациям без больших доходов и применяющим специальные и упрощенные режимы налогообложения, чтобы освободиться таким образом от нового налога.

Вместе с тем, признают сейчас "недоработку" в Минфине - и это, кстати, консолидированное мнение участников обсуждения в администрации президента - для добросовестных малых компаний, на которые "не записывают" торговые и офисные центры в целях уклонения, можно было бы сохранить существовавшую до сих пор налоговую льготу.

Одновременно участники совещания сошлись и на том, что пока какие-то скоропалительные выводы делать рано, так как новые правила еще не заработали. Да и первых итогов взимания налога на имущество с кадастровой стоимости толком нет (всего три региона - Амурская, Кемеровская области и Москва воспользовалось своим правом и ввели его).

"Договорились по итогам 2014 года посмотреть, что происходит с малым бизнесом и уплатой налога на имущество по кадастровой стоимости, а потом определиться, нужно ли частично сохранить льготу для "малышей", - таков вердикт Минфина.

В ведомстве также озвучили более предпочтительный подход - запрещать переход на налоговые специальные льготные режимы тем предприятиям, налог с имущества которых исчисляется по кадастровой стоимости. Возможно, с ограничением по стоимости такого имущества. В "Опоре", между тем, предлагают установить минимальную площадь помещения в 1000 квадратных метров, владельцы которых - малые компании на налоговых спецрежимах - должны платить налог с кадастровой стоимости. Таких, кстати, по оценкам "Опоры" в России более 90 процентов и большинство из них владеет помещениями под небольшими семейными магазинами, кафе, ресторанами, парикмахерскими, автосервисами, уточняет Ефременков.

Что касается арендаторов, то установить для них вычет по площади будет проблематично или вовсе невозможно. "Тогда это точно приведет к разрастанию" теневых" схем ухода от налогов", - говорит Ефременков.

"Облагать новым налогом надо только используемые помещения, а склады, вспомогательные площади - нет, считает член президиума "Опоры России" Алексей Небольсин.

И легальное ведение бизнеса были выгодны, государство предусматривает ряд льгот, благодаря которым узаконенный бизнес становится наиболее благоприятен, чем работа в тени.

Налоговые льготы для индивидуальных предпринимателей

Для того, чтобы начинающий предприниматель мог воспользоваться льготами на налогообложение, в первую очередь, он должен подходить под категорию малого бизнеса. Для данной категории предпринимателей предусмотрены следующие виды льгот:

  1. УСН - это специальный упрощенный режим налогообложения, который предусматривает освобождение ИП от ряда налоговых выплат (например, НДФЛ и НДС). На УСН индивидуальный предприниматель обязан платить единый налог. Объект налогообложения ИП вправе выбирать сам:
    • 6% от доходов - налог рассчитывается только с доходов, расходы не учитываются;
    • 15 % от разницы между доходами и расходами.
  2. Налоговые каникулы - с 2015 по 2020 гг. для бизнесменов, для которых регистрация ИП была произведена впервые, а также в качестве системы уплаты налогов была избрана УСН, дается право на налоговые каникулы на первые 2 года деятельности. Налоговая ставка при этом составляет 0 %, то есть новые ИП полностью освобождены от налогов.

К сожалению, федеральный закон не предусмотрел налоговые каникулы для начинающих предпринимателей по всей России, а дал право региональным властям устанавливать их у себя. Кроме того, право воспользоваться налоговыми каникулами получили ИП только определенных сфер деятельности:

  • производственная;
  • социальная;
  • научная;
  • бытовые услуги населению.

Таким образом, для получения нулевой процентной ставки на двухлетний период ИП должны соблюдать ряд требований, в том числе, описанных выше.

Административные льготы для индивидуальных предпринимателей

Не менее важной причиной для предпринимателей работать из тени являются административные преграды, такие как:

  • сложная отчетность;
  • трудности при оформлении наемных работников и денежных расчетов с ними;
  • отсутствие желания банков выдавать кредиты без обеспечения;
  • частые проверки надзорных ведомств.

Для того, чтобы эти вопросы не пугали начинающих предпринимателей, государство выработало ряд льгот для ИП:

  1. Ведение бухгалтерии в упрощенной форме для малого бизнеса.
  2. Индивидуальные предприниматели, которые попадают под категорию малого бизнеса, могут вести кассовые операции в упрощенном порядке, без установленного лимита кассы.
  3. ИП, которые являются плательщиками ЕНВД и ПСН, могут проводить наличные расчеты без кассового аппарата до июля 2018 года.
  4. С 2016 по 2018 годы установлен запрет на плановые неналоговые проверки для малого бизнеса.
  5. Для гарантии участия малого бизнеса в государственных закупках предусмотрена обязанность госзаказчика производить закупки у представителей малого бизнеса на сумму не менее 15% от суммы всех закупок за год.
  6. ИП могут обращаться в гарантийные организации для получения государственных гарантий при получении кредита от банка.
  7. Власти регионов и субъектов РФ вправе предоставлять ИП, которые попадают под категорию малого бизнеса, аренду зданий и помещений на специальных льготных условиях.

Финансовые льготы для индивидуальных предпринимателей

Государство заботится не только об упрощении и улучшении ведения предпринимательской деятельности. ИП могут рассчитывать на прямую финансовую поддержку. К такой поддержке относится ряд субсидий:

  • возврат части расходов, связанных с уплатой процентов по займам и кредитам;
  • возврат части затрат, вызванных участием в различных мероприятиях, например, конгрессно-выставочных;
  • помощь новым ИП (не более 500 тысяч рублей);
  • возврат части затрат по лизинговым договорам.

Что выбрать: регистрация ИП или теневой бизнес?

Такие субсидии и гранты Российская Федерация предоставляет представителям малого бизнеса в рамках Федеральной программы, которая действует до 2020 года.

Анализируя возможности, которые предоставляет государство для ИП, можно прийти к выводу, что сегодня Российская Федерация действительно заинтересована в поддержке новых предпринимателей. В данных условиях ведение легального бизнеса гораздо выгоднее, чем неофициальная предпринимательская деятельность из тени. Кроме того, оформление ИП не занимает много времени и не вызывает каких-либо трудностей, особенно если доверить саму регистрацию специальной организации, которая предоставляет такие услуги.