Имиджелогия. Инструментарий имиджелогии Вопросы и задания для самопроверки

1

имиджелогия

психология имиджа

1. Белобрагин В.В. Феномен имиджа отечественного шоу-бизнеса: монография. – М. : РИЦ АИМ, 2014.

2. Грошева Л.Н., Грошева Л.Н. Проблемное и развивающее обучение как направление педагогической имиджелогии // Корпоративный и персональный имидж в дискурсе межкультурных и социальных коммуникаций: материалы Первой международной конференции (Киев-Москва). – М. : РИЦ АИМ, 2014.

3. Панасюк А.Ю. Наука «имиджелогия»: теоретическое обоснование права на существование // Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. – М. : РИЦ АИМ, 2003.

4. Петрова Е.А. Имиджелогия: избранные труды: монография. – М. : РИЦ АИМ, 2011.

5. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшинз, или Как успешно управлять общественным мнением. – М. : Центр, 2003.

6. Шепель В.М. Имиджелогия: как нравиться людям. – М. : Народное образование, 2002.

Введение

Область научно-психологического исследования «имиджа» стала складываться в России с начала 1990-х годов. К ее источникам следует отнести работы 1960-1970-х годов, выполненные в рамках социально-перцептивного подхода (А.А. Бодалев и его последователи). Раскрытие психологических закономерностей восприятия и понимания человека человеком, специфика формирования феномена первого впечатления, социально-психологических эффектов и механизмов межличностного и межгруппового восприятия, изучение содержания социальных представлений и стереотипов, процессов массовой коммуникации подготовило базу для содержательного обращения к проблемам психологии имиджа.

Категория «психология имиджа» была введена в научный оборот Е.А. Петровой в 2002 году и получила развитие в работе Е.Б. Перелыгиной «Психология имиджа», изданной в 2003 году. Не секрет, что именно психология является одним из методологических столпов науки «имиджелогия». Психология имиджа рассматривает имидж как социально-психологический феномен (Е.А. Петрова).

Родоначальники этого научного направления так определяют предмет психологического подхода к имиджу: изучение его как социально-психологического феномена, раскрытие закономерностей формирования, функционирования и трансформации поля разных видов имиджей в индивидуальном и массовом сознании, выявление специфики «наполняемости» этих полей у представителей различных этносов и культур, отдельных групп. Главными проблемами психологии имиджа как самостоятельной области знания становятся вопросы социально-психологической природы, социального познания и управления имиджем. Методологической основой проводимых исследований могут стать идеи современной психосемиотики общения.

Психология имиджа вслед за психологией образа должна изучать особенности имиджа: степень яркости, изменчивости, обобщенность и др. Изучение механизмов, этапов усвоения и интеграции личности в пространство персональных имиджей в разные периоды социализации, в рамках конкретно-исторических условий жизни, психологические проблемы принятия и самоуправления персональным и профессиональным имиджем относятся к важнейшей области имиджелогии.

Отдельным направлением психологического анализа, по мнению Е.А. Петровой, должна стать сфера профессиональной деятельности имиджмейкеров. Выявление психологических функций имиджа и возможностей имиджкоррекции в решении глубинных проблем личности позволит по-новому подойти к пониманию зоны психологического консультирования .

Анализ основных направлений и проблем психологического исследования имиджа позволяет не только определить область психологии имиджа, центральную системообразующую функцию психологии имиджа в имиджелогии, но и проанализировать имиджелогию как науку с точки зрения необходимых ее атрибутов, в первую очередь - определения понятийного аппарата. Для этого предполагается следующая схема анализа: предмет и объект изучения, цели, главные задачи, основные принципы, законы, функции, методы.

Каждая вполне сформировавшаяся наука в той или иной степени имеет все эти атрибуты. Отсутствие одного или нескольких из этих составляющих не дает возможности в полной мере охарактеризовать данную науку, ее место в системе знаний об определенной области деятельности.

По мнению Г.Г. Почепцова, предмет имиджелогии - массовое сознание, а его коммуникативной единицей является имидж . А.Ю. Панасюк считает, что предмет имиджелогии - изучение путей и средств формирования положительного имиджа, создание положительного образа, представления, мнения о человеке .

Мы согласимся с определением предмета имиджелогии, данным
Е.А. Петровой: предмет имиджелогии определяется как изучение роли и функций имиджей в общественной жизни, их филогенетических и онтогенетических предпосылок, условий, движущих сил и закономерностей формирования, функционирования, управления различными видами имиджа .

Что касается объекта имиджелогии, то ведущие ученые не вносят принципиальных различий в толкование этой категории. На этом основании и дадим формулировку объекта исследований в имиджелогии: это все предметное пространство и области социального общения, конкретное поле различных видов имиджей в индивидуальном, групповом и массовом сознании.

Цель исследования

Важнейший этап системного подхода - выявление целей . Еще Аристотель писал, что «благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели».

При рассмотрении сложных систем, каковой является имиджелогия, возникает необходимость определения не одной, а нескольких целей, которые образуют многоуровневую систему, состоящую из главной и основных целей. При формировании такой системы должно быть обеспечено соблюдение ряда требований: соподчиненности, полноты, сопоставимости, взаимоувязанности, непротиворечивости, определимости, реальности.

В известных нам публикациях теоретические и практические проблемы выявления целей в имиджелогии рассматриваются недостаточно.

В.М. Шепель определяет как активную цель - дарить людям радость общения, сподвигать их на благородные взаимоотношения.

Г.Г. Почепцов считает, что такой целью должно быть отражение события с точки зрения улучшения имиджа.

На наш взгляд, приведенные выше формулировки целей слишком абстрактны и не вытекают из контекста исследования.

Для выявления главной и основных целей теория систем рекомендует поэтапно распознавать проблемную ситуацию, ранжировать проблемы, а затем строить дерево целей.

Упростим первый этап этой работы, так как проблемная ситуация достаточно полно описана Е.А. Петровой, которая определила поле исследований в области имиджелогии, состоящее из 10 основных проблем (принципиально можно использовать для выявления проблем метод контент-анализа научных публикаций по имиджелогии). Приведем их формулировки.

1. Выявление как общей роли и функций имиджей в общественной жизни и менталитете культуры, так и особенных и частных функций конкретных имиджей в различных сферах общественной жизни.

2. Анализ всего существующего в данный исторический момент открытого поля имиджей (это важно подчеркнуть), различающихся как содержательно, так и мерой семиотичности, динамичности и других входящих в него характеристик.

3. Раскрытие закономерностей освоения существующего поля имиджей, их присвоения личностью.

4. Изучение специфики феномена имиджа на каждом из трех уровней (личность, группа, общество).

5. Описание закономерностей формирования и трансформации имиджа при переходе от индивидуального к групповому и массовому сознанию и обратно.

6. Анализ исторических и социально-ситуативных предпосылок, условий, движущих сил и закономерностей формирования, функционирования имиджей разного вида.

7. Описание взаимосвязей между различными имиджами (людей, организаций, общественных и политических движений, материальных объектов, товаров, торговых марок, брендов, услуг и др.) как внутри одной категории, так и между классами.

8. Изучение взаимовлияния сложившегося имиджа и актуально-ситуативного образа его носителя.

9. Раскрытие всех возможных механизмов формирования и трансформации имиджа.

10. Поиск способов коррекции и управления имиджем, которые технологически по-разному решаются в маркетинге, костюмологии, паблик рилейшнз .

На втором этапе установим причинно-следственные связи каждой проблемы с остальными, используя метод структуризации проблем.

Для существенных связей зададим значение 2 балла, для менее существенных - 1 балл. В соответствии с полученными значениями сумм баллов построим граф проблем имиджелогии, где обозначим связи между ними.

Главная цель имиджелогии заключается в исследовании общей роли, основных и частных функций всех видов имиджей в различных сферах общественной практики.

Если подытожить выявленные Е.А. Петровой направления по раскрытию закономерностей в имиджелогии, то их можно отнести к следующему:

Законам формирования имиджа;

Законам функционирования имиджа;

Законам управления имиджем.

На основе выводов, сделанных рядом исследователей, сформулируем законы имиджелогии.

Воззрения Г.Г. Почепцова о коммуникационных свойствах имиджа позволяют сформулировать два закона имиджелогии.

1. Закон гармонизации имиджевых характеристик с требованиями канала передачи, с ожиданиями и представлениями, которые сложились в массовом и групповом сознании.

2. Закон комплексного управления каналами информации путем введения в них непротиворечивых вербальных и невербальных сообщений, повторяемых неоднократно, с корректировкой их в зависимости от реакции общественного мнения, получаемой по каналам обратной связи.

На основании характеристик имиджа и его проявлений, данных в работах Л.Н. Грошевой, А.Ю. Панасюка, А.А. Бодалева и В.Н. Футина, сформулируем третий закон имиджелогии.

3. Закон селективнного отбора субъектом общественной практики существенных свойств объекта (личности, корпорации, общества, предмета, идеальной структуры), присущих ему или привнесенных, для внедрения в индивидуальное, групповое или общественное сознание.

Представляется крайне важным приложить коллективные усилия ученых по познанию законов, раскрытию закономерностей, формированию категорийного аппарата науки имиджелогии.

Методы исследования

Закончим анализ структуры понятийного аппарата имиджелогии рассмотрением функций и методов, применяемых при исследованиях.

Понятие функции возникает каждый раз, когда идет речь об управлении каким-либо процессом. Неудивительно поэтому, что их рассмотрению в литературе по имиджелогии уделено много внимания.

Наиболее подробно их рассматривает В.М. Шепель, подразделяя на две группы: ценностные и технологические функции. Он считает, что тому, кто в полной мере владеет функциями имиджа, присуще такое состояние, которое называется магией расположения.

На наш взгляд, надо обратить внимание на следующую особенность функций. Они подразделяются на явные, которые совпадают с открыто провозглашаемыми целями и задачами, и латентными (скрытыми). О явных функциях нет комментариев. Скрытые функции обслуживают «легенды» или «мифы», маскируя намерения манипулятора. Скрытыми функциями являются те, которые сам факт воздействия и его цель тщательно утаивают от объекта воздействия. Эта функция зачастую является основной в избирательных технологиях. К этому типу функций примыкает мифологизация, так как в этом случае информация облекается в формы, удобные для более эффективного усвоения.

Наконец, коротко скажем о методах, которые используются в имиджелогии. По мнению исследователей, это методы пространственного творчества, имидж-моделирования, политической социологии, психосемиотики. Важно отметить, что эти методы предусматривают наличие соответствующего инструментария для исследования, например: позиционирование, манипулирование, мифологизация, эмоционализация, формат, вербализация, детализация, акцентирование информации, замена целей, подача противоречивых сигналов, дистанцирование, метафоризация, визуализация, опрос общественного мнения, нейролингвистическое программирование, внедрение модели восприятия, контекстное введение знаков.

Выводы

Важной характеристикой любой отрасли знаний, как это следует из науковедения, является ее взаимодействие со сферами материальной деятельности и духовной жизни общества.

Имидж глубоко проник в предпринимательскую деятельность - маркетинг, рекламу, бренд, товарный знак, которые обслуживают отрасли производства и оказания услуг. Без имиджа не обходится политическая деятельность и избирательные компании. Стали неразделимы имидж и PR. Повышенным спросом пользуется имидж в искусстве, косметологии, проникает он и в военную сферу.

Научные разработки, выполненные с прямым использованием категории «имидж», в отечественной литературе связаны с проблематикой лидерства и ориентированы в большей мере на изучение имиджа политиков, общественных деятелей, кандидатов в депутаты и т.д.

В настоящее время расширяется круг изучаемых категорий, количество публикаций, посвященных проблемам формирования профессиональных имиджей: государственных служащих, руководителей, телеведущих, учителей, педагогов высшей школы и др.

Наблюдается рост исследований, посвященных проблемам корпоративности имиджа. Они касаются изучения психологических условий, факторов и механизмов формирования имиджа организации, раскрывается специфика корпоративного имиджа политических партий и объединений, муниципальной власти, негосударственной радиостанции, частных заведений и др.

Важным проявлением зрелости той или иной науки является ее востребованность как учебной дисциплины. Имиджелогия и конкретные области знаний об имидже преподаются в высших и средних специальных учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования. Все это подготовило условия для придания имиджелогии статуса полноценной учебной дисциплины и утверждения ее как самостоятельной научной дисциплины по линии ВАК РФ .

Рецензенты:

Молоткова Н.В., д.п.н., профессор, проректор по непрерывному образованию ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов.

Ракитина Е.А., д.п.н., профессор кафедры «Коммерция и бизнес-информатика» ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов.

Библиографическая ссылка

Савин К.Н., Белобрагин В.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМИДЖЕЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12961 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Сегодня имиджелогия использует наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на аудиторию, поэтому целесообразно будет рассмотреть инструментарий, представленный в теоретических работах и используемый в практике. Наиболее значимыми и важными являются следующие: позиционирование, манипулирование, эмоционализация, детализация, метафоризация, акцентирование информации, вербализация, визуализация, дистанционирование, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и другие.

Метод позиционирования в основном действует по принципу так называемого сужения, для того, чтобы сделать коммуникацию наиболее эффективной, поскольку это дает возможность сконцентрироваться на некоторых моментах коммуникативной цепочки – объект – аудитория – канал. Основополагающим при такой коммуникации является понятие аудитории, с помощью которой отбирается канал коммуникации. Позиционирование можно представить как помещение объекта в благоприятную для него информационную среду. В большинстве случаев оно проходит под лозунгом: а что мне это дает. Положительным моментом такого подхода становится включение наряду с рациональной сильной эмоциональной составляющей, которая, как известно, не только обладает большей воздействующей силой, но и лучше запоминается. Позиционирование представляет собой выделение характеристик, в которых особо заинтересован потребитель. Его интересуют преимущества объекта для него самого, а не для кого-то другого. Каждый новый объект требует подобного позиционирования.

В практике позиционирование можно представить как серию последовательных операций: трансформация, утрирование, перевод. В результате объект попадает к потребителю в наиболее эффективном виде.

При трансформации объект ограничивается только теми характеристиками, которые интересны потребителю, наиболее необходимы. Принципиальной при этом является точка зрения аудитории.

Таким образом, позиционирование следует понимать как создание среды, благоприятной для объекта.

Манипулирование является распространенным способом коммуникативного воздействия, поэтому часто используется интуитивно для переноса внимания на другой объект. Выделяют два уровня воздействия при помощи манипулирования. Первый уровень выполняет функцию «легенды» или «мифа», маскирующего истинные намерения манипулятора. Второй уровень, на котором как факт воздействия, так и его цель тщательно скрываются от адресата. При этом происходит передача нескольких сообщений, одно из них ускользает от внимания адресата. Но именно ради него и задумана сама коммуникация.

Психологический аспект проблемы манипуляции можно представить в виде следующей структуры:

1. Побудители активности – потребности, интересы, склонности, идеалы.

2. Регуляторы активности – смысловые, целевые и операционные установки, групповые нормы, самооценка, миропонимание, убеждения.

3. Когнитивные (информационные) – знания о мире и людях.

4. Операциональный состав деятельности – способ мышления, привычки, умения, навыки, квалификация.

5. Психические состояния

Эмоционализация предполагает соотношение рациональных и эмоциональных составляющих. Эмоционально окрашенная информация легче воспринимается аудиторией и лучше запоминается. Происходит утрированная переориентация на язык и цели аудитории, т. е. максимально разумная стратегия с точки зрения говорящего, если перед ним стоит задача понравиться аудитории, возникает слияние с аудиторией.

Детализация подачи информации повышает силу воздействия, это иной уровень доверия, ведь деталям мы верим всегда больше, чем абстракциям. Это также переход на личностное общение, когда мы начинаем представлять учителя как человека. Ведь мы привыкли к его виду в школе и на уроке, именно в этой функции он и закреплен в массовом сознании, его личностные черты сразу обогащают его образ. Выводя общение между массой и аудиторией на уровень домашнего общения, происходит углубление его образа, деталь лучше воздействует и хранится в памяти, поскольку с ее помощью начинает восстанавливаться весь облик или поведение.

Метафоризация является существенным методом построения воздействия, потому что не только позволяет перестраивать сознание человека, но и одновременно является сильным механизмом, воздействующим на сознание школьника. Метафора особенно необходима для новой деятельности, у которой нет соответствующего описания или языка. В этом случае она становится способом раскрытия деятельности с помощью языка одной области из другой.

Акцентирование информации предполагает как ее утаивание, так и акцент на нее или навязывание, т. е. идет отбор той или иной информации с учетом определенных ценностных критериев, никогда не являясь полностью объективными. Не менее значимым аспектом при таком подходе становится результат. С одной стороны, это может быть возникновение положительной информации о себе, а с другой – отрицательной информации о своих коллегах. При этом могут использоваться и гипотетические конструкции. В зависимости от целей выделяют характеристики сложных объектов, с которыми сталкивается каждый человек. Такой подход позволяет менять массовое сознание, когда в ответ на одну обсуждаемую тему для дискуссии запускается совершенно иная, что позволяет отвести внимание в иную сферу. Человек осознанно или нет, пытаясь открыть свою черту характера или скрыть ее, может акцентировать не то, что следует. А это означает, что образ необходимо корректировать, учитывая взгляд со стороны, так как мы слабо представляем себе как выглядим в глазах других.

Вербализация действительности необходима для яркого и красочного описания различных ситуаций, для того, чтобы скрыть реальное положение вещей, когда следует вербализовать представления людей. Это делают либо с целью ухода от реальной ситуации или присоединения к мнению аудитории. Построение текстов должно удовлетворять потребности аудитории, поскольку именно они в большей степени предопределяют наше поведение.

Визуализация необходима для воздействия наряду с вербализацией. Визуальный образ должен соотноситься с внешностью собеседника и не сильно отличаться от реального. Внешний вид человека имеет определенную воздействующую силу.

Дистанционирование необходимо для случаев кризисных ситуаций, к которым должен быть готов каждый человек, в том числе и педагог. Это ситуация, когда происходит первоначальное создание нормы, а затем возникает необходимое качество характера.

Опрос общественного мнения является своеобразным началом имиджа человека, его места и рейтинга в коллективе и обществе в целом. Опрос выступает не только как элемент анализа, но и как инструмент воздействия, формируя общественное мнение в ту или иную сторону. Цифры, полученные в результате опроса не всегда реалистичны, поскольку он может действовать на респондентов опосредованно, через лидеров мнений.

Внедрение моделей восприятия, как и самой информации, важно для управления общественным вниманием. Человек при этом получает не только сообщение о лидере или явлении, но и его одобрение из уст уважаемых и популярных личностей. Это важно для использования разнообразных моделей оценки того, что происходит. Массы постоянно нуждаются в подсказке, поэтому внедрение моделей восприятия становится для них просто необходимым. Психологи утверждают, что человек имеет представления, которые поддерживаются другими, а не отвергаются. Он стремится к более комфортной для себя обстановке, которая в данном случае поддерживает его представления. Внедрение моделей восприятия в аудиторию представляет собой переход официальной коммуникации в неофициальную. Каждому выгоднее иметь мнение, которое поддерживается, а не оспаривается другими, поэтому в соответствии с этой моделью предоставляются готовые ситуации одобряемого поведения.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) представляет собой точную модель восприятия, опыта, стратегии мышления. В выборе названия сыграло роль то, что связь «мышление – тело» организуется через нейронную сеть и формируется внутри нее. «Нейро» означает способ организации опыта благодаря сенсорным каналам, а также указывает на то, что он кодируется мозгом (психикой) с помощью слов и языка. Буквально, НЛП изучает «слова» и «нервы». С проникновением НЛП в сферу образования и деятельность учителя наметилась тенденция использования психотерапевтических методов для обучения в работе со школьниками. Конкретный инструментарий НЛП предполагает использование следующих приемов:

«отзеркаливание» состоит из предъявления объекту зрительных, речевых и паралингвистических характеристик, свойственных ему самому. Далее возникает позитивный эмоциональный фон общения, снимаются защитные фильтры;

«эмоциональное возбуждение», доведение слушателей до состояния содействия путем эмоционального воздействия на ситуативно предъявляемые черты характера и чувства, при этом возможно польстить, возразить, затронуть чувство собственного достоинства и т. п.;

«наложение субмодальностей» состоит во введении в свою речь чужих языковых характеристик, которые создают благоприятный фон общения;

«якорение пикового опыта» состоит в фиксации моментов, во время которых человек находится на пике своих эмоциональных переживаний. При этом ослабляется критичность восприятия, в этот момент возможна передача объекту воздействия иной информации .

В процессе имиджестроительства обычно выделяют следующие функциональные элементы, позволяющие определить, кто занимается построением имиджа и для кого он создается. Лицо, выступающее в качестве объекта и одновременно заказчика работ над имиджем, обычно называют клиентом. Тем самым подчеркивается его субъектная роль в процессе построения имиджа. Выделяется двойственная природа имиджа, который является образом, выступающим в качестве объекта для определенной социальной группы или выполненным по заказу самого лица, при его активном участии.

Имидж принципиально трудно оценить по качеству, по каким-либо объективным критериям, хотя практическая потребность в реальной оценке достаточно высока. Для наиболее эффективного анализа имиджа необходимо учитывать следующие критерии:

Самооценка педагога. Удачным считается имидж, который вызывает у учителя определенные ощущения – осознание своей личности, значимости или даже величественности и т. д.

Появление оценок окружающих, причем не обязательно позитивных.

Практическое достижение планируемой цели при уверенности, что она достигается при помощи имиджа.

С учетом этого более успешным будет имидж, который характеризуется наибольшей гибкостью, т. е. он может быть изменен педагогом при возникновении каких-либо преград.

Выше были рассмотрены некоторые аспекты, которые являются инструментарием имиджелогии, в том числе и педагогической.

Появление учителя, создающего свой собственный имидж, позволяет говорить о появлении новой отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии. По общепризнанному мнению, имидж учителя – стереотип образа педагога в представлении учащихся, коллег и социального окружения. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества переплетаются с теми, которые приписываются окружающими людьми.

Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на обучение в высших учебных заведениях и на самого педагога.

Имидж учителя – деятельность по созданию или изменению имиджа. Этим, в частности, объясняется то, почему имиджелогию не следует сравнивать с социальной психологией имиджа.

Имидж нельзя рассматривать только с точки зрения психической жизни индивида, как и исключительное проявление внешних факторов, в том числе и воздействия группы.

С учетом всего сказанного, можно дать следующее социально-психологическое определение имиджа учителя – это символический образ субъекта, создающийся в процессе взаимодействия педагога с участниками педагогического процесса.

Работу по формированию имиджа можно представить в виде следующей модели:

Определение требований аудитории. Для выполнения задачи необходима поддержка аудитории, которая имеет свое мнение на все происходящее.

Определение сильных и слабых сторон объекта. Объектом может быть любой участник целостного педагогического процесса.

Формирование образа и подведение характеристик объекта под требования аудитории. Это важный момент процесса, поскольку практики советуют работать не столько над слабыми сторонами, чтобы их скрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, так как именно такая стратегия признана наиболее эффективной.

Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы, поскольку сообщения в таком виде более достоверно оцениваются аудиторией.

При этом основным этапом является конструирование образа с учетом определенных особенностей массового сознания, которое резко не меняется и старается придерживаться одного типа образа. По этой причине исходный вариант образа является весьма важным. Соотношение вариантов можно условно представить в схеме 6.

Схема 6

При этом каждое понятие этой схемы соответствует разным точкам сознания. Образ идеальный представляет точку зрения аудитории на идеал педагога. Образ реальный соответствует имеющимся у объекта характеристикам с его сильными и слабыми сторонами. Созданный образ относится к точке массового сознания после проведенной имиджевой характеристики.

Имидж состоит из частей, которые должны соотноситься с целым. В нем невозможны черты, которые были бы неустроняемы или независимы от остальных. В этом плане имидж является органичным целым, из которого трудно удалить какую-либо часть без серьезных изменений всего образа.

Вопросы и задания для самопроверки

Почему уже в работах начала 20-х годов XX в. подчеркивалась необходимость учета природы социального стереотипа и его воздействия на массовое сознание?

Почему в справочной и психолого-педагогической литературе существуют различные определения понятия имидж? Какое из приведенных определений вам кажется наиболее правильным и почему?

Выделите наиболее значимые компоненты, составляющие имидж. Обоснуйте свой выбор.

Почему не всегда внешний образ учителя не совпадает или не соответствует его внутреннему образу? Приведите примеры из художественной литературы и собственной практики.

Почему в педагогической и научной литературе формирование личности учителя как человека-творца рассматривается в тесном единстве с понятиями педагогический артистизм и имидж педагога? Приведите свои примеры, утверждающие или опровергающие эти положения.

Чем отличается, на ваш взгляд, педагогический артистизм от педагогического имиджа? Приведите свои аргументы, утверждающие или опровергающие эти положения.

Как бы вы сами сформулировали определения понятий «самоимидж», «воспринимаемый имидж» и «требуемый имидж»? Какие качества необходимы учителю вашей специальности? Ответ обоснуйте.

Какие из представленных в тексте вариантов имиджа наиболее соответствуют учителю вашей специальности? Почему?

Какие характеристики необходимы при формировании имиджа учителя? Почему именно эти характеристики, на ваш взгляд, являются основными? Приведите свои обоснования.

Как могут влиять, по вашему мнению, средства массовой коммуникации на педагогический имидж? Приведите примеры из художественной литературы и собственной практики.

Охарактеризуйте основные принципы технологии построения имиджа. Какие из приведенных принципов вам кажутся наиболее значимыми и почему?

Какие наиболее эффективные методы, пути и средства должны, на ваш взгляд, использоваться в качестве инструментария при построении педагогического имиджа? Приведите свои обоснования.

Представьте собственную модель построения имиджа учителя вашей специальности с учетом предложенного инструментария. Докажите ее значимость и правомерность существования.

Литература

Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М., 1994.

Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

Булатова О.С. Педагогический артистизм. М., 2001.

Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., 2003.

Гриндер М, Лойд Л. НЛП в педагогике. М., 2001.

Громкова М.Т, Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М., 2003.

Егорова-Гантман Е, Плешаков К. Политическая реклама. М., 1999.

Жмыриков А.Н, Как победить на выборах. М., 1995.

Зязюн И.А, Основы педагогического мастерства. Киев, 1987.

Ильин Е.Н, Искусство общения. М., 1982.

Имиджелогия. Как нравиться людям / Сост. В.М. Шепель. М., 2002.

Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для высших и средн. пед. учеб. заведений. М., 2000.

Криксунова И. Создай свой имидж. СПб., 1997.

Кузин ФА. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М., 2002.

Лефрасуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб., 2003.

Лобанов А А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000.

Макдермот Я., Яго В. Введение в НЛП: Современное руководство по инициированию персонального роста и достижению профессионального успеха. М., 2003.

Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Учеб. пособие. М., 2001.

Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. М., 2000.

Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие. М., 2002.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия. Киев, 2000.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.

Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. СПб., 2000.

Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц. СПб., 2003.

Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. СПб., 2003.

Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн., 1998.

Соловейчик СЛ. Педагогика для всех. М., 2000.

Фадеева Е.И. Тайны имиджа: Учеб. – метод. пособие. М., 2002.

Шамионов Р.М. Личность и ее становление в процессе социализации. 2000.

Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. Мн., 1994.

Ямбург ЕА. Школа для всех: Адаптивная модель: Теоретические основы и практическая реализация. М., 1996.

политический имидж руководитель обаяние

Имиджелогия ищет наиболее эффективные методы воздействия на свою аудиторию. Одним из них является на выход мнения, когда работа с 10-20% аудитории реально покрывает весь необходимый массив.

Технология позицирования. Здесь действует принцип сужения с тем, чтобы сделать коммуникацию более эффективной, поскольку это дает возможность сконцентрироваться на более узком участке коммуникативной цепочке.

Позиционирование представляется как помещение объекта в благоприятную для него среду. Чужой, незнакомый объект в принципе потенциально опасен для потребителя. Отсюда задачей становится превращение его в знакомый и нужный. Позиционирование проходит под следующим лозунгом «А что это дает для меня».

Положительные стороны такого подхода - включение рациональной и эмоциональной составляющей.

Партии в своей предвыборной борьбе должны выполнять две задачи.

  • А) отделение от других;
  • Б) мотивации на вы выбор именно данной партии.

Позицирование в рамках практических представляют как серию из трех последовательных операций:

  • 1. Трансформация - ограничение объекта только теми характеристиками, которые интересны потребителю. Происходит трансформация многообразных характеристик объекта строго до круга необходимых.
  • 2. Утрировка - сокращение характеристик, полностью уходя от характеристик, которые не являются сильными с точки зрения потребителя.
  • 3. Перевод - предлагаемый круг характеристик переводятся для передачи иным каналом коммуникации.

Позицирование определяется как перевод коммуникации на цели аудитории.

Система ставит акцент на компоненте «говорящий», а все остальное признается менее существенным. В случае позицирования акцент сделан на слушающем. Именно требование этого компонента задают весь набор оценок. Позицирование определяется как порождение среды благоприятной для объекта.

Манипулирование

Два уровня воздействия манипулирования.

  • 1. «Явный» выполняет функцию легенды или «мифа», маскирующие истинные намерения манипулятора.
  • 2. «Скрытый» - уровень, на котором как факт воздействия, так и его цель тщательно утаиваются от адресата. При этом происходит передача нескольких сообщений, одно из которых ускользает от внимания адресата. Но именно ради него и задумана сама коммуникация. В этом разрезе даже отрицательная информация в ряде случаев может работать на позитив.

В ряде случаев в качестве манипуляции используется выдача якобы имеющихся планов противника по дискредитации оппонента. Преждевременное обнародование этих планов лишает их реальной силы.

Политик также может порождать сообщения, которые не будут коррелировать друг с другом при прохождении по разным каналам коммуникации.

CORRELATE - находиться в соответствии.

Система сообщений передаваемых формой суммируется следующим образом.

  • - передавать уверенность в себе
  • - не выдавать волнения
  • - выглядеть искренним

Политик должен уметь пользоваться актерским инструментарием.

Подача противоречивых сигналов

Это необходимо, чтобы увести аудиторию от внимания к тем аспектам, которые в данное время представляются нежелательными. Иногда противоречивые сигналы поступают ради проверки реакции на них как политической элиты, так и массового сознания, а также в целом подготовки будущего развития событий.

Массовое сознание, пытаясь обработать эти противоречащие одни другому сообщения, допускает ошибки, на которые и надеются те, кто их запускает.

Манипулирование

Мифилогизация - попытка построения двойного сообщения, желание обойти фильтр аудитории, воздействовать на нее на подсознательном уровне. Эффективная коммуникация не столько задает новые сообщения, сколько подключается к уже имеющимся в массовом сознании представлениям.

Миф и архетип - это именно тот тип информации, который на глубинном уровне присутствует в каждом человеке и задача состоит в том, чтобы активизировать эту символику на выгодном для коммуникатора направлении.

Мифы существовали всегда. Каждый человек живет в рамках тех или иных мифов, часто даже не замечая. Например, «мужчина должен обеспечивать семью», «дети должны хорошо учиться».

Обращение к мифам в политике в те или иные периоды исторического развития характерно для всех государств. Оно связано с особыми социально-политическими и экономическими условиями, которые не позволяют решать сложные проблемы за счет реально существующих средств и вынуждают политиков с помощью мифов воздействовать на массовое сознание людей и тем самым отвлекать их хотя бы на время от назревших и трудно разрешимых противоречий.

Попытка в теории представить мифы как нечто архаичное, утерявшее свое значение в современных условиях, на практике себя не оправдала. Реальная действительность доказывает, что одни мифы исчезают, другие появляются.

Замена одних мифов другими -- явление закономерное для периодов революций и реформаций. Оно объясняется тем, что политические цели меняются коренным образом и требуют обеспечения веры в ту или иную идею, а также поддержки соответствующих политических акций со стороны народа.

Чем дальше общество продвигается в своем развитии, тем изощреннее и привлекательнее становятся мифы, тем сложнее они поддаются распознаванию. Мифы все больше приобретают актуальность и конкретную направленность, отвечающие потребностям времени. Мифы о «мудрой политике правительства», «о возможных переменах к лучшему» и т.п. используются как сильный аргумент легитимации власти.

Интерес к мифам со стороны исследователей проявляется давно. Изучением этой проблемы занимались Э. Кассирер, 3. Фрейд, А. Розенберг, Ж. Сорель, П. Сорокин, А. Камю и др. Однако предметом их изучения были мифы, относящиеся к сфере культуры. Разумеется, многие их рассуждения вполне применимы и к политическим мифам, так как и те и другие имеют общую природу и аналогичные свойства: некритическое, эмоционально окрашенное восприятие мира, соединение реальности и вымысла, принятие мифа на веру без предварительной проверки и анализа его содержания.

Однако политические мифы -- это совершенно иное явление и их нельзя рассматривать как неотъемлемую часть человеческой природы, изгнание которых из жизни людей обеднило бы их существование.

Для политических мифов характерны следующие специфические особенности:

  • -- они не появляются спонтанно, а создаются искусственно, сознательно и целенаправленно;
  • -- основу их составляют осознанные и культивируемые политиками коллективные чаяния и надежды, усвоенные массовым сознанием;
  • -- в них соединяются два разнородных качества: трезвый расчет и фанатическая вера, позволяющие политикам освобождать себя от всех моральных преград;
  • -- они не поддаются разрушению с помощью рациональных аргументов и потому вполне правомерна их оценка как ненаучного знания. Политические мифы в лучшем случае -- полуправда;
  • -- для них характерна непосредственная связь с политической реальностью, они призваны оправдывать тот или иной ход событий, обеспечивать абсолютную уверенность людей в правоте осуществляемых политических акций;
  • -- политические мифы появляются значительно позже мифов художественных, что обусловлено созданием политических структур и социальной дифференциацией.

Политическим мифам присуще определенное противоречие. С одной стороны, они обладают особой устойчивостью, в основе которой находятся: взаимообусловленность мифа и массового сознания: миф творится и поддерживается массовым сознанием, массовое сознание опирается на миф; живучесть элементов изначального сознания, которое оказывает значительное влияние на характер восприятия мифа и поведение (несмотря на интеллектуальную и культурную эволюцию); заинтересованность людей в политике и неспособность к обнаружению ее мифологического характера; осознание возможности находить смысл собственной жизни с помощью мифа. При стабильности политических систем существуют устойчивые (главные) мифы, предписывающие людям определенную систему ценностей и способы поведения (например, в США такими мифами является миф об американской демократии и свободном предпринимательстве). С другой стороны, политические мифы весьма динамичны. Они могут исчезать и воспроизводиться вновь в зависимости от соответствующих потребностей.

Виды мифов

  • - партийные (обещания, лозунги партии о хорошей жизни)
  • - государственные мифы
  • - семейные мифы (отец-ормилец)
  • - детские мифы (волшебные слова «спасибо», «пожалуйста»).
  • - исторические мифы (отражающие особую роль данного народа в мировой истории).

Основные черты мифологического сообщения

  • - миф аксиоматичен (аксиома - то, что не требует доказательств), в результате они не подлежат проверки на соответствие действительности;
  • - миф задается соответствием определенному высшему уровню, уровню целого, а не непосредственной действительности. Это и позволяет не проверять его на соответствие действительности.
  • - миф представляет собой особые условия коммуникации, поскольку в нем есть слушатель, но нет автора сообщения, так же по это причине миф становится неопровержимым, так не с кем спорить;
  • - миф как бы останавливает время, не разрешая интерпретации мира, а фиксирует единственно возможный взгляд на мир.

Мифологические образы политиков

  • - рыцарь. Тот, кто сначала делает, а потом думает.
  • - хозяин. Он ведет не просто бумажную работу, а совершает решаемый действия, приводящие к гигантским результатам.
  • - мыслитель. Он только думает, но ничего не делает
  • - романтик. Он все делает от души. Он никогда не приживается в высших эшелонах власти.
  • - Профи. Ему присущи равномерное сочетание думанья и делания.

Мифилогизация образа политика вытекает из того, что работа происходит с массовым сознанием. Массовое сознание приемлет только четкие картины.

Миф задает ужесточение определенных схем интерпретации действительности, он не знает альтернативности.

Эмоционализация

Любая эмоционально окрашенная информация легче запоминается. Любое сообщение, несущее эмоциональную информацию, весьма важно для воздействия.

Формат - процессы создания выгодных для коммуникатора контекстов.

Например, если кандидат, который лучше владеет ораторским искусством, чем его оппонент должен как можно больше и чаще встречаться с избирателями. На митингах, различных встречах. Здесь формат - встречи, митинги.

Вербализация

Вербальный - словесный.

Например, вербальные лозунги становятся основным компонентом любой избирательной компании. Эти лозунги удовлетворяться двум типам требований: с одной стороны они опираются на символизм партии, с другой стороны, отразить основные проблемы, существенные на тот момент для населения.

  • 2 основных момента использования слова:
    • а) увод от реальной ситуации. Слово не только описывает ситуацию, слово может формировать саму ситуация.
    • б) присоединение к мнению аудитории.

Детализация

Уровень воздействия повышается при определенной детализации подачи информации. Это не только иной уровень доверия, деталям люди всегда верят больше чем абстракциям. Это также перевод на уровень личностного общения, когда мы начинаем представлять политика как человека. Личностный образ выводит общение между массой и аудиторией на каналы домашнего общения.

Деталь не только лучше воздействует, но и лучше хранится в памяти, по ней начинается восстанавливаться весь облик или все поведение.

Акцентирование информации

Сюда входит как утаивание информации, так и ее выпячивание. СМИ работают в режиме отбора той или иной информации, а технология отбора определяется целостными критериями, никогда не являясь полностью объективной.

В зависимости от целей акцентируются те или иные характеристики сложных объектов, с которыми имеет дело человечество. Этот подход позволяет менять «повестку дня» массового сознания, когда в ответ на одну обсуждаемую тему запускается для дискуссии общества совершенно иная, что дает возможность увести внимание в другую сторону.

Дистанцирование

Политику необходимо дистанцироваться от негативных символов. Особая роль дистанцирования возникает в случае кризисных ситуаций, к которой должна быть готова любая организация, любой лидер.

Метафоризация

Существенным методом построения воздействия является метафоризация, которая не только позволяет перестраивать сознание человека, но и одновременно является сильным механизмом, проникающим в сознание.

Визуализация

Важной особенностью имиджелогии должно быть признано воздействие сразу по нескольким каналам. И самым важным их них является визуальный, т.е. то, что мы видим.

В зависимости от своего внешнего вида человек и чувствует всегда по другому.

Внешний вид человека имеет определенную воздействующую силу.

Функции опроса

  • 1. Опрос дает возможность установить сильные и слабые стороны оппонента.
  • 2. Опросы дают возможность установить, что именно волнует избирателей на данный момент.
  • 3. Опросы идентифицируют те подгруппы избирателей, с которыми следует работать в первую очередь.

Стратегия кампании в сильной мере опирается на результаты работы по опросу общественного мнения.

В целом опрос выступает на только как элемент анализа, но и как инструмент воздействия, формируя общественное мнение в ту или иную сторону.

Внедрение моделей восприятия

Важным феноменом управления общественного внимания следует признать введение не только самой информации, но и одновременно введение моделей, ее позитивного восприятия и оценки. Человек при этом получает не только сообщение о той или иной кампании, но и одобрение ее из уст уважаемых и популярных личностей.

Массовое сознание нуждается в определенных подсказках, в определенных опорных точка, которые помогают ему вырабатывать свое мнение.

Создать прогнозируемую реакцию на сообщение можно путем создания этой самой реакции с помощью введения готовых моделей восприятия. Именно на эксплуатации этой особенности массового восприятия строится, к примеру, опора на лидеров мнения. Их число составляет 10-20%, но они в свою очередь покрывают всех остальных. Создаются определенные мини группы, состоящие из 4-5 человек, где происходит окончательное восприятие сообщений. В результате чего СМИ сначала воздействуют на лидеров мнения, а те в свою очередь на остальное население, что получило название «двухступенчатой» модели коммуникации. Этот метод активно внедряется в СССР.

Массовое сознание постоянно нуждается в подсказке, поэтому внедрение моделей восприятия становится для него очень необходимым. Модель работы здесь покоится на том, что как считают психологи, для человека более комфортно иметь представления, которые поддерживаются другими, а не отвергаются ими. Человек сам стремится в более комфортную для себя ситуацию, которая в данном случае выступает как поддерживающая его представление.

Внедрение моделей восприятия в аудиторию представляет собой перевод официальной коммуникации в неофициальную. СМИ в любом случае сильно сориентированы на интересы аудитории.

Контекстное введение знаков

Контекстное введение знаков необходимо когда нужное сообщение передается путем насыщения лидера (или другого человека) знаками того сообщения, которое нужно передать.