Психологическая характеристика этапов становления профессионального творчества. Какие качества нужны архитектору Сообщение о профессии архитектора дизайнера

Закончили архитектурный ВУЗ и неожиданно осознали, что архитектура — не для вас? Не спешите сожалеть о напрасно потраченных годах: на основе материалов портала Archinect мы выбрали девять сфер деятельности, где архитекторы могут применить свои знания и навыки.

С 2008 на сайте Archinect существует рубрика , в которой профессионалы делятся своими историями, почему они решили уйти из архитектуры и как архитектурное прошлое помогло им найти себя в новой специальности. За неполных 8 лет в разделе опубликовали более 50 рассказов, которые будут интересны и сами по себе, даже если вы не планируете менять направление работы. На примере этих материалов мы постарались понять, почему архитекторы бросают профессию, что полезного дает архитектурное образование и собрали основные направления, которые могут привлечь несостоявшегося архитектора.

Зачем уходить

Несмотря на то, что в историях рассказывается о людях с самым разным опытом — от студентов, ушедших в другие сферы сразу после получения диплома, до профессионалов с 10-летним стажем работы на проектах разного уровня — доводы у большинства на редкость : бесконечные рабочие часы, где проектированию отведено 10% времени, а остальные 90% рабочего дня занимают переговоры с подрядчиками, решение проблем с чертежами, бюджетом и заказчиками.

С другой стороны, не только негативные стороны жизни архитектора толкают его к смене профессии. Архитектура — одна из самых разносторонних специальностей, задействующая очень разные аспекты жизни. Каждый следующий проект может открыть неизвестную до этого область, которая, возможно, окажется для вас настоящим призванием.

Что дает архитектурное образование

Если работа архитектора у кого-то может вызвать негативные эмоции, то насчет архитектурного образования все сходятся в одном — чем бы в итоге ни занимался человек, потраченные на обучение годы точно того стоят. Ким Кноленберг, открывшая собственную ферму, считает , что вряд ли смогла бы осилить этот проект, если бы не учеба в архитектурной школе, где она «научилась находить и решать проблемы, работать в команде и отстаивать свои идеи перед аудиторией». Список полезных навыков можно продолжать бесконечно. Тут и понимание контекста, и формирование аналитического подхода, и пространственное мышление. Работающий теперь в области проектирования интерфейсов Гонг Шето (Gong Szeto) рассказывает , что чаще всего на переговорах с ИТ-инженерами, трейдерами и банкирами ему приходится цитировать «пользу, прочность, красоту» Витрувия, поскольку формула, оказывается, очевидна не каждому.

Что считать архитектурой

Хоть основная часть героев рубрики больше и не занимается непосредственно проектированием зданий, мал кто из них считает, что они действительно бросили эту сферу деятельности — скорее, просто несколько отклонились от привычного для многих восприятия архитектуры. По словам Густаво Алмейда-Сантоша (Gustavo Almeida-Santos), работающего теперь креативным директором, его компания «по сути не занимается зданиями и сооружениями, но схожим образом обрабатывают информацию и проходит через те же стадии проектирования». Для него это просто еще одна область архитектуры.


1. На службе у архитекторов

Профессии, напрямую связанные с архитектурой

Архитектура — большая сфера деятельности, которая, тем не менее, живет по своим правилам и законам. Поэтому людям без архитектурного образования сложно вписаться и понять специфику работы. Это касается и таких профессий, как архитектурные фотографы и визуализаторы. Порталы по архитектуре и специализированные издательства, как правило, тоже основывают архитекторы.

Таким образом можно по-прежнему оставаться в самом центре архитектурной жизни, но избавиться при этом от большинства негативных последствий профессии. Важно, что вашими заказчиками будут сами архитекторы, с которыми вы говорите на одном языке. А направления деятельности здесь могут быть самыми разными. Например, Мэтт Тримбл (Matt Trimble), желая оптимизировать монотонный процесс редактирования чертежей, начал с написания простых скриптов для Autocad, а теперь возглавляет компанию Radlab, занимающуюся разработкой программного обеспечения для архитекторов.

Или можно перейти в графический дизайн и помогать архитекторам создавать книги, печатную продукцию, сайты. Или, как Анн Деру (Anne Dérian), после семи лет работы в разных бюро открыть собственное производство мозаики. Направлений здесь много, главное — выбрать то, что действительно нравится.


2. Интернет

Разработка веб-сайтов и приложений

Наверняка вы используете или хотя бы слышали про веб-сервис Pinterest , который позволяет собирать изображения в интернете. Но мало кто знает, что его основателем был архитектор. Будучи студентом и желая систематизировать свою огромную коллекцию рендеров, чертежей и фотографий, Эван Шарп (Evan Sharp) запустил с другом сервис, который спустя всего 5 лет существования оценивают уже в 11 млрд. долларов. По словам Эвана , архитектурная школа заставила его взглянуть пространственно на структуру интернета и понять, как люди могут использовать сеть в своих целях.

Среди популярных приложений, разработанных архитекторами, можно вспомнить также и сервис презентаций Prezi, который изменил подход к показам слайдов. Вся презентация создается на одном едином полотне, над которым перемещается камера, отдаляя и приближая отдельные области.

3. UI-дизайнер

Разработка пользовательских интерфейсов

Профессия разработчика пользовательских интерфейсов — возможно, одна из самых близких по духу к архитектуре. Создавая удобную для человека среду, UI-дизайнер продумывает перемещения пользователя внутри заданной системы, манипулируя потоками. По словам Ани Колак (Ania Kolak), архитектурное прошлое научило ее равноценно работать как с отдельными деталями, так и с проектом в целом.

4. Разработка игр

Проектирование виртуальных пространств

Любовь к рисованию в свое время убедила Фрэнсиса Тсаи (Francis Tsai) пойти в архитектурную школу. И, на его взгляд , именно обучение архитектуре и развитию пространственного мышления помогло ему стать известным в мире разработки игр. По сути, работа заключается в построении модели виртуального пространства и наполнению его объектами и эмоциями.

5. Моушн-дизайн

Создание заставок и видеороликов

Развитое пространственное мышление, как и отточенное чувство композиции, по мнению Магнуса Херта (Magnus Hierta) позволили ему быстро освоиться в моушн-дизайне и участвовать в создании видеороликов разных форматов. Как и архитектор, моушн-дизайнер должен быть не только дизайнером, но режиссером, оператором, монтажером, программистом и продюсером.

В разговоре про телевидение нельзя обойти стороной Дмитрия Ликина, сооснователя архитектурного бюро WOWHAUS. Работающий также на Первом канале в качестве главного художника, он принимал непосредственное участие в одном из самых ярких ребрендингов на российском телевидении 2000-х годов.


6. Медиа-персоны

Работа в кадре

Принято говорить, что по разговорчивости архитектор должен быть на втором месте после журналиста, чтобы успешно отстаивать свои идеи. Хотя, кроме умения быстро говорить, нужно еще и обладать определенной харизмой. В этом мы убедились на собственном опыте во время фестиваля «Зодчество-2015», засняв с рассказывающими о своих проектах архитекторами.

Тем временем Archinect публикует историю Джона Гиддинга (John Gidding), приглашенного вести шоу Designed to Sell («Спроектировано на продажу»). По сценарию Гиддинг помогает владельцам улучшить дом и повысить его стоимость для продажи. Но самое главное, что телевизионные бюджеты помогают ему выбивать деньги на любые технологические новинки строительной сферы и позволяют экспериментировать и оставаться в тренде технологий.


7. Девелопмент

Так сложилось, что архитекторы не слишком жалуют девелоперов в силу разных взглядов на мир. Но ничто не мешает самому архитектору выступить в роли управляющего, значительно упростив себе жизнь. В 2010 году Мигель Мак-Келви (Miguel McKelvey), уже имеющий за своими плечами опыт продаж, стал сооснователем сети коворкингов WeWork , которая спустя пять лет работы насчитывает 250 сотрудников и 54 локации.

Наличие архитектора на руководящих должностях позволило отстоять завышенные траты на проектирование интерьеров, без которых бы не удалось в итоге создать фирменную атмосферу коворкингов.

8. Дизайн одежды, текстиля и аксессуаров

Лишь после сокращения в период кризиса Эмили Фишер (Emily Fischer) нашла время собрать собственный сайт и разместить фотографии своих экспериментов с текстилем. Стеганые одеяла, которые вошли в нашу для архитекторов, мгновенно облетели интернет, а сама Эмили через три недели после увольнения уже открыла собственную фирму.

Сделать кольцо из бетона мог только архитектор. Но Линда Беннет пошла еще дальше, создав набор DIY Ring Kit , с помощью которого владелец должен сам сделать кольцо, замесив все необходимые материалы. Проект публиковался во всех крупных изданиях, успешно прошел кампанию на Kickstarter, а общая коллекция украшений за два года превысила 50 наименований.

9. 3D-печать

Печать в 3D обсуждается уже на протяжении многих лет, но все еще имеет большой потенциал. Купив на втором курсе поддержанный принтер, Кайл Вильям и Лиз вон Хасселн (Kyle William, Liz von Hasseln) планировали с его помощью постепенно оплачивать обучение. Но пара настолько увлеклась экспериментами, что даже дошла до использования сахара в качестве чернил. Теперь их проект The Sugar Lab создает сахарные скульптуры, развивая абсолютно новое направление пищевой печати.


Бонус: Дизайнер LEGO

Адора Ло (Adora Lo) стала еще одной жертвой финансового кризиса 2009, но уже давно не жалеет об этом. Сборка городов для тематических парков LEGO — работа мечты для многих архитекторов. Пока старые друзья по колледжу жалуются на неиссякаемые чертежи лестниц, Агора рассказывает , как собирала 9-метровую копию башен Петронас для парка в Сингапуре.

Рано или поздно каждый молодой человек сталкивается с важным жизненным вопросом: на кого пойти учиться? Выбор профессии на сегодняшний день очень широк: актёр, дизайнер, юрист, спортсмен. Зачастую бывает так, что родители предлагают для своих детей одну специальность, душа просит другую, а друзья советуют третью. Как не потеряться в этом многообразии возможностей? Правильно, собрать информацию, взвесить плюсы и минусы и сделать выбор. В этой статье мы рассмотрим одно из популярных в наши дни направлений деятельности − архитектуру. Профессия архитектор находится на стыке наук: специалист данной области должен знать не только материаловедение и физику, но и обладать художественным вкусом, творческим мышлением. Архитекторы нужны практически в любой стране, в любом городе, они работают на благо всех граждан.

Где обитают архитекторы

Человечество занимается строительством испокон веков: даже у египетских пирамид был свой архитектор. В настоящее время строительство идет все более масштабными темпами: возводятся новые жилые кварталы, здания вокзалов и гостиниц, деловых и выставочных центров. Над каждым из этих сооружений должны потрудиться: архитектор, дизайнер, инженер, строитель и другие специалисты.

Ниже приведено описание основных этапов строительства здания, в которых задействован архитектор:

  • обсуждение с заказчиком всех аспектов и требований к будущему сооружению,
  • создание эскиза и предварительного плана проекта,
  • составление окончательных чертежей и схем с учетом технических особенностей здания;
  • разработка плана выполнения всех работ, подготовка проектной документации,
  • после начала строительства – контроль за выполнением всех видов работ,
  • устранение дефектов и претензий заказчика.

Также иногда архитекторы делают описание статей расходов и составляют сметы.

Кроме того, в процессе работы потребуется инженер – для просчета технических особенностей (систем вентиляции, противопожарной безопасности и прочности конструкций), дизайнер – для определения размеров и форм внутренних помещений, а также строители, которые будут выполнять работу.

Выполнение этих работ проводят как государственные организации: градостроительные комиссии и комитеты, так и частные конторы: архитектурные бюро, проектные организации, строительные компании и другие. Все они, соответственно, нуждаются в кадрах, в том числе в архитекторах.

Где пройти обучение

Как правило, для приема на работу архитектором требуется диплом о высшем профессиональном образовании. Такой диплом можно получить как в специализированном вузе, например, Московском архитектурном институте, Санкт-Петербургском архитектурно-строительном институте, так и в вузе с широким набором специальностей: лучшие кафедры имеют такие вузы, как Российский университет дружбы народов и Южный федеральный университет.

В большинстве случаев для поступления необходимо сдать обязательные предметы школьной программы – математику и русский язык, а также пройти творческий конкурс. Обычно на таком конкурсе просят выполнить рисунок архитектурной детали и чертеж какого-либо предмета. Таким образом, профессия архитектор требует наличия у претендента не только базовых знаний, но и хороших навыков рисования и черчения.

  • дизайнер – создает интерьер и экстерьер строящегося объекта,
  • градостроитель – занимается жилыми, общественными и промышленными зданиями,
  • реставратор – восстанавливает исторически значимые объекты культурного наследия,
  • ландшафтный архитектор – проектирует парки, площадки для отдыха детей и взрослых и другие пространственные объекты.

В зависимости от специализации при поступлении в вуз может добавиться ещё одно вступительное испытание: например, история для архитектора-реставратора.

Как видно, готовиться к учебе на архитектора необходимо заранее, и одного лишь изучения школьной программы будет не достаточно. На данный момент в нашей стране существуют различные профильные школы для детей, где юных учеников обучают графике, художественному рисунку и компьютерному моделированию. Все это позволяет как можно раньше раскрыть талант ребенка и получить преимущество при поступлении в вуз.

Как построить карьеру

Работа архитектора сочетает в себе как технический подход, так и художественный. Следовательно, человек, претендующий на эту профессию, должен быть разносторонне развит: как инженер − обладать пространственным мышлением и владеть современными технологиями проектирования, как дизайнер − знать историю развития своей отрасли, много рисовать, изучать работы мастеров своего дела.

Что касается личностных качеств, то архитектору, бесспорно, необходимо трудолюбие и внимательность – это поможет работать над чертежами, не допускать ошибок в своих расчетах и доводить начатое до конца. Кроме того, при создании и продвижении своих идей необходимо будет уметь отстаивать свое мнение. Добиться успеха в архитектурной среде также поможет оригинальность, художественный вкус и чувство стиля.

Прежде чем молодой выпускник станет главным архитектором, ему предстоит потрудиться: сначала помощником, затем через 5-7 лет ведущим специалистом, далее при наличии организаторских способностей и умении нести ответственность возглавить работу над каким-либо проектом.

Зачастую в архитектуру может прийти специалист из другой смежной области: например, инженер-проектировщик, занимающийся разработкой планов зданий и отдельных его систем. Однако для такой смены деятельности ему понадобится наличие творческой жилки. Кроме того, из архитектуры также можно перейти в другую сферу: например, выбрать и составлять дизайн-проекты квартир, загородных домов, коммерческих и общественных помещений. Дизайнер может работать как в крупной компании, так и после достижения определённой известности организовать собственную частную контору.

Несомненно, этот труд имеет свои плюсы и минусы. Однако он позволяет раскрыть творческий потенциал человека, а деятельность архитектора призвана нести пользу обществу, поскольку направлена на удобство и красоту оформления пространства.

Профессия архитектор перспективна и привлекательна для молодых людей: раскрытие художественных талантов, интересная работа, востребованность на рынке труда и стабильный доход – её несомненные плюсы. Возможные минусы – долгий путь к карьерным вершинам и необходимость дополнительной подготовки к поступлению в вуз, немаловажную роль в которой играют художественно-архитектурные школы для детей. Тем не менее, затраченные усилия не пройдут даром – вы обязательно станете ценным и востребованным специалистом! И не важно, какая у вас будет специальность: архитектор, дизайнер или инженер, главное, чтобы вы занимались любимым делом, которое приносило бы вам удовольствие.

Каждому человеку хочется иметь собственное жилье. Причем желательно, чтобы это жилье было и безопасным, и комфортным, и красивым как внутри, так и снаружи. Кроме того, для жителей городов очень важно, чтобы улицы и дома располагались разумно (то есть, максимально удобно для проживания большого количества людей). Как это сделать, знает архитектор, стать которым хотят многие абитуриенты.

Каждому человеку хочется иметь собственное жилье. Причем желательно, чтобы это жилье было и безопасным, и комфортным, и красивым как внутри, так и снаружи. Кроме того, для жителей городов очень важно, чтобы улицы и дома располагались разумно (то есть, максимально удобно для проживания большого количества людей). Как это сделать, знает архитектор, стать которым хотят многие абитуриенты.

Популярность этой профессии легко объяснима. Во-первых, она относится к разряду престижных, во-вторых открывает большие возможности для самореализации, а в-третьих, позволяет добиться финансовой независимости. Только вот стать архитектором может далеко не каждый, так как эта профессия, как и многие другие, имеет свои специфические особенности, о которых мы сегодня и поговорим.

Кто такой архитектор?


Специалист, осуществляющий архитектурное проектирование и разработку объемных планов зданий, внутренних пространств и фасадов. Также достаточно часто в обязанности архитектора входит расчет надежности конструкций зданий.

Название профессии произошло от греческого αρχι- (главный) и τέκτων (строитель), а самым первым известным современной науке архитектором являлся Имхотеп (III век до н.э.), под руководством которого велось строительство Пирамиды Джосера. Однако это не единственный претендент на первенство в этой сфере деятельности. Согласно Священному Писанию, первыми архитекторами были Веселеил и Аголиав (строители Скинии).

Сегодня архитекторы лично практически никогда не контролируют все этапы строительства, так как для этого имеются другие квалифицированные специалисты. Под непосредственным руководством архитектора остался только этап проектирования, от которого и зависит безопасность, надежность, удобство и красота возводимых строений. Кстати, сама профессия архитектора имеет несколько направлений: архитектор-градостроитель, архитектор-рестовратор, ландшафтный архитектор и т.д.

Не сложно догадаться, что главной задачей архитектора является поиск наиболее оптимальных решений при проектировании с учетом особенностей местности, безопасности строений и рационального использования площадей. Среди должностных обязанностей можно выделить проектирование объекта, разработку проектной документации, визуализацию будущих построек и разработку дизайн-проектов.

Какими личностными качествами должен обладать архитектор?


Профессия архитектора расположилась на стыке двух диаметрально противоположных профессий: художника и инженера. Соответственно архитектор должен обладать личностными качествами, позволяющими совмещать и творческие наклонности и способность к трезвому математическому расчету. Среди таких качеств можно выделить:

  • хорошо развитое пространственное мышление;
  • отменный художественный вкус и общее чувство гармонии и стиля;
  • превосходную зрительную память и наблюдательность;
  • способность к рисованию;
  • аналитический склад ума;
  • креативность;
  • пунктуальность;
  • усидчивость;
  • коммуникабельность;
  • организаторские способности;
  • стрессоустойчивость;
  • эрудированность;
  • рациональность.

Преимущества профессии архитектора

Человечество всегда испытывало и будет и испытывать потребность в возведении новых домов и городов. А это значит, что профессия архитектора всегда будет востребована, и молодой специалист относительно легко сможет найти работу. Однако не только это привлекает огромное количество абитуриентов, желающих стать архитекторами. Те, кто твердо решили поступить на кафедру архитектуры знают, что профессия архитектора гарантирует им:

  • многообещающие карьерные перспективы - при наличии таланта и большой трудоспособности всего за 5-7 лет молодой специалист может преодолеть путь от помощника до главного архитектора.
  • высокий заработок - сегодня практически все специалисты в сфере архитектуры получают вполне достойную заработную плату (от 25 до 100 тысяч рублей).
  • возможность реализовать свои амбициозные планы - очень многие талантливые архитекторы смогли добиться мировой известности, что позволяет им диктовать моду на тот или иной стиль в архитектуре.

Недостатки профессии архитектора


Работа архитектора , как и любой другой профессии, имеет не только преимущества, но и недостатки. И самым явным недостатком является то, что несмотря на хорошие карьерные перспективы добиться резких успехов не удастся. На пути к вершине карьерной лестницы молодому специалисту придется пройти все этапы - от подмастерья до ведущего специалиста.

Еще одним недостатком этой профессии можно считать довольно таки сложный процесс обучения, в ходе которого студентам приходится не только корпеть над многочисленными и самыми разнообразными чертежами, но и проходить практику на стройке (при этом чаще всего простым разнорабочим).

Многие специалисты среди недостатков своей профессии также называют необходимость воплощать желания заказчиков, которые не всегда вызывают положительные эмоции. Поэтому иногда архитекторам приходится тратить много времени и нервов на то, чтобы переубедить заказчика, и доказать ему нерациональность его желаний.

Где можно получить профессию архитектора?

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

На сегодняшний день в России существует огромное количество высших учебных заведений, где

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Профессия архитектор

2. Философское понятие профессии архитектор

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Большой красивый новый дом

Растет в квартале нашем.

Как много башенок на нем,

И как он весь украшен!

Чтоб этот дом построен был,

Работал архитектор:

В уме сначала сочинил

Десятка два проектов.

Потом один он отобрал

И на листе бумажном

В разрезе дом нарисовал -

Здесь все детали важны.

Вот здесь - карниз, а здесь - фасад,

Здесь - арка и балконы,

Окон высоких строгий ряд,

Внизу деревьев кроны.

Ну да, деревьев. И о них

Подумал архитектор -

В каштанах новый дом густых

Быть должен по проекту.

Но вот уже, смотри, вокруг

И стройка закипела.

Здесь тысяча рабочих рук

Взялись скорей за дело.

Красуясь, новый дом растет.

И смотрит архитектор,

Как здесь строительство идет -

Согласно ли проекту?

С рулоном толстым чертежей

Почти без остановки

Он башню в десять этажей

Проходит шагом ловким.

Вот дом построен, наконец,

Любуемся с балкона.

А архитектор - молодец:

Он дом рисует снова!

Архитектор - одна из важнейших профессий на земле. Существует немного профессий на Земле, в которых с такой же силой ярко воплощается творческая, созидательная роль человека, раскрываются его духовные возможности, как в профессии архитектора. При помощи архитектуры человечество преобразует окружающую природу, делает ее более привлекательной и удобной для своего физического и духовного существования. Поэтому не случайно профессия архитектора - "главного строителя" - была во все времена и эпохи уважаема и чтима обществом. "Каждое произведение архитектуры начинается в уме архитектора, который формирует его идеологию",- эта мысль справедлива и сегодня, когда мы говорим о труде архитектора. В самом деле, в основе любого архитектурного сооружения лежит идея, которая зарождается в воображении его автора. Свою окончательную форму в виде архитектурного проекта эта идея получает благодаря творческой фантазии архитектора, богатству его воображения.

1. Профессия архитектор

Профессия архитектор - одна из древнейших. В странах Древнего Востока она была одной из самых почётных и доступна только знати. Образование в Древнем Египте архитектор получал в школах писцов, а мастерству учился обычно в семье: навыки и приёмы передавались из поколения в поколение. В Древней Греции (V-II вв. до н. э.) подготовка архитекторов осуществлялась в небольших частных школах под руководством опытных мастеров. О содержании архитектурного образования в последние века до н. э. можно судить по классическому труду римского архитектора Витрувия "Десять книг об архитектуре" (2-я половина I в. до н. э.). Архитектурное образование включало не только знания в области стройматериалов, строительного дела, конструкций зданий, но и сведения из геометрии, астрономии, истории, философии и др. С развитием строительства в Римской империи для подготовки архитекторов стали создаваться специальные архитектурные школы. Опыт архитектурного образования в Римской империи был воспринят Византией и другими странами Ближнего Востока, где решались уже новые задачи при сооружении нового типа культовых построек. В средние века подготовка архитекторов стала концентрироваться в монастырях, а в городах Западной Европы архитекторы получали подготовку в цеховых мастерских, где сохранялась преемственность профессий. В эпоху Возрождения в Италии и соседних с ней странах Европы цеховая система архитектурного образования получила новое качественное развитие. Крупнейший итальянский теоретик искусства Альберти в "Десяти книгах о зодчестве" характеризует архитектора как универсального мастера и учёного, объединяющего в себе художника и инженера. В цеховых мастерских будущего зодчего отдавали для обучения к определённому мастеру, под руководством которого он изучал архитектурное искусство, классические памятники, т. н. ордера, стройматериалы, овладевал способами их обработки, знаниями в области математики и других наук. Многие выдающиеся архитекторы Возрождения - Брунеллески, Браманте, Микеланджело и др. после ученичества у мастера совершенствовали своё Архитектурное образование, участвуя в раскопках и изучая древние памятники.

В 17-18 вв. в Италии, Франции и затем в ряде других государств Европы были открыты академии изящных искусств, в которых наряду с художниками и скульпторами готовились архитекторы (в 1671 во Франции основана специальная Королевская академия архитектуры). В академических мастерских будущие зодчие проходили практическое обучение каждый у своего мастера архитектуры. В академиях были разработаны и изданы универсальные курсы архитектуры, имевшие для своего времени научное значение.

В середине 19 в. во Франции, Германии, России и некоторых других странах появились. высшие технические школы, в том числе инженерно-строительные, в которых стали готовить, в частности, и инженеров архитектурного профиля. Это привело к разделению профессии архитектора на две - архитектора-художника - для сооружения монументальных зданий и инженера-архитектора, или гражданского инженера, - для постройки утилитарных зданий. Разделение архитектурной школы на художественную и техническую в ряде западных стран (например, в Австрии, Франции, ФРГ, Швейцарии) остаётся и сейчас. Архитекторы, кончающие художественные школы, обязаны сдавать государственные технические экзамены для получения прав строителя, что удлиняет срок Архитектурное образование иногда до 8-10 лет.

Истоки архитектурного образования в России восходят к периоду образования древнерусского государства (10 в.). В древности артели строителей воспитывали мастеров архитектуры на практике. В 16-17 вв. в Москве было организовано обучение мастеров каменных дел под контролем государства в Приказе каменных дел. Петр I посылал молодых зодчих учиться в Голландию и в другие страны Зап. Европы и проектировал основание Академии художеств. В 1749 в Москве несколько частных профессиональных школ, "архитектурных команд" слились в команду выдающегося архитектора Д.В. Ухтомского. В 1757 в Петербурге была основана "Академия трёх знатнейших художеств", преобразованная в 1764 в Академию художеств во главе с А.Ф. Кокориновым, из стен Академии вышли выдающиеся русские зодчие. Ученик Ухтомского М.Ф. Казаков основал в конце 18 в. архитектурное училище при Экспедиции кремлёвского строения в Москве. С 1866 - Училище живописи и ваяния (основано в Москве в 1846) начало подготовку архитектором и получило название Училища живописи, ваяния и зодчества (существовало до 1918). В середине 19 в. в Петербурге был открыт Институт гражданских инженеров для подготовки специалистов-строителей, в том числе архитекторов (в их подготовке преобладали технические науки). философское профессия архитектор инженерная

После Великой Октябрьской социалистической революции в основу системы архитектурного образования был положен принцип объединения художественного и технического обучения будущего архитектора. Постановлением СНК РСФСР, подписанным В.И. Лениным (19 ноября 1920), были созданы в Москве на базе бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), в том числе и архитектурные. В 1926-27 Вхутемас реорганизован в Высший художественно-технический институт (Вхутеин), где на архитектурном факультете была введена специализация по различным видам сооружений, по планировке городов и по декоративно-пространственной архитектуре. В 1930 на основе архитектурного факультета Вхутеина и такого же факультета, организованного в 1916 при Московском высшем техническом училище, был создан Высший архитектурно-строительный институт, с 1933 - Московский архитектурный институт, который стал центром архитектурного образования в стране.

За годы Советской власти создана сеть архитектурных факультетов и отделений при вузах разного профиля - инженерно-строительных, художественных, политехнических. В СССР в 1968 имелось около 40 таких факультетов и отделений, в том числе в Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Киеве, Львове, Харькове, Минске, Таллине, Риге, Каунасе, Вильнюсе, Тбилиси, Ереване, Баку, Ташкенте, Самарканде, Алма-Ате и др.

2. Философское понятие профессии архитектор

Для того чтобы понять философские аспекты в деятельности инженера, нужно понять, что же именно они представляют. Что такое философские аспекты? Тем более, характерные конкретно для этой сферы деятельности. Объяснение данного словосочетания, данной концепции неминуемо приводит к ряду вопросов, умозаключения и ответы на которые и приведут нас к обобщённому выводу, который, по сути своей и будет раскрывать смысл данного словосочетания.

Что такое же инженерная деятельность?

Интересно, что в БЭС (Большой Энциклопедический Словарь) не присутствует определения слова "инженер", но если взять близкое по значению слово "инжиниринг", то мы можем видеть следующее определение.

Инжиниринг - от лат. Ingenium - изобретательность, выдумка, знание. Связь науки и техники, основное предоставление которой заключается в доведении инноваций и опытно-конструкторских разработок до производства.

Целью инженера является модернизация, которая должна повлечь гармоничное развитие. Не уточняется у "чего" именно должно быть гармоничное развитие, это лишнее. Любой инженер должен понимать, что повлечёт за собой то, или иное нововведение, трезво оценивать, какие последствия приведёт та, или иная инновация. Из этого можно сделать умозаключение, что создание и развитие техники, информационных процессов, технологий делает деятельность инженера всеохватывающей. В этой связи следует обратить внимание на то, что при полных циклах автоматизации человек исключается из технической системы, но он все же остается главным агентом в процессе разработки, внедрения и освоения новых техники и технологии. Анализ инженерной деятельности требует учета двух концепций техники: инструменталистской и социально-детерминистической. Раскрытие их диалектики предполагает применение системного и деятельностного подходов, так как это позволит понять социокультурный аспект, где техника и технология рассматриваются в связи с бытием, потребностями и ценностями общества. Необходимость философского исследования инженерной деятельности вызвана еще и теми негативными последствиями, которые явились результатом односторонне-прагматического подхода к созданию и использованию техники и технологий. Надо также учитывать диалектическую связь цели, средств, результата, что позволяет предвидеть перспективы и последствия создаваемых новых технических объектов. Здесь на передний план выдвигаются вопросы гуманизации техники и технологии, которые не приносили бы вреда человечеству и природе. В этой связи особенно возрастает роль мировоззренческих и аксиологических аспектов. Степень научной разработанности проблемы в последние годы показывает, что резко возрос интерес к философии техники как специфической области философского знания. Особое внимание обращается на анализ специфики инженерной деятельности. Генетически эта деятельность выделилась из технической деятельности с возникновением машинного производства. С этого времени начинает формироваться инженерная деятельность как профессия, связанная с регулярным применением достижений науки в производственной практике.

Итак, подытожив вышеизложенное, мы можем ответить на первоначальный вопрос раздела: что такое инженерная деятельность". В результате чего получаем следующее:

Инженерная деятельность - это форма отношения к окружающему, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах гармонической модернизации и инновационного прогресса, реализуемого на производственном уровне.

И как следствие, ответ на поставленный вопрос в данном разделе, даёт нам право перейти к следующему.

Присутствует ли философия в инженерной деятельности?

Любая наука в высшем своём проявлении "упирается" в философию. Потому что, уровень развития технологий на сегодняшние дни не даёт достаточно глубокого анализа, который бы привёл нас к максимально детальному изучению процессов характерных для той или иной дисциплины. Человечество до сих пор максимально не знает, как горит огонь, что такое ток, не изучило оно и все свойства воды. Казалось бы, простейшие явления и процессы, повседневно присутствующие в нашем быту, до сих сокрыты от нас. Мы не знаем, как они работают на самом деле, мы просто предполагаем это, основываясь на результате.

Казалось бы, зная это, можно сразу ответь ан поставленный в разделе вопрос, но, по мнению автора, необходимо более детально рассмотреть саму "конструкцию" инженерной деятельности, потому что данный вид деятельности, как в прочем и каждый вид, имеет ряд особенностей, выделяющих его над другими. И целью данного раздела становится уже не просто вопрос "присутствует ли философия", а "как философия присутствует" в инженерной деятельности.

Рассмотрение инженерной деятельности в исторической ретроспективе позволяет сделать вывод, что возникновение, становление и развитие инженерной деятельности является следствием исторического развития потребностей материального производства и непосредственно связано с формированием технических наук.

Исторический подход к анализу инженерной деятельности позволяет обосновать изменение взаимоотношения между субъектом и средством труда при различных технологических способах производства. Так, в мануфактурном производстве субъект становится всё более зависимым от техники и наблюдается процесс постепенной объективации субъекта, хотя техническая деятельность строится по преимуществу на субъективной основе. При машинном производстве субъективный принцип уступает место принципу объективному, и инженерная деятельность начинает строиться на объективной основе. В эпоху автоматизированного производства связь между субъектом и средством труда становится всё более свободной, и инженерная деятельность строится на свободной основе, где ведущим принципом является ориентация на субъект производства.

Согласно принципу социального детерминизма инженерная деятельность обусловлена разнообразными социально-экономическими причинами: такими, как способ производства, структура общества, политическая и духовная сферы общества, конкретно-исторические условия. Анализ последних позволяет понять, что инженерная деятельность имеет четкую социальную направленность, а инженер всегда выполняет определенную потребность общества.

При анализе источников и движущих сил развития обнаруживается противоречивая природа инженерной деятельности. Перед инженером всегда стоит задача усовершенствования техники на основе знаний законов природы и их трансформации в технические принципы. Сущность инженерного мышления состоит в способности находить, анализировать противоречия в развитии техники и оптимально их разрешать. В работе обосновывается мысль, что инженер в своей деятельности касается трех групп противоречий:

Противоречий, возникающих внутри техносферы;

Противоречий между объективными (вещественными) и субъективными (личностными) компонентами системы;

Противоречий, возникающих между природой и обществом.

На общесоциологическом уровне нами выделяется система движущих сил как совокупность объективных и субъективных факторов, ведущих к разрешению объективных противоречий действительности. При этом особо подчеркивается, что движущие силы имеют диалектическую природу.

Противоречивая природа инженерной деятельности заключается в том, что знание инженера всегда направлено на превращение естественного в искусственное, не имеющего аналога в природе, но при этом дублирующим, так или иначе, её законы. Сочетание в инженерной деятельности естественной и искусственной ориентации заставляет инженера опираться на законы науки и на законы существующей техники одновременно. В ходе исторического развития наблюдаются эволюционные и революционные преобразования внутри самой инженерной деятельности. Противоречивость последней состоит в том, что появляющееся в начале решения поставленной задачи оригинальное решение, может и должно неоднократно совершенствоваться в дальнейшем.

И отвечая на вопрос данного раздела, имея уже в запасе знания изложенного материала, мы можем сделать вывод.

Философия в инженерной деятельности присутствует на "стыке" противоречивости природного и технического составляющего прогресса, и инженер, как инструмент внедрения инноваций и модернизаций в общество, должен строго аргументировать каждое своё действие, и трезво оценивать его дальнейшие последствия, и при всём этом, оставлять должный "запас" на будущее усовершенствование ещё не сделанного действия.

Заключение

Что такое инженер? Итак, теперь мы подошли к вопросу, который окончательно поможет составить нам, основываясь на всём материале реферата, ряд философских аспектов в инженерной деятельности. Но для подведения итогов, мы должны ответить на последний вопрос, а именно, развернуть ответ на вопрос, касающегося непосредственно инженера. Как было упомянуто ранее "инструмента" инженерной деятельности.

Как правило, инженер ориентируется на основные принципы решения технических задач. Однако мир техники (техносфера) постоянно усовершенствуется, расширяется. В связи с этим появляется множество областей техники, в которых этот уже известный принцип еще не использован. В эпоху специализации наиболее четко проявляется действие двух типов инженерной деятельности (по существу тесно связанных с творчеством): изобретения принципиально нового и совершенствования уже имеющегося. В процессе улучшения могут рождаться новые идеи, стимулирующие процесс изобретения.

В деятельности инженера значительное место занимает разрешение противоречия между техническими потребностями и возможностями их удовлетворения при имеющемся уровне развития техники, а также противоречия между техникой и технологией. Поскольку в одних случаях технология определяет проектирование и конструирование техники, в других - технология определяется функционирующей техникой, в-третьих - имеет место сочетание и совместное действие техники и технологии. В работе делается вывод, что уяснить сложную природу взаимоотношений техники и технологий можно лишь в контексте их связи с деятельностью.

Новой ступенью познания мира, через инженера, должна стать целостная общенаучная картина мира, которая включает в себя обобщенные представления о природе (естественнонаучная картина мира), об обществе (социальная), о человеке (антропологическая). Кроме того, выделяют и специальные научные картины мира как представления о предметах отдельных наук. Научно-инженерную картину, следует отнести к специальной научной картине мира как представления о технике, технологии и научно-технических знаниях.

Переход от классической науки к неклассической философии стимулировал формирование современной научно-инженерной картины мира. Как правило, этот переход связан с конкуренцией парадигм, как следствия несопоставимости картин мира, лежащих в их основе, и сходства познавательных задач, стоящих перед ними. Наиболее плодотворным путем в понимании эволюции научно инженерной картины мира является анализ исторической эволюции взаимоотношения науки и техники. В этой связи отмечается, что на первых этапах речь идет в основном о технической картине мира, которая базировалась на технических знаниях, имеющих по преимуществу эмпирический характер.

Список использованной литературы

1. Чепелик В.В. Зодчие средневековья и Нового времени (VI-XIX вв.). - Киев, 1990.

2. Николаев И.С. Профессия архитектора. - М., 1984.

3. www.ru.wikipedia.org.

4. www.kto-kem.ru/professiya/arhitektor/.

5. www.prof.biografguru.ru.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности формирования архитектурного пространства. Материально-пространственная среда города и проблемы ее формирования. Влияние деятельности архитектора на процесс формирования материально-пространственной среды, ее реконструкции и модернизации.

    реферат , добавлен 18.09.2014

    Основные биографические вехи и деятельность основоположника рационалистичного направления в современной архитектуре Вальтера Гропиуса. Разработка нового архитектурного языка железобетона и металла. Перечень проектов и построек немецкого архитектора.

    реферат , добавлен 16.08.2012

    Оценка необходимости специальных знаний для проектирования и строительства зданий и сооружений. Основное содержание деятельности архитектора, главные требования к его личностным и профессиональным качествам, анализ роли и значения на современном этапе.

    презентация , добавлен 21.12.2013

    Основные особенности архитектуры загородной резиденции Венето. Старинные родовые виллы Медичи: Петрайя, Кастелло и Поджо а Кайано, их культурное значение. Особенности архитектурного языка Андреа Палладио. Биографические факты из жизни архитектора.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2014

    Анализ статуса архитектора. Антропоморфная размерность в архитектуре. Линейное коммуникативное пространство. Трехмерное пространство воспроизводства жизни и культуры. Московское градостроительство. Проявление природных факторов в архитектуре (солнце).

    контрольная работа , добавлен 25.12.2010

    Краткий очерк жизни и творчества выдающегося архитектора современности Нормана Фостера. Сущность и специфика идеологии Фостера, особенности его понимания искусства и своего стиля. Использование Фостером современных технологий и материалов, предпочтения.

    реферат , добавлен 05.09.2010

    Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет - каталонский архитектор. Его биография, становление, раннее творчество. Роль знакомства с Эусеби Гуэлем в развитии творчества и судьбе архитектора. Характеристика ряда выдающихся творений известного архитектора.

    презентация , добавлен 25.01.2011

    Биография Алексея Викторовича Щусева - русского и советского архитектора. Анализ творческой деятельности Щусева как историка архитектуры, педагога, автора градостроительных проектов, культовых, жилых и общественных зданий, мемориальных сооружений.

    реферат , добавлен 24.05.2013

    Ознакомление с биографией Захи Хадид. Рассмотрение нестандартного и оригинального дизайна архитектора. Изучение основ постройки обитаемого моста над Темзой, перевёрнутого небоскреба, клуба на вершине горы в Гонконге. Основные постройки автора в России.

    презентация , добавлен 30.10.2014

    Основные вехи жизненного пути великого архитектора А. Гауди, этапы и факторы становления его неповторимого стиля. Архитектурное богатство Барселоны, вклад А. Гауди в становление облика испанской столицы. Проект тематической экскурсии по данной теме.

Архитектор - специалист по проектированию и сооружению зданий.

Это инженер, программист и художник в одном лице. Люди этой профессии мечтают возводить дворцы, а в реальной жизни проектируют магазины и жилые дома. Архитекторы разрабатывают интерьеры и работают над планировкой зданий.

Главная цель профессии – получить безопасное, оригинальное и уникальное архитектурное строение, в котором будет эффективно использоваться площадь.

Должность имеет несколько видов в соответствии с родом деятельности:

  • ведущий архитектор проекта – управляет процессом строительства;
  • архитектор по ландшафтному дизайну – подготавливает проекты приусадебных участков, садов и парков, создавая уникальный дизайн.
  • архитектор-градостроитель – проектирует городские районы или крупные комплексы, ведет разработку градостроительной документации и генеральных планов населенных пунктов;
  • реставратор архитектуры – возрождают архитектурные памятники;
  • главный архитектор города или района – государственный служащий, который разрабатывает местную нормативно-правовую документацию и контролирует ее исполнение по части градостроительства;
  • историк (теоретик) архитектуры – занимается научной или преподавательской деятельностью по части архитектурного строительства.

Архитектор – создает интересные задумки, разрабатывает проектную документацию и и выполняет строительные чертежи. Контролирует реализацию проекта на авторском уровне.

История профессии

Профессия архитектор очень древняя и берет свое начало с возведения храмов, дворцов и крепостей. Первым известным архитектором считают Имхотепа, который осуществлял руководство над строительством египетской пирамиды Джосера.

Архитектура начинает стремительно развиваться в эпоху Возрождения, которая пришлась на 15 -16 века. Это важный период для Италии, который сопровождается развитием образования искусства, формированием новых стилей зодчества.

На сегодняшний день должность архитектора очень востребована. Современный архитектор уже не руководит строительством объекта, а только разрабатывает его проект.

Профессиональный праздник

Вторая мировая война принесла с собой разруху. Для восстановления памятников зодчества и зданий предприятий в 1946 году был создан международный союз архитекторов.

С 1996 года Всемирный День архитектора отмечают в первый понедельник октября.

Плюсы и минусы

Работу архитектора трудно назвать легкой.

  • Очень часто трудиться приходится в положении сидя, что сопровождается болями в спине и шее.
  • Иногда для осуществления авторского надзора приходится выезжать на строительную площадку. Не соблюдение техники безопасности может привести к травмам, а также отравлению строительной пылью и другим заболеваниям органов дыхания.

Архитекторы зачастую жалуются на бессонные ночи, на недобросовестных заказчиков, на халатность строителей и не актуальные нормы. Однако, мало кто решается поменять профессию: призвание архитектора остается за человеком на все жизнь.

Есть у профессии и положительные моменты.

  • Архитекторы пользуются уважением общества.
  • Плод Вашего творения осязаем.
  • Архитектор может построить хорошую карьеру.
  • Должность дает обширные возможности для свободы самовыражения и творчества.

Работая архитектором можно курсировать между различными сферами деятельности: трудится на благо больших и маленьких фирм, пробовать себя в жилых, офисных технологиях или заниматься проектированием интерьеров.

Требования к профессии

При устройстве на должность архитектора к соискателю предъявляют следующее:

  • наличие высшего профильного образования;
  • стаж работы от двух лет;
  • умение работать AutoCAD и других профильных программах;
  • чтение и оформление проектной документации.

Должностные обязанности архитектора

Специалист должен заниматься:

  • проектированием зданий и сооружений;
  • оформлением смет и чертежей;
  • разработкой проектной документации;
  • выполнением расчетов и занесением данных в таблицы;
  • созданием дизайн-макетов;
  • переговорами с авторами проектов и заказчиками;
  • осуществлением авторского контроля строительного процесса.

Кроме этого в обязанности архитектора может входить:

  • создание 3D-визуализации объектов строительства;
  • работа над дизайн – проектами;
  • согласование проектной документации.

Ответственность

Профессия архитектора требует от его обладателя серьезного отношения к своей работе. На плечах этого человека лежит огромная ответственность за качественное строительство и последующую эксплуатацию объекта.

Правонарушения и материальные убытки, нанесённые в ходе служебных обязанностей, караются законом.

Полномочия

  • Архитектор имеет право оговаривать с руководством срок выполнения работы и сообщать о проблемных вопросах относительно ее выполнения.
  • Запрашивать в подразделениях необходимую ему информацию, касающуюся должности.

Хороший архитектор не ждет пока ему все предоставят на блюдечке. Он может затребовать у руководства необходимую ему документацию, а также вносить свои предложения и разработки в проектные решения.

Особенности профессии

Самое трудное в работе архитектора – постоянная нагрузка. Приходится трудиться сверх нормы в рабочие дни, да еще и нужно выходить в выходные. Иногда требуется сидеть над проектом всю ночь напролет, а утром снова идти на работу. Постоянная нехватка времени: над чем бы Вы ни работали, часов нужно вдвое больше, чем отведено для выполнения задачи.

Для архитектора важно вдохновение, но истинные таланты должны уметь создавать шедевры, не имея душевного настроя.

Профессиональные навыки и умения

Багаж знаний у архитектора должен быть внушительным.

Необходимо:

  • знать строительные нормы и правила;
  • работать в автоматизированных программах проектирования Autodesk, Graphisoft ArchiCAD;
  • уметь самостоятельно разрабатывать основные конструкционные решения, необходимую рабочую документацию, создавать архитектурные чертежи;
  • ориентироваться в методике проектирования и производить расчеты;
  • иметь развитый эстетический и художественный вкус;
  • знать основы экологии, геодезии, картографии;
  • обладать художественными навыками для создания рисунков, графиков, композиций;
  • иметь аналитический склад ума и способности к математическим вычислениям.

Приветствуются знания:

  • английского языка на разговорном уровне;
  • нюансов разработки проектов зданий под магазины;
  • особенностей современных строительных материалов.

Личные качества

Кроме того, ценится:

  • умение работать в команде и иметь организаторские способности;
  • ответственность, креативность и бдительность;
  • чувство вкуса и гармонии;
  • хорошая память и пунктуальность.

Для профессионального архитектора важно:

  • любить заниматься черчением;
  • иметь развитое цветовое восприятия;
  • умение мыслить абстрактно;
  • обладать хорошим глазомером;
  • уметь сосредоточиться;
  • быть стрессоустойчивым;
  • создавать образы согласно словесному описанию и наоборот;
  • быть обладателем интуитивного мышления.

Карьера архитектора

Именитыми специалистами становятся не за один день. Многие начинают с простого строителя или инженера. Потом Вам могут доверить проектирование деревянных домов и бань.

Хорошо, если Вы немного поработать помощником архитектора или стать членом их команды. Получить должность старшего архитектора, если вы хорошо себя зарекомендуете с профессиональной точки зрения, можно примерно через 5 – 7 лет.