Переключаемость внимания – это сознательный перевод психической активности с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Рекомендации для родителей по развитию внимания Общие представления о внимании

Переключаемость отличается от отвлечения тем, что это сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели.

Многие авторы считают, что переключаемость внимания является обратной стороной его другого свойства - распределяемости. Переключаемость проявляется в скорости , с которой человек может переводить внимание с одного объекта на другой . Примерное время переключения – 0,8 сек. При этом перевод может быть как произвольным, так и непроизвольным.

Однако переключаемость, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости. Эта неустойчивость не всегда отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы.

Способность к переключению означает гибкость внимания – важное и нужное качество. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий:

Прежде всего, от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться,

От индивидуальных особенностей человека, от таких свойств нервной системы, как лабильность, возбудимость и торможение.

Некоторые известные психологи (в частности К. Марбе) считали данное свойство врожденно обусловленным и доступным лишь немногим людям. Позже, однако, было показано, что тренировка, специальное обучение могут улучшать переключаемость внимания. В то же время она действительно тесно связана с таким свойством нервных процессов, как их подвижность - инертность, что ограничивает возможности упражнения.

Все методики измерения переключаемости внимания построены по одному принципу. На первом этапе в течение определенного времени выполняется одна деятельность, затем, обычно столько же времени, другая. После этого испытуемый в течение вдвое большего времени выполняет два вида деятельности, многократно чередуя их. Сравнение суммарного показателя продуктивности двух первых этапов и последнего этапа и позволяет судить об уровне развития переключаемости внимания.

Красно-черные таблицы Шульте; методика «Сложение чисел с переключением», тест К.К. Платонова (таблица с арабскими и римскими цифрами)

Непроизвольныое переключение (флуктуации) внимания могут исследоваться с помощью методик с двойным изображением: «Пирамида - тоннель», «Лестница - навес» и т.д

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Общие представления о внимании

Таблица представления о сущности внимания в психологии автор определение т рибо.. л с выготский внимание в чистом виде не наблюдается внимание субъективное переживание..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Развитие теорий внимания в истории психологии
В классических исследованиях внимания, да и любого психического явления, можно выделить три теоретических подхода: 1) структурный подход – изучает проблему внимания в контексте проб

Внимание как ясность сознания в исследованиях В. Вундта
Основная работа Вундта – «Внимание и сознание». В ней он проводит разграничение понятий «сознание» и «внимание». Центральным понятием для описания многих психических явлени

Представления о внимании в структурной психологии Эдварда Титченера
Хотя Титченер считает себя учеником Вундта, но его мнение по определенным моментам не совпадает с мнением Вундта. 1) Если Вунд отвечает на главный вопрос – внимание существует, то Титченер

Моторная теория волевого внимания Н. Ланге
Приспособительный характер внимания и большое значение моторной (двигательной) активности в процессе внимания подчеркиваются авторами моторных теорий внимания – Т. Рибо и Н.Н. Ланге.

Моторная теория внимания Т. Рибо
Т. Рибо – французский психолог и философ, родоначальник опытного направления в французской психологии. Внимание определяется им как умственный моноидеизм - господст

Н.Ф. Добрынин. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности
Николай Федорович Добрынин развивает то направление Т. Рибо, где внимание связывается с активностью личности, с его воспитанием. Для него проблема внимания – это проблема активности субъекта, актив

Л.С. Выготский. Внимание как высшая психическая функция
Вторая линия изучения внимания в развитии, которая также прослеживается от Т. Рибо, - это линия формирования внимания. Два отечественных психолога, Лев Семенович Выготский, а затем и Петр Як

Экспериментальное исследование внимания в рамках культурно-исторического подхода
Можно выделить две группы экспериментов: первая группа посвящена исследованию направленности внимания или селекции; вторая группа – сосредоточенности или удержанию материала в сознании. Дл

Параллелограмм развития внимания
Результаты данного экспериментального исследования были представлены в графической форме, получившей название «параллелограмм развития» (на рисунке приведена его общая конфигурация

Этапы развития внимания
Итоги исследования развития внимания в рамках культурно-исторического подхода, а также более поздние физиологические исследования генезиса внимания позволяют описать последовательность разв

П.Я. Гальперин. Внимание как психическое действие контроля
П.Я. Гальперин вслед за Л.С. Выготским разрабатывал проблему формирования внимания. Оба автора используют единый термин, взятый у французов – интериоризация, как переход средств извне вовнутрь. Л.С

Структура деятельности и внимание
Ранее мы уже рассмотрели две концепции внимания отечественных психологов Н.Ф. Добрынина и П.Я. Гальперина, которые являются представителями деятельностного подхода. В «теор

Теория установки Д. Н. Узнадзе
Стоит рассмотреть теорию, которая связывает внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д. Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое во

Внимание как селекция. Исследования Колина Черри
Когнитивная теория внимания началась с эксперимента не психолога, а инженера – акустика Колина Черри в 1953 году. Ему было интересно посмотреть на человека как на радиоприемник и понять, по

Модель «аттенюатора» (делителя) А. Трейсман
Ряд экспериментов, поставили под сомнение идею Бродбента о том, что информация отбирается окончательно на входе только по физическим признакам, что вызвало интерес Анны Трейсман. Во-первых

Мышь ест, ест сыр
Оказывалось, что сигналы, поступающие по нерелевантному каналу, не только полностью не игнорируются, но и семантически обрабатываются. Эксперимент самой А. Трейсман за

Модель поздней селекции Дианы и Дж. Энтони Дойч
В начале 60х годов исследователи Диана и Энтони Дойч на основании данных опытов Мерея, Грея, Трейсман сделали вывод о том, что отбор информации идет по семантическим признакам. Это,

Модель уместности Дональда Норманна
Следующей моделью поздней селекции, созданной с учетом всех предыдущих моделей, является модель Дональда Норманна. Одним из ключевых понятий модели является понятие уместности информации, бл

Д П (различные проявления
активации (возбуждения))

Измерение объема внимания: эксперименты В. Вундта
Объем внимания - это количество отдельных, не связанных объектов, которые можно в данный момент воспринять одновременно ясно и отчетливо. Известно, что человек

Исследование концентрации внимания: М. Чиксентмихайи о феномене поглощенностью деятельностью
Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. По мнению С.Л. Рубинштейна, конц

Изучение устойчивости внимания: опыты Н. Ланге, Н. Макворса
Устойчивость внимания заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте, то есть определяется длительностью, в течение которой

Распределение внимания
Распределение внимания- это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия (Н.Ф. Добрынин). Это должны

Отвлекаемость внимания
Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, зан

Инструкция

Пройдите тесты, определяющие степень концентрации и уровень распределения вашего внимания. Обычно они представляют собой таблицы с цифрами разных цветов или картинками, которые нужно сгруппировать в определенном порядке или найти за ограниченное время. Узнайте результаты. Если результаты получились не очень впечатляющими, потренируйтесь, прежде чем пройти еще ряд аналогичных тестов. Но и в том случае, если по итогам заданий вы превзошли самые смелые ожидания, не стоит останавливаться на достигнутом.

Переключение внимания напрямую связано умением распределять его в соответствии с поставленной задачей. Известно также, что организм начинает протестовать, если человек долгое время думает только о чем-то негативном или проблемном. Чтобы не угнетать свой организм, попробуйте во время решения каких-то задач переключаться на короткий срок на мысли о хорошем.

Как только вы почувствуете, что ваше сознание затмевают мысли о чем-то неприятном, представьте все проблемы в ином свете. Подумайте, как бы их стал решать какой-нибудь герой мультфильма или комедии. Или, если вы не можете в данный момент проявить всю свою фантазию, подумайте о детях, своем хобби, интересном фильме. В общем, обо всем том, что вызывает у вас положительные эмоции.

Если вы занимаетесь умственным трудом, полезно раз в час хотя бы на 5 минут отвлечься от дел и сделать несколько физических упражнений, гимнастику для глаз или просто подышать свежим воздухом, постояв у окна. Вы и сами заметите, что к вам будто снова вернулись силы и необходимая сосредоточенность. Отказ от таких «пятиминуток» может привести к ухудшению памяти, внимания и быстрой утомляемости, что не лучшим образом скажется на делах.

Сосредоточенность на делах не всегда требует и полной тишины. Напротив, тихая музыка, шум за окном способствует концентрации внимания, которое время от времени «переключается» самостоятельно, допустим, если вы услышали какой-то резкий звук или красивый музыкальный пассаж.

Чтобы быть «как Юлий Цезарь», который, по легенде, мог выполнять несколько дел одновременно, достаточно потренироваться путем несложного упражнения. Попробуйте одновременно писать левой и правой рукой сначала, например. цифры по порядку, а потом – через одну или в обратном порядке. Потренируйтесь так несколько минут, попутно отмечая количество ошибок. Потом займитесь чем-нибудь другим, а через 5-10 минут попробуйте сделать это упражнение еще раз. Чередуйте упражнения и другой вид деятельности в течение часа. Вы заметите, что с каждым разом количество ошибок уменьшается. Время от времени тренируйтесь таким образом, чтобы научиться распределять внимание и переключаться с одного вида деятельности над другой.

В некоторых случаях может возникнуть необходимость переноса в учете стоимости нефинансовых активов (и сумм начисленной амортизации) с одного источника финансового обеспечения на другой.

Нормативное регулирование

Инструкциями 174н и 183н для учета имущества, приобретенного за счет разных источников, предусмотрен счет 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами». Кроме того, учреждение вправе по согласованию с финансовым органом публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования), на базе имущества которого создано учреждение, либо с учредителем определить порядок принятия к учету такого имущества и закрепить его в учетной политике учреждения.

Пример №1

Бюджетному учреждению выделены целевые субсидии в размере 1 000 000 руб. на приобретение оборудования (особо ценного движимого имущества). Учреждение заключило договор на поставку оборудования на сумму 1 050 000 руб. (в нем предусмотрена предоплата 30%). Расходы по приобретению данного оборудования осуществлены за счет целевой субсидии в сумме 1 000 000 руб. и за счет приносящей доход деятельности в сумме 50 000 руб. Учредитель принял решение закрепить данное оборудование за учреждением в установленном законодательством порядке.

Приведем корреспонденцию счетов в бухгалтерском учете:

Бухгалтерская запись

Сумма, руб.

дебет счета

кредит счета

Произведена оплата поставки оборудования:

за счет средств целевых субсидий

за счет средств от приносящей доход деятельности

Отражены вложения в основное средство (особо ценное движимое имущество) за счет целевой субсидии

Отражены вложения в основное средство (особо ценное движимое имущество) за счет приносящей доход деятельности

Отражен перевод вложений в основные средства с кода 5 на код 4

Отражен перевод вложений в основные средства с кода 2 на код 4

Принято к учету оборудование (особо ценное движимое имущество) по сформированной стоимости

Порядок учета имущества, приобретаемого за счет разных источников финансирования, устанавливаемый непосредственно в учреждении, зависит от учредителя.

Кроме того, следует еще раз отметить, что имущество, приобретаемое за счет разных источников финансирования (в случае, если были использованы целевые средства и субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания), следует принимать к учету в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания (по коду 4).

Особенности для бюджетных учреждений

Для бюджетных учреждений характерны операции по переводу нефинансовых активов между источниками финансового обеспечения (4 - деятельность за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, 5 - деятельность за счет средств субсидий на иные цели) в случае приобретения имущества за счет субсидий на иные цели. Это связано с тем, что имущество, приобретенное за счет целевых субсидий, фактически используется в основной деятельности учреждений (деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания), средства на содержание такого имущества выделяются по коду 4, следовательно, и учитываться такое имущество должно по коду 4. Разъяснения по порядку отражения в учете таких операций приведены в письме Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798.

В учреждениях возникают такие ситуации, когда для приобретения основного средства или нематериального актива недостаточно средств по одному виду деятельности. В этом случае объекты приобретаются за счет разных источников, например, частично за счет субсидий и частично за счет средств от приносящей доход деятельности. Однако такое имущество не может быть принято к учету по разным видам деятельности, т. к. представляет собой единое целое (один инвентарный объект).

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Когда мы чем-то заняты наше внимание, в подавляющем ряде случаев, сосредоточено именно на этом процессе. И, конечно, способность является одним из самых эффективных и нужных человеку навыков. Ведь благодаря ей человек может полностью погрузиться в выполняемую задачу, а все посторонние раздражители проходят, словно мимо него, никоим образом его не отвлекая. Но что делать в ситуациях, когда наше внимание поглощено навязчивыми мыслями, каким-либо объектом или мы просто не можем оторваться от какого-то процесса? Важность способности человека к переключению внимания нисколько не меньше, чем способности к сосредоточению, а сама она порой бывает ему гораздо нужнее. Как научиться переключать своё внимание и развить в себе данный навык? Прежде чем ответить на этот вопрос, следует сказать немного о том, что такое внимание вообще.

Вниманием называется процесс избирательного восприятия того или иного объекта, который характеризуется изменениями в интенсивности переживаний, их ясности и содержании. Как правило, внимание выражается в отношении человека к чему-либо, а за этим отношением уже стоят его установки, потребности, интересы и психическая направленность. В центре внимания всегда находится определённый объект, а всё остальное является второстепенным и не столь ясным. Но сам процесс внимания не является самостоятельным и им можно управлять.

Внимание выполняет ряд особых функций, может быть нескольких видов и форм, а также обладает своими свойствами. Для уточнения стоит заметить, что основными функциями внимания являются следующие:

  • Отбор актуальной на текущий момент информации
  • Обеспечение концентрации на определённом объекте или какой-либо деятельности
  • Активизация первостепенных и торможение второстепенных психических процессов

Непосредственно о внимании и его особенностях более подробно вы можете узнать, ознакомившись с . Сейчас же мы переключим внимание на основную тему сегодняшнего разговора – переключение внимания.

Переключение внимания является, в основе своей, сознательным и целенаправленным перемещением акцента восприятия с одного объекта (или вида деятельности) на другой. Образно этот процесс можно представить в виде светового луча, исходящего от фонарика: например, вы идёте ночью и освещаете этим лучом пространство перед собой, но вот что-то зашуршало в стороне от вас и вы направляете луч света в сторону шуршания, чтобы узнать побольше о его источнике. Этот луч света и есть то самое внимание, которым мы все пользуемся в повседневной жизни. Правда, здесь имеется один нюанс: шуршание отвлекло вас, т.е. ваше внимание переключилось автоматически. Переключение же внимания всегда должно происходить осознанно. В этом и есть различие между простой отвлекаемостью и целенаправленным переключением внимания, которое зависит от актуальных на данный момент задач.

Помимо этого, на успешное переключение внимания оказывают влияние такие факторы как предыдущая и новая деятельность человека, а также его личностные качества. К примеру, если вы только что смотрели интересные видеоролики в Интернете, но вам нужно срочно приступить к тяжёлой работе, то переключение будет происходить сложнее, чем, если бы вы от тяжёлой работы переключались на просмотр видео. Дело в том, что осознанное переключение внимания всегда подразумевает под собой произведение некоего волевого усилия, и гораздо легче и быстрее происходит от предмета (или деятельности) менее значимого и интересного к более значимому и интересному.

Переключение внимания всегда отражает индивидуальные психические особенности каждого человека. Так, например, есть категория людей, способных быстро менять акцент своего восприятия, а есть категория тех, кто делает это медленно. Но, как бы то ни было, этот процесс оказывает непосредственное влияние на всё, что делает человек, даже на то, как он воспринимает окружающий его мир. Ведь направленность нашего внимания, во многом, формирует наше мировоззрение, убеждения, направленность поведения, настрой и т.д. Именно поэтому переключению внимания нужно научиться. А самое интересное в том, что сделать это довольно просто.

Способы переключения внимания

Способ первый

Зная о том, что главным фактором для сосредоточения нашего внимания является поступающая извне информация, можно применить простую технику, позволяющую, пусть и не полностью, но всё же оградить своё внимание от ненужной информации – это игнорирование. Во-первых, не нужно придавать излишнего значения тому, что не касается вас и вашей жизни. Постарайтесь заботиться только о своих делах и о том, что важно именно для вас. Конечно, это не означает, что вы должны стать «твердолобым» и быть озабочены только собой – просто адекватно воспринимайте происходящее и не усложняйте себе жизнь тем, что вам на самое деле не нужно. А во-вторых, ограничьте поток поступающей информации – как многие СМИ, так и многие люди постоянно «загружают» нас избытком негатива: где-то случилось что-то страшное, у кого-то трудности и проблемы и т.п. А мы всё это воспринимаем. Нужно перестать это делать: откажитесь от просмотра телевизора, избегайте постоянно жалующихся людей, оградите себя от потока отрицательной энергии, которая от всего этого передаётся. Интересуйтесь преимущественно тем, что непосредственно влияет на вашу жизнь.

Способ второй

Культивируйте в себе позитивное мировосприятие: не относитесь ко всему слишком серьёзно, учитесь смеяться над самими собой и с улыбкой воспринимать любые события, не беритесь за решение непосильных или бессмысленных задач. Помните, что всё идёт своим ходом, и в случае возникновения неурядиц повторяйте про себя очень действенную поговорку: «Делай, что должно – и будь, что будет». Говоря проще, нужно махнуть на всё рукой. Позвольте всему быть и свободно идите по жизни. Только так вы сможете научиться переводить своё внимание в положительное русло, невзирая ни на какие посторонние раздражители.

Способ третий

Не секрет, что внимание является усиливающей силой для любого состояния. Поэтому, как только вы почувствовали, что ваше внимание переключается на негатив, сразу же старайтесь переключиться на что-то противоположное или хотя бы нейтральное. Например, если вы уже очень долго стоите в очереди, чтобы наконец-таки заплатить за квартиру, но количество бабушек не только не сокращается, а странным образом продолжает увеличиваться, не стоит негодовать по этому поводу и мысленно проклинать и их и почту, и весь белый свет. Переведите внимание на что-то иное: понаблюдайте за происходящим, исследуйте обстановку вокруг или чью-нибудь внешность, подумайте о планах на вечер или вспомните радостные моменты из жизни. По прошествии некоторого времени вы заметите, что ваше состояние изменилось, на самом деле всё не так уж скверно, у вас довольно хорошее настроение, да и в очереди вы – следующий. Ситуация на почте, естественно, лишь пример. Сам же способ можно применять где и когда угодно.

Способ четвёртый

Если вам докучает навязчивое переживание, и вы никак не можете от него избавиться, попробуйте его в буквальном смысле рассмотреть и изучить. Сконцентрируйтесь на самом переживании: попробуйте физически ощутить его присутствие в теле и найти его месторасположение, увидеть его цвет, ощутить вибрацию, определить размеры. Во многих случаях этот метод автоматически нейтрализует нежелательное состояние и приводит человека в норму.

Способ пятый

Этот способ помогает переключиться с одной задачи на другую. Если вы заметили, что не можете перестать чем-то заниматься, и вас словно что-то удерживает, но вы осознаёте, что вам нужно переключиться, а сделать это крайне тяжело, просто задумайтесь о своём внимании и том, на что оно сейчас направлено. Скажите себе твёрдое и чёткое: «СТОП!» Расставьте для себя приоритеты и определите, что для вас сейчас важнее.

Та сторона вашей личности, которая привыкла поддаваться слабостям и делать себе поблажки, будет настойчиво твердить вам: «Всё хорошо, ещё немножечко, и я займусь делами», тем самым стараясь вернуть вас в прежнее русло. Не поддавайтесь этому! Несмотря ни на что не возвращайтесь к прежнему занятию и делайте то, что нужно делать. Буквально 5-10 минут – и ваше внимание с энтузиазмом переключится на новую работу. Поначалу этот приём, вполне вероятно, будет даваться с трудом, но по мере практики будет становиться всё легче и легче. Ко всему прочему, благодаря этому способу вы будете тренировать и самоконтроль.

Способ шестой

В любой момент, когда вы понимаете, что вам нужно переключить своё внимание с одного объекта (или вида деятельности) на другой, осознайте всё, что происходит в настоящий момент: свои мысли, ощущения, физическое состояние, то, чем вы занимаетесь, то, на чём вы сконцентрированы и т.п. Этот приём расслабит вашу концентрацию на чём-то предшествующем, освободит ваши мысли, окажет успокаивающее воздействие, поможет понять суть происходящего, расставить приоритеты и придаст силы к переключению внимания на желаемый объект (или вид деятельности). Если есть возможность, закройте глаза – это произведёт дополнительный эффект.

Несложно заметить, что для переключения внимания применяются совсем несложные приёмы. Они под силу абсолютно каждому человеку и не требуют для своего осуществления ничего, кроме желания и регулярной практики.

Теперь вы знаете способы переключения внимания, и дело осталось за малым – дочитайте эту статью и целенаправленно направьте «луч своего фонарика» на что-нибудь ещё, например, на написание хорошего комментария.

Учитель ГБОУ СОШ № 379

Торопынина Т.В

Когда требуется переключения внимания с одного вида работы на другой. Выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

Внимание проявляется в любой сознательной деятельности человека в большей или меньшей степени. Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее значение для человека. Внимание улучшает результат других психических процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение, но не существует само по себе. К свойствам внимания относят:

Устойчивость (способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте), - сосредоточенность (способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других), - распределение (способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности), - объем (размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания).-

Переключаемость (перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной),

Внимание это способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» на одном объекте с целью его изучения (познания). Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным. Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

В своей работе мы столкнулись с проблемой именно в области переключения внимания, поэтому подробнее рассмотрим этот вопрос. Рассмотрим подробнее.

Переключение внимания выполняется человеком осознанно. Нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели. Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна немногим людям. Позже было доказано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания.

При высокой концентрации внимания, его переключение затруднено.

Как научиться, быстро переключать внимание. Как научиться переключать своё внимание и развить в себе данный навык?

Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, перестройка внимания, его переход с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности. И это надо учитывать при разработке уроков.

Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека - одни люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие - медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания.

задания

Название

упражнения

Цель

Время

проведения

Инструкция и задания

«Методика Мюнстерберга».

Формирование у детей концентрации и устойчивости внимания; развитие избирательности внимания.

5-10 минут.

В бессмысленный набор букв вставляются слова, (чаще существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. Ребёнку даётся бланк с напечатанными строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв учащиеся должны отыскать слова и под- черкнуть их. Затем учащиеся обмениваются тетрадью с соседом по парте и проверяют задание (исправляют ошибки, подчёркивают не найденные слова).

Показателем успешности может служить число правильно найденных слов.

без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
КЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА

г) ГРУММОПД

д) ВАТЕРПРООФЕТТА
СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ
ЕММАСЕДАТОНОВ

е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА
ХЛОРОФОНИМАТА
ДАРРИСВАТЕНОРРА

з) ЛАЙОНОСАНДЕРА

и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ

м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН

н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ
МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН

о) ОСТИМАРЕ

«Корректурные упражнения».

Развитие концентрации и самоконтроля при выполнении письменных работ.

по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 4-х месяцев.

В течение 5 минут нужно;

Вар.1. Зачеркнуть все встретившиеся (или обвести в кружок) буквы «А»: и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора;

Вар.2. «И» подчеркнуть, «Л» вычеркнуть;

Вар.3.»Е» обвести в кружок, «Д» вычеркнуть;

Вар.4. «О» подчеркнуть, «К» вычеркнуть;

Вар.5. На одной стороне буквы обводятся кружком, на второй отмечаются галочкой и т.п.

Проверка выполнения задания проводится самими учениками друг у друга (ищут ошибки, исправляют их).

Игра «Перевёрнутые слова».

Формирование у детей умения сосредотачиваться.

10- 15 минут.

Учащимся предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо, восстановить нормальны порядок слов.

Пример: МАИЗ- ЗИМА, НЯНААВ- ВАННАЯ.

а) ШИАМНА- б) ЛАБОСАК- в) СЫУБ-

ТЕЕВР- ДАУМ- ЛОХДО-

ФЕКРИ- ТРКО- ЛОРЬ-

ЕЗЕЖОЛ- РМЕО- МЕТА-

АКША- НАЛЕП- ВОРЬК-

Задание может использоваться при изучении темы: «Имя существительное», где дополнительно даётся определить род и склонение. существительного.

«Соединить половинки слов».

Развитие концентрации и устойчивости внимания.

5-10 минут.

Слова делят на две части. Затем, первые половинки записывают в разнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Нужно соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

Вариант 1. Вариант 2.

САМО ЛЯР РОД РАСТ

БУК ВЕРТ ПРИ ЕЗДКА

ФУТ ВАРЬ ВОЗ ИНА

БАЛ ВАР РАЗ ГОРОК

КАП КОН ПО ОЧКА

КОН НАЛ СОР БОР

ВА КА ПАР ВОЗ

КА ГОН ВОДО ФОР

ГОН КАН СЕМА ТА

Дети записывают составленные слова в рабочие тетради, затем проверяют. Можно давать дополнительные задания не только по теме урока, но и как материал для повторения.

«Найти слова».

Развитие концентрации внимания.

5-7 минут.

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово и подчеркнуть его.

Смех , волк , столб , коса , зубр , полк , удочка, мель , набор, укол , дорога, олень , пирожок , китель .

Формирование у детей переключения внимания.

5-7 минут.

Учащиеся работают в рабочей тетради.

Вариант 1. Заполните пропуски, чтобы получилось предложение. Для этого решите примеры. Замените ответы-цифры словами. Первые буквы этих слов вставьте вместо тире. Цифру 1 можно заменить словом «один»(0) и «единица» (Е). Номер блока примеров соответствует номеру слова в предложении.

Пример: ---И

Ответ: ДЕТИ, так как 18-8=10 (Д); 22:22=1(Е); 18:6=3(Т).

Вариант 2. Вставьте вместо тире пропущенные буквы, чтобы получились слова. Но сначала решите примеры, а в ответе вместо числа запишите первую букву слова, обозначающего это число. Имейте в виду, что 1- это и «один», и «единица», и «раз».

Пример: - - - УХ

Вставляем вместо пропусков полученные буквы и получаем слово ПЕТУХ.

64:8= - - - - 8+8=

5х4=

Ь 4х4= - - А - - Ь – 49:7=

Задание проводится в начале урока в форме устного счёта. Постепенно идёт усложнение задания.

«Угадай слово».

Развитие концентрации и переключение внимания.

10 минут.

На доске записаны столбики примеров. Если правильно сосчитаете, то получите слово, которое «закодировано» буквами.

Ь Б О Н Р А К В Т Ч

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

122 7112 8679 777

+334 + 1136 - 7141 -326

456 8248 1538 451

РАК ТОРТ БАНТ РАБ

Задание постепенно усложняется. Детям это задание помогает не только стать внимательнее, но и быстро и эффективно освоить правила сложения и вычитания чисел в столбик, а также умножения и деления многозначных чисел в пределах миллиона.

Работу можно проводить как в начале, так и в конце урока. Наблюдение показало, что ребята выполняют это задание с большим интересом и желанием. Значительно сократились ошибки в вычислениях.

«Съедобное – несъедобное»

Развитие переключения внимания

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

Развитие концентрации внимания и его устойчивости

Даётся бланк с напечатанными в случайном порядке буквами. Просматривая буквы, ребёнок должен обнаружить затерявшиеся слова.

фпитзмкунцзниакотелмартпомячв

трпмдымылощйьмшцысорзщнтспржо

квиалипшубаывакртьамамаоипсазш

отшмлорорвбуранстралгпалкани

одыраметлакаиогуавтобусшыгм

«Муха »

Развитие концентрации и переключения внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.