Презентация по литературе на тему "Вечный образ" в трагедии У. Шекспира "Гамлет" (9 класс)

Тема: “Ширококрылых вдохновений
Орлиный, дерзостный полет”.

Ф. И. Тютчев

Оборудование:

Цель урока: формировать умение выступать перед аудиторией, развивать интерес к искусству.

Оформление доски:

  1. Cловарь: режиссер, кинорежиссер, дебют, премьера, подмостки театра
  2. Эпиграф урока: "Для актера каждая новая роль – рождение нового человека".
    В. Качалов

Учащиеся разделены на группы: кинокритики, художники, театроведы, артисты.

(Звучит органная фуга. На фоне музыки идет рассказ о премьере В. Шекспира “Гамлет”.)

– Взвился тяжелый занавес. И все, что осталось за стенами театра, отодвигается куда-то вдаль. Ты переносишься в мир, где время изменяет свой бег.

Тишина. На сумрачном фоне холодного, северного неба встают очертания старинного замка. Часы на башне бьют полночь. Сменяется караул. Дозорные тревожно всматриваются в зыбкую мглу. В это час у стен замка появляется призрак…

К призраку протягивает руки человек в черном плаще. Лицо его бледно, в глазах ужас, боль, смятение, вопрос.

(Учащимися – артистами разыгрывается сцена из “Гамлета” – “Разговор Призрака и принца”.)

– На сцене “Гамлет”. На сцене старого театра и недавно построенного Дома культуры. На сценах Москвы, Варшавы и Пекина, Парижа и Нью-Йорка. Во всех концах света. Сегодня и завтра и в далеком прошлом.

Первое представление (премьера) Шекспира о Гамлете, принце датском, состоялось в 1601г. на сцене деревянного театра “Глобус” в предместье Лондона.

Слово учителя:

– С тех пор прошло много времени, но образ Гамлета оказался так близок сердцам людей, так современен каждому поколению, что уже много веков не сходит с театральных подмостков и не уходит из более современного искусства – кинематографии.

Я думаю, что лучше всего тему нашего урока отразят слова Ф. И. Тютчева:

Ширококрылых вдохновений
Орлиный, дерзостный полет.

Эти слова в равной мере можно отнести и к Гамлету и к тем артистам, что стремились создать его образ на сцене, т. к. “для актера каждая роль – рождение нового человека” – считает великий Качалов. А без вдохновения не будет этого нового человека.

Неимоверного богатства образ Гамлета. Многосторонний, многоплановый, многогранный. В Гамлете есть всё. И глубокое падение духа, и неуверенные переходы к деятельной, активной жизни, и отчаяние, пессимизм. И вера, безграничная вера в будущее, в жизнь. Подлинная внутренняя порывистость и страстность людей Ренессанса. В нём много нежного и наивного. Печальная, любвеобильная душа и предельная ярость и гнев бойца.

Нельзя в таком многогранном образе как Гамлет, вырвать только одну страницу его жизни.

И если мы обратимся к истолкованию Гамлета на русской сцене и в кино, то увидим, что в стремлении приблизить Гамлета к своему времени, не идеализируя и не принижая, актеры создают неповторимые образы. И каждый Гамлет по-своему глубок и искренен.

В XIX веке Гамлета играли такие знаменитые актеры как Павел Мочалов и Василий Каратыгин, в XX веке – Александр Южин и Василий Качалов, Михаил Козаков и Эдуард Марцевич.

О некоторых актерах и их Гамлетах и пойдет речь на уроке.

Выступление театроведов: “Василий Качалов” (рис. 2.)

(Звучит любая напряженно-спокойная музыка.)

– Венец мечтаний каждого драматического актера – сыграть Гамлета.

И Качалов тоже мечтал сыграть принца датского – пожалуй, самую благородную и труднейшую роль в мировой драматургии, в которой предельно раскрывается талант и личность артиста.

35 ролей сыграл Качалов на сцене Художественного театра, прежде чем предстал в образе героя трагедии Шекспира. И создание его заняло немало времени: постановка “Гамлета” была задумана в театре в 1908 году, а премьеру удалось показать только через четыре года.

Качалов работал над ролью Гамлета не только на репетициях, но и дома: искал голос, движения, жесты, отрабатывал внутренние куски роли. Долго искал, какой должен быть смех Гамлета в сцене встречи с актерами “в мышеловке”, в сцене “Быть или не быть?”. Упорно искал ритм шагов идущего в мучительном раздумье Гамлета – человека, сжигаемого жестокими мыслями.

Выступление художников: “О портрете Качалова в роли Гамлета” (рис. 3.)

– Известен портрет В.И. Качалова в роли Гамлета. Бледное лицо с огромным лбом, с заострившимися от внутреннего напряжения чертами. Пристальный взгляд измученных глаз – измученных, но не способных закрыться, не видеть, “ умереть, уснуть”. Голова смело, даже дерзко вскинута, но шею и плечи отягощает цепь принца. Это сосредоточенность мысли, всепроникающей, всеоценивающей – и в глубине своей души, и в том мире, что вокруг. Пытливость и усталость человека, разгадывающего тайны мира. Гамлет здесь – мыслитель. И хотя опыт мысли приносит ему горечь и страдание, он не оставит загадку неразгаданной.

Гзовская, игравшая в этом спектакле Офелию, вспоминала, что главной в Гамлете – Качалове была скорбь по несовершенству мира, размышление “замкнутого в себе, сосредоточенно-страдающего человека”.

Думающий Гамлет Качалова был сдержан. Ни драматических жестов, ни возбуждённости голоса, ни бурных чувств не заметили в нём рецензенты и зрители спектакля.

Выступление театроведов: “О Михаиле Чехове” (звучит любая бурная музыка.)

– Совершенно по-иному толкует Гамлета артист МХАТа Второго – Михаил Чехов.

Зло мира преследует Гамлета, доводит его почти до безумия; с этим злом он исступленно борется, отдавая себя на растерзание всем впечатлениям жизни. Гамлет Чехова – и затравленный безумец, и ожесточённый мститель. По сцене Гамлет движется резко, ломкость и острота движений характеризуют энергию гнева, боли, мести. Таков Михаил Чехов в роли Гамлета. Гамлет Чехова “гибнет, потому что мир ужасен”, что даже неистовство сильной личности не в состоянии сокрушить зло. Образ, созданный Чеховым в 1924 году, как бы явился прообразом созданного в кино Гамлета – Смоктуновского

Выступление театроведов: “Эдуард Марцевич.”

(Звучит органная фуга.)

– И, наконец, самый юный Гамлет нашей сцены – Эдуард Марцевич. 22-летний выпускник Щукинского училища в 1959 году играет Гамлета на сцене театра имени В.Маяковского в спектакле, поставленном режиссёром Охлопковым. Своему “Гамлету” режиссер горячо и страстно, вдохновенно говорил: “Только в активной, непримиримой, самоотверженной борьбе против несправедливости, в борьбе без колебаний и сомнений возможно отстоять свои идеалы, победить зло”. Мечты, мысли, раздумья о судьбе датского принца и о его веке не остались на страницах вдохновенного режиссерского замысла, они перешли на сцену в спектакль.

Вот медленно распахиваются тяжёлые бронзовые ворота эльсинорского замка. А за ними становится зримой жизнь печального и метущегося датского принца – жизнь юноши, осмелившегося сказать правду самому себе и окружающему миру.

Марцевич играет спектакль. Эмоции и интеллект, благородство сердца и благородство души, перед которыми отступает все низкое, грязное, вчерашнее.

Это Гамлет очень возвышенный, очень прозрачный. Это – сама юность мира. В мире зла юноше Гамлету мучительно тяжело нести свое одиночество. Может быть, поэтому искренним лиризмом, мягкостью озарены были сцены Гамлета – Марцевича с Горацио и Офелией. Тепло дружбы и любви необходимо Гамлету. Преданность Горацио утишает его боль. Трепетная нежность Офелии – спасение, прибежище в расколовшемся мире. Гамлет – Марцевич страшился разрушения этой любви и боролся за нее страстно.

(В исполнении учащегося звучит стихотворение А. Блока “Гамлет”.)

(Органная фуга сменяется чистой нежной срывающейся мелодией.)

Выступление художников: “Портрет Марцевича в роли Гамлета”.

– Нежное, прекрасное в своей юношеской гармонии лицо смято тревогой. Порыв и растерянность одновременно владеют этим Гамлетом. В глазах озёра слёз, а рот горько сжат. Будто этот мальчик мучительно пытается собрать волю для противоборства. Но взгляд обиженного, недоумевающего ребенка как бы спрашивает: “Почему мир так жесток и грязен?” Таковы первые впечатление от портрета Марцевича в роли Гамлета. Этот юный Гамлет никак не может ожесточить свой ум и волю для борьбы. Его трагедия вызвана детской доверчивостью и наивной чистотой души.

Выступление кинокритиков: “О Смоктуновском”.

(Звучит любая напряженная музыка.)

– Гамлет продолжает свой путь в самом современном искусстве нашего времени – кино. Кинорежиссер Г. Козинцев поставил фильм, который широко обсуждался в прессе. Гамлета играет Иннокентий Смоктуновский. И это вновь совсем другой Гамлет.

Гамлет Смоктуновского не только мудр и благороден, – познание сделало его безжалостным, ядовитым.

Достойных друзей, единомышленников у Гамлета – Смоктуновского нет. Его Гамлет одинок и полон иронии по отношению к миру.

Гамлеты 50х – начала 60х годов плакали, а этот – впервые – смеялся. Не пугаясь призраков и обманов, коварства и покорности, разрушенной дружбы и любви, с самообладанием сверхчеловека и азартом профессионального сатирика бросался он на довольный собой Эльсинор. Гамлет Смоктуновского пугает обитателей замка одним своим непривычным поведением, дерзкими словами, улыбками, не принятой здесь прямотой.

Смоктуновский сыграл созидательное зло. В глубине души у него имелись нерастраченные запасы любви, но брал он только ненависть, гнев и иронию.

(Читается монолог Гамлета “Быть или не быть”.)

Выступление художников: “Портрет Смоктуновского в роли Гамлета” (рис. 4)

– Гамлет Смоктуновского – само мужество; нет такой вести, такого события, которые заставили бы его содрогнуться и отступить, ощутить страх.

Гамлет изумляет своим надменным видом. Глаза его освещены светом истинного понимания всякого человека. Этот беспощадный свет, кажется, прожигает любую плотность мерзости.

Слово учителя:

– После Гамлета Смоктуновского пришел Гамлет Высоцкого. По нему мы узнали, как изменилось время. Бессмертное произведение Шекспира было поставлено известным режиссером Любимовым на сцене Московского театра на Таганке. Гамлет – основная и любимая роль Высоцкого. Гамлета он играл 10 лет, Гамлет был последней ролью, которую Высоцкий играл перед смертью…

(Звучит гитара.)

Выступление художников: “О портрете Высоцкого в роле Гамлета” (рис. 5).

– Гамлет Высоцкого шагнул в Эльсинор Таганки с улицы; его не одевали как принца, не причесывали, не укрупняли. Джинсы, свитер и гитара стали костюмом Гамлета нового поколения. В портрете таганского Гамлета мы видим простое тяжеловатое лицо и сумрачный взгляд; грубость и нежность; решительность плебея и благородство поэта.

Выступление театроведов:

– Гамлет Высоцкого и был поэтом. Перед началом спектакля В. Высоцкий срывающимся от внутренней боли голосом исполнял стихотворение Пастернака “Гамлет”.

(Читается стихотворение Б. Пастернака “Гамлет”.)

“Я один”, – играл Высоцкий, и, хотя Смоктуновский мог бы так сказать устами своего Гамлета, разница громадная. Гамлет был один, и все-таки его обступала племя людское. От Смоктуновского – Гамлета оно разлеталось, оставляя вокруг пустое пространство, съеденное страхом. Высоцкого – Гамлета не боялись, он бился в тесноте мира – она-то и была его цепями, его главной душевной и телесной тяжестью.

Гамлет Высоцкого первых лет был молодой, бунтующий, страстный, с абсолютной уверенностью в своих поступках, с ненасытным любопытством ко всему: к хорошему, к плохому, к добру и злу. Во всем – восторг первооткрывателя и ощущение новизны.

Вместе с мастерством появится мудрость. В Гамлете у Высоцкого появится некоторая настороженность: шаг – а вдруг пропасть…

(Читается стихотворение Высоцкого “Мой Гамлет”)

В последние годы в Гамлете Высоцкого прорвалась высшая духовность, одухотворенность и обостренное ощущение конца… Ощущалась горечь одиночества и печаль. Гамлет понимал, что можно выстоять, только оставаясь Человеком, сохраняя достоинства и духовную ответственность.

Слово учителя:

– Шекспир называл театр зеркалом, “чье назначение – являть всякому веку и сословию его подобие и отпечаток”. Бесспорно, “Гамлет” – гениальная пьеса, она гениальна главным образом потому, что в ней можно найти проблемы, волновавшие людей во все времена.

Вместе с Гамлетом актеры проходят путь от духовного сознания к духовному существованию и помогают нам найти своего Гамлета, свое решение вечных проблем.

Исходя из материала нашего урока, для вас предлагаются в качестве домашнего задания следующие темы сочинений:

    1. Близки ли нам проблемы Гамлета?
    2. Мой Гамлет.
    3. Как бы я сыграл Гамлета сейчас.
  1. 1. Перед вами великая трагедия «ГАМЛЕТ»
  2. 2. Гамлет - трагедия Уильяма Шекспира, одна из самых известных его пьес, иодна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в 1600-1601 годах. Это самая длинная пьеса Шекспира - в ней 4042 строки и 29 551слово.Трагедия основана на легенде о датском правителе по имени Amletus,записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в третьей книге«Деяний данов» и посвящена прежде всего мести - в ней главный герой ищетотмщения смерти своего отца.
  3. 3. ПерсонажиГамлетКлавдий, король датский.Гамлет, сын покойного и племянник царствующего короля.Полоний, ближний вельможа.Горацио, друг Гамлета.Лаэрт, сын Полония.Придворные:Вольтиманд;Корнелий;Розенкранц;Гильденстерн;Озрик;Первый дворянин;Второй дворянин;Священник.Офицеры:Марцелл;Бернардо.Франсиско, солдат.Рейнальдо, слуга Полония.Актёры.Два могильщика.Капитан.Английские послы.Гертруда, королева датская, мать Гамлета.Офелия, дочь Полония.Фортинбрас, принц норвежский.Призрак отца Гамлета.
  4. 4. Кидовская трагедия До Шекспира уже существовала трагедия, посвящённая Гамлету. Её текстне сохранился. Первое упоминание о ней относится к 1589 году, когда ТомасНэш иронически отозвался о «куче Гамлетов, рассыпающих пригоршнямитрагические монологи». В дневнике антрепренера Филиппа Хенсло естьзапись о спектакле «Гамлет» в 1594 году. Обычно Хенсло помечал, была липоставленная пьеса новой. Но для данной записи такой пометки нет.Видимо, это та же пьеса, которую упоминал Томас Нэш. В 1596 году ТомасЛодж в своём сочинении «Несчастия ума» описывал «бледный призрак»,который жалобно кричал в театре, подобно торговке устрицами: «Гамлет,отомсти!». Исследователи сходятся во мнении, что автором этой пьесы былТомас Кид. В центре кидовской трагедии была нравственная проблема,воплощённая в теме мести.
  5. 5. Гамлет – так звали сына Шекспира(имя пишется: Hamnet или Hamlet,а иногда даже Amblett), который умер в одиннадцатилетнем возрасте!
  6. 6. Произведение «Гамлет» - ВильямаШекспира – великого английскогодраматурга, поэта, актера, «властелинастрастей человеческих», именно еготворчество является вершиноймировой драматургии, а егопроизведения на протяжении вот ужечетырех веков имеют поистинебезграничную власть над сердцамимиллионов читателей во всем мире!
  7. 7. Ни в одно из своих произведений Шекспирне вложил столько своей собственной души,нигде он так не сливался с своим героем, недумал его мыслями, не плакал его слезами. Вэтой трагедии выведена натура благородная,чувствительная, полная возвышенных порывовк идеалу, но созерцательная и негодная дляжизненной борьбы!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В 1601 г. появилась величайшая трагедия Шекспира «Гамлет», которую Белинский назвал «блистательнейший алмаз в лучезарной короне царя драматических поэтов. Главный герой пьесы – человек не только сильных страстей, но и высокого интеллекта, человек, размышляющий о смысле жизни, о путях борьбы со злом. Это роднит пьесу с драматургией XX века. Великая трагедия «Гамлет»

3 слайд

Описание слайда:

Трагедия Шекспира «Гамлет, принц датский» наиболее знаменитая из пьес английского драматурга. По мнению многих высоко авторитетных ценителей искусства, это одно из самых глубокомысленных творений человеческого гения, великая философская трагедия. Она касается важнейших вопросов жизни и смерти, которые не могут не волновать каждого человека. Вопросы, которые ставит трагедия, имеют поистине общечеловеческое значение. Недаром на разных этапах развития человеческой мысли люди обращались к «Гамлету», ища в нём подтверждение взглядов на жизнь и мировой порядок.

4 слайд

Описание слайда:

В основу истории о Гамлете легла датская легенда, впервые записанная в конце XII века датским летописцем Саксоном Грамматиком. В древние времена язычества - так рассказывает Саксон Грамматик – правитель Ютландии был убит во время пира своим братом Фенгом, который затем женился на его вдове. Сын убитого, молодой Гамлет, решил отомстить за убийство отца. Чтобы выиграть время и казаться безопасным в глазах коварного Фенга. Гамлет притворился безумным: валялся в грязи, размахивал руками, как крыльями, кричал петухом. Все его поступки говорили о «совершенном умственном оцепенении», но в его речах таилась «бездонная хитрость», и никому не удавалось понять скрытый смысл его слов. Друг Фенга (будущего шекспировского Клавдия), «человек более самоуверенный, чем разумный» (будущий шекспировский Полоний), взялся проверить, точно ли Гамлет безумен.

5 слайд

Описание слайда:

Чтобы подслушать разговор Гамлета с его матерью, этот придворный спрятался под лежавшей в углу соломой. Но Гамлет был осторожен. Войдя к матери, он сначала обыскал комнату и нашел спрятавшегося соглядатая. Гамлет убил придворного, разрезал его труп на куски, сварил их и бросил на съедение свиньям. Затем он вернулся к матери, долго «язвил её сердце» горькими упрёками и оставил её плачущей и скорбящей. Фенг отправил Гамлета в Англию в сопровождении двух придворных (будущие шекспировские Розенкранц и Гильденстерн), тайно вручив им письмо к английскому королю с просьбой умертвить Гамлета. Как и в трагедии Шекспира, Гамлет подменил письмо, и английский король вместо него послал на казнь двух сопровождавших Гамлета придворных. Английский король ласково принял Гамлета, много беседовал с ним и дивился его мудрости. Гамлет женился на дочери английского короля. Затем он вернулся в Ютландию, где во время пира напоил Фенга и придворных пьяными и зажег дворец. Придворные погибли в огне. Фенгу Гамлет отрубил голову. Так восторжествовал Гамлет над своими врагами.

6 слайд

Описание слайда:

Шекспир немного изменил легенду, сделав её красивой, убрав варварство. Изменив окончание легенды, он делает её более трагичной. Герой трагедии Гамлет – передовой человек своего времени. Он – студент Виттенбергского университета, который был в эпоху Шекспира передовым университетом. Гамлет стал одним из самых любимых образов мировой литературы.

7 слайд

Описание слайда:

Гамлет и Призрак отца Истинная трагедия Гамлета состоит в том, что он, человек прекраснейших душевных качеств, надломился. Когда увидел ужасные стороны жизни - коварство, измену, убийство близких. Он утратил веру в людей, любовь, жизнь утратила для него свою ценность. Притворяясь безумным, он на самом деле находится на грани сумасшествия от сознания того, насколько чудовищны люди, - предатели, кровосмесители, клятвопреступники, убийцы, льстецы и лицемеры. Он обретает мужество для борьбы, но на жизнь он может смотреть только со скорбью.

8 слайд

Описание слайда:

Но мириться он не мог, а как бороться, и главное, как победить, уничтожить зло, - он не знал. Причина трагедии Гамлета, таким образом, коренится в благородстве его натуры. Трагедия Гамлета есть трагедия познания человеком зла. До поры до времени существование датского принца было безмятежным: он жил в семье, озаренной взаимной любовью родителей, сам полюбил и пользовался взаимностью прелестной девушки, имел приятных друзей, с увлечением занимался науками, любил театр, писал стихи; впереди его ждало великое будущее - стать государем и править целым народом. Но вдруг все начало рушиться. В рассвете лет умер отец. Не успел Гамлет пережить горе, как его постиг второй удар: мать, казалось, так любившая его отца, меньше чем через два месяца вышла замуж за брата покойного и разделила с ним трон. И третий удар: Гамлет узнал, что отца убил собственный брат, чтобы завладеть короной и женой. Внутренняя драма Гамлета состоит в том, что он многократно терзает себя за бездействие, понимает, что словами делу не поможешь, но конкретно ничего не предпринимает.

9 слайд

Описание слайда:

В этой трагедии Шекспира горе, которое испытывает герой, вызвано поспешным браком его матери. Обвиняя мать, Гамлет говорит о том, что её измена есть прямое нарушение нравственности. Весь тон беседы Гамлета с матерью отличается жестокостью. Появление Призрака усиливает его жажду мести. Но теперь осуществлению её препятствует отправка в Англию. Подозревая подвох со стороны короля, Гамлет выражает уверенность, что может устранить опасность.