Какие торги проводятся в электронной форме. Как участвовать в электронных торгах

Торги в электронной форме (электронные торги) - это урегулированная нормами права система общественных отношений между участниками электронного взаимодействия размещенной в сети Интернет информационной системы общего пользования, с использованием которой эти участники совершают между собой гражданско-правовые сделки по реализации товаров, работ или услуг.

Процесс проведения электронных торгов в электронной форме является регламентированным процессом, который включает в себя выполнение функций подготовки, получения, анализа, обработки и предоставления информации, касающейся участников электронного взаимодействия.

Работа участника электронного взаимодействия на электронной площадке возможна при одновременном выполнении им следующих требований, предъявляемых:

  • к техническому обеспечению рабочей станции (компьютеру);
  • к программному обеспечению;
  • к организации электронного документооборота.

Общие положения

В зависимости от целей проведения, электронные торги делятся на четыре подвида:

  • торги, проводимые с целью размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • торги, проводимые с целью реализации имущества должников в деле о банкротстве;
  • торги по продаже арестованного имущества;
  • торги, проводимые по заказу коммерческих организаций (электронная коммерция).

Каждая разновидность электронных торгов имеет свои особенности. При этом всем электронным торгам присуще и общие родовые (системные) признаки:

  • первый - в торгах одинаковый состав участников электронного взаимодействия (статья 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»), состоящий из трех элементов:
  1. организатор торгов;
  2. оператор электронной площадки;
  3. пользователи электронной площадки.
  • второй - торги проводятся на электронной площадке, которая является способом связи этих трех элементов, то есть структурой системы, призванной своевременно обеспечивать участников электронного взаимодействия необходимой информацией.

Оператор электронной площадки - российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся законными правообладателями размещенной в сети «Интернет» информационной системы общего пользования, с использованием которой участники электронного взаимодействия посредством обмена информацией проводят торги.

Организатором торгов является лицо, заключившее с оператором электронной площадки договор с целью поиска лица, заинтересованного в заключении сделки с имуществом (имущественными правами), выставленном на торги в качестве лота.

Пользователи электронной площадки - государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, имеющие намерение приобрести информацию, хранящуюся в информационной системе оператора электронной площадки или использующие указанную информацию с целью заключения договора, предметом которого является реализация товаров, работ или услуг.

Электронная площадка представляет собой размещенную в сети Интернет информационную систему общего пользования, с использованием которой участники электронного взаимодействия посредством обмена между собой информацией проводят электронные торги. Объем родового понятия «информационная система» раскрывается в подпункте 3 статьи 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В частности, под информационной системой понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств. Электронная площадка как разновидность этой информационной системы состоит из пяти элементов:

  • доменное имя сайта в сети «Интернет»;
  • база данных;
  • программно-аппаратный комплекс;
  • канал связи;
  • служба технической поддержки.

Электронные торги с целью размещения госзаказа

Торги в электронной форме с целью размещения госзаказа - это урегулированные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (закон № 44-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2014 года) отношения между участниками электронного взаимодействия размещенной в сети Интернет информационной системы общего пользования, с использованием которой осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в форме открытого аукциона и запроса котировок. До 1 января 2014 года торги в сфере госзаказа регулировались законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Основным видом закупок являются электронные аукционы. Для того, чтобы принять участие в аукционе проводимом в соответствии с 44-ФЗ, необходимо быть зарегистрированным и аккредитованным участником федеральной электронно-торговой площадки. Для прохождения процедуры регистрации и дальнейшей аккредитации необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись. Усиленную электронную подпись можно получить в одном из аккредитованном Министерством Экономики РФ Удостоверяющем центре. По состоянию на ноябрь 2014 года самым оптимальным способом получения электронной подписи для торгов по 44-ФЗ является заявка через так называемые ЭЦП Центры, они предназначены для координации Удостоверяющих Центров по региональной принадлежности, таким образом конечный пользователь получает ЭП в своем городе. ЭЦП Центр способствует расширению конкуренции на рынке электронных торгов, так как ранее представителям малого бизнеса было сложно получить ЭП, например, в Москве, находясь на Камчатке.

Электронные торги в деле о банкротстве

Торги в электронной форме в деле о банкротстве - это урегулированные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» отношения между участниками электронного взаимодействия размещенной в сети Интернет информационной системы общего пользования, с использованием которой осуществляется реализация имущества должников в форме открытого аукциона , открытого конкурса и/или публичного предложения.

Электронные торги в деле о банкротстве являются обязательными с 2011 года.

По состоянию на май 2013 года в России действуют 48 электронных площадок.

Конечным юридически значимым (правовым) результатом каждых конкретных электронных торгов в деле о банкротстве является только определение победителя торгов, которому арбитражный управляющий в последующем должен направить предложение (оферту) заключить договор купли-продажи предприятия или иного имущества должника, выставленного на торги. В деле о банкротстве подписанный организатором торгов с покупателем имущества протокол силы договора не имеет. Этим эта разновидность торгов принципиально отличается от торгов, проводимых по реализации имущества в рамках исполнительного производства , которые, в свою очередь, являются торгами именно по непосредственной продаже имущества и на которых итоговый протокол торгов имеет силу договора.

Участникам закупок, для чтобы успешно участвовать в торгах, необходимо обладать определенным набором знаний, в том числе разбираться в видах закупок и их особенностях. В данной статье мы в общих чертах разберем с Вами основные закупочные процедуры, которые пользуются популярностью у заказчика.

Какие основные процедуры Вы знаете и в чем их главные отличия?

В настоящее время Федеральный законом 44-ФЗ предусмотрены несколько способов определения поставщиков, а именно:

  • Открытый аукцион в электронной форме;
  • Открытый конкурс;
  • Запрос котировок;
  • Запрос предложений;
  • Закупка у единственного поставщика.

Стоит отметить, что все эти закупки довольно сильно отличаются между собой сроками реализации и условиями проведения, за исключением открытого конкурса и запроса предложений. Сегодня мы поговорим о самом популярном способе определения поставщика.

Что такое открытый аукцион в электронной форме? В чем его особенность?

Электронный аукцион – это способ определения поставщика на электронной торговой площадке путем проведения торгов, где победителем признается участник закупки, который предложил наименьшую цену контракта.

Как уже было сказано выше электронный аукцион является наиболее востребованным среди заказчиков. С чем может быть связана такая популярность электронного аукциона среди заказчиков?

В первую очередь, проведение закупки таким способом, как правило, позволяет снизить итоговую цену контракта более, чем на 30% от начальной максимальной цены контракта.

Во-вторых, проходит планомерная законодательная поддержка такой процедуры. Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2013г. №2019-р утвержден перечень работ, товаров и услуг, закупки которых должны проводиться только в форме электронного аукциона.

В-третьих, мы живем с Вами в информационном веке, и переход на электронные формы проведения закупочных процедур является неотъемлемой составляющей развития общественных отношений.

Особенности открытого аукциона в электронной форме

  1. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 №2019-р,установлен перечень товаров, работ и услуг по которым проводиться закупки только в форме электронного аукциона
  2. Победителем электронного аукциона является участник закупки, предложивший наименьшую итоговую стоимость контракта.
  3. Подача заявок, процедура торгов, подписание контракта происходит на электронных торговых площадках
  4. Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из 2-х частей
  5. Размещение закупки осуществляется в единой информационной системе:
  • Не менее чем за 15 календарных дней, если НМЦК больше 3 млн. рублей
  • Не менее чем за 7 календарных дней, если НМЦК меньше 3 млн. рублей
  1. Участник закупки может подать 3 запроса на разъяснения документации не менее чем за 3 дня до окончания сроков подачи заявок.
  2. Контракт должен быть подписан не ранее чем через 10 дней с момента публикации протоколов рассмотрения вторых частей заявок
  3. В случае, если при проведении торгов итоговая цена лота была снижена более чем на 25%, то победитель аукциона должен предоставить обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза превышающее начальное установленное в информационной карте аукциона.
  4. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015г. № 99 установлено требование о предоставлении сведений об опыте участника закупки. В случае, если НМЦК превышает 10 млн. рублей, то участник закупки должен подтвердить опыт работ за последние 3 года, при этом НМЦК этих контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК по которому проводится электронный аукцион.
  5. В форме 2 необходимо предоставить конкретные показатели, соответствующие как инструкции заказчика по заполнению формы 2, так и данным по поставляемому материалу согласно ГОСТ.

По мнению многих экспертов, подготовка заявки на участие в электронном аукционе является одним из самых сложных этапов. Как правило, это связано с правильной и своевременной подготовкой формы 2, так как именно здесь заказчик не допускает многих участников к участию в процедуре электронных торгов. Вы можете ознакомиться более подробно с тонкостями по заполнению формы 2 в одной из наших

Как государство, так и коммерческие структуры размещают свои заказы через электронные торги. Заказчики давно оценили практичность и высокоэффективность закупок, проводимых в такой форме. Но популярность и необходимость их проведения требует как от покупателя, так и от поставщика специальных знаний.

Вы узнаете:

  • Как значит термин «электронные торги».
  • В каких видах электронных торгов можно участвовать.
  • Какие товары можно продавать на электронных торгах.
  • Как и на какой площадке можно организовать электронные торги.

Что такое электронные торги

Существуют определенные проблемы в понимании термина «электронные торги». Порой его воспринимают как новацию в сфере приобретений, а порой считают, что это все та же традиционная форма покупки на бумажном носителе. Оба этих восприятия являются неверными.

Для того чтобы разобраться, напомним, чем отличаются друг от друга способ и форма закупки. Выделяют электронную (взаимоотношения заказчика и исполнителя устанавливаются за счет интернета по регламентированным нормам: от размещения заказа до результатов торгов) и классическую (на бумажном носителе). За счет способов приобретения устанавливают не порядок взаимоотношений между клиентами и поставщиками , а основание предпочтения подрядчика-победителя и алгоритм действий при осуществлении этого выбора. Все виды приобретений могут быть проведены в интернете: предусмотренные ГК РФ продажи (аукцион, конкурс) и иные (запрос котировок, запрос предложений).

Проводятся торги на специализированном интернет-портале в режиме реального времени. Соблюдение этих условий приводит к открытым и прозрачным действиям с участниками аукционов, соблюдая единообразные требования для всех потенциальных представителей и сводя к минимуму риск нарушения законодательства о защите конкуренции. Поэтому даже если стороны обмениваются документами и сообщениями через e-mail, то данный факт не говорит о том, что речь идет об электронной торговле.

Для того чтобы воспользоваться правом на участие в тендерах, и поставщики, и заказчики должны действовать через торговые площадки (№ 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе», далее по тексту – № 44-ФЗ). Стороны торгов, работая на сайтах, реализуют все процедуры проведения электронной закупки. Коммерческая интернет-платформа позволяет обмениваться необходимыми документами, идентифицировать каждую из сторон, удостоверять все действия виртуальной подписью, отслеживать выполнение обязательств со стороны потребителя в виде заключения контракта с поставщиком-победителем, а со стороны подрядчика – соблюдать факт поставки в указанные клиентом сроки.

Материал для скачивания:

Виды представления электронной закупки товаров

Выделим цели, ради которых проводятся те или иные закупки:

  • продажа арестованного имущества;
  • распродажа имущества должников, признанных банкротами;
  • задания коммерческих компаний;
  • размещение заказов для государственных и муниципальных нужд.

Любой вид электронных закупок имеет свою специфику, но мы выделим их общие свойства.

1. Одинаковый состав участников взаимодействия (ст. 2 ФЗ «Об электронной подписи» № 63-ФЗ от 6 апреля 2011 года):

  • прошедшие аккредитацию пользователи той или иной электронной площадки;
  • организатор покупки;
  • оператор той или иной инет-платформы.

2. Проведение на сайте, являющимся способом связи этих трех элементов и призванным своевременно информировать участников.

Так, его пользователями являются любые государственные и муниципальные органы, а также юридические лица и граждане, желающие получить информацию оператора с целью дальнейшего заключения контракта с контрагентом.

Организатором приобретения выступает лицо, которое подписало с оператором ЭП специальный договор по поиску исполнителя, желающего заключить сделку, выставленную в виде лота.

В качестве оператора может выступить любое юридическое лицо или ИП, зарегистрированные в РФ, имеющие законные права на размещенную в сети Интернет информационную систему, которой пользуются участники взаимоотношений при проведении торгов.

  • 3 инструмента финансового обеспечения, которые упростят участие в закупке

Способы электронных торгов

Двухэтапный тендер. К этому виду прибегают, когда заказчик не может точно прописать техзадание на предмет торговли. На первом этапе вносятся технические предложения без указания стоимости исполнения. Заявки, не соответствующие требованиям клиента, отклоняются. На второй ступени участники предоставляют отредактированный технический план и цену, то есть в данной процедуре оцениваются обе рекомендации поставщиков в совокупности по правилам открытых торгов.

Закрытый конкурс. Процесс идентичен открытой торговле, но с одним исключением. Покупатель самостоятельно решает, каких подрядчиков ему позвать для участия в закупке. Ни приглашения, ни результаты закрытых тендеров не подлежат опубликованию. Данный способ по определению поставщика, как правило, потребители используют в случаях, когда:

  • действует режим конфиденциальности;
  • необходимый заказчику товар имеется у незначительного количества поставщиков или только несколько снабженцев владеют нужной квалификацией;
  • затраты и время, необходимые для анализа и оценки огромного числа заявок, несопоставимо с ценой закупаемой продукции.

Селективный конкурс содержит в себе составляющую как закрытых, так и открытых электронных конкурсов. Любой желающий может принять в нем участие. Объявляя о начале приема заявок, одновременно предоставляются требования к участнику. Если он не соответствует критериям покупателя, то он не сможет дальше участвовать в торгах.

Закупка из единственного источника. Клиент предлагает заключить контракт единственному поставщику, выходит с ним на переговоры и согласовывает требования поставки. Компания, приглашенная в качестве единственного подрядчика, имеет явные преимущества и вправе предлагать наиболее приемлемые для себя условия. Приобретателю приходится обращаться в один конкретный источник, т. к. необходимая ему продукция поставляется только им, а равнозначной замены найти невозможно. Также он имеет право обратиться к конкретному контрагенту, если ранее с ним был заключен контракт и на момент поставки он имеет законную силу.

Запрос предложений . В этом случае заказчик, как правило, определяется с поставщиком услуг. Этот способ используется клиентом при сформированной им цели закупки, но не умением ее осуществить.

Затребование цен (котировок) применяется приобретателем при покупке определенного товара или услуги путем открытых торгов. Этим путем может приобретаться компьютерная техника, канцелярские товары или сдаваться производственные и офисные помещения. Это крайне оперативный тип закупки по результатам заказа.

Конкурентные переговоры . Если конкурсные способы не привели к нужному результату или необходимо срочно купить товары (работы, услуги), то обращаются к этому виду. Он часто используется, когда надо получить консультационные услуги. Заказчик проводит встречи с потенциальными контрагентами и предлагает им принять участие в электронных торгах. Участники обязаны предоставить к согласованной дате свой вариант осуществления сделки. По предоставленной информации клиент определяет наиболее оптимальное предложение и заключает с выбранным кандидатом контракт.

Редукцион (аукцион, переторжка). Определение победителя происходит по предложенной цене, являющейся основным критерием выбора. Редукцион может применяться тогда, когда нужно найти компанию по поставке той или иной продукции.

Переторжкой называют обратный аукцион, т. е. когда заказчик не продает услугу или товар, а, наоборот, покупает их. Участники, отталкиваясь от начальной цены контракта, идут на ее понижение. Победителем станет тот, кто предложит самую низкую стоимость за товар или услугу.

  • Организация закупок в условиях жесткой экономии: 6 правил повышения эффективности

Перечень товаров, подлежащих электронным закупкам

Исчерпывающий список в электронной форме, утвержденный Правительством РФ в постановлении № 616 от 21 июня 2012 года, содержит перечисление следующих услуг, работ и товаров, которые заказчики, работающие по № 223-ФЗ должны закупать только в таком виде:

  • специальная одежда, направленная на поддержку хорошей физической формы (профилактическая, профилактико-нагрузочная, противоперегрузочная);
  • бумажная пряжа;
  • деревянная тара;
  • канатные и веревочные изделия, шнуры;
  • бумага, целлюлоза, картон и др.

То есть, если покупатель нуждается в товарах, работах и услугах, а они содержаться в указанном перечне, то закупку по № 223-ФЗ он обязан провести только в электронной форме.

Как поступить, если приобретение содержит в себе товары из перечня и не из списка? Так как заказчику нужен определенный продукт из каталога, то ему придется выделить его в отдельный лот. Когда перенесение в другую партию не представляется возможным, то ориентируйтесь на предел в 5 % (т. е. ценовое выражение от начальной максимальной цены).

В реестре Правительства РФ № 616 от 21.06.2012 года есть определенные исключения, которыми можно воспользоваться и не проводить торги в электронной форме:

  • продукция или сделка входит в перечень, но информация о ней не может быть размещена на сайте;
  • сумма договора не превышает 100 тысяч рублей;
  • сведения, заключающиеся в документации, проекте контракта, извещении, относятся к государственной тайне;
  • сделка совершается агентом у единственного поставщика и соответствует нормам его Положения о закупках. То есть, если клиент внесет такую норму в свое Положение, то он может и не проводить электронные тендеры, даже если ему необходим товар из Перечня № 616. Приобретатель может воспользоваться правовым «окном», но контролирующими органами это может быть расценено как злоупотребление, так как изначально противоречит цели контрактной системы. Рано или поздно в № 223-ФЗ будут внесены изменения, и данные действия станут невозможными. Рекомендуем как можно скорее приспосабливаться к покупкам через интернет и учиться их проводить;
  • срочная потребность в товаре, работе, услуге в связи с произошедшей аварийной, чрезвычайной ситуацией, неотложным медицинским вмешательством, наступлением обстоятельств непреодолимой силы или в связи с предотвращением опасности их возникновения. Так, если случилась авария, то оформите соответствующий акт, который будет подписан представителями заказчика и виновной стороны, а также лицами, незаинтересованными в исходе дела. Органы контроля будут проверять приобретателя с особой тщательностью, – если подобные случаи повторяются слишком часто, у них есть повод думать о поддельности оформленных актов.

Приобретатель вправе увеличить список товаров для приобретения в электронной форме в своем Положении о закупках. Если он добровольно расширяет перечень № 616, то несет ответственность за его исполнение.

  • Специалист по тендерам: человек, от которого может зависеть будущее вашей компании

Условия, которые диктует интернет-площадка

Электронная платформа приобретений – совокупность технических и информационных решений, которые обеспечивают построение взаимоотношений между заказчиком и поставщиком посредством соответствующих каналов связи.

Чтобы стать участником электронных торгов, необходимо быть аккредитованным на той или иной торговой площадке. В случае отсутствия аккредитации потенциальный поставщик или покупатель не сможет участвовать в торгах и на соответствующих сайтах будет только видеть данные о проходящей торговле.

Уполномоченный заказчик может формировать аукционы, участвовать во всех этапах, определять участников, а также осуществлять все виды закупок, не ограничивая себя по номенклатуре. Подтвержденный поставщик, соответствующий требованиям клиента, согласившийся с условиями документации (срок, цена, качество, гарантия, ответственность, условия оплаты и т. п.) и предоставивший наименьшую стоимость выполняемой поставки, становится победителем в электронном аукционе.

Рассмотрим федеральные электронные ресурсы.

1. «Сбербанк – АСТ» – www.sberbank-ast.ru

Сайт создан 01.07.2009 года и относится к дочерней структуре «Сбербанка России». Здесь проводятся как электронные государственные закупки, так и тендеры корпоративного характера, а также торги по продаже имущества компаний-банкротов. Платформа формата B2C была открыта летом 2013 года. Только за три квартала 2015 года на ней было проведено более 600 процедур на общую денежную сумму более 950 млрд рублей.

2. «Единая электронная торговая площадка» – www.roseltorg.ru

Основана в 2009 году Правительством Москвы (52 %) и Банком Москвы (18 %). Крупные клиенты государственного сектора располагаются в городах федерального значения РФ (города Москва, Санкт-Петербург) и в республике Башкортостан. Работает с такими крупнейшими ведомствами, как Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям, Минобороны РФ и другие. Имеет большую базу клиентов, работающих в рамках № 223-ФЗ, включая «Росатом», «Ростелеком», Московский и Петербургский метрополитен и другие. Только в начале года было проведено более 200 тысяч торговых процедур на общую денежную сумму более 550 млрд рублей.

3. «РТС-Тендер» – www.rts-tender.ru

Образован 01.10.2010 года. Собственником является НП РТС (некоммерческое партнерство развития финансового рынка). Здесь проводятся примерно 60 % государственных закупок Сибирского федерального округа. Клиентами являются несколько общегосударственных ведомств. Площадка не проводит торгов по № 223-ФЗ, но при этом предлагает воспользоваться услугами своего партнера по бизнесу «OTC-tender». За 2015 год было проведено более 279 тысяч аукционов на общую денежную сумму более 661 млрд рублей.

4. Общероссийская система электронной торговли ГУП «АГЗРТ» – www.zakazrf.ru

Организована в 2005 году для обслуживания учреждений и компаний Республики Татарстан, но позже увеличила территорию оказания услуг. Клиентами являются различные муниципальные образования, органы исполнительной власти республики, военные учреждения, академия сельхознаук и другие. Только за девять месяцев 2015 года на ней было проведено 33 тысячи торгов на общую денежную сумму более 73 млрд рублей.

Коммерческие ресурсы

1. ЭТПB2b-center – www.b2b-center.ru

Объединил в себе 30 электронных торговых площадок, которые ведут деятельность для разных сфер экономики, таких как машиностроение, энергетика, металлургия, телекоммуникация, нефтехимия, автопромышленность, агропромышленный сектор, гражданская авиация, нанотехнологии, жилищно-коммунальный сектор и другие сферы.

2. ЭТП Фабрикант – www.fabrikant.ru

Здесь существует возможность подписать контракт с крупным заказчиком и тем самым значительно расширить рынок сбыта. С 2006 года портал остается единственной системой, через которую проходит реализация имущества компаний, признанных банкротами.

3. Электронная торговая площадка ГПБ – etpgpb.ru

Является дочерней компанией ОАО Банка ГПБ и была основана для качественного обслуживания первостепенных клиентов в сфере формирования процедур закупок. Клиенты: ГК ОМЗ, ГК ОАО «Газпром», ОАО «Корпорация «ВНИИЭМ», ОАО «Военторг», ОАО «Корпорация «Комета» и еще порядка 50-60 крупных российских потребителей.

4. Торговая платформа «ELECTRO-TORGI.RU» – universal.electro-torgi.ru

Является универсальной и предлагает свои услуги в сфере организации электронных закупок, связанных с реализацией заложенного имущества, имущества должников по исполнительному производству, а также по сбыту различных товаров и услуг в пределах коммерческих приобретений.

5. Группа электронных площадок ОТС.RU – www.otc.ru

Была создана для проведения торговой деятельности при тесном сотрудничестве с ООО «РТС-тендер», является проектом ЗАО «Внебиржевые рынки». На OTC.RU можно провести как государственные и муниципальные закупки, так и коммерческие торги. Все площадки основаны на базе биржевых разработок РТС, они надежны и просты в использовании. В ОТС.RU включены: OTC-crypto, OTC-agro, OTC-market, ОТС-tender, SecondShares, ОТС-finance.

  • Как выбрать и использовать облачные технологии для бизнеса

Критерии выбора сайта для электронных торгов

  1. Сколько из зарегистрированных поставщиков может принимать участие в тендере. На определенных интернет-страницах в торговле могут участвовать только 15 % поставщиков, внесших абонентский взнос, у других это право отсутствует.
  2. Аккредитована ли электронная платформа для организации госзакупок. Аккредитация является гарантом благонадежности. Подтвержденные сайты для проведения государственных закупок: Сбербанк России, «РТС-тендер», площадка Правительства Москвы, ММВБ, Правительства Республики Татарстан.
  3. Число жалоб на работу электронного ресурса. При выборе можно провести анализ жалоб, которые подают участники тендеров в ФАС. На портале http://zakupki.gov.ru имеется возможность внимательно ознакомиться с претензиями участников торгов.

Как принять участие в электронных торгах: пошаговая инструкция

1. Получаем электронную подпись.

Путем электронной цифровой подписи (ЭЦП) участник идентифицирует себя. ЭЦП – это ключ, который выглядит как флеш-карта. Он подтвердит, что именно вы сделали ценовое предложение в аукционе, а при выигрыше – на законных основаниях подписали контракт. ЭЦП в сети Интернет можно сравнить по значимости с паспортом гражданина. С его помощью вы сможете подписать любой документ, проверить подпись пользователя на достоверность, а подписанный акт – на возможность внесения поправок после заключения.

Проверка ЭЦП на подлинность может быть выполнена на основании ключей дешифрования и шифрования. Адресант, применяя необходимое программное обеспечение и ключ, производит некую последовательность знаков, являющуюся частью отправленной информации. Адресат пользуется таким же ПО и ключом дешифрования с целью распознавания полученной информации и проведения определенной проверки. Благополучное завершение ревизии означает, что полученная информация аналогична отправленной и, следовательно, не была изменена после ее подписания. Генерация последовательности знаков в описываемом процессе и есть ЭЦП.

Сертификаты ключей может выдать только специализированный удостоверяющий центр (УЦ). Он регистрирует пользователей, прекращает, ликвидирует, восстанавливает действие сертификата ключа. Центр оказывает техподдержку действия ЭЦП. Лицо, желающее участвовать в электронном документообороте, для получения ЭЦП может обратиться в любой удобный для него авторизованный УЦ.

На сайте ЭЦП в РФ http://iecp.ru/ep/uc-list вы можете изучить полный перечень действующих авторизованных УЦ России.

2. Выбираем интернет платформу и проходим аккредитацию.

Пакет документов для подтверждения участника закупки одинаков для пяти вышеуказанных федеральных площадок. Но регистрация на коммерческих сайтах требует расширенного перечня документов и может отличаться по составу. Чтобы аккредитоваться на торговой площадке, например, Роснефти, участнику придется выложить массу информации, в том числе о конечных бенефициарах.

Итак, чтобы успешно пройти подтверждение на федеральном электронном ресурсе, нужно приготовить скан-версии следующих бумаг:

  • все страницы устава организации, которые прошиваются и нумеруются, включая последний лист с отметкой налогового органа. Устав подписывается уполномоченным лицом, проставляется печать компании. ИП и физические лица предоставляют копии всех страниц паспорта;
  • оригинал выписки из ЕГРЮЛ или заверенная нотариусом копия (для юридических лиц). Те же правила действуют в отношении ИП (выписка из ЕГРИП). Документ должен быть выдан налоговым органом не ранее чем за шесть месяцев до момента обращения с целью аккредитации;
  • решение об одобрении крупных сделок с установлением конкретной предельно максимальной суммы сделки;
  • акт, подтверждающий полномочия руководителя компании (решение или протокол об избрании, приказ о вступлении в должность).

Если все действия на торговой площадке будет проводить не глава компании, то, помимо указанных свидетельств, приложите доверенность, которая подтверждает полномочия доверенного лица.

Заранее подготовьте скан-версии документов в любом из следующих форматов: .doc, .txt, .pdf, .docx, .jpg, .rtf, .zip, .gif, .7z, .png, .rar.

Заявление на аккредитацию оформите по предложенной форме. Необходимо внимательно и без ошибок заполнить строки и прикрепить файл, который содержит в себе все скан-версии необходимых документов, удостоверенных ЭЦП. Хотим отметить, что действующим законодательством не запрещено направлять на торговый сайт заявление участника в свободной форме. Обязательно укажите номер ИНН и актуальный электронный адрес. На почту будет приходить множество информации по закупкам, поэтому внимательно проверьте ее достоверность перед отправкой.

Решение об аккредитации или отказе в ней оператор площадки обязан направить участнику не позднее пяти рабочих дней с момента поступления обращения. Он может отказать в двух случаях: заявитель не предоставил необходимые свидетельства или предоставил, но они не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Решение направляется на e-mail, указанный в заявлении. При отказе в аккредитации оператор обязан указать причину (несоответствие документов законодательству, отсутствие конкретных актов). Как только участник устранит возникшие нарушения, он может повторно обратиться за подтверждением.

Уведомляя об итогах аккредитации, оператор должен приложить реквизиты лицевого счета, по которому участник электронных торгов будет проводить операции по обеспечению заявок.

После получения полномочий администратор заносит сведения по поставщику в реестр. Действие аккредитации продолжается в течение трех лет с момента получения участником извещения от оператора. Аккредитованная сторона вправе принимать участие во всех проводимых там аукционах. Поставщик берет на себя обязанность предоставлять достоверные данные о себе, то есть должен постоянно контролировать изменения, происходящие в документах и направлять их оператору площадки.

Поставщик не может участвовать в закупках с момента уведомления о том, что до окончания аккредитации осталось три месяца. Участник должен заранее позаботиться о прохождении подтверждения. Рекомендованный срок для переаккредитации – шесть месяцев до окончания срока прежней.

3. Пополняем лицевой счет.

Как только аккредитация подтвердилась, для участника открывается лицевой счет. Поставщик переводит на свой счет денежные средства с целью обеспечения заявки на участие в аукционе. Заказчик самостоятельно определяет точную сумму. Как правило, она равна 0,5-5 % от начальной цены контракта. На время проведения торгов денежная сумма блокируется. Позднее вложенные в обеспечение деньги возвращаются, но для этого необходимо подать специальное заявление, подписанное ЭЦП.

4. Передаем заявку на участие в электронной закупке.

Только после выполнения предыдущих трех шагов организация получает право предъявить требование на участие в тендерах. Компания должна заняться его подготовкой за несколько дней до подачи на торговую площадку. Рассмотрим особенности передачи обращений:

  • это происходит только в электронном виде;
  • если начальная максимальная цена (НМЦ) закупки не превышает 3 млн рублей, то срок предъявления заявки с момента опубликования составляет не менее семи дней, при превышении 3 млн рублей НМЦ – не менее 15 дней;
  • предприятие подает обращение, состоящее из двух частей, единовременно;
  • параллельно фирма предоставляет обеспечение, при этом тендерный кредит является наиболее приемлемым способом;
  • даже если компания победила, предложив наиболее выгодную цену, это не означает, что именно с ней будет заключен контракт, так как рассмотренная вторая часть может быть отклонена.

Чтобы сформировать обе части заявления, сделайте скан-версии документов и прикрепите их на сайт в специализированных формах, которые вы сможете увидеть, как только выберите конкретные электронные закупки и активируете кнопку о принятии участия.

Все другие документы будут добавлены автоматически к заявке из личного кабинета, поэтому важно контролировать актуальность предоставляемых сведений о компании.

Загруженный пакет свидетельств удостоверяется цифровой подписью и направляется на рассмотрение путем активации соответствующей кнопки. На каждой платформе есть свои особенности в подписании требования. Так, на Сбербанк-АСТ сначала заверяется каждая прикрепляемая бумага, а затем – заявка, на остальных площадках – только обращение.

5. Ожидаем решения о вашем участии.

При рассмотрении первых частей заявок заказчик либо допускает участников до аукциона, либо отклоняет. Вплоть до рассмотрения вторых частей имена контрагентов скрыты.

6. Принимаем участие в закупках.

Когда компания допущена к участию в аукционе, назначается дата его проведения. В определенные день и час участники подают ценовые предложения. На совершение аукционного шага дается 10 минут, а размер его составляет 0,5-5 % от НМЦ.

По окончании торгов рассматриваются вторые части заявок, публикуется протокол их рассмотрения и, как следствие, акт с подведением итогов, а также указанием поставщика-победителя.

7. В случае победы загружаем банковскую гарантию.

Предприятие загружает на торговую площадку банковскую гарантию (БГ), которая является поручительством добросовестного исполнения всех обязанностей, обусловленных контрактом. БГ дается банками на денежную сумму равную 30 % от НМЦ, при этом финансово-кредитные организации получают вознаграждение в размере 2-4 % от денежной суммы обеспечения.

8. Подписываем контракт.

Победитель заключает соглашение, направляемое заказчиком, с помощью ЭЦП. Затем его подтверждает покупатель, и с этого момента оно считается действующим. Просим обратить внимание, что все документы подписываются только в электронном виде.

Признаки того, что проведение торгов было мошеннической схемой

1. Короткие сроки. На каждую поставку товара, выполнение работ или услуг требуется достаточное количество времени. Если в проекте контракта определено время, за которое нереально его исполнить, то, как правило, речь идет о фальсификации. Например, вы заинтересовались поставкой офисной техники, срок доставки которой четыре рабочих дня, но в действительности такую покупку можно произвести в течение месяца. Соответственно, вы попали на коррупционную схему. Такие условия свидетельствуют о том, что товар уже был доставлен, но для исполнения электронных торгов по № 44-ФЗ заказчик прикрыл себя фальсифицированными сделками.

2. Техническое задание с особыми обстоятельствами. Иногда аукцион специально формируется так, чтобы его условия мог исполнить только определенный поставщик. Приведем в качестве примера известную закупку медицинского оборудования в Москве, произошедшую пять лет назад. У компьютерных томографов существует планка высотой около 1,5 метров. Большинство производителей выпускают томографы с высотой планки 1,5-1,52 метров, и только единственная компания производит это оборудование с высотой планки в 1,54 метров. То есть заказчик при формировании аукционной документации сделал «заточку» на конкретного производителя путем указания точной высоты планки, длина которой совершенно не влияет на качественные характеристики оборудования. Находя подобные условия аукциона, следует подробно ознакомиться с документацией, проанализировать ее и, если вам это интересно, жаловаться в ФАС на ограничение конкуренции.

3. Лимит на субподряд. В аукционной документации заказчик вправе разрешить или ограничить подрядчика (исполнителя) на субподряд (соисполнительство). Это законное право клиента зачастую является оправданной мерой в закупке однотипной продукции (например, канцелярских товаров), так как есть компании, которые регулярно принимают участие в электронном аукционе, в котором деятельность по покупке предмета изначально планировалась как посредническая. То есть фирма, выступая посредником, отдает заказ третьим лицам и имеет от такой сделки 20-30 % от суммы контракта. При таких сомнительных операциях страдает качество поставленного товара. Не стоит ограничивать исполнителя в субподряде, если продукты, объединенные в один лот, не являются однотипными. К примеру, предметом контракта является поставка канцелярских товаров и сейфов. В данном случае исполнитель должен будет прибегнуть к сотрудничеству с поставщиком сейфов. Когда субподряд запрещен, как правило, это «заточка» под конкретного поставщика.

4. Скрытые закупки. Покупатели прибегают к следующей хитрости: специально делают ошибку в предмете электронных торгов, чтобы поставщики не смогли его найти. Так, из названия «Проведение мероприятий в связи с обеспечением государственного учреждения» не разобраться, что заказчик сформировал в одном аукционе несколько лотов, а именно: поставка программного обеспечения, его модернизация и обучение. Такие заявки формируются под конкретных исполнителей, что является нарушением антимонопольного законодательства.

Организация торгов в электронной форме

Для начала потребитель определяет, что он будет закупать этим путем. Интернет-закупки по № 44-ФЗ строго регламентированы, а по № 223-ФЗ покупателю дается право установить свои правила, не противоречащие законодательству. Потребитель самостоятельно разрабатывает Положение о закупках своего учреждения и руководствуется прописанными в нем нормами. Ориентиром на разъяснение электронных торгов по № 223-ФЗ может стать ФАС.

Разберем два варианта действий заказчика.

1. Принимаем заявки по e - mail .

Например, в Положении о закупках клиент прописал, что для их учреждения электронными торгами является взаимообмен электронными письмами. Покупатель должен взять на себя обязательство бесперебойной работы почты, чтобы обеспечить принципы справедливости и равенства при процедуре подачи заявок. Приобретатель не сможет поручиться за бесперебойную деятельность провайдера, работа которого может быть прервана в связи с техническими неполадками.

Недобросовестный участник может подать заявление, заранее зная, что не соответствует условиям закупочной документации. Потребитель при этом несет риск невыполнения обязательств по контракту.

Даже если этап приема заявок прошел гладко, как заказчик сможет гарантировать участникам одновременное открытие заказов? Скорее всего, они будут вскрыты им заранее, тем самым оказывая предпочтения определенным поставщикам.

Самый большой риск коррупционных действий подстерегает клиента на этапе приема и вскрытия заявок, тем самым он нарушает ч. 1 ст. 17 ФЗ о защите конкуренции.

Также покупатель столкнется с трудностями проведения аукциона и подачи ценовых предложений. Это практически нереально выполнить, используя в качестве торговой площадки почтовый сервис.

Вывод: огромные риски несет организатор торгов посредством использования почтового ящика. Данный метод не облегчит работу, а только создаст массу проблем в соблюдении антимонопольного законодательства.

2. Организуем электронную форму закупки через оператора интернет-сайта.

В случае фиксации в Положении правил проведения тендеров через торговые инет-платформы, ответственность за оператора полностью лежит на заказчике. В № 223-ФЗ отсутствует понятие «оператор электронной площадки», соответственно, сайт не является субъектом интернет-закупок и не может быть носителем ответственности по № 223-ФЗ.

Инет-страницы не гарантируют беспрерывную работу, а при возможных нарушениях и жалобах участников ответственность несет покупатель. В случае признания претензии обоснованной, ему будет выдано предписание. При отказе от его выполнения штраф в сумме до 500 тысяч рублей накладывается на потребителя.

Рекомендуем приобретателям с особой осторожностью подходить к выбору оператора. Обязательно отметьте зону ответственности друг друга. В Положении лучше зафиксировать, что правила проведения конкретного способа закупки, определенного в Положении учреждения, и правила проведения на электронной площадке могут иметь различия, учитывая функционал оператора платформы.

То есть, если оператор не дает вам полную гарантию соблюдения Положения о закупках вашего предприятия, то действия, совершенные вне его рамок, будут признаны необоснованными и несоответствующими нормам вашего документа и, соответственно, будут квалифицированы в виде правонарушения по ч. 1 ст. 2 ФЗ. Такие правонарушения приводят к выдаче предписаний, которые заставят внести изменения и дополнения во внутреннюю документацию, а также повторно провести торги.

Как сделать электронную торговлю наиболее выгодной

  1. Планирование и бюджетирование. Сотрудники вашей компании должны провести мониторинг электронных площадок на предмет определения цен закупок товаров, которые нужны вам. Например, на «РТС-тендер» эти данные являются открытыми.
  2. Поиск потенциальных поставщиков. Вы можете проводить отборы на интернет-платформах. Так, «Газпром» ежегодно, используя информацию сайта, составляет перечень детских лагерей, а в кон?

Размещение госзаказа через проведение открытого электронного аукциона является наиболее прозрачным и действенным методом закупки продукции, работ, а также услуг для различных надобностей государственного или муниципального ведомства. Процедура, в соответствии с которой проводится открытый электронный аукцион, регламентируется рядом федеральных законов:

сопровождения тендера

Федеральный закон 94-ФЗ РФ от 21.07.2005г.

Федеральный закон 44-ФЗ РФ от 05.05.2013г.

Федеральный закон 223-ФЗ РФ от 18.07.2011г.

Преимущества открытых аукционов

Всем специалистам в сфере госзакупок хорошо известно, какие трудности появляются, когда проводятся тендеры по традиционным схемам - значительные временные и финансовые траты и многое иное. Если сравнивать с простым тендером, то открытый аукцион в электронной форме обладает целым рядом положительных сторон:

  • непродолжительный период, в ходе которого проводятся процедуры;
  • экономия финансов, выделяемых из бюджета, на то, чтобы организовывать и проводить торги;
  • прозрачные и открытые правила, утвержденные для закупок;
  • справедливая конкуренция, которая исключает неценовые способы ведения борьбы;
  • участие в открытых аукционах возможно из всякой точки планеты, где есть интернет, без необходимости покидать собственное офисное учреждение, что достаточно удобно;
  • равные права, существующие для всех поставщиков;
  • повышенная степень безопасности и защищенности, возможность использовать цифровую подпись;
  • открытый аукцион доступен для малых предприятий, которые ранее не могли войти в сферу госзакупок.

Кроме того, что экономятся денежные средства бюджета и уменьшается коррупция, выполнение мер, установленных правительством, гарантирует обширный доступ к госзаказу для представителей малого и среднего предпринимательства - в результате расширяются рынки сбыта для изготовляемой ими продукции и предоставляемых услуг.

Как принять участие в аукционе

Для того, чтобы участвовать в открытом аукционе нужно обладать электронной подписью от центра, который ее удостоверяет. Информация о таких центрах содержится в списке TSL (reestr-pki.ru). Также нужно быть аккредитованным на торговой интернет-площадке, где осуществляется проведение открытого аукциона.

Всего существует пять таких интернет-площадок:

Оплачивать аккредитацию на интернет-площадке не нужно, но только если организация не является победителем (зафиксированная сумма составляет 3000 руб.).

Это важно! Чтобы участвовать в открытом электронном аукционе на счету участника должна находиться сумма, нужная для внесения обязательного обеспечения интернет-заявки (от 0.5 до 5 процентов) от первоначальной (максимальной) стоимости госконтракта. Причем эта сумма будет замороженной непосредственно до завершения процедуры, в ходе которой будет заключен госконтракт или отклонена интернет-заявка.

Стоит отметить, что оператор интернет-площадки обязан гарантировать во время проведения онлайн-аукциона конфиденциальность сведений об участвующих организациях.

В первой части интернет-заявки на участие название организации не приводится. Госзаказчик непосредственно от оператора получает интернет-заявки под номерами. При рассмотрении подобных заявок, ему неизвестно, что за организация отстраняется или допускается участвовать в торгах.

Когда проводится аукцион, участвующие лица обладают сведениями о числе участников торгов, но название лиц - им неизвестно. В результате, интернет-аукцион считается открытым по уровню доступа к сведениям о его проведени и, а заодно по форме, в соответствии с которой подаются предложения. Но по наличию информации о прочих участниках торгов считается закрытым.

Порядок проведения открытого аукциона: как определяется победитель

Процедура, согласно которой проводится аукцион в открытой форме, разделена на несколько стадий, сроки каждого из них определены и известны заблаговременно.

Вначале подаются интернет-заявки до даты завершения их приема на участие в интернет-аукционе.

Затем рассматриваются первые части интернет-заявок (не больше семи календарных суток со дня завершения их приема). Причем подача первых частей интернет-заявок происходит анонимным образом (если только участвующий в торгах не прикрепляет документацию на собственных фирменных бланках). В первых частях содержатся согласие участвующего и, если нужно, названия и точные технические параметры продукции, которая поставляется. Участников, которые были отклонены на этой стадии, к торгам не допускают.

Процедура интернет-аукциона проводится в режиме онлайн - в ходе нее участвующие уменьшают стоимость в пределах «аукционного шага» (0.5 - 5 процентов). Далее рассматриваются вторые части интернет-заявок.

На следующий день после того, как подведены результаты, ответственные лица публикуют протокол. После этого в течение 5 суток со дня его размещения через онлайн-площадку госзаказчик посылает победившей организации стандартную форму госконтракта, которая не заполнена и не подписана. Причем участвующее лицо может, вместо подписания госконтракта, прислать в ответ протокол расхождений. В нем указываются проектные положения госконтракта, которые не соответствуют извещению о проведении интернет-аукциона, документам или его онлайн-заявке.

Победившей организации , в случае, если госзаказчиком определено требование обеспечения контрактного исполнения, понадобится предоставить подобное в виде безотзывной гарантии банка, соглашения поручительства либо передачи госзаказчику в залог денег, в размере обеспечения выполнения госконтракта (до тридцати процентов от стоимости госконтракта), который предусмотрен аукционными документами.

Заключение госконтракта производится лишь после того, как аукционный участник предоставляет подтверждения относительно внесения обеспечения - присылается в электронном виде вместе с подписанным экземпляром госконтракта через интерфейс торговой площадки.

Наши специалисты гарантируют соблюдение требований закона на всех стадиях сопровождения тендера . Урегулирование споров с заказчиками, обжалование решений ФАС, работа на всех торговых площадках.

Следует обратить внимание на тот факт, что, к примеру, запрос котировок проводится только в том случае, если составляет не более 500 000 рублей, а — не более 10 % и не превышает 100 млн рублей.

Также важно напомнить, что запрос предложений осуществляется в регламентированных Законом о контрактной системе случаях:

  • признаны несостоявшимися конкурсные процедуры;
  • не состоялся электронный аукцион;
  • существует необходимость закупки продукции, которая составляет неисполненную часть расторгнутого контракта;
  • необходимость закупки товаров и услуг, которые указаны в .

Изменения в 2019 году

12.02.2018 в аукционный перечень по 44-ФЗ изменения внесли Распоряжением Правительства № 213-р. В позиции, которая определена ОКПД2 49, в исключениях вместо кодов 49.1, 49.31.21.140, 49.5 стали коды 49.1, 49.31.21, 49.39.11, 49.5. Подробнее об этом мы писали в статье . А скачать перечень аукционных товаров по 44-ФЗ актуальной редакции можно ниже по ссылке.

Ответственность заказчика

Следует иметь в виду, что за неверный выбор закупки продукции, включенной в этот список, возможно привлечение ответственных лиц заказчика к ответственности в соответствии с КоАП РФ, а именно — наложение штрафа в размере 50 000 рублей.