Дизайнер печатной продукции. Внешнее оформление печатной продукции

Шрифт - представляет собой графическую форму определенной системы письма.

Гарнитурой шрифта называют - комплект шрифтов одинакового рисунка, но различного начертания и размера (Times, Arial).

Графическое строение буквы включает в себя: основной штрих, соединительный штрих, засечка, внутрибуквенный просвет, дополнительный штрих, надбуквенный знак, выступающий элемент, точка, свисающий символ.

Классификация шрифтов

Выбор шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. Выбор шрифта определяет выбор способа печати.

Шрифты характеризуются:

1. Графической основой знака письменности. (комплекс знаков, необходимый для, воспроизведения текста на каком-либо языке: русском, греческом…)

2. Рисунок шрифта характеризуется отношением толщины основных и соединительных штрихов, а так же наличием или отсутствием засечек.

3. Начертание шрифтов характеризуется по насыщенности, по наклону основных штрихов, по характеру заполнения штрихов

4. Размером

Первая группа рубленных шрифтов. К этой группе относятся шрифты не имеющие засечек (журнальная рубленная, газетная рубленная, плакатная, Arial) н

Вторая группа шрифтов с едва наметившимися засечками. К этой группе относятся гарнитуры с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов (акцидентная. темингатера, октябрьская)

Третья, медиевальных шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов (похоже на треугольник) преимущественно с наклонными осями округлых букв (Лазурская, Times) н

Четвертая группа, обыкновенных шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с контрастными штрихами, с удлиненными засечками, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом (обыкновенная новая, обыкновенная, елизаветинская)

Пятая группа брусковых шрифтов. К этой группе относятся шрифты с неконтрастными или малоконтрастными штрихами, с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом (брусковая газетная, Балтика)

Шестая группа новых малоконтрастных шрифтов. Они имеют малоконтрастные штрихи с длинными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом (школьная, академическая, журнальная)

Седьмая группа дополнительных шрифтов. Это шрифты построение и характер рисунка которых сильно отличается от шрифтов 6-ти основных групп.

ИСТОИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШРИФТОВ

Самым ранним письмом у всех народов была пиктография (рисунчатое, образно-картинное письмо, в котором определенные события изображались в виде примитивного и условного рисунка).

На смену рисунчатому письму пришло письмо слоговое - иероглифы, ими пользуются египтяне и до сих пор.

В Передней Азии получило распространения клинописное письмо. Начало этому письму положили шумеры. Это письмо было пиктографическим и частично напоминающее древнеегипетскую иероглифику.

Развитие алфавита. Большинство версий сводятся к тому, что алфавит изобрели финикийцы, а греки в дальнейшем его применяли (8-7 вв. до н.э.) Направление в начале было справа налево. У греков переходным звеном было письмо «бычий шаг» (до 4 в. до н.э.)

Фонетическое письмо - это письмо где каждый звук изображается отдельным знаком.

Греческое капитальное письмо характеризуется прямыми линиями. Римский капитальный шрифт был заимствован у греков. Этот шрифт приобрел засечки, в шрифте появляется умеренная контрастность. Римское капитальное письмо подобно греческому, не было разделено на слова и предложения. Иногда слова разделялись маленькими значками.

Рукописный шрифт к началу нашей эры изменился и принял функциональную и уникальную форму.

Уникальное письмо в соединении с бытовавшим тогда в житейской практике римским курсивом образовало полуунциал. В нем появились буквы с верхними и нижними удлинениями, что является первой ступенью перехода к строчным буквам.

В I в. н.э. вместе с употреблением пергамента книга принимает современный вид и называется кодексом.

В IX-X вв. упадок культуры сменился новым подъемом просвещения, под названием «каролингский ренессанс». Был выработан новый рисунок - каролингский минускул. Рисунок шрифта светлый и ясный. Здесь уже появляется четкое деление на слова и предложения. Затем характер минускулов начинает меняться, вертикальные штрихи сближаются, округлые формы букв надламываются и становятся вертикальными, буквы делаются более узкими и высокими. Шрифт уплотняется и становится темнее. Новый шрифт назван готическим.

Сильное сближение или даже соединение отдельных букв называлось лигатурой.

Появляется шрифт Антиква, которая была основана на римском капитальном шрифте (распространены прямая и наклонная антиква).

В XV в. в Европе было изобретено книгопечатанье (Иоганн Гуттенберг). Первая книга была отпечатана готическим шрифтом. Чуть позже в конце XVв. Использовали шрифт более удобный - Антиква.

В конце XIX- начале XX в.в. произошли большие перемены в мире шрифтов. Появляется шрифт - гротеск (не имеющий засечек), также создан египетский шрифт с толстыми засечками в виде брусочных штрихов. В XX в. много создавалось декоративных шрифтов.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУСКОГО ШРИФТА

Самым древним русским подчерком, имевшим распространение в церковных книгах в период Киевской Руси был устав. Устав отличался четкостью и строгостью букв, рисунок которых хорошо сочетает в себе прямолинейные элементы с другими - окружностями и овалами.

В IX в. существует два алфавита: глаголица и кириллица. В XIV в. на смену уставу приходит полууставное письмо. Полууставом стали пользоваться писцы (заказные книги). В полууставе строение букв менее последовательно, чем в уставе: полуустав был мельче и проще, в нем допускались не только наклон, но и соединение букв друг с другом. Одни и те же буквы могли иметь различные начертания. Так же вводились различные сокращения.

Со второй половины XIV в получил широкое распространение еще один подчерк - скоропись. Это наклонное письмо, отличающееся затейливым начертанием букв, с применением всевозможных дополнительных значков, затрудняющих чтение написанного. Для заглавий разделов и частей в книге применялся специальный вид письма - заголовочный подчерк, или русская вязь. Вязь - слитный узор, сильно вытянутых в высоту, и переплетенных между собой букв. Русская вязь достигла большого расцвета при Иване Грозном. Заголовочная вязь всегда выполнялась киноварью или золотом. В книгах того времени часто применялись буквицы (инициалы), которые располагались на спусковой полосе. В XVIII веке происходит большой перелом в развитии шрифта, появляется гражданский шрифт. В России в XVI в. появилось книгопечатанье (Иван Федоров)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДОСТОИНСТВА ШРИФТА

1. Удобочитаемость.

Основные свойства, влияющие на удобочитаемость шрифта:

a. особенности рисунка буквы (округлые читаются лучше прямолинейных);

б. особенности графической основы буквы (связано с алфавитом);

в. внутренний просвет (чем больше, тем легче воспринимается буква);

г. наличие или отсутствие засечек - направляют чтение (неудобочитаемы слишком толстые засечки);

д. соотношение основного шрифта к дополнительному (лучший контраст 1:2);

е. пропорции буквы (отношение ширины буквы к высоте) наиболее удобные 1:1 (с преобладанием вертикали);

з. размер.

2. Единство формы и содержания (образность шрифта).

Единство формы шрифта и содержания текста проявляется в отношении формы рисунка букв к содержанию написанного.

3. Организация ритмического строя.

Ритм в шрифте бывает простой и сложный.

4. Цветовая насыщенность.

Выбор шрифта конкретной цветовой насыщенности влияет на эмоциональное воздействие надписи.

5. Пропорциональность всех буквенных элементов.

Наиболее гармоничное соотношение в тех буквах, у которых соотношение приближено к середине.

6. Стилевое единство.

Под стилевым единством подразумевается выдержанность надписи в едином графическом стиле.

7. Целостность.

На целостность влияет:

а. рисунок буквы

в. межбуквенное расстояние

8. Логическая связь рисунка букв с техникой их исполнения.

По технике исполнения шрифты бывают рукописными, рисовальными, электронными.

Оптические иллюзии в шрифте

Оптические иллюзии в шрифте бывают линейными и пространственными.

Линейные иллюзии связаны с оптическими изменениями линейных размеров шрифта. Пространственные иллюзии связанны с изменениями восприятия объема буквы.

ОРНАМЕНТ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ

Орнамент - живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее те или иные предметы (книги, шкатулки, мебель…) Форма орнамента не может быть выбрана вне зависимости от формы оформляемого предмета. Содержание рисунка связанно с назначением украшаемого объекта. Существует два вида орнамента, бесконечный и замкнутый.

У орнамента обязательно есть мотив. Мотив - повторение фигур в орнаменте по своему характеру.

Мотивы делятся на:

неизобразительные: изобразительные: (геометрические, (растительные, животные, негеометрические) человеческие, предметные).

Геометрические мотивы представляют собой правильные геометрические элементы: отрезки прямой или изогнутой линией, треугольник, квадрат, круг и т.д.

Меандр - орнамент в виде ломаных под прямым углом не пересекающихся между собой линий (Др.Греция, Египет)

Бордюр - орнамент, в котором повторяемые фигуры перемещаются вдоль одной прямой (кривой линии).

Сетчатый орнамент образуется путем повторения мотива вдоль двух-трех и более осей переноса.

Негеометрический мотив не отличается геометрической ясностью, имеет причудливые формы пятен, мазков, росчерков… К неизобразительным мотивам относится текстура.

Растительные мотивы включают в себя изображения ветвей, листьев, цветов и т.д. Изображается растительный мотив в естественном или стилизованном виде. Стилизованное изображение формы - значительно обобщенные формы: растений, птиц, животных. Популярными мотивами в Др. Египте было рисование папируса и лотоса. В Др. Греции - пальметта. В Малой Азии - гранат и пальма…

Животные мотивы - изображения представителей реальной фауны, а так же фантастических существ, в виде драконов, сирен, феникса, химер, грифонов и т.д. Орнамент со сказочными животными принято называть тератологическим (чудовищным) пример -жук скарабей (Др. Египет)

Человеческие мотивы в орнаменте не редкие явления, но подобно животным мотивам по составным элементам комплексного узора.

Предметные - могут формироваться из всех предметов материальной культуры, изображаются атрибуты труда, ремесел…

Ритм в орнаменте

Ритм в орнаменте - повторение одинаковых мотивов или чередование разнородных фигур иногда с прогрессирующим убыванием или нарастанием каких-либо качеств.

Принципы ритмического построения орнамента

2. Чередование (по цвету, по форме, по размеру)

3. Прогрессия (по цвету, по форме, по размеру, по углу оборота)

КОМПОЗИЦИЯ

Композиция (лат. «сочинение, составление, расположение») - процесс сочинения художником произведения, составление его частей во взаимосвязи друг с другом.

Художественный образ - главное зерно композиции.

Основные законы композиции:

1. Закон единства содержания и формы.

Создавая художественный образ, художник воплощает содержание в материальную форму, пользуясь при этом изобразительными и композиционными средствами. Все изобразительные средства подчинены главному, раскрытию содержания. Они сообщают картине цельность, внутреннее единство и дают возможность сразу найти в ней основное. (Васнецов «Богатыри»)

1. Закон цельности.

Этот закон требует подчинения всех элементов и частей произведения единому идейному замыслу. В станковой живописи, необходимо, соблюдение цельности пространства, колорита и тоновых отношений (Суриков «Боярыня Морозова»)

2. Закон типизации.

Это один из наиболее важных законов создания художественного образа. При использовании этого закона создаются типические образы представителей разных классов и сословий: рабочие, крестьяне, духовенство…(Перов «Тройка», Ярошенко «Кочегар», Репин «Отказ от исповеди»)

3. Закон контрастов.

Контрастные отношения означают резко выраженные различия предметов их свойств и качества. Контрасты являются основой выразительности изображения.

Контраст

Законы композиции объективны, т.к. они действуют независимо от особенностей художественных школ, направлений, течений и творческих особенностей отдельных художников. Они неотъемлемы от природы искусства. Рассмотренные законы действуют на всех этапах творческого процесса, т. е. существуют не изолированно друг от друга, а тесно связаны между собой на всех этапах работы над композицией.

КОМПОЗИЦИЯ В ОФОРМЛЕНИИ КНИГИ

Композиция в оформлении книги является общей для изобразительного искусства, но и имеет некоторые особенности. Природа иллюстрации связана с жанром и стилем литературного слова. В наиболее верном понимании сущности оформления книги является синтез слова и изображения. Здесь действует один из главных законов композиции, закон цельности. Невозможно создать оформление без законов контраста, жизненности и новизны.

Композиция играет большую роль при выборе:

1. Формата издания

Форматом издания называется его размер, по ширена и по высоте. От формата издания зависит: а) удобочитаемость книги, для взрослых легко читаются строки 8-9 см, для детей желательно больше длинна строки.

б) издательская себестоимость издания, в зависимости от формата меняется и количество необходимых переплетных материалов, и объем некоторых изданий.

2. Разворота и формата полосы

При определении размера полосы, прежде всего, сталкиваются с тем, что вся полоса набора обладает определенной цветовой силой и зрительной тяжестью. Основная и почти единственная форма полосы - прямоугольник.

Правила сохранения прямоугольника полосы

1. Избегать в конце строки таких знаков препинания как «-» и «….»

2. Нельзя оставлять вверху полосы неполную (висячую) строку, т.к. этим нарушается цельность правого верхнего угла прямоугольника полосы.

3. Желательно не оставлять внизу полосы абзацную строку.

4. Желательно не оставлять внизу полосы строку состоящую из нескольких букв; последняя строка полосы по возможности не должна быть меньше половины ширины набора; следует обращать внимание на соотношение пробелов; при совпадении пробелов в нескольких строках получаются «белые коридоры»

Для размера полосы большую роль играют поля.

Функции полей

1. Отдых для глаза

2. Поля не дают «соскальзывать» глазу с полосы

3. Охраняют функции текста

3. При выборе текста

Текст бывает простой и сложный. К сложному тексту относятся: стихи, драматические произведения, формулы, таблицы. Графическая конструкция текста облегчает его восприятие, подчеркивая и выявляя, средствами графики, содержание литературного материала.

4. При выбор шрифта

В оформлении книги большую роль играет ритм и цвет.

ФАКТУРА, ТЕКСТУРА

Фактура - характер поверхности материала в его естественном виде или после специальной обработки с целью получения на поверхности материала своеобразного рельефа. Фактура бывает: глянцевая и матовая, крупно- и мелко-зернистая, тонкая и суровотканная, жесткая и бархатистая…

Текстура - декоративный узор, нанесенный на поверхность листа бумаги, картона, ткани, состоящий из неизобразительных мотивов. Текстура на обложках и форзацах важное дополнение к другим средствам книги.

Столь широкой популярности текстур в книге в немалой степени способствует и сравнительная легкость, получение их издательских оригиналов самого разнообразного эмоционального звучания и выразительности. Наиболее употребляемые способы получения текстур можно подразделить на несколько видов: графически-штриховой, живописный, механический, фотографический, штемпельный.

ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ

Аддитивная и субтрактивная

Аддитивный цвет (добавлять, складывать) получается при соединении лучей света разных цветов. В этой системе отсутствие всех цветов представляет собой черный цвет, а присутствие - белый. Система аддитивных цветов использует три цвета: красный (R) , зеленый (G), синий (B) - (RGB). Если их смешать в равной пропорции, они образуют белый цвет, а при смешивании в разных пропорциях - любой другой.

В системе субтрактивных цветов (вычитать) происходит обратный процесс: получается какой-либо цвет, вычитая другие цвета из общего луча отраженного света. В этой системе белый цвет появляется в результате отсутствия всех цветов, тогда как их присутствие дает - черный. Система субтрактивных цветов работает с отраженным светом, например от листа бумаги. Белая бумага отражает все цвета, окрашенная - некоторые поглощает, а остальные отражает. В системе субтрактивных цветов основными являются: голубой, пурпурный, желтый (CMYK) противоположные красному, зеленому и синему. Смешиваясь в равных пропорциях, получается черный цвет. В действительности, типографские краски поглощают цвет не полностью, и поэтому комбинация трех основных цветов выглядит темно-коричневым, поэтому добавляется отдельно черный цвет.

Все файлы, предназначенные для вывода в типографии должны быть конвертируемы в CMYK . Этот процесс называется цветоделением. Цветоделение - разделение цветного изображения оригинала с помощью светофильтров или селективных источников освещения на отдельные одноцветные равномасштабные изображения.

Бумага - материал в виде тонкого листа (толщина 4 - 400 мкм), состоящий в основном из предварительно размолотых растительных волокон, беспорядочно переплетенных и связанных между собой. В зависимости от способа изготовления и последующей отделки выделяют огромное количество сортов бумаги. 1. Бумага самоклеящаяся - бумага, имеющая на оборотной стороне клей, который до момента приклеивания закрыт специальной бумагой, достаточно легко отделяющейся от основы. Бумага пригодна для печати офсетным, трафаретным и др. способами. Бывает разных цветов, а также матовая и глянцевая. Различают несколько видов (в зависимости от области применения) - матовая, полуглянцевая, глянцевая (предназначены для печати изображений с множеством деталей), флюоресцентная (имеет флюоресцирующее покрытие) и др. Выделяется разновидность самоклеящейся бумаги - дайкаты. Это уже вырезанные наклейки различных размеров и форм, наклеенные на единую основу, закрывающую клеевой слой. 2. Бумага самокопирующая - особый сорт бумаги, который позволяет копировать оригинал без помощи копировальной бумаги. Копия создается под давлением письма, вследствие чего вскрываются микрокапсулы на обратной стороне листа. Освободившаяся жидкость вызывает реакцию окрашивания на последующем листе с каолиновой прослойкой, в результате чего получается копия. Комплект бумаги состоит из трех частей: первый лист (на оборотной стороне имеет слой с красящими микрокапсулами), последний лист (на лицевой стороне имеет пласт с коалином для фиксирования красителя) и средние листы (их количество в одном экземпляре может быть до 10). Предназначена для печати счетов, накладных и др. бланков. Пригодна для печати офсетным способом, но полноцветная печать используется редко. 3. Бумага с тиснением - бумага (или картон), на которой машинным способом вытеснен рельефный рисунок по всей поверхности листа. Бывает нескольких видов (в зависимости от рисунка тиснения) - "лен", "облако", "холст", "молоток", "мороз", "яичная скорлупа" и др. 4. Бумага этикеточная - клееная бумага, иногда мелованная, с ограниченной деформацией после намокания, предназначена для печати этикеток.

В моем печатном издании использована белая бумага высокой плотности, также есть виды самоклеющейся глянцевая бумага для печати изображений. Для обложки и футляра использована бумага с теснением.

С каждым годом появляются новые фирмы и предприятия, растет конкуренция на рынке товаров и услуг. Каждая компания хочет выделиться, стать известной и популярной, продвинуть свой товар или услугу. Поэтому в последнии годы так возросла роль в том числе и . Печатная реклама является одним из самых популярных видов рекламы благодаря низкой стоимости и высокой эффективности, позволяющей донести нужную информацию в короткие сроки самой широкой аудитории населения.

Чтобы привлечь внимание потенциального клиента, применяются самые различные средства печатной рекламы: , и т.д. На него обрушивается масса рекламных полиграфических изделий, и каждое убеждает в том, что предлагаемые им товары или услуги - самые лучшие, самые качественные. Как не растеряться в этом море информации?

Естественно, что любой посетитель выставки или презентации обратит внимание прежде всего на тот каталог, буклет или брошюру, который привлек его внимание своим внешним видом. И только потом, возможно, у посетителя возникнет желание изучить содержание брошюры или каталога. Отсюда следует, что определяющую роль при создании любой полиграфической продукции играют два важных фактора: прежде всего, это , способный обратить на себя внимание посетителя, и

Незаменимый аксессуар, которым пользуется каждый деловой человек. Наличие папок с наименованием Вашей фирмы, выполненных в фирменном стиле компании - неотъемлемая часть создания солидного имиджа. На любой встрече, презентации сотрудник с фирменной папкой в руках легко узнаваем, имеет презентабельный вид и не теряет никаких документов, они удобно хранятся в папке и могут быть быстро найдены. Фирменная папка является также и отличным деловым презентом партнеру. Кроме того, папка- самый простой и дешевый способ напомнить клиенту о себе через некоторое время.Папки, в которых упакованы документы, могут храниться у клиентов годами и постоянно напоминать о Вас. - это отличная возможность для ненавязчивой рекламы, так как использование логотипа или других элементов фирменного стиля в дизайне папки позволяет компаниям постоянно оставаться на виду.

Блокнот - это один из видов представительской полиграфической продукции, предназначенный для записей. с фирменной символикой могут служить и повседневным инструментом для работы сотрудника, и подарком. Блокнот с фирменным логотипом является очень эффективным рекламоносителем, причем сравнительно недорогим.

Этикетка - исполненное полиграфическим способом изделие, используемое для несения информации о товаре. Очень важен дизайн этикетки . Порой покупатель отдает предпочтение тому или иному товару именно благодаря понравившейся этикетке. Красивая и интересная самоклеящаяся этикетка может не только выступать лейблом для продукта, но и быть настоящим украшением стола. Профессиональный - это сочетание яркости, узнаваемости и способности продавать. Для создания эффективной, достигающей своей цели самоклеящейся этикетки, дизайнер должен иметь чутье и коммерческую интуицию. Все это ему понадобится для того, чтобы продукция была не просто талантливая с творческой точки зрения, но и демонстрировала лучшие свойства товара и бренда. Обратившись к нам, Вы должны представлять, что конечный продукт — самоклеящиеся этикетки на Вашу продукцию — будет результатом работы креативной команды, которая создаст дизайн наклейки вокруг продающей идеи. Они сделают Ваш товар привлекательным для потребителя, запоминающимся и узнаваемым.

Дизайн открыток. Ни одно торжество, ни один праздник невозможно представить без открыток. Маленькие поздравительные открытки дарят людям много радости, положительных эмоций. Открытки долго хранят, так как они напоминают нам о счастливых моментах нашей жизни и близких, любимых людях. Дизайн открыток должен быть ярким, светлым, радостным, ведь основное предназначение открытки - дарить людям радость. Приглашения на праздники, юбилеи, дни рождения, свадьбы, вечеринки, семинары - это, без сомнения, самая красивая полиграфическая продукция. Безусловно, в создании приглашений, как и открыток, очень важную роль играет дизайн .

Мы создаем оригинальныйи приглашений, а также изготавливаем их по вашему макету. Наши сотрудники помогут вам выбрать самый подходящий материал и способ печати.

В наш век, когда конкуренция в бизнесе достигла невероятных размеров, без рекламы и рекламного дизайна обойтись невозможно. И дизайн рекламной полиграфии играет здесь определяющую роль. Наша молодая команда дизайнеров обладает богатым творческим потенциалом и жаждой творчества! Для нас не существует стандартов, мы молоды и полны идей, творческих сил и планов, но при этом имеем главное - многолетний опыт и знания. Обратитесь к нам, и Ваша реклама не останется незамечанной!

Хороший дизайн любой печатной продукции во многом зависит от понимания особенностей оформления. Оформление печатной продукции в рекламных целях – ряд приемов и правил, освоение которых необходимо для получения хорошего издания. Основная цель оформления в книгопечатании заключается в том, чтобы авторский материал был расположен удобно для читателя, выглядел красиво и привлекательно. Целью книжного дизайнера является достижение максимального удобства и удовольствия для читателя, а не демонстрация полиграфического искусства.

Существуют две системы типографских измерений: англо-американская система, или система Пика (Pica), и система Дидо (Didot). Система Пика применяется в Великобритании, Америке и в большинстве стран мира, кроме континентальной Европы и России. В обеих системах основной единицей измерения является типографский пункт (point); но в англо-американской системе он равен округленно 0,351 мм, а в системе Дидо чуть больше - округленно 0,376 мм.

Величина шрифта в наборе выражается в кеглях . Размер кегля определяется в пунктах. Поскольку эти понятия складывались во времена металлического набора, кеглем считается величина площадки, на которой размещается буква (знак). Например, кегль 10 равен 10×0,376=3,76 мм (3,51 мм в системе Пика).

Профессиональные наименования кеглей различного размера широко употребляются до сих пор в типографском деле:

· Кегль 3 пункта – бриллиант;

· Кегль 4 пункта – диамант;

· Кегль 6 пунктов – нонпарель;

· Кегль 7 пунктов – миньон;

· Кегль 8 пунктов – петит;

· Кегль 9 пунктов – боргес;

· Кегль 10 пунктов – корпус;

· Кегль 12 пунктов – цицеро;

· Кегль 14 пунктов – миттель.

Для облегчения дальнейших вычислений можно пользоваться следующей таблицей перевода.

Размер в пунктах Англо-американская система (Пика) Система Дидо
Миллиметры Дюймы Миллиметры Дюймы
0,351 0,013837 0,376 0,0148
1,054 0,041511 1,128 0,0444
2,109 0,083022 2,256 0,0888
2,460 0,096859 2,631 0,1036
2,812 0,110696 3,007 0,1184
3,163 0,124533 3,383 0,1332
3,515 0,13837 3,759 0,1480
3,866 0,152207 4,135 0,1628
4,218 0,166044 4,511 0,1776
4,920 0,193718 5,263 0,2072
6,326 0,249066 6,767 0,2664
8,435 0,332088 9,022 0,3552

Во времена металлического набора строки отделялись одна от другой физически – вставкой пробельного элемента шириной в 2 пункта (т.н. шпона). Соответственно, характеристика набора должна была содержать название гарнитуры (например, Таймс), величину кегля (например, 10 пунктов) и количество шпон для указания интерлиньяжа (например, на 2 шпона, или 10 на 12). В современных технологиях нет необходимости задавать размеры этим традиционным способом, поскольку фотонаборное изображение не имеет ограничений, свойственных металлическому набору: изображение может быть точно помещено в любое место, однако традиционный способ все еще используется, даже в фотонаборных системах, поскольку позволяет гибко переходить от одних единиц измерения к другим: миллиметрам, дюймам, пунктам.

Любая буква, цифра или знак наборного алфавита носит название символ или литера . Размер символа в пунктах измеряется в соответствии с определенным для него типом единицы измерения, и отсчитывается от вершины выступающего над символом выносного элемента до конца нижнего выносного элемента. Ширина символа в различных шрифтах одного размера может существенно отличаться. Изготовители шрифтов используют различные способы задания ширины для каждого из символов шрифта: чаще всего они используют в качестве единиц измерения доли ширины строчной буквы «m».

Половина значения ширины «m», называемая «n», применяется в качестве единицы измерения ширины для наборных шрифтов. Для шрифта с размером 11 пунктов единица ширины «n» составит 5 пунктов, или 1,75 мм, т.е. на 1 дюйме уместится чуть больше 14 символов. Для сравнения: в печатных машинках в одном дюйме размещается 10 или 12 символов. Рассмотрим некоторые характеристики, описывающие печатные символы.

1. Анатомия буквы и ее элементы.

Наименьшей единицей семейства различных видов представления литер является шрифт : полный набор символов одинакового размера и начертания. В шрифт входит алфавит заглавных букв, капительных знаки (малые прописные), алфавит строчных букв и все необходимые лигатуры, цифры, знаки препинания и другие символы.

Для цифр обычно используется выравнивание (они имеют ту же высоту, что и заглавные буквы); но могут применяться и разновысокие цифры (высота цифры равна высоте строчный буквы с верхним выносным элементом), что лучше сочетается со строчным буквами.

Знаков препинания, используемых в типографском деле, гораздо больше, чем применяемых для пишущих машинок. Так, дефисы и тире различны по виду и имеют разное предназначение. Дефис представляет собой короткую черту шириной примерно в одну четверть ширины «m», он используется для соединения частей составных слов и переносов слов в конце строки. Символ тире более тонкий и длинный, ширина его составляет половину «m» (в 2 раза больше, чем для дефиса), используется для написания дат, при отображении списков в качестве маркера, а также используется с той же целью, что и скобки.

2. Основные составляющие стандартного шрифтового комплекта:

· Прописные: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЬЫЪЭЮЯ

· Малые прописные (капитель)

· Строчные: абвгдеёжзийклмнопрстуфхцчшщьыъэюя

· Цифры: 1234567890

· Знаки препинания: , ; ! ? : -(дефис) – (тире) " (апостроф)

· Специальные знаки: ¶ (конец абзаца), † (дата смерти), § (параграф), & (амперсенд) № (номер) и т.д.

· Математические знаки: = (равняется), + (плюс), ≠ (неравенство), " (минуты угла), " (секунды угла), ° (градус угла) и т.д.

· Знаки, используемые в документации: $ (доллар), ₤ (фунт стерлингов), € (евро), ¥ (японская иена), % (процент) и т.д.

Гарнитуры описывают полный набор шрифтов, имеющих символы аналогичного дизайна, но различных размеров (8 Helvetica Medium, 9 Helvetica Medium, 10 Helvetica Medium и т.д.).

Семействами называются серии шрифтов, похожих друг на друга по дизайну, но различающихся в отдельных элементах: наклон, насыщенность или ширина символов. Основными составными элементами семейства могут быть курсив (italic) и полужирный (bold). По насыщенности шрифты могут быть сверхсветлыми (extra-light), светлыми (light), нормальными (normal), средними (medium), полужирными (bold), жирными и сверхжирными (extra-bold); по ширине символов – сверхузкими, узкими, нормальными, широкими и сверхширокими.

Компьютерные программы набора могут использовать эти эффекты для создания наклона, сжатия, расширения или придания тени для любого символа в тексте.

Символы в строке располагаются в пределах заданной линии, а сами строки могут быть выровнены влево, вправо или центрированы (выключка влево, вправо, по центру). Обычно при наборе строка выравнивается по всей ширине блока (по формату); при наборе с выравниванием влево строка занимает не всю отведенную для нее ширину, оставляя свободное пространство справа.

Межсловные пробелы в строке могут быть либо фиксированными, в случае, когда не применяется выравнивание по ширине, либо переменными, в случае выключки по формату (по ширине). Величина фиксированных пробелов устанавливается пропорционально ширине «m» для данного шрифта (обычно половина).

При выключке по формату, где межсловные пробелы варьируются, чтобы обеспечить одинаковую длину строк, минимальный пробел соответствует «малому промежутку» или 20 % от «m», и может достигать величины «m» или даже более, при этом строка выглядит разреженной.

а) общие характеристики шрифта

1. Пропорции . Вес и насыщенность шрифта – основные особенности, которые бросаются в глаза читателю. Шрифт может меняться от тонкого и изящного до жирного и грубого, в промежутке между которыми находятся все остальные оттенки.

Следующей отличительной особенностью является «заполненность». Она может изменяться от свободной и разреженной до плотной и компактной.

Немаловажное значение имеет общее соотношение между высотой строчной буквы и длиной верхнего и нижнего выступающего элемента, а также между высотой строчных и прописных букв. Литеры, имеющие небольшой размер очка (например, шрифты с кеглем 10 пунктов, которые выглядят меньшими, чем другие шрифты с этим же кеглем) часто выглядят так потому. Что имею небольшой размер тела литеры, но большие размеры верхнего и нижнего выступающих элементов. Для других шрифтов имеет место обратный эффект: большие размеры тела литеры и компактные выносные элементы.

3. Наплыв . В штрихах, образующих округлые формы символа, самая толстая часть называется наплывом. Этот термин используется для описания положения оси овального элемента. Ось может быть наклонной или вертикальной. Буквы с наклонной осью овального элемента выглядят более рукописными и менее «механическими», чем буквы с вертикальной осью.

Соотношение между толщинами основных и соединительных штрихов, составляющих символ, называется степенью контрастности и характерно для каждого начертания, а также для гарнитуры в целом. Слабо контрастные буквы выглядят более мягкими; сильно контрастные буквы выглядят правильно и однообразно.

3. Засечки . Шрифт может иметь, а может не иметь засечек. Величина засечек по отношению к основному штриху буквы может быть различной. При этом для букв с наклонной осью засечки также получаются наклонными; для букв с вертикальной осью засечки горизонтальные.

б) классификация шрифтов

Согласно принятым соглашениям, большинство шрифтов объединяются в группы, часто в соответствии с историей их создания. Российский стандарт ГОСТ – 71 «Шрифты типографские» определяет 6 основных групп шрифтов:

· Рубленые – малоконтрастные, не имеющие засечек;

· Шрифты с едва наметившимися засечками – среднеконтрастные , с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов;

· Медиевальные – с умеренной контрастностью и небольшими засечками, близкими по форме к треугольнику; оси округлых букв с небольшим наклоном;

· Обыкновенные шрифты – с контрастными штрихами и тонкими длинными засечками, соединяющимися с вертикальными штрихами под прямым углом; оси округлых букв вертикальны;

· Брусковые шрифты – малоконтрастные, с длинными утолщенными засечками, имеющими закругленные концы и соединенными с основными штрихами под прямым углом с небольшими закруглениями.

· Новые малоконтрастные шрифты – с длинными утолщенными засечками, имеющими закругленные концы и соединенными с основными штрихами под прямым углом с небольшими закруглениями.

Британский стандарт BS – 67 определяет восемь групп шрифтов. Но довольно часто используется и «традиционная» номенклатура, применяемая до появления стандарта (будут указаны в скобках).

Готические шрифты использовались при производстве первых книг (1450-е гг., Германия). Первые романские шрифты (roman) были получены через 20 лет в Италии путем копирования с итальянских рукописей 15 в.

1. Антиквенные венецианские шрифты (Humanist Venetian) . Антиквенными называется группа шрифтов, имеющих засечки. Характерным представителем и родоначальником этой группы были шрифты Humanist, похожие на элегантные рукописные и имеющие наклонный нажим, придающий им каллиграфическое начертание. Их отличительный признак - наклонная черта буквы «е», воспроизводящая соответствующую букву из рукописей того времени. В качестве примеров можно привести шрифты Centaur, Cloister Old Style, Horley Old Style, Kennerley, Veronese, которые были все основаны на печатных образцах 1470-80- гг.

2. Шрифты старого стиля (Garald (Old Face)) . Увлечение шрифтами Humanist оказалось весьма непродолжительным. Альд Мануций предложил новую серию шрифтов, позволяющих достичь существенной экономии при наборе без ущерба для четкости, а литеры были более правильными и твердыми. Новая разработка доминировала в типографском деле в течение следующих двух веков.

Шрифты Garald менее каллиграфические по своему виду, чем шрифты Humanist, и в них возвращена горизонтальность перекладины в букве «е». Они также имеют наклонную ось овала и достаточно экономичны. Они имеют небольшое очко строчных знаков. Но очень элегантный дизайн. Это классические книжные шрифты. Шрифты Garald встречаются во многих вариантах, отражающих различные национальные и культурные особенности, приобретенные после первоначального своего появления. Современные разработки были созданы машинным способом в начале 1930-х гг. они включаются в себя шрифты Bembo (1490, Италия), Garamond (1530, Франция), Ehrhardt (1680 Германия), Caslon (1720, Англия), Old Style (1852, Шотландия), Imprint (1912, Англия).