Православный фотограф. Православный фотограф - лучший в Евразии!Корреспондент "Нескучного сада" победил на международном конкурсе

Выбор фотоаппарата

Свой выбор камеры делал, основываясь на следующих параметрах:

  1. Чтобы был зеркальный.
    Зеркальные камеры обладают значительно более хорошим объективом и кроме того видоискатель совмещен с объективом. Т.е. В глазок вы видите то, что попадает в объектив. Таким образом, получается, сделать так, чтобы все, что надо в кадр попало, а что не надо - не попало. И еще видны все тени и блики, от которых иногда можно избавиться меняя наклон фотоаппарата.
  2. Чтобы был легкий и маленький.
    Некоторые люди покупают крутой профессиональный фотоаппарат с набором объективов и штативов. Начитавшись различной литературы по фото, они аргументировано обосновывают свой выбор. А потом - фотографируют мыльницей!!! Я считаю это верхом глупости и гордыни. Аргументируют свое поведение тем, что:
    - боятся разбить или потерять дорогую технику,
    - тяжело возить с собой.
    - хочется быстро щелкнуть и нет времени возиться с настройками.
    НУ, ТОГДА ЗАЧЕМ КРУТОЙ ФОТОАППАРАТ!!! Ладно бы покупали богатые люди, для которых 30000 - 60000 руб. - это небольшие деньги. А то ведь люди копят деньги несколько лет, и потом не пользуются. Сделают несколько гадких снимков своей пьяной рожи, любимого кота или ребенка и все. А что снимки гадкие - так ведь мастерство приходит с опытом.
    Очевидно проявление гордости: У МЕНЯ ЕСТЬ КРУТОЙ ФОТОАППАРАТ... Но гордость обычно быстро посрамляется: первый нормальный фотолюбитель назовет такого дураком или порезче.
  3. Чтобы был один универсальный объектив: ZOOM / ландшафт / портретник
    В паломническую поездку лично мне тяжело кроме всех прочих вещей тащить сумку с аппаратурой. И ведь с ней надо ни когда не расставаться - сопрут. И в храме с ней, и причащаться, и к мощам подходить в давке... Так что сменные объективы очень обременительны. Кроме того, часто нет времени их менять.
  4. Чтобы была более менее мощная вспышка
    Некоторые начинающие фотолюбители полагают, что вспышка их мыльницы озаряет все вокруг, как молния и пытаются ночью фотографировать с ней ландшафты:). Чтобы в полутемном храме сфотографировать какую-то икону нужна мощная вспышка. Кажется, что она совсем рядом - на потолке. Но до потолка - 5- 20 метров. Мыльничной не хватит.
  5. Чтобы выдерживал дождь, снег и пр. непогоду .
    фотоаппарат должен работать и в снег и в дождь. Как правило, более или менее на это рассчитаны все камеры. Правда, тут - вопрос везения. Я со своим ОЛИМПУСОМ как-то провалился в засыпанную снегом сточную канаву и упал выдвинутым объективом вперед. Вытер грязь и снег, высушил. Работает.

Дополнительные реквизиты

Из дополнительных вещей к ней приобрел:

Штатив GIOTOS RT-8000.
Маленький: 30 см в длину в сложенном виде, в раздвинутом - немного больше метра. Т.е. аппарат на уровне груди получается. В магазине говорили, что он для мыльницы, но спокойно держит и мой ОЛИМПУС, и ЗЕНИТ с большой и тяжелой вспышкой. Главное - ноги до конца выдвинуть и зафиксировать, и чтобы поверхность ровная была и не было сильных порывов ветра.

Всегда имею комплект запасных батареек литиевых CR123.
Два пузатых бочонка.

Зачем это нужно? Ни какие индикаторы зарядки не могут быть точны принципиально и иногда очень сильно врут. Вы думаете, что у вас заряда батарейки хватит на 2 пленки? Может быть, и хватит, но вдруг вспышка не вспыхивает... Однажды я попал в такую ситуацию. Таких батареек не было ни на вокзале, ни тем более в киосках, зайти в которые было возможно. Такие редко где продаются, особенно вдали от Москвы/

На объектив купил нулевый фильтр
- просто стекляшка для защиты от грязи и пыли. Протираю его обычным носовым платком. Чтобы не царапался объектив. Ослабление светосилы минимальное, зато как полезно!

Сумку скромную и ни как не намекающую на наличие в ней фотоаппарата
сначала использовал от противогаза, а чтобы помягче аппарату было - клал его в еще в шапку из мягкой шерсти. Потом купил более водостойкую подобного же фасона и размера.

Почему не фирменный футляр?

  1. Фотоаппараты воруют...
    В православных храмах развелось очень много воров. Почему не борятся с ними? Потому что очень трудно. Вот у нас в монастыре завелась цыганка, которая заставляла ребенка попрошайничать и периодически избивала его в туалете. Вот захожу в сортир - вижу как бьет его. Зову сторожа. Он зовет еще мужиков и гоним ее. Ну, выгнали, а что дальше? Опять придет. Денег на выпивку надо. В милицию сдать - так все равно выпустят, за бродяжничество статьи нет. Но это у нас, где семинария и есть - 60-80 молодых парней - и то с большим трудом удается разгонять обычных попрошаек. Причем во многом благодаря тому, что батюшка не благословил давать им ДЕНЬГИ. Конфеты и еду - пожалуйста. Если поймать вора в храме за руку с поличным - он будет дико визжать, что его христиане убивают, будет сыпать проклятья на всех и вся и найдет среди бабок много заступниц (сам видел в Троице-Сергиевой Лавре). До милиции дело не дойдет. И все воры это знают и потому часто воруют у всех на виду. Во многих приходах все в лицо знают воров и предупреждают постоянных прихожан. ТАК ЧТО ЧЕМ МЕНЕЕ ВАША ФОТОСУМКА ГОВОРИТ О НАЛИЧИИ В НЕЙ ФОТОАППАРАТА - ТЕМ ДОЛЬШЕ ВАШ ФОТОАППАРАТ БУДЕТ ВАШИМ.
  2. Иногда нельзя фотографировать
    Некоторым завидно что вы фотографируете. Поэтому, увидев у вас сумку с фотоаппаратом прямо у входа у вас могут попросить сдать ее в камеру хранения - потеряете много времени, а главное - не сфотографируете ни чего. А если не заметят - то можно будет сказать, что не знали и спрятать аппарат в сумку. Все будут довольны: вы сделали кадр, страж сделал вам замечание:))).
    Иногда ревностные не по разуму бабки начинают проявлять инициативу и спрашивать:

    А вас благословили фотографировать?
    На это можно ответить:
    - А вас благословили делать замечания тем кто фотографирует?
    И она заткнется или окажется, что она послана следить за порядком, тогда спокойно убирайте фотик - всякая власть от Бога, даже такая...

  3. Проще доставать из мягкой и широкой сумки, чем из жесткого футляра, особенно озябшими руками.
  4. Греть руки зимой , ожидая кадра, лучше в теплой мягкой шапке от фотоаппарата чем в холодном пластиковом футляре. Оптика не запотевает, как если бы держать аппарат под пальто.

Как должен быть одет православный фотограф

Максимально скромно и не броско.
Ни что не должно выдавать у него наличие дорогой (или не очень дорогой) фототехники. Ни каких ремешков и сумок с эмблемами и рекламой фото-производителей. Наличие таких вещей - это первая наводка для вора. Помните! Время съемки - несколько секунд или минут. А ваши вещи могут быть рассматриваемыми часами.

Зимой в куртке должен быть капюшон.
Во время молитвы под открытым небом (например, на кладбище) шапку принято снимать. Но вот молебен кончился, и у вас несколько секунд для удачного кадра, а вы в это время надеваете шапку. Или в помещении шапку надо снимать, есть возможность сделать кадр, а в руке - шапка. Пока перекладываете из руки в руку - можете потерять время - около интересующей вас иконы встанет толпа паломников... Кадр уплыл. Или если, держа шапку в руке будите делать кадр - она может закрыть объектив. Пусть чуть-чуть - но кадр испортит сильно.

Варежки, перчатки, перчатки без пальцев.

В перчатках руки мерзнут. В варежках неудобно снимать. Есть компромисс - перчатки с отрезанными пальцами и варежечным колпачком. Вроде бы удобно, но этот колпачок часто при съемке попадает в кадр, особенно, когда надо быстро что- то сфотографировать. Так что, по-моему, лучше обычные варежки, но только не шерстяные - волосы лезут в объектив.

Сумка для фототехники
про сумку уже говорили.

Только для женщин.
Говоря про одежду, следует напомнить, что неблагочестивая одежда у мужиков - шорты и майки с открытыми плечами, у женщин - непокрытая голова, короткие юбки, брюки, голое пузо, голые плечи и косметика - ОСОБЕННО НЕДОПУСТИМЫ для православного фотографа. Если вы, будучи в неблагочестивой одежде скромно затеряетесь в толпе - вас ни кто и не заметит. Но если будете фотографировать - обязательно найдется много-много желающих сделать вам замечание. Мало не покажется. Помните об этом, особенно, милые дамы!

Что можно, а что нельзя

В храме не везде можно ходить. Поэтому, даже если вам в храме разрешили фотографировать - то это не значит, что в поисках кадра вам можно ходить, где вздумается.

Нельзя:

  1. Проходить между иконостасом и подсвечником или между священником (чтецом, диаконом) и иконостасом. Обходить надо сзади. Количество народа не играет роли.
  2. Ходить по коврам - они положены для священников.
  3. Заходить на возвышение перед иконостасом - амвон и солею.
  4. Становиться ногами на раки с мощами, подсвечники и прочую церковную мебель, а так же садиться на нее (с целью поймать кадр)
  5. Произносить громкие возгласы типа "отойди", "стой", "снимаю".
  6. Пользоваться пищалками и бибикалками на цифровых камерах и фотографирующих телефонах.
  7. Мешать движению людей и особенно священнослужителей.
  8. Разговаривать во время богослужения.
  9. Фотографировать моменты службы, когда совершается таинство:
    Крещение,
    Миропомазание (не путать с елеяпомазанием)
    Евхаристия (причастие)

Не желательно:

  1. Стоять без необходимости спиной к алтарю.
  2. Распространять неудачные кадры, на которых изображена святыня (об этом будет еще сказано подробнее).

Желательно

  1. Перед тем как фотографировать - взять благословение у священника: подойти и сказать: "Батюшка! благословите сфотографировать!" Как правило, они разрешают. Не разрешают фотографировать обычно не священники, а МУЗЕЙ. И поэтому священники иногда не благословляют. Например, на Соловках когда музей был силен - не разрешали фотографировать даже храмы снаружи - заставляли покупать на это специальный билет. Музей сдал позиции - монастырь разрешил. А внутри храмов часто не разрешают фотографировать, чтобы не распространяли плохие фотографии.
  2. Не фотографировать в храме со вспышкой, а лучше с большой выдержкой и со штативом. Так будет передано естественное освящение.

Как хорошо построить кадр

Умение хорошо построить кадр, т.е. выбрать то, что вы хотите сфотографировать - самое главное в искусстве фотографа. Без этого не поможет самая лучшая техника. Как научиться этому искусству - существует много разной литературы в т.ч. и в Интернет. Я расскажу об особенностях, применительно к церковной фотографии.

Крестный ход.

Как не надо фотографировать.

Женщина в платочке - это очень красиво. Но кадр, состоящий полностью из платочков - это не совсем здорово. А именно это получается, если вы пытаетесь фотографировать крестный ход, находясь в его рядах. Или подняв свою любимую мыльницу пытаетесь сфотографировать обращенное к вам лицо батюшки. Наберитесь наглости, а еще лучше возьмите благословение у любого батюшки (разумеется перед съемкой) и фотографируйте как надо.

Как надо фотографировать

Крестный ход хорошо фотографировать или спереди или сверху, причем желательно, если будет сфотографирован он на фоне храмов - начала и конца пути.


Храмы и люди, люди у храмов.

Не уподобляйтесь коммунистам - не «срезайте» с храмов кресты и купала!

Если хотите сфотографировать человека на фоне храма - пусть он подойдет ПОБЛИЖЕ. Иначе мало кто поверит, что эта маленькая фигурка вдалеке... Особенно это относится к групповым фото. Желающие сфотографироваться у храма паломники обычно сразу становятся у стены храма, как будто их собираются не фотографировать, а расстреливать. Поэтому приходится отойти на нужное расстояние, чтобы попал весь храм, а затем цыпа-цыпа-цыпа....

Еще немного о людях.

Хороший фотопортрет сделать нелегко. Расскажу о нескольких элементарных вещах:

Если фот светлый - то человек на нем будет темный. Поэтому установите на вашем фотоаппарате "вспышка всегда" и желательно "против красных глаз" (мигающая). Иначе мозги фотоаппарата настроятся по светлому фону или по среднему - короче, будет плохо.

Кстати, именно на принципе "черного силуэта" основана православная иконопись. Святой изображен на ярком фоне: нимб - это свечение. Однако черты лица святого светлые, как будто он не загораживает собой свет, а свет проходит через него, наполняет его. Мы - не святые, поэтому на ярком фоне фотографировать не нужно:)))

Обычно дефект происходит когда фотографируют пару. Желая, чтобы люди были в центре - автофокус по центру оказывается на удаленной точке сзади и фокусирует вдаль. Из-за чего люди получаются не в фокусе - не резкие. Поэтому, если вы фотографируете незнакомым аппаратом - лучше наведите на лицо одного фокусировку. Пусть будет снимок не совсем симметричный, зато в фокусе. Подобная беда не происходит, если люди стоят около стенки или иного объекта - даже если и сфокусируется между голов - то расстояние до стенки почти такое же, как и до людей.!

Блики. Попытка научного объяснения, откуда на фотографиях получаются ангелы и бесы?

Против солнца лучше не снимать. А если надо? Тогда приходится экспериментировать - снимать под разным углом, прикрывать объектив. Если аппарат зеркальный - то, имея некоторый опыт можно видеть, где образуется блик и бороться с ним. Пользователи мыльниц блик почти ни как не видят и для них разные удивительные пятна на фотографии - существа из иного мира.

Фотографируем иконы.

Многие священники не разрешают фотографировать в храмах иконы. Правильно делают! Потому что в условиях храма практически невозможно это сделать хорошо по ряду причин:

1. Икону загораживают свечи, лампады, подвески, чьи-то платочки и затылки

2. В темноте при фотографировании со вспышкой на иконе образуется блик

3. Поставить штатив для съемки практически не реально: не где.

4. Из-за невозможности встать перед иконой - фотографируют сбоку, искажая пропорции

5. Подсветка из-за стоящих рядом свечей и светильников создает дополнительные блики

Если икона знаменита - то, как правило, по благословению настоятеля ее фотографирует хороший фотограф, предварительно расположив ее нужным образом, и эти фотографии продаются в церковной лавке. Причем цена сравнима с ценой за обычную фотографию, если печать ее не где подешевле, а в хорошей студии. Те фотографии икон, которые делают паломники - зачастую это не копии икон, а отвратительные карикатуры на эти иконы, ибо карикатура - суть искаженное изображение. Поэтому я очень редко фотографирую иконы. Да и то, только тогда, когда есть какой то шанс сделать это хорошо, потому что иконы размещены соответствующим образом. В противном случае говорю: "снимайте сами, я не смогу".

Наш сегодняшний автор не просто «священник, увлеченный фотографией». Отец Игорь Палкин - профессиональный фотограф. И если образ батюшки, взявшего фотоаппарат в руки, чтобы выразить любовь и восхищение перед миром, уже привычен для читателей «Фомы», путь отца Игоря, от фотоискусства - к Церкви, необычен и потому особенно интересен.

Свои первые шаги в фотографии Игорь Палкин сделал в газете «Татьянин день» - одном из первых православных СМИ в России, которое издавалось храмом святой мученицы Татианы при МГУ. В девяностые годы работа в таком издании была сродни первооткрывательству: журналисты-энтузиасты «Татьяниного дня» ломали многочисленные стереотипы, сложившиеся вне Церкви - о Церкви. В том числе и стереотипы изобразительные, по вине которых Русская Православная Церковь приобретала в глазах современных людей лубочный образ: «свечка, купола, золото икон». Молодежное издание пыталось показать красоту Православия не только привычными, но всеми возможными красками.
По-настоящему увлекшись работой в газете, фотожурналист Игорь Палкин остался в Татьянинском храме, став сначала простым прихожанином, потом - алтарником, диаконом и, наконец, священником.
Но жизненные обстоятельства сложились так, что своей профессии священник не бросил; и теперь благодарен Богу за это! Сейчас отец Игорь Палкин - штатный фотограф Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Командировки дают ему уникальную возможность увидеть и запечатлеть на фотографиях Русскую Церковь как она есть: в огромных мегаполисах и заброшенных деревеньках, в великие праздники и церковные будни, и не только в России, но в Белоруссии, Украине…
И куда бы ни приезжал батюшка, он делает живые, одушевленные фотографии. Живые, потому что в центре их всегда человек. Даже если в кадре нет лица или абриса тени, в нем есть удивительное ощущение присутствия, тепло, оставленное кем-то. Вот священник на Литургии, припавший к полу в земном поклоне - символ светлой скорби… Вот два человека: остановившийся перед живописным полотном завороженный посетитель и его собеседник, смотрящий из глубины картины.
Отец Игорь - принципиальный противник «подглядывания» за жизнью других людей. И дело даже не в том, что он отрицает всякую возможность репортерской съемки (для фотографа-профессионала это было бы странно), а в том, что люди, по его печальному опыту, негативно реагируют на фотографа, «крадущего» минуты их жизни, берущего их без спроса, тайком, вероломно.
«Мне интересно найти душевный контакт с тем, кого я снимаю, чтобы он открылся, а не угрюмо или смущенно замкнулся перед объективом. Каждая фотосессия для меня - Встреча с большой буквы, возможность прикоснуться к тайне чьей-то души. Получается ли это у меня - не знаю… пусть рассудят те, кто увидит мои работы!»

Крещение ребенка является одним из самых главных моментов в жизни человека. Такое волшебное событие, великое Таинство, запечатленное в фотографиях, станет бесценным вкладом в вашу семейную летопись.

В данном виде съемки важно с особой тщательностью подойти к выбору фотографа. Съемка в церкви считается одним из самых сложных видов репортажной фотографии. Недостаток света в Храме, большое скопление людей вокруг малыша, необходимость быть незаметным и деликатным относительно происходящего действа - всё это ставит непростые задачи перед фотографом. В таких условиях только опытный профессионал, хорошо подготовившись с технической точки зрения и, непременно, заручившись благословением батюшки, сможет поймать самые важные моменты, самые удачные ракурсы, самые яркие эмоции.

Делая свой выбор в пользу православного фотографа Екатерины Ефремовой, вы можете быть уверены, что она справится со съемкой любого уровня сложности. Екатерина Ефремова с 2009 года занимается детской и семейной фотографией, но еще одним любимым её направлением является православная фотосъемка. Работы Екатерины Ефремовой выставляются на православных выставках в России и за рубежом.


Андрей Радкевич за работой. Фото Екатерины Степановой


Сегодня, во Всемирный день свободы печати, в Центральном доме журналиста были подведены итоги II международного журналистского конкурса "Евразия. Социальный портрет " .
В конкурсе принимали участие 135 профессиональных фотожурналистов, представляющих СМИ 17 стран Евразии и 44 региона России. Конкурс проводится Международной конфедерацией журналистских союзов, "Евразия Медиа - Центром" и Международной академии телевидения и радио под патронажем ЮНЕСКО.
Присланные на конкурс 1012 фотографий отражают социальные проблемы наших дней: богатство и бедность, проблемы трудных подростков, беспризорников, наркомании, страшные последствия военных конфликтов и другие острые социальные темы.
Отборочная комиссия из присланных работ отобрала 205 фотографий и представила их на рассмотрение жюри. Председатель жюри фотоконкурса -- обозреватель «Новой газеты» Юрий Рост, подводя итоги, отметил, что не даром в русском языке слово «объектив» обозначает не только главный инструмент фотографа, но и правдивый подход к освещению фактов. Мысль о том, что правда о человеке, донесенная фотожурналистами, может изменить мир к лучшему, не раз звучала во время церемонии.
Первое место получил фотокорреспондент нашего журнала Андрей Радкевич (отмеченное призом фото под названием «Бедность детству не помеха»).


Андрей - постоянный участник миссионерских походов, совершаемых братством Всемилостивого Спаса. Фото сделано в одном из таких походов в селе Ступинское Архангельской области


Второе место досталось Андрею Кравчуку (Россия, Москва), третье -- Саид-Хусейну Царнаеву (Россия, Грозный).
Среди отобранных организаторами конкурса для выставки работ -- снимки фотокорров нашей редакции Екатерины Степановой и Евгения Глобенко. Заметим, что видение социальных проблем, продемонстрированное нашими корреспондентами, а также многими другими участниками конкурса, не сводится к разоблачению язв общества -- работы отличает поиск человечности и света даже там, где его, казалось бы, трудно обнаружить -- в тюрьме, на социальном дне, в доме инвалидов, в глубокой бедности. Правда без любви не является полной правдой, свидетельствуют материалы выставки.
В конкурсе участвовали не только фотографии, но и документальные фильмы и телесюжеты. Из присланных 26 роликов и лент на рассмотрение жюри представлено 7 видеоматериалов. Председатель жюри телеконкурса -- Президент международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко. Первое место присуждено фильму Армана Ерицяна (Армения, Ереван) «Под открытым небом» -- истории жизни, любви и смерти двух бездомных. Второе получила документалист из Белоруссии Ирина Акулович за фильм «Я могу говорить», третье -- Ирина Пивоваров (Молдавия, Кишинев) за цикл сюжетов о ВИЧ-инфицированных. После оглашения имен победителей был устроен просмотр лент-лауреатов.

Смотрите фоторепортаж c награждения:





Победитель фотоконкурса пришел на торжество с семьей


После короткого брифинга,..






...церемонии открытия мероприятия...


...и речей...


...состоялось вручение призов -...


...- диплома и настольных часов






Мария, Серафим и Андрей Радкевичи


Наши на выставке: вверху - Екатерина Степанова на фоне своей экспозиции, слева - Евгений Глобенко


Фото Вячеслава ЛАГУТКИНА, Ирины СЕЧИНОЙ и Екатерины СТЕПАНОВОЙ