Бородулин, лев абрамович. Лев Бородулин: судьба фотографа как отражение истории Ано "культурный проект русс пресс фото"

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Лев Абрамович Бородулин (род. , Москва) - советский и израильский фотограф, мастер спортивной фотографии.

Биография

С 1940 по 1941 год учился на художественном отделении , который закончил только после окончания войны. Участвовал в Великой Отечественной войне , награждён медалями «За оборону Москвы » и «За взятие Берлина », имеет ранения.

Фотографией стал заниматься после окончания института. Первая публикация состоялась в 1947 году в студенческой газете «Сталинский печатник».

В 1950-1960 годах работал фотографом в редакции журнала «Огонёк ». Фотографировал спортивные соревнования, в том числе и крупные международные, проводившиеся за границей.

Фотография на обложке номера «Огонька», который был посвящён Летним Олимпийским играм 1960 года была раскритикована Михаилом Сусловым , чья статья была написана в газете Правда, как «письмо читателя».

Первый фотограф в СССР, который использовал объектив «Рыбий глаз » .

Также Бородулин коллекционировал фотографии мастеров советской фотографии - Родченко , Шайхета , Халдея , Халипа , Гурария , Альперта , Зельма , Рюмкина и др.

Напишите отзыв о статье "Бородулин, Лев Абрамович"

Ссылки

  • . .
  • . .
  • . .
  • . .
  • . .
  • . .
  • . .
  • . .
  • . .

Примечания

Отрывок, характеризующий Бородулин, Лев Абрамович

– Графские? – сюда неси, говорила она, указывая на чемоданы и ни с кем не здороваясь. – Барышни, сюда налево. Ну, вы что лебезите! – крикнула она на девок. – Самовар чтобы согреть! – Пополнела, похорошела, – проговорила она, притянув к себе за капор разрумянившуюся с мороза Наташу. – Фу, холодная! Да раздевайся же скорее, – крикнула она на графа, хотевшего подойти к ее руке. – Замерз, небось. Рому к чаю подать! Сонюшка, bonjour, – сказала она Соне, этим французским приветствием оттеняя свое слегка презрительное и ласковое отношение к Соне.
Когда все, раздевшись и оправившись с дороги, пришли к чаю, Марья Дмитриевна по порядку перецеловала всех.
– Душой рада, что приехали и что у меня остановились, – говорила она. – Давно пора, – сказала она, значительно взглянув на Наташу… – старик здесь и сына ждут со дня на день. Надо, надо с ним познакомиться. Ну да об этом после поговорим, – прибавила она, оглянув Соню взглядом, показывавшим, что она при ней не желает говорить об этом. – Теперь слушай, – обратилась она к графу, – завтра что же тебе надо? За кем пошлешь? Шиншина? – она загнула один палец; – плаксу Анну Михайловну? – два. Она здесь с сыном. Женится сын то! Потом Безухова чтоль? И он здесь с женой. Он от нее убежал, а она за ним прискакала. Он обедал у меня в середу. Ну, а их – она указала на барышень – завтра свожу к Иверской, а потом и к Обер Шельме заедем. Ведь, небось, всё новое делать будете? С меня не берите, нынче рукава, вот что! Намедни княжна Ирина Васильевна молодая ко мне приехала: страх глядеть, точно два боченка на руки надела. Ведь нынче, что день – новая мода. Да у тебя то у самого какие дела? – обратилась она строго к графу.
– Всё вдруг подошло, – отвечал граф. – Тряпки покупать, а тут еще покупатель на подмосковную и на дом. Уж ежели милость ваша будет, я времечко выберу, съезжу в Маринское на денек, вам девчат моих прикину.
– Хорошо, хорошо, у меня целы будут. У меня как в Опекунском совете. Я их и вывезу куда надо, и побраню, и поласкаю, – сказала Марья Дмитриевна, дотрогиваясь большой рукой до щеки любимицы и крестницы своей Наташи.
На другой день утром Марья Дмитриевна свозила барышень к Иверской и к m me Обер Шальме, которая так боялась Марьи Дмитриевны, что всегда в убыток уступала ей наряды, только бы поскорее выжить ее от себя. Марья Дмитриевна заказала почти всё приданое. Вернувшись она выгнала всех кроме Наташи из комнаты и подозвала свою любимицу к своему креслу.
– Ну теперь поговорим. Поздравляю тебя с женишком. Подцепила молодца! Я рада за тебя; и его с таких лет знаю (она указала на аршин от земли). – Наташа радостно краснела. – Я его люблю и всю семью его. Теперь слушай. Ты ведь знаешь, старик князь Николай очень не желал, чтоб сын женился. Нравный старик! Оно, разумеется, князь Андрей не дитя, и без него обойдется, да против воли в семью входить нехорошо. Надо мирно, любовно. Ты умница, сумеешь обойтись как надо. Ты добренько и умненько обойдись. Вот всё и хорошо будет.
Наташа молчала, как думала Марья Дмитриевна от застенчивости, но в сущности Наташе было неприятно, что вмешивались в ее дело любви князя Андрея, которое представлялось ей таким особенным от всех людских дел, что никто, по ее понятиям, не мог понимать его. Она любила и знала одного князя Андрея, он любил ее и должен был приехать на днях и взять ее. Больше ей ничего не нужно было.
– Ты видишь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обидит. Она меня просила ее с тобой свести. Ты завтра с отцом к ней поедешь, да приласкайся хорошенько: ты моложе ее. Как твой то приедет, а уж ты и с сестрой и с отцом знакома, и тебя полюбили. Так или нет? Ведь лучше будет?
– Лучше, – неохотно отвечала Наташа.

АНО "Культурный Проект РУСС ПРЕСС ФОТО"

Сбор данных
Ваша конфиденциальность очень важна для нас, Культурного проекта РУСС ПРЕСС ФОТО и ИПЛФ | IPAP. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет.

Личная информация Членов, собранная при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в «Согласии с рассылкой»

С какой целью собираются эти данные
Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений. Ваши имя и e-mail не передаются третьим лицам, ни при каких условиях кроме случаев, связанных с исполнением требований законодательства. Ваше имя и e-mail на защищенных серверах сервиса pechkin-mail.ru и google и используются в соответствии с его политикой конфиденциальности.

Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

Как эти данные используются
На сайте mipap.ru используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервиса Яндекс.Метрика.
При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей.
Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

Как эти данные защищаются
Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет.
Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями.
Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее.

Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Для связи с администратором сайта по любым вопросам вы можете написать письмо на e-mail: press@сайт

Платежи. Оплата банковской картой онлайн
Наш сайт подключен к интернет-эквайрингу, и Вы можете оплатить Услугу банковской картой Visa или Mastercard. После подтверждения выбранной Услуги откроется защищенное окно с платежной страницей процессингового центра ЯндексДеньги, где Вам необходимо ввести данные Вашей банковской карты. Для дополнительной аутентификации держателя карты используется протокол 3D Secure. Если Ваш Банк поддерживает данную технологию, Вы будете перенаправлены на его сервер для дополнительной идентификации. Информацию о правилах и методах дополнительной идентификации уточняйте в Банке, выдавшем Вам банковскую карту.

Гарантии безопасности
Процессинговый центр ЯндексДеньги защищает и обрабатывает данные Вашей банковской карты по стандарту безопасности PCI DSS 3.0. Передача информации в платежный шлюз происходит с применением технологии шифрования SSL. Дальнейшая передача информации происходит по закрытым банковским сетям, имеющим наивысший уровень надежности. ЯндексДеньги не передает данные Вашей карты нам и иным третьим лицам. Для дополнительной аутентификации держателя карты используется протокол 3D Secure.

В случае, если у Вас есть вопросы по совершенному платежу, Вы можете обратиться в службу поддержки клиентов на странице: https://money.yandex.ru/feedback/

Безопасность онлайн платежей
Предоставляемая Вами персональная информация (имя, адрес, телефон, e-mail, номер кредитной карты) является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Данные Вашей кредитной карты передаются только в зашифрованном виде и не сохраняются на нашем Web-сервере.

Безопасность обработки Интернет-платежей гарантирует ООО НКО «Яндекс.Деньги». Все операции с платежными картами происходят в соответствии с требованиями VISA International, MasterCard и других платежных систем. При передаче информации используется специальные технологии безопасности карточных онлайн-платежей, обработка данных ведется на безопасном высокотехнологичном сервере процессинговой компании.

Конфиденциальность
Федеральный закон РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» - федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке (использованию) персональных данных.

1. Определения
Интернет проект http://mipap.ru/ (далее – URL, «мы») серьезно относится к вопросу конфиденциальности информации своих клиентов и посетителей сайта http://mipap.ru/ (далее – «вы», «посетители сайта»). Персонифицированной мы называем информацию, содержащую персональные данные (например: ФИО, логин или название компании) посетителя сайта, а также информацию о действиях совершаемых вами на сайте URL. (например: заказ посетителя сайта с его контактной информацией). Анонимными мы называем данные, которые невозможно однозначно идентифицировать с конкретным посетителем сайта (например: статистика посещаемости сайта).

2. Использование информации
Мы используем персонифицированную информацию конкретного посетителя сайта исключительно для обеспечения ему качественного оказания услуг и их учета. Мы не раскрываем персонифицированных данных одних посетителей сайта URL другим посетителям сайта. Мы никогда не публикуем персонифицированную информацию в открытом доступе и не передаем ее третьим лицам Исключением являются лишь ситуации, когда предоставление такой информации уполномоченным государственным органам предписано действующим законодательством Российской Федерации. Мы публикуем и распространяем только отчеты, построенные на основании собранных анонимных данных. При этом отчеты не содержат информацию, по которой было бы возможным идентифицировать персонифицированные данные пользователей услуг. Мы также используем анонимные данные для внутреннего анализа, целью которого является развитие продуктов и услуг URL.

3. Ссылки
Сайт http://mipap.ru/ может содержать ссылки на другие сайты, не имеющие отношения к нашей компании и принадлежащие третьим лицам. Мы не несем ответственности за точность, полноту и достоверность сведений, размещенных на сайтах третьих лиц, и не берем на себя никаких обязательств по сохранению конфиденциальности информации, оставленной вами на таких сайтах.

4. Ограничение ответственности
Мы делаем все возможное для соблюдения настоящей политики конфиденциальности, однако, мы не можем гарантировать сохранность информации в случае воздействия факторов находящихся вне нашего влияния, результатом действия которых станет раскрытие информации. Сайт http://mipap.ru/ и вся размещенная на нем информация представлены по принципу "как есть" без каких-либо гарантий. Мы не несем ответственности за неблагоприятные последствия, а также за любые убытки, причиненные вследствие ограничения доступа к сайту URL или вследствие посещения сайта и использования размещенной на нем информации.

5. Контакты
По вопросам, касающимся настоящей политики, просьба обращаться по адресу press@сайт

Юридическое лицо:
АНО "Культурный Проект РУСС ПРЕСС ФОТО"
ИНН 7726380852 / ОГРН 1107799035266
Руководитель - Василий Прудников
Телефон: +7 915 258-71-25
Почта - vasprudnikov@сайт
Юридический адрес: 117535, г. Москва, ул. Россошанская д. 13, корпус 1, кв 720
Фактический адрес: 107258, г. Москва, ул. 1-я Бухвостова, 12/11, корп.53, офис 433
Телефон: +7 495 233-27-82.

Лицензия № 037545 на осуществление образовательной деятельности
Департамент образования города Москвы | 01.06.2016 г.

24 января 2018 года в Минске в художественной галерее Михаила Савицкого откроется выставка легендарного советского спортивного фотографа Льва Бородулина, приуроченная к 95-летию классика и ХХIII Зимним Олимпийским играм. Лучшие фотографии Бородулина и его биография — в материале TUT.BY.

Лев Бородулин родился в Москве в 1923 году. В возрасте четырех лет он оказался в гостях у выдающегося фотохудожника, пионера советской фотографии, Свищева-Паоло. В память об этом остались его детский портрет и мечта быть фотографом. В 1940-м поступил на художественное отделение Московского полиграфического института, но уже через год ушел на фронт. Прошел всю войну, дважды был серьезно ранен, награжден медалями «За оборону Москвы» и «За взятие Берлина».

Портрет Льва Бородулина, Москва. 1947 год. Фото: семейный архив

После войны вернулся в институт. Примерно тогда же, в послевоенные годы, Лев Бородулин всерьез увлекся фотографией.

Сначала он делал снимки за кусок хлеба, чтобы прокормить семью. Затем долгое время работал в фотолаборатории (благодаря приобретенным там техническим навыкам, впоследствии стал одним из первых «цветников» в Советском Союзе). Постепенно его снимки начали публиковать в различных журналах. В начале 50-х работал в журнале «Спортивная жизнь России», одновременно снимая и для других изданий.

В то время фотография должна была в первую очередь выполнять агитационные функции. Лев Бородулин, художник по образованию и убежденный формалист, последователь основателей советского модернизма Александра Родченко и Бориса Игнатовича, выбрал единственную область, в которой художник мог быть относительно свободен от идеологических установок — спорт. Он не хотел быть частью пропагандистского аппарата, его интересовало искусство.

Баскетбольный балет. 1960-е

В конце 1950-х годов Лев Бородулин стал фотокорреспондентом самого популярного журнала в стране «Огонек». В течение пятнадцати лет его свобода была практически неограниченной — по заданиям редакции он выезжал на Олимпиады и все значимые спортивные события в мире.


Тет-а-тет. Рим. 1960

Снимки Бородулина сразу перешагнули рамки официальных фоторепортажей, фиксирующих успехи Советского Союза. В каждом движении спортсменов, в пластике их фигур, в линиях рук он видел четко отточенный рисунок или сложно переплетающийся орнамент, улавливал самые тонкие чувства, черты характеров спортсменов. Умение мастерски «словить» мгновение, выстроить композицию, расставить акценты переводило снимки Бородулина в сферу высокого искусства, делало эмблемой эпохи.

Спартакиада. 1959

В 1960-х Лев Бородулин стал бесспорным лидером спортивной фотографии. В 1964 году английский ежегодник Photography Year Book назвал его звездой мировой фотографии, в 1967-м он был признан лучшим фотографом года по версии японской газеты «Асахи», в 1971 году в Мюнхене за достижения в области спортивной фотографии Лев Бородулин был награжден золотой олимпийской медалью.


С вышки! 1960

В 1973 году на пике славы Бородулин эмигрировал в Израиль. Там он продолжил любимую работу, став одним из известнейших израильских фотохудожников. Он прославился и как успешный коллекционер, создав с сыном Borodulin Collection — одно из крупнейших в мире собраний классической советской фотографии.


Тренеры хоккейной сборной СССР Анатолий Тарасов и Аркадий Чернышев. Гренобль. 1968

По словам куратора Borodulin Collection Майи Кацнельсон, «на выставке представлено более 100 фотографий. Все отпечатки авторские, с подписью, многие — с печатью журнала „Огонек“, в котором он работал и для которого создал рекордное количество обложек. На выставке можно будет увидеть легендарный скандальный „Прыжок с вышки“. Снимок украсил обложку „Огонька“, посвященную Олимпиаде 1960 года в Риме — в воздухе, расправив руки во всю диагональ снимка, парит пловчиха, вот-вот готовая соприкоснуться с водной гладью. Эта обложка вызвала гнев главного идеолога страны Михаила Суслова. Он обозвал снимок „летающей ж…“ и раскритиковал за формализм. За Бородулина вступился тогда главный редактор журнала Анатолий Софронов, взяв всю вину на себя, а много лет спустя тот самый снимок был продан на аукционе Sotheby’s».

Разворот. 1970

«Знаменитый „Парад“ 1956 года с гордо вышагивающими под развевающимися знаменами спортсменами — от фотографии идет мощнейший заряд, — продолжает Майя Кацнельсон. — Именно ее когда-то приобрел Билл Клинтон для украшения Белого Дома. Фотоэтюд, отмеченный золотой олимпийской медалью в Мюнхене, — „Тренер Викентий Дмитриев и его будущие чемпионки“. В кадре — выдающийся витебский тренер по художественной гимнастике и его юные ученицы. Необыкновенные снимки „Мы играем в волейбол“ и „Гимнастический круг“, сделанные с помощью фотообъектива „рыбий глаз“ — Лев Бородулин был первым обладателем такого объектива в СССР. И многие другие, уже ставшие иконами, фотографии. На снимках запечатлены знаменитые спортсмены — Лидия Скобликова, Альберт Азарян, Александр Медведь, Виктор Чукарин, Лев Яшин, Василий Алексеев».

В Космос! 1964

Организаторами проекта выступили Майя Кацнельсон (куратор Borodulin Collection) и Натив — Министерство главы правительства Израиля (Израильский культурный центр при посольстве государства Израиль в Республике Беларусь). Проект проходит при поддержке: Министерства спорта и туризма, Посольства Государства Израиль и Минского городского исполнительного комитета


Тренер Викентий Дмитриев и его будущие чемпионки. Витебск. 1968

На вираже. 1957

Лев Бородулин родился в Москве, в 1923 году. В 1940 году поступил на художественное отделение Московского полиграфического института, а в 1941 году - ушел на фронт. Прошел войну «от начала до конца», получил два серьезных ранения, был награжден медалями «За оборону Москвы» и «За взятие Берлина»...

После войны Лев Бородулин вернулся в полиграфический институт, и окончив его серьезно увлекся фотографией. Послевоенные годы были самым тяжелым временем и в истории страны, и в истории советской фотографии. Начавшаяся еще в 30-е годы критика формализма в фотографии, затем кампания по борьбе с космополитизмом и антисемитская кампания конца 40-х годов привели к тому, что эпоха русского модернизма была вычеркнута из истории советского искусства, а большинство лидеров советской фотографии потеряли работу, в том числе из-за национальной принадлежности.

Мир разделил «железный занавес», страна очутилась в политической, экономической и культурной изоляции. Была прервана традиция организации крупных фотографических выставок и международных фестивалей, закрывались лучшие фотографические издания, прекратил свое существование «СССР на стройке». Перестав быть искусством, фотография стала средством агитации.

Именно в это время Лев Бородулин выбирает путь профессионального фотографа. Его творчество сформировалось под влиянием классиков советского модернизма: Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета и др. Обратившись к спортивной фотографии, единственной области, в которой художник мог быть свободным от идеологических установок, Бородулин прежде всего попытался возродить формальные принципы в фотографии, вписав новые страницы в историю отечественного фотоискусства.

Выбрав фотографию спорта, Бородулин обеспечил себе также определенную свободу передвижения по миру. За пятнадцать лет работы в «Огоньке» бок о бок с Дмитрием Бальтерманцем, Лев Бородулин объехал почти весь мир, снимая Олимпийские игры и чемпионаты мира, создав кадры, ставшие классикой российской и мировой спортивной фотографии. В 1964 году английский ежегодник «Photography Year Book» назвал Бородулина «Звездой мировой фотографии», в 1967 он был признан лучшим фотографом года, по мнению японской газеты «Асахи», а в 1972 году за достижения в области спортивной фотографии Лев Бородулин был награжден золотой олимпийской медалью в Мюнхене.

В 1972 году на пике славы Лев Бородулин покидает СССР. Вот уже 40 лет он работает в Израиле, став за это время одним из известнейших израильских фотографов.

Еще в 40-х годах, параллельно профессиональной работе в области фотографии, Бородулин начинает собирать коллекцию советской фотографии, прежде всего работы фотографов, запечатлевших Вторую мировую войну. Сегодня коллекция Льва Бородулина - одно из уникальных собраний, по которому можно восстановить как «историю России в фотографиях», так и историю русской фотографии XX века.

Лев Бородулин - один из классиков российской и мировой фотографии. Родившись в 1923 году в Москве, он во многом повторил непростую судьбу страны, но все же смог стать не просто известным фотографом, а одним из тех мастеров, которые вдохновляют новые поколения фотохудожников.

В 1940 году Лев Бородулин поступил на художественное отделение Московского полиграфического института. Но меньше чем через год начинается Великая Отечественная война, и студент Бородулин уходит на фронт, где провел все четыре года, дважды был серьезно ранен, оборонял Москву и брал Берлин. А после войны он вернулся в институт, заканчивать образование.

Примерно тогда же, в первые послевоенные годы, Лев Бородулин всерьез увлекся фотографией. Это было далеко не лучшее время для советской фотографической школы - опустившийся «железный занавес» и усилившаяся агитационно-пропагандистская работа едва не убили ее окончательно. Фотография как творческий процесс оказалась попросту невостребованной. Но все-таки Лев Бородулин, чье творчество формировалось под влиянием классиков советского модернизма, таких как Александр Родченко и Борис Игнатович, хотел заниматься именно фотоделом.

Он выбрал для себя едва ли не последнее направление в фотографии, остававшееся относительно свободным, - спорт. Более того, оказалось, что быть спортивным фотографом означает не только свободу от официоза и идеологии, но и возможность путешествовать по миру.

Пятнадцать лет Лев Бородулин как корреспондент «Огонька» посещал Олимпийские игры и другие соревнования, проходившие в разных странах. Результатом этого стали не только прекрасные снимки, но и признание их автора профессиональным сообществом. В частности, в 1964 году английский ежегодник Photography Year Book присвоил ему награду «Звезда мировой фотографии», а два года спустя на Играх в Мюнхене Бородулин был награжден золотой олимпийской медалью за достижения в области спортивной фотографии. Его также признали лучшим фотографом 1967 года по версии японской газеты «Асахи».

Но помимо спортивной фотографии Лев Бородулин собирал свою собственную коллекцию снимков - тех, которые делали лучшие фотохудожники страны.

В них отразились трудная военная и послевоенная жизнь, восстановление хозяйства и тяжелые условия, в которых трудились миллионы людей. Это была настоящая фотолетопись страны. Разумеется, о том, чтобы опубликовать эти кадры, не могло быть и речи.

В 1972 году Лев Бородулин навсегда покидает Советский Союз и уезжает в Израиль. Это еще одна страница в истории страны, которая тесно переплелась с жизнью фотографа. И вот уже более сорока лет он живет там, по-прежнему считаясь одним из лучших фотохудожников в этой стране и участвуя в многочисленных выставках и мастер-классах.