Толкование гексаграммы 35 склярова. Гуа верхний, ли


Восхождение

Требуйте вместо любви к человечеству ненависти ко всему, что валяется на дороге и мешает идти вперед.
Александр Герцен

Состав

ГУА ВЕРХНИЙ, ЛИ. ОГОНЬ. ЯСНОСТЬ. СРЕДНЯЯ ДОЧЬ. ЮГ. ГЛАЗ.
ГУА НИЖНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.

Ключевые слова

Восход. Прогресс. Движение вперед.

Объяснение структуры

Огонь над Землей - символ Ясности, Озарения, Восхождения к вершинам Духа (в том числе).

Структура обоих гуа

ГУА НИЖНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.

НАЧАЛЬНЫЙ ИНЬ.

Всякое продвижение сопряжено с начальными трудностями. Ребенок, который учится ходить, много раз упадет, прежде чем сделает первый шаг, но это - необходимость на всяком пути.

ВТОРОЙ ИНЬ.

Учись у праотцов, соблюдай преемственность традиций и опыта.

ТРЕТИЙ ИНЬ.

Соблюдение правил, законов обязательно. Волеизъявление, позволяющее вершить большие дела, должно воспитываться.

ГУА ВЕРХНИЙ, ЛИ. ОГОНЬ. ЯСНОСТЬ. СРЕДНЯЯ ДОЧЬ. ЮГ. ГЛАЗ.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЯН.

Пороки человеческие препятствуют просветлению сознания.

ПЯТЫЙ ИНЬ.

Не следует жалеть о том, что потеряно, и о том, что еще не приобретено. Надо помнить: то, что отдал - твое.

ВЕРХНИЙ ЯН.

Только собственными силами, опытом возможно движение вперед, прогресс миллионов состоит из миллионов прогрсссов.

Главное в гуа

Мягкость. Инь, продвигаясь, занимает уровень Правителя. Ясность показывается над Землей, двигаясь от Послушности к Сиянию (Красоте).

Основной тезис

Ясность - образ расцвета, озарения всего на Земле.

Прорицательный аспект

Социальное и духовное продвижение как данность свыше.
Мрачные предчувствия по большей части не оправдаются.
Помощь от более могущественных, влиятельных людей гарантирована.

Соответствие с Таро

Может быть поставлен в соответствие Аркан XIX, Солнце. Аркан Солнце по праву считается наилучшим из всех Арканов Таро. Он означает осуществление Высшего в себе.

Солнце говорит о росте, зрелости, успехе сверх ожиданий.

Аркан XIX выражает в мире божественном высочайшее небо, в мире интеллектуальном - Священную Истину, в мире физическом - тихое счастье. Это Аркан интуиции, он дает представление о Богооткровенной простоте познания, наделяющего дух глубокой проникновенностью взгляда, не потревоженного ни сомнениями, ни порождаемой сомнениями нерешительностью. Это видение вещей такими, какие они есть на самом деле. Аркан учит получать простые и чистые впечатления без каких-либо интеллектуальных надстроек. Эти впечатления являют вещи в их первозданном виде.

Поэтому, когда мы говорим о родительской любви, о ритуалах, например о молитвах с четками, мы не уклоняемся от темы данного Аркана и этого знака - напротив, мы постигаем их глубинную суть. Солнце вообще - символ достижения единства разума и спонтанной премудрости или интуиции.

Если есть восход, значит, есть закат. Есть продвижение значит, есть то, что ему навредит, потому принимают это посредством знака МИН И, ПОРАЖЕНИЕ ЯСНОСТИ.

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика.

Свершения в разных сферах зависят от людей более могущественных. Духовный рост как данность. Постепенное восхождение к вершинам успеха.

2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

В бизнесе - закон и порядок, соблюдение договоренностей. Аккуратность. Успех приходит, если продвигаться к нему мелкими шагами.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

Любовные отношения развиваются постепенно. Пока вы в начале пути, но в дальнейшем вас ждет взаимная любовь. Возможно, она перерастет в желание брака.

4. Межличностные отношения.

В межличностных отношениях - строгое распределение ролей, у каждого есть свое место на вашей иерархической лестнице, причем справедливое.

5. Здоровье (на физическом и тонком планах).

Проблемы с кровыо, в дальнейшем они могут стать довольно серьезными. Прогрессивное продвижение, восхождение к вершинам.

АРКАН XIX, СОЛНЦЕ

Аркан XIX, Солнце, Аркан соединения разума и спонтанной премудрости, Аркан интуиции.

"По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые" (Евангелие от Матфея). Так и гадающий, которому в раскладе выпал этот добрый знак, получит доброе, хорошее. То, что он желает, на что надеется, будет исполнено для него судьбой.

Вера Склярова. Карточный канон "И-Цзин"


Сиятельному князю надо жаловать коней и в круговороте дня трижды принимать (подданных).

В выдвижении и в отступлении! - (Если пребудешь в) стойкости, (будет) счастье. Не будет правды. (Но если отнесешься к этому) невозмутимо, (то) хулы не будет.
В выдвижении и в подавленности! - (Если пребудешь в) стойкости,(будет) счастье. Получишь такое великое благополучие от матери твоего царя.
Доверие многих. - Раскаяние исчезнет.
(Если) выдвинешься, как хомяк, (то) стойкость (будет) опасна.
Раскаяние исчезнет. Ни принимай близко к сердцу ни потерю, ни обретение. - Выступление - к счастью, ничего неблагоприятного.
Выставляй свои рога лишь для того, чтобы покарать (свой) город. - (Положение) опасно, (но оно) - к счастью: хулы не будет. Стойкость - к сожалению.

Название

Цзинъ (Восход): расти и процветать (образ молодых растений, озаренных солнцем); продвигаться вперед, возрастать, прогрессировать; получать повышение, подниматься, идти вверх; насыщать, пронизывать. Иероглиф изображает летящих птиц на рассвете.

Образный ряд

Вы медленно и уверенно поднимаетесь вместе с восходом солнца, с великой силой, дающей и принимающей дары. Это время для наступления. Вы получите благословение свыше. Будьте спокойны и величавы, как подобает сиятельному князю. Способствуйте возникновению и развитию вещей. Одаряйте их своей силой и духом. Пришла пора по-новому взглянуть на себя и на обстоятельства своей жизни. Энергия света несет вас вперед - не сопротивляйтесь ей. Купайтесь в сиянии. Соединитесь с другими людьми, чтобы свет вашей великой идеи засиял еще ярче. Пользуйтесь своим внутренним светом для осознания дао.

Внешний и Внутренний миры

Огонь и Земля

Свет возникает из тьмы и оплодотворяет землю, распространяя благоденствие.

Процветание и просветление содержат скрытую возможность осознания существующих трудностей.

Последовательность

Нельзя вечно наращивать величие. Осознание этого позволяет пользоваться восходом.

Определение

Восход означает наступление дня.

Образ

меч дракона - в ножнах.

Символ

наконец представилась возможность достичь цели.

Огонь разливается над землей. Восход.

Благородный человек рождает свет, чтобы делать ясным путь силы и добродетели.

Линии гексаграммы

Вначале шестерка

Если, выступая и отступая, пребудешь в стойкости - будет счастье.
Не будет доверия.
Но если отнесешься к этому великодушно, хулы не будет.

Вы действуете нерешительно и не встречаете доверия со стороны окружающих. Однако будьте великодушны и не вините их в своих первоначальных неудачах. Положение изменится, и вы получите возможность блестяще проявить свои способности.

Шестерка вторая

В выдвижении и подавленности пребудешь стойким - будет счастье.
Обретешь великую милость от матери твоего государя.

Вы чем-то опечалены или подавлены. Не беспокойтесь: путь открыт. Проявите выдержку. Вы можете рассчитывать на помощь извне - в этой позиции она Символизируется женским началом, которое облечено властью.

Шестерка третья

Доверие многих.
Раскаяние исчезнет.

То доверие, которого вам раньше не оказывали, наконец пришло. Не надо сдерживать себя. Занимайтесь делом и ничего не бойтесь.

Девятка четвертая

Если выдвинешься, как хомяк, то стойкость будет ужасна.

Вы совершаете ошибку, выдавая кажущееся или желаемое за действительное. Упорство принесет вам беду. Избавьтесь от старых представлений и будьте открыты для новых.

Шестерка пятая

Раскаяние исчезнет.
Не принимай близко к сердцу ни утрату, ни приобретение.
Выступление - к счастью.
Ничего неблагоприятного.

Путь открыт, смело осуществляйте свои планы. Сейчас вы подобны солнцу, которое щедро одаряет всех своим теплом, не делая различия между большим и малым. Ваши действия будут благом для окружающих.

Наверху девятка

Выставляй рога лишь для того, чтобы покарать свой город.
Это положение ужасно, но оно - к счастью.
Хулы не будет.
Стойкость - к сожалению.

Благоразумно пользуйтесь своей силой. Вы можете совершить большое дело, но это лишь внешнее проявление того, что было достигнуто раньше. Ситуация нестабильна, поэтому вы должны внимательно следить за собой и приспосабливаться к требованиям текущего момента. В целом этот период завершается благоприятно.

Ассоциативное толкование

  1. На бумаге с текстом есть пробелы. Это означает незавершенность ситуации.
  2. Чиновник закрыл лицо и плачет. Слишком поздно, чтобы раскаяться и избежать неприятностей.
  3. Мяч упал в грязь. Не все получается так, как мы хотим.
  4. Петух держит в клюве весы. Это означает, что нет возможности ни плакать, ни смеяться. (В китайской традиции это трактуется как своевременность и выверенность всего, так как петух кричит рано утром, предвещая восход, а весы указывают на точность мер.)
  5. Засохшее дерево расцвело. Это - удача, которая пришла после долгого периода не¬удач.
  6. Олень держит во рту письмо. Это означает приказ о назначении.
  7. Куча золота и драгоценных камней означает богатство.

Объяснение гексаграммы по Вэнь-вану.

Продвижение. Влиятельного князя почтили множеством коней. Он удостоен аудиенции у царя три раза за один день.

  1. Это февральская гексаграмма. Она хороша весной и зимой и плоха осенью.
  2. Если больной советуется с И-Цзином и получает Цзинь, то его положение очень серьезно.
  3. Наконец-то вас оценили по достоинству. После трех месяцев неудачных попыток научиться жонглировать вы неожиданно можете удерживать в воздухе три апельсина сразу. Затем четыре, пять и шесть.

Объяснение отдельных яо по Чжоу-гуну.

Первое яо.
Начальная шестерка. Продвигаешься вперед и поворачиваешь назад. Бремя быть настойчивым и заслужить удачу. Если тебе никто не доверяет, следует оставаться спокойным. Это правильный путь.

  1. Вы открываете собственный бизнес, но когда клиенты видят, что у вас нет опыта, они не хотят иметь с вами дела. Вы продолжаете работать, пока не добиваетесь успеха.
  2. Послушание - лучший способ выразить почтение, чем внешнее поклонение.
  3. Духовные сомнения глубоки и велики.

Второе яо.
Шестерка вторая. Продвижение сталкивается с сожалением. Настойчивость приносит удачу. Достигнешь большого счастья Благодаря женщине-предку.

  1. Ваш начальник передал, чтобы вы согласовали с секретаршей время аудиенции для разговора о вашем новом плане. Но он все время вскакивает и убегает куда-то, когда вы приходите к нему. Вы думаете, что он, возможно, потерял интерес к этому разго¬вору. Вы не сдаетесь и в конце концов встреча происходит, и вы видите, что из-за вашей настойчивости он склонен слушать вас гораздо более внимательно.
  2. Вы должны вытерпеть все обиды, чтобы осуществить свой проект.

Третье яо.
Шестерка третья. Всеобщее согласие, недовольство исчезает.

  1. Вы отказываетесь от своего плана начать самостоятельный бизнес и берете себе двух партнеров. К вашему удивлению, вы все так хорошо сочетаетесь, что ваше разочарование полностью исчезает.
  2. Ваши амбиции выходят за пределы того, что в настоящее время возможно или доступно.
  3. Сотрудничество и единство делают трудное легким.

Четвертое яо.
Девятка четвертая. Продвигаешься как хомяк. Настойчивость в этом - опасна.

  1. Вы выступаете агентом одной старой богатой леди, помогая продавать ее антиквариат. Однажды вы думаете: «Никто не узнает, если я устрою себе левые комиссионные». Но затем вы отбрасываете эту идею. Позже вы узнаете, что она полностью контролировала вас и ваш подлог был бы сразу обнаружен.
  2. Хорошая ситуация не длится долго.
  3. Вы строите бесполезные планы.

Пятое яо.
Шестерка пятая. Неудовлетворенность исчезает. Не принимайте выигрыши и потери слишком серьезно. Действовать - к удаче.

  1. Неожиданно некий ваш особый талант становится широко признанным, и вас снова и снова зовут на помощь. Друзья говорят, что вы должны зарабатывать на этом деньги, но у вас нет времени на открытие бизнеса. Когда вы обдумываете все это, то решаете: «На первом месте должно быть самое главное» -и не чувствуете разочарования.
  2. Тот, кто избегает смотреть на трудности, не должен волноваться о них.

Шестое яо.
Верхняя девятка. Сейчас хорошо продвигаться «с выставленными рогами», но только для того, чтобы наказать свой город. Знать о том, что это опасно - удача, вины не будет. Если будешь слишком настойчив, то упадешь.

  1. Вы ходите в любимчиках у себя на работе и используете это преимущество для того, чтобы «исправить» коррумпированного сослуживца. Делая все очень осторожно, вы избегаете неприятных моментов. Кто-то говорит, что вам следует использовать такое умение и за пределами работы, но вы понимаете, что это означало бы излишне разбрасываться.
  2. Штурм в последнюю минуту бесполезен, если не велась подготовительная работа.

Общее толкование по Ю.Шуцкому

Образ, данный в этой гексаграмме, расшифровывается из образов триграмм, ее составляющих. Здесь внизу триграмма, обозначающая землю, а наверху - сияние, которое иногда интерпретируется как солнце, т.е. перед нами картина солнца, восходящего над землей, что обозначается и самим названием гексаграммы, которое мы переводим соответственно с этим словом - Восход. Если сопоставить эту гексаграмму с предыдущими, то намечается следующая линия развития ситуации. Нужно начать с 31-й гексаграммы, которая представляет собой синтез всех приобретенных ранее качеств и сил в их полном слиянии, в браке. Дальше говорилось о необходимости подчинения этих сил какому-нибудь постоянному закону, после чего этот постоянный закон должен быть проверен и углублен в уединении человека, на время отошедшего от деятельности. Это уединение приводит к развитию человеке той великой мощи, которая в дальнейшем может гарантировать благоприятную деятельность вовне. Только после всех этих ситуаций может, наконец, появиться та, которая представляет собою реальный выход вовне, символизированный в образе солнца, восходящего над землей. Но в таком выходе вовне совершенно необходимо направлять свою деятельность не только на пользу для самого себя, но и на пользу окружающим людям. Здесь больше, чем где бы то ни было, должна проявиться полная щедрость. Как солнце щедро раздает свои лучи всему окружению, так и деятельность человека должна быть направлена на пользу всех окружающих его людей. Так деятельность может быть расшифрована, конечно, в различных масштабах, ибо окружение человека может простираться на большее или меньшее количество людей. Но Вань И здесь говорит даже о развитии щедрости до космических размеров. Однако это на совести данного комментатора, ибо текст в «Книге Перемен», сложившийся в конкретных условиях раннего феодального общества в Китае, выразил это в образах, не имеющих еще отношения к космическому размаху мыслей: В тексте эти мысли выражены следующим образом: Восход. Сиятельному князю надо жаловать коней в великом обилии и в круговороте дня трижды принимать подданных.

1
На первой позиции, где еще только начинается данный процесс, выступление вовне, восход еще не намечен с полной очевидностью. Он до известной степени еще нерешителен, так что иногда он напоминает даже отступление. Поэтому возможно, что менее чуткие люди не смогут заметить самого выступления. И поэтому человек, который охарактеризован в данной ситуации, может и не встретить доверия со стороны окружающих. Однако он должен научиться смотреть на такое непризнание своего восхода со стороны окружающих как на нечто само собой понятное и отнестись к окружающим с полным великодушием. Тогда минет данная ситуация, и человек все же получит возможность блестящего проявления деятельности своей вовне. Поэтому текст говорит здесь (незначительные расхождения по сравнению с переводом, данные выше, объясняются тем, что здесь интерпретация с точки зрения Вань И): В начале слабая черта. Если, выступая и отступая, пробудешь в стойкости, будет счастье. Не будет доверия. Но если отнесешься к этому великодушно, то хулы не будет.

2
Вторая позиция, как апогей внутреннего развития гексаграммы, указывает на пребывание человека в самом себе. Для такого человека, который находится в ситуации восхода, пребывания только в себе неразрывно связано с некоторой подавленностью. Однако, поняв, что эта подавленность является временным состоянием, человек может продолжать стойко стремится к своему восходу. Во всяком случае, его стойкость, в конце концов, приведет к благоприятному исходу, и это особенно потому, что здесь человек может рассчитывать на поддержку извне. По символике «Книги Перемен» эта поддержка может исходить из того, кто обозначен пятой позицией данной гексаграммы. Поскольку пятая позиция здесь занята слабой чертой, которая характеризует женщину, и поскольку пятая позиция в социальном разрезе символизируется государя (слово «вождь» восстановлено палеографически, здесь дается позднее понимание слова), постольку здесь говорится о поддержке матери государя. В тексте это выражено в следующих словах: Слабая черта на втором месте. Если в выступлении и в подавленности пребудешь стойким, то будет счастье. Обретешь такую великую милость от матери твоего государя.

3
Если в большинстве случаев третья позиция связана с кризисом, предшествующим выходу вовне, то здесь, где вся ситуация представляет собой выход вовне, третья позиция лишена своей характерной черты кризиса как чего-то отрицательного. Наоборот, здесь наконец выступает такое проявление человека во внешнем, которое воспринимается окружающими его людьми, и поэтому-то доверие со стороны других людей, которое не оказали человеку, стоящему в данной ситуации на первой позиции, здесь наличествует полностью. Поэтому текст говорит здесь только: Слабая черта на третьем месте. Доверие многих. Раскаяние исчезнет.

4
Ошибка, которая может быть совершена на четвертой позиции, состоит в следующем. Четвертая позиция - лишь подготовительная к пятой, ибо центр гексаграммы - в пятой. Четвертая позиция, поэтому при ошибочном использовании ее может стать чем-то вроде подделки, замены настоящего ненастоящим. Это выражено в образе хомяка. Между прочим, Вань И, чтобы сделать этот экзотический образ понятным, рассказывает следующее: «Некогда я, только что, прибыв в область Минь, увидел человека, продававшего белого зайца. Люди, споря друг с другом, хотели купить его за 100 золотых монет, но это им не удавалось. Купец выкормил очень много зайцев, и тогда цена на них постепенно упала до одной денежки с чем-то. Любители странностей попробовали убить их и сварить, но они были так зловонны, что есть их, было нельзя. И стало так, что ни один человек не покупал их. Можно сказать, что это не белый заяц, а просто хомяк. Увы! По существу он - ничтожная крыса, и обманным порядком ему было присуждено имя белого зайца. Это значит, что он, не имея нужных достоинств, занял высокое место. Так с людьми такого рода». После этого рассказа, может быть, нам покажется странным образ, данный в тексте: Сильная черта на четвертом месте. Если выдвинешься, как хомяк, то стойкость будет ужасна.

5
Пятая черта, представляя собою самое совершенное проявление вовне, больше всего ассоциируется с тем образом, который дан в символике триграмм, составляющих данную гексаграмму. Это солнце, взошедшее над землей, так полно сил и так щедро, что никакая утрата и никакое приобретение не могут его огорчить. И человек, занимающий данную позицию, исправляя все ошибки, допущенные им в прошлом, в полной щедрости дает свои силы окружению. В тексте это отражено в следующих словах: Слабая черта на пятом месте. Раскаяние исчезнет. Не принимай близко к сердцу ни утрату, ни приобретение. Ничего неблагоприятного.

6
Поскольку третья черта верхней триграммы сильная (как максимальное проявление этого сияния вовне), большого всего характеризует качества сияния, постольку в обществе неблагоприятная шестая позиция здесь лишена этого качества. Но это лишь внешнее проявление сияния, совершенно лишенное существа, как нечто самое крайнее вышедшее вовне, оно выражено в образе рогов. Они могут быть проявлением вовне, но только внешним проявлением. И вот здесь дан образ ясности вовне при отсутствии ясности внутри. Поэтому сил, присутствующих у человека, здесь может хватить, конечно, на какое-нибудь дело, но оно не столь велико, сколь велико дело щедрости, выраженное на предыдущей позиции. Все же, в общем, благоприятный характер данной позиции (конечно, только в контексте данной гексаграммы) выражен в тексте так: Наверху сильная черта. Выставляй свои рога лишь для того, чтобы покарать свой город. Это положение ужасно, но оно - к счастью. Хулы не будет. Стойкость к сожалению.

Удача на подходе. Вас ждут уважение и признание, на которые вы по праву рассчитывали. В будущем вознаграждение будет еще выше. Положитесь на свою счастливую звезду и смело шагайте вперед, при этом пусть вас не печалит, что желание ваше исполниться лишь в некоторой задержкой. Вы неожиданно встретитесь с человеком, которого не видели очень давно. Постарайтесь тратить немного, в дальнейшем такая экономность воздастся сторицей.

Образ, данный в этой гексаграмме, расшифровывается из образов триграмм, ее составляющих. Здесь внизу триграмма, обозначающая землю, а наверху — сияние, которое иногда интерпретируется как солнце, т.е. перед нами картина солнца, восходящего над землей, что обозначается и самим названием гексаграммы, которое мы переводим соответственно с этим словом — Восход.

Если сопоставить эту гексаграмму с предыдущими, то намечается следующая линия развития ситуации. Нужно начать с 31-й гексаграммы, которая представляет собой синтез всех приобретенных ранее качеств и сил в их полном слиянии, в браке. Дальше говорилось о необходимости подчинения этих сил какому-нибудь постоянному закону, после чего этот постоянный закон должен быть проверен и углублен в уединении человека, на время отошедшего от деятельности.

Это уединение приводит к развитию человеке той великой мощи, которая в дальнейшем может гарантировать благоприятную деятельность вовне. Только после всех этих ситуаций может, наконец, появиться та, которая представляет собою реальный выход вовне, символизированный в образе солнца, восходящего над землей.

Но в таком выходе вовне совершенно необходимо направлять свою деятельность не только на пользу для самого себя, но и на пользу окружающим людям. Здесь больше, чем где бы то ни было, должна проявиться полная щедрость. Как солнце щедро раздает свои лучи всему окружению, так и деятельность человека должна быть направлена на пользу всех окружающих его людей.

Так деятельность может быть расшифрована, конечно, в различных масштабах, ибо окружение человека может простираться на большее или меньшее количество людей. Но Вань И здесь говорит даже о развитии щедрости до космических размеров. Однако это на совести данного комментатора, ибо текст в «Книге Перемен», сложившийся в конкретных условиях раннего феодального общества в Китае, выразил это в образах, не имеющих еще отношения к космическому размаху мыслей: В тексте эти мысли выражены следующим образом:

Восход. Сиятельному князю надо жаловать коней в великом обилии и в круговороте дня трижды принимать подданных.

На первой позиции, где еще только начинается данный процесс, выступление вовне, восход еще не намечен с полной очевидностью. Он до известной степени еще нерешителен, так что иногда он напоминает даже отступление. Поэтому возможно, что менее чуткие люди не смогут заметить самого выступления. И поэтому человек, который охарактеризован в данной ситуации, может и не встретить доверия со стороны окружающих.

Однако он должен научиться смотреть на такое непризнание своего восхода со стороны окружающих как на нечто само собой понятное и отнестись к окружающим с полным великодушием. Тогда минет данная ситуация, и человек все же получит возможность блестящего проявления деятельности своей вовне.

Поэтому текст говорит здесь (незначительные расхождения по сравнению с переводом, данные выше, объясняются тем, что здесь интерпретация с точки зрения Вань И):

В начале слабая черта. Если, выступая и отступая, пробудешь в стойкости, будет счастье. Не будет доверия. Но если отнесешься к этому великодушно, то хулы не будет.

Вторая позиция, как апогей внутреннего развития гексаграммы, указывает на пребывание человека в самом себе. Для такого человека, который находится в ситуации восхода, пребывания только в себе неразрывно связано с некоторой подавленностью. Однако, поняв, что эта подавленность является временным состоянием, человек может продолжать стойко стремится к своему восходу.

Во всяком случае, его стойкость, в конце концов, приведет к благоприятному исходу, и это особенно потому, что здесь человек может рассчитывать на поддержку извне. По символике «Книги Перемен» эта поддержка может исходить из того, кто обозначен пятой позицией данной гексаграммы.

Поскольку пятая позиция здесь занята слабой чертой, которая характеризует женщину, и поскольку пятая позиция в социальном разрезе символизируется государя (слово «вождь» восстановлено палеографически, здесь дается позднее понимание слова), постольку здесь говорится о поддержке матери государя. В тексте это выражено в следующих словах:

Слабая черта на втором месте. Если в выступлении и в подавленности пребудешь стойким, то будет счастье. Обретешь такую великую милость от матери твоего государя.

Если в большинстве случаев третья позиция связана с кризисом, предшествующим выходу вовне, то здесь, где вся ситуация представляет собой выход вовне, третья позиция лишена своей характерной черты кризиса как чего-то отрицательного. Наоборот, здесь наконец выступает такое проявление человека во внешнем, которое воспринимается окружающими его людьми, и поэтому-то доверие со стороны других людей, которое не оказали человеку, стоящему в данной ситуации на первой позиции, здесь наличествует полностью. Поэтому текст говорит здесь только:

Слабая черта на третьем месте. Доверие многих. Раскаяние исчезнет.

Ошибка, которая может быть совершена на четвертой позиции, состоит в следующем. Четвертая позиция — лишь подготовительная к пятой, ибо центр гексаграммы — в пятой. Четвертая позиция, поэтому при ошибочном использовании ее может стать чем-то вроде подделки, замены настоящего ненастоящим. Это выражено в образе хомяка. Между прочим, Вань И, чтобы сделать этот экзотический образ понятным, рассказывает следующее:

«Некогда я, только что, прибыв в область Минь, увидел человека, продававшего белого зайца. Люди, споря друг с другом, хотели купить его за 100 золотых монет, но это им не удавалось. Купец выкормил очень много зайцев, и тогда цена на них постепенно упала до одной денежки с чем-то. Любители странностей попробовали убить их и сварить, но они были так зловонны, что есть их, было нельзя.

И стало так, что ни один человек не покупал их. Можно сказать, что это не белый заяц, а просто хомяк. Увы! По существу он — ничтожная крыса, и обманным порядком ему было присуждено имя белого зайца. Это значит, что он, не имея нужных достоинств, занял высокое место. Так с людьми такого рода». После этого рассказа, может быть, нам покажется странным образ, данный в тексте:

Сильная черта на четвертом месте. Если выдвинешься, как хомяк, то стойкость будет ужасна.

Пятая черта, представляя собою самое совершенное проявление вовне, больше всего ассоциируется с тем образом, который дан в символике триграмм, составляющих данную гексаграмму. Это солнце, взошедшее над землей, так полно сил и так щедро, что никакая утрата и никакое приобретение не могут его огорчить. И человек, занимающий данную позицию, исправляя все ошибки, допущенные им в прошлом, в полной щедрости дает свои силы окружению. В тексте это отражено в следующих словах:

Слабая черта на пятом месте. Раскаяние исчезнет. Не принимай близко к сердцу ни утрату, ни приобретение. Ничего неблагоприятного.

Поскольку третья черта верхней триграммы сильная (как максимальное проявление этого сияния вовне), большого всего характеризует качества сияния, постольку в обществе неблагоприятная шестая позиция здесь лишена этого качества. Но это лишь внешнее проявление сияния, совершенно лишенное существа, как нечто самое крайнее вышедшее вовне, оно выражено в образе рогов. Они могут быть проявлением вовне, но только внешним проявлением. И вот здесь дан образ ясности вовне при отсутствии ясности внутри.

Поэтому сил, присутствующих у человека, здесь может хватить, конечно, на какое-нибудь дело, но оно не столь велико, сколь велико дело щедрости, выраженное на предыдущей позиции. Все же, в общем, благоприятный характер данной позиции (конечно, только в контексте данной гексаграммы) выражен в тексте так:

Наверху сильная черта. Выставляй свои рога лишь для того, чтобы покарать свой город. Это положение ужасно, но оно — к счастью. Хулы не будет. Стойкость к сожалению.

Канонический текcт

Сиятельному князю надо жаловать коней и в круговороте дня трижды принимать (подданных) .

  1. В выдвижении и в отступлении! — (Если пребудешь в) стойкости, (будет) счастье. Не будет правды. (Но если отнесешься к этому) невозмутимо, (то) хулы не будет.
  2. В выдвижении и в подавленности! — (Если пребудешь в) стойкости,(будет) счастье. Получишь такое великое благополучие от матери твоего царя.
  3. Доверие многих. — Раскаяние исчезнет.
  4. (Если) выдвинешься, как хомяк, (то) стойкость (будет) опасна.
  5. Раскаяние исчезнет. Ни принимай близко к сердцу ни потерю, ни обретение. — Выступление — к счастью, ничего неблагоприятного.
  6. Выставляй свои рога лишь для того, чтобы покарать (свой) город. — (Положение) опасно, (но оно) — к счастью: хулы не будет. Стойкость — к сожалению.

Образ, данный в этой гексаграмме, расшифровывается из образов триграмм, ее составляющих. Здесь внизу триграмма, обозначающая землю, а наверху — сияние, которое иногда интерпретируется как солнце, т.е. перед нами картина солнца, восходящего над землей, что обозначается и самим названием гексаграммы, которое мы переводим соответственно с этим словом — Восход. Если сопоставить эту гексаграмму с предыдущими, то намечается следующая линия развития ситуации. Нужно начать с 31-й гексаграммы , которая представляет собой синтез всех приобретенных ранее качеств и сил в их полном слиянии, в браке. Дальше говорилось о необходимости подчинения этих сил какому-нибудь постоянному закону, после чего этот постоянный закон должен быть проверен и углублен в уединении человека, на время отошедшего от деятельности. Это уединение приводит к развитию человеке той великой мощи, которая в дальнейшем может гарантировать благоприятную деятельность вовне. Только после всех этих ситуаций может, наконец, появиться та, которая представляет собою реальный выход вовне, символизированный в образе солнца, восходящего над землей. Но в таком выходе вовне совершенно необходимо направлять свою деятельность не только на пользу для самого себя, но и на пользу окружающим людям. Здесь больше, чем где бы то ни было, должна проявиться полная щедрость. Как солнце щедро раздает свои лучи всему окружению, так и деятельность человека должна быть направлена на пользу всех окружающих его людей. Так деятельность может быть расшифрована, конечно, в различных масштабах, ибо окружение человека может простираться на большее или меньшее количество людей. Но Вань И здесь говорит даже о развитии щедрости до космических размеров. Однако это на совести данного комментатора, ибо текст в «Книге Перемен», сложившийся в конкретных условиях раннего феодального общества в Китае, выразил это в образах, не имеющих еще отношения к космическому размаху мыслей: В тексте эти мысли выражены следующим образом: Восход. Сиятельному князю надо жаловать коней в великом обилии и в круговороте дня трижды принимать подданных.

1

На первой позиции, где еще только начинается данный процесс, выступление вовне, восход еще не намечен с полной очевидностью. Он до известной степени еще нерешителен, так что иногда он напоминает даже отступление. Поэтому возможно, что менее чуткие люди не смогут заметить самого выступления. И поэтому человек, который охарактеризован в данной ситуации, может и не встретить доверия со стороны окружающих. Однако он должен научиться смотреть на такое непризнание своего восхода со стороны окружающих как на нечто само собой понятное и отнестись к окружающим с полным великодушием. Тогда минет данная ситуация, и человек все же получит возможность блестящего проявления деятельности своей вовне. Поэтому текст говорит здесь (незначительные расхождения по сравнению с переводом, данные выше, объясняются тем, что здесь интерпретация с точки зрения Вань И): В начале слабая черта. Если, выступая и отступая, пробудешь в стойкости, будет счастье. Не будет доверия. Но если отнесешься к этому великодушно, то хулы не будет.

2

Вторая позиция, как апогей внутреннего развития гексаграммы, указывает на пребывание человека в самом себе. Для такого человека, который находится в ситуации восхода, пребывания только в себе неразрывно связано с некоторой подавленностью. Однако, поняв, что эта подавленность является временным состоянием, человек может продолжать стойко стремится к своему восходу. Во всяком случае, его стойкость, в конце концов, приведет к благоприятному исходу, и это особенно потому, что здесь человек может рассчитывать на поддержку извне. По символике «Книги Перемен» эта поддержка может исходить из того, кто обозначен пятой позицией данной гексаграммы. Поскольку пятая позиция здесь занята слабой чертой, которая характеризует женщину, и поскольку пятая позиция в социальном разрезе символизируется государя (слово «вождь» восстановлено палеографически, здесь дается позднее понимание слова), постольку здесь говорится о поддержке матери государя. В тексте это выражено в следующих словах: Слабая черта на втором месте. Если в выступлении и в подавленности пребудешь стойким, то будет счастье. Обретешь такую великую милость от матери твоего государя.

3

Если в большинстве случаев третья позиция связана с кризисом, предшествующим выходу вовне, то здесь, где вся ситуация представляет собой выход вовне, третья позиция лишена своей характерной черты кризиса как чего-то отрицательного. Наоборот, здесь наконец выступает такое проявление человека во внешнем, которое воспринимается окружающими его людьми, и поэтому-то доверие со стороны других людей, которое не оказали человеку, стоящему в данной ситуации на первой позиции, здесь наличествует полностью. Поэтому текст говорит здесь только: Слабая черта на третьем месте. Доверие многих. Раскаяние исчезнет.

4

Ошибка, которая может быть совершена на четвертой позиции, состоит в следующем. Четвертая позиция — лишь подготовительная к пятой, ибо центр гексаграммы — в пятой. Четвертая позиция, поэтому при ошибочном использовании ее может стать чем-то вроде подделки, замены настоящего ненастоящим. Это выражено в образе хомяка. Между прочим, Вань И, чтобы сделать этот экзотический образ понятным, рассказывает следующее: «Некогда я, только что, прибыв в область Минь, увидел человека, продававшего белого зайца. Люди, споря друг с другом, хотели купить его за 100 золотых монет, но это им не удавалось. Купец выкормил очень много зайцев, и тогда цена на них постепенно упала до одной денежки с чем-то. Любители странностей попробовали убить их и сварить, но они были так зловонны, что есть их, было нельзя. И стало так, что ни один человек не покупал их. Можно сказать, что это не белый заяц, а просто хомяк. Увы! По существу он — ничтожная крыса, и обманным порядком ему было присуждено имя белого зайца. Это значит, что он, не имея нужных достоинств, занял высокое место. Так с людьми такого рода». После этого рассказа, может быть, нам покажется странным образ, данный в тексте: Сильная черта на четвертом месте. Если выдвинешься, как хомяк, то стойкость будет ужасна.

5

Пятая черта, представляя собою самое совершенное проявление вовне, больше всего ассоциируется с тем образом, который дан в символике триграмм, составляющих данную гексаграмму. Это солнце, взошедшее над землей, так полно сил и так щедро, что никакая утрата и никакое приобретение не могут его огорчить. И человек, занимающий данную позицию, исправляя все ошибки, допущенные им в прошлом, в полной щедрости дает свои силы окружению. В тексте это отражено в следующих словах: Слабая черта на пятом месте. Раскаяние исчезнет. Не принимай близко к сердцу ни утрату, ни приобретение. Ничего неблагоприятного.

6

Поскольку третья черта верхней триграммы сильная (как максимальное проявление этого сияния вовне), большого всего характеризует качества сияния, постольку в обществе неблагоприятная шестая позиция здесь лишена этого качества. Но это лишь внешнее проявление сияния, совершенно лишенное существа, как нечто самое крайнее вышедшее вовне, оно выражено в образе рогов. Они могут быть проявлением вовне, но только внешним проявлением. И вот здесь дан образ ясности вовне при отсутствии ясности внутри. Поэтому сил, присутствующих у человека, здесь может хватить, конечно, на какое-нибудь дело, но оно не столь велико, сколь велико дело щедрости, выраженное на предыдущей позиции. Все же, в общем, благоприятный характер данной позиции (конечно, только в контексте данной гексаграммы) выражен в тексте так: Наверху сильная черта. Выставляй свои рога лишь для того, чтобы покарать свой город. Это положение ужасно, но оно — к счастью. Хулы не будет. Стойкость к сожалению.

Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем Исполнение и самоотдача. Ясное и гармоничное внешнее при еще полном отсутствии проявлений абсолюта во внутреннем. Это напоминает пробуждение внутреннего — восход.

Интерпретация Хейслип

Удача уже близко. Вы не напрасно рассчитывали на признание и уважение, они по праву ожидают вас. В дальнейшем вы будете вознаграждены еще более, чем теперь. Смело и решительно шагайте вперед, положитесь на свою счастливую звезду. Ваше желание исполнится не сразу, но пусть это не печалит вас. Вас ждет встреча с человеком, которого вы очень давно не видели. Не сорите деньгами, будьте немного экономней; это очень поможет вам в будущем.

Образ 35 гексаграммы состоит из образов триграмм Земли внизу и Огня вверху. По словам Гермеса Трисмегиста: «Для операций со всякого рода чудесными эффектами достаточно Земли и Огня: одна пассивна, а другой активен». Огонь в данной гексаграмме, ассоциируется с Солнцем, поднимающимся над Землей. Перед нами картина Восхода Солнца. Зрелище восходящего Солнца всегда производит яркое впечатление. Живительные лучи сияющего над Землей Солнца сплетают на ней пестрый ковер жизни с его непостижимым орнаментом.

Догоны, впервые прилетевшие на Землю с тройной звездной системы Сириуса, который своими звездами круглые сутки освещал их планету, приземлились на темную сторону Земли и решили, что на этой планете всегда будет темно. Они никогда не видели смены дня и ночи. Когда поднялось солнце и осветило землю в феерическом многообразии форм и красок, их впечатлению не было предела. Их восторженные восклицания слились с многоголосием птичьих песен. Впечатление (impression) от восхода солнца дало название новаторскому направлению в живописи – импрессионизму.

Чтобы осуществилась ситуация, обозначенная в 35 гексаграмме «Восход», необходимо произвести тщательную предварительную подготовку к этому. Ее начало заложено в 31 гексаграмме «Взаимодействие», которая символизирует синтез всех качеств предыдущих гексаграмм, составляющих первую часть Трактата Перемен. 32 гексаграмма «Постоянство» олицетворяет укрепление этих качеств и сводит их в единый неизменяемый принцип, на котором можно построить все дальнейшее развитие. Далее необходимо отойти от дел и уединиться, что отмечено в 33 гексаграмме «Бегство». Идея «бегства» отражена в Евангелии, где Иисус Христос сразу после крещения уединился в пустыне, чтобы подготовиться к исполнению своей миссии в этом мире. В «Бегстве» на основе единого принципа все накопленные силы собираются воедино и концентрируются в «Великую Мощь», обозначенную в 34 гексаграмме. Такая подготовка дает возможность выхода сил наружу, что и отражает символ 35 гексаграммы «Восход».

В комментариях к 35 гексаграмме Трактата Перемен написано: «Восход. Сиятельному князю надо жаловать коней в великом обилии и в круговороте дня трижды принимать подданных».

Здесь видится картинка взлетающей к небу золотой колесницы, запряженной четверкой крылатых коней, которой управляет лучезарный бог Солнце-Гелиос. Его огнекрылые кони, воплощая в себе бьющую через край энергию, разливают ее повсюду в изобилии и щедро орошают ею Землю во всех четырех ее направлениях. Подданные Земли с должным вниманием принимаются сиятельным князем, который в круговороте дня трижды устраивает аудиенцию: утром, днем и вечером в соответствии с режимом земного обитания подданных. Восходящее Солнце возжигает своими живительными лучами три алхимические печи человеческого тела.

Большое значение имеет позиция (вэй) черт гексаграммы. Соответствующие позиции черт двух триграмм резонируют друг с другом. Начальная позиция резонирует с четвертой, вторая с пятой и третья с верхней. Резонирующая пара Ян-Инь гармонирует друг с другом, между резонирующими парами Ян-Ян и Инь-Инь гармонии нет. Черты Ян должны занимать нечетные места, а Инь – четные. В 35 гексаграмме только вторая черта уместна и занимает свою позицию. Вторая и пятая позиции в гексаграмме являются центральными, они выявляют качества каждой триграммы.

Вторая черта Инь в окружении таких же черт Инь обозначает основную идею 35 гексаграммы - непроявленная «спрятанная в Земле» природа Огня, стремящаяся выйти из нутра Земли наружу. Философ Возрождения Генрих Корнелий Агриппа (1486- 1535) называл Землю базой всех элементов: «Земля есть объект, повод и восприемник всех лучей и всех небесных влияний. Она, будучи очищенной огнем, заключает в себе очень мощные секреты. Огонь заставляет ее вернуться к своей древней простоте и чистоте… Свойства огня внизу - темнота, которая все делает стерильным, но огонь небесный и светлый гонит духов тьмы».

Огонь, поднявшийся над Землей к Небу, гонит духов тьмы. Качество верхней триграммы Огня обозначено чертой Инь. Она является пятой в гексаграмме. Эта черта Инь в окружении черт Ян в полную силу выявляет природу разожженного Огня, объявшего материю и поднявшегося над ней. Между второй и пятой чертами отсутствует гармония, поскольку они обе – Инь, тем не менее, природа материи внутри триграмм Земли и Огня абсолютно разная. Дионисий говорил: «Огонь во всей своей совокупности потаен и ненавистен, когда он существует сам по себе без смеси с материей, на которой он проявляет свое действие». Огонь должен быть разожжен активными силами Ян, обволакивающими пассивную силу Инь.

«Солнце, встающее над Землей – символ Восхода.
Благородный раздует огонь, тлеющий в глубине».

Комментарии к 6 чертам 35 гексаграммы.
1. Начальная черта Инь обозначает невозмутимость в выдвижении и отступлении.

В комментариях к начальной черте 35 гексаграммы написано: «В выдвижении и в отступлении! (Если пребудешь в) стойкости, (будет) счастье. Не будет правды. (Но если отнесешься к этому) невозмутимо, (то) хулы не будет».

Начало восхождения и выдвижения. Настолько незаметное, что этот импульс движения можно принять за нерешительную попытку просто слегка сдвинуться или даже отступить назад. Вся среда пребывает в инертном состоянии, расшевелить ее, преодолеть ее массив невозможно. Однако инертность этой среды настолько податлива, что среда сама без всяких усилий отпускает из себя все несвойственное ей. Поскольку сопротивление внутреннему движению, происходящему в среде, потребует от нее усилий, направленных против своей же инертности, то эта среда не будет реагировать на движение, если начинать двигаться в ней предельно аккуратно и почти незаметно.

Движение в такой неподвижной среде будет отличаться от нее, поэтому надо проявить достаточную невозмутимость, чтобы не смутиться такому выделению себя в среде, поскольку это может остановить начавшееся движение. В Дао Де Цзине говорится: «Малоподвижное легко удержать в руках, еще непроявившееся легко направить». Приведение массива среды в податливое состояние, отпускающее любое даже малейшее напряжение и стеснение, является главным условием восхождения.

В алхимическом танце Тай Цзи внимание на этой фазе концентрируется на массиве живота (земной алхимической печи), который должен быть предельно мягким и податливым. Ноги, являющиеся орудием живота, находятся в состоянии покоя, сплавляют воедино силы Ян и Инь и представляют собой единую опору. Ступни ног, являясь телесным символом позиции начальной черты, испытывают одинаковое давление веса тела. Гравитационная тяга не балансирует между двумя опорами, устраняя мигание сил Ян-Инь. Телесная микрокосмическая Земля и планетарная макрокосмическая Земля сливаются в единое целое. В начальном движении алхимического танца Тай Цзи приведение земной алхимической печи в пассивное состояние для естественного извлечения импульса жизненной силы делается на выдохе при опускании рук вниз.

2. Вторая черта Инь настраивает на стойкость в выдвижении и подавленности.

В комментариях ко второй черте 35 гексаграммы написано: «В выдвижении и в подавленности! (Если пребудешь в) стойкости, (будет) счастье. Получишь такое великое благополучие от матери твоего государя».

В ситуации, предваряющей Восход, существует состояние созревания и готовности внутренне принятого решения выхода наружу. Вторая позиция находится в самой сердцевине внутреннего развития ситуации. Здесь приходит осознание полного окружения пассивностью, которая вызывает некоторую подавленность. Возникает кратковременное противодействие двух состояний: подавленности, идущей от восприятия пассивного окружения, и готовности, идущей изнутри от осознания принятого решения. Стойкость в следовании своему решению подняться над пассивностью приведет к благоприятному исходу.

Окружающая пассивность служить единственной опорой в нижней триграмме, которую можно потерять при выходе наружу. Эта перспектива также вызывает неуверенность и подавленность. Действие Огня не может осуществляться без поддержки материи. Однако пятую позицию верхней триграммы занимает черта Инь, которая будет служить такой же материальной опорой снаружи в открытом пространстве над Землей, где главенствует надо всем Небо. Женское начало Инь обещает со своей стороны предоставление снаружи материальной материнской опоры Огню для его благополучного горения.

Колени являются телесным символом позиции второй черты. Они должны быть мягкими и максимально гибко передавать нагрузку от бедер к ступням. Внимание постепенно собирается внутри пластичного массива живота в поле Дань Тянь, где зарождается сила Огня, готового к выходу наружу. В Изумрудной скрижали об этом написано: «Отдели же Землю от Огня с величайшей осторожностью, с трепетным тщанием». В начальном движении алхимического танца Тай Цзи на этой фазе делается пауза в дыхании, при этом руки продолжают опускаться вниз.

3. Третья черта Инь говорит о доверии многих.

В комментариях к третьей черте 35 гексаграммы написано: «Доверие многих. Раскаяние исчезнет».

На позиции третьей пассивной черты Огонь начинает уверенное и постепенно нарастающее движение наружу. Этому способствует мягкая податливая среда, достижение которой было осуществлено на предыдущих стадиях развития ситуации Восхода. Движение Огня ничем не стимулируется, поскольку оно является естественным и свойственным природе Огня. Огонь начинает двигаться потому, что были устранены все препятствия и преграды. Впереди у Огня активная черта Ян. Таким образом, пассивность расступается, предоставляя открытый доступ движению вовне.

Здесь рисуется картина открытия ворот на горизонте Земли розоперстой богиней Утренней Зари-Эос. Из распахнутых ворот намечается триумфальный выход лучезарного бога Солнца-Гелиоса. Все готово к такому выходу. Внешняя среда не препятствует этому. Поэтому в комментариях к третьей черте говорится о доверии многих. Движение вовне должно совершаться без раскаянья и сожаления. Все, что остается позади, не исчезнет навеки и не выглядит потерей. Тем более что впереди была обещана поддержка. Все, что намечается впереди, сулит светлые перспективы и будет встречено с благожелательностью.

Бедра являются телесным символом позиции третьей черты. Они контролируют позицию коленей и должны быть мягкими, удерживая при этом ток весовой нагрузки в правильном направлении. Внимание сосредоточено на взращивании Эликсира Бессмертия Тянь в поле Ди Дань Тянь. Энергия исходит из земной алхимической печи и начинает подниматься вдоль позвоночника. В начальном движении алхимического танца Тай Цзи на этой фазе начинается вдох, при этом руки заканчивают свое движение вниз. Вдох выполняется легким сжатием нижней части живота, создавая давление, выталкивающее Эликсир Бессмертия Тянь вверх, направляя его рост вдоль поясничного отдела позвоночного столба.

4. Четвертая черта Ян предупреждает об опасности оставаться стойким в выдвижении.

В комментариях к четвертой черте 35 гексаграммы написано: «Если выдвинешься, как хомяк, (то) стойкость (будет опасна)».

На позиции четвертой активной черты Огонь в образе Солнца вышел наружу и стал подниматься над поверхностью Земли. Здесь возможна поспешность в применении Огня. Он еще не набрал силу и только начал разгораться, почувствовав воздух, поэтому вид сильной черты Ян на этой позиции не должен вводить в заблуждение. Огонь есть Огонь. Он призван гореть, сжигать, давать свет и тепло. Однако слабый разгорающийся Огонь может легко потухнуть от сильного ветра, влажной среды, несоответствующего материала горения и т.д. Соблазн принять такой Огонь за полноценный, качественный, горящий в полную силу может его погубить.

Шуцкий, объясняя первоначальный комментарий к этой черте, приводит рассказ о том, как взамен зайца продавали хомяка. Выдача хомяка, не имеющего ожидаемых качеств, за зайца указывает на то, что можно обмануться подделкой и принять желаемое за действительное. Других объяснений к первоначальному комментарию, намекающему на какие-то повадки хомяка, не найдено.

Телесным символом позиции четвертой черты является живот. Внимание сосредоточено на поднимании Огня по позвоночнику к груди, воздвигая энергетический столб на передней стороне позвоночника, следуя структуре позвоночного столба. В начальном движении алхимического танца Тай Цзи на этой фазе продолжается вдох. Руки, закончив движение вниз, делают кратковременную паузу. Она необходима для того, чтобы подготовить руки к подниманию. Опущенные вниз руки свободно свисают во всех сегментах, суставах, по всей своей длине: в расправленных и раскованных плечах, локтях, запястьях и пальцах до самых их кончиков. Кисти находятся в базовом положении Тай Цзи с обращенными назад ладонями.

5. Пятая черта Инь подтверждает выдвижение.

В комментариях к пятой черте 35 гексаграммы написано: «Раскаяние исчезнет. Не принимай близко к сердцу ни утрату, ни обретение. Выступление - к счастью, ничего неблагоприятного».

На позиции пятой черты материя, обозначенная чертой Инь, щедро питает и насыщает разогревшийся и набравший полную силу Огонь. Солнце как символ Огня взошло высоко над Землей и щедро орошает ее своими животворящими лучами. Ослепительные и жгучие лучи Солнца, развернувшиеся во все стороны, разгоняют «духов тьмы» во всех направлениях. Солнце пылает Огнем, оно настолько самодостаточно, что никакое добавление к нему, никакая убыль ничего в нем не может изменить.

Телесным символом позиции пятой черты является грудь. Если живот содержит внутри себя твердую ось в виде позвоночного столба, обволоченного мягким, то в груди твердое чередуется с мягким на внешней стороне в виде решетки из 12 пар ребер, расходящихся от позвоночника. Энергия, поднявшись по стволу позвоночника, разветвляется с помощью ребер и растекается во все стороны. Создается раскидистое пышное энергетическое дерево, которое своими многочисленными ветвями растекается по всему телу. Внимание следит за излучающейся во все стороны, разливающейся и наполняющей тело энергией.

В начальном движении алхимического танца Тай Цзи на этой фазе продолжается вдох. Разлив энергии достигает плеч и наполняет руки. Под воздействием и напором растекающейся по рукам энергии руки поднимаются вперед вверх. Они словно невесомые и движимые внутренней энергией всплывают сами собой и гонят энергию к кончикам пальцев. Параллельные руки рисуют картину триграммы Огня, в которой две активные черты охватывают пассивную черту, обозначающую материю, которая питает Огонь.

6. Верхняя черта Ян отмечает опасность положения.

В комментариях к шестой черте 35 гексаграммы написано: «Выставляй свои рога лишь для того, чтобы покарать (свой) город. Положение опасно, (но оно) - к счастью: хулы не будет. Стойкость к сожалению».

На позиции шестой активной черты Огонь не знает границ, поскольку такая позиция для активной черты неблагоприятна. Это положение опасно, ведь неуправляемый огонь может спалить и уничтожить все вокруг без разбора. Образ выставленных рогов обозначает данную ситуацию. Но рога нужно выставлять лишь для того, чтобы покарать свой город. Иными словами, силу Огня необходимо использовать в правильном направлении. Это направление обращено внутрь себя. Страсть Огня неудержима, но сила Огня, направленная на укрощение своей же страсти может быть эффективно использована. В результате Огонь будет проявлять свою естественную щедрость, когда будет устранена излишняя расточительность и бесконтрольность.

Телесным символом позиции шестой черты является голова. В энергетической структуре человеческого тела голова является Небом. Отсюда слетаются небесные птицы, укрывающиеся в ветвях построенного в области груди энергетического дерева. Внимание концентрируется на структурировании и укрощении Огня заполнившего тело. В начальном движении алхимического танца Тай Цзи на этой фазе в дыхании делается кратковременная пауза. Руки поднимаются не выше уровня плеч, в противном случае над энергией может быть потерян контроль.