Подлодка 5 поколения. «Хаски» – российская субмарина пятого поколения (5 фото)

Перспективные российские АПЛ «Хаски» возьмут ценой

Важным преимуществом перспективных российских многоцелевых АПЛ пятого поколения «Хаски», возможно, станет относительно низкая стоимость, считают эксперты. При этом цена лодок может соперничать с техническими характеристиками субмарин за звание основного преимущества. Уже сейчас выдвигаются предположения о том, что новые подлодки по стоимости окажутся существенно дешевле строящихся сейчас лодок проекта «Ясень-М ». Для ВМФ это особенно актуально, учитывая тот факт, что в составе флота новые субмарины должны будут заменить все многоцелевые лодки третьего поколения, включая субмарины проекта 949 «Антей » («городская» серия лодок, именно к ним относилась трагически погибшая подлодка К-141 «Курск ») и проекта 971 «Щука-Б », которые являются довольно многочисленными.

Информация о лодках проекта «Хаски » в настоящее время крайне ограничена. Известно, что работами над проектом многоцелевой атомной подводной лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) 5-го поколения занимаются в СПМБМ «Малахит », информация об этом впервые появилась в российских СМИ еще в декабре 2014 года. Одновременно сообщалось, что разработка новой субмарины ведется в инициативном порядке, без техзадания со стороны Минобороны России . 17 июля 2015 года российские СМИ рассказывали о том, что новая лодка проектируется конструкторами «Малахита» на одной базовой платформе, но в двух вариантах: многоцелевая АПЛ, ориентированная на борьбу с подлодками противника и ПЛАРК, ориентированная на борьбу с вражескими авианосцами.

8 августа 2016 года появилась информация о том, что между Минобороны России и СПМБМ «Малахит» был заключен контракт на разработку перспективной подлодки. По всей видимости, речь идет об научно-исследовательских работах по выработке облика будущей атомной субмарины, а само техническое проектирование подлодки начнется лишь после 2020 года. Специалисты считают, что противолодочный вариант «Хаски» получит на вооружение противолодочные ракеты «Калибр », данная лодка, в первую очередь, будет предназначена для уничтожения стратегических лодок вероятного противника (АПЛ «Огайо » и «Вэнгард »). Второй вариант субмарины получит противокорабельные гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон » и будет предназначен для уничтожения крупных надводных кораблей противника (авианосцев, УДК, десантных судов, ракетных крейсеров, эсминцев и др.).

Многоцелевая АПЛ проекта 885 «Ясень»

Недостаток информации о лодках проекта «Хаски» в настоящее время не является чем-то удивительным, учитывая тот факт, что НИР по проекту еще ведутся и пока до конца не определен даже внешний вид будущей субмарины. Лодка существует лишь в виде эскизов и рендеров, но о некоторых ее особенностях уже немного известно. К примеру, уже сообщалось о том, что лодки «Хаски» получат двухкорпусную конструкцию, подводное водоизмещение субмарин составит около 12 тысяч тонн (у «Ясеня» 13 800 тонн). По своим размерам перспективная лодка будет меньше строящихся сегодня субмарин 4-го поколения «Ясень-М».

Недавно опубликованные конструкторским бюро «Малахит» рендеры позволяют судить о том, как эти решения будут реализованы в конструкции новой подводной лодки. На представленных фотоматериалах видны пусковые установки, расположенные в средней и носовой частях лодки. В частности, видны 8 открытых крышек в средней части корпуса субмарины. По словам экспертов, здесь будет находиться 40-48 ракет, так как аналогичная конструкция пусковых контейнеров на многоцелевых АПЛ «Ясень» вмещает от 4 до 5 ракет в зависимости от их типа.

Еще одной ударной возможностью новых подлодок может стать использование различных беспилотных подводных аппаратов . В ряде источников даже появлялась информация о том, что лодки проекта «Хаски» будут нести на борту ядерную торпеду «Статус 6 ». А Олег Власов , являющийся руководителем отдела робототехники «Малахита», говорил о том, что новые лодки будут интегрированы с системами, работающими в воздушном пространстве, то есть подводные лодки получат возможность запуска БПЛА для ведения разведки и поиска целей. Также считается, что торпедные аппараты на перспективной лодке будут расположены в средней части корпуса, как это было сделано на подлодках проекта 885 «Ясень», в то время как в носовой части будет расположено различное гидроакустическое оборудование и пусковые установки для крылатых ракет.

Возможный внешний вид перспективных многоцелевых АПЛ проекта «Хаски»

Также в российских СМИ достаточно широко отмечается невероятно низкая акустическая заметность будущих лодок, в конструкции которых будут широко использоваться композитные материалы. В дополнении к этому предполагается, что на лодках проекта «Хаски» будут внедрены новейшие технологии, направленные на снижение акустической заметности и шумности. По словам Виктора Барсука , новые субмарины, как ожидается, будут в два раза тише лодок предыдущего поколения.

Кому-то появление новых подлодок проекта «Хаски» может показаться излишним, так как в стране развернуто строительство многоцелевых АПЛ проекта «Ясень», однако прогресс и развитие технологий не стоят на месте. Добавление в арсенал подлодок гиперзвуковых крылатых ракет , интеграция робототехники, повышенный уровень автоматизации работ, существенное снижение шумности (в случае достижения заявленных значений) значительным образом повышают боевую эффективность лодок нового проекта.

Ранее стало известно о том, что при работе над многоцелевой АПЛ 5-го поколения «Хаски» использовался огромный опыт, накопленный при разработке лодок проектов 671, 971, 885 и их различных модификаций. А в марте 2018 года Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» завершило работы по созданию аванпроекта подлодки 5-го поколения «Хаски», после чего начался процесс обсуждения проекта с представителями ВМФ России . Как отмечал генеральный директор «Малахита» Владимир Дорофеев, помимо технических характеристик, новый проект должен отличаться и экономической составляющей. «Наши корабли должны становиться не только мощнее, но и дешевле » – подчеркивал генеральный директор компании разработчика перспективной лодки.

Флот США будут топить из-под воды

В России всё-таки приняли решение доводить конструкцию убийц американских авианосцев.

Как уточнил Рахманов, в Морском бюро машиностроения «Малахит» уже завершили концептуальное проектирование АПЛ и занялись формированием нужных для исполнения техзадания тактико-технических характеристик.

Что известно о «Хаски»

Толком ничего, заявил Царьграду один из близких к военно-морской тематике специалистов, не раз дававший нашему порталу блестяще подтверждавшиеся анализы и прогнозы. Ясно, что это пятое поколение, ясно, что там будет новое оружие, скорее всего, «Цирконы» и что-то ещё. Но это пока и всё. Слухи о концепции, которая ещё не обрела надёжных контуров. А поскольку всё предельно засекречено – а как показало выступление президента Путина 1 марта с презентацией нового оружия, секреты у нас хранят лучше, чем Кощей сами знаете что, – то не исключена вероятность того, что и слухи служат лишь дополнительному задымлению истинной информации.

"Если рассуждать по логике, то понятно, что там должно быть, – пожал плечами собеседник Царьграда. – Но что реально там будет, трудно сказать".

Вообще, по его словам, «это интересная история». В том смысле, что «Хаски» станет первой настоящей постсоветской лодкой. Потому что даже те суперсовременные «Бореи», что спускаются ныне на воду и уже начали службу на флоте, так или иначе опираются на ещё советский задел. Оттуда они родом, из СССР , из советских конструкторских бюро, в которых, как теперь понятно, люди на полвека время опережали. А про них тогда анекдоты рассказывали и карикатуры рисовали, где НИИ и КБ изображались логовом бездельников, что чаи гоняли и за шмотками в рабочее время бегали…

Так вот, «Хаски» станет первой чисто постсоветской моделью . Полностью российской – хотя, по совести говоря, и тогда в облике СССР жила и трудилась всё та же тысячелетняя Россия , со всеми её недостатками и достоинствами.

И вот как её, будущую, описывают в прессе. В грамотной прессе, имеется в виду.

Один из резервов в борьбе за бесшумность – исключение звуков от движущихся механизмов. То есть по максимуму заменять то, что движется, совершает трение и шумит на что-то такое, что даёт тот же эффект при минимальном использовании механического движения. Поэтому в «Хаски» ожидается использование такого атомного реактора, у которого почти отсутствуют движущиеся механизмы, а тепло переносится жидким металлом. Этот реактор меньше по размерам, благодаря чему удаётся и в сам проект «Хаски» заложить существенно меньшие размеры, нежели в близкую по функционалу современную многоцелевую подлодку типа «Ясень».

Да, она будет меньше нынешних аналогов – у нас «Ясеня», у них – «Вирджинии »,

– подтвердил и собеседник Царьграда.

Далее считается, что «Хаски» должна стать первой подлодкой, построенной так, чтобы максимально рассеивать ответную волну гидролокаторов – наподобие того, как самолёты с использованием «стелс-технологий» минимально отражают излучение радиолокаторов, рассеивая его в пространстве. Лодка будет многоцелевой, универсальной. Действительно, вооружённой «Цирконами », противокорабельными ракетами, не отражаемыми на современном уровне развития технологий у противника. Ожидается также вооружение лодки подводной модификацией крылатой ракеты «Калибр-НК ». Кроме того, при помощи торпедных аппаратов можно будет стрелять двумя другими типами «Калибров» – противокорабельными и для ударов по сухопутным целям.

Туман, но красивый

В принципе, флотский эксперт Царьграда со всеми этими оценками согласен. Единственное, что ещё и ещё раз оговаривает, – пока это всё не официальные сведения и даже не рабочие эскизы. Точнее, эскизы, скорее всего, есть, но их мало кто видел, а кто видел – помалкивает. Но перевода эскиза в чертежи следует ждать не раньше, чем года через два – три.

Тогда, простите, у нас, у малознающей публики, возникает один вопрос: а это всё – не одна большая фантазия в одном большом тумане? Эта лодка точно будет? А то мы ведь знаем, с какими трудностями сталкивается модернизация и строительство именно флота. И как именно в морской составляющей гособоронпрограммы графики частенько сдвигаются вправо. Чаще – только в Роскосмосе . Но если без новых сведений о химическом составе лунного грунта мы как-нибудь проживём, то американский флот – вон, на пороге.

"Лодка точно будет, – хладнокровно заявил информированный собеседник. – Тут нет сомнений. Она нужна".

Кроме того, есть данные, что ею серьёзно занимается Крыловский государственный научный центр в Петербурге , основной у нас по исследованиям в области кораблестроения и корабельного проектирования. Именно он, как выразился специалист, «имеет отношение к её функционалу».

В конструкции «Хаски» будет много композита и композитных материалов , в том числе покрытие корпуса, носовые рули, кормовые стабилизаторы, ограждение рубки. И может быть, даже гребные винты. Всё это для того, чтобы снизить шумность. Подтверждается и то, что «Циркон» будет её основным комплексом. Собеседник Царьграда рассказал, что слышал, будто планируется противолодочный вариант «Хаски», вооружённый «Калибрами». «А вообще, по традиции малахитовской, лодка будет предельно набита оружием на единицу объёма – в 2 – 2,5 раза больше, чем у зарубежных аналогов», – уверенно предположил эксперт.

Водоизмещение будет, по предположениям, порядка 12 тысяч тонн минимальное. Но, скорее всего, больше, отметил он. Ясно, что это будет двухкорпусная конструкция, прочный и лёгкий корпус. Ради вящей малошумности ожидается водяной двигатель, то есть водомёт. «У нас на паре лодок такие водомёты стояли, и это значительно снижает шумность», – пояснил собеседник.

А что ещё, что-то более детальное – об этом сказать сегодня трудно, заключил специалист. Трудно сказать, какой будет ситуация к тому моменту, когда лодка появится в чертежах. Возможно, будет принципиально новый реактор. Какое-то новое вооружение. После революции в вооружении, о свершении которой объявил президент России 1 марта, до 2025 года возможны ещё некоторые сюрпризы.

Так что да, создание «Хаски» покрыто туманом. Но это красивый туман. Точнее, туман, за которым кроется будущая красота.

Самые современные атомные и дизель-электрические подводные лодки, пополняющие состав военно-морского флота, относят к условному четвертому поколению. При этом конструкторы-судостроители не теряют времени и занимаются проработкой вопросов, связанных с дальнейшим развитием подводного флота и созданием кораблей следующего пятого поколения. По имеющимся данным, к настоящему времени российские конструкторские бюро уже успели выполнить часть необходимых работ и в известной мере приблизить момент появления подлодок пятого поколения.

Теория поколений

Современная система разделения подводных лодок охватывает проекты, созданные после окончания Второй мировой войны. Именно в этот период в сфере подводного кораблестроения начали внедрять целый ряд принципиально новых технологий, самым положительным образом сказавшихся на характеристиках и возможностях готовой техники. В дальнейшем субмарины получали новые приборы и устройства, иное вооружение и т.д. Все это приводило к качественному росту и, как следствие, к формированию следующего поколения.

Впрочем, необходимо отметить, что разделение подлодок на поколения имеет условный характер. Каких-либо общепринятых и четко установленных критериев не существует, и в разных странах могут использоваться отличающиеся определения. Несмотря на такие проблемы, классификация с разделением на поколения в известной мере упрощает анализ развития подводных флотов. Кроме того, понятие поколений может использоваться для демонстрации технологических достижений или в целях рекламы.

Сейчас в нашей стране строятся новые атомные подлодки проектов 885 «Ясень» и 955 «Борей», а также дизель-электрические проектов 636 «Варшавянка» и 677 «Лада». Эти проекты принято относить к четвертому послевоенному поколению. Считается, что это поколение отличается от предыдущего повышением всех основных технических и эксплуатационных характеристик. Оно получило более совершенные цифровые радиоэлектронные системы и улучшенное вооружение. Наконец, использовались различные технологии, позволившие получить рекордно низкие показатели шумности.

К настоящему времени отечественные судостроители, в целом, сформировали основные требования к подлодкам следующего пятого поколения. Планируется продолжить сокращение физических полей и заметности для средств обнаружения, увеличить степень автоматизации бортовых систем и внедрить во все основные системы современные компоненты. Ожидается модернизация ядерных энергоустановок, в том числе с внедрением систем, не нуждающихся в перезарядке на всем протяжении службы. Должны быть усовершенствованы дизель-электрические системы и дойти до производства воздухонезависимые энергоустановки.

Известные и проверенные компоненты и идеи, а также варианты их развития станут основой новых проектов. Вместе с ними при создании подлодок предлагается использовать ряд совершенно новых идей и решений, пока не нашедших применения в реальных проектах. Именно такие новинки должны будут повысить все основные характеристики и возможности кораблей.

В последние годы неоднократно упоминалась возможность (а в некоторых случаях и необходимость) применения модульной архитектуры подлодки. Базой для подводного корабля предлагается сделать универсальную платформу с рядом общекорабельных систем, способную нести те или иные модули для решения разных задач. Таким образом, на основе унифицированной базы можно будет строить лодки разного назначения. За счет такого подхода планируется удешевить и упростить как строительство, так и последующую эксплуатацию. Также в некоторой мере упростится разработка новых модификаций и модернизация имеющихся кораблей.

Подлодка нуждается в развитых средствах обнаружения, позволяющих своевременно заметить противника и, при необходимости, первой выполнить атаку. В контексте пятого поколения ожидается дальнейшее развитие существующих гидроакустических, радиолокационных и оптических систем – обычных для современных подлодок. Одновременно предлагается оснащать новые корабли дополнительными робототехническими комплексами. На борту подлодки должны присутствовать безэкипажные подводные аппараты, способные вести разведку на некотором удалении от носителя. Применение таких разведчиков повысит ситуационную осведомленность подлодки, но при этом снизит вероятность ее преждевременного обнаружения.

Военные, ученые и инженеры неоднократно упоминали необходимость полноценного включения субмарины в общие информационно-управляющие структуры вооруженных сил. Однако в этой сфере имеется характерная проблема: при передаче или приеме данных скрытность лодки резко сокращается, и она подвергается рискам. Удастся ли решить поставленную задачу, и как это будет сделано – не уточняется. Возможно, найдены какие-либо решения, позволяющие подводным лодкам обмениваться данными, но не рисковать скрытностью и безопасностью.

В области вооружений пятое поколение будет представлять собой логическое продолжение предыдущих. Предлагается строить ракетные подводные крейсера стратегического назначения с баллистическими ракетами, а также многоцелевые лодки с крылатыми ракетами. При этом следует ожидать рост характеристик вооружения и внедрение принципиально новых образцов. Уже полученные результаты в деле развития ракетных вооружений позволят отказаться от концепции чисто торпедной подлодки. Даже имея лишь торпедные аппараты, корабль сможет применять как торпеды, так и ракеты.

Таким образом, новое пятое поколение подводных лодок вполне способно оказаться прорывным. Переходы между предыдущими поколениями осуществлялись не слишком резко – с постепенным внедрением новых решений и технологий. Подлодки ожидаемого пятого поколения могут иметь массу отличий от современных образцов, в том числе и на уровне концепций. Впрочем, пока не стоит переоценивать субмарины будущего. Вполне возможен другой вариант развития событий, при котором отличия четвертого и пятого поколения не будут кардинальными.

Поколение «Хаски»

Несколько лет назад командование ВМФ России и представители судостроительной промышленности раскрыли часть своих планов по дальнейшему развитию подводного флота. Стало известно, что перспективные лодки пятого поколения будут строиться только после 2030 года. При этом планировалось разрабатывать новые проекты всех основных классов. В пятом поколении должны были сохраниться как атомные, так и дизель-электрические либо неатомные подлодки.

Из последующих сообщений стало ясно, что тридцатые годы станут периодом поступления новых подлодок на службу, а разработка перспективных проектов должна стартовать в ближайшем будущем. По разным оценкам, первые проекты такого рода должны быть созданы уже к середине двадцатых годов. Вторая половина десятилетия уйдет на строительство и испытания перспективных кораблей. Соответственно, к 2030 году можно будет определить дату сдачи первых подлодок новых типов.

К настоящему времени стало известно, что Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» приступило к проработке облика перспективной атомной подлодки пятого поколения. Пока проект носит рабочее название «Хаски». Аванпроект такой лодки выполнили в конце 2017 года и тогда же представили командованию военно-морского флота. В мае 2018-го руководство Объединенной судостроительной корпорации объявило о завершении проектирования. На тот момент велась проработка тактико-технических характеристики будущего корабля.

По всей видимости, на дальнейшие работы по теме «Хаски» уйдет еще несколько лет. Достаточно давно было объявлено, что головной корабль этого проекта заложат в 2023-24 годах, и с тех пор эту информацию не обновляли. Это говорит о том, что новый проект еще не готов к запуску строительства, но через несколько лет ситуация изменится. К середине двадцатых годов стартует строительство, а в начале следующего десятилетия флот сможет ввести подлодку в строй.

Необходимо отметить, что проект «Хаски» предусматривает строительство только атомных подводных лодок. Ранее упоминалось, что в российском пятом поколении будут присутствовать и неатомные субмарины, но новые сведения на этот счет пока не поступали. Дальнейшее развитие неатомных подлодок столкнулось с известными проблемами, и будущее этого направления пока остается неопределенным.

Новые идеи для новых проектов

Как стало известно к настоящему времени, в перспективном проекте АПЛ «Хаски» будут использованы едва ли не все оригинальные идеи, предлагаемые для пятого поколения. К примеру, предлагается применять модульную архитектуру, обеспечивающую применение разного вооружения на общей платформе. За счет этого можно будет разработать сразу две лодки с разными боевыми задачами.

Упоминалось, что подлодки «Хаски» будут компактнее существующих «Ясеней»; полное водоизмещение достигнет 12 тыс.т. Будет использоваться двухкорпусная схема с модульным подходом к оснащению корпусов. В конструкции планируется использовать современные композиционные материалы и перспективные устройства. Корпус нового типа должен обеспечить существенное сокращение физических полей и, соответственно, заметность для средств обнаружения противника. За счет новых материалов, технологий и компонентов срок службы АПЛ может быть доведен до 50 лет.

На базе общей платформы предлагается строить два варианта АПЛ с разным вооружением и отличающимися боевыми задачами. Корабль первого типа будет предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок противника, прежде всего вооруженных баллистическими ракетами. Такая лодка будет нести торпеды и противолодочные ракеты. Возможно, все вооружение будет использоваться со стандартными торпедными аппаратами, как на некоторых современных подлодках.

Вторая версия АЛП «Хаски» будет нести ракетное вооружение, предназначенное для поражения надводных и береговых целей. Ранее неоднократно упоминалось, что такие корабли будут вооружены перспективными гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон». Также не исключается применение изделий «Калибр» и «Оникс». Доступные данные о вооружении и задачах таких лодок позволяют предполагать, что они также будут отличаться от «противолодочных» подлодок составом радиоэлектронного и гидроакустического оборудования.

В средней перспективе планируется строить сразу два варианта атомных подлодок семейства «Хаски». Однако до сих пор не уточнялось, к какой из версий проекта будет принадлежать головной корабль, планируемый к закладке в 2023-24 годах. Также остается нераскрытой тема дальнейшего строительства головного корабля второй модификации. Можно предположить, что эта подлодка будет строиться во второй половине двадцатых годов и поступит на службу в начале тридцатых, немного позже первой.

Строительство серийных подлодок «Хаски» двух модификаций является делом отдаленного будущего. По очевидным причинам, планы на серию можно будет формировать только в следующем десятилетии. Для их составления необходимо завершить разработку проекта и определить требования финансового, производственного и иного характера. Поэтому в ближайшие годы министерство обороны вряд ли сможет назвать сроки и объемы строительства полноценной серии перспективных АПЛ пятого поколения.

Дела будущего

В настоящее время российская судостроительная промышленность реализует несколько крупных заказов на строительство современных атомных и дизель-электрических подводных лодок целого ряда проекта. Эти подлодки, способные нести крылатые и баллистические ракеты, а также торпеды и мины, относятся к четвертому послевоенному поколению. В рамках четвертого поколения были получены высокие тактико-технические характеристики и требуемые возможности.

Развитие подводного флота должно продолжаться, и уже сейчас ведутся работы по созданию совершенно нового поколения подводных лодок. Определены основные требования к таким кораблям и ведется проектирование. В течение нескольких следующих лет эта стадия работ будет завершена, после чего стартует строительство первой подлодки принципиально нового типа. Все это позволяет смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом. Подводные силы российского ВМФ обновляются. В будущем эти процессы не остановятся и приведут к новым примечательным результатам.

По материалам сайтов:
https://tass.ru/
https://tvzvezda.ru/
https://ria.ru/
https://rg.ru/
http://arms-expo.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
https://globalsecurity.org/

Россия вплотную приблизилась к созданию подводных лодок (с неатомной энергетической установкой) следующего по очереди, пятого поколения. Информация об этом появилась со ссылкой на руководство Объединенной судостроительной корпорации. . В частности, по сведениям входящего в состав корпорации Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», базой для обновленных субмарин могут стать лодки предыдущего класса – проект под индексом 677 и с именем «Лада», который ранее разрабатывался этим ЦКБ.Интересно, что сегодня в мире не стихают разговоры о целесообразности присутствия в составе флота дизель-электрических подводных кораблей, в то время как, казалось бы, балом должны полностью править их более мощные и представительные во всех отношениях атомные собратья. Однако тактика применения военно-морских сил показывает, что отказываться от этого вида субмарин пока преждевременно.Невидимки «Лада» и «Варшавянка» После Великой Отечественной войны по разработанным ЦКБ МТ «Рубин» проектам были построены три поколения дизель-электрических подводных лодок для отечественного ВМФ. Нынешний, третий проект под именем «Варшавянка» известен всему миру благодаря своим уникальным тактико-техническим характеристикам, прежде всего исключительной малошумности, достигаемой за счет однокорпусной конструкции, уменьшения габаритов корабля, применения особого электродвигателя и виброизоляторов.Субмарины этого класса даже получили прозвище «черной дыры в океане»: обнаружить ее акустическими средствами противника до того момента, как сама лодка вскроет того, кто за ней следит, еще не удавалось никому.Четвертое поколение отечественных подводных лодок, также разработанное на «Рубине», носит наименование «Проект 677 «Лада». Первый корабль этого класса был спущен на Адмиралтейских верфях в 2004 году и под именем «Санкт-Петербург» был направлен на Северный флот. Эти субмарины, так же как и лодки 636-го проекта, обеспечивают гарантированное упреждающее обнаружение кораблей противника, а входящий в арсенал «Лады» набор вооружения делает ее грозным стражем морей.
В состав боевых средств подлодки входят не только торпеды и мины, но и противокорабельные ракеты. За точность позиционирования отвечает навигационный комплекс с инерциальной системой. Уникальна здесь и силовая установка: дизель-генераторы во время нахождения корабля в перископном положении выполняют не только обычную зарядку аккумуляторов, но и способны обеспечить режим ускоренной зарядки.Дальность плавания «Лад» может составлять до 650 миль без всплытия и до 16 тысяч с подзарядками. Внушительна у этого дизель-электрохода и скорость, в том числе подводная, – свыше 20 узлов. Глубина, на которую корабль может погружаться при выполнении задач, составляет 250 метров. При этом 677-й проект усилил «традиции» малошумности лодок предыдущего поколения. И без того низкий уровень заметности корабля увеличивается здесь благодаря применению нового противогидролокационного покрытия корпуса, а также внедрению различных инновационных технологий и материалов.
Физические поля в океане В ЦКБ МТ «Рубин» говорят, что лодки 677-го проекта способны эффективно решать задачи, стоящие перед современными неатомными субмаринами, как в океанской, так и, что немаловажно, в прибрежной зоне. В бюро особенно гордятся тем, что в процессе создания этого корабля было выполнено свыше 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Их итогом стало, к примеру, внедрение комплекса радиоэлектронного вооружения, отличающегося минимальным энергопотреблением, использование новой комплексной автоматизированной системы управления техническими средствами и оружием корабля.«Лодка проекта 677 аккумулировала в себе новейшие достижения кораблестроительной науки и техники, – уверен гендиректор «Рубина» доктор технических наук Игорь Вильнит. – Полученные в ходе опытной эксплуатации результаты соответствуют нашим ожиданиям и подтверждают широкие перспективы для кораблей этого класса. Заказ Минобороны России на две "Лады" свидетельствует о том, что флот поставил задачу повышения потенциала неатомных подводных сил, которую мы обязаны выполнить».
Именно на базе «Лады» и будет создаваться перспективная серия усовершенствованных кораблей, говорит Игорь Вильнит. По его словам, корабль пятого поколения будет гораздо менее заметен, чем даже нынешние лодки. «Причем эта малозаметность коснется и тех физических полей, которым ранее уделялось сравнительно мало внимания, – подчеркивает глава «Рубина». – Что касается силовой установки, то она может быть нового типа, в том числе полностью электрической. Изменения могут коснуться и других подсистем, которые на кораблях пятого поколения могут изменить свой традиционный облик. Важным отличием нового поколения станет широкое использование необитаемых подводных аппаратов. Размеры лодок, как и ранее, определят требования к их характеристикам со стороны ВМФ России».Битва в ближней зоне Одним из элементов «реновации» 677-го проекта в будущей лодке нового типа станет применение воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). Она должна продлить время непрерывного пребывания корабля в подводном положении. По информации «Рубина», экспортный вариант «Лады» – подводная лодка «Амур 1650» – уже предлагается в варианте с ВНЭУ, предусматривающем использование топливных элементов и переработки дизельного топлива для производства водорода (как топлива) непосредственно на борту. «Это хорошая перспектива для развития проекта», – уверен гендиректор ЦКБ МТ.Что интересно, корабли, которые будут строиться в комплектации с такой энергетической установкой, не нуждаются в больших переделках: речь идет лишь о врезке дополнительного отсека в серийный корпус.
Работу по созданию ВНЭУ ведет и Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит». Причем, по словам его генерального директора Владимира Дорофеева, речь идет об энергоустановке именно для неатомных субмарин. «Мы создали действующий стендовый образец. Например, он имитирует работу установки под водой по замкнутому циклу. Стенд должен подтвердить реальную работу установки при различных моделях эксплуатации, в том числе длительной», – отмечает Владимир Дорофеев.В целом у российских разработчиков подводной техники нет сомнений, что дизель-электрические субмарины будут и дальше востребованы флотом наравне с атомными кораблями. Тот же Игорь Вильнит отмечает, что если атомные стратегические ракетоносцы – морская составляющего нашего ядерного щита – представляют собой наиболее жизнеспособную составляющую ядерной триады, то эффективные противолодочные средства востребованы в ближней морской зоне.
«В отличие от США, Великобритании и Франции для нас важны закрытые и окраинные моря, такие как Баренцево, Охотское, Японское, где применять атомные лодки избыточно дорого и не всегда разумно, – отмечает глава «Рубина». – Здесь нужны компактные, скрытные и имеющие высокий поисковый потенциал неатомные подлодки, такие как «Лада». Кроме того, они нужны в Балтийском и Черном морях, имеющих статус безъядерных».О том, что развитие современных дизель-электрических подводных лодок дает стране, обладающей субмаринами этого класса, весомый аргумент в гипотетическом конфликте, написало не так давно и популярное американское издание The National Interest.
В своей статье с символичным названием «Они могут утопить ВМС США: смертоносные невидимые субмарины» автор публикации, эксперт Центра национальных интересов Гарри Дж. Казианис, отмечает, что новые дизель-электрические лодки разработкой проектов которых занимается Россия, «будут еще опаснее, чем существующие».В частности, как обращает внимание американский эксперт, новая воздухонезависимая энергетическая установка позволит лодке оставаться в подводном положении до 25 суток. По мнению автора публикации, ответить на этот новый вызов Военно-морские силы Соединенных Штатов должны в том числе путем строительства собственных дизель-электрических подлодок с акцентом на изготовление прежде всего «сверхтихих» образцов.

В среду на вооружение Военно-морского флота РФ поступила дизель-электрическая подводная лодка «Великий Новгород» проекта 636.3 «Варшавянка». Торжественная церемония прошла на петербургском предприятии «Адмиралтейские верфи» (входит в Объединённую судостроительную корпорацию).

Проект 636.3 — это продолжение советских проектов 636 и 877 «Палтус». Своё название «Варшавянка» получила в 1970-е годы. Проект разрабатывали для экспорта продукции в страны — участницы Организации Варшавского договора.

«Великий Новгород» — пятая из шести субмарин проекта «Варшавянка», которую получил ВМФ. До конца осени должна быть сдана в эксплуатацию лодка «Колпино». Ранее в распоряжение ВМФ поступили дизель-электрические подводные лодки «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол» и «Краснодар». Все шесть подлодок войдут в состав Черноморского флота.

Бесшумная угроза

Все субмарины отличаются относительно небольшими габаритами. Длина подлодок составляет около 74 м, ширина — 10 м, водоизмещение не превышает четырёх тысяч тонн. Для сравнения: атомные подлодки проекта 955 «Борей» почти на 100 метров длиннее. Экипаж субмарин — 52 человека (у проекта 955 — 107), автономность плавания — 45 суток против 90 суток у «Борея».

Главное достоинство «Варшавянки» — это бесшумность. За это качество моряки НАТО прозвали российские дизель-электрические подлодки «чёрной дырой». Бесшумность определяется не столько компактными размерами, сколько «начинкой» субмарины, и прежде всего — работой силовых агрегатов и оборудования.

Чем меньше судно издаёт шума, тем незаметнее оно для локационного оборудования противника. Какие технологические решения в сфере звукопоглощения используются при конструировании подлодок — военная тайна. «Варшавянка» способна не только прятаться от противника, но и наносить мощнейший удар с помощью интегрированной ракетной системы «Калибр». Кроме того, подлодки оснащены шестью торпедными аппаратами калибром 533 мм.

Согласно тактико-техническим характеристикам, «Варшавянка» может поражать береговые цели, надводные и подводные корабли. О боевых способностях проекта можно судить по подлодке «Ростов-на-Дону». В ноябре и декабре 2015 года субмарина совершила два групповых пуска крылатых ракет «Калибр-ПЛ» из подводного положения в акватории Средиземного моря. По информации Минобороны, ракеты успешно поразили объекты «Исламского государства»* на территории Сирии. Это были первые в истории российского ВМФ боевые пуски ракет из подводного положения по реальному противнику.

«Варшавянка» относится к третьему поколению подлодок. Благодаря двум дизель-генераторам субмарина развивает под водой скорость до 37 км/ч. Также проект оснащён новейшей электроникой, навигационным и акустическим комплексами.

Атомный флот не уходит в прошлое

По состоянию на 2016 год в состав ВМФ входят около 70 подводных кораблей (включая атомные станции), из которых только семь (не считая «Колпино») дизель-электрические. Но в ближайшие годы для Тихоокеанского флота на российских вервях должны быть построены ещё шесть субмарин «Варшавянка». Выбор в пользу неатомных субмарин определяется несколькими факторами. Помимо бесшумности, они более манёвренные, неприхотливые и не требуют значительных финансовых затрат по сравнению с кораблями, работающими на компактных ядерных реакторах.

Также дизель-электрические подлодки способны эффективно выполнять тактические задачи в неглубоких Чёрном, Средиземном и Японском морях. «Огромные атомные подводные лодки будут, как кашалот в луже. Для этого театра военных действий как раз и нужны дизель-электрические субмарины. Они малошумные и благодаря «Калибрам» могут накрывать окружающее пространство на 2,5 тыс. километров», — пояснил RT военный эксперт Дмитрий Литовкин.

Главная мощь подводного флота РФ сосредоточена вблизи арктических рубежей России. Группировка в Северном Ледовитом океане была сформирована более полувека назад для выполнения в первую очередь стратегических задач. Основу Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подлодки, базирующиеся в Североморске и Северодвинске.

«Атомный флот не уходит в прошлое. Он у нас стратегический и решает задачи на дальних театрах: в Атлантике и Тихом океане, — отметил Литовкин. — Именно поэтому в России две базы атомного флота: на северо-западе и Камчатке. Он необходим для контроля океанских просторов и нанесения ударов баллистическими ракетами, оснащёнными в том числе ядерными боеголовками. Также атомный флот нужен для поражения крупных надводных сил противника. Он держит западный флот подальше от наших берегов».

Подлодка будущего

Будущее российского флота связано с разработкой субмарин пятого поколения. Флагманом на научно-техническом поприще в России является расположенный в Петербурге ЦКБ «Рубин». По словам генерального директора КБ Игоря Вильнита, новое поколение субмарин будет обладать существенно меньшими габаритами, но иметь несколько большую скорость.

«Все создатели и эксплуатирующие организации абсолютно всех стран стремятся к уменьшению габаритов подводных кораблей. Это связано с минимизацией затрат на их создание, а также с тем, что физические поля таких подлодок существенно отличаются в лучшую сторону. Напротив, чем меньше корабль, выполняющий определённые функции, тем лучше», — заявил Вильнит в сентябрьском интервью агентству ТАСС.

Одним из решений, которое повысит функциональность российских подводных лодок и будет использоваться в ходе реализации проектов пятого поколения, станет анаэробная установка, или воздухонезависимый двигатель. Его разработкой занимается ЦКБ «Рубин». Это позволит субмарине не всплывать на поверхность, чтобы пополнить заряд. Петербургское КБ создаёт анаэробную установку на основе электрохимического генератора.

Новейшие технологические решения должны найти своё воплощение в проекте «Хаски» — подводной лодке пятого поколения. Пока проект существует только в виде предварительных расчётов. Эскиз будет представлен публике в 2018 году. Подлодку оснастят гиперзвуковыми крылатыми ракетами «Циркон», которые вскоре начнут поступать в войска.

*«Исламское государство» — террористическая группировка, запрещённая в России

Алексей Заквасин

Проект атомной подводной лодки пятого поколения «Хаски» – одна из самых амбициозных военных программ современной России.

Смена поколений

В последнее время информации о перспективном российском авианосце стало меньше. И это неудивительно. В условиях постоянных экономических трудностей такой корабль выглядит слишком дорогой «игрушкой». Куда дешевле строить АПЛ (атомные подводные лодки). Возможно, именно поэтому в прессе все чаще говорят о проекте российской подводной лодки с обозначением «Хаски». Интерес к этой субмарине велик еще и потому, что она может стать первой в истории подводной лодкой пятого поколения.

Здесь, впрочем, нужно внести ясность. Что такое поколения АПЛ? В отличие от истребителей пятого поколения, которые уже вовсю летают, лодок пятого поколения еще нет. А самым последним считается четвертое поколение. Такие АПЛ отличаются главным образом еще большей малошумностью. Это достигается за счет размещения гребных винтов в кольцевых насадках или использования водометных двигательных установок. Кроме того, инженеры широко применили звукопоглощающие покрытия нового типа и ряд других мер, резко снижающих шансы на обнаружение таких лодок. Вообще, именно шумность субмарины ставят во главу угла. Лодка будет жить столько времени, сколько сможет оставаться необнаруженной. Уйти от преследования, конечно, можно, но это (с учетом развития противолодочных средств) довольно тяжело.

Первой в истории субмариной четвертого поколения стал легендарный американский «Сивулф». Его ввели в строй в 1997-м. Правда, из-за высокой цены были построены только три такие АПЛ. Иначе сложилась судьба «Вирджинии»: таких многоцелевых подлодок четвертого поколения хотят построить около 30.

Россия в этом смысле несколько отстала от США. Первая российская лодка четвертого поколения вошла в строй ВМФ только к концу 2000-х годов. Речь идет о стратегическом ракетоносце К-535 «Юрий Долгорукий» – головном корабле проекта 955 «Борей». Еще позже была введена в строй первая российская многоцелевая АПЛ четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Сейчас ВМФ имеет лишь одну такую субмарину, а всего их планируется восемь.

«Хаски» строит глазки

Вообще, именно проект 885 нужен для понимания того, какой будет российская подводная лодка будущего. В «идейном» смысле она, скорее всего, станет правопреемницей «Ясеня». Вероятно, внешне АПЛ «Хаски» будет похожа на эту субмарину.

Одно из первых конкретных упоминаний о новой лодке датируется 2013-м. Именно тогда главком ВМФ России (ныне экс-главком) Виктор Чирков заявил, что серийный выпуск подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.

Сначала специалисты окончательно определят облик будущей ПЛ. В марте 2016 года в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявили, что уже вовсю работают над этим вопросом. «В настоящее время идет работа по формированию облика новой АПЛ, Военно-морским флотом разрабатывается ТТЗ для выполнения эскизного проектирования корабля», – сказал представляющий ОСК источник. В корпорации также намекнули, что новая ПЛ будет меньше по размеру, чем ныне действующие субмарины (включая «Ясень»). Вероятно, это будет достигнуто за счет еще большей автоматизации и уменьшения численности экипажа. Предполагается, что формирование облика и создание эскизного образца удастся завершить в течение двух лет. Кораблестроители не планируют вариант с полностью титановым корпусом, но элементы из титана присутствовать будут.

Свои предположения насчет «Хаски» недавно высказал известный американский военный эксперт Дейв Маджумдар. Он полагает, что новую российскую АПЛ оборудуют реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве устанавливались на советских субмаринах проекта «Лира» и были образцами передовых разработок. «Лиры» превосходили все остальные атомные ПЛ по части скорости и маневренности, однако требовали особого обслуживания. Маджумдар отмечает, что атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. Установка такого реактора позволит сделать лодку компактной, однако потребует создания специализированных портовых систем.

Сейчас новую лодку разрабатывает конструкторское бюро «Малахит». Отметим, что именно силами этого КБ была создана «Лира». Что же до вооружения «Хаски», то уже известно, что им, в частности, станет создаваемая ныне гиперзвуковая ракета «Циркон». Скорость этого изделия будет превышать скорость звука в 5–6 раз. Это очень важно, ведь в данном случае перехватить пущенную ракету будет очень и очень тяжело.

Как известно, авианосцы действуют в составе АУГ (авианосная ударная группа), имеющей прекрасную противовоздушную оборону. Однако наличие у «Хаски» ракет «Циркон» может существенно затруднить жизнь американских моряков. Придется как минимум пересмотреть тактику защиты АУГ. Дальность действия ракеты составляет 400 км. Это немало, хотя и несколько меньше, чем у старой крылатой противокорабельной ракеты П-700 «Гранит». Последние, в частности, используются на субмаринах проекта 949А «Антей», главной задачей которых является борьба с авианосцами.

Не только «Хаски» получит новую гиперзвуковую ракету. Еще раньше ею хотят вооружить атомный ракетный крейсер «Петр Великий», который иногда называют «убийцей авианосцев». Эта же ракета пополнит арсенал его близнеца – «Адмирала Нахимова», который сейчас проходит модернизацию.

Кстати, 17 марта этого года стало известно об успешном испытании ракеты «Циркон» на одном из российских полигонов. Так что шансы на то, что «Хаски» получит достойное оружие, довольно высоки. Простым смертным, увы, «Циркон» не показали, но раньше выдвигалась версия, что данная ракета может иметь много общего с российско-индийской ракетой BrahMos-II. Кроме гиперзвуковых ракет новая лодка, очевидно, получит новые мины и торпеды, а также аппаратуру, позволяющую эффективно отслеживать вражеские АПЛ.

Два в одном

В апреле 2016 года стала известна, возможно, главная особенность «Хаски». По словам главы ОСК Алексея Рахманова, новая АПЛ будет объединять в себе возможности многоцелевой и стратегической подлодки. «Это будет лодка, которая будет унифицирована – стратегической и многоцелевой по ряду своих ключевых элементов», – заявил он.

Данная информация чрезвычайно важна: сейчас атомные субмарины четко разграничивают по спектру решаемых задач. Стратегические подлодки несут баллистические ракеты на борту и в случае ядерной войны должны будут стереть с лица земли города и страны. Задачи многоцелевых лодок более «гуманны». Такие ПЛ нужны для уничтожения надводных кораблей/субмарин, разведки, а также нанесения ударов по наземным целям высокоточным оружием.

Описанная Рахмановым унификация преследует одну цель: сделать проект более дешевым. Действительно, создание одной субмарины, которая сменит и «Ясень» и «Борей», потребует намного меньше капиталовложений, чем проектирование двух лодок. С другой стороны, новую субмарину, как правило, позиционируют именно как «многоцелевую». Поэтому пока еще не совсем понятно, каким именно будет новый корабль по своему назначению.

Кстати, Россия не единственная страна, которая трудится над созданием перспективных атомных подлодок. Похожие работы ведутся и в США. Перед американцами, правда, стоят более конкретные задачи: они хотят заменить стремительно устаревающие стратегические подлодки третьего поколения типа «Огайо». Новым носителем баллистических ракет станет SSBN-X. Эта субмарина не позиционируется как лодка пятого поколения, так что Россия в теории может стать технологическим лидером в этой отрасли. Своего рода «законодателем мод». При этом количественно американские ВМС все равно будут превосходить флот России. Не нужно забывать, что одних только многоцелевых лодок типа «Лос-Анджелес» у американцев сейчас примерно 40 единиц. Они, конечно, старые, но вскоре их заменят десятки новых «Вирджиний». В таких реалиях аналог «Хаски» США может быть попросту не нужен.