Социальная служба виды и сфера деятельности. Социальные службы и виды социального обслуживания

Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

Кафедра «Теории и практики социально-гуманитарных технологий»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Разработчик:

ассистент кафедры «Социальной педагогики»

Черевко М.А.

Хабаровск

^ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИОННО - АДМИНИСТРАТИВНОЙ

РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

^ ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА:


  1. СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ БЫВАЮТ СЛЕДУЮЩИХ ВИДОВ:
а) ведомственная и межведомственная;

Б) государственная и муниципальная;

В) международная и государственная;

Г) региональная и местная.


  1. ^ К ОСНОВНЫМ ЦЕЛЯМ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ МОЖ­НО ОТНЕСТИ СЛЕДУЮЩИЕ:
а) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

Б) предоставление учреждениями социального обслуживания в дневное время социально-бытового, социально-ме­дицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам,

В) увеличение степени самостоятельности клиентов, их
способности контролировать свою жизнь и более эффектив­но разрешать возникающие проблемы; адаптация или реа­даптация людей в обществе;

Г) мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения.


  1. ^ СУБЪЕКТАМИ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ЯВЛЯЮТСЯ :
а) социальные работники, сотрудники служб и учрежде­ний социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению;

Б) руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделен­ные управленческими функциями;


  1. ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ, ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ, СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ УСЛУГ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ГРАЖДАН,
    ^ НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ -
а) социальное обслуживание;

Б) оказание материальной помощи;

В) социальная реабилитация;

Г) социальная реадаптация.


  1. ^ ОБЪЕКТАМИ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ЯВЛЯЮТСЯ:
а) социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании соци­альной помощи населению;

Б) руководящий состав служб и учреждений, формируе­мые ими органы управления, наделенные управленческими функциями;

В) работники предприятий бюджетной сферы;

Г) работники предприятий внебюджетной сферы.


  1. ^ :
а) жалобы;

Б) обращения;

В) требования;

Г) наличия паспорта.


  1. ^ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ, НУЖДАЮЩИМСЯ В ПОСТОЯННОМ ИЛИ ВРЕМЕННОМ НЕСТАЦИОНАРНОМ СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ -

а) социальное обслуживание в стационарных учреждениях;

Б) социальное обслуживание на дому;

В) учреждения социального обслуживания дневного пре­бывания;

Г) центр психолого-педагогической помощи населению.


  1. ^ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ :
а) предоставления учреждениями социального обслужи­вания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

Б) предоставления социальных услуг гражданам, частично
или полностью утратившим способность к самообслуживанию
и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспе­чения создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения меропри­ятий медицинского, психологического, социального характе­ра (питание и уход, а также организация посильной трудо­вой деятельности, отдыха и досуга);

В) оказания помощи социальными службами в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инва­лидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим
в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах;

Г) повышения стрессоустойчивости и психологической куль­туры населения, особенно в сфере межличностного, семейно­го, родительского общения; помощи гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений.


  1. ^ БЕСПЛАТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ВОЗМОЖНОСТЯХ, ВИДАХ, ПО­РЯДКЕ И УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КАЖДЫЙ ГРАЖДАНИН ВПРАВЕ ПОЛУЧИТЬ В СЛЕДУЮЩИХ ОРГАНАХ:
а) в ЖЭКе;

Б) по месту работы;

В) в государственной системе социальных служб;

Г) в отделе кадров.


  1. ^ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫ­МИ СЛУЖБАМИ :
а) бесплатно;

Б) за плату;

В) бесплатно и за плату;

Г) компенсационно.


  1. ^ БЕСПЛАТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕН­НОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ:
а) гражданам, не способным к самообслуживанию в свя­зи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью; граж­данам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

Б) работникам бюджетной сферы;

В) гражданам, работающим на частных предприятиях;

Г) работникам внебюджетной сферы.


  1. ^ К ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ЦЕНТРАМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ ОТНОСЯТСЯ:
а) центры психолого-педагогической помощи населению;

Б) стационарные учреждения социального обслуживания
(дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневро­логические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физически­
ми недостатками);

В) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков;

Г) дома дневного пребывания.


  1. ^ ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИ­АЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ ЯВЛЯЮТСЯ:
а) организация работы телефона экстренной психологической помощи;

Б) реализация права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий
жизни, показателей социального благополучия и оздоровле­ния семьи и детей;

В) мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере меж­личностного, семейного, родительского общения;

Г) предоставление временного места пребывания или ноч­лега лицам, оказавшимся без определенного места житель­ства и занятий.


  1. ^ К ЗАДАЧАМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ ОТНОСЯТСЯ:
а) выявление причин и факторов социального неблаго­получия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи, определение и предоставление конкретных видов, форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридичес­ких и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающим­ся в социальной помощи;

Б) повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, се­мейного, родительского общения; помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;


медицинской реабилитации и организация консультаций врачей-специалистов, способствующие продлению активного об­раза жизни, а также госпитализация нуждающихся в лечеб­но-профилактические учреждения органов здравоохранения;

Г) предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места житель­ства и занятий.


  1. ^ МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ГРАЖДАНАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, В ВИДЕ:

а) денежных средств, продуктов питания, средств сани­тарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также
специальных транспортных средств, технических средства реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в посторон­нем уходе;

Б) предоставления жилья, выплаты денежных средств, предоставления специальных транспортных средств, техни­ческих средств реабилитации инвалидов;

В) уборки квартиры, ухода за лежачими больными.


  1. ^ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ :
а) жалобы;

Б) обращения;

В) все ответы верны.


  1. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ :
а) предоставление временного проживания детей и под­ростков в нормальных бытовых условиях; предоставление подросткам на период пребывания в приюте возможности
посещать образовательные учреждения; оказание психоло­гической, психокоррекционной помощи;

Б) предоставление временного места пребывания или ночлега; оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально по­лезные связи к условиям жизни в обществе;

В) предоставление постоянного проживания гражданам,
частично или полностью утратившим способность к самообс­луживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе;

Г) предоставление учреждениями социального обслужи­вания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации.


  1. ^ К КАТЕГОРИЯМ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ЛИЦ СОЦИАЛЬНЫМ ПРИ­ЮТОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ОТНОСЯТСЯ:
а) граждане без определенного места жительства и занятий;

Б) дети-подростки от 4 до 18 лет, добровольно обратив­шиеся, подкинутые, заблудившиеся, личность которых не установлена; дети, утратившие семейные, родственные
другие социальные связи; дети, отказавшиеся жить в ин­тернатном учреждении; дети, оставшиеся без попечения и средств к существованию; дети, подвергшиеся любым фор­мам физического или психического насилия;

В) инвалиды, родители, опекуны и попечители инвалидов, а также граждане, активно работающие и достигшие 16 лет;

Г) граждане без определенного места жительства и занятий.


  1. ^ ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМО­ЩИ ДЛЯ ЛИЦ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА ЯВЛЯЮТСЯ:
а) оказание медицинской помощи, составление индиви­дуальных реабилитационных программ, предоставление материальной поддержки и предоставление места временного пребывания лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий;

Б) выявление причин социальной дезадаптации несовер­шеннолетнего; психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленных на усыновление, установление форм и степени их социальной дезадаптации; разработка индиви­дуальных программ социальной реабилитации подростков;

В) предоставление временного места пребывания или ноч­лега лицам, оказавшимся без определенного места житель­ства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам; оказание содействия в осуществлении мероприя­тий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из
мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе;


  1. ^ ФУНКЦИИ ДОМА НОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ:
а) выявление причин социальной дезадаптации несовер­шеннолетнего; психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленное на усыновление, установление форм и степени их социальной дезадаптации; разработка индиви­дуальных программ социальной реабилитации подростков;

Б) развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семей;

В) предоставление бесплатно для ночлега в течение 12 часов койко-места с постельными принадлежностями; обес­печение талоном на одноразовое бесплатное питание; консультативная помощь в вопросах бытового и трудового уст­ройства, определение в стационарные учреждения социального обслуживания; нуждающимся - первую доврачебную помощь и санитарную обработку;

Г) предоставление постоянного проживания гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообс­луживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.


  1. ^ ЗАДАЧАМИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЯВЛЯЮТСЯ:
а) выявление причин социальной дезадаптации несовер­шеннолетнего; психолого-медико-педагогическое обследование детей, направленных на усыновление, установление форм и степени их социальной дезадаптации; разработка индиви­дуальных программ социальной реабилитации подростков;

Б) повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения; помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уваже­ния, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;

В) медицинское обслуживание и лечение, проведение
медицинской реабилитации и организация консультаций вра­чей-специалистов, способствующие продлению активного образа жизни, а также госпитализация нуждающихся в лечеб­но-профилактические учреждения органов здравоохранения;

Г) предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий.


  1. ^ ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ :
а) предоставление временного места пребывания или
ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жи­тельства и занятий;

Б) обеспечение временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 16 лет, и оказание всесторонней помощи органами опеки и попечительства в их дальнейшем устройстве;

В) развитие и укрепление семьи как социального инсти­тута, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семьи и детей;

Г) предоставление постоянного проживания престарелым и инвалидам, нуждающимся в уходе, бытовом и медицинс­ком обслуживании.


  1. ^ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕ­ЛЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ :
а) организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальная экспертиза, оказание протезно-ортопедической помощи и т.д.;

Б) обеспечение и решение производственно-экономичес­ких задач, плановая и финансово-экономическая деятель­ность, создание различных фондов социальной помощи, ре­шение экономических проблем;

В) предоставление учреждениями социального обслужи­вания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

Г) развитие и укрепление семьи как социального инсти­тута, улучшение социальных условий жизни, показателей социального благополучия и оздоровления семей.


  1. ^ К СТРУКТУРНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТНОСЯТСЯ:
а) отделение социального обслуживания на дому, отде­ление срочного социального обслуживания, социальная столовая;

Б) организационно-методическое отделение, отделение психолого-педагогической помощи гражданам;

В) отделение социальной дезадаптации, отделение реализации программ социальной реабилитации;

Г) отделение дневного пребывания; стационарное отде­ление.


  1. ^ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ:
а) организация пенсионного обслуживания и обеспече­ние пособиями, социальное обслуживание, медико-соци­альная экспертиза, оказание протезно-ортопедической помощи и т.д.;

Б) предоставление учреждениями социального обслужи­вания в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

В) обеспечение и решение производственно-экономичес­ких задач, плановая и финансово-экономическая деятель­ность, создание различных фондов социальной помощи, ре­шение экономических проблем.


  1. ^ ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОМА-ИНТЕРНАТА ЯВЛЯЕТСЯ:
а) предоставление постоянного проживания гражданам,
частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе;

Б) предоставление временного места пребывания или
ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого воз­раста и инвалидам;

В) обеспечение психологической защищенности населения, поддержка и укрепление его психического здоровья,
создание благоприятных психолого-социальных и социально-педагогических условий для семейного воспитания детей и их социализации.

^ ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ НОМЕРА ВСЕХ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ:

27. В РАСПОРЯДКЕ ДНЯ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ:

А) количество услуг, предоставляемых одному клиенту;

Б) дни, часы работы учреждения;

В) порядок приема населения;

Г) перечень услуг, предоставляемых отделением;

Д) правила пожарной безопасности;

ДОПОЛНИТЕ:


  1. В СООТВЕТСТВИИ С УСТАВОМ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ __________________________________________

^ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»


  1. Система нормативно-правовых актов, определяющих организационно-административную работу в центрах социального обслуживания.

  2. Система нормативно-правовых актов, регламентирующих организационно-административную деятельность в системе социальной работы.

  3. Система нормативно-правовых актов, составляющих основу организационно-административной работы в органах, учреждениях и организациях образования.

  4. Система нормативно-правовых актов, определяющих организационно-административную работу в органах, учреждениях и организациях здравоохранения.

  5. Система нормативно-правовых актов, регламентирующих организационно-административную работу в органах, учреждениях и организациях армии.

  6. Система нормативно-правовых актов, составляющих основу организационно-административной работы в правоохранительных органах.

  7. Статическое и динамическое содержание организационно-административной работы в системе социальных учреждений и организаций.

  8. Методики развития социальных учреждений в современной практике.

  9. Технологическое содержание организационно-административной работы в системе социальных учреждений и организаций.

  10. Практические методики реализации технологий организационно-административной работы.

  11. Результирующее содержание организационно-административной работы.

  12. Используемые методики для оценки результативности организационно-административной работы.

  13. Опыт кадрового обеспечения организационно-административной деятельности в системе социальной работы.

  14. Практика кадрового обеспечения организационно-административной работы в конкретном социальном учреждении.

  15. Практика повышения квалификации кадров, выполняющих организационно-административную работу, в конкретных социальных учреждениях.

  16. Основные составляющие формирования делового имиджа в процессе организационно-административной работы

  17. Формы и методы оценки делового имиджа руководителей социального учреждения.

  18. Организация информационной системы для изучения передового опыта организационно-административной работы в конкретных социальных учреждениях.

  19. Формы и методы, используемые на практике для распространения передового опыта организационно-административной работы.

  20. Понятие социального обслуживания, его виды, структура.

  21. Социальная служба: понятие, виды, содержание деятельности.

  22. Учреждения и предприятия социального обслуживания

  23. Законодательная основа организации и регулирования социального обслуживания.

  24. Административные органы социальной защиты и их функции.

  25. Территориальные органы социальной защиты и их функции.

  26. Стационарные формы социального обслуживания, их виды и функции.

  27. Центры социальной помощи семье и детям.

  28. Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

  29. Социальные приюты (дома временного пребывания, социальные гостиницы).

  30. Специальные дома для одиноких пожилых граждан.

  31. Центр психолого-педагогической помощи населению.

  32. Центр экстренной психологической помощи по телефону.

  33. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

  34. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

  35. Социальная помощь лицам без определенного места жительства.

  36. Социальные приюты для детей и подростков.

  37. Структура управления в системе социальных служб, учреждений и организаций.

  38. Нормативные документы, положения, инструкции, методические рекомендации по организации деятельности социальных служб.

  39. Государственная система служб: виды, структура и содержание их деятельности.

  40. Муниципальная система социальных служб и содержание их работы.

  41. Социальные службы ведомств.

  42. Общественные социальные предприятия и организации как социальные службы.

  43. Частные организации и учреждения по оказанию социальной помощи населению.

  44. Учреждения по подготовке кадров для социального обслуживания.

  45. Административные органы власти и их функции.

  46. Органы социальной защиты как исполнительные органы государства.

  47. Виды территориальных органов социальной защиты населения.

^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


  1. Какие нормативно-правовые акты составляют законодательную основу организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. Дайте краткую характеристику.

  2. В чем заключаются различия правового статуса социальных служб, учреждений и организаций?

  3. Опишите правовые последствия решения конфликтных ситуаций практике руководителей социальной сферы.

  4. Опишите критерии эффективности организационно – административной деятельности в системе социальных служб, учреждений и организаций.

  5. Охарактеризуйте правовой статус социальных служб, учреждений и организаций.

  6. Проанализируйте уставы, положения, должностные инструкции, используемые в организационно-административной работе социальных учреждений, опишите их структуру и содержание;

  7. Что входит в систему организационных норм учреждения?

  8. Охарактеризуйте режим труда и отдыха в системе социальных служб, учреждений и организаций.

  9. Дайте определение понятию «организационная норма».

  10. Проанализируйте составные элементы системы организационных норм.

  11. Охарактеризуйте основные задачи системы социальной защиты населения в Российской Федерации;

  12. Охарактеризуйте основные направления социального обслуживания
    населения.

  13. Опишите организационно-административную структура органов социальной защиты населения на всех уровнях власти.

  14. Проанализируйте функциональные обязанности специалистов по социальной работе в центрах социального обслуживания населения.

  15. Опишите функциональные обязанности специалистов по социальной работе, сущность и содержание оказываемой помощи в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.

  16. Раскройте специфику организационно-административной работы в учреждениях и организациях образования;

  17. Охарактеризуйте законодательную базу, регулирующую право на образование в Российской Федерации;

  18. Опишите структура органов исполнительной власти в области образования;

  19. Охарактеризуйте нормативно-правовые акты, составляющие основу организационно-административной работы в Министерстве образования и науки РФ;

  20. Охарактеризуйте специфику организационно-административной работы в учреждениях и организациях здравоохранения.

  21. Проанализируйте номативно-правовые акты, составляющие основу организационно-административной работы в Министерстве здравоохранения и социального развития России;

  22. Охарактеризуйте специфику организационно-административной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

  23. Как, на Ваш взгляд, стиль руководства влияет на организационно-административную работу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

  24. В чем проявляются особенности организационно-административной работы в ОВД РФ (Федеральной службы исполнения наказания);

  25. Понятие «кадровое обеспечение». Разновидность кадрового обеспечения.

  26. Организационно – системные основы кадрового обеспечения органов и учреждений социальной защиты населения.

  27. В чем заключаются особенности правильного подбора и расстановки кадров в коллективе.

  28. Каковы проблемы профессионализма кадров, выполняющих организационно-административную работу?

  29. Опишите модель «руководитель, работающий в одной сфере, и перешедший в систему социальной работы».

^ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Практическое задание №1

Разработайте программу развития делового имиджа в учреждениях социальной работы.

Практическое задание №2

Разработайте стратегию кадровой политики (с описанием каждого из этапов), с целью ее реализации в системе социальных служб, учреждений и организаций.

Практическое задание №3

Изучите опыт создания социальных служб в различных регионах России и за рубежом.

Практическое задание №4

Практическое задание №5

Составьте перечень норм обслуживания клиентов социальных служб и социальных учреждений.

Практическое задание №6

Опишите административную работу по всем её составляющим, которую выполняет социальный работник по долгу службы.

Которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов (рис. 1).

Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения РФ (1993 г.), выделяются следующие:

Система помощи клиенту в системе социального обслуживания

а) функция социальной помощи, которая включает:

Международные;

Выявление, учет семей и отдельных лиц;

Поддержке малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами.

Оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;

Профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

Надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);

Содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

Организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

Консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

Участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

Подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

Родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

Социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;


Медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

Предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

Распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;

Изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

Участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

Формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом « Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.):

Предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

Социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

Предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;

Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально - бытового, социально - медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

Консультативная помощь по вопросам социально - бытового и социально - медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально - правовой защиты;

Реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним
правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации .

Социальное обслуживается базируется на принципах:

Равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;

Доступности;

Добровольности;

Содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

Адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;

Гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;

Профилактической направленности;

Законности и учета международных стандартов.

Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:

Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая - необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам.

Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.) Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.

Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально - педагогическую, медико - социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.

На рисунке 2 показаны основные центры социального обслуживания независимо населения и соотношение между государственными, негосударственными и муниципальными службами.

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования.

Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе.

Так, финансовые средства социальной службы формируются из:

Нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2 % расходной части
бюджета;

Поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

Средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;

Финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

Дополнительных средств на областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни и другое;

Доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений службы;

Благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Средства специализированных центров формируется в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогооблажения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Основным принципом организации социальных служб в РФ является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлимых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости, молодежи.

Однако развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:

Слабая правовая база системы социального обслуживания;

Ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;

Отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

Нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;

Низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

Недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

1.Социальная работа как деятельность.

2. Технологический подход в социальной работе. Классификация социальных технологий.

3.Специфика технологий социальной работы.

Ключевые слова: социальная деятельность, социальная работа как наука, как учебная дисциплина, как профессия, социальные технологии, технологии социальной работы, технологизация.

1. Социальная работа как деятельность. Становление любой профессиональной деятельности представляет собой длительный и неоднозначный процесс. Как самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа в России конституировалась только в 1991 г., когда постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 в квалификационный справочник должностей была включена должность «специалист по социальной работе». Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности «социальный работник». Современное человеческое общество, как никогда ранее, нуждается в управлении, причем не в стихийном, а преиму­щественно в сознательном.

Любая деятельность включает в себя такие элементы, как цель, средства, условия. Цель социальной работы как деятельности - это гармонизация социаль­ных отношений в обществе, содействие индивидам в защите их со­циальных прав. Однако следует иметь в виду, что существуют различные основания для возникновения разных видов и форм социальной работы. Одним из таких оснований могут выступать сферы социальной практики . И в этом случае можно говорить о социальной работе в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д. Другим основанием могут служить социально-демографичес­кие или психологические особенности клиентов социальной рабо­ты – женщины, молодежь, группы социального риска, лица, склон­ные к суициду и т.д.; третьим - характер проблем , встающих перед социальными работниками. Во всех этих случаях будет происходить конкретизация целей социальной работы (например, от профилак­тики до коррекции).

Условия осуществления социальной работы для каждого ее вида также будут конкретизи­роваться, включая различные уровни и сферы (от федерального до местного): политические, экономичес­кие, социально-психологические и этнонациональные. Средства в данном случае могут рассматриваться как социальные институты, методы осуществления социальной работы. В этой связи особое значение имеет выделение оснований длятипологии социальных служб, организации практической социальной работы.

В основе классификации различных видов и форм социальной работы могут лежать различные основания (это в какой-то степени связано с наличием разных подходов к пониманию сущности и ха­рактера социальной работы как деятельности), но все они в конеч­ном счете сводятся к следующим:

работа с проблемой клиента;

работа с другими службами, учреждениями, организациями.

Эти две формы в свою очередь классифицируются по видам социальной работы. Так, в первом случае можем говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, потеря работы, смерть близкого человека, инвалидность и т.п.), с другой - об осо­бенностях клиента, так как в качестве клиента может выступать и индивид, и группа, в том числе и общество как большая социальная группа.

Во втором случае, с одной стороны, речь идет о сфере деятель­ности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с иными службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения, быта и т.д.); с другой - о статусе этих организаций (государственные, общественные, благотвори­тельные, частные и т.д.).

Выбрав в качестве логического основания для классификации тип клиента со спецификой его социальных проблем, можно гово­рить о следующих службах:

а) служба социальной помощи населению, одной из целей кото­рой является выявление семей, групп социального риска (многодет­ных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содейст­вия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой по­мощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуа­тивных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, коррекции и реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов - юристов, психологов, педаго­гов и др.;

б) служба социальной реабилитации, целью которой является социальная помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуа­цию, вернувшимся из мест лишения свободы, закрытых учебно-вос­питательных и лечебно-воспитательных учреждений;

в) службы по оказанию различных видов помощи семье: семей­ные консультации, службы знакомств, различные виды семейного просвещения и самообразования, сексологические кабинеты, педи­атрические кабинеты, педагогические консультации и др.

Основанием для классификации может также выступить сфера деятельности:

а) служба социально-бытовой помощи, целью которой прежде всего является расширение спектра предоставляемых услуг преста­релым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специальных жилых домов; развитие и совершен­ствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедичес­кой помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта;

б) служба социальной профилактики отклоняющегося поведения, целью которой является работа по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, бродяжничества, правонаруше­ний и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних; со­действие созданию и функционированию в учебных заведениях сис­темы профилактики социальной дезадаптации.


Похожая информация.


ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

КЛИЕНТ КАК ОБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

ВИДЫ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ

ВЫВОД

ЛИТЕРАТУРА

Введение

Клиентом социальной работы может быть практически каждый член общества. Согласно российскому законодательству лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получать социальную помощь в случае обращения в социальную службу. После этого специалисты социального учреждения обязаны проверить соответствие параметров жизненной ситуации обратившегося нормативно предписанным требованиям к получателю социальной помощи. Результаты изучения субъективных и объективных обстоятельств трудной жизненной ситуации индивида дают основание для реализации права на помощь.

Клиент социальной работы – лицо потерпевшее объективные трудности или субъективные затруднения, являющееся реципиентом помощи социального работника и/или состоящее на учете в социальной службе.

клиентом социальной работы выступает определенный индивид (безнадзорный ребенок; женщина, подвергшаяся насилию; лицо, страдающее алкоголизмом; пожилой человек; инвалид).

Каждому клиенту свойственны определенные характерные личностные черты, которые должны быть обнаружены и задействованы социальным работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является ли клиентом социального работника отдельная личность, группа, семья или более крупная социальная структура, ей будут свойственны особые потребности, установки, система ценностей, возможности, уровень знаний, система вероисповедания наряду с физическими характеристиками и накопленным опытом, которые каждого клиента делают по истине уникальным, а ситуацию неповторимой. Главной целью социальной работы является определение социальной проблемы и социально-психологического портрета клиента и лишь затем нахождение правильных средств для разрешения его жизненных затруднений.

Типология клиента связана также со спецификой его запро­са и видом помощи, которую оказывает социальный работник. Основанием для классификации клиентов социальных служб могут выступать как объективные так и индивидуально-личностные критерии и характеристики.

Объективные характеристики клиента социальной работы: социально-демографический признак (пенсионеры, служащие, студенты, безработные); возраст (дети, молодежь, люди среднего возраста, пожилые, престарелые); пол (женщины, мужчины); уровень образования (незаконченное среднее, среднее, средне специальное, незаконченное высшее, высшее, ученая степень); состояние здоровья (здоровые, временно нетрудоспособные, умственно неполноценные, инвалиды); семейное положение (состоящие в браке, вдовые, одинокие, находящиеся в разводе);наличие иждивенцев (дети, наличие нетрудоспособных лиц на попечении); территориальный признак (жители Крайнего Севера, мигранты, беженцы, сельские жители); социально-профессиональный статус (трудоустроенные, безработные, находящиеся в декретном отпуске, домохозяйки);материально-экономическое положение (малообеспеченные, с оптимальным уровнем доходов, проживающие за чертой бедности).

Клиент как объект профессионального взаимодействия социального работника Личностная проблема, ее истоки, субъективный характер

Проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности инди­вида, группы, сообщества, могут интерпретироваться как трудно­сти - несоответствие между желаемым и возможным. Например, трудность испытывает неподготовленный человек, перед которым стоит задача перепрыгнуть какое-либо препятствие, т.е. трудность выступает в качестве объективного явления.

Закон «Об основах социального обслуживания населения» трак­тует трудную жизненную ситуацию более широко: не только как объективное нарушение жизнедеятельности, но и как угрозу его возникновения. Другими словами, рассматривается субъективная составляющая, которая может быть названа затруднением: особое психическое состояние, препятствующее нормальной (спокойной) жизни индивида, группы или общности. Причем наличие трудно­сти (объективных обстоятельств) не всегда ведет к затруднению (соответствующему субъективному отражению), а затруднение не всегда вызывается действительным наличием трудности. В первом случае, объективно испытывая трудность, индивид (группа и т.д.) не воспринимает ее как нечто непреодолимое, а во втором - субъективный страх не имеет реальных оснований.

Итак, объект социальной работы может испытывать объектив­ные трудности или субъективные затруднения, однако и (или) те и другие приводят к нарушению жизнедеятельности. Весьма важно еще и то, что лежит в основе как трудности, так и затруд­нения. Оба эти явления роднит недостаток (дефицит) средств ре­гулирования объективной или субъективной стороны жизненной ситуации.

Согласно российскому законодательству лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получать социальную помощь в случае обращения в социальную службу. После этого специали­сты социального учреждения обязаны проверить соответствие па­раметров жизненной ситуации обратившегося нормативно пред­писанным требованиям к получателю социальной помощи. Резуль­таты изучения личностных обстоятельств индивида дают основа­ние для реализации права на помощь. Однако осуществление по­мощи находится в прямой зависимости от непосредственной до­говоренности между нуждающимся и социальной службой в лице ее руководителя. Таким образом, человек может стать клиентом учреждения социального обслуживания - участником контракта с данным учреждением, если характер жизненной проблемы аде­кватен тому или иному типу, предусмотренному российским за­конодательством.

Рассмотрю пример. Первый шаг в социальной защите инвалидов свя­зан с признанием человека инвалидом (получение специального право­вого статуса). Данная процедура - определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица (включая реабилитацию на ос­нове оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким рас­стройством функций организма) - называется медико-социальной экспер­тизой.

После того как человек признан инвалидом, для него открывается доступ к использованию общественных ресурсов. Привлечение внешних ресурсов позволяет осуществлять различные виды реабилитации: восста­новительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование (медицинская); профессиональная ориентация, профессиональ­ное образование, профессионально-производственная адаптация и трудо­устройство (профессиональная); социально-средовая ориентация и соци­ально-бытовая адаптация (социальная). Результатом реабилитации долж­но стать замещение (компенсация) ограничений жизнедеятельности и создание инвалиду равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Клиентом социальной службы становится человек, имеющий проблему на уровне социальных, ментальных и психомен­тальных связей. Эти уровни определяются на основе традицион­ного выделения трех сфер личности: деятельностной (реального социального взаимодействия), когнитивной (умственной), эмоци­ональной (чувственной). Проблема на уровне социальных связей - это рассогласование взаимодействия человека с другими людьми, с группами, социальными институтами. Социальные связи инди­вида в таких сферах жизнедеятельности, как семья, производство, досуг и др., определяют степень его адаптированное в данных социокультурных обстоятельствах.

Проблема на уровне ментальных связей с обществом и груп­пой представляет собой разрыв процессов восприятия, переработ­ки и хранения в памяти и трансляции информации об окружаю­щем мире. В этом случае происходит расстройство смысловой ком­муникации индивида с группой и обществом. Подобная ситуация может возникнуть при разрушении так называемого ментального каркаса. Ментальные связи с самим собой включают самоиденти­фикацию (кто я?), систему осознаваемых ценностей и убеждений (почему я это делаю?), понимание собственного предназначения (зачем я?), поведенческие программы (как я это делаю?), систему описания собственного опыта (как я себя чувствую?).

Ментальный уровень взаимодействия определяется уровнем развития у индивида интеллектуальных способностей и приобре­тенным социальным опытом. Поэтому предпосылками возникновения проблем на ментальном уровне являются психические рас­стройства различного характера, задержка психического развития. Важная составляющая благополучия взаимодействия на данном уровне - здравый смысл, который следует понимать, как способ­ность осмысливать происходящее, рассуждать, объяснять себе и другим те или иные события и поступки. В этом ключе значима также способность к рефлексии. Понятие «рефлексия» означает от­ражение субъектом своих и чужих внутренних состояний, причин собственных и чужих поступков.

В подростковом возрасте недостаток этих ресурсов определяет существенные когнитивные трудности при решении жизненных задач. Разрешение проблем на уровне ментальных связей обуслов­лено самоопределением - осознанным выбором наиболее подхо­дящего варианта поведения. В то же время для граждан пожилого возраста подобные трудности вызываются недостаточной инфор­мированностью, неготовностью к решению мыслительных задач в новых общественных условиях.

Психоментальные связи - эмоциональная сторона взаимоотно­шений, существующих в обществе, группе, их субъективная зна­чимость для человека, а также отношение к самому себе. Послед­нее выражается в состоянии такого внутреннего ресурса, как жиз­ненная позиция и самоотношение. Проблемы, возникающие на уровне психоментальных связей индивида с самим собой, обуслов­лены эмоциональным непринятием «образа Я». Данные обстоятель­ства порождаются несоответствием субъективного восприятия соци­альной и индивидуальной нормы. Наиболее ярким примером мо­гут служить психоментальные проблемы представителей сексуаль­ных меньшинств.

Расстройство эмоциональной стороны взаимоотношений ин­дивида с группой возникает, когда та или иная группа не удовле­творяет потребности субъекта в психологическом комфорте, при­нятии. Так, социально-психологические противоречия в семье при­водят к негативному микроклимату, нарушению у супругов, ро­дителей и детей чувства защищенности.

Виды личностных проблем

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» называет следующие разно­видности трудной жизненной ситуации: инвалидность, неспособ­ность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, бо­лезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безра­ботица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество. Поэтому для рассмо­трения различных видов личностных проблем я обратился к типо­логии трудных жизненных ситуаций.

Инвалидность. Латинское слово «инвалид» (invalid) означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые вслед­ствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлении жизнедеятельности. Первоначально при характеристике инвалид­ности акцент делался на отношении «личность-способность тру­диться». Поскольку инвалидность является препятствием к полно­ценной профессиональной деятельности и лишает человека воз­можности самостоятельно обеспечивать свое существование, в пер­вую очередь внимание уделялось медицинским аспектам утраты трудоспособности и проблемам материальной помощи инвалидам, создавались соответствующие учреждения, призванные восполнять недостаток материальных средств к существованию инвалида.

Современная трактовка инвалидности связана со стойким рас­стройством здоровья, обусловленным заболеваниями, последствия­ми травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедея­тельности и вызывающим необходимость социальной защиты и помощи. Основным признаком инвалидности считается недостаток физического ресурса, который внешне выражается в ограничении жизнедеятельности (полной или частичной утрате способностей или возможностей осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью).

Состояние остальных ресурсов зависит от того, в какой период жизни возникла инвалидность. Инвалидность де­тей как проблема связана с опасностью недостаточного развития способностей, ограниченного освоения индивидуального социаль­ного опыта, формирования таких негативных черт, как инфанти­лизм и иждивенчество (характеризующих жизненную позицию и самоотношение).

Неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным воз­растом, болезнью. Содержание трудной жизненной ситуации за­ключено в ее названии, однако проблема ограничена двумя груп­пами причин (старость и болезнь), выпали такие причины, как младенческий возраст и инвалидность. Неспособность к самооб­служиванию фиксирует внимание на недостаточном состоянии фи­зического ресурса, пожалуй, это самое крайнее качество. Здесь не­обходимо иметь в виду, что неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью может быть временной, в то же время представ­ляется возможной дифференциация уровней неспособности (огра­ничение передвижения, ограничение движений, ограничение су­ществования).

Сиротство. Этот вид трудных жизненных ситуаций может быть рассмотрен в системе «ребенок - осуществление родителями сво­их функций». Согласно закону детьми-сиротами называют лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный роди­тель, а детьми, оставшимися без попечения родителей, - лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственно­го или обоих родителей. Основными функциями родителей явля­ются содержание (осуществление питания, ухода, обеспечение одеждой и пр.), воспитание (семейное воспитание, организация образования), психологическая поддержка, представление инте­ресов, надзор. Естественно-социальный институт родительства фактически исполняет роль временного посредника между обще­ством и ребенком. Утрата ребенком такого социального посредни­ка создает серьезные трудности в удовлетворении всей гаммы че­ловеческих потребностей и социальных нужд.

Безнадзорность вы звана неисполнением родителями своих функ­ций надзора и воспитания ребенка и отличается от сиротства но­минальным наличием родителей. Частным и наиболее социально опасным случаем безнадзорности является полный разрыв ребен­ка и семьи (отсутствие постоянного места жительства, ограничен­ность контактов с родителями или лицами, их заменяющими). Лич­ностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконт­рольности за поведением и времяпрепровождением, ведущим к социальной дезадаптации. Причиной возникновения беспризорно­сти является уход ребенка из семьи вследствие жестокого обраще­ния родителей либо конфликта. Характерные черты жизненной си­туации беспризорных детей: постоянное пребывание вне родитель­ской квартиры или социального учреждения (ночевки на вокза­лах, свалках, в тепловых коммуникациях), существование за счет сбора бутылок и цветных металлов, воровства, попрошайничества, проституции.

Безнадзорность создает социальные проблемы как в настоящем (безнадзорные дети становятся участниками и жертвами противо­правных действий), так и в будущем (формирование личности асоциального типа, укоренение негативных навыков жизнеде­ятельности).

Малообеспеченность в качестве личной проблемы представляет собой недостаточность материального ресурса. Жизненная си­туация малообеспеченных граждан трудоспособного возраста ха­рактеризуется также низким социальным статусом, формирова­нием комплекса неполноценности, ростом социальной апатии, для детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, возника­ет опасность занижения социальных стандартов, развития агрес­сивности как по отношению к государству, обществу, так и к от­дельным слоям, группам населения, индивидам. Для граждан по­жилого возраста, испытывающих трудности материального свой­ства, данное положение вызывает разочарование по отношению к государству, которому они служили, платили налоги, защищали в военное время.

При решении государством проблем малообеспеченности на первый план выходит соблюдение принципа социальной справед­ливости. Вследствие того что человеческие потребности обуслов­лены специфической социокультурной ситуацией человека или семьи, государство вынуждено разрабатывать минимальные нор­мы обеспеченности. Для этого используется метод определения набора товаров и услуг, гарантирующего минимальный уровень жизни и обеспечивающего удовлетворение как физиологических, так и некоторых социальных потребностей. Основным инстру­ментом определения денежного дохода, необходимого для мини­мального адекватного уровня жизни, обычно служит потреби­тельский бюджет соответствующего стандарта жизни, содержащий количественные наборы товаров и услуг и оцененный в рознич­ных ценах.

Безработица представляет собой проблему трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых при­ступить к работе. Безработица - частный случай незанятости, ког­да человек по тем или иным причинам не участвует в производ­ственной деятельности, однако незанятый индивид может быть и не готов трудиться.

Социальная сторона проблемы безработицы выражается в за­интересованности любого государства в максимальной вовлечен­ности населения в процесс производства материальных и духов­ных благ (эти люди являются налогоплательщиками и кормят иж­дивенческие категории - детей и стариков). Кроме того, безработ­ные представляют собой нестабильную, потенциально кримино­генную социальную группу (у безработных более высок риск асо­циального поведения). Ну и наконец, безработные - это слои населения, нуждающиеся в защите и помощи (в виде доплат, ком­пенсаций и т.д.). Поэтому для государства дешевле обходится пре­одоление безработицы, чем содержание безработных.

Личностная составляющая проблемы безработицы связана с утратой источника материальных ресурсов, потерей положения в обществе, структурированности личного времени, деградацией сферы способностей и опыта профессиональной деятельности, постепенного разрушения позитивной самоидентификации.

А. В. Панченко выделяет три типа поведения безработных:

активность и осознанность - на протяжении наблюдаемого периода безработный активно ищет работу, осознает проблемы, с которыми он сталкивается, и для их преодоления изменяет содер­жательную сторону своей активности;

активность и неосознанность - на протяжении наблюдаемо­го периода безработный активно ищет работу, однако форма и направление поиска работы остаются неизменными, даже если они уже не адекватны сложившимся условиям;

пассивность - на протяжении наблюдаемого периода безра­ботный не прилагает активных усилий к поиску работы, хотя ощу­щает необходимость трудоустройства (например, безработный после ряда неудачных попыток перестает искать работу, так как «работы в городе нет», «устроиться на хорошую работу можно только по знакомству» и пр.).

Отсутствие определенного места жительства - специфиче­ская личностная проблема, связанная не только и не столько с недостаточностью экономического ресурса, сколько с нарушени­ем человеческого «микромира» - системы существования, встро­енное™ в общество. Индивиды, имеющие проблемы такого рода, получили название «бомж» (без определенного места жительства), они вынуждены скитаться, заниматься бродяжничеством. Само слово «бродяга» объясняется в словарях как «обнищавший, без­домный человек, скитающийся без определенных занятий».

Существуют основные причины возникновения бродяжниче­ства: семейные, жилищные, моральные проблемы и психические заболевания человека. Исходя из этого, среди лиц без определенного места жительства можно условно выделить три группы. Пер­вая- лица нетрудоспособного возраста, вставшие на путь бродяжничества под влиянием жизненных и семейных обстоятельств (не­возможность проживания в семье, болезни, одиночество, старческое слабоумие). Вторая - индивиды, утратившие жилье в связи с пребыванием в местах лишения свободы или с обманом при обме­не или купле-продаже жилья, потерявшие документы и не имею­щие возможностей выйти из создавшейся жизненной ситуации. Третья - люди, как правило, трудоспособного возраста, прин­ципиально не желающие трудиться, подверженные алкоголизму, продавшие свое жилье или утратившие его по иным причинам.

Конфликты и жестокое обращение в семье. Конфликты в семье представляют собой столкновение супругов, детей и родителей, вызванное трудноразрешимыми противоречиями, связанными с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт ведет к расстройству функционирования семьи, нару­шению процесса реализации потребностей ее членов. Жестокое обращение, согласно международным нормам, вклю­чает все формы физического или психического насилия, причи­нение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, не­брежное или жестокое обращение, эксплуатацию, в том числе сек­суальные посягательства. В литературе выделяются следующие фор­мы насильственных действий: физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие, пре­небрежение жизненными нуждами.

Под физическим насилием Сексуальное насилие психическим насилием

Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосо­знания, свидетельствующее о расколе отношений и связей внут­реннего мира личности. Источниками одиночества являются не только особенности личности, но и специфика жизненной ситуа­ции. Одиночество появляется в результате недостаточности со­циального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.

Выделяются два типа одиночества: эмоциональное одиночество (отсутствие тесной интимной привязанности, такой как любовная или супружеская); социальное одиночество (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности).

Наибольший процент одиноких людей дают большие города, жизнь в которых разъединяет его жителей. У многих горожан возни­кают трудности с общением, с нахождением адекватного партнера. Жестокое обращение, согласно международным нормам, вклю­чает все формы физического или психического насилия, причи­нение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, не­брежное или жестокое обращение, эксплуатацию, в том числе сек­суальные посягательства. В литературе выделяются следующие фор­мы насильственных действий: физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие, пре­небрежение жизненными нуждами.

Под физическим насилием понимаются следующие действия: убийства, избиения, увечья, убийство младенца, принуждение к отказу от пищи, принуждение к отказу от медицинской помощи, принуждение в репродуктивной сфере. Сексуальное насилие вклю­чает в себя: изнасилование, инцест, различного рода сексуальные домогательства; под психическим насилием понимаются: ограниче­ние в поведении, угрозы, вынужденное вступление в брак. Пренеб­режение жизненными нуждами предполагает такую ситуацию, ког­да родители или лица, их замещающие, не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответ­ствующими его потребностям.

Объектом домашнего насилия становятся в физическом или психологическом плане слабые члены семьи, как правило, жен­щины, дети, старики. Выделяют три типа семейной жестокости: 1) со стороны родителей по отношению к детям; 2) со стороны одного супруга по отношению к другому; 3) со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.

Жестокое обращение с детьми ведет к разным последствиям, но их объединяет одно - ущерб здоровью или опасность для жиз­ни ребенка, не говоря уже о нарушении его прав. Конфликты в семье разрушают чувство защищенности, психологический ком­форт, вызывают тревожное беспокойство, порождают психические заболевания, уход из семьи, суицидальные попытки.

ВЫВОД

Рассмотрение клиента социальной службы в качестве объекта познания со стороны социального работника предполагает специ­ально организованное отражение в сознании специалиста ключе­вых характеристик жизненной ситуации индивида и его особенно­стей, оказывающих существенное влияние на процесс помогаю­щего взаимодействия.

Во-первых, познание кли­ента строится на основе теоретико-методологической концепции социальной работы, которой следует профессионал. Избранная концепция дает ответы на вопросы о причинах возникновения трудной жизненной ситуации, способах социальной защиты и помощи, определяет ключевые стороны изучения индивидов, се­мей, сообществ, испытывающих проблемы в процессе социально­го функционирования.

Во-вторых, социальный работник избирает адекватные ме­тоды диагностики. Диагностика, используемая в практической со­циальной работе, отличается от диагностики научного исследова­ния своей главной функцией. В первом случае методы изучения призваны осветить параметры жизненной ситуации клиента, в то время как научное исследование направлено на определение су­щественных взаимосвязей между воздействием субъекта социаль­ной работы и позитивной динамикой преодоления клиентом воз­никших проблем. В практике социальной работы, так же как и в научных исследованиях, используются опросные методы, наблю­дение, изучение документов.

В-третьих, обобщение полученных данных нацелено на уточ­нение источника страданий клиента. При этом последовательно проверяется заявляемая индивидом проблема и ставится соци­альный диагноз. В социальном диагнозе очерчивается круг утра­ченных, сохранных и потенциальных внутренних ресурсов. Утра­ченными ресурсами следует считать те свойства, которые не могут быть достаточно быстро восстановлены. Сохранные ресурсы имеют существенное значение, так как опора на них позволит компенси­ровать частично утраченные. В качестве потенциальных ресурсов выступают те, которые могут быть развиты при соотносимых за­тратах клиента и социального работника (социальной службы).

Для оценки возможностей привлечения внешних официальных (государства и муниципалитета) ресурсов социальный работник изучает нормативные документы (законы, постановления, поло­жения и т.д.). Затем квалифицируется вид трудной жизненной ситуации, определяются объемы помощи и процедуры оформле­ния статуса клиента. Существенным для социального работника является возможность использования ресурсов неофициальных - семьи, родственников, соседства, частных лиц и т.д.

Отдельное направление познания социальным работником кли­ента - это изучение особенностей индивида как участника помо­гающего взаимодействия. В этом смысле интерес представляет ти­пология, включающая три группы клиентов: «агрессоры», «веж­ливые», «немые». Первые реализуют «атакующий» стиль (требуют, угрожают, активно проявляют недовольство), вторые осуществля­ют «благодарящую» манеру общения, третьи ведут себя сдержанно.

Когда говорят об объекте исследования той или иной области знания, подразумевают процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения. Это реально существующая действительность, которая может иметь природное или социальное начало. Многие ученые считают, что каждая конкретная наука не изучает объект в целом, а лишь определенную его часть, в которой проявляются его свойства и закономерности определенного типа. Этот тип связи не характерен тем типам связей, которые изучаются другими социальными науками.

Так, «теория социальной работы» – это система взглядов и представлений по использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих в жизни отдельного индивиды, групп, слоев общества в разных социальных ситуациях, под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.

Очевидно, что к типам связей «теории социальной работы» можно отнести такие связи и взаимодействия, как социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация, социальная защита и т.п.

«К объекту исследования данной науки, по нашему мнению, относятся проблемы взаимодействия, взаимовлияния механизмов регуляции социальных процессов на уровне общества, группы, индивида, а также регуляции поведения субъектов жизнедеятельности различной степени общности».

Таким образом, объектом исследования социальной работы как науки, на наш взгляд, является процесс взаимодействий и взаимовлияний механизмов, методов, средств, способствующих реализации жизненных сил человека в трудной жизненной ситуации.

Основание для классификации и виды объектов теории социальной работы. Следует различать объект социальной работы как науки и социальной работы как практики. Во втором случае, объектом социальной работы, следует называть ту сторону исследования, на которую направлено познание или деятельность. В случае с социальной работой – это индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Говоря об объектах практики социальной работы можно выделить несколько критериев классификации:

− степень общности – индивиды, группы, общины, общество;

− признак объединения – организация, профессиональный коллектив, неформальное объединение, класс;

− уровень (характер) решаемых проблем – социально-психологические, организационно-управленческие, правовые и т.д.

Субъект в теории социальной работы – тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды) и частные лица - специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог) или добровольные помощники - волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.

Классификация субъектов в теории социальной работы

1. Организации, учреждения, социальные институты общества. К ним относятся: во-первых, государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня.

во-вторых, социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

в-третьих, администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и их подразделения.

2. Общественные, благотворительные организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, частные социальные службы, организации.

3. Люди, занимающиеся практической СР профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы.

4. Преподаватели, и те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.

5. Исследователи СР: научные работники анализируют состояние СР, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области.