Казяева И.А. Факторы, оказывающие влияние на качество продукции

Раздел I. Основы безопасности личности, общества и
государства
Глава 1. Национальная безопасность России в современном
мире
УРОК 2:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ­ОРГАНИЗАТОР ОБЖ ДЕГТЯРЁВ А.И.

1.1. Национальные интересы России.
Национальные интересы России.
Интересы личности, общества и государства в общем
2.2. Интересы личности, общества и государства в общем
содержании

Национальные интересы России во
3.3. Национальные интересы России во
внутриполитической, в социальной, международной и

в военных сферах жизнедеятельности страны.
4.4. Мероприятия по защите населения страны от
Мероприятия по защите населения страны от
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера как составляющая
национальных интересов России.
национальных интересов России.
5.5. Влияние на обеспечение национальных интересов
Влияние на обеспечение национальных интересов
России каждого человека.
России каждого человека.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
это совокупность сбалансированных интересов личности,
общества и государства в экономической, внутриполитической,
социальной, международной, информационной, военной,
пограничной, экологической и других сферах.
Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели,
стратегические и текущие задачи внутренней и внешней
политики государства.
политики государства.

Национальные интересы
Национальные интересы
обеспечиваются
обеспечиваются
институтами
институтами
государственной власти,
государственной власти,
осуществляющими свои
осуществляющими свои
функции в том числе во
функции в том числе во
взаимодействии с
взаимодействии с
действующими на основе
действующими на основе
Конституции Российской
Конституции Российской
Федерации и
Федерации и
законодательства
законодательства
Российской Федерации
Российской Федерации
общественными
общественными
организациями.
организациями.

ИНТЕРЕСЫ ЛИЧНОСТИ
ИНТЕРЕСЫ ЛИЧНОСТИ
состоят в реализации
состоят в реализации
конституционных прав и
конституционных прав и
свобод, в обеспечении
свобод, в обеспечении
личной безопасности, в
личной безопасности, в
повышении качества и
повышении качества и
уровня жизни, в
уровня жизни, в
физическом, духовном и
физическом, духовном и
интеллектуальном
интеллектуальном
развитии человека и
развитии человека и
гражданина..
гражданина

ИНТЕРЕСЫ ОБЩЕСТВА
ИНТЕРЕСЫ ОБЩЕСТВА
состоят в упрочении
состоят в упрочении
демократии, в создании
демократии, в создании
правового социального
правового социального
государства, в достижении и
государства, в достижении и
поддержании общественного
поддержании общественного
согласия, в духовном
согласия, в духовном
обновлении России..
обновлении России


состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и
территориальной целостности России, в политической, экономической и
социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и
ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА
ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА
поддержании правопорядка, в развитии равноправного и

взаимовыгодного международного сотрудничества.

ИНТЕРЕСЫ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
ИНТЕРЕСЫ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Реализация национальных интересов России возможна только на основе
Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются
устойчивого развития экономики.
ключевыми..
ключевыми

ВО ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
ВО ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
СОСТОЯТ:
СОСТОЯТ:
 в сохранении стабильности
в сохранении стабильности
конституционного строя, институтов
государственной власти;
государственной власти;
в обеспечении гражданского мира и
в обеспечении гражданского мира и
национального согласия;
национального согласия;
 территориальной целостности;
территориальной целостности;
единства правового пространства;
единства правового пространства;
правопорядка и в завершении процесса
правопорядка и в завершении процесса

становления демократического общества;
в нейтрализации причин и условий,
в нейтрализации причин и условий,
способствующих возникновению
способствующих возникновению
политического и религиозного экстремизма,
этносепаратизма и их последствий -
социальных, межэтнических и религиозных
конфликтов, терроризма.
конфликтов, терроризма.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ
в обеспечении высокого уровня жизни народа


НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В ДУХОВНОЙ
СФЕРЕ
СФЕРЕ


состоят в сохранении и укреплении нравственных
ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма,

культурного и научного потенциала страны.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
РОССИИ
РОССИИ
В МЕЖДУНАРОДНОЙ СФЕРЕ
В МЕЖДУНАРОДНОЙ СФЕРЕ
заключаются:
заключаются:
 в обеспечении суверенитета;
в обеспечении суверенитета;
упрочении позиций России как великой
упрочении позиций России как великой
державы - одного из влиятельных
центров многополярного мира;
центров многополярного мира;
в развитии равноправных и
в развитии равноправных и
взаимовыгодных отношений со всеми
странами и интеграционными
странами и интеграционными
объединениями, прежде всего с
государствами - участниками
государствами - участниками
Содружества Независимых Государств и

традиционными партнерами России;
в повсеместном соблюдении прав и
в повсеместном соблюдении прав и
свобод человека и недопустимости
применения при этом двойных
применения при этом двойных
стандартов..
стандартов

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
РОССИИ
РОССИИ
В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
заключаются:
заключаются:
в соблюдении конституционных
в соблюдении конституционных
прав и свобод граждан в области
получения информации и
получения информации и
пользования ею;
пользования ею;
в развитии современных
в развитии современных

телекоммуникационных технологий;
в защите государственных
в защите государственных
информационных ресурсов от
информационных ресурсов от
несанкционированного доступа..
несанкционированного доступа


НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В ВОЕННОЙ СФЕРЕ
заключаются:
заключаются:
 в защите ее независимости, суверенитета, государственной и
в защите ее независимости, суверенитета, государственной и
территориальной целостности;
территориальной целостности;
 в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;
в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;
 в обеспечении условий для мирного, демократического развития
в обеспечении условий для мирного, демократического развития
государства.
государства.

РОССИИ
РОССИИ
В ПОГРАНИЧНОЙ СФЕРЕ
В ПОГРАНИЧНОЙ СФЕРЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
заключаются:
заключаются:
 в создании политических, правовых,
в создании политических, правовых,
организационных и других условий
для обеспечения надежной охраны
государственной границы
государственной границы
Российской Федерации;
Российской Федерации;
 в соблюдении установленных
в соблюдении установленных
законодательством Российской
законодательством Российской
Федерации порядка и правил
Федерации порядка и правил
осуществления экономической и
иных видов деятельности в
иных видов деятельности в
пограничном пространстве
пограничном пространстве
Российской Федерации..
Российской Федерации защита от чрезвычайных ситуаций природного и
защита от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера и их последствий, а в
военное время - от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие
этих действий.
этих действий.

1.1. Что представляет собой в общем виде национальные
Что представляет собой в общем виде национальные
интересы России?
интересы России?
Что представляют собой интересы личности, общества и
2.2. Что представляют собой интересы личности, общества и
государства в общем содержании национальных интересов
России?
России?
3.3. В чем заключаются национальные интересы России во
В чем заключаются национальные интересы России во
внутриполитической, в социальной, международной и в

военных сферах жизнедеятельности страны?
4.4. Являются ли составляющими национальных интересов
Являются ли составляющими национальных интересов
страны мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального
характера?
характера?
Какое влияние на обеспечение национальных интересов
5.5. Какое влияние на обеспечение национальных интересов
России может оказывать индивидуально каждый человек и
в чем это выражается?
в чем это выражается?

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

Аннотация
В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на уровень качества продукции. Вся совокупность данных факторов делится на внешние и внутренние. В отдельную группу выделяется человеческий фактор. Приводится характеристика элементов каждой группы факторов.

THE FACTORS INFLUENCING QUALITY OF PRODUCTION

Kazyaeva Irina Alekseevna
Mordovian State University named after N. P. Ogarev
4th year student of the faculty of Economics


Abstract
In this article the factors influencing production level of quality are considered. All data set of factors shares on external and internal. The human factor is allocated in separate group. The characteristic of elements of each group of factors is introduced.

Качество продукции является важнейшим показателем деятельности предприятия, так как в значительной степени определяет его выживаемость в условиях рынка. Выпуск качественной продукции – это один из наиболее надежных способов для фирмы обеспечить себе путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

На качество продукции оказывает влияние большое количество факторов. Значительная степень их влияние на обеспечение высокого качества продукции приходится на этап проектирования продукции (80 %), затем на процесс контроля и регулирования технологических процессов (15 %) и на процесс контроля качества готовой продукции (5 %).

В работе Е.А. Шацких факторы, влияющие на качество продукции, представлены в виде 2-х крупных блоков: внешние факторы и внутренние факторы (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Факторы, влияющие на качество продукции

Таким образом, автором рассматриваются факторы как внутренней, так и внешней среды организации. Факторы внешней среды являются основой для формирования качества в условиях рыночных отношений. Как отмечает автор, особое значение среди данных факторов занимают конкурентные, которым на предприятиях должно уделяться пристальное внимание. Предприятие не может оказать влияние на факторы внешней среды, однако, своевременный учет их действия с целью прогнозирования возможных колебаний способен обеспечить более быструю адаптацию организации в конкурентной среде.

    технический фактор – это фундамент качества продукции. Он предполагает внедрение новой техники и технологии, использование новейших материалов, которые и являются базой для выпуска конкурентоспособной продукции

    организационный фактор – фактор, связанный с решением вопросов на производстве, к которым можно отнести организацию труда и управление, повышение ответственности за качество производимой продукции, оперативно-производственное планирование, обеспечение культуры производства, повышение квалификации персонала и т.д.

    экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции, материальная ответственность работников за изготовление недоброкачественной продукции;

    социальные факторы характеризуют квалификацию работников, уровень их образования, социально-психологический климат в коллективе, профессиональная структура кадров, повышение квалификации, мотивация персонала и др.;

    эксплуатационные факторы – факторы, влияющие на качество изделия в процессе его эксплуатации. Это факторы текущего, планового и капитальных ремонтов, проведение регламентных работ, соблюдение технической документации;

    производственные факторы – факторы, которые возникают в процессе производства продукции и аспекты оперативного их устранения;

    фактор информационной оперативности – это фактор, призванный обеспечивать своевременное поступление всей необходимой информации лицам, призванным предотвращать появление брака .

Деление факторов на внешние и внутренние позволяет более комплексно подойти к вопросу изучения и минимизации их возможного негативного воздействия на качество продукции. Также в некоторых источниках особое внимание уделяется человеческому фактору и выдвигается предложение рассматривать его как отдельную группу. Так как в современных экономических условиях между предприятиями наблюдается конкурентная борьба за высококвалифицированные кадры, данное предложения, с авторской точки зрения, является целесообразным (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Группы факторов, влияющие на качество продукции

Внешние и внутренние факторы при данной классификации сохраняют свои характеристики и деление на составные элементы. Делается больший акцент на то, что при наличии у предприятий одинаковой техники и технологии, снабжение их одинаковыми материалами и комплектующими, именно человеческий фактор будет являться определяющим. К данному фактору можно отнести: квалификацию, опыт, профессионализм, заинтересованность персонала, активность и инициативу, обмен передовым опытом, наставничество и др. .

В учебном пособии Н.С. Сачко совокупность факторов, влияющих на качество продукции, представлена в виде диаграммы Исикавы («рыбьего скелета») (Рисунок 3).

Из диаграммы следует, что автор основной акцент делает на факторы внутренней среды организации. В своем подходе он располагает их последовательно, в порядке прохождения продукции по этапам ее жизненного цикла внутри предприятия (слева направо): проектирование (проект продукции, исходные материалы), производство (оборудование, человек), контроль продукции (методы контроля, измерение уровня качества). Каждый их представленных элементов оказывает большое влияние на уровень качества выпускаемой продукции, однако при прочих равных условиях большое внимание следует уделить человеческому фактору как основе конкурентоспособности товара и продукции в современных экономических условиях.

Рисунок 3 – Факторы, влияющие на качество продукции

В учебных пособиях Е.О. Ермолаевой и Г.И. Шевелёвой предлагается деление всей совокупности факторов на 4 группы: технические, организационные, экономические и социальные (Таблица 1).

Таблица 1 – Классификация факторов, влияющих на качество продукции

Факторы, влияющие на качество продукции
Технические Организационные Экономические Социальные

    Вид изготавливаемой продукции и серийность её производства

    Состояние технической документации

    Качество технологического оборудования,оснастки, инструмента

    Состояние испытательного оборудования

    Качество средств измерения и контроля

    Качество исходных материалов, сырья, комплектующих изделий

    Обеспеченность материалами, сырьём и т.д.

    Техническое обслуживание оборудование, оснастки

    Планомерность и ритмичность работы

    Организация работ с поставщиками

    Организация информационного обеспечения

    Научная организация труда, культура производства

    Организация питания и отдыха

    Формы оплаты труда и величина заработной платы

    Премирование за высококачественную работу

    Удержание за брак

    Соотношение между качеством продукции, себестоимостью и ценой

    Организация и проведение хозрасчёта

    Состояние воспитательной работы

    Подбор, расстановка и перемещение кадров

    Организация учёбы и повышение квалификации

    Организация отдыха вне рабочее время

    Взаимоотношения в коллективе

    Жилищно-бытовые условия

Следовательно, в подходе, представленном данными авторами, также рассматриваются факторы, влияющие на качество с позиции организации внутренней среды предприятия. Однако в этом случае они представлены в виде укрупненных групп факторов. Особое значение при формировании внутренней инфраструктуры обеспечения качества приобретают состояние оборудования, тип производимой продукции, обеспеченность материалами, качество трудовых ресурсов и материальное стимулирование/наказание персонала.

На основании вышерассмотренных подходов к классификации факторов, оказывающих влияние на уровень качества выпускаемой предприятием продукции, предлагаем обобщенный вариант деления всех факторов, с выделением основных крупных блоков и детализацией составляющих их элементов (Таблица 2).

Факторы
Внешние Человеческий фактор Внутренние
Технические Уровень развития техники и технологии Квалификация Технические Вид изготавливаемой продукции
Осуществление НИОКР, частота внедрения новшеств Образование Состояние оборудования
Другое Общая эрудиция Качество материалов
Социально-культурные Тип потребительской культуры Опыт другое
Уровень жизни населения Отношение к работе Организационные Планомерность, ритмичность работы
Демографическая ситуация Пол Организация труда и отдыха
Другое Возраст Обеспеченность материалами
Экономические Уровень доходов населения Другое Другое
Финансирование научных исследований Экономические Величина заработной платы
Программы поддержки бизнеса Удержания за брак
Другое Себестоимость продукции
Другое
Социальные Подбор кадров
Повышение квалификации сотрудников
Жилищно-бытовые условия
Другое

В предложенной классификации сохраняется деление всех факторов на внутренние и внешние, с выделением человеческого фактора в отдельный блок. По каждому блоку приводятся характеристика элементов, его составляющих. Данный подход в общем виде представляет всю совокупность факторов, способных оказать влияние на уровень качества производимой продукции и позволяет визуально представить некоторые из них.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Национальные интересы определяют:

  • основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом;
  • условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.).

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупными действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своем поле деятельности, всем российским обществом и государством.

Только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределении обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свои потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений.

Запомните!

Только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности.

Что же представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина.

Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и поддержанием общественного согласия, духовным обновлением России.

Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Это должен знать каждый

Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:

  • в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;
  • в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;
  • в завершении процесса становления демократичного общества;
  • в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении:

  • динамично развивающегося производства и рынка;
  • высокого уровня жизни народов России.

Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении:

  • нравственных ценностей общества;
  • традиций патриотизма и гуманизма;
  • культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются:

  • в обеспечении суверенитета;
  • в упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира;
  • в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками СНГ и традиционными партнерами России;
  • в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются:

  • в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;
  • в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;
  • в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Внимание!

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Необходимо отметить, что национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 г. Она является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению безопасности. Этот документ - основа для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Запомните!

Наиболее полно национальные интересы России можно реализовать при значительном подъеме общей культуры в области безопасности всего населения нашей страны.

Вопросы

  1. Что представляют собой в общем виде национальные интересы России?
  2. Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?
  3. В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и военной сферах жизнедеятельности страны?
  4. Являются ли составляющими национальных интересов России мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера?
  5. Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается?
Пожалуйста, переведите сочинение на румынский язык: Каждый человек индивидуален,

каждый человек -личность. И все мы обязательно отличаемся друг от друга - иначе
быть не может. Чем я отличаюсь от других? Характером, внешностью,
поведением, образом жизни, отношением к людям. То есть всем тем, чем мы все
отличаемся друг от друга. Думаю, что в первую очередь я отличаюсь от
остальных своими мыслями. Я имею свою точку зрения и всегда её высказываю.
Думаю, в мире ещё много людей с таким качеством. Я не курю, не употребляю
спиртных напитков и не хожу по клубам. Этим я отличаюсь от большинства ровесников.

Помогите пожалуйста

11.Какие положения характеризуют демократический политический режим?
1) формирование государственной власти на выборной основе;
2) существование единой, общеобязательной идеолог»
3) реализация принципа разделения властей;
4) наличие политической оппозиции, идеологического плюрализма;
5) гарантии прав и свобод человека;
6) наличие гражданского общества;
7) государственная регламентация всех сфер обществен¬ной жизни.
12. Выберите из перечисленных определений государства наиболее точное:
1) государство - это совокупность организаций и учреждений, реализующих функции управления на определенной территории с помощью установленных юридических норм;
2) государство - это система органов и институтов, осуществляющих властные полномочия на основе верховенства права, разделения властей и признания равенства и свободы за всеми участниками общественных отношений;
3) государство - это центральный институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью населения на определенной территории с помощью публичной власти, имеющей обязательный характер;
4) государство - это универсальная система юридических норм, установленная органами политической власти.
13. Выделите основные признаки политической партия:
1) наличие программы деятельности;
2) наличие социальной базы;
3) принцип демократического централизма;
4) наличие организационной структуры;
5) борьба за политическую власть;
6) наличие фиксированного членства.
14. Что входит в структуру политической культуры?
1) политический опыт;
2) политическое поведение;
3) политические символы;
4) политическая социализация;
5) политическое сознание.
15. Что такое «политическая социализация»?
1) воздействие государства на экономику;
2) деятельность партии по завоеванию и реализации власти;
3) прочее приобщение к политическим ценностям;
4) процесс воспитания и образования.
16. Что такое политическая идеология?
1) система политических идей и представлений, отра¬жающих интересы, мировоззрение и идеалы индиви¬дов и социальных групп;
2) устойчивые, некритические, эмоционально окрашен¬ные образы, представления о политических событи¬ях, явлениях и процессах;
3) воздействие индивидов и социальных групп на поли¬тическую систему, ее элементы, а также процесс при¬нятия политических решений.
17. Что такое политический конфликт?
1) противоречие между процессом дифференциации и способностью политической системы к интеграции;
2) противоборство разнонаправленных политических сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия;
3) процесс изменения политической системы, обуслов¬ленный ее внутренними потребностями или внешни¬ми импульсами.
18. Что такое мировая политика?
1) система связей между государствами;
2) взаимодействие различных субъектов политики на международной арене;
3) система межгосударственных отношений;
4) практическая реализация национальных интересов государства.
19. Что такое международные отношения?
1) система экономических, политических, социальных, правовых, военных и культурных связей, возникаю¬щих между субъектами мировой политики;
2) политическая деятельность субъектов мирового политического процесса, направленная на выработку механизмов согласования их интересов;
3) искусство осуществления влияния, манипулирова¬ния или контроля одних социальных групп над другими.
20. Что такое геополитика?
1) метод политологического исследования, основанный на сравнительной характеристике политических си¬стем;
2) политическая концепция международных отношений, изучающая обусловленность политических процес¬сов территориально-пространственными и экономи¬ко-географическими факторами;
3) политическая концепция, использующая экологичес¬кий императив в глобальных международных процессах.

помогите перевести на татарский: Мой самый дорогой человек, мама. …. Мама дала мне первые жизненные уроки о том, как важен настоящий друг, что его

нельзя оставлять в беде, что нужно с уважением относиться к старшим и всегда помогать младшим. Когда мамина теплая ладонь касается меня, все неприятности и огорчения уходят, словно она отодвигает их от меня рукой. В руках моей мамы есть волшебная сила: стоит ей лишь приложить ладонь, становится легче, отступает боль, приходит умиротворение и спокойствие, крепкий сон. А, проснувшись, я, не помню о том, что меня беспокоило. Когда я болею, меня всегда лечит мама, она не спит ночами и проводит это время у моей постели и очень беспокоится за меня. Она – работает на заводе у нее очень тяжелая работа. Я вижу, как она сильно устает, но никогда не жалуется. После работы у нее хватает сил делать домашние дела: готовить, стирать, убираться и многое другое. Она всегда старается сделать всем что-то приятное, хорошее. … Я стараюсь не огорчать ее, решать некоторые проблемы сам, ведь ей и так трудно. Подойду к маме, обниму, скажу теплые слова и увижу глаза такие добрые и счастливые. Благодарные дети - это лучшая награда для наших мам. Они все отдадут за то, чтобы мы были настоящими людьми. Я люблю свою маму. Я счастлив, что у меня есть мама. Вижу ее каждый день, люблю ее, помогаю. …Мою маму зовут Раиса. Она, как считаю я, самая лучшая на планете.! Я люблю ее всей душой. Люблю ее за то, что она есть, за ее доброту, ласку, нежность, заботу, строгость…. Люблю просто подойти к ней, обнять и поцеловать. Сколько бы тебе не было лет, пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь. Как приятно, когда мама просто так подойдет, погладит по голове, и захочется на весь мир закричать « Я люблю тебя, мама, я хочу, чтобы это длилось вечно!... Мама- это солнце, озаряющее нашу жизнь светом, теплотой, любовью, нежностью, лаской. Надо всегда беречь и ценить ее,потому что никто на свете не сможет заменить мою маму!

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2009, стр. 35-43

Полковник В.Н. ГОРБУНОВ

Генерал-лейтенант в отставке С.А. БОГДАНОВ ,

доктор военных наук

СОВРЕМЕННАЯ военно-политическая обстановка в мире продолжает оставаться крайне нестабильной. На ближайшую перспективу качественного улучшения отношений между Россией и Западом не предвидится. На формирование военно-политической обстановки существенное воздействие оказывают: стремление США установить либо упрочить свое господство в ряде регионов, имеющих исключительную экономическую и военно-стратегическую ценность; вооруженные конфликты, острые социальные проблемы в ряде стран мира; терроризм, распространение оружия массового поражения.

В этих условиях обороноспособность России остается важнейшим элементом обеспечения ее национальной безопасности. Опыт первых двух мировых войн, локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий позволяет утверждать, что материально-технической основой обороноспособности государства является экономика, которая отражает военную мощь государства и оказывает многостороннее влияние на развитие вооруженных сил, на формы и способы вооруженной борьбы, на характер войны и ее продолжительность, ход и исход, а также на возможности локализации зарождающихся вооруженных конфликтов.

В военной теории и практике военная мощь определяется как совокупность материальных и духовных сил государства, общества, вооруженных сил и способность их к мобилизации для достижения целей войны. В обобщенном виде военная мощь выражает степень способности государства вести вооруженную борьбу за защиту своих национальных интересов при напряжении всех материальных и духовных сил общества и непосредственно воплощается в вооруженных силах, в их способности вести войну .

Основными показателями военной мощи государства являются: количественная характеристика вооруженных сил, их соответствие экономическим возможностям и целям, которые возлагаются на них государством; качественная оценка вооруженных сил, а именно, структура, соотношение видов и родов войск, уровень оснащенности современной техникой и вооружением, степень боевой готовности и управляемость войсками; наличие достаточного количества военно-обученного резерва.

Обеспечивая совершенствование средств вооруженной борьбы, экономика тем самым обусловливает развитие военного искусства, форм и методов (способов) ведения современных войн и вооруженных конфликтов в целом. С появлением новых средств вооруженной борьбы изменяется организационная структура и боевые порядки войск (сил), методы воздействия на противоборствующую сторону. Новые средства вооруженной борьбы оказывают существенное влияние на повышение темпов наступательных операций, развитие теории оборонительных действий. Экономика является одним из факторов, содержащих в скрытом или открытом виде истоки противоречий, ведущих к столкновениям социальных групп и государств. Непосредственные причины войн и вооруженных конфликтов коренятся в сфере политики, а корни конфликтов и антагонизмов в конечном счете обусловливаются экономическими мотивами. В современном мире экономический фактор превратился в один из составных элементов войны. Формы и методы экономической борьбы все теснее переплетаются с вооруженной борьбой.

Конкретные проявления взаимосвязей войны (вооруженного конфликта) и экономики постоянно видоизменяются, так как со временем происходят существенные изменения и в экономике, и в военном искусстве, а следовательно, и в способах экономического обеспечения боевых действий группировок войск (сил) и производственных мощностей военно-промышленного комплекса в ходе войны. Все это видоизменяет взаимосвязь между экономикой, политикой и войной (вооруженным конфликтом). На смену войне (вооруженному конфликту) должна прийти политика, которая была бы направлена на совершенствование межгосударственных экономических отношений, способствующих повышению жизненного уровня населения.

Основные показатели, характеризующие экономические возможности ряда ведущих стран мира, приведены в таблице 1.

Возможности и способности экономики по удовлетворению необходимых потребностей государства (включая и военные) в материальных благах и услугах выражаются такими категориями, как экономический потенциал и экономическая мощь, военно-экономический потенциал и военно-экономическая мощь государства. Состояние этих категорий, их количественные и качественные параметры оказывают непосредственное влияние на обороноспособность государства и защиту его национальных интересов.

Таблица 1

Показатели экономических возможностей ряда стран мира

Определяющим элементом экономического потенциала является уровень промышленного производства, в особенности тяжелой индустрии. Тяжелая индустрия с ее сердцевиной - машиностроением является становым хребтом современного экономического потенциала. От ее уровня развития зависит обеспеченность войск боевой техникой и всем необходимым.

Как показывает научный анализ, изменение характера вооруженной борьбы предъявляет все более высокие требования к тяжелой индустрии (табл. 2). Дальнейшее развитие боевой техники и новейших видов вооружения должно вестись с учетом наивысших достижений науки. При этом следует исходить из того, что потребность в вооружении и военной технике, горючем, боеприпасах не уменьшается, а, напротив, увеличивается.

Тяжелая промышленность, опирающаяся на научно-техническую мысль, должна дать армии еще более маневренное и вместе с тем мощное оружие, обеспечить ее малогабаритными, легкими, быстроходными и высокопроизводительными землеройными механизмами, мобильным транспортом, железобетонными и стальными конструкциями для оборонительных сооружений.

Таблица 2

Рост продукции тяжелой индустрии СССР

О величайшем значении науки и техники в развитии экономического потенциала государства свидетельствует опыт Великой Отечественной войны и предвоенных лет, когда в исключительно короткие сроки в самый канун войны и в ходе ее в нашей стране были созданы новые боевые средства и модернизированы старые.

Советские танки Т-34, KB начали поступать на вооружение с 1940 года. Средний танк Т-34 в ходе войны был модернизирован. Его 76-мм пушка заменена более мощной - 85 мм пушкой. С 1944 года армия получает танк ИС со 122-мм пушкой. В годы войны созданы самоходно-артиллерийские установки СУ-76, СУ-85, СУ-100, СУ-122, ИСУ-122 и другие, ставшие вместе с танками грозным оружием Сухопутных войск.

В эти же годы была фактически заново создана вся советская авиация, появились новые артиллерийские системы различного калибра и назначения.

За время Великой Отечественной войны были открыты месторождения нефти, угля, газа, различных руд стратегического значения, найдены новые способы получения ацетона, различных спиртов, пластмасс для прозрачной брони и т. д.

Экономический потенциал не является арифметической суммой отдельных разрозненных частей, из которой можно вычесть или к которой можно прибавить определенное количество элементов. Все элементы экономического потенциала внутренне связаны между собой и взаимно обусловлены. Поэтому, как бы ни были важны отдельные элементы, по ним нельзя судить о мощи экономического потенциала той или иной страны. Для этого надо брать всю совокупность экономических элементов и рассматривать их во взаимосвязи. Например, слабость транспорта может поставить войска фронта перед угрозой голода, несмотря на обилие продовольствия в тылу. Так, во время Первой мировой войны русская армия испытывала острый недостаток в хлебе, хотя в глубоком тылу хлеба в это время вполне хватало. Недостаток людских ресурсов в период войны может свести на нет производственные мощности страны. Низкий уровень науки и техники неизбежно приведет к отсталости в промышленности и застою в вооружении армии и т. д.

В современных условиях от уровня экономического развития, от величины реальной экономической мощи данного государства зависит, какую ее часть можно выделить на обеспечение его обороноспособности и какой военной мощью оно может обладать, т. е. какое количество и какого качества личного состава и оружия оно может дать вооруженным силам, в течение какого времени может выдерживать военное напряжение.

История войн свидетельствует, что агрессор всегда заранее готовится к войне: готовит свой народ и мировую общественность, национальное хозяйство и вооруженные силы. Противоборствующая сторона в свою очередь готовится к отражению агрессии: проводит мероприятия по мобилизации оборонных отраслей промышленности и вооруженных сил государства; использует набор дипломатических, политических и информационно-психологических мер для предотвращения агрессии, для того чтобы эффективнее отразить нападение. При подготовке к ведению военных действий противоборствующие стороны максимально используют свои экономические потенциалы, составляющие основу их обороноспособности.

Экономический потенциал государства отражает его реальные возможности по удовлетворению потребностей общества, а также производству всего необходимого на случай войны. Эти возможности зависят от количества и качества материально-вещественного и личного (человеческого) факторов производства. Поэтому показателями экономического потенциала служат количество и структура трудовых ресурсов, производственных фондов, минерально-сырьевых ресурсов, топлива, энергии и др.

Опыт Первой и Второй мировых войн показал, что обеспечение военного производства трудовыми ресурсами в ходе войны является одной из труднейших задач. Война требует изъятия из народного хозяйства все возрастающего числа наиболее здоровых и трудоспособных людей. В результате подавляющее большинство населения оказывается участвующим в военных действиях. Так, в Первой мировой войне участвовало 36 государств (67 % населения всей планеты), а во Второй - 61 государство, т. е. четыре пятых населения всего земного шара.

В Первую мировую войну было поставлено под ружье около 70 млн человек, во Вторую мировую войну в армию было призвано ПО млн человек (без учета партизанского движения), из них: в Германии - 17 млн, в США - 14 млн, в Англии - около 12 млн, во Франции - около 11 млн человек.

В современных условиях участвующих в широкомасштабной войне государств и населения будет, очевидно, больше, чем во Второй мировой войне. Численность населения крупнейших государств мира к началу XXI века составляла: Китай - 1,2 млрд человек, США - 270 млн, Россия - 147 млн, Германия - 82 млн, Франция - 59 млн, Великобритания - 59 млн. По запасам природных ресурсов Россия превосходит любое государство мира.

Экономический потенциал характеризует собой теоретически рассчитанный «потолок» - верхний предел экономических возможностей государства, которые могут быть реализованы при чрезвычайных условиях, при полном использовании ресурсов, производственного аппарата, при приведении в действие всех, в том числе и скрытых, обычно не используемых средств.

Совокупность таких возможностей определяется социально-экономическим строем общества, наличием людских трудовых ресурсов и уровнем их подготовки, наличием сырьевой базы, степенью развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, материальными запасами и резервами, а также уровнем развития науки и техники. В целом экономический потенциал выражается в объеме национального богатства, совокупного общественного продукта, уровне и объеме производства, темпах и возможностях его роста, а также в возможности мобилизации и эффективного перераспределения всех средств в интересах решения задач, стоящих перед обществом.

Экономический потенциал характеризует реальное состояние общественного производства государства, а его экономическая мощь - это экономический потенциал в действии, функционирующая экономика, выражающая реальную способность удовлетворять на данный момент многообразные потребности общества. Чем полнее реализуются потенциальные возможности, тем выше экономическая мощь. Экономический потенциал и экономическая мощь государства обычно имеют количественную и качественную определенность. Обобщенными показателями экономической мощи государства являются валовой внутренний продукт (ВВП), объемы производства продукции важнейших отраслевых комплексов и отраслей в тоннах, метрах, штуках, рублях (долларах) и т. п. ВВП крупнейших стран мира к началу XXI века достигал в США - 8,2 трлн долл., в Японии - 4,2 трлн, в Германии - 2,1 трлн, во Франции - 1,1 трлн, в Великобритании - 1,36 трлн, в Китае 902 млрд, в России - 447 млрд долл.

Качественная определенность экономического потенциала и экономической мощи государства проявляется через отраслевую структуру общественного производства и жизненный уровень населения (табл. 3 и 4).

Таблица 3

Показатели военно-экономических возможностей ряда стран в конце XX века

Важным компонентом экономического потенциала является национальное богатство государства - совокупность потребительских стоимостей, накопленных обществом за весь период его производственной деятельности и разведанных природных ресурсов.

Таблица 4

Машиностроение и металлообработка в промышленном производстве

Военно-экономический потенциал представляет собой часть экономического потенциала, которая отражает военно-экономические возможности государства, его способность удовлетворить непосредственные нужды вооруженных сил. Соотношение между экономическим и военно-экономическим потенциалами обязательно должно быть обоснованным, учитывающим объективный предел использования экономических ресурсов в военных целях.

Обычно рост экономической мощи государства отстает от роста общественных потребностей, поэтому всегда актуальна проблема эффективного ее использования. Применительно к обороноспособности государства экономическая мощь выступает двояко: с одной стороны, как проблема поддержания достаточного уровня военной мощи в мирное время, а с другой - как проблема максимального военно-экономического напряжения в условиях войны. Отсюда и вытекают понятия военно-экономической мощи и военно-экономического потенциала.

При принятии решений по укреплению обороноспособности государства обычно принимается в расчет не только экономический потенциал в целом, но и та его часть, которая предназначена для удовлетворения конкретных оборонных потребностей.

В период подготовки к военной акции и в ходе военных действий противоборствующие стороны осуществляют экономическую борьбу - проводят комплекс разносторонних мероприятий экономического и военного характера, направленных на достижение экономического превосходства над противником. Этот комплекс мероприятий обобщенно является одной из форм борьбы противоборствующих сторон в войне. Содержание этой борьбы включает, с одной стороны, ускоренную мобилизацию и развитие собственной экономики, ее защиту от силового воздействия со стороны противника, с другой - комплекс мероприятий и действий по ослаблению экономики противоборствующей стороны.

Соотношение экономических потенциалов противоборствующих сторон и динамика их развития в ходе борьбы в экономической сфере могут существенно меняться. Обычно при сопоставлении экономических потенциалов основное внимание уделяется выявлению и подсчету их основных составляющих. Вместе с тем, как представляется, весьма важен учет влияния политических, социально-экономических, чисто военных и организационных факторов. Все они так или иначе воздействуют на действительную величину экономических ресурсов, которыми располагают противостоящие стороны. Кроме того, реальная значимость экономического потенциала (его вес в общем соотношении сил сторон) зависит от многих условий: характера войны, ее масштаба, продолжительности, физико-географических условий и т. п.

Как показывает история войн, бывают ситуации, когда сильная в экономическом отношении держава не способна в определенных условиях использовать свой перевес в материальных ресурсах для достижения победы в вооруженном конфликте. Примером является поражение США в войне в Индокитае.

При оценке экономических потенциалов противоборствующих сторон целесообразно учитывать и то обстоятельство, что объем ресурсов (особенно в ходе войны) не остается постоянным, поэтому изменяется и соотношение их экономических потенциалов. Подтверждением может служить динамика развития экономического потенциала Германии и СССР в годы Второй мировой войны.

Противостоящие в экономическом противоборстве стороны стараются, как правило, не допускать заметного изменения сложившегося баланса сил. При этом восстановление нарушенного равновесия осуществляется различными путями, подчас в результате острых конфликтов, военных столкновений и международных кризисов. Военно-политическое руководство государства при разработке стратегических замыслов военных действий должно учитывать экономические возможности вероятного противника.

Эти возможности необходимо учитывать, с одной стороны, для того, чтобы определить внешнеполитический курс и военно-политический замысел возможных агрессивных действий вероятного противника, какие вооруженные силы он может иметь, удельный вес видов и родов войск, возможные сроки перевода экономики на режим работы военного времени, наиболее уязвимые места в его коммуникациях. В целом это дает определенные возможности для изучения состава войск противника, определения соотношения сил с ним и возможности масштаба вооруженной борьбы.

С другой стороны, изучение экономических ресурсов противника дает возможность установить слабые стороны его экономики, географическое размещение его производительных сил, транспортные связи и другие параметры, необходимые военному командованию для определения, по каким экономическим объектам (районам), в какое время и какими средствами целесообразнее вести вооруженное воздействие.

Опыт войн и военного искусства свидетельствуют, что ошибки в оценке своих потенциальных возможностей (и особенно возможностей вероятного противника) приводят к серьезным просчетам при разработке военно-стратегических планов, правильного прогнозирования хода и исхода войны.

Масштаб и характер войны и вооруженных конфликтов будущего будет определяться исключительно экономическими и военными возможностями (военным и экономическим потенциалами) противостоящих сторон, эффективностью проводимой ими внешней и внутренней политики, а также реализуемых мер по их подготовке и ведению.

В современных условиях соперничество между государствами все в большей степени перемещается в сферу разработки новых технологий, на основе которых во многих экономически развитых странах идет непрерывное совершенствование военно-промышленных комплексов, создание новых образцов вооружения и военной техники. В этих целях разрабатываются специальные долгосрочные программы, обеспечиваемые финансовыми средствами.

Развитие научно-технологической базы опережает конструирование военно-технических средств, в том числе основанных на новых принципах. Уже давно экономически развитые страны большое внимание уделяют работам по созданию нетрадиционных средств ведения вооруженной борьбы. В отличие от традиционных, ориентированных на уничтожение и вывод из строя личного состава группировок войск (сил), вооружения и военной техники, средств целеуказания, наведения оружия и управления войсками, новые средства могут обеспечить наибольший эффект за счет воздействия на жизненно важные органы человека, агрегаты вооружения, боевой техники и физические поля, сопутствующие их функционированию.

Нетрадиционные средства в своей основе используют лучевую энергию, электромагнитный импульс, микроволновое излучение, инфразвук, агрессивные химические вещества и биологические рецептуры и применяются как дополнение к традиционным видам оружия. В перспективе они могут стать предпочтительнее любых ныне существующих видов оружия, включая ядерное. Не случайно в высокоразвитых странах в последние годы расходы на оборону значительно возросли.

Исторический опыт и практика ведения боевых действий группировками войск (сил) в войнах и вооруженных конфликтах подтверждают, что за счет вооружения и военной техники, выпущенной промышленностью в мирное время, вести войну и вооруженные конфликты практически невозможно. В этой связи подготовку военного производства к наращиванию выпуска военной продукции целесообразно осуществлять заблаговременно.

Военно-экономическая мощь может быть более или менее значительной в зависимости от изменения международной обстановки и намерений государства, т. е. на базе экономической мощи можно поддерживать необходимую военную мощь государства, изменяя соответственно военно-экономическую мощь, степень военно-экономического напряжения.

Например, военно-экономическая мощь СССР в годы Великой Отечественной войны составляла более 50 % ВВП, в 1980-е годы - около 20 %, а в настоящее время составляет 3-5 % валового внутреннего продукта.

Военно-экономический потенциал государства выражает его объективные экономические возможности, которые могут быть использованы для решения задач обороноспособности страны при максимальном военно-экономическом напряжении. Максимальное военно-экономическое напряжение требует сведения к минимуму всех невоенных потребностей общества.

Требования, предъявляемые к военно-экономическому потенциалу, его структуре, технологическому уровню, кадровому составу, постоянно возрастают. Это объективный процесс, обусловливаемый усложнением и удорожанием вооружения и военной техники. Бомбардировщик периода Второй мировой войны стоил примерно в десять раз меньше, чем истребитель-бомбардировщик, использовавшийся в ходе войны во Вьетнаме, и почти в 400 раз меньше, чем новейший истребитель технологии «Стеле», применявшийся во время войны в зоне Персидского залива. Авиабомба времен Второй мировой войны стоила в восемь раз дешевле кассетной бомбы, использовавшейся в войне во Вьетнаме, и почти в 90 раз дешевле новейшей управляемой бомбы с лазерной системой наведения, использовавшейся во время операции «Буря в пустыне».

Наиболее важными комплексными показателями военно-экономического потенциала являются: наличие научно-технической базы, обеспечивающей технологическую и информационную безопасность в военное время; уровень производства вооружения и военной техники; количество квалифицированных людских ресурсов, необходимых национальному хозяйству и вооруженным силам; степень функционирования промышленности, транспорта, средств связи и других важнейших компонентов экономики в условиях военных действий.

Таким образом, чтобы создать мощный и устойчивый экономический потенциал государства, необходимо исходить из многосложных явлений общественно-экономического развития страны и не допускать однобокости в развитии его динамической силы. Развитие экономического потенциала зависит главным образом от состояния тяжелой индустрии и ее сердцевины - машиностроения, являющейся основой всего национального хозяйства и военной мощи России.

Прохожев А. А. Основы военной политики и обеспечения военной безопасности РФ. М.: РАГС, 2008.

М.: ВАГШ ВС, 2008.

Мальцев П.И. Экономический потенциал - основа национальной безопасности государства// Военная Мысль. 1955. № 2. С. 12-25.

Воробьев В.В., Пожаров А.И. Теоретические основы военной экономики. М.: ВАГШ ВС, 2003.

Воробьев В.В., Пожаров А.И. Теоретические основы военной экономики.

ВоробьевВ.В.,ПожаровА.И. Теоретические основы военной экономики.

Пожаров А.И. Военно-экономический потенциал России: состояние и перспективы // Военная Мысль. 2003. № 2.

Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства. М.: ВАГШ ВС РФ, 2007.

Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1983. С. 582.

Бартенев С.А., Суслов В.Ф. Военная экономика.

Гордиенко Д.В. Военно-экономическая безопасность государства. М.: ВАЛИ, 2008. №10.

Бартенев С.А., Суслов В.Ф. Военная экономика.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте