Полароиды - что это за очки и с чем его едят. Как был устроен первый Polaroid Элегантные, модные и прочные итальянские оправы

Рассказы о бренде "Полароид" - это достаточно увлекательные, но не слишком веселые истории о бизнесе из числа тех, кто познал в своем деле как взлеты, так и падения. На сегодняшний день эта тема обсуждается уже не так активно, как это делалось раньше, но все же свою популярность бренд и товары такого типа не утратили.

История

Сейчас все знают, что "Полароид" - это американская компания, занимающаяся производством фототехники, солнцезащитных очков, а также бытовой электроники. Но далеко не каждому известна история данного бренда, хотя для любителей продукции эта информация имеет значение.

Основателем компании стал американец по имени Эдвин Лэнд, который родился в 1909 году в городе Бриджпорте. Его родители изначально жили в Российской империи (на территории современной Украины), но из-за неизвестных обстоятельств вынуждены были эмигрировать в Америку.

Эдвин Лэнд не знал, что такое бедность, так как у его родителей всегда хватало денег на содержание ребенка и достойное обучение. Поэтому вовсе не удивительно, что у мальчика, увлекающегося оптикой, еще в детстве появились первые мысли о создании вещей, которые удивят весь мир.

В 17-летнем возрасте юноше пришла в голову мысль о создании новых поляризующих линз, предназначенных для автомобильных фар. По его мнению, это могло бы улучшить освещение дороги в ночное время, не слепя в то же время встречные автомобили. Бросив университет и перебравшись в штат Нью-Йорк, Лэнд полностью посвятил себя созданию

Эдвин Лэнд является первым в мире человеком, использовавшим принципы поляризации, которые сейчас активно применяются при создании настольных ламп, очков трехмерной реальности и так далее.

Стартап

Лишь в 1937 году труды Эдвина нашли коммерческое применение. Именно в этом году и была создана всем известная фирма "Полароид". Это производство в первое время существования не занималось созданием и выпуском в свет фотоаппаратов, а самыми первыми изделиями были солнцезащитные очки, а также поляризационные стекла, имеющие различное назначение для военной техники и прочих приборов.

О том, сколько стоит "Полароид" как бренд, создатель не задумывался, так как у него были более важные задачи. На сайте производства говорится, что эта фирма имела непосредственное отношение к выпуску в свет множества рентгеновской пленки и прочее. Поверить в это утверждение вовсе не трудно, ведь за всю свою жизнь Лэнд сумел запатентовать немалое количество изобретений (более 500). Современные историки утверждают, что больше инноваций было создано лишь Томасом Эдисоном.

Невероятному успеху поспособствовали научные достижения и железная бизнес-хватка. Компанией Эдвин управлял в течение 43 лет.

Фото за минуту

По легенде, создание - это идея дочери основателя фирмы, которая и подтолкнула его на такое свершение, будучи практически в младенческом возрасте. Малышка всего лишь задала отцу вопрос о том, почему люди не могут получать уже готовые фотографии сразу после осуществления снимка. В тот же момент Лэнд серьезно задумался над этим вопросом, а затем думать пришлось и его сотрудникам.

В 1948 году производство представило первый фотоаппарат, который делает моментальные снимки. Каждое фото стоило 1 доллар, что на то время являлось достаточно большой суммой, потому как картриджи для "Полароида" были сделаны по более сложной технологии, значительно отличающейся от сегодняшней.

Даже несмотря на высокую стоимость, продукция этого бренда пользовалась огромным спросом. Уже в 1963 году Лэнду была присуждена Президентская медаль свободы.

Расцвет империи

В 1972 году появилась новая модель камеры "Полароид". Фотоаппарат являлся первой полностью "моторизированной" моделью, которая делала цветные фото и абсолютно не требовала точной наводки.

С того времени моделей становилось все больше, а их стоимость - все меньше. Уже ближе к 80-м годам фотоаппараты "Полароид" (старый вариант и новые модификации) стали народным средством для создания фотографий. Об этом производстве даже по сегодняшний день с ностальгией вспоминает не только вся Америка, но и большая часть иных стран.

Под конец 70-х годов начали сгущаться тучи, так как производство "Кодак" смогло превзойти "Полароид" (фотоаппарат). Новая фирма анонсировала свою камеру, также предназначенную для моментальных снимков. Но Лэнд не был глуп, поэтому вовремя успел подать иск в суд о нарушении авторских прав. Судебный процесс длился около десяти лет, а в итоге фирма "Кодак" была обязана выплатить пострадавшему сумму более 600 миллионов долларов.

Вскоре пало и само производство "Кодак", а слава вернулась фирме "Полароид". Моментальное фото вновь пользовалось популярностью, но на этот раз огромного взлета сделать не удалось.

Закат империи

Как известно, даже великие люди могут совершать ошибки, и в этом случае Эдвин Лэнд не был исключением. Его главная ошибка заключалась в том, что в 80-е годы в его производстве уже имелись прототипы цифровых камер, но он принял решение, что фирма не будет заниматься электроникой.

Уже в 1996 году компания выпустила свой первый цифровой фотоаппарат, но было уже поздно. Молодые фирмы разных стран успели перехватить инициативу гораздо раньше и опередили американское производство.

В начале 21-го века "Полароид" не мог достойно выдерживать конкуренцию с иными производителями фототехники, поэтому в 2001 году начался период банкротства.

Сколько стоит "Полароид" сегодня

На сегодняшний день цена современных фотоаппаратов моментального снимка достигает 3000-5000 рублей. Картриджи для "Полароида", хоть и создаются по более простой технологии, имеют все же немалую стоимость - 1000-2000 рублей.

Приобрести фотоаппарат может любой желающий, так как во многих интернет-магазинах присутствует данная продукция.

Современный Polaroid Snap

Наиболее популярной моделью на сегодняшний день является Polaroid Snap, стоимость которого достигает 100 долларов. Она представляет собой 10-мегапиксельную фотокамеру, куда встроен популярный принтер Zink, выдающий фотокарточку с габаритами 7,6 х 5 сантиметров сразу же после осуществления снимка. Помимо того что устройство выдает готовое фото, оно также сохраняет изображение и в электронном виде.

Конструкция и дизайн

Сама камера заключена в прямоугольный корпус из пластмассы. Устройство имеет размеры 122 х 76 х 28, а его вес достигает 400 грамм. Фотоаппарат довольно удобно держится даже в маленькой руке при съемке. Но все же для предотвращения падения устройства лучше всего использовать специальный ремешок, который идет в комплекте.

Изначально камера создавалась с учетом всех удобств и максимальной простоты в использовании, поэтому элементов для управления в ней довольно мало.

С левой стороны имеется слот для карты памяти, а также порт для зарядного устройства. Стоит отметить, что встроенной памяти хватает только для съемки и печати одного изображения, поэтому приобретать дополнительную карту памяти все равно придется.

На задней части располагается лоток, куда вмещается 10 листов фотобумаги. Отпечатки самостоятельно выходят из специально предназначенной для этого щели, находящейся на правом торце камеры. А над самой дверцей имеются три световых индикатора, показывающих состояние батареи, карты памяти и бумаги. Благодаря этим качествам современные пользователи могут не сомневаться в качестве и удобстве фотокамеры.

Polaroid - знаменитая американская компания, основанная в 1937 году. Фирма специализируется на производстве фото- и оптического оборудования. Наиболее широко известна стала как производитель моментальных фотоаппаратов, печатающих снимок сразу после экспонирования. Кроме фототехники корпорация Polaroid выпускает также бытовую электронику (LCD-телевизоры, портативные DVD-плееры, цифровые фоторамки и многое другое).

Фотоаппарат эпохи

Мгновенные фотоаппараты от Polaroid до сих пор остаются культовым гаджетом. Первая моментальная фотокамера была выпущена в 1948 году, но снимки были черно-белыми; привычный нам вид с единовременными квадратными отпечатками снимков камера при обрела уже в 70х, пик популярности этих камер пришёлся на 80е. Картридж такого фотоаппарата содержит фотографический материал или комбинацию из фотографических материалов и реактивов, дающих в результате позитивный снимок на бумажной основе.

Фабрика изобретений

Еще один популярный продукт компании - солнцезащитные очки с поляризованными стёклами, однако продукты, благодаря которым фирма получила звание "фабрики изобретений" - это рентгеновская пленка, прибор ночного видения и прочее. С 1977 по 1979 год компания выпускала и обращаемую киноплёнку формата Super 8 (Polavision), а c 1983 года - аналогичную 35-мм обращаемую фотоплёнку Polachrome.

Триумфальное возвращение

В 2000х годах компания обанкротилась из-за резкого роста популярности цифровых фотоаппаратов, к чему Polaroid не были готовы. Однако в 2011 году был выпущен новый цифровой Polaroid Z340, в нем были учтены все недостатки громоздкой классической камеры и применены последние цифровые технологии; с выпуском этой модели компания Polaroid триумфально вернулась на мировые рынки фототехники.

Компания Polaroid выпускает широкий ассортимент различных фотоаксессуаров: светофильтры, наборы светофильтров 3в1 и 4в1, фотовспышки с LED-подсветкой, широкоугольные и теле-насадки для объективов, батарейные блоки с LCD-экраном, бленды, крышки для объективов, светодиодный видеосвет в "горячий башмак", и многое другое.

Говорят, за 50 лет существования Polaroid этими фотоаппаратами было сделано около пяти миллиардов моментальных снимков. На каждом из них отображены маленькие истории из жизни обычных людей из разных точек света. В том числе - из России. Появившийся в нашей стране в конце 80-х начале 90-х годов XX века "Полароид" казался настоящим чудом инженерной мысли. Как работало это необычное устройство? Отчего полароидные снимки пользовались такой популярностью? Об этом и многом другом из истории знаменитого фотоаппарата - в материале "РГ".

Чудо американской техники

Первое, что, несомненно, привлекало в фотоаппарате - это дизайн. К его разработке были привлечены первоклассные специалисты. По тем временам, такой внешний вид воспринимался как что-то из фантастической книжки, что-то сродни технике будущего. И хотя по сравнению с современными устройствами "Полароид" выглядит громоздким и неуклюжим, любители ретро по-прежнему испытывают к нему теплые чувства.

Простота в обращении - основное преимущество "Полароида". В нижней части корпуса камеры находилась откидная крышка для загрузки кассеты. После закрывания крышки автоматически включался электропривод, и через щель в крышке извлекалась защита кассеты от засветки. Алгоритм таков: берешь кассету, открываешь защитную крышку аппарата (ее еще называют "мордой"), вставляешь кассету защитной картонкой вверх, защелкиваешь крышку, нажимаешь кнопку и все - фотоаппарат готов к работе. Никакой возни с заправкой пленки. Кроме того, не нужно настраивать и подбирать параметры под освещенность.

Polaroid имеет систему одноступенчатой фотографии с использованием принципа диффузного переноса для непосредственного воспроизведения на фоточувствительной поверхности изображения, записанного на линзе фотоаппарата. Иными словами, фоточувствительная поверхность одновременно выступает и как пленка, и как фотография.

Кассета рассчитана на получение 8-10 цветных фотографий с размером кадра 78 на 79 миллиметров. Лабораторная обработка снимкам не нужна: проявление начиналось сразу после экспонирования в фотоаппарате и заканчивалось на свету, через несколько минут после извлечения снимка из аппарата. Фотография на материале Polaroid выглядела как цветное позитивное изображение между тонкими гибкими пластмассовыми листами, заключенное в рамку из тонкого картона.

Основатель компании Polaroid и изобретатель чуда моментальной фотографии, доктор Эдвин Лэнд из Коннектикута изначально оснастил свое устройство черно-белой пленкой. В следующие годы он занимался усовершенствованием камеры, и в 1963 году появилась цветная пленка.

Именно эти фотоаппараты были распространены в СССР. Именно цветное фото на фоне засилья черно-белых снимков и пресловутой сепии из фотосалонов помогло "Полароиду" завоевать популярность среди советских и российских граждан.

Как Эдвин Лэнд изобрел "Полароид"

Polaroid Corporation появилась на свет в предвоенном 1937 году. Команда Эдвина Лэнда разрабатывала военную оптику: приборы ночного видения, перископы, бинокли. Кроме того, Лэнд получил многомиллионный правительственный заказ на разработку системы управления снарядов, самонаводящихся на инфракрасное излучение.

По легенде заняться разработкой уникального фотоаппарата Эдвина Лэнда вынудил случай и… собственная дочь. Однажды изобретатель, будучи в отпуске, сфотографировал дочурку, после чего подвергся "допросу с пристрастием": девочка спрашивала, почему не может сразу же получить снимок. Все попытки отца-изобретателя объяснить сложность процесса получения фото, ребенок отвергал как неубедительные. Идея упала на благодатную почву, и Лэнд задумался над тем, как воплотить мечту ребенка в жизнь. На разработку концепции моментальной печати у ученого ушло не более часа, на создание собственно фотокамеры - три года.

Первоначально было произведено 60 камер. Они попали на прилавки бостонского супермаркета перед рождеством 1949 года. Маркетологи Polaroid ожидали, что фотоаппараты и пленка могут залежаться на складах: товар был покупателям в новинку, проанализировать, насколько высоким будет на него спрос, было сложно. Однако, уже за первый же день продаж и фотоаппараты, и всю пленку смели с прилавков. В 1949 году Лэнд продал "Полароидов" на 9 миллионов долларов.

Картридж - дело тонкое

Фотоматериал для "Полароида" состоит из нескольких слоев: защитный слой, чувствительный слой, слой проявителя - всего больше десяти. Когда фотограф нажимает на кнопку спуска, карточка экспонируется, протягивается через роликовый механизм, где на нее попадает щелочной раствор, который и запускает процесс проявки. Заканчивается проявка уже на свету. При этом на весь процесс уходит не более полутора минут.

Изобретатель пришел к этому решению методом проб и ошибок и в своих воспоминаниях писал: "Придумывая что-то, важно не бояться потерпеть неудачу. Ученые делают великие открытия лишь потому, что выдвигают гипотезы и проводят эксперименты. Неудача следует за неудачей, но они не отступают, пока не добиваются тех результатов, которые им нужны".

Любителям ретро-техники нужно помнить, что полароидный снимок - уникален, переделать его нельзя. Есть несколько особенностей, обусловленных самой технологией кассеты, которые нужно учитывать.

Если фотография получилась желтой, это означает, что кадр был засвечен, и тому есть несколько возможных причин. Снимок не убрали в темноту: важно не забывать, что фотографии очень чувствительны к свету, когда они только выходят из аппарата. Нужно сразу на 2-3 минуты убрать их в темноту (хотя бы - в карман или в сумку). До финального состояния фотография может допроявляться еще около суток. Желтизна может появиться, если снимать при очень ярком свете: слепящее солнце на снегу, например.

Если фотография получилась темной, значит естественного освещения недостаточно для получения яркого снимка. Поскольку первые "Полароиды" не оборудованы вспышкой, выход один: снимать в хорошо освещенном помещении. При этом нельзя подходить близко к объекту съемки: кадр может получиться нерезким.

Очень распространенная ошибка - эффект размытия на части снимка, похожий на подтек. Любители ретро-съемки говорят, что проблема "потекшей" пленки чаще встречается у современных кассет. "В кассете могут быть от 2 до 5 размытых кадров. А могут быть и все. Это нормально. В этом вся суть Polaroid. Размытия могут быть как сверху, так и снизу. Старайтесь поместить лица, предметы, которые хотите сфотографировать, ближе к центру кадра", - советуют фотолюбители.

Кстати, когда снимок вылезает из фотоаппарата, его не стоит касаться до тех пор, пока он не появится полностью: иначе можно повлиять на распределение эмульсии и увеличить эффект размытости.

Бывает, что на фотографии появляются полосы. Как правило, они частично или даже полностью исчезают через сутки, после того, как пленка допроявится.

Еще пара советов тем, кто решится достать свой "Полароид" с антресолей, чтобы сделать фантастические мгновенные фотокарточки в ретро стиле. Эксперты настоятельно рекомендуют чистить ролики, через которые проходит кадр, после каждой кассеты. Картриджи советуют хранить в холодильник, и ни в коем случае не подвергать воздействию прямых солнечных лучей.

Популярность и упадок

Фотолюбители в Советском Союзе всегда были особой кастой. Чтобы постичь мудреную науку фотографирования, нужно было для начала раздобыть дефицитные материалы - сам аппарат, пленку, проявитель и закрепитель. Сложность техники была такова, что случайный человек не мог заниматься фотографией - этому учились, для получения качественных снимков требовались определенные условия, умение обращаться с капризной фотопленкой, умение нарезать фотобумагу, правильно подобрать пропорции и развести химикалии. Целое таинство! Если во дворе жил фотолюбитель, счастливая детвора, да и взрослые, обзаводились парой-тройкой снимков, которые потом годами хранились в семейных архивах. В городах работали и фотоателье, куда приходили нарядные семьи, чтобы запечатлеть свои лица для потомков. В глубинке не было и этого.… И вот на фоне элитарности фотографии появился Polaroid, доступный многим по цене (отчасти и потому, что производился на местных заводах по лицензии американской компании) и не требующий особых навыков в обращении. Щелчок затвора - и снимок готов! Это казалось чудом.

К сожалению, при весьма демократичной цене самого фотоаппарата, цена кассет кусалась. Два десятка их были сопоставимы со стоимостью самого Polaroid. При этом кассеты были одноразовыми. Оставляло желать лучшего и качество снимков. При кажущемся преимуществе - возможность моментально получить готовую фотографию - размер изображения сводил на нет шансы сделать, скажем, групповой снимок, на котором можно было бы разглядеть лица без увеличительного стекла. Моментальный кадр нельзя было исправить, переснять или отредактировать, что тоже нравилось не всем.

Размеры самого аппарата были немаленькими, что создавало дополнительные удобства для пользователей. В то время как другие бренды шли по пути уменьшения техники, "Полароид" оставался громоздкой коробкой из-за того, что вмещал в себя кассету сразу с проявителем.

Еще один недостаток полароидных карточек выявился со временем: оказалось, что снимки недолговечны и через несколько лет начинали мутнеть, выгорать на солнце.

Леди Гага вам в помощь

Однако, "Полароид" не сдается. Несмотря на объявленное банкротство, компания всерьез взялась за работу по возрождению интереса к моментальной фотографии. В2010 году компания сделала неожиданный шаг и наняла в качестве креативного директора скандальную певицу Lady Gaga. В январе 2011 года публике было представлено первое детище этого странного союза - новый модельный ряд Polaroid.

Этот так называемый привет из прошлого выглядит почти как классический "Полароид", разве что корпус стал существенно компактнее, на деле же новый продукт по сети своей - цифровой фотоаппарат со встроенным принтером. "Под брендом Polaroid в настоящий момент, помимо фотоаппарата Z340E, выпускается мобильный принтер Polaroid GL10, подключаемый к любому смартфону, фотоаппарату или компьютеру через USB или Bluetooth. И еще две камеры: небольшая компактная Polaroid PoGo™ Instant Digital Camera (по форме такая же, как обычные цифровые мыльницы) и Polaroid 300 Classic Instant Camera (самая недорогая из этой линейки, в пластичном цветном корпусе)", - передает портал Zoom.cnews.

Мгновенную фотографию сейчас может снять любой смартфон. Пара прикосновений и где-то в другом городе мама знает, что вы покушали. Но, несмотря на это, руки тянутся к старым добрым Полароидам, которые с приятным скрежетом выдают настоящую аналоговую фотографию.

Интерес к ретро коснулся всех сфер. Во многом это связано с тем, что люди, родившиеся в восьмидесятых-девяностых сейчас достигли возраста «раньше трава была зеленее» и им хочется вернуться к вещам, что когда-то оставили воспоминания на всю жизнь. Эти люди сегодня платежеспособны, а такой шанс акулы маркетинга упустить никак не могут. Ну а что до рожденных в двухтысячных и ностальгирующих по временам, в которых никогда не жили… Ну, психологи говорят, что это нормально.

Но есть здесь кое-что еще. Многие изменения, навязанные технологическими компаниями, незаслуженно вытеснили своих прародителей. Как моноблок убил раскладушки, так и цифра вытеснила аналоговое фото в касту фетишистов. Но предпосылки для возвращения моды на мгновенную фотографию есть, особенно в общем потоке моды на ретро.

На такой благоприятной волне было объявлено о возрождении компании Полароид Ориджиналс, которая остановила свою деятельность в 2008-м году. Предприниматели, поверившие в возможность вернуть Полароиду часть былой славы, говорят, что в сегодняшнем цифровом мире все больше растет спрос на реальные вещи, существующие за узкими рамками смартфона. Остин Клеон в книге «Кради как художник» описывал десять уроков креативности, один из которых касался именно противопоставления аналога и цифры.
Остин говорит: «работайте руками».

Человеческому мозгу важно получать результат своей работы. Когда художник создает в неосязаемом пространстве, творческий заряд может быстро иссякнуть. Эту проблему еще только предстоит решить евангелистам виртуальной и дополненной реальности.

История

Компания Полароид была основана Эдвином Лэндом, внуком русских эмигрантов и выпускником Гарварда, в 1937-м году. В основном, компания выпускала товары с поляризационным покрытием: солнцезащитные очки, настольные лампы и другие. Во время Второй Мировой войны компания выпускала ряд товаров для американской армии, включая инфракрасные приборы ночного видения, прицелы для орудий и вектрографы. А вот камеры для моментальных фото стали выпускаться лишь спустя 11 лет в 1948-м.

Однажды в 1943-м году во время отдыха в Санта-Фе трехлетняя дочь Лэнда Дженнифер поинтересовалась, почему нельзя посмотреть фотографию сразу после съемки. Именно этот наивный детский вопрос стал отправной точкой в работе Лэнда над новым типом пленки. Позже Лэнд вспоминал, что разложил в голове все необходимые для реализации технологии условия и компоненты в течение часа. Именно тогда он решил заняться разработкой мгновенной фотографии. Получение патента и реализация идея заняли пять лет.

С 1943-го по 1946-й год разработка мгновенной камеры Полароид держалась в строгом секрете. Одной из главных проблем была прочность кассеты: чтобы добраться до конечного покупателя, ей предстояло проделать путь от конвейера, через склады, грузовики, магазины, сумки и многочисленные кривые руки, при этом не треснув и не испортившись от удара или нажатия. Не говоря уже о перепадах температур и других факторах.

Но решение было найдено и 21 февраля 1947-го года была представлена первая камера для мгновенной фотографии. А уже в 48-м году в центральный универмаг Бостона поступила первая коммерческая модель «Model 95», которая была способна делать лишь снимки в серых оттенках и имела важное ограничение: необходимо было ждать ровно 60 секунд до того, как отклеить слой негатива с фотографии. Не смотря на то, что по качеству камера не превосходила уже существующие системы, а от фотографа требовала крайней внимательности, покупатели были довольны. Первая партия была раскуплена за считанные минуты.

По настоящему контрастная черно-белая (а не серо-серая) пленка Полароид вышла два года спустя в 1950-м году. Переход к черно-белому цвету требовал дополнительного ручного вымачивания проявленного изображения с использованием полимерного покрытия, чтобы предотвратить потемнение фотографии. А уже в 1957-м году Нью-Йорк Таймс назвал мгновенную фотографию равной по качеству лучшим работам, вышедшим из обычных проявочных комнат.

Несмотря на небывалую популярность моментальной камеры, Лэнд не верил в маркетинг. Он говорил, что маркетинг нужен для заведомо плохих товаров. Его подход был таким: нужно показать людям что-то новое и ненужное до этого момента так, чтобы к концу демонстрации те непреодолимо захотели получить этот продукт. Поэтому он превратил ежегодные собрания в компании Полароид в своего рода шоу. Лэнд поднимался на сцену, показывал новую камеру, рассказывал о ее возможностях. И к концу собрания зрители просто мечтали получить такую камеру.

Возможно вы заметили здесь некоторое сходство с презентациями продуктов Эппл. Стив Джобс следил за развитием компании Полароид в молодости, и однажды даже подтвердил, что в основе Эппл лежит та же бизнес-модель. В семидесятых и начале восьмидесятых он несколько раз посещал штаб-квартиру компании Полароид, чтобы пообщаться с Лэндом.

Производство Полароид в СССР

Фотоаппараты Полароид собирались в СССР, а затем и в России. В 80-х годах, во время одной из командировок в США, советский физик-ядерщик вицепрезидент Академии Наук СССР академик Евгений Велихов на одной из встреч познакомился с тогдашним президентом компании Полароид Макалистером Буфом, и тот предложил ему наладить совместное производство в СССР.

Так, в 1989-м году, по инициативе Академии Наук СССР было организовано совместное предприятие Светозор, которое на протяжении последующих десяти лет выпускало модели Supercolor 635CL и 636 Closeup. Эти модели не отличались функционально и имели различия только в форме корпуса. Производство началось всего с десятка штук и двух мастеров-сборщиков, оборудование было выставлено в конвейер, но поначалу работать было некому. Два человека попеременно меняли операции от сборки до тестирования.

Изначально планировалось выпустить 350 000 камер в течение шести лет, но спустя пять лет предприятие рапортовало о том, что объемы производства достигли двухсот тысяч фотоаппаратов в год. Но и этого не хватало, потому что продажи собранных на Западе Полароидов на территории бывшего СССР дотягивали до одного миллиона штук в год, не считая произведенных Светозором партий.

Кстати, не все компоненты для сборки доставлялись из-за границы. Например, электронный блок управления вспышкой производился на обнинском заводе Сигнал, который был единственным, помимо заводов в Малайзии и Шотландии, где производили электронику для Полароида.

Наши дни, Impossible Project

В 2001-м году Полароид объявил о своем банкротстве дважды и был перепродан трижды. Казалось, что эре Полароида пришел конец. Но все же находились энтузиасты, проявлявшие интерес к устаревшим фотографиям. И в 2009-м году последний завод по производству Полароидов был куплен тремя предпринимателями и получил название Невозможный Проект (The Impossible Project). Его все еще можно назвать экспериментальным, но у проекта уже сейчас много сторонников и почитателей. И тут стоит вспомнить еще одну фразу Эдвина Лэнда: «Не нужно делать то, что может сделать каждый»
Благодаря Импоссибл Проджект, в 2017-м году, впервые за долгое время, вышла новая камера с хорошо знакомой надписью «Полароид». Она называется OneStep 2. Камера делает моментальные фотографии, в ней есть таймер, вспышка и USB порт для зарядки. OneStep 2 еще не поступила в продажу, но доступна для предзаказа. В камере используется пленка Ай-тайп, которая изначально создавалась для оригинальной камеры Impossible Project I-1.

В период с 2008-го года различные компании могли получить лицензию на использование патента на технологии Полароид. Но в 2017-м году компания-учредитель Импоссибл Проджект выкупила все патенты Полароид, а также все права на интеллектуальную собственность. Что все это значит? Это значит, что скоро можно будет купить новую камеру Полароид всего за 99 $.

Технология

Желание дочери Лэнда потребовало не только создания нового типа пленки, но и камеры с иным механизмом производства фотографии. Главным элементом системы стала пленочная кассета, содержащая как негатив, так и приемный слой позитива, соединенные резервуаром с реагентами (включая гидроксид натрия) для проявки. Этот резервуар называли коконом. При выходе из камеры пара роликов в основании камеры сжимали пленку, разрушая стенку резервуара, после чего реагент растекался по области изображения. По мере распространения реагентов химикаты удаляли незасвеченный галогенид серебра с негатива, выводили его на слой позитива в меньшем количестве, создавая конечное изображение. И по по сей день процесс существенно не изменился.

Снаружи снимок защищен прозрачной пленкой.
Ниже - фиксаж.
Еще ниже находится буферный слой. Он задерживает проникновение веществ фиксажа, пока ниже проходит реакция с реагентом.
Следующим идет приемный слой бумаги, где формируется финальное позитивное изображение из красителей с нижних слоев.
Под ним - реагент.
Шесть следующих слоев - это чередующиеся эмульсионные слои и слои с проявляющей краской.
Три эмульсионных слоя чувствительны к красному, зеленому и синему цветам. Они работают как негативы для слоев с голубой, пурпурной и желтой красками (или, если в более привычных терминах, циана, мадженты и желтого), лишая тех способности к переносу на бумагу. Например, фотография синего неба затронет синюю эмульсию, которая заблокирует всю жёлтую краску, находящуюся под ней, что позволит пурпурному и голубому слоям перейти на поверхность позитива, сформировав синий цвет.

Ролик

В формате статьи эту историю Полароида я подготовил для Гиктаймс, но изначально мы делали ролик, который оставил ниже. В нем закадровый текст с историческими и техническими иллюстрациями, а также с чуть более расширенный сценарий.

Начнем, пожалуй, с пожелтевших газетных страниц:-) Вот что в мае 1989 года писал журнал издательского дома "Коммерсантъ" "Власть" в статье под названием "«Поляроид» за рубли"

"16 мая в Москве открылся магазин «Светозор», в котором будет осуществляться розничная продажа фотоаппаратов «Поляроид Суперкалор 635L» и фотопластинок «Поляроид 600 плюс». В тот же день в Центре международной торговли на Красной Пресне состоялась презентация совместного советско-американского предприятия «Светозор», которое будет осуществлять сборку фотоаппаратов в нашей стране. Партнер с американской стороны — фирма Polaroid Europa BW (филиал американской Polaroid Corporation). С советской стороны — предприятия Министерства атомной энергетики СССР: нарвское производственное объединение «Балтиец», обнинское предприятие «Сигнал» и московский ВНИИ радиационной техники".

Откуда же растут ноги истории нашего "Полароида"? F5 выяснил все подробности!

В конце 80-х годов знаменитый советский физик-ядерщик, академик Евгений Павлович Велихов, будучи в Соединенных Штатах, пообщался с тогдашним президентом компании Polaroid, и тот предложил ему наладить совместное производство. Велихов привез идею в СССР и подкинул ее министру машиностроения Льву Рябеву (к слову, инженеру-физику в прошлом). Тому идея понравилась, он дал отмашку в приборостроительный главк, и в результате появилось пресловутое СП с древнерусским прозвищем — повальное создание совместных предприятий с недавними идеологическими врагами в те годы было самым модным трендом! :-)

Как уже сказано, в СССР производство "Полароидов" стало коллективным трудом трех предприятий с атомной направленностью. В немногочисленных упоминаниях о тех событиях говорится, что внутри "Светозора" роли их были распределены так: обнинский завод "Сигнал" — сборка электронных плат, нарвский завод "Балтиец" — изготовление деталей из пластмассы, московский ВНИИ радиационной (!) техники — финальная сборка камер.

Много воды с тех пор утекло, но F5 разыскал тех, кто в 90-е занимался производством знаменитых фотоаппаратов!

Начали следствие мы с эстонского завода "Балтиец", что в городе Нарва. На некоторых сайтах, посвященных ретрофото, говорится, что он производил пластиковые корпуса для фотокамер. Сей факт вызвал у нас большое сомнение — советская промышленность тех лет совершенно не умела делать качественные пластиковые детали! Получалось жуткое уродство с заусенцами и облоем, которое на безрыбье годилось для товаров народного потребления, но никак не соответствовало стандартам всемирно известного "Полароида".

И небольшое расследование F5 эти сомнения подтвердило — в списке советских полароидостроителей "Балтиец" занимает весьма условное место, ибо никаких корпусов отродясь не делал!

Предприятие из города Нарва действительно участвовало в процессе, но весьма недолго и непосредственного отношения к фотоаппаратам не имело вовсе! Все дело в том, что компании "Светозор" нужна была валюта. Американский Polaroid дал добро на сборку своих камер в СССР, согласился продавать для них комплектующие, но советские деревянные ему были не нужны. А долларов у "Светозора", (как и у большинства коммерческих структур в 1989 году) разумеется, не водилось. Поэтому пришлось строить многоходовку — запускать на заводе "Балтиец" линию по производству... пластиковых коробок для видеокассет, которые, в свою очередь, продавались за рубеж и приносили валюту, необходимую на первое время для закупки деталей для сборки фотоаппаратов! Процесс был мудрен, но продолжался недолго — через пару лет Эстония стала самостоятельным государством, а годом позже и сам завод приказал долго жить...

Следующим пунктом путешествия по следам русского "Полароида" стал приборный завод "Сигнал", и по сей день существующий в городе Обнинске Калужской губернии и занимающийся изготовлением электронных систем управления и контроля работы реакторов атомных электростанций. Вот что рассказал F5 Вячеслав Анисимов, бывший в те годы главным инженером предприятия:

— В 1989 году мы начали выпускать электронику для фотоаппаратов "Полароид" в рамках совместного предприятия с американцами. Мы были одним из трех предприятий в мире, которые делали компоненты для моментальных фотокамер "Полароид" помимо заводов в Малайзии и Шотландии. В Обнинске же собирался один небольшой узел — электронный блок управления фотовспышкой.

Выпуск электроники для фотокамер продолжался без малого десять лет, после чего прекратился — как известно, моментальные фотокамеры не выдержали конкуренции с цифровыми аппаратами... За все это время мы сделали электронные платы для приблизительно 1,2 млн фотоаппаратов. Больше половины из них шли за рубеж, на тамошние сборочные предприятия, а часть использовалась в камерах, собираемых в СССР и впоследствии в России.

Трудно сказать, для чего было налажено производство в нашей стране. Едва ли оно было лучше и дешевле того же малазийского. Возможно, это было нужно для того, чтобы на деле, а не на словах, показать сближение СССР и США — как символ perestroyki i novogo mishleniya...

Конечная остановка наших копаний в русско-американской истории мгновенного фото — московский ВНИИ радиационной техники. (Ныне он называется НИИ технической физики и автоматизации.) На радиоактивном предприятии под руководством Анатолия Алексеевича Трусова осуществлялась финальная сборка фотокамер.

— Начинали производство мы с десятков штук и всего двух мастеров-сборщиков, — рассказывает Анатолий Алексеевич. — Оборудование было выставлено в конвейер, но поначалу работать было некому, два человека попеременно меняли операции — от сборки до тестирования. Но в 1995 году мы уже отмечали выпуск полумиллионного аппарата, произведенного в России!

Все компоненты шли из Шотландии, за исключением того, что делали в Обнинске, и качество сборки было очень высоким — некоторые партии даже уходили для продажи за рубежом.

В 1994 году "Полароид" тонул, и выкарабкивался фактически за счет российских продаж — у нас тогда был бум на эти аппараты. При том что фотокамеры продавали фактически с убытком, ниже себестоимости, в расчете на прибыль за счет продажи фотопленки для них.

В нашей стране выпускались две модели моментальных камер Polaroid — 635 и 636. Планировалось добавить третью модель, но не успели — компания стремительно "сваливалась в штопор"... В 1997 году закрылось и российское производство — за эти девять лет мы сделали более 600 000 фотоаппаратов...

P.S. Polaroid — это, без сомнения, эпоха с большой буквы в истории фотографии. И по причудливому совпадению, рассвет и закат этой эпохи тесно связаны с нашей страной — основатель компании Эдвин Герберт Лэнд родился в семье выходцев из России, и Россия же оказалась последним серьезным рынком сбыта для знаменитых моментальных камер...