Электронные закупки 223. Какая закупка считается проведенной в электронной форме

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 года № 1217 установлены новые требования к закупкам, проводимым по правилам Закона № 223-ФЗ. Эти требования вступают в силу с 1 января 2016 года и сводятся к следующим ключевым изменениям:

  1. Расширение перечня продукции, закупаемой исключительно в электронной форме.
  2. Введение в действие новых классификаторов ОКВЭД 2 и ОКПД 2.

Электронные закупки

Нынешняя редакция Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 содержит перечень из известных всем 12 позиций продукции, которую заказчики обязаны закупать в электронной форме – это вода, канцтовары и печатная продукция, офисная и некоторая другая техника, автомобили и прицепы к ним, услуги по их ремонту и уборке зданий. Изменениями, утверждёнными Постановлением № 1217, это перечень увеличивается более чем в 10 раз.

Даже в укрупнённом виде обязанность заказчика проводить закупки в электронной форме теперь распространяется на следующие группы товаров:

  • Медицинские изделия (перевязочные материалы, фармацевтические изделия из резины, сосуды для препаратов, инструменты, протезы, мебель медицинская и др.).
  • Тара (деревянная, металлическая).
  • Компьютерное, электронное, оптическое, пишущее, копировальное оборудование.
  • Кассовые аппараты.
  • Мебель для офиса.
  • Фильтры для воздуха, фильтры для топлива.
  • Оборудование для ядреных реакторов.
  • Трансформаторы и электромонтажное оборудование.
  • Конвейеры.
  • Станки.
  • Автомобили, автобусы, грузовики, троллейбусы.
  • Весы и подъёмно-транспортное оборудование.
  • Металлические конструкции и крепёжные изделия.
  • Различные виды канцтоваров (от кнопок и лотков до скоросшивателей и фломастеров).
  • Печатная продукция (в т.ч. книги, журналы, календари).
  • Прикладное ПО.
  • Аудио- и видеозаписи.
  • Услуги по полиграфии и видеозаписи.
  • Услуги по продаже, буксировке, техосмотру и ремонту автомобилей.
  • Услуги по розничной торговле ГСМ.
  • Услуги по складированию.
  • Услуги по чистке и уборке.
  • Услуги по ремонту компьютеров и оборудования.

Комплектующие для перечисленного выше оборудования (в том числе двигатели внутреннего сгорания) закупаются в электронной форме, как и само оборудование. Есть и дополнительные, не отражённые в вышеприведённом перечне категории типа одежды для поддержания физической формы, игральных карт или металлических магнитов. Всего перечень Постановления № 616 в редакции Постановления № 1217 содержит более 150 позиций.

При таком подходе ещё бо́льшую актуальность приобретает верное понимание самой сути электронной закупки. Правоприменительная практика выработала однозначное толкование требования Закона № 223-ФЗ в том смысле, что закупкой в электронной форме может считаться исключительно закупка, проводимая на электронной торговой площадке. При этом на ЭТП должны быть реализованы все стадии закупки – от публикации извещения до публикации итогового протокола (а не только отдельные её элементы).

Ровно это понимание устанавливается на законодательном уровне с 2016 года поправками в Закон № 223-ФЗ. Этим же поправками устанавливается понятие электронной площадки. Ещё более года электронные закупки по Закону № 223-ФЗ будут проводиться в нынешнем режиме на тех площадках, которые выбраны самими заказчиками. За это время планируется провести отбор универсальных электронных площадок, на которые в 2017 году планируется перевести закупки, осуществляемые по правилам 223-ФЗ.

Здесь же важно напомнить, что даже после вступления в силу Постановления № 1217 заказчик самостоятельно может выбирать для закупки в электронной форме не только удобную ему электронную площадку, но и тот конкретный способ закупки, которым он будет её проводить – это как и сегодня может быть не только электронный аукцион, но и электронный конкурс, электронный запрос котировок или электронный запрос предложений.

Новые классификаторы

Классификаторы ОКВЭД 2 и ОКПД 2 для закупок по Закону № 223-ФЗ введены в действие с 1 января 2016 года. Изменениями, утв. Постановлением № 1217, предусмотрено их использование в следующих случаях:

  • При составлении перечня продукции, закупаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 5 изменений).
  • При составлении плана закупок (п. 3 изменений).
  • При размещении извещения о закупке (п. 2 изменений).
  • При составлении перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков (п. 4 изменений).

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) утверждены приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Этим же приказом с 1 января 2016 года отменены:

  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93.
  • бщероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002).
  • Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) ОК 002-93.
  • Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93.

У новых классификаторов есть и официальные сайты: ОКВЭД 2 и

Работаем по 223-ФЗ, возник вопрос с закупками в электронной форме. Проводя закупки из перечня, утвержденного Правительством, выбираем в ЕИС простой запрос цен, в документации указывая, что закупка в электронной форме и прием заявок осуществляется на электронную почту. Также закупку размещаем на площадке, указывая простой запрос цен и способ приема заявок - на электронную почту. Данная закупка будет считаться проведенной в электронной форме?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Проведение закупки в электронной форме предполагает обмен электронными документами с использованием ЭВМ, информационно-телекоммуникационных сетей или информационных систем.

В письме ФАС России от 02.07.2014 № АЦ/26473/14 сказано: «… в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участником закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, установленными в положении о закупке».

В случае проведения контрольных мероприятий в отношении конкретной закупки, могут быть выявлены нарушения в части несоблюдения электронной формы.

Выбирайте способ открытый запрос цен в электронной форме в случае осуществления закупок продукции, включенной в перечень.

Какие закупки по 223-ФЗ проводить в электронной форме

Заказчик обязан провести закупку в электронной форме, если приобретает продукцию из специального перечня, который Правительство РФ утвердило постановлением от 21 июня 2012 г. № 616, далее - Постановление № 616. Об этом сказано в части 4 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Для заказчиков предусмотрено три исключения, когда продукцию из перечня, утвержденного Постановлением № 616, не нужно закупать в электронной форме.

Исключение 1. Заказчик закупает продукцию, информацию о которой не нужно размещать в ЕИС (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Исключение 2. Продукция нужна заказчику, потому что:

  • произошла авария;
  • случилось действие непреодолимой силы;
  • необходимо срочное медицинское вмешательство;
  • произошла природная или техногенная чрезвычайная ситуация;
  • необходимо предотвратить угрозу аварии, непреодолимой силы, чрезвычайной ситуации, срочного медицинского вмешательства.

Исключение 3. Заказчик проводит закупку у единственного поставщика. При этом в Положении о закупке предусмотрите, какие товары, работы или услуги вы вправе закупать у единственного поставщика. Входит продукция в перечень № 616 или нет, не важно.

Такие исключения предусмотрены в пункте 2 Постановления № 616.

Закупки в электронной форме предусмотрите в Положении о закупке. Способ закупки выберите самостоятельно. Например, электронный аукцион, конкурс с возможностью подать заявки в электронной форме, электронный запрос котировок.

Закупили продукцию из перечня, утвержденного Постановлением № 616, не в электронной форме? Контролеры накажут штрафом.

Для организации штраф составит от 100 000 до 300 000 руб., для должностного лица - от 10 000 до 30 000 руб. (ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Если должностное лицо нарушит Постановление № 616 дважды, наказание возрастет до штрафа в 40 000-50 000 руб. или дисквалификации на срок от 6 до 12 месяцев (ч. 2 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Закупка в электронной форме по Закону №223-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ) не уточняет, что значит "электронная форма" закупки.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. 21 июня 2012 г. Постановлением Правительства № 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" (далее - Постановление № 616) был утвержден названный Перечень.

Постановлением были определены и исключения. В частности, закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме:

  • если информация о закупке в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ подлежит размещению в ЕИС;
  • если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
  • если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным ст. 2 Закона № 223-ФЗ.

Порядок проведения закупок в электронной форме

Так что же такое "электронная форма" и каков порядок проведения закупок в электронной форме?

В соответствии с п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" "электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах".

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон № 63-ФЗ) "информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью".

Следовательно, проведение закупки в электронной форме предполагает обмен электронными документами с использованием ЭВМ, информационно-телекоммуникационных сетей или информационных систем. Ни в Законе № 223-ФЗ, ни в Постановлении № 616 не установлено, что закупки в электронной форме должны проводиться обязательно на электронных торговых площадках.

Следовательно, заказчики в соответствии с указанным постановлением вправе самостоятельно проводить закупки в электронной форме, без привлечения электронной торговой площадки, при условии подписания всех документов, связанных с проводимыми закупками, в т. ч. заявок участников закупок и заключаемых по итогам процедуры закупки договоров, электронной цифровой подписью.

В Постановлении № 616 не определено, какая процедура может рассматриваться в качестве закупки в электронной форме, и не установлены требования об обязательном проведении такой закупки на электронной торговой площадке. Также не установлен перечень электронных торговых площадок, на которых могут проводиться закупки товаров, работ, услуг в электронной форме.

В качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участниками закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет порядок проведения закупки в электронной форме, необходимость проведения такой закупки на электронной торговой площадке, а также конкретную площадку для проведения указанной закупки.

Заказчик в целях исполнения постановления Правительства № 616 может выбрать любой порядок обмена электронными документами - посредством электронной почты, на электронных носителях или через специальные веб-сайты - собственные (официальный сайт заказчика) или специализированные, так называемые ЭТП.

Важно, что данный порядок должен быть обязательно отражен в положении о закупках.

Способы обмена электронными документами

Рассмотрим преимущества и недостатки каждого из указанных способов.

Во-первых, нужно определиться с правилами и порядком использования электронной подписи.

В соответствии с Законом № 63-ФЗ:

электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию;

ключ электронной подписи - уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи;

В соответствии с Законом № 63-ФЗ электронная подпись бывает простой и усиленной. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее - неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - квалифицированная электронная подпись).

Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:

получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

создается с использованием средств электронной подписи.

Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документуна бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям ст. 9 настоящего Закона № 63-ФЗ.

Таким образом, заказчик вправе выбрать любой способ удостоверения документов, необходимых для проведения закупки, если законодательством не установлено специальных требований к таким документам.

В документации о закупке необходимо прописать также требования к порядку подачи заявки участником размещения заказа:

Обмен электронными документами посредством электронной почты представляется самым простым, но и самым недостоверным способом.

Простым - потому что не требует проведения никакой дополнительной работы, кроме выделения специального адреса для приема заявок. Недостоверным - потому что во-первых, даже самые тщательно прописанные правила подтверждения получения заявки от участника не гарантируют отсутствие обвинений со стороны участника, что он заявку направил, а заказчик ее почему-то не получил, во-вторых, практически не существует способа обеспечения закрытия доступа к информации до даты и времени открытия доступа.

Обмен электронными документами через официальный сайт заказчика - довольно дорогостоящий способ, и в настоящее время только самые крупные российские компании могут себе позволить создание и поддержание работоспособности электронных площадок для собственных нужд. Преимущества - система и ее функционал полностью соответствуют специфике заказчика.

На таких площадках уже гораздо легче организовать систему подтвержденной подачи заявок и ограничения доступа к ней до окончания срока подачи.

Обмен электронными документами через ЭТП - пожалуй, самый оптимальный способ размещения заказов в электронной форме. В настоящее время существует более двух десятков различных ЭТП, которые готовы предложить заказчикам наиболее удобные для него формы работы. При этом оператор ЭТП выступает посредником и гарантом при взаимодействии заказчика и участника.

Именно оператор подтверждает получение заявки и он же обеспечивает ее недоступность для открытия до окончания срока подачи заявки.

Почти все ЭТП предлагают размещение заказов всеми возможными способами - от самых простых (запрос котировок) и до самых сложных (двухэтапные с предквалификацией и переторжкой).

Кроме того, многие ЭТП предлагают маркетинговые обзоры, позволяющие заказчиком подготовить обоснование цены, информацию по участникам, которые могли бы быть заинтересованы в закупке и т. п.

Федеральный Закон № 223-ФЗ имеет достаточно гибкий и лояльный характер, поэтому многие называют его «рамочным». Ряд его положений лишь очерчивает общую нормативную структуру, при этом, не ставя жестких рамок и нерушимых границ.

Вот и такая сфера, как виды и способы закупок по 223-ФЗ во многом определяется самими субъектами данного законодательного акта при условии соблюдения общих условий.

Обязательные по 223-ФЗ виды закупок

Согласно закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» каждая организация, действующая по его нормам, обязана разработать, согласовать, утвердить и опубликовать свое собственное Положение, касающееся правил проведения закупок, в том числе, их видов и способов.

Единственное четкое правило, которое должны соблюдать субъекты данного акта — это обязательное внесение в Положение таких видов закупок, как электронный конкурс и электронный аукцион по 223-ФЗ. Опять-таки, обращаем ваше внимание на то, что обязательным является само внесение этих форм в Положение, а не их практика в ходе закупочной деятельности.

223-ФЗ: виды закупок и их разнообразие

Как вы видите, заказчики, работающие по Федеральному Закону № 223-ФЗ, имеют полное право осуществлять свои закупки теми способами, которые удобны для них в тех или иных ситуациях. Среди наиболее распространенных процедур, в соответствии с которыми сегодня осуществляются электронные торги по 223-ФЗ, есть конкурентные и неконкурентные. Неконкурентным видом закупки является закупка у единственного поставщика.

К числу конкурентных закупок относят:

  • конкурсы — двухэтапные, селективные, открытые , закрытые и др.;
  • аукционы — открытые и закрытые;
  • запросы предложений;
  • конкурентные переговоры.

Кроме всего прочего, заказчик, работающий по 223-ФЗ, может устанавливать и свои собственные виды закупок, не практиковавшиеся никогда ранее.

Все это позволяет организатору торгов вести свою закупочную деятельность с максимальной эффективностью и при минимуме временных потерь, применяя к каждому конкретному случаю индивидуальную процедуру.

Например, запросы котировок проводятся тогда, когда предстоит ряд закупок с небольшой стоимостью, и смысла проводить «большой» тендер просто нет.

Селективный конкурс объявляется как альтернатива закрытого и открытого тендера. Подать свои конкурсные заявки могут любые поставщики, а вот к участию будут допущены только те, кого «пропустит» заказчик.

Есть и такая разновидность закупки как конкурентные переговоры. Обычно они организовываются, если предмет закупки имеет какой-то сложный характер, требует консультаций и обсуждений. Такие переговоры проводятся в соответствии с запросами и планом заказчика.

Все закупки по 223 ФЗ — на сайт

На нашем портале вы найдете различные виды конкурсов и аукционов по 223-ФЗ и принять в них самое активное участие. Мы поможем вам:

  • правильно и своевременно оформить все документы;
  • выгодно и точно в срок предоставить обеспечение;
  • составить конкурсную заявку;
  • обойти всех своих конкурентов.

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Ключевыми нововведениями Закона №223-ФЗ стало установление законодателем общих принципов (основ) ведения закупочной деятельности заказчиков, ключевыми из которых являются принципы обеспечения конкуренции и информационной открытости в процессе закупок товаров, работ, услуг.

Одной из основных форм реализации указанных принципов стало установление обязанности для заказчиков осуществлять закупки определенных товаров, работ и услуг в электронной форме. При этом в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона №223-ФЗ определение перечня товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться в электронной форме, относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

Такой перечень был установлен ПП РФ от 21.06.2012 №616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» (далее - ПП №616). Таким образом, все товары и услуги, включенные в данный перечень, должны в обязательном порядке закупаться заказчиком в электронной форме.

Также ПП РФ №616 определяет, в каких случаях закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, не осуществляется в электронной форме:

  • если информация о закупке в соответствии с ч.15 ст.4 Закона №223-ФЗ не подлежит размещению в ЕИС;
  • если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
  • если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке заказчика (например, стоимость закупки не превышает ценовой порог, до которого осуществляются закупки способом «у единственного поставщика», прописанный в Положении о закупке).

7.1. Понятие закупки в электронной форме и перспективы увеличения доли закупок в электронной форме

Для рассмотрения особенностей проведения закупок в электронной форме в первую очередь необходимо определиться с понятием «закупка в электронной форме», поскольку ни Закон, ни Постановление в настоящий момент не дают законодательного определения данного понятия.

Своеобразный пробел в правовом регулировании данной сферы отношений, с одной стороны, предоставляет заказчикам определенную свободу действий в определении способа и порядка проведения закупки в электронной форме, но с другой стороны, порождает большое количество споров, связанных с признанием проведенной процедуры закупкой в электронной форме, и как следствие риск признания процедуры и заключенного по ее результатам договора недействительными, а также вероятность привлечения должностного лица заказчика к административной ответственности.

В частности, на практике нередки случаи, когда заказчики при проведении закупок товаров, работ, услуг, перечисленных в ПП РФ №616, устанавливают требования о необходимости предоставления заявок участниками закупок на бумажном носителе.

Как показывает судебная практика рассмотрения аналогичных споров, позиция антимонопольной службы и судебных инстанций заключается в том, что «электронная форма проведения торгов исключает любую возможность использования бумажного документооборота, а сама процедура должна проходить с использованием только электронного документооборота» 1 .

Аналогичная позиция по определению закупки, проведенной в электронной форме, была высказана Федеральной антимонопольной службой. Согласно этой позиции «в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участником закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, установленными в положении о закупке» 2 .

В связи с отсутствием в настоящее время единого подхода к определению и классификации закупок в электронной форме в рамках Закона №223-ФЗ, авторы книги считают необходимым выразить свою точку зрения данному вопросу:

  • во-первых, исходя из системного толкования Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» электронная подпись является единственным реквизитом, придающим юридическую силу документу. Сообщение в электронной форме, не содержащее ЭЦП, не может быть идентифицировано как документ, следовательно, его юридическая сила вызывает серьезные сомнения. В этой связи процедуры закупок, проводимые рядом заказчиков посредством приема заявок участников на электронную почту без подписания документов ЭЦП участника, не могут рассматриваться как закупки в электронной форме.
  • во-вторых, возможность признания электронной закупкой процедуры, проведенной вне ЭТП и (или) без использования ЭЦП, будет зависеть от правовой позиции территориального органа ФАС России, которая зачастую может различаться в различных регионах;
  • в-третьих, в настоящее время в России уже сложился функционирующий рынок операторов ЭТП, использующих отработанные механизмы взаимодействия между участниками и организаторами закупки и гарантирующие юридическую чистоту совершаемых сделок, что позволяет законодателю предусмотреть единственно возможный способ проведения процедуры в электронном виде в рамках Закона №223-ФЗ - на сайте оператора электронной площадки.

Указанные пробелы Закона о закупках в части недостаточной регламентации и определенности понятия «закупка в электронной форме» обусловили необходимость внесения изменений в Закон.

1 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.01.2014 года по делу № А40-9514/2013 http://docs.cntd.ru/document/470386578

2 Письмо ФАС России от 05.10.2012 № ЦА/32535

В сентябре 2015 года Государственной Думой принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» , в котором дается четкое и конкретное определение закупки в электронной форме.
В соответствии с указанным законопроектом под закупкой в электронной форме «понимается закупка, проведение которой обеспечивается электронной площадкой на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном положением о закупке. При закупке в электронной форме должна обеспечиваться возможность направления заявок участников закупки в форме электронных документов, конфиденциальность информации, содержащейся в таких заявках, до момента открытия доступа к ним заказчику, а также сопоставление предложений участников закупки о цене договора посредством программно-аппаратного комплекса электронной площадки».

По нашему мнению, указанное определение наиболее полным образом отражает те достижения и опыт проведения регламентированных закупок в электронной форме с использованием ресурсов и функционала операторов электронных площадок как наиболее удобного и надежного способа проведения закупок в электронной форме.

Проведение закупок в электронной форме на электронных торговых площадках в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» имело большое значение для развития конкуренции, экономии бюджетных средств заказчиков, а также открытости и гласности при проведении закупок.

В настоящее время эффективность и потенциал электронных закупок в рамках 223-ФЗ раскрыт не до конца. В этой связи предлагаемые законодателем изменения в Закон в части регламентации порядка проведения закупок в электронной форме, а также закрепление ключевой роли операторов электронных площадок при проведении закупок в электронной форме могут способствовать достижению целей и принципов осуществления закупочной деятельности заказчиков, установленных в Законе.

Кроме того, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2013 №867-р был утвержден План мероприятий («дорожная карта») расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием. В целях осуществления мероприятий дорожной карты были выделены показатели эффективности, которые необходимо улучшать и значения которых необходимо наращивать. Среди таких показателей доля закупок в электронной форме в общем ежегодном объеме закупок заказчиков открытыми конкурентными способами (измеряется как стоимостная доля договоров, заключенных по итогам открытых процедур закупки в электронной форме, в общем ежегодном объеме договоров, заключенных в рамках закупок заказчиков открытыми конкурентными способами).

Увеличение доли закупок в электронной форме в общем ежегодном объеме открытых конкурентных закупок планируется наращивать постепенно. Так, к концу 2014 года доля электронных закупок должна составить не менее 40%, в декабре 2015 года - не менее 45%, в декабре 2016 года - не менее 50%, в декабре 2017 года - не менее 60%. К концу 2018 года доля таких закупок должна составить не менее 70% в общем объеме закупок, проводимых открытыми конкурентными способами.

7.2. Особенности проведения и преимущества процедур закупок в электронной форме

По общему правилу при проведении процедур закупок в электронной форме документооборот (в т.ч. подача заявки, изменения извещения и документации о закупке, разъяснения документации о закупке и т.п.) осуществляется в электронной форме на электронных торговых площадках.

Проводить закупки в электронной форме выгоднее и проще. Их можно осуществлять не только в отношении ТРУ, указанных в Постановлении №616.

При проведении закупки не в электронной форме заказчик должен принимать заявки, вести журнал регистрации заявок, обеспечивать их хранение должным образом.

При проведении закупок в электронной форме без использования электронных торговых площадок (ЭТП) также возникает ряд проблем, связанных с приемом и хранением заявок.

Проведение закупок на электронной площадке имеет ряд несомненных преимуществ как для заказчиков, так и для поставщиков:

ПРИМЕР: Если по технически причинам заказчик не получит заявку поставщика (например, сервер организации распознает заявку участника как спам и заблокирует электронное письмо), заказчик будет нести ответственность за ограничение конкуренции.

При приеме заявок на электронную почту заказчик обязан проверить, действительна ли электронная подпись. Электронная площадка сама принимает, регистрирует и хранит заявки, осуществляет проверку ЭЦП.

При закупках на электронной площадке заказчику также не нужен аукционист, специальная программа, не нужно тратить целый день на организацию аукциона.

При проведении закупки не в электронной форме заказчику рекомендуется вскрытие заявок делать публично: приглашать участников и осуществлять видеосъемку. При получении жалоб видеозапись послужит доказательством невиновности заказчика.

При проведении закупки на ЭТП такая необходимость отпадает - сама площадка служит гарантом того, что заказчик ничего не сделал с заявками.

Крупнейшие заказчики стремятся проводить максимальное количество закупок в электронной форме:

  • Росатом: 100%
  • Московский метрополитен: 100%
  • Ростелеком: 75%

При работе на ЭТП также возможна удаленная работа, для этого нужна только электронная подпись.

Наряду с вышеуказанными преимуществами электронная торговая площадка ОТС-tender предлагает ряд дополнительных возможностей, повышающих простоту и удобство проведения закупок:
1) электронная площадка OTC-tender интегрирована с сайтом www.zakupki.gov.ru , на котором все заказчики, осуществляющие закупочную деятельность в соответствии с федеральными законами №44-ФЗ и №223-ФЗ, обязаны размещать информацию о закупках. Достаточно зайти на электронную площадку OTC-tender, разместить там всю информацию и нажатием одной кнопки отправить эту же информацию на сайт www.zakupki.gov.ru, затем зайти на ООС и подтвердить эту информацию своей электронной подписью;
2) возможность проведения закупок в электронной форме любым способом , поскольку функционал площадки позволяет заказчику исполнить любые пункты его положения о закупках;
3) реальная экономия для заказчиков (снижение цены заказа до 15% за счет высокой конкуренции на торгах среди поставщиков, автоматизация трудоемких операций по размещению заказа и организации торгов, рост рентабельности за счет снижения издержек и лучших условий поставок);
4) Низкий процент несостоявшихся процедур (на площадке аккредитовано более 100 000 поставщиков, заключено договоров на общую сумму 1,5 трлн. рублей);
5) Бесплатное обучение для заказчиков.

Общий порядок проведения процедур закупок в электронной форме подобен порядку проведения обычных процедур закупки, которые осуществляются с использованием документов на бумажных носителях и/или документов в электронной форме.

Поскольку законодателем не установлены конкретные способы закупки , проведение которых может быть осуществлено в электронной форме, а также перечень операторов электронных площадок, на которых такие закупки могут быть проведены, заказчик самостоятельно в своем положении о закупке должен прописать наименование и интернет-адрес электронной площадки, на которой он проводит электронные закупочные процедуры, и указывать ее адрес в извещении о проведении процедуры закупки в электронной форме.

Кроме того, заказчик в положении о закупке должен указать, какие конкретно способы закупки в электронной форме он будет использовать и в каком порядке данные закупки будут осуществляться, так как электронная форма в части применения Закона №223-ФЗ не ограничивается электронным аукционом, как в госзаказе.

Способы закупки, реализованные на электронной площадке ОТС-tender:

  • Аукционы (открытые, закрытые);
  • Редукционы;
  • Конкурсы (открытые, закрытые, ценовые, на заключение рамочного соглашения, с предварительным квалификационным отбором, с переторжкой);
  • Запросы цен/предложений (открытые, закрытые, с предварительным квалификационным отбором, двухэтапные, многокритериальные, с переторжкой);
  • Конкурентные переговоры (открытые, закрытые, с предварительным квалификационным отбором, многоэтапные);
  • Закупка у единственного источника.

Стоимость работы на площадке ОТС-tender

Регистрация на площадке полностью бесплатная .

Все услуги для заказчиков - бесплатны .

Плата взимается только с участника - победителя процедуры. Если стоимость закупки составляет до 590 тыс. руб., то плата - 1% от начальной (максимальной) цены, если стоимость выше, плата составляет 5 900 рублей.

Также для поставщика возможна оплата участия в торгах в форме безлимитной лицензии , которая предполагает единовременную плату за использование программного обеспечения в течение одного, трех, шести или двенадцати месяцев в размере 5 000 рублей, 14 000 рублей, 28 000 рублей, и 55 500 рублей, соответственно.

Этапы внедрения ОТС.RU (время перехода на электронную площадку составляет от 2-х дней до 2-х недель).
1. Аккредитация на ОТС.RU. Необходимо подать заявку на аккредитацию. К каждому заказчику прикрепляется персональный менеджер. Уточнить своего менеджера можно позвонив на ОТС.RU.
2. Подготовка к торгам. Практическое обучение пользователей ЭТП. Настройка личного кабинета осуществляется вместе с персональным менеджером.
3. Проведение закупок (публикация извещения, рассмотрение заявок, выбор победителя)

7.3. Последствия нарушения порядка осуществления закупки в электронной форме

5 мая 2014 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП), который устанавливает административную ответственность в отношении заказчиков за нарушение требований Закона №223-ФЗ.

В соответствии с ч.2 ст. 7.32.3 КоАП РФ при невыполнении требований ПП РФ №616 (осуществление закупки товаров, работ, услуг в иной форме, в случае если такая закупка должна осуществляться в электронной форме) субъект, совершивший правонарушение, привлекается к административной ответственности:

В качестве должностных лиц выступают лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, в соответствии с примечанием к статье 2.4. КоАП РФ. По общему правилу административная ответственность за данное правонарушение наступит в отношении лица, принявшего решение о закупке не в электронной форме: при наличии приказа о проведении закупки в электронной форме - для лица, подписавшего приказ, при отсутствии приказа - для лица, утвердившего документацию о закупке.

Комиссия может формироваться до проведения процедуры (до публикации извещения), либо в процессе закупки, но до принятия решения, которое надлежит принять комиссии. Рекомендуется создавать комиссию до публичного объявления открытой закупочной процедуры, приглашения к участию в закрытой закупочной процедуре или в срок, достаточный для ознакомления членов комиссии с материалами, вынесенными на повестку дня.

Формировать комиссию следует только тогда, когда необходимо коллегиальное решение по какому-либо вопросу.

При формировании порядка работы комиссии следует учесть:

  • порядок оповещения членов комиссии о заседании комиссии (в том числе срок, в который должно направляться напоминание о заседании и просьба подтвердить присутствие на заседании каждого члена комиссии);
  • порядок ознакомления с материалами, необходимыми для принятия решения по вопросам повестки дня;
  • порядок привлечения экспертов (как происходит привлечение, если эксперт внутренний, как происходит привлечение внешнего эксперта; порядок работы эксперта, статус экспертного заключения);
  • порядок и случаи замены членов комиссии (служебные командировки, непредвиденные случаи, самоотвод, принудительная замена и т.д.);
  • порядок определения легитимности комиссии для принятия решения (кворум - 50 % членов комиссии, имеющих право голоса с округлением в большую сторону (если членов 5, то кворум 3);
  • порядок заседания комиссии (очное, с использованием средств связи (телефонной, видеоконференцсвязь));
  • порядок принятия решения по вопросам повестки дня (право голоса, право вето, право воздержаться от принятия решений; голосование очное/заочное, открытое/закрытое; равенство голосов, равенство баллов.
  • фиксация решений комиссии (протоколирование, аудио/видео запись);
  • порядок присутствия сторонних наблюдателей (необходимо четко установить правила присутствия и оговорить степень их полномочий);
  • порядок оповещения участников о принятых комиссией решениях (направление протокола, выписки из протокола в отношении конкретного участника, указание поименного состава принявших решение/без указания поименного состава лиц, принявших решение.

Порядок принятия решений по вопросам повестки дня

Право вето - право заблокировать принятие решения (например, в случае, если комиссия формируется сторонним организатором, входящий в нее представитель заказчика может обладать таким правом; в регламенте работы комиссии необходимо предусмотреть последствия реализации права вето).

Право воздержаться от принятия решений - право не голосовать «за» или «против». Не рекомендуется включать такое право.