Ручная роспись по ткани название. Маленькие секреты росписи по ткани акриловыми красками

Время чтения: 5 минут

Как добавить индивидуальности в типовой интерьер дома? Что станет отличительной деталью собственного образа? Только деталь, выполненная в единственном экземпляре. Существует несколько способов росписи по ткани, которые простой платок превратят в дизайнерскую вещь.

Начать работу стоит с изучения особенностей покрытия ткани красителем различными способами. Для нанесения рисунка на полотно существует несколько проверенных временем техник:

  • . По контуру рисунка наносится слой расплавленного воска, который не позволит краскам смешиваться. Покрывают материю кисточкой разноцветной краской. Если необходимо получить однотонное окрашивание с фантазийным орнаментом, всё изделие полностью опускают в краситель;


  • мраморная роспись или марблинг. Характерные разводы получаются за счёт растекания красителя по поверхности воды, в которую опускают материю;
  • художественная роспись. Эта техника применяется для получения уникальных рисунков на шёлке. Для разделения различных по цвету красок применяют специальный резервирующий состав после нанесения каждого тона.


Существует способ получения рисунка на ткани не с помощью окрашивания, а удалением лишней краски. Могут использоваться специальные составы, делающие часть рисунка прозрачным. Или наоборот, светочувствительный раствор наносится через трафарет и при попадании солнечного света на такие участки, они становятся более яркими.

Особенности работы с красителями

Проблема росписи по ткани – неконтролируемость растекания краски по материи. Для остановки этого процесса используют резервирующие составы, воск, останавливающие праймеры.

Воск для разделения цветов в рисунке на ткани используется не одну сотню лет в технике батик. Он может наноситься по контуру рисунка или из него изготавливают специальный штамп. Химическая промышленность выпускает современные резервирующие составы, действующие так же как воск. Под такими составами ткань остаётся неокрашенной.

Следует помнить, что чем более жидкий краситель, тем сильнее он будет растекаться. Многие краски можно искусственно сгустить синтетической добавкой. Использование красок разной густоты позволяет получить мягкие переходы, оттенки, акварельную роспись.

Выбор ткани для росписи

Подбирается материя в зависимости от назначения изделия и выбранной техники окрашивания. Существует несколько правил, выполнение которых позволит получить действительно уникальную вещь:

  • выбирается ткань с однородным составом. В этом случае окрашивание будет в любой точке изделия одинаковой интенсивности;
  • горячий воск не повредит растительные волокна, вискозу. Наиболее подходят для работы в технике «горячий батик» хлопковые, льняные, шерстяные ткани ;
  • резервирующий состав должен насквозь проникать сквозь ткань. Таким свойством обладают , , тонкая шерсть;
  • акриловыми красками можно окрашивать не только ткани, но и кожу, ;
  • если не предполагается чёткое разграничение цветов, подбирается материя, хорошо впитывающая влагу. Краска в этом случае быстро растекается, а при смешивании цветов получаются мягкие, оригинальные переходы.

Чтобы не ошибиться в выборе ткани, берут небольшой лоскут и делают пробный рисунок.

Для того, чтобы получить оригинальную вещь, не обязательно осваивать сложные нюансы росписи по ткани. Можно просто навязать несколько узлов на куске материи и прокипятить его в красителе.

Порядок завязывания узелков позволяет получить любой рисунок из круговых разводов. Если обвязать предмет квадратной, треугольной или другой геометрической формы, образуется более сложный орнамент.


Легко получить необычный рисунок можно при использовании техники «шибори». Её ещё называют «оригами для ткани». Материя перед окрашиванием складывается определённым образом так, чтобы каждый изгиб определял контур рисунка.

Очень удобно использовать трафарет для нанесения контура будущего орнамента золотой, серебряной, чёрной/белой краской. После его высыхания, промежутки заливаются необходимыми цветами. При этом колеры не смешиваются за счёт контура.

Настоящим живописцам

Всем, кто умеет рисовать стоит попробовать себя в свободной росписи. Эта техника не предполагает четких контуров одного цвета. Чтобы замедлить растекание красящего вещества, применяют грунтование материала.


Если грунт не использовать, на влажную ткань можно наносить краску широкими полосами с протяжкой от светлого тона к темному. Затем крупными мазками выполнить основу рисунка. Для детализации будущей картины применяют мелкие мазки. Особые эффекты получают несколькими способами:

  • если подуть на каплю краски через тонкую трубочку (например, коктейльную), она растекается. При определённых навыках, получают конкретные изображения;
  • добавление спирта в краситель, позволяет ускорить его высыхание. При этом изменяется скорость растекания, смешивания цветов;
  • соль обладает хорошим влагопоглощением. При нанесении селевого рисунка на уже раскрашенную вещь, получают необычную фактуру изображения.

Что же ещё…

Наиболее удобно применять . Они просты в использовании, доступны по цене.

После окончания работы, выполняют ряд обязательных действий с готовым изделием:

  • высушивание материи до 3-х суток;
  • промывание в холодной и горячей воде;
  • стирка руками с мылом;
  • шелк помещается на 10 мин в уксусный раствор. Для приготовления раствора 2 столовые ложки уксуса разводят в литре воды;
  • хлопок, лён, необходимо прокипятить не более 5 мин со стиральным порошком;
  • глажка во влажном состоянии с изнаночной, а затем с лицевой стороны.

Рисунок выбирается в зависимости от собственного вкуса. Его можно придумать самостоятельно, приобрести в специализированном магазине или найти во всемирной паутине.

Батик - это рисунок на ткани, выполненный с использованием специальных красок и резервирующего состава. Родиной возникновения такой техники считается Индонезия. Затем этот вид художественного творчества обрёл свою популярность в Японии, Китае, Индии, Африке и странах Европы.

В начале двадцатого века необыкновенный способ рисования на ткани широко распространился у творческих слоёв населения в Голландии, Англии и Германии. Европейским художникам было сложно в точности повторить технику батика, пришедшую из восточных стран, поэтому они немного изменили процесс свободной росписи и сделали его более простым, удобным и доступным . Тогда и появился холодный батик, с использованием специального резерва и разнообразных технологий наложения красок на ткань.

В нашей стране рисунки на материале, которые относятся к технике батик, стали широко применяться на фабриках в начале 1936 года, при изготовлении одежды, аксессуаров, украшений для предметов быта и мебели. В магазинах продавались красивые и яркие платки, шарфы, платья, скатерти, салфетки с декорирующими изображениями, выполненными в технике батик.

Немного позже свободная роспись по ткани заинтересовала и художников, на выставках появились живописные картины, выполненные в стиле холодного батика. В России и других странах широкое распространение этот вид искусства получил в 70–80 годах двадцатого века. Художественную роспись по ткани изучают теперь и в школах: программа за 6 класс подразумевает изучение батика как вида живописи.

Галерея: холодный батик (25 фото)














Есть несколько видов батика , которые различаются между собой по технике исполнения:

Что такое горячий и холодный батик

При росписи на ткани вначале выполняется контурное изображение резервирующим составом, а затем работа покрывается специальными красками. Существуют две технологии выполнения рисунка в зависимости от вида резерва - горячего или холодного.

В горячем батике резервирующим составом служит растопленный воск , а для того, чтобы он был жидким его всё время нагревают на водяной бане и с помощью специального приспособления - чантинга воск наносят на ткань. Затем картина расписывается красками и после окончания процесса резерв удаляют с поверхности материала с помощью горячего утюга, проглаживая готовое изделие через газетный слой. Рисунок получается нежным и лёгким, не имеющим резких границ и очертаний.

Во время создания картины в технике холодного батика обычно используют резервирующий состав , который идёт в комплекте с красками. Его наносят с помощью специальной трубочки из стекла. Контур получается чётким и при дальнейшей работе с цветом не даёт разным оттенкам смешиваться, поэтому изображение получается более выраженным и ярким. Такую роспись часто применяют на тканях из шёлка, поэтому её выполнение требует аккуратности и умелого нанесения.

Остальные виды росписи по ткани

Существует ещё несколько вариантов росписи ткани , различающихся между собой по способу нанесения красок:

Холодный батик - техника выполнения

Вопрос — можно ли научиться делать батик начинающему художнику в домашних условиях? Ответ — можно!Расписывать материал в технике батик, используя специальную технологию и рецепты, очень увлекательно и интересно не только взрослым, но и детям. Если вы начинающий художник и не можете решить что лучше нарисовать, можете использовать готовый шаблон, который найдёте в магазине канцелярских товаров. Там же вы всегда сможете приобрести и специальные наборы, состоящие из красителей, резерва и трубочки для холодного батика. Разобраться, как делать батик поэтапно, поможет этот мк.

Материалы для работы:

Готовую картину надо аккуратно снять с подрамника, затем закрепить на картонную основу из картона и вставить в рамку.

Если вас очень заинтересовала ручная роспись по ткани, которая называется батик, и вы хотите рисовать не только картины, но и расписать себе футболку, кофточку или шарф, с учётом того, чтобы изделия можно было носить, то для этого необходимо использовать именно акриловые красители . Вещи, расписанные ими впоследствии можно, будет стирать и не бояться что краска смоется и рисунок, в который вложено столько труда, исчезнет.

По внешнему виду баночки с такими красками выглядят почти так же, как и обычные краски для батика, но на них есть пометка, что они очень стойкие. Акриловые краски великолепно ложатся на поверхность ткани, а при высыхании рисунок не стирается и очень долго сохраняет яркость цвета.

Существует несколько способов художественной росписи ткани. Это -холодный, узелковый и горячий. Наиболее интересным является горячий батик. Изделия, выполненные в этой технике очень выразительны и колоритны. Только в этой технике можно добиться разработке цвета бесконечно разнообразной по структуре, оттенкам и цветосочетаниям.

Горячий батик. Трепетное чувство охватывает человека, когда он прикасается кисточкой к белой ткани, хорошо натянутой на раму. Ткань податливо принимает в свои объятия краску, и она, благодарная, начинает творить чудеса. Но у краски свой характер - она норовиста и не знает границ своего разбега. И тогда начинается творческое колдовство. Рукой и кисточкой с краской и по воле разума и фантазии создают чудо. И ты попадаешь в волшебный мир художественной росписи тканей. Начав однажды, с этим уже невозможно расстаться.

Способы росписи ткани горячим батиком как никакие другие мобилизуют творческую фантазию, мышление и волю, дают большие возможности для самовыражения. Горячий батик - наиболее сложная техника из всех видов росписи, но и самая интересная. Овладев ею, обнаруживаешь, что воск - благодатный материал для всевозможных экспериментов, поисков необычных художественных приемов, импровизации. Даже сам непривычный запах горячего воска будит творческую фантазию.

Холодный батик. Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения. Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость. В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани. В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы.

Стиль - "холодный батик ", это европейское изобретение эпохи модерна. Четкий "витражный" контур делает эту технику привлекательной. Холодный батик основан на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий графический характер. При этом количество цветов не ограничивается.

Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура. Хорошее проникновение резерва в ткань - важнейшее условие в контурной росписи. Если при нанесении контура останутся пропуски и разрывы, краска выйдет за пределы рисунка. Толщина контура наводки и консистенция резервирующего состава зависят от плотности ткани, ее фактуры, а также от впитывающей способности ткани. Плотные материалы, благодаря своей структуре, требуют для лучшей пропитки более широкого контура и жидкого резервирующего состава. Часто по тканям такого типа резерв наводится с обеих сторон. При работе на плотной ткани наводят толстый контур, а на прозрачных, легких тканях - более тонкий. После того как контур рисунка наведен, ему дают просохнуть .

Перед нанесением краски необходимо проверить качество наведения резерва на изнаночной стороне образца, капнув вовнутрь каждой формы воды. Если в каком-либо месте вода пробивает резерв, этот участок образца следует просушить и навести резерв вторично, но уже по изнаночной стороне. После этого снова проверьте качество линии.

В начале линии и на участках, где рука движется медленнее, обычно получаются капли. Чтобы этого избежать, следует как можно более равномерно вести трубочку или наконечник тюбика по ткани, а в начале работы - либо быстро опускать конец трубочки на поверхность, либо начинать нанесение резервирующего состава непосредственно с листа бумаги, предварительно наложенного на рабочую поверхность ткани.

Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовывались разводы и ореолы.

Свободная роспись. Способ свободной росписи, которая производится без применения резервирующего состава, существенным образом отличается от контурного и узелкового, как методом работы, так и внешним видом готового изделия. Эта техника близка к акварельной живописи. Здесь возможны мягкие, живописные переходы тона без резких очертаний формы. роспись выявляет своеобразие авторского почерка и придает изделиям индивидуальность, свойственную ручному труду.

Ткань натяните на раму. Подберите гамму цветов в соответствии с задуманным образом. Обработайте ткань красками в произвольной живописной манере, используя не конкретный изобразительный мотив, а какой-либо ассоциативный образ: осенний, зимний, весенний пейзаж, раннее утро, сумерки, туман и т. п. В соответствии с замыслом необходимо подобрать и гамму цветов. Рисунок наносят на ткань свободными мазками и только окончательная отделка иногда производится с помощью холодного резервирующего состава.

Свободная акварельная роспись. Свободная акварельная роспись основана на применении солевого раствора или специальных акварельных грунтов. Натянутую на раму ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками. Так как солевой раствор ограничивает растекаемость краски по ткани, можно работать свободными мазками. Роспись выполняют по принципу акварельной живописи: от светлого к темному, от верхнего края к нижнему.

Свободная роспись с использованием кристаллов соли. Еще один способ свободной росписи ткани основан на использовании кристаллов соли или мочевины. Ткань натягивается на раму и обрабатывается жидкими красителями. Затем на еще мокрую ткань, в соответствии с замыслом рисунка, насыпаются кристаллы соли, которые активно притягивают к себе краситель, тем самым утемняя те участки ткани, на которые они наносятся. Получаемый эффект во многом зависит от размера кристаллов. После высыхания на ткани соль удаляется. Эффект, достигаемый с помощью сухой мочевины, подобен солевому. Однако если соль, притягивая к себе краситель, концентрирует его на ткани, то мочевина, наоборот, выбеливает окрашенную ткань. Этот способ очень прост и доступен, а главное - дает широкий простор для экспериментов. Более мягкий эффект можно получить, применяя не сухую мочевину, а ее концентрированный раствор (1 чайная ложка мочевины на 50 мл воды), в который обмакивают кисть и наносят на ткань рисунок в манере точечной или штриховой графики.

Лессировка. Этот известный прием масляной и акварельной живописи с успехом можно использовать при росписи ткани. Строится прием на том, что краски смешивают не на палитре, а на ткани, послойно накладывая одну на другую, что и приводит к изменению цвета. Прозрачные анилиновые красители как раз хорошо подходят для работы в такой технике.

Использовать прием лессировки можно в любой работе, но в качестве тренировки неплохо изобразить стилизованный натюрморт из бокалов, графинов и других емкостей интересной формы. Представьте себе, что перед вами стоит несколько стеклянных сосудов разного цвета. Причем стоят они так, что их края как бы накладываются один на другой. При этом легко увидеть, что при наложении розовый и голубой цвета дадут сиреневый оттенок, голубой и желтый - зеленый и т.д.

Сначала подготовьте рисунок и переведите его на ткань. Обведите контуры резервом. Закрасьте какой-либо предмет выбранным цветом. Соседний предмет окрасьте в два приема: сначала основную его часть, потом место пересечения с другим предметом. Продолжайте работу, пока не будет расписан весь натюрморт.

Если цвет какого-нибудь предмета покажется вам слишком светлым, нанесите второй слой краски. Особенно интересные эффекты получаются в местах наложения двух-трех предметов.

В последнюю очередь расписывают фон. Цвета для такой росписи обязательно должны быть светлыми и прозрачными. Смешивать больше трех цветов не рекомендуется. Не желательно также смешивать контрастные цвета, например красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый. Часто такое сочетание дает грязноватый серый или коричневый оттенок.

Техника узелкового батика ("бандан"). Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду. В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик. В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи

Батик в технике "бандан", пожалуй, самый древний вид росписи тканей. Один из его видов - техника "планги" - был распространен в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых "горохов". При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект "жатости".

Способ скрытого резерва. В росписи тканей помимо основных способов, описанных выше, существует множество дополнительных приемов и нюансов, которые позволяют максимально точно воплощать художественные замыслы, уделяя больше внимания творческой стороне процесса, а не особенностями технологии. Часть этих приемов со временем можно изобрести самостоятельно, но владея всем арсеналом изначально, гораздо проще достигнуть желаемого результата. Сочетание приемов в различных вариантах еще больше расширяет диапазон возможностей.

Роспись ткани аэрографом. Большими возможностями в создании интересного эффекта в росписи обладает аэрограф (усовершенствованный пульверизатор). При работе этим прибором на поверхности ткани получаются мелкие, словно тающие в тумане, силуэтные изображения. Один из основных приемов работы - распыление краски под углом. Это позволяет создавать плавные светотеневые переходы. Направляя, струю краски на трафарет под разными углами, вы моделируете форму мотива .

Друзья! Сегодня мы решили немного рассказать вам о батике.

Эта роспись стала популярной прежде всего у народов Индонезии и Индии и только в ХХ веке стала известна в Европе.

Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Для нее используются такие ткани, как шелк, хлопок, шерсть и иногда даже синтетика. Для каждой ткани необходимо использование специальной краски, а для получения четких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв, в основу которого входит парафин, бензин, или вода - все зависит от выбранной техники, ткани и красок.

мастер - Соколова Надежда

Существует несколько разновидностей батика:

Горячий батик.

В качестве резерва используют воск, который наносится специальным инструментом, чантингом. Воск используется в горячем, расплавленном виде, поэтому и батик называется горячим)) В основном используется для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. После завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

Холодный батик.

В большинстве случаев этот способ используется для нанесения кркаски на шелк, но возможно использование и других тканей. Роль резерва здесь выполянет специальный материал, который можно приготовить в домашних условиях или купить уже готовый. Он состоит из резинового клея, бензина, красителя и парафина. Резервы бывают цветными и бесцветными и наносятся либо специальными инструментами - трубочками с резервуаром, либо с помощью тюбиков со специальными длинным носиком. Этот вид росписи более графичен, его можно узнать по линиям от резерва - они служат границей, удерживающей краску.

мастер - Каминская Мария:

Свободная роспись.

Предоставляет большую свободу в выборе рисунка, позволяет выявить своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Производится в основном анилиновыми красителями, а также масляными красками с растворителями. Особенно интересно сочетание свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом. Но в основном при этой росписи не используют резерв. Такая роспись ведется по сухой ткани (тогда рисунок более четкий, видны ореолы от растекающейся краски) и по мокрой ткани (рисунок более плавный, с более гладкими переходами цвета)

мастер - Соколова Надежда

Свободная роспись по соляному грунту.

Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом. Вместо соли в качестве грунта может выступать крахмал или желатин.

С помощью соли и мочевины можно добиться специальных эффектов (при свободной росписи и холодном батике). Например, если на сырой, окрашенный участок посыпать крупной соли, то соль будет "притягивать" к себе краситель, создавая интересный рисунок. Эффект мочевины обратен, она отталкивает краситель.

Техника «Шибори».

Эта техника имеет японские корни. Здесь ткань складывается определенным образом, путем перевязывания, а затем раскрашивается. Часто в ткань заворачиваются бусины, пуговицы и т. д. и перевязываются ниткой, также ткань можно сложить и прошить ниткой, сильно затянув ее.

Техника «бандан».

Это техника узелкового батика. Одна из его разновидностей - техника «планги» была распространена в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга (солнышко) или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошая отжатая) - более плавные границы перехода.