Когда был спроектирован и построен орган хаммонда. Adam Monroe Music Rotary Organ v1.3 VST AU AAX WIN OSX (Team DECiBEL) - виртуальный орган Hammond M3

Орган Хаммонда был создан в 1935 году. Его отличительной особенностью является то, что он не только механический музыкальный инструмент, и не духовой, как другие органы, а электромеханический. Название инструмент получил по имени своего создателя и проектировщика - Л. Хаммонда.

Первоначальное назначение органа Хаммонда

Это был не столь дорогой инструмент, как обычный духовой орган. Поэтому церкви покупали его как альтернативу. Но оказалось, что орган Хаммонда пригоден для исполнения блюза и другой модной музыки. С тех пор музыкальный инструмент получил более широкое распространение, чем предполагалось. Его применяли военные музыкальные ансамбли, на нем изучали тембр, используя в акустических научных исследованиях. Покупали его и частные лица для домашнего музицирования.

История изобретения

Изобретатель Лоренс Хаммонд имеет значительные заслуги по части открытий. Например, стереокино было первоначально именно его идеей. Всего на его счету около 80 патентов на изобретения, а первый из них получил в 16 лет Хаммонд. которого было тщательно разработано, был не первым его детищем.

Купив бывший в употреблении рояль, он вынул клавиши и использовал их для своих экспериментов в области звуковой генерации. Разработав метод электрического воспроизведения звуков, уже через год конструктор смог представить новый музыкальный инструмент на Промышленной выставке. Основой для синтеза звукового сигнала было воспроизведение с помощью механических фонических колес. Рычаги помогали смешивать различные формы электрического сигнала. Двигатель вращал диски, имеющие волнистую кромку. Клавиатура электрооргана приводилась в действие, в результате каждый диск воспроизводил ноту. Электрический магнит располагался напротив. Из-за скорости вращения и частоты, задаваемой "неровностями" диска, формировался тон определенной высоты. К тону были добавлены несколько гармоник, которые отвечали за более высокие и более низкие звуки. Регистры регулировали громкость. Так синтезировался звук под действием синхронного двигателя, также являющегося изобретением данного автора.

Патент на орган Хаммонда и торговая марка

В наше время японская компания Suzuki является владельцем музыкального бренда Hammond, так как приобрела данную торговую марку. Suzuki, будучи автомобильной фирмой, давно присматривалась к инструменту. Было выпущено несколько аналогий, не идущих в сравнение с первоначальным электроорганом. Их называют лишь муляжами по сравнению с оригинальным инструментом. В 2011 году образовалось подразделение Hammond Suzuki.

Самим Хаммондом инструмент был запатентован в очень короткие сроки, в 1934 году. Видимо, это произошло из-за соответствующей финансовой и политической обстановки. Первоначально поступившая в продажу модель органа имела 2 клавиатуры с 61 нотой. А также была снабжена регистрами для клавиатур, 25 педалями и регистрами для педалей. Орган приобрел значительную популярность, но в этом помог некоторый случай.

Начало популярности

Интересна история о двух инженерах, работавших на Г. Форда, который поручил им сделать электрический орган с заданными габаритами. Время на выполнение поручения было ограничено, и инженеры решили пойти в Патентное Бюро, где и нашли уже выданный Хаммонду патент на подобную разработку. Все параметры были именно такими, как заказывал Г. Форд. Но это не было совпадением. Форд просто заинтересовался новым органом, узнав о нем, и решил выкупить патент, избегая огласки. Ведь автор изобретения может начать торговаться, а Форд этого не любил.

Инженеры пригрозили Хаммонду неприятностями и попросили продать патент. Презентация планировалась только на апрель 1934 года, то есть, через пару месяцев до этого случая. Инженеры получили отказ. Тогда Г. Форд лично попросил привезти ему инструмент после окончания его сборки.

Форд ознакомился с органом и не купил его, хотя сказал, что через два десятилетия каждый должен иметь возможность купить такой домашний музыкальный инструмент. После чего был дан обед. Теперь Форд поинтересовался ценой и, узнав ее, купил сразу 6 экземпляров. Агенты Хаммонда выставили цену в 1250 долларов. Таким образом, первая продажа органов состоялась еще до презентации на Индустриальной выставке искусств.

Компания по продаже электроорганов

Дальнейшую судьбу музыкального инструмента можно назвать счастливой. Хаммонд не делал большую накрутку на каждую продажу. Но надо сказать, что Форд просил его об этом, предлагая деньги и работников для компании. Первый год дал реализацию в 1400 штук органов. Потенциальными покупателями считались церкви, но и множество отдельных граждан, в числе которых был президент Рузвельт, купили инструмент.

Несмотря на высокую цену органа, его популярность была еще более значительной. За два последующих года компания сделала прибыль в сотни тысяч долларов, что по меркам нашего времени эквивалентно миллионам.

Появление противников успешного производства

Те, кто выпускал органы прежних моделей, то есть духовые, понесли убытки из-за компактных габаритов нового инструмента и сравнительной дешевизны. Цены были просто несоизмеримы. Начав проигрывать на рынке, производители прежних органов обратились с жалобой в торговую комиссию. Жалоба содержала просьбу: Хаммонд не должен впредь называть свой инструмент органом. Основанием было прописано отсутствие должного звукового диапазона по оттенкам и гармоникам, достаточного, чтобы соответствовать органу.

Проверка электрооргана на соответствие церковной традиции

Данное заявление не было лишено реальных оснований, так как почти соответствовало действительности. Звучание электрического инструмента отличалось от традиционного церковного органа. Но комиссия не посчитала это очевидным и решила устроить показательное соревнование в церкви при От слушателей было скрыто, на каком инструменте исполняется музыка. Орган Хаммонда или традиционный?

Жюри состояло из студентов, но это была всего одна его часть. Вторая группа включала знаменитых музыкантов и дирижеров. Профессиональные музыканты улавливали различие в большинстве случаев, в то время как студенты не всегда могли отличить исполнения. Но на 100% определить разницу не смогла ни одна группа.

Фирма Хаммонда получила право называть инструмент органом, но было предписано не рекламировать его как инструмент с бесконечным звуковым диапазоном. Точная цифра была определена как 253 миллиона звуков.

Конкуренция

Фирма "Лесли" решила производить свои электронные музыкальные инструменты, аналогичные Hammond, что привело к конкуренции. Электрический ток в Америке начали переводить с частоты 50 Герц на 60. Д. Лесли заменял генераторы тона на органах для соответственного звучания. В то время он хотел работать в фирме Хаммонда, но не был принят. Тогда он решил заняться производством громкоговорителей для электрического органа и достиг превосходства над инженерами Хаммонда.

Leslie выпускала динамики, которые компания Хаммонд применяла в своем органе. Это были сложные части инструмента с вращающимися компонентами. Компании находились во враждебных отношениях, хотя их учредители не ссорились и не дружили. Продукция Д. Лесли не рекламировалась столь же активно, но по качеству выигрывала.

Вражда была прекращена после смерти Л. Хаммонда тем фактом, что в 1980 году его компания купила фирму Leslie по производству динамиков. Сам Лоренс Хамонд умер в 1973 году.

Развитие конструкции инструмента

После появления первой модели последующие музыкальные инструменты изнутри не всегда подвергались большим изменениям. Часто просто заменяли корпус. Но можно упомянуть и о добавочных устройствах, значительно обновлявших конструкцию. Это, например, вибрато, а впоследствии и усилители, которые встраивались в музыкальные инструменты.

Динамики Leslie также обладали необычным эффектом, так как оснащались вращающимися рупором и отражателем. Эти детали находились соответственно в высокочастотном и всего в двух. Звук изменялся по комплексу параметров: тембру, частоте, амплитуде.

Знаменитые исполнители музыки на органе Хаммонда

Органы Хаммонда использовались для исполнения музыки самыми знаменитыми музыкальными коллективами, почти всеми рок-группами. В те времена органный тембр был очень популярен, поэтому без включения его в свою композицию не обходился ни один современный музыкант. Ни одна уважающая себя рок-группа не выходила на сцену без органа Хаммонда. Например, активно применяла его группа Deep Purple, а также "Битлз". Даже в период массового увлечения воспроизведением семплов в некоторых синтезаторах находилось несколько его тембров. В наше время интерес к историческим инструментам возродился, поэтому орган Хаммонда вновь стал востребованным.

Самый знаменитый исполнитель на игравший на Hammond, был избран в результате опроса, проведенного журналом Keyboard. Это Keith Emerson, неоднократно признанный лучшим по результатам года. Кстати, он достаточно необычно обращался со своим инструментом. С помощью обычных ножей он добивался закрепления клавиш, чтобы обеспечить продолжительное звучание нотам, в то время как сам обеими руками продолжал музицировать. Впоследствии именно его инструмент стал использоваться для семплов органа Hammond в популярном звуковом модуле Vintage Keys фирмы E-mu.

Настоящий период в жизни органа

Органы Хаммонда в первоначальном виде перестали производиться в 1976 году, осталась лишь громкая слава. Было произведено множество моделей музыкального синтезатора звука, но большинство называют лишь игрушками по сравнению с оригиналом. Электронный синтез звука, копирующий Hammond на основе микросхем, довольно сложный процесс, если говорить о точном воспроизведении. Но до сих пор многие компании по ремонту инструментов выпускают запчасти для Hammond и ремонтируют его.

В 70-х к производству были приобщены японские инженеры, а в 1986 году компания Suzuki приступила к приобретению марки Hammond. В то время она уже полностью имела фирму Leslie в собственности. Теперь, производя собственные Hammond organ, японская корпорация использует несколько иные методы звукового воспроизведения.

За 40 лет было выпущено несколько серий Hammond Organ , очень часто последующие модели органа не меняли внутреннего устройства, а лишь получали новый корпус, однако случались и заметные нововведения. Модели с колёсным тон-генератором можно разделить на два класса: полноразмерные (консольные) инструменты с большим корпусом и двумя 61-клавишными клавиатурами, или, как ещё говорят, мануалами, – для концертного применения, и портативные органы с двумя клавиатурами по 44 клавиши, - для домашнего музицирования.

Hammond A-102

Модель B была разработана в декабре 1936 года, ещё до того, как компания Hammond Clock Company сменила название на Hammond Instrument Company, и оборудовалась генератором эффекта хорус, включавшим в себя дополнительный набор звуковых колёс, немного отличавшийся по настройке от основного набора. Серии BV и CV , производившиеся с 1942 по 1949 год, получили устройства для эффекта вибрато. Считающиеся классическими модели B -3 и C -3 , с характерными для Hammond Оrgan перкуссионными эффектами, производились с 1955 по 1974 год, именно эти органы стали широко применяться джазовыми музыкантами, а с конца 60-х годов - огромным числом рок-исполнителей.


Hammond B-3

Несмотря на довольно крупные габариты инструмента, а также солидный вес – около 190 кг, клавишники рок-групп и в гастрольных турах не расставались со своими любимцами, благо конструкция позволяла разделить орган на две части для удобства транспортировки, ну, разве что большинство их традиционно отказывалось от педального блока AGO. Различия между B -3 и C -3 – косметические: В-3 установлен на четыре ножки, а С-3 предназначался для церквей и исполнительниц-женщин: требовалось, чтобы ноги музыкантов, и особенно - органисток в юбках, были прикрыты с трёх сторон сплошными панелями.


Hammond C-3

Стоимость Hammond B -3 с корпусом в ореховом исполнении составляла 2750 $, в вишнёвом – 2835 $. Звучание джазовых групп и органных трио, классический хард-рок Deep Purple , Rainbow , Whitesnake , Steppenwolf , Atomic Rooster , Grand Funk Railroad , прогрессив Yes , ELP , Pink Floyd , Camel , Kansas , блюз-рок The Allman Brothers Band , Tom Petty and the Heartbreakers , поп-рок Three Dog Night , Spencer Davis Group , арт-рок Colosseum : революционное для популярной музыки десятилетие с середины 60-х до середины 70-х годов невозможно вообразить без плотного, мерцающего, сверлящего звука органа Лоренса Хаммонда.


BOB DYLAN Like A Rolling Stone (Bob Dylan) 1965

Во время записи Диланом своей эпохальной песни в нью-йоркской студии Columbia Records случайно оказался Эл Купер ( Al Kooper , Alan Peter Kuperschmidt , 05.02.1944), сессионный гитарист, никогда прежде не игравший на органе, и даже не умевший его включать. На второй день тяжёлых и беспорядочных сессий, воспользовавшись тем, что продюсер Том Уилсон вышел из студии, Купер решился предложить Дилану простой, но запоминающийся органный рифф. Вернувшись в комнату контроля, Уилсон удивился, увидев Купера за хаммондом, но, несмотря на это, позволил ему сыграть. После первого дубля продюсер посоветовал Дилану вырезать партию органа из песни, однако тот, несмотря на протесты, лишь попросил сделать её погромче, и эта тема стала одной из самых знаменитых в рок-музыке. В том же году Купер вошел в состав группы Боба Дилана, но не в качестве гитариста, а как органист. Во время последнего выступления в туре 1966 года Дилан прямо перед тем, как они начали играть эту песню, кто-то из пуристов, ждавших от своего кумира слепого следования устоявшимся традициям фолка, прокричал " Иуды! " Дилан ответил: " Я не верю тебе, ты лжёшь " . После этого он повернулся к группе и приказал им: " " target="_blank">сыграйте охеренно громко! "

Помимо Дилана, Купер в качестве приглашённого клавишника принимал участие в записях альбомов Джими Хендрикса, The Rolling Stones и др. Он также основал собственный рекорд-лейбл Sounds Of The Sounds , который впоследствии помог добиться известности группе Lynyrd Skynyrd , организовал группы The Blues Project и Blood , Sweat And Tears .

RHODA SCOTT Moanin" (Bobby Timmons) 1972


Старшая дочь в семье странствующего проповедника, Рода Скотт ( Rhoda Scott , 03.07.1938) выросла, постоянно переезжая, в атмосфере негритянских церковных общин. С восьми лет пела спиричуэлс и госпел на богослужениях, и уже тогда открылось её музыкальное призвание, все отмечали вокальные данные Роды и редкое чутьё как инструменталиста. Она поступила в известную " Manhattan School of Music " в Нью-Йорке, которую закончила с отличием. Дебютировала в составе Count Basie в Гарлеме, и сразу была принята в круг мэтров. Вскоре Рода переехала во Францию, где продолжила учебу, изучая контрапункт и гармонию у знаменитого педагога Нади Буланже. Музыкальный талант Роды настолько разносторонен, что она одинаково виртуозна как в классике, так и в джазовой и блюзовой музыке. Блестяще владеет ножной техникой, легко играя на ножной клавиатуре быстрые синкопированные басовые фигуры джаз-рока — по всем двум педальным октавам не хуже бас-гитаристов. Одарённая исключительной музыкальной памятью, она знает наизусть более тысячи музыкальных произведений, много сочиняет и сама. Кроме того, Рода никогда не составляет заранее программу выступления, а всегда играет, ориентируясь на вдохновение, атмосферу места и момента и реакцию публики.


BILLY PRESTON Summertime (George Gershwin) 1935/1974


Один из тех, кого вездесущая пресса награждала титулом "пятого битла", Билли Престон (William Everett Preston, 02.09.1946 — 06.06.2006), в три года, сидя у матери на коленках, начал играть на пианино, и считался вундеркиндом от музыки: в 10 лет участвовал в местном симфоническом оркестре, и (!) был дирижёром церковного хора. В первой половине 60-х Престон легко, будто бы играючи, забирается на музыкальный Олимп. Теперь его партнёрами по сцене становятся Литтл Ричард и Рэй Чарльз. Престон был уже достаточно популярным в Америке артистом, однако мировую славу ему принесло участие в одном не очень профильном, на первый взгляд, проекте. The Beatles во время записи альбома Let It Be переживали не лучшие времена: работа над пластинкой сопровождалась серьёзными ссорами, и в результате одной из них Джордж Харрисон ушёл из студии и отправился на концерт Рэя Чарльза, которому тогда и аккомпанировал на органе Билли Престон. В студию Харрисон вернулся уже в обществе Престона, и, возможно, гениальная непосредственность и жизнерадостность американского органиста передались и участникам ливерпульской четверки, ненадолго продлив ей жизнь. Чуть позже Престон помогал The Rolling Stones (альбом Sticky Fingers и знаменитое соло в песне I Got The Blues). Он также написал вместе с Деннисом Уилсоном из Beach Boys знаменитую песню You Are So Beautiful для Джо Кокера. Трогательный эпизод произошёл уже на закате жизни Билли Престона: запись с Red Hot Chili Peppers. В то время он уже лежал в больнице, мучился печенью, "перцы" привезли ему демо-запись песни Warlocks для их альбома Stadium Arcadium, и пригласили на сессию. Престону песня понравилась, и он просто встал с постели, поехал в студию, и с первого дубля записал её. Пластинка вышла через три дня после смерти Билли Престона .


STEPPENWOLF Born to be wild (Mars Bonfire) 1968


I like smoke and lightning

Heavy metal thunder

Racing in the wind

And the feeling that I"m under

Мне по нраву дым и пламень,

Грохот Heavy metal

И, соперничающий с нами,

Дикий, буйный – ветер.

Летом 1968 года в американский хит-парад стремительно врывается песня никому не известных исполнителей, очень эффектной компании молодых людей, одним из центров которой был клавишник Голди Макджон ( Goldy McJohn , John Raymond Goadsby , 02.05.1945) – человек с пиратской внешностью, бородатый, с огромной копной жестких курчавых волос, символ дикости Steppenwolf. Напористость, резкий звук, сходящий с ума электроорган - такова была визитная карточка этой песни. Критики выделили из песни словосочетание " Heavy Metal Thunder " (само по себе оно обозначало рёв мотора мотоцикла и пришла из книги Уильяма Бэрроуза "Голый завтрак"), и окрестили стиль группы как хэви-метал. После включения их хита в саундтрек культового байкеровского фильма Easy Rider ("Беспечный ездок"), песня стала гимном, а Steppenwolf — любимой группой байкеров всего мира.

BLIND FAITH Can"t Find My Way Home (Steve Winwood) 1969


К сожалению, единственный альбом супер-группы Blind Faith (Клэптон-Бейкер-Уинвуд) навсегда останется "тем самым, на котором одиннадцатилетняя девчонка (Мариора Гошен, попросившая лошадь в качестве гонорара, но получившая 40 £) сфотографирована топлесс". Скверный менеджмент не позволил в полной мере развернуться композиторскому дарованию участников команды, не исключая Стива Уинвуда ( Stephen Lawrence Winwood , 12.05.1948), который позже, как и Клэптон, смог выстроить свою успешную сольную карьеру.


URIAH HEEP July Morning (David Byron/Ken Hensley) 1971


Кен Хенсли ( Kenneth William David Hensley , 24.08.1945): "Я не очень хороший клавишник, и поэтому стараюсь избегать чёрных клавиш. На белых значительно проще играть, вот на них я и концентрируюсь. А ещё у меня - очень длинные пальцы, и если я буду всё время нажимать чёрные клавиши, пальцы могут застрять между ними. На самом деле, и на гитаре, и на клавишных я стал играть лишь потому, что мне нужно было превращать мою поэзию в музыку. В процессе создания музыки я сочинял какие-то аккорды, которые были неправильными, нетрадиционными. Именно поэтому моя техника считается уникальной. Я не могу играть как Джон Лорд, Кит Эмерсон и клавишники их уровня. Но я свободно перемещаюсь по клавиатуре и владею несколькими трюками, и мне кажется, что это у меня неплохо получается". Uriah Heep, со своим узнаваемым сочетанием растянутого звучания клавишных, гитарных акцентов и многоступенчатых вокальных партий, удалось занять прочную позицию в рядах хард-рок-элиты 70-х, несмотря на открытую враждебность со стороны прессы, в основном – из-за эклектичности их музыкального материала. Группа была, возможно, популярней в СССР, чем у себя на родине, за что и удостоилась отдельной разгромной рецензии: "Сутью эстетики, выработанной "Урия Хип" и другими представителями "тяжёлого рока", была безнадёжность. Тексты композиций, сопровождаемые мрачно звучащей музыкой, над которой витал форсированный до предела, но бедный нюансами вокал Дэвида Байрона, как бы утверждали бессмысленность существования человека в капиталистическом мире, бессмысленно на что-то надеяться, бессмысленно за что-то бороться: что бы ты ни делал, ты никогда не победишь...» (В.Лишбергов, "Московский комсомолец". 7 декабря 1979 г.)


RARE BIRD Beautiful Scarlet (Mark Ashton/Graham Field/Steve Gould/Dave Kaffinetti) 1970


Почти совсем позабытые в наши дни, Rare Bird способны удивить своей особенной фишкой: мрачным хард-роком без гитары, заменённой дуэлью двух клавишников. Грэм Филд (Graham Field, 03.05.1940) на Hammond В-3 и Дэйв Каффинетти на электропиано, мощный мелодраматичный вокал и яростные барабанные сбивки – более сорока лет назад, в пик популярности, Billboard magazine признавал Rare Bird одной из десяти лучших новых команд.

FRUMPY How The Gypsy Was Born (J. J. Kravetz/I. Rumpf)1971

Музыка Frumpy представляла собой уникальную, причудливую и незнакомую до этого германским группам смесь рока, блюза, джаза, психоделии, с привкусом классической европейской музыки. Базовым инструментом саунда Frumpy были фирменный "мужской" вокал Инги Румпф и яркие и продолжительные органные пассажи француза Жан-Жака Кравеца ( Jean - Jacques Kravetz , 23.05.1947), которые были новаторскими для немецкой рок-сцены того периода. Группа просуществовала недолго и в год своего распада удостоилась некролога от музыкальной прессы Германии: "После трёх альбомов, двух синглов и бесчисленного количества концертов на родине и за ее пределами, любимое музыкальное чадо страны окончило свое существование в возрасте трёх лет в августе 1972 года".

Прогрессивный рок начала 70-х, с его "концептуальными" альбомами, вызывает противоречивые эмоции: для его поклонников этот стиль означает отход от прямолинейной схемы "куплет-припев-бридж-куплет-припев", источник наслаждения от художественных экспериментов и творческая вершина рок-поэзии. Для тех, кто его терпеть не может, прог являет собой торжество помпезности и необузданности, музыку, создаваемую ботаниками и буржуинами из частных школ для себе подобных. Ко всему прочему, что – немаловажно, "девушкам это не нравится – слишком много нот!" Орган Хаммонда с его неповторимой полифонией стал одним из главных инструментов прогрессивного рока.


ATOMIC ROOSTER Vug (Vincent Crane) 1970/1972


Талантливый пианист-самоучка Винсент Крейн (Vincent Rodney Cheesman, 21.05.1943 – 14.02.1989), в конце 60-х подружился с харизматичным певцом Артуром Брауном и организовал вместе с ним легендарную группу Crazy World Of Arthur Brown, своего рода предтечу Элиса Купера, Kiss , Мерлина Мэнсона, King Diamond ; первый же альбом команды произвёл фурор в "свингующем Лондоне" и теперь считается одним из образцовых в раннем прогрессиве, а песня Fire стала одним из главных рок-хитов 1968 года по обе стороны Атлантики. Позже Крейн сформировал свою группу Atomic Rooster, которой суждено будет стать одной из легенд британской рок-сцены. История AR во многом стоила Крейну здоровья, в первую очередь - душевного. Он стал жертвой маниакально-депрессивного психоза, который неоднократно приводил его на больничную койку в специализированных клиниках. Родня Винсента не желает пускать посторонних в тайну его смерти, к тому же психика Крейна была в таком расшатанном состоянии, что факт его самоубийства не удивил, судя по всему, никого.


YES Close to the Edge: The Solid Time of Change/Total Mass Retain/I Get Up, I Get Down (Jon Anderson/Steve Howe) 1972


Рик Уэйкман ( Richard Christopher Wakeman , 18.05.1949), получивший прекрасное классическое образование клавишник-виртуоз, игравший у Дэвида Боуи, Лу Рида, Элтона Джона, Кэта Стивенса, Black Sabbath , автор сотни сольников, проданных тиражом более 50 млн. копий, говорит о начале 70-х годов в рок-музыке: "Это было счастливое время, потрясающая эпоха". Оркестровкой Рик увлекся еще в стенах консерватории, когда изучал Прокофьева и Римского-Корсакова. С тех пор Сергей Прокофьев стал, по словам Уэйкмана, его героем, причём до такой степени, что даже в машине он постоянно держит записи прокофьевского шедевра "Любовь к трём апельсинам". Свои альбомы музыкант никогда не слушает - классическая музыка для него стократ интереснее. На вопрос о том, как родилась идея носить на сцене серебристый плащ и почему именно плащ, Уэйкман смеётся: "Это всё из-за одной ранней рецензии, в которой писалось о том, что играю я здорово, но похож при этом на безумного паука, с расставленными вокруг вытянутыми руками и ногами. Мы как-то выступали в штате Коннектикут, и нас представлял местный ди-джей. На нём был этот самый плащ. Я только глянул на него и сразу понял, что вот он, ответ на мои мечты. Я предложил ему свой недельный заработок (около 200 $) за этот плащ. Немного поторговавшись, он продал мне его. Я его сразу надел и так вышел на сцену. Этот плащ и сегодня у меня, их было много, сейчас осталось четыре или пять. Остальные были проданы на благотворительных аукционах". (ролик очень длинный, соло Уэйкмана на C -3 - на отметке 12:57 – 13:46)

COLOSSEUM Valentyne Suite (Pete Brown/Dave Greenslade /Dick Heckstall-Smith/Jon Hiseman/ James Litherland/ Tony Reeves) 1969


Группа Colosseum состояла из интеллигентных, скромных, не стремящихся к популярности, замкнутых в себе и повёрнутых внутрь своей музыки людей, а музыкальных составляющих у этого коллектива имелось, возможно, больше, чем у кого бы то ни было: рок, джаз, блюз, отформатированные органной псевдоклассикой Дэйва Гринслейда ( Dave Greenslade , 18.01.1943); арт-джаз-симфо-рок-группа - так порой критики классифицируют эту непохожую ни на что, беспрецедентную музыкальную команду.


ARGENT Hold your Head Up (Rod Argent/ Chris White) 1972


Технически совершенный и изящный арт-рок группы Рода Арджента (Rodney Terence Argent, 14.06.1945) был близок своими эфирными мелодиями и квазибарочными клавишными пассажами к музыке ELP, Genesis и Yes, сохраняя при этом минор и мелодическую свежесть баллад Zombies. К сожалению, участники группы вслед за быстрым успехом довольно скоро стали заострять внимание не на творчестве, а на своих амбициях, играя длинные сольные фрагменты.

В послевоенное время началась разработка новых моделей хаммонд-органа, предназначенных не только для пианистов, но и для начинающих исполнителей. Была разработана серия М (производилась с 1948 по 1968 год) со встроенным усилителем, динамиками и ревербератором. Этот инструмент получил широкое распространение в домашнем музицировании и в небольших церквях, и выдержал конкуренцию с многочисленными компактными органами, появившимися на рынке в то время.


Hammond M-102

На М-100 играл Джон Пол Джонс на двух дебютных альбомах Led Zeppelin , на М-102 – Мэтью Фишер из Procol Harum , им же пользовался Рик Райт с 1970 по 1972 годы, прежде чем перейти на С-3.


PINK FLOYD A Saucerful of Secrets (David Gilmour/Nick Mason/Roger Waters/Richard Wright) 1968/1972

Дэвид Гилмор о Ричарде Райте ( Richard William Wright , 28.07.1943 – 15.09.2008): "В потоках аргументов о том, кто или что такое Pink Floyd , громадный вклад Рика часто был забыт. Он был благородным, скромным и закрытым, но его душевный голос и игра были необходимыми, волшебными компонентами наиболее узнаваемого звучания Pink Floyd . Я никогда не играл ни с кем, даже похожим на него. На мой взгляд, все лучшие моменты Pink Floyd – это те, где он проявил себя в полной мере. В конце концов, без “Us And Them” и “The Great Gig In The Sky”, которые он написал, какой бы была “The Dark Side Of The Moon”? Без его тихих прикосновений альбом “ Wish You Were Here ” не был бы всецело завершен. В наши средние годы он в силу разных причин потерял ненадолго свой путь, но в начале девяностых его живость, искра и юмор вернулись к нему, реакция публики на его появление в туре 2006-го года была очень радостной, и в этом - знак его скромности, что те стоячие овации стали огромным сюрпризом для него (но не для нас) ”. (ролик длинный, соло Райта на М-102 – с отметки 5:20)

(Окончание следует. Focus и Boston , Тони Монако и Дон Эйри, The Stranglers и The Black Crowes , Джои Де Франческо и Барбара Деннерлайн)

Хаммонд орган - знатная мебель ! Приобретая эту вещь, вы подчеркиваете свой социальный статус . Еще бы) Ведь сей девайсик стоит в треть двухкомнатной квартиры по нынешним ценам. И это не считая необходимого атрибута - лесли-кабинета . В общем, дядьки, это та штука, которая должна стоять у больших и важных мужчин, например, в гостиной, ну или у себя в музкомнате. Коллекционеров - в топку - инструмент должен работать .

Начнем-с с начинки ... Первое, на что нужно обратить внимание - инструмент полностью аналоговый . То есть весь звук генерируется нецифровыми устройствами, а в данном случае - электромеханикой. Электромеханика имеет вид сквозного вращающегося вала , на котором расположены волосатые диски с контактами, подведенные к каждой клавише. Если инструмент замученный, то это легко проверяется на слух (состояние этих дисков).
На фото, в верхней секции слева мотор, вращающий вал, в нижней секции - блок питания и выходы с усилителя.
Хаммонд, как и прочие инструменты подлежит настройке .

Существует несколько видов Хаммондов, как цифровых, так и аналоговых... Ну естественно же я пишу о легендарных аналоговых моделях типа B-3 или C-3 с кабинетом Лесли , которые создали хрестоматию звучания рок"н"ролла, да и вообще рок-музыки в целом.

Сам лесли-кабинет представляет собой колонку с динамиками внутри и двигателями, которые вращательным методом создают эффект вибрато. Простыми словами - там вращаются динамики и заслонки . Как правило кабинет мощностью 40Вт.

Есть косяк - орган создан и эксплуатировался/ется в пендосии, где сетевое напряжение 110В , поэтому, если вы хотите сохранить аутентичность агрегата (не вносить изменений в питающую схему) - запаситесь полукиловатным преобразователем сетевого питания .
Второй косяк - это докуя места и неподъемный вес. Ладно уже сам орган, но к этой штуковине идет дополнительный гроб - кабинет Лесли (еще + ~3,5k зелени), без которого, в принципе, такие модели, как C3 и B3 звучать не будут , да и Лесли - это практически самая важная органная фишка рокнролла . Так что готовтесь, что данный мебельный декор будет занимать четверть вашей понтовой гостиной))

Многие осовремененные меломаны скажут, что Хаммонд - прошлый век ... ...ан нет! Сегодня постоянно можно услышать орган даже и у очень молодых групп и групп, от которых практически не ожидаешь использование оного (напр. Limp Bizkit). Часто мелькает инструмент в различных фьюжн, джаз и блюзовых командах - и очень клево мелькает! Например, я люблю, когда хаммонд звучит как настоящий паровоз !

Теперь немного о настройках...
В начале каждой клавиатуры (исключая педали-клавиши под ногами) имеются инверсно раскрашенные октавы - это пресеты , ткскзть, нерегулируемые настройки заданные мастером на заводе. Естественно их программировать нельзя )) Струмент ведь бородатого года!
Сверху над всеми клавиатурами находится самая интересная хренатень! - движки обертонов для каждой клавиатуры (по 9 движков на ручные клавиатуры и 2 движка обертонов на ноги). То есть орган можно настроить самым невоображаемым образом, если выдвигать движки на определенный уровень громкости обертона. Лично я люблю, когда он пронзителен и резинов) В дополнение к этому есть несколько переключателей, управляющих атакой, затуханием и фильтрацией. Под второй клавиатурой, слева - управлятор скоростью вибрато лесли-кабинета с двумя режимами slow и fast. Кстати, сам кабинет весьма хитро запускается:

Сначала стартуем движок тумблером START, потом включаем поддержку скорости RUN.

Клавиатура, хоть и добротно выполнена , но ничего общего не имеет с ощущениями на фоно, в виду отсутствия молоточковой системы . Она мягкая ровно настолько, насколько мягкие клавиши на каком-нить там малобюджетном пластиковом синтезаторе типа PSR.

В общем, игра на данном инструменте никак не сравнится с игрой на синтезированном хаммонде. Когда играешь на нем, то звук Лесли дает тебе бейсбольной битой по башке , что теряешь дар речи)

На Хаммонде можно играть руками и ногами ))) Кстати, к органу идет еще и весьма симпатичная скамеечка для музыканта из натурального лакированого дерева)
Каждый уважающий себя клавишник или состоявшийся музыкант просто обязан иметь у себя на студии или дома Хаммонд орган , но, к сожалению, это не всем по карману.

Помню, как-то раз я ездил на гастроли с одним джаз-бендом. Нет, не в качестве музыканта, – мне тогда было не до того, – с инструментами попросили помочь.

Вы хоть представляете себе, какой инструментарий у достаточно крупной джазовой банды? Вот именно – ВАГОН. Многотонная фура была заполнена доверху в самом прямом смысле этого слова.

Но был один инструмент, который запомнился куда как крепче, чем все остальные, вместе взятые.

На тот момент орган Хаммонда запомнился мне именно своим чертовски огромным весом. Не помню точно, сколько именно он весил, но, по сравнению с ним, концертный рояль был легоньким, словно пушинка.

Да что там рояль, мой «Смит энд Вегнер» в разы легче! Но поверьте, этот инструмент стоил того, чтобы сорвать спину.

Органов Хаммонда осталось мало. Их изначальные варианты сейчас не выпускают, они безумно дорогие (хотя того стоят), и, что самое грустное, – они имеют свойство со временем изнашиваться.

Откровенно говоря, это не синтезатор в том понимании этого слова, к которому мы привыкли. Это все равно что назвать электрогитарой то чудо с датчиками, которое было вначале. Но он делал то, что до сих пор не удавалось ни одному инструменту: великолепно имитировал – синтезировал – звучание настоящего духового органа.

Вы когда-нибудь слышали бессмертную балладу Child in Time? Услышав это кристально чистое звучание органа, мало верится как в то, что это звучит синтезатор, так и в то, что эта запись была сделана ни много ни мало, а сорок лет тому назад.

Но сам инструмент появился куда как раньше. Лоренс Хаммонд спроектировал его в далеком 1935-м году, а значит, к моменту записи альбома Deep Purple “In Rock” он был уже дедушкой. Теперь это и вовсе динозавр, как и сами .

Не все церкви могли позволить себе настоящий дорогой духовой орган, поэтому он планировался как замена классическому церковному инструменту, но со временем оказалось, что он чрезвычайно популярен и среди «мирян». Да не просто мирян, а блюзменов, джазменов, рок-н-рольщиков и даже военных музыкантов.

В настоящем органе, том самом, который папа Виталиан ввел в католическую церковь в 666-м году, звук образуется в огромном множестве труб, а вот в органе Хаммонда используется аддитивный синтез звукового сигнала.

Этим он в чем-то схож с теллариумом, и в нем также используются механические фонические колеса. Это в самых первых инструментах, тех самых, которые ныне не выпускаются.

Уже с тех пор у инструмента, помимо традиционного мануала, появились рычажки, при помощи которых можно было подстраивать сигнал самым разнообразным образом, кроме того, у более поздних инструментов появилось электромеханическое вибрато.

Современные Хаммонды используют для синтеза звука осцилляторы. При этом производители имитируют ту самую особенность, которая вначале была недостатком этих электрических органов: щелчок.

Интересно, что, если изначально щелчок был следствием несовершенства электромеханической конструкции, то теперь он синтезируется до жути сложными схемами.

Динамики Лесли, которые изначально были вроде как конкурентами Хаммонда, теперь считаются неотъемлемым атрибутом, причем именно по звучанию. Благодаря вращающемуся элементу, в них создавался тот самый эффект вибрато, который теперь так высоко ценится музыкантами.

Как орган Хаммонда завоевывает музыкально-инструментальный рынок

Так вот, о самом органе. Его первым покупателем стал не кто иной, как Генри Форд – тот самый создатель громаднейшей автомобильной корпорации. Одному Богу известно, зачем он купил у Хаммонда целых шесть штук, но точно известно, что заявленная цена составляла всего 1250 долларов.

Многовато? А вы подумайте о том, что речь шла об эксклюзивном инструменте, аналогов которому не было в мире. Он был настолько дешевле традиционного органа, что стал пользоваться феноменальной популярностью практически до своего появления на свет.

Всего за первый год было продано почти полторы тысячи органов. Да, большинство из них приобретались церквями, но среди покупателей были и обычные музыканты.

Естественно, что это вызвало резонанс. Да еще и какой! Понятное дело, что успех Хаммонда покоя не давал производителям классических духовых органов. «Хаммонд» стоил в десятки, а то и в сотни раз дешевле.

Дело даже дошло до того, что они подали жалобу в Федеральную торговую комиссию, чтобы те лишили изобретателя права называть свой синтезатор органом.

В качестве аргументов выступали претензии к звучанию: мол, звучание этого электрического инструмента не может передать то богатство звука, свойственное большому органу.

Вообще-то так оно и было. Ну не мог сравнительно небольшой инструмент на равных состязаться с многотонным монстром! Или мог?

Часть 2

Это происходило в далеких тридцатых годах двадцатого века. В часовне чикагского университета был установлен орган Скиннера, и, помимо него, ввезли небольшой аппарат, который стоил почти в сто раз дешевле.

Угадай, какой орган играет

Тон-кабинеты последнего (они играли роль динамиков) были спрятаны среди труб духового органа, чтобы никакие внешние признаки не могли выдать новинку. Обе клавиатуры были также спрятаны.

Все было устроено так, чтобы жюри не могло видеть, на чем же, собственно говоря, сейчас играют. Две группы – студенты и музыканты – приготовились слушать.

Их задачей было помечать, на чем играют ту или иную пьесу. И начался концерт.

Студенты угадывали, в лучшем случае, в пятидесяти процентах. Среди профессионалов картина была еще более неоднозначна: некоторые угадывали в девяти случаях из десяти, другие наоборот – практически ни разу попасть не могли.

Игралась пьеса за пьесой, а представители компании Хаммонда начали приободряться. И понемногу нажимать на Федеральную торговую комиссию.

В конце концов члены комиссии сдались, и было решено, что орган Хаммонда имеет полнейшее право называться именно органом. Совсем не так уж и плохо!

Правда, кое в чем Хаммонда урезали: ему больше нельзя было описывать свои инструменты в том духе, что они могут выдавать бесконечное количество звуков. Пришлось писать правду: 253 000 000. Даже для органа чересчур…

Тон-кабинеты Хаммонда


Отдельного упоминания стоят динамики…. Точнее, не динамики, а тон-кабинеты Хаммонда. Они сами по себе стали легендой, и уже с ними связаны кое-какие истории.

Был ли Лесли подчиненным Лоренса Хаммонда? Вряд ли. Был ли его конкурентом? А зачем ему с ним конкурировать? Было рассмотрено множество вариантов выбора тон-кабинетов для органов Хаммонда, однако никем особо не рекламируемые тон-кабинеты Лесли стали эталоном качественного звука для этого синтезатора.

Словно «Маршалл» в мире рок-музыки. Вроде есть и куча других усилителей, а как посмотришь концерты рок-групп, будь то Металлика, Мегадет или Слейер, так все стены динамиков состоят из характерных кабинетов с золотистой полосой и тем самым шильдиком. Примерно та же история сложилась и с кабинетами Лесли.

Но одно время они все-таки довольно тесно сотрудничали. Как раз когда в 1936-м году в Америке был переход с тока питания в 50 герц на 60 герц.

Вся беда в том, что тон-генераторы, которые питались этим током, начинали звучать выше. Вот Лесли одно время и занимался их перестройкой.

Спустя какое-то время он стал изощряться в изобретении новых интересных кабинетов, которые не только издавали звуки, но и могли воспроизводить некоторые эффекты, вроде эффекта вращающихся динамиков.

Спору нет, там действительно кое-что вращалось, но все таки это были не сами динамики. Хотя звук был прикольный. Настолько, что этот эффект так и назвали именем Лесли. Современный файзер тоже чем-то на него похож.

Но соперничество между Лесли и Хаммондом все-таки продолжалось до 1980-го года, то есть до тех пор, пока компания Хаммонда не выкупила производство кабинетов Лесли.

Вот только к тому времени орган Хаммонда, тот самый орган Хаммонда, который уже успел стать легендой, уже не выпускали. Его производство завершилось еще четырьмя годами ранее, в 1976-м году, а все, что выпускают до сих пор – хотя и более совершенная, более долговечная и надежная, но – имитация. Теперь это действительно синтезатор, который имитирует звуки органа. Но уже – органа Хаммонда…

Уникальный инструмент, изобретенный более 65 лет назад, по-прежнему вызывает священный трепет у музыкантов по всему миру. Сменяются стили, приходят и уходят направления, но Hammoпd остается - вне моды и вне конкуренции. Итак, немного истории…

Были времена, когда уважающая себя рок-группа просто не могла появиться на сцене без Hammond С3 или B3. Многие джазовые и рок-музыканты влюбились в этот инструмент и популяризировали его, среди них - Джон Лорд из «Dеер Purple», Кит Эмерсон из «ELP» и другие. Многие и до сих пор не мыслят себя без этого инструмента, несмотря на то, что орган и колонка Лесли довольно громоздки, а для переноски их требуется не менее четырех человек.

Немаловажный факт: к органам Hammond до сих пор можно купить запчасти! В наше время, когда каждая модель синтезатора выпускается всего пару лет, после чего ее сменяет следующая, трудно представить себе, что любая современная модель Korg или Yamaha через (хотя бы!) двадцать или тридцать лет сможет похвастаться тем же.

Исторически электроорганы Hammond были изобретены для того, чтобы заменить собой церковные органы. Каждый мануал состоит из 61 клавиши, внизу находится 25 педалей (концертные модели имели 32). Переключатели регистров (drawbars) маркированы в соответствии с длинами органных труб. Если смотреть на переключатели регистров слева направо, то видно, что длина соответствующих «труб» уменьшается. Выведение самого нижнего переключателя дает низкий звук, соответствующий самой длинной трубе настоящего органа.

Переключатели регистров управляют уровнем гармоник или субгармоник в звуке и работают почти так же, как фейдеры в графическом эквалайзере. Изменяя положение фейдеров на эквалайзере, мы изменяем тембр звука, а на органе при помощи переключателей регистров мы создаем тембры, увеличивая или уменьшая уровни определенных гармоник. Например, если выдвинут только самый крайний слева переключатель регистров, то будет звучать низкочастотная синусоида.

Эра органов Hammond началась в 1933 г., когда Лоренс Хаммонд из чикагской фирмы The Hammond Clock Соmраnу заинтересовался инструментом «телармониум», изобретенным в конце 19-го века и предназначенным для передачи музыки по телефонной линии. «Телармониум» не пошел дальше экспериментальных образцов: виной всему была сложность конструкции и размеры инструмента (он занимал несколько комнат). Однако в его конструкции была применена оригинальная идея: для создания звуков различной высоты использовались генераторы, вращавшиеся с различной скоростью.

Мы вовсе не случайно упомянули о The Наmmоnd Clock Соmpany: поскольку Лоренс Хаммонд имел непосредственное отношение к производству часов, то однажды (возможно, вращая в руках какую-нибудь шестеренку) он обратил внимание, что форма зубцов поразительно напоминает форму простейшей звуковой волны - синусоиды. Отсюда и родилась гениальная идея: использовать вращающиеся в магнитном поле зубчатые колеса для генерации звука.


На схеме (вверху) изображен принцип работы механизма генерации звука: зубчатое колесо вращается в магнитном поле. А вот так (фото внизу) оно выглядит в реальности.

На основе идеи вращающихся в магнитном поле зубчатых колес Лоренс Хаммонд создал портативный (для своего времени, конечно) орган. Модель под названием Model А была выпущена в апреле 1935 года. Ее изготовление патронировалось не кем иным, как Генри Фордом (он же и стал первым покупателем). Вторая модель была подарена Франклину Рузвельту, в то время президенту США. Среди первых покупателей был также Джордж Гершвин. Далее последовали модели B, B3, C3, M100/L 100/Т100 и многие другие.

Общим элементом конструкции всех электроорганов Hammond является электродвигатель, приводящий в движение валы с зубчатыми колесами (tоnеwhееls) - в моделях C3/B3 их было 96, в остальных меньше. Каждое зубчатое колесо имеет диаметр порядка 30 мм; в зависимости от количества зубцов и скорости вращения получается один из звуков шкалы равномерного темперированного строя.

Hammond Percussion не имеет ни малейшего отношения к перкуссии, а является запатентованным изобретением, которое изменяет характеристики атаки звука путем добавления в него дополнительного «перкуссивного» тона (второй или третьей гармоники). Огибающая этого сигнала может регулироваться, приобретая те или иные характеристики затухания. Перкуссия создает характерное «звяканье» в начале ноты, причем слышна она только при игре стаккато (то есть перед нажатием следующей клавиши предыдущая должна быть отпущена).

Эффекты

Практически все модели снабжены эффектами вибрато и хорус, причем последний на моделях BЗ и СЗ применяется довольно часто. В некоторых моделях (например, в T100) имелся пружинный ревербератор. Вообще говоря, этот ревербератор был изобретен специально для «церковных» моделей органов (с большим цельным корпусом), но его конструкция была настолько удачной, что Лео Фендер купил эту идею и стал применять ее в гитарных усилителях.

Эффекты Лесли

Многие модели органов не были оборудованы собственными громкоговорителями, вместо них применялся акустический кабинет Лесли, созданный Доном Лесли практически в то же время, когда был изобретен орган Hammond. Основное назначение данного акустического кабинета - изменение звука, а не высококачественная его передача (все инструменты, кроме органа и электрогитары, звучат через эффект Лесли просто отвратительно),

В конструкции колонки Лесли (см. рис.) имеется монофонический ламповый усилитель мощностью 40 Вт, пассивный кроссовер с частотой раздела 800 Гц, низкочастотный громкоговоритель и высокочастотный громкоговоритель, направленный на вращающийся рупор (рупоров на самом деле было два, но «рабочим» был только один, а второй выполнял функцию противовеса). В моделях 145, 147 и 122 имелся также вращающийся в противоположном направлении относительно рупора ротор для низкочастотного громкоговорителя. В зависимости от скорости вращения рупора и ротора может получаться два разных эффекта: хорал (chorale - медленное вращение, эффект напоминает хорус) и тремоло (tremolo - быстрое вращение). Существует более 20 моделей эффекта Лесли.

Большие и маленькие

Классическими считаются модели С3 и B3, которые представляют собой инструменты с большим корпусом. B3 - американская версия С3, имеет 4 ножки вместо цельного корпуса. Именно эта модель, разработанная в 1955 г., и стала широко применяться джазовыми музыкантами.

К маленьким относятся органы типа spinet (портативные электроорганы для домашнего применения: модели L100, М100). По звуку эти инструменты нисколько не уступают большим концертным инструментам, разве что возможности регулировки тембра у них поскромнее. Большие органы для облегчения транспортировки могли разделяться на две части.

Звук

Каждый исполнитель, играющий на «Хаммонде», старается найти свой звук. Например, известный джазовый органист Джимми Смит добивался своего классического тембра, выдвинув первые три переключателя регистров и установив регулятор перкуссии в положение Soft (третья гармоника, быстрое затухание). Практически те же установки применял Брукер Т (Brooker Т) при записи другого классического трека «Green Onions», но дополнительно он выдвинул и четвертый переключатель.

Каждый орган Hammond звучит по-своему, это относится даже к инструментам из одной серии.

Звук органов Hammond, выпущенных после 1968 г., является более ярким, чем у их предшественников. Это связано с применением в конструкции конденсаторов другого типа. Хотя разницу в звуке сможет заметить только тот, кто давно играет на Hammond.

Настройка

Несмотря на то, что органы Hammond являются электромеханическими устройствами, их строй никогда не изменяется, кроме тех случаев, когда частота тока в электрической сети отклоняется от 50 Гц или 60 Гц (частота сети в США). Такая опасность подстерегает музыкантов в основном на концертах под открытым небом, где используются переносные генераторы питания, и частота может периодически падать ниже 50 Гц, что вызовет выключение органа. Увеличение частоты тока в сети выключения инструмента не вызывает, однако он начинает завышать строй.

Имитация

Выпуск С3 и других моделей электроорганов с зубчатыми колесами был прекращен в 1974 г. Это было связано с большими затратами на их сборку. В наше время их выпуск был бы экономически не оправдан, так как все органы собирались вручную.

Попытки имитации звука Hammond’а производились неоднократно, но результаты были по большей части весьма приблизительными. Это связано с обьективными трудностями, так как синтезировать звук, полученный за счет вращения механических частей в электромагнитном поле, очень трудно. Сзмплирование настоящего органа Hammond практически ничего не дает, поскольку сходство с оригиналом существует только при игре одиночными нотами. Эффект Лесли с быстрым вращением рупора и ротора практически невозможно сымитировать.

Однако далеко не все попытки имитации оказались провальными, и ближе всего к оригиналу подошли инструменты СХ3 и BХ3 фирмы Korg, а также новая модель СХ3, которой в этом номере журнала посвящена отдельная статья. Первые СХ3 и ВХ3 были специально разработаны в конце 70-х годов в целях имитации звука Hammond. Результаты были настолько успешными, что некоторые музыканты приобрели Korg СХ3 или ВХ3 для того, чтобы иметь запасной вариант на случай непредвиденного сбоя основного инструмента во время концерта. Однако настоящие органы Hammond очень надежны, в них могут разве что сгореть лампы.

Фирма Oberheim выпускала органы OB3, в которой имелось три независимых звуковых генератора, управляемых по МIDI, для каждого мануала и для нижнего ряда педалей.

В конце 80-х годов фирма Suzuki купила торговую марку Hammond и начала выпуск новых органов под названием Hammond-Suzuki. Модели ХВ2 (портативный инструмент с одним мануалом), ХB3 (двойной мануал) и ХВ5 имеют все те же возможности, что и классические органы Hammond (переключатели регистров, перкуссия для второй и третьей гармоник, щелчок клавиш), отсутствует только характерный механический призвук вращения тонвалов.

А знаете ли вы, что…

Несмотря на то, что в этот факт сложно поверить, он абсолютно достоверен: Лоренс Хаммонд не умел играть ни на одном музыкальном инструменте, включая собственное изобретение. Да и музыкальный слух его, мягко говоря, оставлял желать лучшеrо: по его собственному признанию, он не мог запомнить и воспроизвести даже простенькую мелодию. Именно поэтому изобретатель старался нанимать на работу людей с музыкальным образованием: первыми «ушами» Лоренса стали машинистка Луиза Бенке (Louise Benke), принятая на работу в 1933 г. не сколько из-за способностей к машинописи и стенографии, сколько из-за умения играть на органе, и казначей компании Уильям Лэйхи (William Lahey), до этого занимавший пост штатного органиста в церкви Св. Кристофера в Оук Парк, штат Иллинойс. А большинству звуковых нововведений мы обязаны инженеру компании, прекрасному органисту Джону Хэнерту (John Hanert), отдавшему почти 30 лет жизни (с 1934 по 1962 г.) разработке и усовершенствованию электроорганов.

Лоренс Хаммонд считал, что звук акустических кабинетов Лесли «существенно ухудшает звук электрооргана». «Я никогда не хотел, чтобы мои органы звучали так», «грязный звук», - вот лишь некоторые отзывы самого изобретателя о громкоговорителях Лесли. Возможно, причиной таких заявлений стало отсутствие музыкального слуха: ведь первые органы Hammond рекламировались как «дешевая альтернатива церковным органам», для которых фазовые и тональные вариации (с успехом имитируемые эффектом Лесли) - неотъемлемый элемент звучания. И несмотря на многочисленные заверения музыкантов, что с кабинетом Лесли злектроорган звучит более натурально, сам Хаммонд так и не признал этого.