Иван шагин социальная фотография. Шагин Иван Михайлович (1904–1982)

Сегодня одним из самых сильных, самых влиятельных визуальных средств в мире является фотография. А точнее, фотоискусство. Фотография при помощи возможностей, данных ей, способна оказать на человека колоссальное влияние. Фотографию используют как для визуализации печатной и вербальной информации, так и как в качестве оригинального показа, рассказа о каком-нибудь происшествии или событии без помощи слова. Все, наверное, слышали популярный афоризм: одна фотография стоит тысячи слов.

Искусство фотографии - доступный, гибкий, живой и поэтому ставший популярным сегодня в народе вид творчества. Главное его преимущество перед другими видами изобразительного искусства - относительная моментальность создания произведения. В багаже человека, серьезно занимающегося искусством фотографии, широчайшее поле для творчества, для поиска, для работы. Фотография по своей природе несет в себе великое множество визуальных инструментов, техник, эффектов, помогающих автору проникнуть в самые потаенные уголки сознания зрителя. Причем зрителя любого возраста, национальности, менталитета, типа мышления.

Специалисты-искусствоведы фотографию как вид деятельности классифицируют на три вида, три основных, главных направления: коммерческая, художественная и техническая. Наряду со всей этой классификацией фотографию как искусство можно разделить на множество жанров.

Каждый их этих жанров в фотографии живет и работает по своим оригинальным, внутренним законам. Сегодня мы хотим вам рассказать об десяти основных жанрах фотографии как искусства, представить, так сказать, Топ 10 их по популярности и значимости.

Откровенная социальная фотография

Это, наверное, наиболее сложный и драматичный жанр искусства фотографии. Его без преувеличения можно смело назвать самым эмоциональным и конфликтным. Кадры в этом жанре почти всегда делаются «скрытой камерой», то есть человек, оказавшийся в поле зрения фотографа, обычно не знает, что его фотографируют. Он не смотрит в объектив фотокамеры, не обращает на фотографа своего внимания. Социальные фотографии можно увидеть в основном в газетах, журналах, книгах, сегодня - на новостных Интернет-порталах и так далее. Естественность выражения предмета съемки - вот отличительная черта этого жанра фотографического искусства. В этих снимках зачастую полностью отсутствуют какая-либо игра, постановка, режиссура. Социальную фотографию можно назвать основой, базой фотожурналистики. Снимки, сделанные в этом жанре, естественно и натурально отображают настоящие, неподдельные, живые эмоции изображенных на них персонажай. Они без особых украшательств показывают и транслируют в сознание зрителя эмоции и чувства людей, находящихся в кадре. Происходит это, как мы уже сказали, по причине того, что фотографируемый не видит фотографирующего. Или по каким-то другим причинам просто не обращает на него внимания.

В некоторых случаях эмоциональное воздействие таких фотографий на зрителя столь велико, что издатели не рискуют печатать их в средствах массовой информации.

Вот несколько имен фотографов, которые работали или работают сегодня в сфере социальной фотографии: Иван Шагин, Анри Картье-Брессон, Беки Депуртер, Алекс Маси, Инге Мор, Доротея Ланж, Кристофера Андерсон, Роберт Капа, Якоб Август Риис, Даршан Рагубира, Александр Гляделов, Хирои Кубато, Джордж Роджер, Ляля Кузнецова, Георгий Пинхасов, Кристина Гарсия Роберо, Льюис Хайн, Дэвид Сеймур, Тина Модотти, Арно Фишер.

Фотография дикой природы

Жизнь дикой природы фотографировать очень и очень тяжело. Фотографы, связавшие свое творчество с этим жанром фотоискусства, добровольно обрекают себя на значительные трудности. Порой их работа даже несет серьезную опасность для жизни. Мастерам этого жанра просто необходима хорошая и дорогостоящая аппаратура, мощные длиннофокусные объективы, при помощи которых можно снимать животных на безопасном для самого себя расстоянии. Оригинальные снимки животных, сделанные в среде их естественного обитания, всегда дороги не только в эмоциональном плане, но и чисто в материальном. И это естественно: далеко не каждый из нас готов предпринять подобного рода экспедицию как физически, так в денежном эквиваленте: как мы уже сказали, аппаратура, необходимая для такой съемки, обычно очень дорога.

Фотографией дикой природы в основном занимаются специальные издательства. Самые известные из них - Animal Planet и National Geographic.

Помимо наличия дорогостоящей и совершенной фотоаппаратуры, фотограф, занимающийся этим жанром фотографии, должен обладать определенными чертами характера. Ему должен быть привычным риск, нипочем холод и жара, он должен быть внимательным и терпеливым. Должен знать повадки животных, их жизнь.

Самым известным фотографом, работающем в этом жанре, можно назвать Марио Герта.

Уличная фотография

Жанр уличной фотографии не менее интересен и увлекателен, чем два описанных выше. И, к тому же, он не менее сложен, чем они. Уличная фотография - это, прежде всего, документальная фотография. Она близка по своей сути к жанру социальной фотографии. Но ее спектр несколько шире. Уличная фотография - это далеко не просто фотографирование улиц различных городов. Это документирование повседневной жизни, быта обыкновенного человека, его обыденности, жизнедеятельности в своей привычной среде. Хороший снимок, сделанный в этом жанре, обычно отражает душу улицы, предает зрителю ее настроение, показывает ее жизнь естественно, без прикрас, без какого-нибудь внешнего вмешательства автора фотографии. Уличную фотографию в какой-то мере можно отнести к фотожурналистике.

Этим видом фотографического искусства известны в основном информационные агентства. Самое популярное из них сегодня - «Magnum».

Прославили уличную фотографию такие мастера, как Александр Родченко, Хо Фань, Элиот Эрвитт, Альфред Эйзенштадт, Эрнст Хаас, Стюарт Д. Гальперин, Дайдо Морияма, Ринко Каваучи, Трент Парк, Эли Рид, Тай Кэй Чин, Зое Штраус, Сибилла Бергеманн, Диана Арбус, Ева Арнольд, Андре Кертес, Роберт Франк,

Пейзаж

Без преувеличения можно сказать, что жанр пейзажа в фотографии - самый популярный из всех ее жанров. В то же время, пейзаж - самый благодарный жанр. Дело тут в том, что фотографу зачастую нет никакой нужды выдумывать что-то. Окружающий мир, природа любого из многочисленных уголков нашей величественной планеты Земля красивы сами по себе. Творец сам позаботился об этой красоте и гармонии. Очень многие фотографы различных стран посвящают пейзажу всё свое творчество без остатка, занимаются им всю жизнь.

Жанр пейзажа в фотографии, точно так же, как и фотографирование дикой природы, требует от занимающегося им огромного внимания и терпения. Для того, чтобы иметь хороший результат, великолепный снимок, достойный внимания самого строгого критика - зрителя, его автору нужно потратить огромное количество времени и сил, как физических, так и моральных. Например, для того чтобы сделать красивый снимок рассвета, на съемку нужно выходить задолго до того, как солнце покажется над горизонтом в нужном фотографу месте. А чтобы снять потрясающий своими красками закат, нужно очень долго его дожидаться. А порой можно и вообще не дождаться того, что хочет фотограф. Жанр пейзажа не терпит никакой суеты, никакой спешки. Точно так же как не терпит этого сама природа. Природа открывается во всей своей красе и величии только тем, кто ее любит, кто понимает ее.

Популярность фотографического пейзажа связана так же еще и с тем, что этим жанром может заниматься практически каждый, имеющий фотоаппарат, даже самый простой. Пейзаж доступен каждому, и поэтому многие им занимаются. Для многих это не более чем просто хобби, для других - отчет для друзей и родных о путешествиях в дальние стран или о поездках в лес в выходные. Но внешняя доступность фотографирования пейзажей не означает простоту этого дела. Сделать хороший пейзаж удается далеко не каждому мастеру фотографии. И зависит это даже не от того, что именно фотографирует фотограф, а как он это делает, как он видит окружающий мир, какими изобразительными средствами пользуется в своем творчестве.

Лидером в мировой пейзажной фотографии можно назвать Ансела Адамса, посвятившему пейзажу всю свою жизнь. Своими работами в этом жанре известны так же Дэйв Хакер, Алекс Маклин, Дон Хонг-Оай, Уильям Абранович, Брайан Кософф, Майкл Левин.

Городской, или архитектурный пейзаж

Если говорить в общем, в широком смысле, архитектурный городской пейзаж - это прежде всего фотографирование города, его эстетики, красоты, культуры. Фотографирование зданий и сооружений, существующих в городской среде, живущих в ней своей собственной жизнью. Городской пейзаж немного схож с жанром уличной фотографии. Различие двух этих жанров фотографического искусства прежде всего в том, что пейзаж подчеркивает красоту улиц, а не то что на них происходит.

Сложность и интерес этого жанра в том, что при своей работе фотограф вынужден использовать тот свет, который имеет место быть в конкретном месте в конкретный момент. В отличие от студийной или репортажной съемки, при съемке городского пейзажа невозможно использовать дополнительные осветительные приборы. Днем это обычно всего один источник света - солнце. В ночном городе число источников света измеряется сотнями, если не тысячами. Это и огни рекламы, и фары автомобилей, и свет из окон домов, и уличные светильники различных форм и систем… Порой свою роль может сыграть даже огонек сигареты курящего прохожего. А луна? Это тоже великолепный источник света. Про нее никак нельзя забывать.

Современная техника и опыт творческой работы в жанре городского пейзажа позволяют современным мастерам фотографии создавать великолепные по своей красоте и глубокие по содержанию работы. Они умеют работать со светом и тенью, с композицией, ставят всевозможные эксперименты…

Вот имена известных фотографов, которые занимаются городским пейзажем: Йозеф Судек, Дэйв Хакер, Сюзан Барнштейн, Стюарт Д. Гальперин, Джозеф Заруб, Хо Фань, Уильям Абранович.

Фотографирование растений

С того дня, как считающаяся первой в мире женщиной фотографом Анна Аткинс сделала первые же в мире фотографии отдельных растений, прошло больше чем сто лет (трудно поверить, что родилась она более двухсот лет назад, за два месяца до Пушкина, в марте далекого 1799!). И с тех пор фотографированию растений посвятило свое творчество множество мастеров фотографии. В этом жанре фотоискусства раскрыли себя сотни и сотни фотографов разных стран. В истории фотографии были даже такие мастера, которые снимали исключительно овощи, фрукты и цветы. Этот жанр искусства фотографии включает в себя не только съемку еды и продуктов питания в целом. Тут предмет, который фотографирует фотограф, не просто объект съемки. Растение в этом случае выступает как объект для постановки фотографических опытов, как предмет искусства. Фотография, созданная в этом жанре, должна не просто документально передать внешний вид объекта, а показать его красоту, совершенство. Фотографирование отдельных растений - это один из видов минимализма в фотоискусстве. Это очень интересный жанр. Непосвященному в тонкости фотомастерства обывателю на первый взгляд может показаться, что для того, чтобы сфотографировать, скажем, яблоко, картофелину или бутон розы совсем необязательно обладать какими-то знаниями и опытом. Но это в корне неверное мнение. Фотографу, занимающемуся подобного рода творчеством, нужно обладать не только мастерством, знанием техники, законов композиции и многого другого. Ему необходимо иметь особое чувство стиля, такта в искусстве.

Великолепные снимки растений делали уже упомянутая нами сегодня Анна Аткинс, а так же Денис Брихат и Джойс Теннесон.

Портрет

Жанр портрета весьма широко распространен во всех видах и жанрах изобразительного искусства. И фотография тут, конечно же, далеко не исключение. Точно так же, как и в пейзаже, популярность, внешняя простота и доступность этого жанра не говорят о том, что он доступен каждому, кто взял в руки фотоаппарат. Присмотритесь внимательно к фотографическим портретам, сделанным великими мастерами этого жанра. Портрет - это не просто фотография человека, на которой он похож сам на себя внешне. Хороший, настоящий портрет передает характер человека, его внутренний мир. Для того, чтобы создать по-настоящему хороший фотопортрет, нужно обладать огромным опытом, знанием человека, его психологии, умением понимать портретируемого. Кроме всего прочего, нужно знать и понимать свет, уметь правильно его организовать… Портрет можно и даже нужно назвать самым сложным жанром из всех жанров фотографии.

Самыми лучшими фотопортретистами мира можно назвать Моисея Наппельбаума и Юсуфа Карша. Так же жанр портрета своим творчеством и свои имена в нем прославили и прославляют Александр Родченко, Лилиан Басман, Синди Шерман, Марио Герт, Диана Арбус, Виктория Уилл, Ева Арнольд, Берт Штерн и множество других великолепных мастеров фотографии.

Модная фотография

Жанр модной фотографии получил развитие в мире вместе с развитием модной промышленности. Фотография моды - это особый жанр фотографического творчества, он совершенно не похож на другие жанры фотоискусства. Модная фотография разнообразна и широка. Она включает в себя и студийную съемку, и съемку на натуре, на природе, на улице, на фоне различных архитектурных объектов, съемку на показах мод и многое другое.

Называть имена фотографов, которые работают сегодня в модной индустрии, нет никакого смысла. Это неблагодарное дело и по отношению к ним самим, и к нам, зрителям. Но, тем не менее, мы рискнем привести несколько имен. Эти фотографы внесли в развитие модной фотографии много нового, своего, неизвестного до них ранее. Вот эти имена: Синди Шерман, Фабрицио Ферри, Энни Лейбовиц, Корин Дэй, Лилиан Басман, Слим Ааронс, Дебора Тюбервиль.

Эротическое фото

Жанр эротики в фотоискусстве, так же, как и некоторые другие, включает в себя элементы нескольких жанров. Что-то он заимствует из модной фотографии, что-то из портрета, а порой и из пейзажа и репортажа. По большому счету, эротическая фотография - это фотография обнаженного тела человека. Степень эротичности, обнаженности зависит тут целиком от фотографа, от его замысла, от самой идеи снимка. От того, какие цели и задачи ставит перед собой автор.

Вот имена самых известных мастеров эротической фотографии: Игорь Мухин, Александр Гринберг, Ньютон Хельмут, Ирина Ионеску, Нобуёси Араки, Берт Штерн, Франтишек Дртикола, Брассай, Роберт Мэпплторп, Жозефина Сакабо.

Экспериментальная фотография

В наше время, в век фотошопа и других современных чудес, фотография получила множество возможностей, которых она не имела еще несколько десятилетий назад. Но, тем не менее, «фотошоп» в некотором роде существовал и раньше. Комбинированные фотографии методом наложения одного негатива на другой печатали еще в позапрошлом, 19 веке. Впервые такую технику применил в своей работе в 1858 году Генри Робисан. С тех пор многие фотографы стали реализовывать свои идеи путем различных опытов и экспериментов в фотографической технике, как в технике съемки, так и в технике обработки. Сегодня же для достижения своих целей у современного фотографа гораздо больше возможностей, чем у его предшественников. Создать на фотографии свой неповторимый мир, вымышленный мир своих грез, своих эмоций, своих снов стало во много раз проще. И это удается все большему и большему числу мастеров фотографии. Экспериментальная фотография набирает популярность с каждым годом, с каждым днем.

Вот имена лучших фотографов, которые работали и работают в этом жанре: Фёдор Маркушевич, Дэйв Хакер, Йозеф Судек, Франческа Вудман, Франтишек Дртикол, Синди Шерман, Пеп Вентос, Сюзан Бернштейн, Джерси Уелсмен, Жозефина Сакабо.

Иван Шагин
(1904 - 1982 гг.)

Иван Шагин родился в Ивановской области Ярославской губернии в 1904 году. Когда будущему фотографу было 12 лет, его отец умер, а многодетная крестьянская семья осталась с весьма скудными средствами к существованию. Мать устроила сына «мальчиком» в лавку московского купца. Здесь, бегая «на посылках», Иван Шагин между делом обучился грамоте и приобрел житейский опыт. Вновь вернулся в деревню он лишь в 1919 году, когда после революции лавка, как и многие другие, закрылась.

Впрочем, голод и гражданская война 20-х годов прошлого века отнюдь не располагали к наслаждению сельской идиллией. Семнадцатилетним юношей Иван Шагин был вынужден отправиться на заработки и устроился матросом в волжское речное пароходство. Спустя недолгое время будущий фотограф вновь сменил работу. На этот раз его приняли подсобным рабочим в «нэпманский» магазин - то есть практически по специальности. Здесь юноша задержался и за два года «вырос» до помощника директора магазина, а затем и инструктора показательного государственного магазина-школы. Вероятно, способный молодой человек не остановился бы и на этом, если бы коммерцию не вытеснило в его сердце новое увлечение.

С 1925 года в СССР начал выходить журнал «Советское фото». Он немедленно приобрел громадную популярность, и Советский Союз захлестнула волна фотолюбительства. При заводах, клубах, домкомах, как грибы после дождя, возникали фотокружки и объединения фотолюбителей. Молодой и любознательный Иван Шагин не остался в стороне - «показательный» кооператор вступил в кружок при газете «Наша жизнь», где и освоил азы фоторепортажа. Новое дело увлекло Шагина целиком и полностью. Вскоре его первые снимки уже публиковались в изданиях, выходивших под эгидой концерна «Сельхозгиз», а Шагин оставил работу продавца для карьеры фотографа.

В 1930 году Иван Шагин начал сотрудничество с газетами «Наша жизнь» и «Кооперативная жизнь» издательства Сельхозгиз. Фотограф с упоением отдался своему делу. Снимал ли он крестьян или матросов, военные маневры, достижения коллективизации или индустриализации, Иван Шагин создавал безупречные с технической стороны и одновременно необыкновенно лиричные фотографии. Искреннее любование своим предметом, точный взгляд и прирожденный талант быстро заслужили Шагину признание.

Фотографии 1929-1934 гг. (26 фото)


1. Прачки. 1929 г.
<
/span>


2. В рабочем общежитии. Конец 1920-х гг.

3. На молочной ферме. Начало 1930-х гг.

4. Школьник на поле - помощь колхозу. Начало 1930-х гг.

5. На заготовительном пункте. 1930 г.

6. Стальные кони. 1930 г.

7. Изобретатель. 1930 г.

8. Сталевар. Середина 1930-х гг.

9. На Ленинградском металлическом заводе. Конец 1930-х гг.

10. Первый регулировщик в Москве. 1931 г.

11. Молодая колхозница. 1931 г.

12. Подготовка сельхозтехники к севу в колхозе. 1932 г.

13. Колхозная молодежь. 1932 г.

14. Пионер. 1932 г.

15. Школьник отправляется в полевую бригаду с плакатом, бичующим лодырей. 1933 г.

16. Новый урожай. 1933 г.

17. Рабочий перерыв. 1933 г.

18. Моряк. 1933 г.

19. Физкультурники. 1933 г.

20. Метание копья. 1933 г.

21. Первый съезд Союза писателей СССР. 1934 г.

22. Пионервожатая. 1934 г.

23. Артиллеристы на учениях. 1934 г.

24. Танкист. 1934 г.

25. Пулеметчики. 1934 г.

26. Тушение пожара. 1934 г.

27. Артиллерия на параде. 1934 г.


Главный рабочий инструмент Шагина этого времени - старая крупноформатная камера с мехами. Фотограф снимал на стеклянные пластинки, которые «в комплекте» с увесистой техникой составляли немалый вес. А ведь, кроме камеры и фотопластин, мастеру приходилось носить с собой несколько форматных кассет. Съемка репортажа предполагает большое количество фотографий, форматная же кассета с заряженными пластинами позволяла сделать лишь два или четыре (если работать на половину пластины) кадра. К тому же фотограф не давал себе поблажек: несмотря на молниеносную реакцию и точный глаз, он работал медленно и обстоятельно, искал возможность запечатлеть не просто ключевой момент действия, а отобразить свое отношение к нему, найти неповторимый, выразительный ракурс.

В 1933-м Шагин пришел в «Комсомольскую правду». В этот период фотографии Шагина приобрели большое «классовое содержание» - работая в одном из крупнейших периодических изданий страны, фотограф обличал недостатки и вредительство. Например, в 1934 году у него вышел фоторепортаж «Кладбище тракторов», посвященный бесхозяйственности в колхозах. Впрочем, и в это время Шагину-репортеру удалось сохранить свою «фирменную» универсальность: его сюжеты простирались в диапазоне от промышленности до быта простого советского человека, его герои - колхозники, физкультурники, метростроевцы, рабочие и советская молодежь-комсомольцы. В печати появились фотоочерки «24 часа из жизни рабочей московской семьи» (1931) и «Колхозники» (1932).

В 1934-1935 годах Иван Шагин принял участие в серии выставок в СССР и за рубежом (в Праге, Варшаве и Сарагосе). Пресса особенно отмечала успех его фотографии «Физкультурники», где очень точно и убедительно были реализованы принципы конструктивисткой фотографии: жесткая кадрировка, косина горизонта, расположение фигур и направление линий. Иван Шагин обращался к теме спорта с большим удовольствием: фактурные, тренированные тела атлетов, неожиданные ракурсы и насыщенная динамика давали большие творческие возможности. Живые пирамиды и колонны физкультурников стали символами нового общества, сплоченность спортсменов и их рекорды утверждали мощь советского строя. Впрочем, не обошлось и без подводных камней. Ряд зорких критиков усмотрели в его сериях «Динамовки» и «Оссовиахимовки» скрытый эротизм, что, конечно, никак не приветствовалось советской властью.

Фотографии 1935-1940 гг. (38 фото)



28. Улица. 1935 г.


29. Киевские военные маневры. 1935 г.

30. Старый Крымский мост и новая набережная. 1935 г.

31. Метростроевцы- первые пассажиры метро. 1935 г.

32. Переправа. 1935 г.

33. Испытатель парашютов. 1935 г.

34. Стратостат и шар-прыгун. 1935 г.

35. Вперед и выше. 1935 г.

36. Ворошиловские стрелки в гостях у наркома обороны К.Ворошилова. 1935 г.

37. Лучший друг физкультурников. 1935 г.

38. Юные футболисты. 1936 г.

39. На правительственной трибуне. Авиационный праздник в Тушине. 1936 г.
Лицо на снимке было зачеркнуто цензурой.

40. Строительство канала Москва- Волга. 1936 г.

41. В порту. 1936 г.

42. Владивосток. Рыбный порт. 1936 г.

43. Сталин на совещании жен командиров. 1936 г.

44. Главный калибр. 1936 г.

45. В увольнении. 1936 г.

46. Зарядка на линкоре. 1936 г.

47. Утренний туалет. 1936 г.

48. Дирижабль "СССР- В6". 1936 г

49. Дирижабли. 1936 г.

50. Воздушные шары. 1936 г.

51. Пилот. 1936 г.

52. Под крылом самолета. 1936 г.

53. Колесо. 1936 г.

54. Сталинский сокол. 1936 г.

55. Первые волжские пароходы у стен Кремля. 1937 г.

56. Скачки с препятствиями. 1937 г.

57. Колонна спортсменов. 1937 г.

58. Главный конвейер ЗИСа (Завода им.И.В.Сталина). 1937 г.

59. Здание Академии им.Фрунзе. 1937 г.

60. Тачанки. 1937 г.

61. Красноармеец. 1938 г.

62. Динамовки. 1938 г.

63. Парашютный десант. 1939 г.

64. ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка). 1939 г.

65. Спортивный парад в Ленинграде. 1940 г.


На выставке «Мастера советского фотоискусства» (1935 г.) работы Ивана Шагина соседствовали с работами Родченко. Выставка провозгласила фоторепортаж как магистральное направление советского фотоискусства, а Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Семен Фридлянд и, конечно, Иван Шагин из ремесленников-«иллюстраторов» превратились в прогрессивных фотографов. Тринадцать шагинских работ, вошедших в экспозицию, были замечены как прессой, так и обычными зрителями. Благожелательная критика отмечала «умение схватывать характерное и типичное» и умение «правильно отображать новый колхозный быт», противники критиковали чрезмерную веселость и несоветский оптимизм фотографий. Впрочем, прозвучавшее вскоре сталинское «жить стало лучше, жить стало веселее» выбили почву для критики из-под ног недоброжелателей. Теперь упрекать в излишнем оптимизме стало попросту опасно. А Иван Шагин продолжал работать с прежним увлечением.

На Всесоюзной фотовыставке, организованной в Москве к двадцатилетию Октябрьской революции, были показаны восемнадцать фотографий Ивана Шагина. Тематика отобранных работ, учитывая время выставки, была вполне предсказуемой: портреты и портретные группы руководителей партии и правительства, многие из которых были сразу растиражированы в виде плакатов и открыток. Фотограф добился настоящего признания: перед самой войной в журнале «Советское фото» вышла посвященная Шагину статья с портретом фотографа, утверждавшая его как состоявшегося и признанного фотомастера, как «художника нашей действительности, умеющего ее видеть, понимать и служить ей своим искусством».

Но шел 1941 год и действительность, которой служил Шагин, в одночасье изменилась. Война для фотографа началась репортажем с митинга, где стоящие плечом к плечу рабочие слушали выступление В.Молотова по радио. Уникальный по выразительности и драматической силе снимок уже на следующий день иллюстрировал передовицу «Комсомолки». А Шагин «переквалифицировался» в военного фотокорреспондента и привыкал к форме, частым командировкам на фронт и спешной обработке отснятого материала на передовой. Фотографии Шагина военных лет известны многим: раненный комиссар, с перебинтованной головой, встающий из окопа в атаку, «графические» воздушные бои, закрытые военными плакатами витрины и развозящие дрова троллейбусы Москвы, декабрьское наступление Красной армии под Москвой, освобождение Киева, штурм реющего в дыму Рейхстага, Берлин. Закончилась же война для мастера съемками встречи с союзниками на Эльбе, подписания акта капитуляции и Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года.

Фотографии 1941-1945 гг. (17 фото)



66. Обучение ополченцев. Москва. 1941 г.


67. Москва. Сбитый немецкий бомбардировщик на площади Революции. 1941 г.

69. Вместо мужей, ушедших на фронт. 1941 г.

70. На танковом заводе. 1943 г.

71. Дороги войны. 1943 г.

72. Беженцы. Белоруссия. 1944 г.

73. Политрук продолжает бой. 1944 г.

74. Партизанский патруль. Вильнюс. 1944 г.

75. Красноармейцы в Берлине. 1945 г.

76. Перебежка. Германия. 1945 г.

77. Убит в последнем бою. 1945 г.

79. Салют Победе. Берлин. 1945 г.

80. Берлин. Рейхтаг. Война окончена. Май. 1945 г.

81. Берлин. Лазарет немецких военнопленных у Бранденбургских ворот. Май. 1945 г.

82. На "Динамо" на футбол. Москва. 1945 г.


Снимки военных лет Ивана Шагина всегда узнаваемы. Он тщательно готовил свои фотографии - на них почти всегда герои, подвиги, славные свершения. Но это ничуть не художественной ценности даже тех снимков, которые печатались на передовой. А после войны зрители смогли увидеть подлинную «шагинскую» фотографию во всем ее великолепии: точный взгляд большого художника, драматизм содержания, безупречное мастерство исполнения и авторская печать, непревзойденным мастером которой был Иван Шагин. Недаром даже американцы, известные своими высокими требованиями к качеству позитивной печати, признали в 1946 году снимок Ивана Шагина «К рейхстагу» лучшим военным кадром.

После войны Иван Шагин продолжал работать. Он с большим интересом занимался съемкой архитектуры, одним из первых «осваивал» цветную съемку и обучал работе с цветом молодых фотографов. Как и прежде, круг тем Ивана Шагина оставался весьма широк: спортивные репортажи, торжественные черно-белые пейзажи, натюрморты, в том числе кулинарные (известно, что фотограф принимал участие в иллюстрировании «Книги о вкусной и здоровой пище»). Фотографии и статьи Ивана Шагина публиковались в единственном профессиональном журнале СССР «Советское фото», журналах «Огонек» и «Смена», он работал для газеты «Правда», РИА «Новости», столичных издательств, его фотографии военных лет продолжали публиковаться в прессе у нас и за рубежом. Хотя в последние годы фотограф не был так известен, как в военное и послевоенное время, он не был и забыт и продолжал плодотворно работать до самой смерти. Скончался Иван Шагин в Москве в 1982 году. Интерес к его творчеству, несколько угасший в период застоя, вернулся в середине 1980-х, после крупных выставок, посвященных истории СССР.
Биография

1904 г . Родился в Ярославской губернии
1916 г. Устраивается «мальчиком на побегушках» в московскую купеческую лавку
1921 г. Поступает матросом на волжский пароход
1924-1928 гг. Работает в кооперативном магазине в Москве
1925 г. Начинает заниматься фотографией в фотокружке при газете «Наша жизнь».
1928 г. Публикует первые работы.
1930 г. Работает фотокорреспондентом в газетах «Наша жизнь» и «Кооперативная жизнь»
1932 г. Работает фоторепортером в журнале «Коллективист». Публикует серии фотоочерков о быте рабочих и колхозников.
1933-1951 гг. Работает фоторепортером в газете «Комсомольская правда»
1935 г. В составе бригады фоторепортеров снимает Киевские военные маневры. Участвует в выставке «Мастера советского фотоискусства»
1935-1940 гг. Участвует в фотовыставках в СССР и за рубежом (США, Япония, Великобритания)
1936 г. В составе бригады фотокоров газеты «Комсомольская правда» делает репортаж о Дальнем востоке
1941-1945 гг. Работает на фронте в качестве военного фотокорреспондента «Комсомольской правды»
1946 г. Создает ряд спортивных фотоочерков, в том числе знаменитые репортажи о футбольных матчах московского «Динамо» в Англии
1950-е гг. Начинает работать с цветными фотоматериалами
1954-1975 гг. Участвует в выставках: Всесоюзная выставка цветной фотографии, Фотоискусство СССР, Моя Москва, выставках, посвященных 20- и 25-летию победы над фашизмом, выставках «Страна Моя», «30 лет Великой Победы» (золотая медаль). Сотрудничает с ведущими издательствами.
1982 г. Скончался в Москве.

Иван Шагин родился в Ивановской области Ярославской губернии в 1904 году. Когда будущему фотографу было 12 лет, его отец умер, а многодетная крестьянская семья осталась с весьма скудными средствами к существованию. Мать устроила сына «мальчиком» в лавку московского купца. Здесь, бегая «на посылках», Иван Шагин между делом обучился грамоте и приобрел житейский опыт. Вновь вернулся в деревню он лишь в 1919 году, когда после революции лавка, как и многие другие, закрылась.
Впрочем, голод и гражданская война 20-х годов прошлого века отнюдь не располагали к наслаждению сельской идиллией. Семнадцатилетним юношей Иван Шагин был вынужден отправиться на заработки и устроился матросом в волжское речное пароходство. Спустя недолгое время будущий фотограф вновь сменил работу. На этот раз его приняли подсобным рабочим в «нэпманский» магазин - то есть практически по специальности. Здесь юноша задержался и за два года «вырос» до помощника директора магазина, а затем и инструктора показательного государственного магазина-школы. Вероятно, способный молодой человек не остановился бы и на этом, если бы коммерцию не вытеснило в его сердце новое увлечение.
С 1925 года в СССР начал выходить журнал «Советское фото». Он немедленно приобрел громадную популярность, и Советский Союз захлестнула волна фотолюбительства. При заводах, клубах, домкомах, как грибы после дождя, возникали фотокружки и объединения фотолюбителей. Молодой и любознательный Иван Шагин не остался в стороне - «показательный» кооператор вступил в кружок при газете «Наша жизнь», где и освоил азы фоторепортажа. Новое дело увлекло Шагина целиком и полностью. Вскоре его первые снимки уже публиковались в изданиях, выходивших под эгидой концерна «Сельхозгиз», а Шагин оставил работу продавца для карьеры фотографа.
В 1930 году Иван Шагин начал сотрудничество с газетами «Наша жизнь» и «Кооперативная жизнь» издательства Сельхозгиз. Фотограф с упоением отдался своему делу. Снимал ли он крестьян или матросов, военные маневры, достижения коллективизации или индустриализации, Иван Шагин создавал безупречные с технической стороны и одновременно необыкновенно лиричные фотографии. Искреннее любование своим предметом, точный взгляд и прирожденный талант быстро заслужили Шагину признание.
Главный рабочий инструмент Шагина этого времени - старая крупноформатная камера с мехами. Фотограф снимал на стеклянные пластинки, которые «в комплекте» с увесистой техникой составляли немалый вес. А ведь, кроме камеры и фотопластин, мастеру приходилось носить с собой несколько форматных кассет. Съемка репортажа предполагает большое количество фотографий, форматная же кассета с заряженными пластинами позволяла сделать лишь два или четыре (если работать на половину пластины) кадра. К тому же фотограф не давал себе поблажек: несмотря на молниеносную реакцию и точный глаз, он работал медленно и обстоятельно, искал возможность запечатлеть не просто ключевой момент действия, а отобразить свое отношение к нему, найти неповторимый, выразительный ракурс.
В 1933-м Шагин пришел в «Комсомольскую правду». В этот период фотографии Шагина приобрели большое «классовое содержание» - работая в одном из крупнейших периодических изданий страны, фотограф обличал недостатки и вредительство. Например, в 1934 году у него вышел фоторепортаж «Кладбище тракторов», посвященный бесхозяйственности в колхозах. Впрочем, и в это время Шагину-репортеру удалось сохранить свою «фирменную» универсальность: его сюжеты простирались в диапазоне от промышленности до быта простого советского человека, его герои - колхозники, физкультурники, метростроевцы, рабочие и советская молодежь-комсомольцы. В печати появились фотоочерки «24 часа из жизни рабочей московской семьи» (1931) и «Колхозники» (1932).
В 1934-1935 годах Иван Шагин принял участие в серии выставок в СССР и за рубежом (в Праге, Варшаве и Сарагосе). Пресса особенно отмечала успех его фотографии «Физкультурники», где очень точно и убедительно были реализованы принципы конструктивисткой фотографии: жесткая кадрировка, косина горизонта, расположение фигур и направление линий. Иван Шагин обращался к теме спорта с большим удовольствием: фактурные, тренированные тела атлетов, неожиданные ракурсы и насыщенная динамика давали большие творческие возможности. Живые пирамиды и колонны физкультурников стали символами нового общества, сплоченность спортсменов и их рекорды утверждали мощь советского строя. Впрочем, не обошлось и без подводных камней. Ряд зорких критиков усмотрели в его сериях «Динамовки» и «Оссовиахимовки» скрытый эротизм, что, конечно, никак не приветствовалось советской властью.
На выставке «Мастера советского фотоискусства» (1935 г.) работы Ивана Шагина соседствовали с работами Родченко. Выставка провозгласила фоторепортаж как магистральное направление советского фотоискусства, а Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Семен Фридлянд и, конечно, Иван Шагин из ремесленников-«иллюстраторов» превратились в прогрессивных фотографов. Тринадцать шагинских работ, вошедших в экспозицию, были замечены как прессой, так и обычными зрителями. Благожелательная критика отмечала «умение схватывать характерное и типичное» и умение «правильно отображать новый колхозный быт», противники критиковали чрезмерную веселость и несоветский оптимизм фотографий. Впрочем, прозвучавшее вскоре сталинское «жить стало лучше, жить стало веселее» выбили почву для критики из-под ног недоброжелателей. Теперь упрекать в излишнем оптимизме стало попросту опасно. А Иван Шагин продолжал работать с прежним увлечением.
На Всесоюзной фотовыставке, организованной в Москве к двадцатилетию Октябрьской революции, были показаны восемнадцать фотографий Ивана Шагина. Тематика отобранных работ, учитывая время выставки, была вполне предсказуемой: портреты и портретные группы руководителей партии и правительства, многие из которых были сразу растиражированы в виде плакатов и открыток. Фотограф добился настоящего признания: перед самой войной в журнале «Советское фото» вышла посвященная Шагину статья с портретом фотографа, утверждавшая его как состоявшегося и признанного фотомастера, как «художника нашей действительности, умеющего ее видеть, понимать и служить ей своим искусством».
Но шел 1941 год и действительность, которой служил Шагин, в одночасье изменилась. Война для фотографа началась репортажем с митинга, где стоящие плечом к плечу рабочие слушали выступление В.Молотова по радио. Уникальный по выразительности и драматической силе снимок уже на следующий день иллюстрировал передовицу «Комсомолки». А Шагин «переквалифицировался» в военного фотокорреспондента и привыкал к форме, частым командировкам на фронт и спешной обработке отснятого материала на передовой. Фотографии Шагина военных лет известны многим: раненный комиссар, с перебинтованной головой, встающий из окопа в атаку, «графические» воздушные бои, закрытые военными плакатами витрины и развозящие дрова троллейбусы Москвы, декабрьское наступление Красной армии под Москвой, освобождение Киева, штурм реющего в дыму Рейхстага, Берлин. Закончилась же война для мастера съемками встречи с союзниками на Эльбе, подписания акта капитуляции и Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года.
Снимки военных лет Ивана Шагина всегда узнаваемы. Он тщательно готовил свои фотографии - на них почти всегда герои, подвиги, славные свершения. Но это ничуть не художественной ценности даже тех снимков, которые печатались на передовой. А после войны зрители смогли увидеть подлинную «шагинскую» фотографию во всем ее великолепии: точный взгляд большого художника, драматизм содержания, безупречное мастерство исполнения и авторская печать, непревзойденным мастером которой был Иван Шагин. Недаром даже американцы, известные своими высокими требованиями к качеству позитивной печати, признали в 1946 году снимок Ивана Шагина «К рейхстагу» лучшим военным кадром.
После войны Иван Шагин продолжал работать. Он с большим интересом занимался съемкой архитектуры, одним из первых «осваивал» цветную съемку и обучал работе с цветом молодых фотографов. Как и прежде, круг тем Ивана Шагина оставался весьма широк: спортивные репортажи, торжественные черно-белые пейзажи, натюрморты, в том числе кулинарные (известно, что фотограф принимал участие в иллюстрировании «Книги о вкусной и здоровой пище»). Фотографии и статьи Ивана Шагина публиковались в единственном профессиональном журнале СССР «Советское фото», журналах «Огонек» и «Смена», он работал для газеты «Правда», РИА «Новости», столичных издательств, его фотографии военных лет продолжали публиковаться в прессе у нас и за рубежом. Хотя в последние годы фотограф не был так известен, как в военное и послевоенное время, он не был и забыт и продолжал плодотворно работать до самой смерти. Скончался Иван Шагин в Москве в 1982 году. Интерес к его творчеству, несколько угасший в период застоя, вернулся в середине 1980-х, после крупных выставок, посвященных истории СССР.

Источник публикации: Стигнеев В.Т., "Иван Шагин. Серия Фотографическое наследие", М., Арт-Родник, 2007 г.

Фотоработы

Одним из самых известных фотографов времен Второй мировой войны стал Иван Михайлович Шагин. О его мастерстве свидетельствует хотя бы тот факт, что он вошел в число немногих людей, чьи снимки с поля боя публиковались на Западе. На самом деле Иван Шагин был универсальным фотографом, и множество его снимков мирного времени тут же становились известными в СССР, но наибольшую популярность ему принесли именно военные фотографии.

Детство и юность

Иван Михайлович Шагин появился на свет в 1904 году в многодетной деревенской семье. Родиной будущего фотографа была Ивановская область, где он проживал до двенадцати лет. 1916 год ознаменовался смертью отца, и семья в момент оказалась на грани голода. Будущего фотомастера устроили «мальчиком» к зажиточному дельцу в Москву. Бегая на посылках, он сумел обучиться грамоте за время работы в лавке. Революция положила конец этому заработку, уничтожив дело столичного торговца и вынудив юношу вернуться в родную деревню.

Голод, гражданская война - село изнемогало под гнетом этих жутких испытаний. В семнадцать лет будущий фотожурналист уехал на заработки, выбрав профессию матроса. Эта работа оказалась не по нраву, и вскоре Иван Шагин с нее ушел, нанявшись подсобником в магазин. За два года он сумел добиться руководящей должности, проявил незаурядные способности и недюжинный ум. Торговля явно была его делом, и Шагин наверняка посвятил бы ей всю свою жизнь, но его затянуло с головой в увлекательный мир фотографии.

Путь от простого продавца к легендарному фотографу

Начиная с 1925 года фотография в СССР начала стремительно набирать популярность. Первым изданием, посвященным фотоделу, был журнал «Советское фото». Примерный гражданин Шагин вступил в кружок «Наша жизнь», где и получил базовые навыки фотографа. Выпуск газет и журналов, где печатались первые снимки бывшего коммерсанта, финансировал концерн «Сельхозгиз».



Спустя несколько лет Шагин уже активно публиковал фотографии в изданиях «Наша жизнь» и «Кооперативная жизнь». Выбранный род занятий был ему по душе. На фотоснимках мастера были запечатлены выдающиеся социалистические и военные достижения, крестьяне и матросы, поля и леса - он снимал все подряд. Каждый кадр был технически правильным, выдержанным в духе своей эпохи. Невероятный талант и зоркий взгляд художника помогли ему завоевать славу среди советского народа.



Публиковать снимки в знаменитой «Комсомольской правде» Иван Шагин начал в 1933 году. При этом изменился жанр его работ: основной упор он теперь делал на социалистическую идеологию - поощрение производительности труда, порицание лодырей и вредителей. Героями фотоснимков по-прежнему были учителя, рабочие, дети, колхозники и строители - мастер оставался все тем же универсалом. Чуть позже работы фотографа были выставлены за границей - в Чехии, Испании и Польше. О нем появились заметки в прессе.

Знаковой для Шагина стала выставка «Мастера советского фотоискусства», прошедшая в 1935 году. На ней работы фотографа были отмечены наравне с творениями знаменитых на то время советских иллюстраторов - Аркадия Шайхета и Александра Родченко. Зрители и пресса характеризовали их как «сочетание необыкновенного и типичного», работы с «исключительной искренностью и достоверностью». Дальнейшая судьба фотографа стала очевидной.


После празднования двадцатилетия Октябрьской революции для Всесоюзной выставки были отобраны восемнадцать работ Шагина. Это были портреты членов правительства и руководства партии, которые затем использовались для наглядной агитации. Перед войной фотографу даже посвятили статью в издании «Советское фото». В ней ему присвоили негласное звание «художник нашей действительности».

Вот наиболее известные довоенные работы Шагина:


Творчество мастера в годы войны

К сожалению, пришел 1941 год, а вместе с ним и война. Мир, в котором жил и работал Иван Шагин, необратимо изменился вместе с направлением его творчества. Для фотографа все началось с кадра, сделанного на митинге рабочих, которые слушали обращение Молотова. Драматизм снимка впечатлил представителей советской власти, и уже к утру фотография появилась на обложке «Комсомолки». Шагин отправился на фронт в качестве военного фотографа, где вновь подтвердил свое мастерство и высшую квалификацию.




Снимки, сделанные им, стали известны всему Советскому Союзу, а позже - и мировому сообществу. Дойдя вместе с армией до Берлина, он запечатлел встречу с союзными войсками на Эльбе, заключение мирного договора и, собственно, Парад Победы летом 1945 года.



На этом работа мастера не была закончена. Он пробовал новые направления, осваивал цветную съемку и обучал уже известным методам молодое поколение, при этом активно снимая. И пусть последние годы его жизни не искрили событиями так, как довоенные, но снимки мастера регулярно публиковались на его родине и за границей. Смерть настигла выдающегося творца в 1982 году.

Многогранность творчества Ивана Шагина

Снимки выдающегося фотографа отличались безупречной техникой проявления и печати, глубокой эмоциональностью сюжета и тщательно выверенным ракурсом. Его работы почти всегда показывали героев - труда и войны, спорта и учебы. Характерный стиль исполнения сделал снимки мастера узнаваемыми не только в родной стране, но и за границей, где его работы получили широкую популярность. Снимок автора «К рейхстагу» был признан в США лучшим военным кадром.

Основой мастерства Ивана Шагина стал не только талант, но еще и колоссальная работоспособность. Для съемки он использовал камеру с мехами - тяжелое и габаритное устройство. Сложно представить, какой силой воли и отвагой нужно было обладать, чтобы под обстрелом тащить такой груз на себе, еще и выбирая при этом ракурс для удачного кадра.

Иван Михайлович Шагин советский фотограф первой половины 20 века. Родился в 1904 году в большой крестьянской семье. В юные годы, в период голода и гражданской войны, много работал. Он был и подсобным рабочим в лавке, и матросом волжского речного пароходства, и подсобным рабочим в магазине, и помощником директора магазина, и инструктором показательного магазина-школы. Все изменилось в 1925 году, когда Иван Шагин поступает в фото-кружок при газете «Наша жизнь». Здесь он постигает азы фото искусства, изучает основы фотожурналистики. Это новое интересное дело увлекает молодого Шагина и довольно скоро его первые снимки появляются в изданиях, выходящих под эгидой «Сельхозгиза». Шагин оставляет работу продавца и становиться фотографом.

В 1930 году сотрудничает с газетой «Наша жизнь» и газетой «Кооперативная жизнь». 30-е годы в СССР – период индустриализации и коллективизации. С 1928 по 1937 год происходит серьезный рост валовой продукции промышленности советского союза. Развивалась тяжелая промышленность, наращивался промышленный и военный потенциал молодого государства. Фотографии Шагина довоенного периода – это ярчайшая пропаганда четного труда, человеческой целеустремленности и выносливости, а самое главное – точная передача духа эпохи. Фотографии Шагина одновременно и личные и общественные. Даже если изображен один человек, сталевар и физкультурник, зритель ассоциирует этот личный, почти портретный снимок, с образностью всего времени. Модели Шагина выступают художественными образами 30-35 годов. В 1935 году Шагин принимает участие в выставке «Мастера советского фотоискусства». Его работы висят рядом с работами великого . Это выставка провозглашает фоторепортаж, как основное направление советского фотоискусства. Это превращает обычного газетного фотографа Шагина в прогрессивного фотожурналиста советского союза. Все 13 фоторабот Шагина представленные на выставке были положительно отмечены и прессой и зрителями. Его работы полюбились своей правдивостью и честностью, они передавали характер и настроение, они вселяли уверенность и надежду.

Если Родченко присущ конструктивистский подход к фотографированию и к передаче образа через композицию и ракурс, при котором ракурс играет доминирующую роль. То работы Шагина более жизненны. Даже, в разрезе необходимой пропаганды социалистического строя. Можно упрекнуть Шагина в излишнем оптимизме и веселости образов. Но пересматривая снимки фотографа, зритель видит, что люди, изображенные на фотографиях – честны. Это не деланное счастье и не постановочные улыбки. Это реальные люди, которые живут и работают, они верят в завтрашний день.