Волонтерство как метод социального моделирования. Волонтерская деятельность как технология социального воспитания обучающейся молодёжи

Волонтерство как способ формирования

социально-жизненных установок молодого поколения

Шокурова Н.Г.

социальный педагог

МБОУ «Лицей»

«Доброта - это то, что может услышать глухой

и увидеть слепой»

( Марк Твен).

Очевидным является тот факт, что сегодня молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию, когда возникла потенциальная угроза здоровью личности и общества, сопровождаемая резким подъемом уровня алкоголизма, наркомании, падением духовно-нравственных ценностей и идеалов.

Молодое поколение не имеет необходимых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить индивидуальность и сформировать здоровый жизненный стиль каждого из них.

Большая роль в этом отводится сегодня волонтерам-добровольцам.

Волонтеры – это лидеры, которые пользуются авторитетом у сверстников и у взрослых, имеют собственные убеждения и негативное отношение к употреблению наркотических веществ, которые ведут пропаганду здорового образа жизни среди своих сверстников.

Волонтерство – это общественное явление добровольного участия в каком-либо деле энтузиастов.

Добровольчество, волонтерство – это вновь возрождающиеся понятия. Во многих городах и регионах России уже действуют волонтерские движения, объединяющие школьников и студентов с активной жизненной позицией.

Актуальность развития волонтерского движения обоснована необходимостью привлечения к профилактической работе по формированию здорового образа жизненного стиля большего количества молодежной аудитории.

Привлечение подростков, молодежи к волонтерской работе одновременно решает несколько задач:

    позволяет охватить этой работой большую подростковую аудиторию;

    сформировать устойчивые социально-жизненные установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с которыми они занимаются, развивая у ребят чувство самоуважения и ответственности;

    через общественно полезное дело формирует навыки, важные для взрослой жизни, в том числе для будущей профессиональной деятельности.

Академический институт социального служения Российского государственного социального университета провел исследование мотивации молодежи к участию в добровольческой деятельности по некоторым параметрам:

1. Готовность к участию в добровольческой деятельности в утвердительной форме заявили 45% молодежи, «скорее да, чем нет» – 20% молодежи, «скорее нет, чем да» – 35% молодежи.

2. Были названы приоритетные формы добровольческой деятельности (в порядке предпочтения):

    организация досуговой деятельности (организация свободного времени детей, подростков и молодежи);

    социально-психологическая поддержка детей и молодежи;

    профилактика здорового и безопасного образа жизни;

    педагогическое сопровождение детей и подростков;

    социальное патронирование детских домов.

3. Вместе с тем, согласно исследованию, более 70 % молодых людей от 14 до 21 года не проявляли в своей жизни социально-значимых общественных инициатив и не выполняли значимых общественных поручений. Вывод социологов: многие ребята хотели бы заниматься общественно полезной деятельностью, но не имеют такой возможности.

В г. Арзамасе существует волонтерские движения учащихся городских школ и студентов колледжей, институтов

Центр развития добровольчества «Мой город».

В нашем муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей» с 2002 года осуществляется проект организации волонтерского движения учащихся. В волонтерском движении учащиеся являются добровольными помощниками в пропаганде здорового образа жизни.

Первоначально волонтерами были учащиеся 10-11 классов. В группу волонтеров входило 8 учащихся, имеющие активную жизненную позицию, являющиеся лидерами в классе и помощниками специалистов лицея (социального педагога, педагога-психолога) в профилактической работе.

Учащимися было выбрано название «Контрэ», что в переводе означает новый, неожиданный, рвущийся вперед. Девизом волонтерского движения служат следующие слова: «Разработать четко можем все идеи мы вперед. И конечно всем поможем. Верный выбрать в жизни ход». Учащимися-волонтерами разработана визитная карточка.

Цель работы волонтерского движения: ведение профилактической работы с целью формирования у несовершеннолетних навыков здорового образа жизни и правовой культуры

Задачи:

    прививать учащимся навыки здорового образа жизни;

    информировать сверстников и несовершеннолетних о факторах влияния вредных привычек на человека;

    принимать обдуманные решения и определять значимые личностные ценности;

    повышать у подростков устойчивость к различным социальным явлениям общества.

В основе деятельности учащихся-волонтеров заложены принципы:

«Позиция» – на собственном примере демонстрировать, что при здоровом образе жизни, возможно, получить от нее гораздо больше.

«Защита» - уметь защищать и научить окружающих защищаться от агрессии среды.

«Помощь» - если у сверстников начинают возникать проблемы, связанные с употреблением наркотиков или алкоголя, уметь оказать возможную помощь.

Миссия волонтеров – это создание условий для различных проектов и инициатив, направленных на формирование здоровой жизненной позиции сверстников и учащихся образовательных учреждений.

Учащиеся-волонтеры лицея занимаются проектной деятельностью, разрабатывают и реализуют различные социально-педагогические проекты:

    проект «Адреса милосердия»

    проект «Школа примирения»

    Волонтерский проект «ЖИВИТЕ»

    проект «День спортивной формы»

    всероссийская акция "Мы выбираем спорт как альтернативу вредным привычкам»

    акция: "Танцуй ради жизни"

    День правовой помощи детям

    Самый большой урок Мира

Эти проекты и акции направлены на нравственное, духовное воспитание, формирование лидерских качеств и активной жизненной позиции. В рамках осуществления данных проектов учащиеся-волонтеры готовят и проводят среди учащихся школы внеклассные мероприятия по различным тематикам

Учащимися-волонтерами при подготовке данных мероприятий подбирается интересный материал, используются новейшие технологии и формы работы с детьми:

Групповая форма работы (составление синквейна по вредным привычкам (алкоголизм, наркомания, курение) и творческая работа);

Использование элементов тренинговых упражнений; ролевых игр и др.

Профилактическая работа требует от будущих волонтеров специальных знаний, умений владеть элементами правильного воздействия на личность, развитие у них социально-нормативного жизненного стиля. С этой целью с 2006 года функционирует летняя площадка клуба волонтеров КОНТРЭ» для учащихся 6-10 классов, где ребята наряду с отдыхом, играми, проходят обучение, где занимаются разработкой проектов; разработкой классных часов в рамках проекта «Летняя Школа примирения»; навыкам работы со сверстниками по пропаганде здорового образа жизни.

На данный момент времени в состав волонтерского движения составляет около 30 учащихся 6-10 классов.

Направления работы волонтерского движения учащихся с каждым годом расширяются, но все они несут в себе ноту позитива и отличного настроения.

Участие волонтеров в конкурсах:

Несколько лет подряд являемся активными участниками областного обучающегося сбора по подготовке волонтеров «Здоровое поколение» организуемым ГБОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный центр Нижегородской области «Дети против наркотиков»

Нижегородский областной конкурс агитбригад по пропаганде ЗОЖ

Всероссийская акция «Спорт-альтернатива пагубным привычкам», номинация «Организация волонтерской профилактической работы»

Городские мероприятия – антинаркотический марафон «Здоровое будущее»; семинар «Лектор антинаркотического образования»

На наш взгляд, волонтерство(добровольчество) является одним из приоритетных и перспективных направлений деятельности молодого поколения, которые способствуют повышению эффективности профилактики, созданию условий для развития позитивной мотивации и выработки навыков здорового жизненного стиля несовершеннолетних. А самая эффективная профилактика та, которая проводится самими учащимися.


Для подробного изучения опыта молодёжных волонтёрских объединений в Пермском крае, необходимо разобраться в самом явлении волонтёрства: в его признаках, видах, направлениях деятельности.

В нашей работе будут использованы два одинаковых по значению понятия: «волонтёрство» и «добровольчество», а также производные от этих слов, т.к. это связано с переводом слов: слово «волонтёр» произошло от французского «volontaire», которое в свою очередь произошло от латинского «voluntarius», и в дословном переводе означает «доброволец», «желающий».

Понятие «добровольчество», а в современной западной социологии «волонтёрство» («volunteerism») применяется для обозначения общественно-полезной деятельности на основе добровольного выбора, отражающего личные взгляды и позиции гражданина, а также его активное участие в жизни сообществ, что позволяет улучшить качество жизни, способствует личному процветанию и углублению солидарности в обществе.

Традиционно в РФ волонтёром считается любое физическое лицо, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, которые вносят свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтёрскую деятельность, основываясь на принципах волонтёрской деятельности. В проекте Федерального закона РФ «О добровольчестве (волонтёрстве)» от 2013 г. под добровольчеством (волонтёрством) понимается «совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учёбы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтёра)».

Добровольцем (волонтёром) считается «физическое лицо, осуществляющее в свободное от работы (учёбы) время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтёрской) деятельности затрат)».

Добровольческие отряды осуществляют свою деятельность в региональных центрах и малых городах по основным направлениям:

· социальная защита;

· экология;

· благоустройство;

· профилактика алкогольной и наркотической зависимости;

· пропаганда здорового образа жизни;

· правозащитная деятельность;

· сохранение исторического и культурного наследия;

· содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

· содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства;

· просвещение, духовное развитие личности.

Феномен волонтёрства рассматривается в ряде работ российских и зарубежных исследователей. Так, Потапова И.А. и Джумагалиева Г.Р. выделяют 4 вида волонтёрства:

1. взаимопомощь или самопомощь (осуществление волонтёрской деятельности направлено на помощь другим членам своей же социальной группы или сообщества);

2. благотворительность или служба на благо других (третьих лиц);

3. участие и самоуправление (роль отдельных лиц в процессе управления - от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития);

4. просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определённых групп общества. Как и любой другой вид общественной активности, волонтёрство обладает неотъемлемыми и базовыми признаками. Так, М.В. Певная в своей статье «Волонтёрство как социологическая проблема» выделяет следующие признаки волонтёрства:

1. включённость волонтёрства в более широкий контекст социальных, экономических, политических отношений;

2. наличие его нормативных регуляторов на основе общечеловеческих и гуманистических ценностей;

3. реализация волонтёрства как формы социального взаимодействия на основе сочетания его национальных и интернациональных проявлений;

4. наличие процессуального характера волонтёрской деятельности;

5. реализация волонтёрства в свободное от основной работы время, достижение практической пользы, наличие организованного характера труда;

6. наличие у субъекта волонтёрской деятельности таких атрибутов как отсутствие ожиданий какого-либо материального вознаграждения за результаты своего труда, осмысленный и осознанный выбор, ответственное отношение, удовлетворение процессом и результатами волонтёрской деятельности;

7. наличие социальных, экономических, политических, культурных ресурсов волонтёрства;

8. наличие общих ценностей, интересов, установок как основы формирования социальной идентичности волонтёрства.

Исходя из того, что волонтёрская деятельность осуществляется с целью оказания помощи индивиду, группе людей или обществу в целом, важно отметить тот факт, что в процессе деятельности всегда происходит непосредственный контакт с людьми. В связи с этим, ключевую роль играют личностные качества волонтёра. Так, волонтёр может обладать большими возможностями, широким кругом интересов и преимуществами перед другими кандидатами, однако существует ряд личностных качеств, без которых нельзя обойтись. Среди них можно выделить такие, которые позволят решать задачи социально-педагогического характера:

· признание и усвоение таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, толерантность, бескорыстие и честность;

· сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения;

· ответственность и самодисциплина;

· глубокая и искренняя заинтересованность в решении проблем подопечного и положительных результатах работы;

· наличие качеств личности, позволяющих располагать к себе разных людей, вызывать доверие, желание сотрудничать, помогать и в то же время не позволяющих собой манипулировать, подавлять себя как личность.

Волонтёрское движение появилось на западе после Первой Мировой войны и сразу же привлекло к себе внимание учёных со всего мира. Первыми к его изучению обратились представители запада.

Американские исследователи Х. Анхер и Л. Саламон, проанализировав концепт «волонтёрства» в английском, французском, немецком и других языках, пришли к выводу, что в Австралии и Великобритании волонтёрство определяется как институт гражданского общества, как общественный сектор, отделённый от государства и бизнеса. В иных странах волонтёрство относят к сфере общественных услуг. По мнению данных авторов, в основе всех существующих определений волонтёрства лежит, в первую очередь, значимость волонтёрского труда, который включает в себя сочетание ряда характеристик: измерение времени (занятость волонтёра: полный или не полный рабочий день), экономический аспект (получает волонтёр оплату за свою работу или нет), а также социальный аспект (волонтёр работает в организации или самостоятельно).

М.С. Шераден трактует волонтёрство как «услуги, которые оказываются в организованной форме существенного участия и вклада в местном, национальном или мировом сообществе, которые признаются и ценятся обществом с минимальной денежной компенсацией для участников». В зарубежных концепциях большую значимость имеет ценность волонтёрства для самих волонтеров. Эта ценность- признание в обществе, значимость для этого общества, которая закрепляется в сознании людей.

Канадский социолог Р. Стеббинс рассматривает волонтёрство как содержание серьёзного досуга, обладающего отличительными качествами, такими как: эпизодичное участие в социальном взаимодействии, которое позволит самореализоваться, а также предоставит возможность сделать карьеру.

Исследователи американского университета имени Д. Хопкинса определяют волонтёрство как «комплекс мероприятий, как реализованный в свободное время вид работы без всякой денежной компенсации». С точки зрения европейских исследователей, «волонтёрство - это сумма действий, которые граждане осуществляют друг для друга безвозмездно по своей доброй воле».

Российские исследователи не остаются в стороне и принимают активное участие в изучении данного вида общественной активности. Они рассматривают волонтёрство как форму общественной благотворительной деятельности, которая характеризуется отсутствием жёсткой регламентации и вовлечением широкого круга субъектов. В определениях российских учёных можно выделить 4 характеристики волонтёрства:

1. волонтёрство как деятельностная форма благотворительности;

2. альтруистическая направленность деятельности без материальной выгоды, без принуждения;

3. субъект волонтёрской деятельности мотивирован гуманистическими ценностями;

4. объект деятельности - социальные группы, которым требуется социальная поддержка.

И.В. Мерсиянова и Л.И. Якобсон характеризуют «добровольчество (волонтёрство) как бескорыстную индивидуальную или коллективную деятельность на благо других людей или общества, как разновидность филантропических практик».

Российский подход, в отличие от западного, характеризуется сужением волонтёрства до сферы социальной работы. Так, Л.Е. Сикорская пишет: «Мы рассматриваем волонтёрство как форму социального служения, осуществляемого по свободному волеизъявлению граждан, направленного на бескорыстное оказание социальных услуг людям, их поддержку, защиту, личностное развитие».

Если сравнить приведённые трактовки волонтёрства российских и зарубежных исследователей, то можно выявить ряд существенных отличий. В определениях зарубежных авторов, как правило, отсутствует уточнение объекта труда и конкретизация его результатов. Еще одно отличие заключается в расстановке приоритетности аксиологических и социальных смыслов волонтёрства. Для российских авторов на первом месте стоит ценность для общества, для зарубежных - ценность для членов различных общностей, ценность для самих волонтёров. Зарубежные трактовки базируются преимущественно на прагматизме, в то время как российский подход к определению волонтёрства более социален.

В целом обозначенные позиции не противоречат, а только дополняют друг друга. Ключевыми, сущностными характеристиками волонтёрства можно считать: признание объективной значимости для общества, субъективного понимания социальной ценности волонтёрской деятельности среди членов этой общности, а также субъективные оценки самих волонтёров ценностей деятельности через удовлетворение её процессом и результатом.

Аннотация

В данной статье представлена методика организации волонтерской деятельности при проведении спортивных мероприятий, основанная на разделении общего плана работы на этапы.

Ключевые слова: волонтер, добровольчество, спорт, менеджмент, мероприятие, организация.

Abstract

The article presents the sport events organization method based on the separating the hole plan into phases.

Key words: volunteer, sport, management, event, organization.

Введение

Современное развитие спортивной сферы требует организации и проведения массовых мероприятий и соревнований, привлечения зрительской аудитории и популяризации здорового образа жизни среди населения. Применение волонтерского ресурса в спортивном движении способствует решению актуальной задачи эффективной координации организационных процессов. Спортивное волонтерство, в современном его понимании, существует в России относительно недавно, но уже проявило себя на многих крупных спортивных мероприятиях. Успешно реализованная волонтерская программа XXII Олимпийских зимних игр продемонстрировала возможность и целесообразность дальнейшего развития данной практики, для чего требуется эффективная теоретическая база, которая на сегодня в России должным образом не представлена.

Цель исследования

Сформировать общую последовательность действий по организации волонтерских процессов на спортивных мероприятиях.

Методы исследования

Теоретический анализ литературных источников; анализ практических организационных процессов на спортивных мероприятиях.

Результаты исследования

Наибольшей теоретической базой по работе с волонтерами обладают организации, проводящие крупные международные соревнования, такие, как Олимпийские и Паралимпийские игры, Универсиада, различные чемпионаты мира и турниры. Организационно-методические разработки недоступны и применяются только представителями этих организаций для работы.

При подготовке к Олимпийским играм в Сочи российские организаторы руководствовались рекомендациями Международного олимпийского комитета (МОК), которые были сформированы за многие годы его деятельности. Различные методики, в том числе и по работе с волонтерами, показали свою эффективность на практике. Российским специалистам в период проведения Игр была предоставлена возможность получить опыт работы под руководством и по теоретическим разработкам МОК.

В открытой публикации в сети Интернет можно изучить рекомендации по волонтерским процессам министерств спорта некоторых зарубежных стран. Достаточно подробными являются материалы Великобритании и Австралии . Зарубежные методики организации волонтерского движения отражают разносторонний практический опыт, но при этом разработаны для применения на местном уровне и должны быть адаптированы для использования в условиях России.

Отечественные методики управления волонтерскими процессами создаются практикующими центрами и НКО, а также специалистами социальной сферы исходя из потребностей и волонтерской политики конкретных организаций . Существующие методики не дают общих теоретических положений об организации волонтерских процессов, а спортивное волонтерство не выделяется как отдельный вид практики, обладающий уникальными особенностями.

В данной работе представлены основные положения метода поэтапной организации волонтерских процессов. Методика разработана на основании анализа волонтерских процессов на Играх в Сочи, Универсиаде в Казани и ряде менее масштабных спортивных мероприятий.

Теория создавалась исходя из специфики спортивного направления волонтерства, но может применяться и для других его видов.

При планировании волонтерской программы любого мероприятия необходимо учитывать его основные характеристики, такие, как:

  • место и маршруты проведения;
  • даты и расписание;
  • количество участников и зрителей;
  • особенности взаимодействия коммунальных, медицинских и правоохранительных служб и проч.

Сформировав план мероприятия, организаторы обсуждают с координаторами возможные варианты участия волонтеров: производится подсчет необходимого их количества, определяются требуемый уровень подготовки (владение иностранными языками, физическая подготовка, особые навыки и проч.), а также возможные мотивирующие стимулы для привлечения волонтеров.

Определившись с параметрами волонтерского участия, координаторы могут приступать к реализации волонтерской программы данного мероприятия.

В общем виде систему поэтапного управления волонтерскими процессами на мероприятии можно представить в виде таблицы.

Реализация плана волонтерских процессов возлагается на координаторов, которые согласовывают свою деятельность с организаторами других процессов на мероприятии, совместно решая общие целевые задачи. План действий может корректироваться в процессе исходя из особенностей и специфики мероприятия.

Поэтапное планирование волонтерской программы мероприятия

Этап

Действия

Привлечение волонтеров

  • Распространение информации об акции на собраниях и через информационные источники (СМИ, раздаточные материалы, интернет);
  • сбор и систематизация данных о кандидатах

Отбор и анализ

  • Контакт с кандидатами и получение дополнительной личностной информации; разделение кандидатов на группы по степени соответствия требованиям организаторов (умения и навыки, опыт и проч.)

Распределение на позиции

  • Дополнительные интервью и определение подходящей позиции для каждого кандидата;
  • формирование конечных списков участников

Обучение и координация

  • Составление и реализация программы подготовки и обучения кандидатов; координация волонтеров при подготовке и проведении мероприятия;
  • ведение учета времени работы и исполнения обязанностей волонтеров

Признание, удержание и развитие

  • Проведение торжественных мероприятий по итогам акции; оформление и вручение грамот и волонтерских книжек;
  • организация промежуточных мероприятий по закреплению вовлеченности добровольцев;
  • дополнительное обучение и развитие активных волонтеров и персонала ВЦ

Вывод из деятельности

  • Благодарственные мероприятия и материальные поощрения;
  • дальнейшее взаимодействие и предложения об участии в деятельности ВЦ

Вывод

При выраженной уникальности каждого отдельно взятого мероприятия, на которые привлекаются волонтеры, все акции имеют общие характеристики и элементы структуры. Это позволяет выделить основные этапы работы с волонтерами и сформулировать общие механизмы и методы координации волонтерских процессов. Последовательное решение отдельных задач позволяет реализовать программу в целом.

Литература

  1. Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: учеб.-методич. пособие [Г.П. Бодренкова] // Российский центр развития добровольчества. - М.: АНО «СПО "СОТИС"», 2013. - 315 с.
  2. Ермолаева В.Ю. Добровольческий центр «Под ключ», или Руководство по созданию и организации деятельности добровольческих центров / Регион. молодежн. обществ. орг. «Центр развития добровольчества Респ. Татарстан»; [В.Ю. Ермолаева и др.]. - Казань: Скрипта, 2012. - 112 с.
  3. Ершова Н.Н. Добровольчество - школа гражданского становления молодежи: учеб.-методич. пособие / [Н.Н. Ершова, М.Н. Бородатая] // Федеральное агентство по образованию; Вятский гос. гуманитарный ун-т. - Киров: ВятГГУ, 2009. - 193 с.
  4. Лига М.Б. Моя профессия - волонтер! Организационный аспект деятельности добровольческого объединения: учеб.-методич. пособие: [в 2 ч.] [М.Б. Лига] // Улан-Удэ: Всероссийский фонд «Нац. перспективы»; отв. ред. М.Б. Лига. - Ч. 1, 2013. - 163 с.
  5. Материалы правительства Великобритании (Электронный ресурс) // http://www.sportengland.org
  6. Материалы правительства Австралии (Электронный ресурс) // http://www.dsr.nsw.gov.au/sportsclubs/ryc_volunteer.asp

References

  1. Bodrenkova G.P. System development of volunteering in Russia: from theory to practise. - M.: ANO "SPO "SOTIS", 2013. - 315 p.
  2. Ermolaeva V.U. "Turnkey" volunteer center or volunteer center organization instructions. - Kazan: Scripta, 2012. - 112 p.
  3. Ershova N.N. Volunteering - the social school for youngers. - Kirov: VYaTGGU, 2009. - 193 p.
  4. Liga M.B. My profession - volunteer! The organizational aspect of volunteer union. - Ulan-Ude: "National Perspectives", 2013. - 163 p.
  5. Great Britain Government materials (Web resource) // http://www.sportengland.org
  6. Australian Government materials (Web resource) //

В рамках исследования нашей темы интересным представляется определение, в котором особое внимание уделяется социальной направленности волонтерской деятельности, данное Е. С. Азаровой: «Волонтерская деятельность -- это тип социально одобряемой и социально признаваемой деятельности, как разновидность бескорыстного общественного поведения, которое характеризуется нравственным и созидающим уровнем социальной активности, выраженной в любых общественно полезных мероприятиях с целью изменения окружающего мира и является одним из условий интеллектуального, личностного и деятельного развития личности, определяя ее жизненную позицию как гуманистическую13.Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Дисс…канд. псих.наук: 19.00.01 / Е.С. Азарова, Кемерово. - 2008. С192.».

Понятие «волонтерская деятельность» позволяет определить ее основные признаки: добровольность, безвозмездность, непрофессиональная социальная деятельность, которая носит ярко выраженный общественно-полезный характер, способствующий развитию профессионально значимых личностных качеств молодых специалистов в различных сферах.

Знания специалиста по социальной работе могут практиковаться и приносить пользу в волонтерской, поскольку она гуманистична, направлена на поддержку людей, имеющих проблемы. Кроме того, у социальной работы и волонтерской деятельности единая цель - оказание помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, единые технологии работы с теми категориями населения, которые в силу различных обстоятельств не могут самостоятельно решить возникшие трудности.

На всех этапах развития общества, в различных формах и под различными названиями существовала волонтерская деятельность. Общественное развитие вносило коррективы в ее содержание, изменяя масштабы и формы, определяя ее как благотворительность, добровольчество, социальную активность, волонтерство. История развития социальной работы в России тесно связана с государственным подходом в деле общественной помощи, общественного призрения. А. Стог впервые в российской историографии попытался показать эволюцию государственного подхода к проблемам помощи и поддержки нуждающихся, начиная с ранних страниц российской истории -- X-XI вв. С X века началось развитие милосердия со стороны простых жителей Руси так и государственная поддержка, развивается она и по сей день.

Социальная работа как профессиональная деятельность появилась в России 23 апреля 1991 года, когда в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности -- социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе. Именно тогда началось развитие образования в данной области, которое позволяло повышать знания и систематизировать подходы в сфере социальной помощи и дать толчок для развития безвозмездной помощи.

Методы социальной работы и их применение используются в различных сферах социального обслуживания. Применение таких методов в области волонтерской деятельности и их понимание существенно улучшит и качество работы самой организации, где знания специалиста по социальной работе могут применяться. Общение с другими организациями, общение с волонтерами и участие в новых проектах и другие социальные контакты нуждаются в применениях методов социальной работы на базовом уровне.

Для исследования проблемы вопроса данной выпускной квалификационной работы необходимо проследит, какие знания могут применяться социальным работником для привлечения молодого поколения в благотворительную организацию в качестве добровольной силы. По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Многие методы, применяемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что является универсальным характером данного вида знания.

Метод -- от греческого «methodos» -- путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

В практике социальной работы также выделяется разнообразие методов. Например, специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и другие группы методов, которые могут быть использованы специалистом по социальной работе. Методы социальной работы определяются спецификой объекта, на которую направлена деятельность специалиста по социальной работе, а также его специализацией.

Многообразие методов в настоящее время делает очень актуальной проблему выбора самого эффективного метода с точки зрения перспективы решения вопроса о роли социального работника в привлечении молодежи к волонтерской деятельности.

В связи с этим автором квалификационной выпускной работы был рассмотрен данный вопрос, который помог отметить, что основными методами социальной работы в волонтерской деятельности являются следующие группы: социально-экономические, правовые, организационно-распорядительные, психолого-педагогические методы.

1. Социально-экономические методысвязывают воедино все способы, с помощью которых специалисты могут оказывать воздействие на материальные, моральные, семейные и другие социальные интересы, а также потребности и ценности своих подопечных. В волонтерской деятельности это могут быть сборы средств для будущих мероприятий организаций, сборы средств для подопечных с которыми работает организация. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи от определенных спонсоров, также установления льгот, единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания.

2. Организационно-распорядительные методы направлены на такие мотивы поведения людей, как осознанная необходимость общественной и трудовой дисциплины. В волонтерской деятельности в первую очередь эти методы будут распространяться на отношения между волонтерами и руководителями организации, а так же для установления социального контакта с другими организациями, которые могут сотрудничать и помогать в различных волонтерских проектах. Социальный работник сможет применить эти методы для установления соотношения субординации и координации в социальной работе, которые лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб и отдельных специалистов.

3. Психолого-педагогические методы характеризуютсявлиянием и прямым воздействием на человека через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Бесспорно, наличие знаний по психолого-педагогическим методам в волонтерской деятельности специалист по социальной работе важно, можно найти компетентного специалиста в области психологии и педагогики, которые мог бы оказывать психологическую помощь, как волонтерам, так и подопечным организации. Существует также профессиональное выгорание сотрудников благотворительных организаций, так и самих волонтеров. Специалисты по социальной работе хорошо знакомы с таким негативным последствием своей профессии, как эмоциональное выгорание. Зная причины появления этой проблемы, они могут своевременно выявить и оказать поддержку сотруднику, попавшему в кризисную ситуацию. Волонтеры и сотрудники благотворительных организаций получившие помощь специалиста смогут беспрепятственно продолжить свою деятельность и продолжать приносить пользу нуждающимся.

Необходимо также выделить, что в практике социальной работы используются разновидности методов убеждения, такие, как информация, дискуссия и взаимное просвещение. Эти методы будут одни из самых эффективных на практике для привлечения активной молодежи в деятельность благотворительных организаций.

К разновидностям методов убеждения относятся:

Информация, которая применяется при начальном ознакомлении с новыми идеями, теориями, фактами, составляющими основное содержание просвещения в области волонтерской деятельности. Она очень важна при проведении профилактических мероприятий. Как правило, используются такие ее формы: рассказ, беседа, лекция, в последнее время показ видеороликов и т.п. При применении данного метода руководители могут ознакомить будущих волонтеров со спецификой работы в различных проектах, в кризисных ситуациях, а также повышать знания в других областях.

Дискуссия - коррекционный метод, обеспечивает обмен мнениями, способствует поддержке и развитию нравственных, формирует самокритичность и готовность к диалогу, помогает в преодолении ошибочных взглядов. Дискуссия необходима для решения насущных проблем, как всей организации, так и определенных членов организации или тех, кто непосредственно связан с ней. В благотворительной организации «Апельсин» проводятся ежемесячные дискуссионные сборы волонтеров, на которых выслушивают мнения каждого и решаются проблемы социального характера подопечных в детском доме-интернате. В этом случае также используется метод взаимного просвещения.

Взаимное просвещение - метод самоорганизации, обеспечивает формирование потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды, возможность обмениваться опытом, образ жизни и реализуется в повседневной деятельности.

Таким образом, методы, которые используются в социальной работе из-за междисциплинарных особенностей предопределяются универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому многие ученые их делят на экономические, политические, социально-психологические, медико-социальные и административно-управленческие. В любом случае все методы, с определенной долей условности, можно разделить на две группы: методы решения задач и методы получения знания о социальной работе.

Необходимо следить за данными об эффективности в волонтерской деятельности социальной работы и критериев, оценивающих ее деятельность. Такими показателями могут служить качественная организованная работа, а именно:увеличение количества новых волонтеров и сохранение добровольцев со стажем, наличие общих позитивных изменений в организации и повышение адаптивных функций подопечных детских домов-интернатов, в которых волонтеры работают.

Подводя итог, скажу, что главными рычагами расширения волонтерства в БОО «Апельсин» г. Санкт-Петербурга являются агитация, реклама, грамотная и своевременная подача информации, поддержка со стороны государства и, пожалуй, самое главное, грамотный педагогический подход к подготовке квалифицированных волонтеров. Именно подготовкой квалифицированных волонтеров активно занимается организация, которую мы рассматриваем в ее проекте «Школа Шефства».