Должностная инструкции электромеханика речного судна. Должностная инструкция старшего электромеханика на судне

И его обязанности

В составе современного флота находятся суда различного назначения, разных годов постройки, имеющие разный состав электрооборудования и различную элементную базу средств автоматики и систем управления. Эти обстоятельства обусловливают и различный состав электротехнического персонала судов. Судовое электрооборудование и ЭСА, как и все судовые конструкции и технические средства, распределены в заведования членов электрогруппы с целью их специализации по ТЭ ограниченного числа СТС, накопления и преемственности опыта эксплуатации, конкретизации ответственности за ТС.

Под заведованием понимается комплекс СТС, систем, устройств, снабжения с соответствующей документацией, закрепленных за членом электрогруппы, несущим полностью ответственность за их техническую эксплуатацию в целом или за одну из ее составных частей (техническое использование, техническое обслуживание). Распределение по заведованиям регламентируется Уставом и уточняется судовым расписанием по заведованиям.

На морском флоте наиболее полно электрогруппа представлена на электроходах. На них члены электрогруппы (второй, третий, четвертый электромеханики и электрики) непосредственно подчиняются старшему электромеханику, который в свою очередь подчинен старшему механику. В необходимых случаях второй электромеханик замещает старшего электромеханика, третий – второго, а четвертый – третьего электромеханика.

Старший электромеханик отвечает за надежную работу, правильную ТЭ и техническое состояние: гребной электрической установки, СЭС и электрических сетей, распределительных устройств, ЭСА и контроля, телефонной связи, систем сигнализации, а также источников питания электрорадионавигационных устройств и других электромеханических средств. Он является ответственным руководителем работ по СЭО и ведает СЗЧ и материально-техническим снабжением электрической части.

Старший электромеханик обязан:

– обеспечивать выполнение Положения о ТЭ морского флота, ПТЭ и другой нормативно-технической документации, безопасную организацию работ и соблюдение подчиненными лицами правил техники безопасности и пожаробезопасности;

– составлять план работ по СЭО и ЭСА, утверждаемый старшим механиком;

– распределять подчиненных ему членов экипажа по вахтам и работам, согласовывая со старшим механиком;

– составлять заявки, обеспечивать прием и учет СЗЧ и материально-технического снабжения по электрической части;

– составлять ремонтные ведомости по электрической части, «контролировать качество работ по СЭО и ЭСА, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;

– контролировать работу электрооборудования судовых грузовых средств в период грузовых операций;

– перед выходом судна в рейс проверять работоспособность СЭО и ЭСА к плаванию и за 30 минут до отхода докладывать старшему механику о его готовности (объем подготовки конкретного оборудования определен ПТЭ);

– лично руководить управлением электрооборудования СЭУ при входе судна в порт, выходе из него и во время швартовных операций, не отлучаясь из машинного помещения без разрешения старшего механика;

– вести установленную техническую документацию по СЭО, ежедневно подписывать суточные записи в электромеханическом журнале и представлять его на подпись старшему механику;

– организовывать техническую учебу по СЭО и ЭСА членов экипажа службы ТЭ;

– принимать от своего предшественника в установленном порядке (на основании рапортов ответственных лиц командного состава, акта о приеме-сдаче, утверждаемого старшим механиком, фиксации приема-сдачи в электромеханическом журнале) СЭО и ЭСА, СЗЧ, инструмент, инвентарь и техническую документацию;

– при нахождении судна в ремонте следить за выполнением правил электробезопасности при снабжении строящихся и ремонтируемых судов, контролировать соответствие подаваемого с берега напряжения параметрам судовой сети, убедиться в том, что заводом при постановке судна в док произведено заземление корпуса судна.

Второй электромеханик отвечает за надежную работу и ТС главных генераторов, гребных электродвигателей и основных электроприводов, обслуживающих ГЭУ, центрального поста управления ГЭУ, электропривода рулевого устройства, авторулевого, аварийно-спасательных и пожарных насосов, щитов электродвижения и вспомогательной электростанции, машинного телеграфа, постов управления, ЭСА и контроля электродвижения судна; ведает электромастерской и электрокладовыми. Он обязан производить с разрешения старшего электромеханика проворачивание гребных электродвигателей и главных генераторов после выполненных работ по ремонту и ТО; вести журнал замеров сопротивления изоляции.

Третий электромеханик отвечает за надежную работу вспомогательных и аварийных генераторов, электрооборудования палубных механизмов, подруливающего устройства, электроприводов вспомогательных механизмов машинного помещения, электрической части котельной автоматики.

Четвертый электромеханик отвечает за надежную работу и ТС кабельной сети, электроприводов вспомогательных механизмов, не вошедших в заведование второго и третьего электромехаников, электрических вентиляторов, преобразователей, освещения, в том числе аварийного, ходовых огней, прожекторов, тифонов и аккумуляторных батареях. Он обязан своевременно, согласно инструкциям, производить зарядку аккумуляторных батарей, вести аккумуляторный журнал и следить за правильным использованием электрического освещения.

Второй, третий и четвертый электромеханики обязан по своему заведованию:

– устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявленные дефекты;

– руководить работами выделенных им судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;

– составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;

– составлять заявки на материально-техническое снабжение и нести учет СЗЧ и инструмента.

Старший электрик обязан выполнять ТО всего СЭО и средств внутренней телефонной связи, а электрики первого и второго класса – принимать участие в ТО и ремонте всего СЭО.

Старший электрик ведает электромастерской и электрокладовыми, обеспечивает надлежащее хранение, учет и расходование материально-технического снабжения по электрической части.

На судах без электродвижения электрогруппу возглавляет электромеханик или первый электромеханик, если на судне штатным расписанием предусмотрено несколько электромехаников. Второй электромеханик подчиняется первому электромеханику и в необходимых случаях замещает его. Обязанности по заведованию между первым и вторым электромеханиками распределяет старший механик.

Электромеханик (первый электромеханик) подчиняется старшему механику и возглавляет электрогруппу на судне. Электромеханику подчиняются старший электрик и электрики 1 и 2 класса. В необходимых случаях старший электрик замещает электромеханика, а электрик 1 класса – старшего электрика.

Электромеханик отвечает за надежную работу, правильную ТЭ и техническое состояние всего СЭО и ЭСА и контроля, средств внутрисудовой связи и сигнализации, а также источники питания электрорадионавигационных устройств. Обязанности электромеханика соответствуют перечисленным выше обязанностям старшего электромеханика, кроме этого он обязан:

– устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты СЭО и ЭСА;

– при возникновении угрозы аварии СЭО и ЭСА немедленно докладывать старшему механику, принимая соответствующие меры;

– подготавливать электрооборудование грузовых устройств перед грузовыми операциями, проверять электрооборудование рулевого устройства, якорно-швартовного устройства, шлюпочных и траловых лебедок перед приходом судна в порт и выходом из него и докладывать о готовности старшему механику и вахтенному помощнику капитана;

– немедленно являться по вызову вахтенного механика или по вызову вахтенного помощника капитана.

Электромеханик может отключать ответственные СТС с ведома и разрешения вахтенного механика за исключением тех случаев, когда промедление может вызвать аварию судна или несчастный случай.

Электромеханик указывает место несения вахты старшему электрику и электрикам при проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций.

На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, старший электрик и электрики подчиняются второму механику.

На судах флота рыбной промышленности наибольшую по составу электротехническую группу в составе 12–15 человек имеют плавзаводы. На плавбазах эта группа составляет 10–12 человек, из них 4 специалиста командного состава. На больших автономных морозильных траулерах работает 5–6 электроспециалистов. На судах типа СРТМ, СТ работает, как правило, один электромеханик. Поступающие на рыболовный флот суда норвежской постройки типа МТФ (малый траулер-филейщик) обслуживаются двумя электромеханиками. На малых рыболовных судах в штатном расписании электроспециалистов нет, их обязанности выполняет механик.

Широкий спектр состава судов, особенности их технологических режимов, целевое назначение, постоянное участие электроспециалистов в выполнении рейсовых заданий (подвахты на завод-ском конвейере) накладывают свои особенности на характер обязанностей электроспециалистов флота рыбной промышленности.

Конкретные обязанности лиц электротехнического персонала, порядок их взаимодействия с лицами вахтенной службы, лицами, ответственными за заведование судовыми техническими средствами, и лицами, использующими электрооборудование по назначению, определяются Уставом службы на судах флота рыбной промышленности и должностными инструкциями. Уставом предусмотрены должности старшего электромеханика (первый электромеханик), второго, третьего и четвертого электромеханика с соответствующим разделением заведовании и обязанностей, а также старшего электрика и электрика.

Следует отметить, что проектом нового Устава службы на судах рыбного хозяйства Российской Федерации кроме этих должностей предусмотрена также должность второго электромеханика по судовой автоматике, в необходимых случаях замещающего старшего электромеханика, а второй электромеханик в необходимых случаях замещает второго электромеханика по судовой автоматике.

Reporting:

  • The Electrician works in close co-operation with the Second Engineer, therefore he reports to the Second Engineer and thereafter to the Chief Engineer.
  • He should always obtain the consent of the Chief Engineer before going on shore leave.

Responsibilities:

  • The Electrician is responsible for the safe and efficient operation of all the ship"s electrical equipment and installations.

The Electrician"s duties include:

  • Ensuring the maintenance of main and emergency switchboards, switch-gear, alternators, motors and control gearand fuses.
  • Maintaining the alarm, monitoring and communication systems on board in good operational order.
  • Undertaking and recording insulation readings of electrical equipment.
  • Investigating failures and carrying out repair works.
  • Ensuring isolation of electrical equipment prior to repair or maintenance works and the posting of warning notices.
  • Maintaining and controlling of electric arc welding equipment.
  • Conducting regular checks of galley and pantry equipment.
  • Inventory of electrical spares, tools and consumables.
  • Completing relevant maintenance records and keeping the workbook up to date.
  • Assisting the Chief Engineer in drawing up repair lists and planned maintenance schedules.
  • Assisting with mechanical repairs as required by the Chief Engineer.

Перевод на русский язык

Обязанности электромеханика

Докладывает:

  • Электромеханик тесно сотрудничает со Вторым механиком, поэтому он подчиняется Второму механику и Старшему механику.
  • Он должен получить разрешение капитана, прежде чем сойти на берег.

Обязанности:

  • Электромеханик несёт ответственность за безопасную и эффективную работу всего электрооборудования и всех электрических установок на судне.

В обязанности электромеханика входит:

  • Обслуживание главного распределительного щита, переключатели, генераторы переменного тока, моторы и регулировочные механизмы и предохранители.
  • Обслуживание сигнализаций, проверка и обслуживание системы связи на судне.
  • Замеры и запись показаний изоляции электрического оборудования.
  • Обнаружение неполадок и выполнение ремонтных работ.
  • Проверка изоляции электрооборудования до начала ремонтных работ и установление предупредительных надписей.
  • Обслуживание и контроль электрической дуги на сварочном оборудовании.
  • Регулярная проверка оборудования на камбузе.
  • Инвентаризация запчастей и инструментов и расходного материала.
  • Ведение записей по обслуживанию механизмов.
  • Оказание помощи Старшему механику в составлении ведомостей и графиков техобслуживания.
  • Оказание помощи при ремонте оборудования.
Advanced, Одесса 24 апреля 2017 11 марта 2018

Ремонтом ежедневно занимаются тысячи людей во всем мире. При его выполнении каждый начинает задумываться о тех тонкостях, которые сопутствуют ремонту: в какой цветовой гамме выбрать обои, как подобрать шторы в цвет обоев, правильно расставить мебель для получения единого стиля помещения. Но о самом главном редко кто задумывается, а этим главным является замена электропроводки в квартире. Ведь если со старой проводкой что-то произойдет, то квартира потеряет всю свою привлекательность и станет совершенно не пригодной для жизни.

Как заменить проводку в квартире знает любой электрик, но это под силу любому обычному гражданину, однако при выполнении данного вида работ ему следует выбирать качественные материалы, чтобы получить безопасную электрическую сеть в помещении.

Первое действие, которое необходимо выполнить, спланировать будущую проводку . На данном этапе нужно определить, в каких именно местах будут проложены провода. Также на данном этапе можно вносить любые коррективы в существующую сеть, что позволит максимально комфортно в соответствии с потребностями хозяев расположить светильники и .

12.12.2019

Узкоотраслевые приборы трикотажной подотрасли и их техническое обслуживание

Для определения растяжимости чулочно-носочных изделий применяется прибор, схема которого показана на рис. 1.

В основе конструкции прибора лежит принцип с автоматическим уравновешиванием коромысла упругими силами испытываемого изделия, действующими с постоянной скоростью.

Весовое коромысло представляет собой равноплечий круглый стальной стержень 6, имеющий ось вращения 7. На его правый конец крепятся с помощью байонетного замка лапки или раздвижная форма следа 9, на которые одевается изделие. На левом плече шарнирно укреплена подвеска для грузов 4, а его конец заканчивается стрелкой 5, показывающей равновесное состояние коромысла. До начала испытаний изделия коромысло приводят в равновесие подвижной гирей 8.

Рис. 1. Схема прибора для измерения растяжимости чулочно-носочных изделий: 1 —направляющая, 2 — левая линейка, 3 — движок, 4 — подвеска для грузов; 5, 10 — стрелки, 6 — стержень, 7 — ось вращения, 8 — гиря, 9 — форма следа, 11— растягивающий рычаг,

12— каретка, 13 — ходовой винт, 14 — правая линейка; 15, 16 — винтовые шестерни, 17 — червячный редуктор, 18 — соединительная муфта, 19 — электродвигатель


Для перемещения каретки 12 с растягивающим рычагом 11 служит ходовой винт 13, на нижнем конце которого закреплена винтовая шестерня 15; через нее вращательное движение передается ходовому винту. Перемена направления вращения винта зависит от изменения вращения 19, который при помощи соединительной муфты 18 связан с червячным редуктором 17. На вал редуктора посажена винтовая шестерня 16, непосредственно сообщающая движение шестерне 15.

11.12.2019

В пневматических исполнительных механизмах перестановочное усилие создается за счет воздействия сжатым воздухом на мембрану, или поршень. Соответственно различают механизмы мембранные, поршневые и сильфонные. Они предназначены для установки и перемещения затвора регулирующего органа в соответствии с пневматическим командным сигналом. Полный рабочий ход выходного элемента механизмов осуществляется при изменении командного сигнала от 0,02 МПа (0,2 кг/см 2) до 0,1 МПа (1 кг/см 2). Предельное давление сжатого воздуха в рабочей полости — 0,25 МПа (2,5 кг/см 2).

У мембранных прямоходных механизмов шток совершает возвратно-поступательное движение. В зависимости от направления движения выходного элемента они подразделяются на механизмы прямого действия (при повышении давления мембраны) и обратного действия.

Рис. 1. Конструкция мембранного исполнительного механизма прямого действия: 1, 3 — крышки, 2—мембрана, 4 — опорный диск, 5 — кронштейн, 6 — пружина, 7 — шток, 8 — опорное кольцо, 9 — регулировочная гайка, 10 — соединительная гайка


Основными конструктивными элементами мембранного исполнительного механизма являются мембранная пневматическая камера с кронштейном и подвижная часть.

Мембранная пневматическая камера механизма прямого действия (рис. 1) состоит из крышек 3 и 1 и мембраны 2. Крышка 3 и мембрана 2 образуют герметическую рабочую полость, крышка 1 прикреплена к кронштейну 5. К подвижной части относятся опорный диск 4, к которому прикреплена мембрана 2, шток 7 с соединительной гайкой 10 и пружина 6. Пружина одним концом упирается в опорный диск 4, а другим через опорное кольцо 8 в регулировочную гайку 9, служащую для изменения начального натяжения пружины и направления движения штока.

08.12.2019

На сегодняшний день существует несколько видов ламп для . У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим виды ламп которые наиболее часто используются для освещения в жилом доме или квартире.

Первый вид ламп – лампа накаливания . Это самый дешевый вид ламп. К плюсам таких ламп можно отнести ее стоимость, простоту устройства. Свет от таких ламп является наиболее лучшим для глаз. К минусам таких ламп можно отнести невысокий срок службы и большое количество потребляемой электроэнергии.

Следующий вид ламп – энергосберегающие лампы . Такие лампы можно встретить абсолютно для любых типов цоколей. Представляют из себя вытянутую трубку в которой находится специальный газ. Именно газ создает видимое свечение. У современных энергосберегающих ламп, трубка может иметь самую разнообразную форму. Плюсы таких ламп: низкое энергопотребление по сравнению с лампами накаливания, дневное свечение, большое выбор цоколей. К минусам таких ламп можно отнести сложность конструкции и мерцание. Мерцание обычно незаметно, но глаза будут уставать от света.

28.11.2019

Кабельная сборка — разновидность монтажного узла. Кабельная сборка представляет собой несколько местных , оконцованных с двух сторон в электромонтажном цехе и увязанных в пучок. Монтаж кабельной трассы, осуществляют, укладывая кабельную сборку в устройства крепления кабельной трассы (рис. 1).

Судовая кабельная трасса - электрическая линия, смонтированная на судне из кабелей (пучков кабелей), устройств крепления кабельной трассы, уплотнительных устройств и т. п. (рис. 2).

На судне кабельную трассу располагают в труднодоступных местах (по бортам, подволоку и переборкам); они имеют до шести поворотов в трех плоскостях (рис. 3). На крупных судах наибольшая длина кабелей достигает 300 м, а максимальная площадь сечения кабельной трассы — 780 см 2 . На отдельных судах с суммарной длиной кабелей свыше 400 км для размещения кабельной трассы предусматривают кабельные коридоры.

Кабельные трассы и проходящие по ним кабели подразделяют на местные и магистральные в зависимости от отсутствия (наличия) устройств уплотнения.

Магистральные кабельные трассы подразделяют на трассы с торцовыми и проходными коробками в зависимости от типа применения кабельной коробки. Это имеет смысл для выбора средств технологического оснащения и технологии монтажа кабельной трассы.

21.11.2019

В области разработки и производства приборов КИПиА американская компания Fluke Corporation занимает одну из лидирующих позиций в мире. Она была основана в 1948 году и с этого времени постоянно развивает, совершенствует технологии в области диагностики, тестирования, анализа.

Инновации от американского разработчика

Профессиональное измерительное оборудование от мультинациональной корпорации используется при обслуживании систем обогрева, кондиционирования и вентиляции, холодильных установок, проверки качества воздуха, калибровки электрических параметров. Фирменный магазин Fluke предлагает приобрести сертифицированное оборудование от американского разработчика. Полный модельный ряд включает:
  • тепловизоры, тестеры сопротивления изоляции;
  • цифровые мультиметры;
  • анализаторы качества электрической энергии;
  • дальномеры, вибромеры, осциллографы;
  • калибраторы температуры, давления и многофункциональные аппараты;
  • визуальные пирометры и термометры.

07.11.2019

Используют уровнемер для определения уровня разных видов жидкостей в открытых и закрытых хранилищах, сосудах. С его помощью измеряют уровень вещества или расстояние до него.
Для измерения уровня жидкости используют датчики, которые отличаются по типу: радарный уровнемер , микроволновый (или волноводный), радиационный, электрический (или емкостный), механический, гидростатический, акустический.

Принципы и особенности работы радарных уровнемеров

Стандартными приборами не определить уровень химически агрессивных жидкостей. Только радарный уровнемер способен его измерить, так как не соприкасается с жидкостью при работе. К тому же радарные уровнемеры более точные по сравнению, например, с ультразвуковыми или с емкостными.

Соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. ВЫПУСК 67. Водный транспорт. Раздел "Морской транспорт" (С изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства транспорта и связи Украины N 189 от 10.05.2005 г., N 671 от 06.08.2007 г.). Издание второе, дополненное, переработано по состоянию на 06.08.2007 год", который утвержден приказом Министерства транспорта Украины 10.12.2001 г. N 863. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа - "действующий" .

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Электромеханик" относится к категории "Специалисты".

1.2. Квалификационные требования - электромеханик (судовой) 1 класса: полное или базовое высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист или бакалавр). Стаж работы по профессии электромеханика (судового) 2 класса - не менее 2 лет. Электромеханик (судовой) 2 класса: полное или базовое высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист или бакалавр): для специалиста - без требований к стажу работы, бакалавра - стаж работы в должности электромеханика (судового) 3 класса - не менее 2 лет. Электромеханик (судовой) 3 класса: базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (бакалавр или младший специалист). Без требований к стажу работы.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- постановления, распоряжения, нормативные материалы, касающиеся обслуживания и ремонта электротехнического оборудования;
- правила технической эксплуатации флота;
- правила и нормативные документы Регистра судоходства Украины или другого классификационного общества, осуществляющего технический надзор за судном;
- нормативные документы, регламентирующие организацию судовой службы;
- положения международных конвенций и резолюций Международной морской организации (ИМО) по охране жизни человека на море (СОЛАС), предотвращение загрязнения с судов (МАРПОЛ), о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) и т.п.;
- единые графики проведения технических осмотров и профилактик, правила обслуживания и ремонта судового электрооборудования, средств судовой автоматики, устройство и принцип действия электроэнергетического оборудованию судов;
- судовую электроавтоматику;
- правила электробезопасности с выполнением ремонтно-профилактических работ;
- основы организации труда и экономики;
- аварийно-спасательное дело, основы трудового законодательства.

1.4. Электромеханик назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Электромеханик подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Электромеханик руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Электромеханик во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Обеспечивает надежную работу и исправное техническое состояние электрической гребной установки (на электроходах), судовой электростанции, электрических сетей, распределительных устройств, электрической части электроприводных механизмов, оборудования, средств автоматизации и контроля, источников питания технических средств судовождения, судовой телефонной станции, систем сигнализации, а также других электромеханических средств.

2.2. Составляет план работ судового электрооборудования, ремонтные ведомости электрической части.

2.3. Контролирует качество работ на судовом электрооборудовании, выполняемых береговыми и судовыми специалистами.

2.4. Руководит ремонтно-профилактическими работами судового электрооборудования и средств автоматики.

2.5. Предъявляет электрооборудование, средства автоматизации и управления судном органам технического надзора.

2.6. Контролирует работу электрооборудования судовых грузовых средств во время грузовых операций.

2.7. Производит техническое обслуживание электронной аппаратуры электронавигационных приборов.

2.8. Следит за источниками их питания.

2.9. Проверяет готовность технических средств в пределах своего ведения к рейсу.

2.10. Осуществляет составление заявок, прием и учет переменных запасных частей и материально-технического снабжения электрической части.

2.11. Ведет установленную техническую документацию судового электрооборудования.

2.12. Контролирует соответствие напряжения, подаваемого с берега, параметрам судовой сети в условиях заводского ремонта судна.

2.13. Проверка заземления корпуса судна при постановке судна в док.

2.14. Несет вахту согласно судовым расписаниям.

2.15. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.16. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Электромеханик имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Электромеханик имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Электромеханик имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Электромеханик имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Электромеханик имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Электромеханик имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Электромеханик имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Электромеханик имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Электромеханик имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Электромеханик несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Электромеханик несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Электромеханик несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Электромеханик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Электромеханик несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Электромеханик несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Электромеханик несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Работа судового электромеханика не менее ответственна, чем работа капитана или старшего механика. Электромеханик отвечает за правильную техническую эксплуатацию и состояние судового электрооборудования, всех средств автоматизации, электрических сетей и распределительных устройств, телефонной связи, источников аварийного питания и прочих электрических приборов.

Помимо всего прочего электромеханик обязан составлять план работ по судовому электрооборудованию; обеспечивать составление заявок, приём и учёт сменно-запасных частей и материально-технического снабжения по электрической части и многое другое.

О своей работе в море газете «Морская Правда/The Maritime Telegraph» рассказывает электромеханик с 13-летним стажем работы Иван Бадыло:

«Самая первая обязанность электромеханика – это освещение, чтобы всё работало и светилось, особенно ночью. Потому что если ночью иллюминация не полная, есть потухшие лампочки в цепочке, значит это плохая поставка снабжения либо электромеханик обрастает ленцой. А иногда это приводит к остановке погрузки или выгрузки, а в худшем случае – к чрезвычайным происшествиям в ночное время. Поэтому не ленись, электромеханик!

Везде, где подходят провода, или есть намёк на электричество – это всё работа электромеханика. Если посудомоечная машина перестаёт работать, плита либо стиральная машина, сразу зовут меня: поменять лампочку, сделать удлинитель, поменять розетку, если выключатель не работает, чайник, фен и т. д. Иногда приходится выстраивать всех в очередь. У меня на последнем судне было 3 прачечных, поэтому работы хватало».

Контейнеровоз – сплошная морока для электромеханика

«Я работал на контейнерах, на балкерах, танкерах и в офшоре. Самая спокойная и приятная работа была на танкерах. Контейнера – это уйма мороки для электромеханика. 5 лет я отработал на контейнеровозах и отвечал как электромеханик за все рефконтейнера. Приходилось разбираться во всём, оказывать помощь механикам в поиске неисправностей, так как зачастую проблему скидывают на меня.

Первый раз в должности пошёл именно на контейнеровоз в 2004 году. Тяжёлое было судно. Туда ссылали всех плохих либо новоиспеченных электромехаников. Это, конечно, была хорошая школа жизни. До того, как стать электромехаником, ходил один контракт кадетом и два контракта ассистентом электромеханика. Вообще поступал я в академию на механика, но один бал недобрал, и меня скинули на электромеханика, там был недобор. Но сейчас, смотря на пройденный путь, думаю «как хорошо, что не стал механиком»».

Один в поле – тоже воин!

«Сейчас из-за кризиса ассистент электромеханика – это большая роскошь. А если нет ассистента, это вообще жесть. Последние 4 года у меня не было помощника, но самые лучшие ассистенты были украинцы.

Самая большая трудность в том, что я один на судне, спросить мне не у кого, посоветоваться не с кем. Мотористы или матросы могут помочь какую-то физически тяжёлую работу сделать, отнести что-то, но в принципе я один. В любой момент тебе могут позвонить, что возникла какая-то проблема. И надо идти что-то делать, даже если это ночь, и я сплю».

Форс-мажоры – обычная вещь в работе электромеханика

«Разных ЧП в работе электромеханика хватает, особенно на контейнеровозах. Эти чудные контейнеровозы – это сплошной форс-мажор. Особенно когда идёт погрузка контейнеров, все бегают, и тут вдруг останавливается кран. И сразу все к электромеханику.

Ещё был случай, когда якорь не могли поднять. Это тоже было на контейнеровозе. Пришли в Африку, надо было день ждать захода, и мы стояли на якоре. Тут ветер поднялся, начался шторм, это как раз там, где Индийский океан смешивается с Атлантикой, и постоянно штормит. Нам надо поднимать якорь, а лебёдки из-за сильного ветра не справляются. И опять зовут электромеханика. Я посмотрел, что ток большой, лебёдки ревут… Оказалось всё очень просто. На цепь была слишком большая нагрузка. Нужно было увеличить обороты, дав больше хода главному двигателю, чтобы нагрузка упала, и ослабло натяжение цепи. После этого получилось выбрать якорь. Вроде авральная ситуация, но решается за считанные минуты. После таких случаев тебя даже ценить начинают больше. А погрузка – это время, деньги, это чартер и, в первую очередь, репутация компании».

Электромеханик – это работа в режиме нон-стоп!

«Электромеханик работает в режиме нон-стоп, и это ошибочное мнение, что мы ничего не делаем на судне. Нет времени шашлыки пожарить или что-то еще. Раньше жарили, когда стояли на якоре и ждали работу, либо у причала стояли.

Вся работа электромеханика состоит из мелких заданий. Всё, что не работает, но там есть провода, всё относится ко мне. Шлюпки не спускаются – тоже ко мне. Главное – всё делать постепенно, а не накапливать, как снежный ком, потому что потом не знаешь, за что взяться в первую очередь.

В норвежских компаниях каждые 3 месяца идёт проверка всех бытовых приборов, т. е. я должен пройти со списком и проверить все приборы: каждый чайник, пылесос, дрель и т. д., потому что часто приходят инспекции и спрашивают этот список, проверяют, наклеены ли на приборах наклейки с датой последнего осмотра.

В чём большая разница торгового флота и офшорного – это длительность контрактов. Но в коротких рейсах в офшоре тоже есть свои минусы, от слишком частых перелётов и интенсивной работы в режиме нон-стоп, без выходных, повышается усталость организма, нужен отдых».

Просить помощи никогда не стыдно!

«Если не знаю, как справиться с проблемой, начинаю думать – обкладываюсь схемами, пытаюсь вникнуть и разобраться. Если это срочно, и реально не могу справиться, иду к старшему механику и говорю, что нам нужна помощь сервиса. Понятно, что с ерундой какой-то не будешь обращаться, но если это что-то серьёзное, то не должно быть стыдно написать в сервис и получить какие-то новые знания и воспользоваться техподдержкой. На последних судах я напрямую обращался к производителям оборудования за техпомощью в нахождении неисправностей и ремонте, но старший механик всегда должен быть первым в курсе, что происходит на судне».

Отсутствие компетентного электрона на судне – катастрофа!

«Если на судне неопытный, некомпетентный электромеханик, то он просто потеряет работу, его спишут. А для судна отсутствие нормального электромеханика – это катастрофа!

Помню ещё в первых рейсах такой случай. Мы отходим из порта… Старший механик, вахтенный механик и я контролируем ситуацию. А в машине один компрессор работал плохо, а второй вообще не работал. Оказалось, что автоматика не работает, и они постоянно бегают и вручную его включают. Они уже два года так ходили. А когда я его сделал, они были очень рады. У электромеханика должно быть чутьё на то, куда именно нужно залезть и подчинить, а также удача должна быть. Ведь всего всё равно знать никто не может, ситуации абсолютно разные могут быть. Даже наш преподаватель в академии говорил, что мы не можем научить вас всему, с чем вы можете столкнуться на судах. Для этого есть система самообучения. Нам дают принципы, а дальше уже дело за нами, есть литература, есть схемы».

Китай – это сила !?

«У меня был хороший урок, когда я ещё был кадетом, и мне принесли китайскую зарядку, которая не работала. Я в неё полез, а она меня как шарахнула, конкретно так! Я потом померял напряжение – в ней было 400 вольт постоянного тока. После того случая, когда мне приносят чинить зарядки или другие бытовые приборы, я говорю «Купите новое – жизнь дороже!»».

Электромеханику можно всё!

Плюс моей работы в том, что механик не может прийти в любое время на мостик, а я могу, когда угодно, прийти туда, попить кофе, или на камбуз прийти за яблочком, а заодно проверить, всё ли в порядке, всё ли работает. Электромеханику можно быть всегда и везде, где он хочет. Остальные не имеют на это право.

Я подчиняюсь старшему механику и почему-то ещё и второму механику по правилам, но в принципе он в мою работу не лезет.

Мне нравится моя работа. И чем меньше русскоязычных, тем лучше. Мне так проще работать. Я работал много с поляками. Они не любят русскоговорящих, хотя ко мне нормально относились. Сейчас работаю в основном с европейцами, индусами, филиппинцами.

Кормят нас тоже хорошо. Питание зависит от повара и от капитана. У меня даже на одном контейнеровозе капитан лобстеров заказывал. А в Эквадоре капитан посылал повара с мессменом на местный базар, и те покупали по 4 доллара за килограмм крупные хвосты креветок. Когда-то в офшоре было самое лучшее питание, но последние пару лет и там на всём экономят, больше половины пароходов стоят законсервированные. И контракты увеличивают, и зарплат уже нет тех, что были.