Инструкция электромонтера по обслуживанию подъемных сооружений. Должностная инструкция электромонтера по ремонту и техническому обслуживанию электрических грузоподъемных механизмов

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Протокол заседания Приказ от ______ N _______ профсоюзного комитета от _________ N ________ или или СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Уполномоченное лицо по охране Руководитель организации труда работников организации (заместитель руководителя __________ ___________________ организации, в должностные (подпись) (фамилия, инициалы) обязанности которого входят ______________________ вопросы организации охраны труда) (дата) __________ _____________________ (подпись) (фамилия, инициалы) ______________________ (дата) Инструкция по охране труда для электромонтера (наладчика) по ремонту и обслуживанию электрооборудования грузоподъемных машин ____________________________________________ (номер инструкции либо другие ее реквизиты)

1. Общие требования по охране труда

1. Для выполнения обязанностей электромонтера (наладчика) по ремонту и обслуживанию электрооборудования грузоподъемных машин допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по соответствующей программе и аттестованные квалификационной комиссией, имеющие удостоверение.

2. Электромонтер, допущенный к самостоятельной работе по ремонту и обслуживанию электрооборудования грузоподъемных машин, должен знать:

2.1. основные положения общей электротехники;

2.2. назначение, устройство и принцип действия отдельных узлов, механизмов и электрооборудования грузоподъемных машин;

2.3. электрические схемы закрепленных для обслуживания машин;

2.4. соответствующие разделы Правил устройства и безопасной эксплуатации электроустановок потребителей;

2.5. основные причины повреждений и аварий на электрооборудовании грузоподъемных машин, уметь находить и устранять их.

3. Электромонтер, допущенный к самостоятельной работе по ремонту и обслуживанию электрооборудования грузоподъемных машин, должен:

3.1. производить осмотр и ремонт электрооборудования грузоподъемных машин;

3.2. производить подготовку электрооборудования грузоподъемных машин к техническому освидетельствованию.

4. Перед допуском к ремонту и обслуживанию электрооборудования грузоподъемных машин электромонтер должен пройти инструктаж на рабочем месте с оформлением в журнале инструктажа. Последующее (повторное) проведение инструктажа должно проводиться не реже, чем через три месяца.

5. Электромонтер, допущенный к ремонту и обслуживанию грузоподъемных машин, должен иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже третьей.

6. Электромонтер обязан:

6.1. соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка;

6.2. не употреблять спиртные напитки, а также находиться на рабочем месте, территории организации или в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Курить разрешается только в специально установленных местах;

6.3. изучать и совершенствовать методы безопасной работы;

6.4. работать в спецодежде с использованием средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами;

6.5. пользоваться оборудованием и инструментами только по прямому назначению.

7. Электромонтер должен уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастных случаях. Знать, где находится аптечка с набором медикаментов, и при необходимости обеспечить доставку (сопровождение) пострадавшего в лечебное учреждение. Знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам.

8. Не принимать пищу на рабочем месте.

9. Соблюдать правила санитарной и личной гигиены.

10. Электромонтер несет персональную ответственность за нарушение требований настоящей Инструкции по охране труда в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

2. Требования по охране труда перед началом работы

11. Прежде чем приступить к работе электромонтер должен убрать все предметы, которые могут помешать безопасной работе, убедиться в достаточном освещении рабочего места. О всех замечаниях на данном рабочем месте поставить в известность мастера или руководителя работ и до их указания к работе не приступать.

12. До начала работы необходимо ознакомиться с инструкцией по монтажу и эксплуатации крана и электрической схемой.

3. Требования по охране труда при выполнении работы

13. Уточнить, откуда подключен кран, и произвести необходимое отключение.

14. Проверить отсутствие напряжения на отключенном участке и исправность заземления.

15. Запрещается пользоваться для заземления какими-либо проводниками, не предназначенными для этой цели, а также производить присоединение заземления путем их скрутки.

16 Вывесить предупреждающий плакат "Не включать, работают люди!".

17. Обеспечить надежность отключения, исключающего попадание напряжения на отключенный участок электрооборудования крана.

18. Ремонт и обслуживание электрооборудования крана производить согласно требованиям ПУЭ, ПТБ, ПТЭ при эксплуатации электроустановок потребителей.

19. Допуск работников, обслуживающих электрооборудование мостовых кранов, а также других рабочих на крановые пути и проходные галереи для производства ремонтных или каких-либо других работ производить при оформлении наряда-допуска на эти работы.

Наряд-допуск - это письменное разрешение на работу в электроустановках, определяет место, время начала и окончания работ, условия ее безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность работ.

20. При осмотрах, регулировках и ремонте электрооборудования на кранах обслуживающий персонал должен пользоваться индивидуальными средствами защиты (диэлектрические перчатки, галоши, коврики, подставки, предохранительный пояс).

21. Запрещается применять неиспытанные защитные изолирующие средства, а также защитные средства, срок очередного испытания которых истек.

22. Монтерский инструмент должен применяться только с изолированными ручками.

23. Осмотр и ремонт электрооборудования производить при отключенном рубильнике на питающий кабель крана и отключенном рубильнике на кране.

24. Во время действия механизмов обслуживающему персоналу запрещается производить на них какие-либо работы.

При проведении осмотра электрооборудования кранов регулировка и включение механизмов должны производиться по сигналу лица, осуществляющего осмотр.

25. Для переносного инструмента и переносных ламп применять безопасное напряжение не выше 42 В.

26. При передвижении мостового крана лица, проводившие осмотр и устранение неисправностей электрооборудования крана, должны находиться в кабине или на настиле моста, при этом следует остерегаться задевания за выступающие части перекрытия, колонны, арматуру и другое оборудование.

27. При осмотрах и проверках электрооборудования грузоподъемных машин и приборов безопасности необходимо проверить исправность:

27.1. блокировки люков, дверей, ограждений кранов, которые должны отключать незащищенные троллейные провода для предотвращения опасности, связанной со случайным прикосновением к ним;

27.2. приборов безопасности (концевых выключателей, ограничителя грузоподъемности, блокировочных устройств и сигнализации, указателя вылета стрелы и грузоподъемности);

27.3. ограждения всех доступных для прикосновения токоведущих частей;

27.4. действия контакторов;

27.5. состояния сопротивлений;

27.6. предохранителей;

27.7. прилегания щеток, чистоту контактирующих колец электродвигателей и токосъемников;

27.8. крепления электропроводки и состояние изоляции;

27.9. действия приборов электрозащиты;

27.10. инструмента и поставляемых защитных средств (коврика, ограждения, плакатов и др.);

27.11. пломб на релейных блоках ОГП, анемометра и др.;

27.12. сопротивления изоляции обмоток статора и ротора электродвигателей.

28. По окончании ремонта и осмотра все снятые ограждения на электрооборудовании и электроаппаратах должны быть поставлены на место и закреплены.

29. После осмотра и ремонта электрооборудования кранов и наладки устройств и приборов безопасности по результатам произведенной работы электромонтер должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале крана.

Крановщик, убедившись в исправном состоянии электрооборудования, приборов безопасности, наличии пломб на ОГП, расписывается в вахтенном журнале крана о приемке крана после его осмотра.

30. Обо всех неполадках и проведенных работах обслуживающий персонал обязан доложить лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

4. Требования по охране труда по окончании работы

31. Убрать детали, материалы и инструмент.

32. Привести в порядок рабочее место.

5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

33. При поражении электрическим током необходимо:

33.1. быстро отключить источник поражающего тока или освободить пострадавшего от источника тока;

33.2. оказать доврачебную помощь;

33.3. вызвать врача.

34. Для освобождения пострадавшего от токоведущих частей необходимо принять меры собственной безопасности, для чего оттянуть пострадавшего за части одежды, не прилегающие к телу, отвести токоведущую часть (провод) предметом-изолятором. Для изоляции себя от действия тока необходимо стать на сухую доску, резиновый коврик или надеть диэлектрические перчатки. Освобождение пострадавшего от токоведущих частей необходимо производить одной рукой.

35. Оказание доврачебной помощи:

35.1. освободить пострадавшего от повреждающего действия (высокой, низкой температуры химических веществ, электротока, сдавливающих тяжестей);

35.2. дать пострадавшему возможность дышать свежим воздухом, расстегнуть пояс, воротник, очистить нос и гортань;

35.3. остановить кровотечение наложением давящей повязки;

35.4. произвести при необходимости искусственное дыхание.

36. При всех случаях травматизма или внезапного заболевания вызвать врача.

СОГЛАСОВАНО Руководитель службы охраны труда Руководитель структурного (специалист по охране труда подразделения (разработчика) или специалист, на которого __________ ___________________ возложены эти обязанности) (подпись) (фамилия, инициалы) __________ _____________________ (подпись) (фамилия, инициалы)

Профессий, имеющих отношение к электротехнике, на сегодняшний день существует очень много. Но нужно признать, что уровень требований к исполнителю в этих профессиях бывает очень разный.

В качестве примера можно привести хорошо многим знакомых электриков, обслуживающих некоторые бытовые или административные здания и занимающихся преимущественно заменой лампочек. А противопоставить им можно специалистов, выполняющих ремонт сложной техники, имеющей в своем составе силовую электронную преобразовательную аппаратуру. И те, и другие - на «ты» с электричеством, имеют группу допуска по электробезопасности (возможно, даже одну и ту же). И те и другие являются квалифицированными рабочими.

Но даже при поверхностном рассмотрении различия в квалификации этих специалистов видны каждому. При всем уважении к ЖЭКовским электрикам, до электромонтеров, производящих диагностику и ремонт сложных электромеханических устройств, им далеко в профессиональном смысле.

Так вот, в «иерархии» электротехнических специалистов электромонтеры по обслуживанию современных подъемных кранов занимают место, близкое к вершине. Безо всякого преувеличения.

Те времена, когда асинхронный привод электрических грузоподъемных машин пускался прямым включением в сеть, давно ушли в прошлое. Сегодня подобным образом включаются лишь маломощные приводы кран-балок. Да и те мало-помалу переходят на более прогрессивные (читай - более сложные) системы привода.

Реостатный пуск электропривода с использованием двигателей с фазными роторами - это тоже уже вчерашний день. Подавляющее большинство подъемных кранов, выпускаемых сегодня, оснащается электроприводами системы «частотный преобразователь - асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором». В кранах, управляемых из кабины машиниста, все чаще такую систему имеют все имеющиеся приводы. Причем это в равной степени касается и отечественных, и зарубежных подъемных кранов.

Достоинства такой системы привода заключаются в более высоких энергетических показателях, возможности реализации практически идеально плавного пуска и торможения, полном отсутствии рывков и ударных нагрузок на механические элементы привода. Да и вообще, возможности управления частотно-регулируемым приводом кажутся практически безграничными.

Возможности безграничны, но для их использования нужна высокая квалификация, наличие знаний не только в области электропривода, но и в области электроники.

Подъемный кран является объектом, представляющим собой повышенную опасность во время эксплуатации. Отсюда - большое количество всевозможных блокировок и защит, включаемых в принципиальную схему цепей управления любого подъемного крана. И чем больше грузоподъемность крана, тем сложнее схема его цепей управления.

В схемах крупных специальных грузоподъемных машин способен разобраться уже далеко не каждый электрик. Кроме этого, большинство современных подъемных кранов комплектуется микропроцессорными приборами безопасности, периодическое техническое обслуживание которых и проверка контрольными грузами тоже зачастую ложатся на плечи электромонтеров по обслуживанию кранов.

Итак, отметим, что для того, чтобы быть электромонтером по ремонту кранов, необходимо:

2. Иметь представление о работе микропроцессорных и сетевых устройств, быть на «ты» с информатикой;

3. Быть знакомым с нормами не только ПУЭ и ПТЭЭП, но и целого ряда других документов, регулирующих эксплуатацию грузоподъемных машин. Среди этих документов, в частности, ПБ-382-00, РД 10-208-98 и другие.

4. Знать не только электротехнику, но и механику, поскольку каждый привод крана - это электромеханическое устройство. И без знаний механики выполнить наладку этого привода будет крайне затруднительно.

5. Ознакомиться с учебным курсом «Электрические машины» хотя бы на уровне, позволяющем при необходимости вспомнить характеристики электродвигателей.

6. Не бояться высоты и плохих условий работы. Холод, ветер (в пределах допустимой ветровой нагрузки для данного крана) - все это не ждет, пока вы закончите работы по ремонту и обслуживанию грузоподъемной машины.

7. Иметь навыки безопасной работы с электричеством и работы на высоте.

8. Иметь хорошее здоровье. Ведь даже слабое зрение для врачей является формальным поводом отказать человеку в праве производить работу на высоте. И даже очки здесь не помогут.

Очевидно, что быть электромонтером по обслуживанию кранов может далеко не каждый. Здесь следует лишь сделать оговорку о том, что подобные требования следует предъявлять лишь к специалистам, работающим на предприятиях с большим и регулярно обновляемым парком грузоподъемной техники. И таких предприятий на сегодняшний день существует предостаточно.

Александр Молоков

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

для электромонтеров, обслуживающих краны мостового типа, оснащенные

РД 7-88-02

Настоящая Типовая инструкция разработана в соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.01 № 000, Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах , утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 № 000, Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 000, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98, и другими нормативными документами, касающимися кранов мостового типа.

В настоящей Типовой инструкции изложены обязанности электромонтеров, обслуживающих краны мостового типа, оснащенные радиоэлектронными средствами дистанционного управления (аппаратурой дистанционного управления с передачей командных сигналов по радио - или однопроводному каналу связи)*.

Если данная инструкция полностью отвечает требованиям по обеспечению безопасности производства работ на предприятии, администрация предприятия должна ввести ее для исполнения. Если данная инструкция не полностью отражает особенности безопасного обслуживания кранов в цехе или на участке производства работ предприятия, владелец кранов обязан составить и утвердить дополнения к данной инструкции или составить производственную инструкцию.

Настоящая Типовая инструкция (как с дополнениями, так и без них) или производственная инструкция утверждается руководителем предприятия и выдается под роспись электромонтеру.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Для обслуживания грузоподъемных кранов мостового типа, оснащенных радиоэлектронными средствами дистанционного управления, приказом руководителя предприятия назначаются электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования грузоподъемных кранов **, изучившие настоящую Типовую инструкцию и эксплуатационную документацию аппаратуры дистанционного управления краном.

1.2. Электромонтеру выдается удостоверение с фотографией, подписанное руководителем предприятия. Во время работы электромонтер должен иметь удостоверение при себе.

1.3. Электромонтер, имеющий на руках удостоверение на право обслуживания кранов с дистанционным управлением, обязан:

1) соблюдать требования производственной инструкции по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования грузоподъемных кранов;

2) выполнять производственные задания, соблюдать график обслуживания аппаратуры дистанционного управления краном;

3) осуществлять техническое обслуживание, ремонт аппаратуры дистанционного управления краном в установленные сроки в пределах своих обязанностей;

4) делать записи в вахтенном журнале крановщика-оператора по результатам работ, оформлять протоколы (акты);

5) выполнять требования правил и руководств по эксплуатации кранов (запрещается управлять кранами и производить строповку грузов при выполнении работ на кранах);

2.2. При обслуживании аппаратуры дистанционного управления, расположенной на кране, необходимо выполнить следующие операции:

1) в шкафу аппаратуры дистанционного управления краном проверить отсутствие видимых повреждений на электромеханических реле, электромагнитных пускателях, выключателях автоматических, трансформаторах, клеммных зажимах;

2) проверить состояние и надежность подключения соединительных проводов к изделиям аппаратуры дистанционного управления краном;

3) при необходимости очистить изделия аппаратуры дистанционного управления краном от пыли и грязи, проверить целостность пломб.

2.3. После проведенного технического обслуживания крановщик-оператор в присутствии электромонтера должен проверить работу крана в режиме дистанционного управления.

3. ОБЯЗАННОСТИ ЭЛЕКТРОМОНТЕРА ПРИ РЕМОНТЕ АППАРАТУРЫ

ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ КРАНОМ

3.1. Для выявления неисправности аппаратуры дистанционного управления краном электромонтер должен пользоваться разделами эксплуатационной документации: «Возможные неисправности и их причины», диаграммой включений световых индикаторов, контролирующих прохождение сигналов команд управления в электронной части аппаратуры дистанционного управления краном, а также исполнительных реле и электромагнитных пускателей.

3.2. Электромонтер в пределах своих обязанностей должен заменить неисправное изделие и восстановить работоспособность аппаратуры дистанционного управления краном.

3.3. После произведенного ремонта крановщик-оператор в присутствии электромонтера должен проверить работу крана в режиме дистанционного управления.

При положительных результатах проверки электромонтер делает соответствующую запись в паспорте на аппаратуру дистанционного управления краном, в разделе «Техническое обслуживание и ремонт», и вахтенном журнале.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Электромонтер обязан выполнять требования личной безопасности при нахождении на рабочей площадке или вблизи перемещаемого груза, соблюдение требований безопасности в зоне работы грузоподъемных машин, при складировании грузов.

4.2. Проверку прохождения сигналов команд управления необходимо производить визуально, при открытой дверце шкафа аппаратуры дистанционного управления, находясь на рабочей площадке крана, при включенном сетевом напряжении, но отключенной силовой части электропривода (отключенном линейном контакторе в защитной панели).

В установленном месте должна быть вывешена табличка «Не включать, работают люди».

4.3. Обслуживание аппаратуры дистанционного управления краном и замену неисправных изделий на кране следует производить только при отключенном сетевом напряжении (обесточенном состоянии аппаратуры дистанционного управления) и открытом люке выхода на рабочую площадку крана.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Электромонтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за допущенные им нарушения производственной инструкции, требований эксплуатационной документации аппаратуры дистанционного управления краном и руководств по эксплуатации грузоподъемных кранов.

1.1. К выполнению обязанностей слесаря по ремонту и обслуживанию грузоподъемных машин допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по соответствующей программе, прошедшие вводный и на рабочем месте инструктажи по охране труда.

1.2. Допуск к работе слесаря по ремонту и обслуживанию грузоподъемных машин оформляется приказом по предприятию после выдачи на руки удостоверения и настоящей инструкции.

1.3. Повторная проверка знаний слесаря проводится комиссией:

периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;

при переходе с одного предприятия на другое;

по требованию лица, ответственного по надзору, или инспектора Госгортехнадзора.

Слесарь, допущенный к самостоятельной работе по ремонту и обслуживанию грузоподъемных машин, должен знать:

  • производственную инструкции;
  • инструкции по охране труда;
  • назначение, устройство и принцип действия всех механизмов обслуживаемой техники и инструкции по техническому обслуживанию и ремонту;
  • знать основные источники опасностей, в том числе механические, электрические, гидравлические, а также применять на практике способы защиты от них;
  • знать и уметь выявлять визуально-измерительным контролем основные дефекты и повреждения металлических конструкций, механизмов, ограничителей, указателей, регистраторов и систем управления ПС;
  • знать и уметь выполнять наладочные работы на ПС;
  • уметь применять на практике технологии ремонта и восстановления узлов и деталей ПС;
  • знать и уметь применять для выполнения монтажа (демонтажа) ПС такелажные и монтажные приспособления, грузоподъемные механизмы, стропы, соответствующие по грузоподъемности массам монтируемых (демонтируемых) элементов;
  • уметь применять установленный порядок обмена условными сигналами между работником, руководящим монтажом (демонтажом), и остальным персоналом, задействованными на монтаже (демонтаже) ПС. Соблюдать практическое требование, что все сигналы во время выполнения монтажа (демонтажа) подаются только одним работником (бригадиром монтажной бригады, звеньевым, такелажником-стропальщиком), кроме сигнала “Стоп”, который может быть подан любым работником, заметившим опасность;
  • иметь документы, подтверждающие прохождение, в установленном порядке, профессионального обучения по соответствующим видам деятельности рабочих специальностей;
  • знать основные схемы строповки грузов (при выполнении обязанности стропальщика) и методы проведения испытаний ПС;
  • знать и соблюдать требования эксплуатационных документов;
  • основные причины неполадок и аварий в механизмах, уметь находить и устранять их;
  • технологический процесс ремонта, сборки и монтажа механического оборудования;
  • методы и приемы выполнения слесарно-монтажных работ;
  • назначение, устройство, конструкцию, правила подбора и применения рабочих, измерительных и слесарно-монтажных инструментов, обращение с ними и правила хранения;
  • ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки механического оборудования;
  • способы оказания пострадавшим первой медицинской помощи, место нахождения медицинской аптечки;
  • сигналы оповещения о пожаре, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими.

1.5. При использовании для ремонтных целей грузоподъемных машин, управляемых с пола, слесарь-ремонтник должен пройти специальный инструктаж с последующей проверкой навыков по управлению машиной и обвязке (зацепке) грузов в установленном порядке.

1.6. Обо всех авариях и несчастных случаях необходимо сообщить ответственному за проведение работ.

1.7. При получении новой (незнакомой) работы слесарь должен требовать от мастера дополнительного инструктажа.

1.8. Во время работы необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.

1.9. Во время работы следует выполнять режим труда и отдыха. Отдыхать и курить разрешается в специально отведенных местах.

1.10. При проведении работ на слесаря могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы: производственный микроклимат, шум и вибрация от работающих механизмов, пары горюче-смазочных материалов.

1.11. Слесари должны быть обеспечены спецодеждой: костюмом хлопчатобумажным, рукавицами брезентовыми. На наружных работах зимой дополнительно: курткой хлопчатобумажной на утепленной прокладке.

1.12. Не разрешается включать или останавливать (кроме аварийных случаев) машины, станки, механизмы и электроприборы, работы на которых вам не поручены администрацией.

1.13. Не допускается прикасаться к арматуре общего освещения, к оборванным электропроводам, клеммам и другим токоведущим частям, открывать дверцы электрораспределительных шкафов и снимать ограждения и защитные кожухи с токоведущих частей оборудования.

1.14. Если электрооборудование неисправно, следует вызвать электромонтера. Самому устранять неисправности не разрешается.

1.15. В случае поражения человека электрическим током необходимо быстро отключить ту часть оборудования, к которой прикасается пострадавший. Если при этом пострадавший может упасть с высоты, следует предупредить или обезопасить его падение. В случае невозможности быстро отключить оборудование необходимо отделить пострадавшего от токоведущих частей.

1.16. При напряжении до 1000 В для отделения пострадавшего от токоведущих частей следует воспользоваться сухой тряпкой, доской, веревкой, одеждой или другим сухим, не проводящим тока материалом. Пользоваться металлическими, мокрыми предметами не разрешается. При необходимости следует перерубить или перерезать провода (каждый в отдельности) топором с сухой деревянной рукояткой или инструментом с изолированными рукоятками.

1.17. Лица, не выполняющие требований настоящей Инструкции, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Производственная инструкция для слесаря

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом работы необходимо привести в порядок рабочую одежду: застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было развивающихся концов, убрать волосы под плотно облегающий головной убор. Не разрешается работать в легкой обуви (тапочках, сандалиях, босоножках).

2.2. Внимательно осмотреть место работы, привести его в порядок, убрать все мешающие работе посторонние предметы.

2.3. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений. При работе применять только исправный инструмент:

гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не иметь трещин и забоин; губки ключей должны быть строго параллельны и не закатаны, раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях; класть подкладки между губками ключей и головкой болта, а также удлинять рукоятки ключей с помощью труб и болтов или других предметов не разрешается;

слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, не косую и не сбитую, без трещин поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятке путем расклинивания заершенными клиньями, не должны иметь наклепа;

рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность и быть сделаны из древесины твердых пород (кизила, бука, молодого дуба и т.п.);

ударные инструменты (зубила, крейцмейсеры, бородки, просечки, кернеры и др.) не должны иметь трещин, заусенцев, наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм.

2.4. Переносить инструмент к рабочему месту разрешается только в специальной сумке или ящике.

2.5. Проверить освещение рабочего места, чтобы оно было достаточным и не слепило глаза. Пользоваться при работе местным освещением напряжением не выше 36 В.

2.6. При пользовании электрической лампой следует проверить наличие на лампе защитной сетки, исправность шнура и изоляционной резиновой трубки. Напряжение переносной лампы допускается не выше 12 В.

2.7. При необходимости работать с помощью грузоподъемных машин, управляемых с пола, проверить исправность основных деталей и узлов механизма подъема груза, а именно:

состояние крюка, отсутствие износа в его зеве свыше 10% первоначального сечения, отсутствие трещин, разогнутости, заедания в крюковой обойме и наличие шплинтовки или стопорения гайки крепления крюка в обойме;

состояние грузового каната (количество оборванных проволок на одном шаге свивки каната не должно превышать установленных норм);

работу тормоза механизма подъема груза (проверяется грузом, по массе равным или близким номинальной грузоподъемности данной машины при подъеме его на высоту 200-300 мм; при остановке на указанной высоте тормоз должен надежно удерживать груз, при сползании или проседании груза тормоз подлежит регулировке или замене);

работу ограничителя высоты подъема крюка (при подъеме крюка вверх он должен остановиться после нажатия на концевой выключатель);

работу кнопочного управления (все движения должны соответствовать надписям над кнопками), отсутствие заедания кнопок в гнездах и состояние видимого защитного заземления (тросика).

Примечание: Для работы с помощью ручной тали необходимо получить разрешение лица, ответственного за исправное состояние грузоподъемных машин.

2.8. Чистку, ремонт, осмотр находящегося в эксплуатации крана и его частей следует проводить только после его остановки и отключения от электропитания.

2.9. Работа около движущихся частей станков и механизмов разрешается после ограждения опасных мест.

Производственная инструкция для слесаря

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Следует выполнять только ту работу, которая поручена администрацией.

3.2. Обтирочный материал, используемый в процессе работы, следует собирать в специально установленные металлические ящики с крышками.

3.3. Не разрешается хранить на рабочем месте легковоспламеняющиеся материалы и обтирочный промасленный материал.

3.4. При запрессовке или распрессовке деталей с помощью кувалды и выколотки последнюю следует держать клещами или специальным захватом. Выколотка должна быть сделана из мягкого материала.

3.5. При рубке металла зубилом необходимо пользоваться защитными очками с небьющимися стеклами или сеткой. Для защиты окружающих следует устанавливать предохранительные щитки.

3.6. При работе штабером второй конец его следует закрывать специальным футляром или ручкой.

3.7. При работе с паяльной лампой не разрешается:

применять горючую жидкость, не предназначенную для данной лампы;

заливать горючее в горящую лампу;

заливать горючее вблизи открытого огня;

закачивать в лампу воздух больше допустимого давления;

заливать горючее более чем на 3/4 емкости лампы.

При обнаружении неисправности (течи горючего, пропуска газа через резьбу горелки и т.п.) немедленно прекратить работу и заменить паяльную лампу.

3.8. При работе электроинструментом необходимо соблюдать следующие требования:

работать в резиновых перчатках и диэлектрических галошах или на диэлектрическом коврике;

не подключать электроинструмент к распределительным устройствам, если отсутствует надежное штепсельное соединение;

предохранять провод, питающий электроинструмент, от механических повреждений;

не переносить электроинструмент за провод, пользоваться для этого ручкой;

не производить замену режущего инструмента до полной его остановки;

при перерывах в работе или прекращении подачи электроэнергии выключить инструмент;

не работать с переносным электроинструментом на высоте более 2,5 м на приставных лестницах.

3.9. При проведении периодических осмотров грузоподъемных машин следует производить тщательную проверку состояния всех механизмов, грузовых канатов, крюковой подвески, металлоконструкций. Результаты осмотра и выявленные при осмотре дефекты следует занести в журнал периодических осмотров грузоподъемных машин.

3.10. При осмотре механизмов крана следует:

проверить штопорное крепление муфт, соединяющих валы электродвигателей, редукторов и др.; при обнаружении люфта устранить его; при износе шпонок заменить их;

при обнаружении ослабления болтового соединения половин соединительной муфты подтянуть ослабевшие гайки; при износе кожаных или резиновых колец у пальцев эластичных муфт поставить новые кольца;

не допускать продольного перемещения червяка в упорном подшипнике, вызывающего удары при пуске и остановке электродвигателя;

не допускать провертывания внешних колец шариковых подшипников в корпус подшипников и следить за тем, чтобы внутренние пальцы плотно сидели на шейке вала;

при обнаружении излома зуба любой шестерни механизма подъема, трещины во вращающихся деталях механизмов кранов (зубчатых колесах, блоках, тормозном шкиве, муфте и др.) прекратить работу крана до смены дефектной детали и сообщить об этом мастеру;

пробуя электротормоз, убедиться, остается ли хотя бы незначительный запас хода тяги электромагнита, а также прочно ли закреплены контргрузы на рычагах тормоза (в случае необходимости следует их укреплять цепочкой); при ослаблении тормозных тяг периодически, в зависимости от износа обкладок, подтягивать тяги;

при обнаружении даже небольших трещин или надрывов в тормозной ленте прекратить работу крана, сообщив об этом мастеру;

при значительном износе обкладки у колодок тормозов сменить изношенные обкладчики;

периодически, не реже одного раза в квартал, проверять крепление уравнительного неподвижного блока, а также состояние его оси;

следить, чтобы все доступные вращающиеся части механизмов грузоподъемной машины, такие, как зубчатые передачи, валы, храповики, звездочки, шпонки и пр., были закрыты ограждениями соответствующей конструкции;

следить за своевременной смазкой всех механизмов крана и отсутствием течи смазки из подшипников и редукторов;

регулярно производить осмотр фермы крана и рамы тележки.

3.11. К ремонту крана разрешается приступать только с разрешения ответственного лица.

3.12. Ремонт крана следует производить только на ремонтных площадках. Перед началом работ кран должен быть обесточен путем выключения рубильника главных троллейных проводов и поставки закороток. Кроме того, выключить рубильник в кабине крана. На рубильниках следует повесить запрещающие плакаты: “Не включать! Работают люди”.

3.13. Пробные включения крана во время ремонта и по окончании его допускается производить только с разрешения и в присутствии лица, ответственного за ремонт.

3.14. По окончании ремонта или технического обслуживания необходимо сделать соответствующую запись в журнале периодических осмотров крана.

3.15. Перед установкой на станок шлифовального круга необходимо убедиться в наличии на нем заводского клейма, на котором должно быть указано предельно допустимое число оборотов. Превышать предельно допустимое число оборотов не разрешается. Не допускается работать на шлифовальных кругах, имеющих трещины или другие дефекты.

3.16. При установке и креплении шлифовального круга на шпинделе следует соблюдать следующие меры предосторожности:

не допускать ударов по кругу;

применять зажимные диски (фланцы) одинакового размера;

устанавливать между зажимными дисками и камнем специальные прокладки толщиной не менее 1 мм;

следить, чтобы диаметр отверстия в камне был больше диаметра шпинделя на 0,51 мм.

3.17. После установки шлифовального круга необходимо:

проверить работу шлифовального круга на холостом ходу в течение 2-3 мин и убедиться в отсутствии биения камня и правильности балансировки шлифовального круга;

укрепить защитные кожухи;

проверить, чтобы круг начинал вращение плавно, без рывков.

3.18. Зазор между шлифовальным кругом и подручником должен быть не более 3 мм.

3.19. При работе на заточных станках не разрешается:

зачищать круг, касаться его руками;

открывать защитные кожухи вала, шпинделя, шкива, камня;

надевать, снимать и переводить ремень;

работать без защитного экрана или очков;

работать торцевыми поверхностями круга, если он не предназначен для этого вида работ.

3.20. При работе необходимо следить, чтобы круг срабатывался равномерно. При образовании выбоин и уступов круг следует заменить.

Производственная инструкция для слесаря

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При обнаружении неисправной работы электрифицированного, пневматического или другого инструмента необходимо отключить его от питающей сети и доложить об этом бригадиру или механику.

4.2. При несчастных случаях оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости отправить пострадавшего в лечебное учреждение.

При получении травмы немедленно прекратить работу, поставить в известность администрацию и обратиться за медицинской помощью.

4.3. При захвате вращающимися частями машин, стропами, траверсами, крючками и т.д. частей тела или одежды необходимо немедленно подать сигнал о прекращении работы. Не следует пытаться самостоятельно освободиться от захвата, если есть возможность привлечь окружающих.

4.4. При возникновении пожара необходимо:

прекратить работу;

отключить электрооборудование;

сообщить руководству и вызвать пожарную охрану;

приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место, сложить инструменты и приспособления в инструментальный ящик.

5.2. Сообщить сменщику, бригадиру или мастеру о выполненной работе, имеющихся неполадках в работе, о принятых мерах и их устранении, и сделать соответствующую запись в журнале сменных слесарей.

5.3. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.

5.4. Спецодежду повесить в специально предназначенный для этой цели шкафчик.

6. Ответственность.

Слесарь по ремонту и обслуживанию грузоподъёмных кранов, обученный и аттестованный в установленном порядке, имеющий на руках производственную инструкцию, несёт ответственность за нарушение требований этой инструкции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Раздел «Должностные инструкции» содержит необходимую информацию о том, как составляется должностная инструкция. Здесь вы можете найти типовые должностные инструкции по разным специальностям. Наш банк должностных инструкций включает в себя более чем 2500 разных документов. Данные должностные инструкции 2015 года составления и редактирования, а значит, являются актуальными на сегодняшний день.

Из этой статьи вы узнаете:

  • какие обязанности, полномочия и права отражает должностная инструкция электромонтера по ремонту и техническому обслуживанию электрических грузоподъемных механизмов;
  • какие положения содержит типовая должностная инструкция электромонтера по ремонту и техническому обслуживанию электрических грузоподъемных механизмов;
  • за какие участки работы по этой должностной инструкции несет ответственность данный специалист в вашей организации.

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
_________ А.В. Львов
10.01.2015

Должностная инструкция № 67
электромонтера по ремонту и техническому обслуживанию электрических грузоподъемных механизмов

г. Москва 01.10.2015

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность электромонтера по ремонту и техническому обслуживанию электрических грузоподъемных механизмов (далее – электромонтер).

1.2. Электромонтер относится к категории рабочих.

1.3. Электромонтер назначается на должность и освобождается от должности приказом директора организации по представлению старшего электромонтера.

1.4. Электромонтер подчиняется (получает приказы, рабочие распоряжения и т.д.) непосредственно старшему электромонтеру.

1.5. Электромонтер в своей деятельности руководствуется:

– техническими нормативно-правовыми актами, другими руководящими материалами, регламентирующими выполнение работ, порученных электромонтеру;

– уставом организации;

– локальными нормативными актами, распорядительными документами, издаваемыми руководителем организации, распоряжениями старшего электромонтера;

– настоящей должностной инструкцией.

1.6. На время отсутствия электромонтера (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.

2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. На должность электромонтера назначается лицо, имеющее профильное образование (электротехнические, энергетические специальности) не ниже среднего специального и опыт работы в электроэнергетике по профильным специальностям не менее одного года.

2.2. Электромонтер должен знать:

– приказы, указания, распоряжения, инструкции и другие нормативно-распорядительные документы, регламентирующие работу электромонтера;

методические указания по обследованию грузоподъемных механизмов, отработавших нормативный срок службы, предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации этих механизмов;

– Положение о производственном контроле, организацию надзора и обслуживания электрических грузоподъемных механизмов в организации;

– требования по эксплуатации электрических грузоподъемных механизмов (в частности, периодичность технического обслуживания и ремонта узлов и механизмов, возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения, периодичность и способы проверки приборов безопасности, способы регулировки тормозов, перечень быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ, критерии предельного состояния электрических грузоподъемных механизмов для отправки их в капитальный ремонт);

– устройство электрических грузоподъемных механизмов, приборов безопасности и съемных грузозахватных приспособлений;

– порядок регистрации и снятия с учета электрических грузоподъемных механизмов, установки и пуска их в эксплуатацию;

– систему планово-предупредительного ремонта электрических грузоподъемных механизмов, порядок вывода их в ремонт и ввода в эксплуатацию после ремонта;

– организацию и порядок проведения монтажа, ремонта, реконструкции и технического освидетельствования электрических грузоподъемных механизмов, а также обследования механизмов, отработавших нормативный срок службы;

–основы электротехники, радиотехники, телемеханики, электроники, устройство и электрические схемы электрических грузоподъемных механизмов;

– устройство, принцип действия, технические характеристики и конструктивные особенности обслуживаемых электрических грузоподъемных механизмов;

– конструкцию, способы и правила проверки на точность электрических грузоподъемных механизмов, электроаппаратов и приборов любой мощности и напряжения;

– правила обслуживания сложных логических схем;

– методы комплексных испытаний электрических грузоподъемных механизмов, электроаппаратов и приборов;

– технологию работы с эпоксидными материалами;

– правила составления электрических схем и другой технической документации на электрические грузоподъемные механизмы;

– нормы нагрузки на электродвигатели, трансформаторы, кабели и провода различных сечений и напряжений;

– электрические схемы первичной и вторичной коммутации распределительных устройств;

– принцип действия защит с высокочастотной блокировкой;

характерные виды повреждений электрических грузоподъемных механизмов и способы их устранения;

– организацию и технологию производства электромонтажных работ;

– нормы расхода материалов, запасных частей и электроэнергии;

– Правила трудового распорядка;

– правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Электромонтер:

3.1. Содержит электрические грузоподъемные механизмы (в т. ч. грузоподъемные машины, тару и крановые пути) в исправном состоянии (если содержание последних не возложено на другие службы) путем:

– проведения периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов в установленные графиком сроки;

– систематического контроля за правильным ведением журнала периодических осмотров и своевременного устранения выявленных неисправностей;

– регулярного личного осмотра электрических грузоподъемных механизмов, съемных грузозахватных приспособлений и тары.

3.2. Обеспечивает исправное состояние, безаварийную и надежную работу электрических грузоподъемных механизмов, правильную их эксплуатацию, своевременный качественный ремонт, в частности:

– разборку, капитальный ремонт, сборку, установку и центровку высоковольтных электрических грузоподъемных механизмов;

– наладку, ремонт и регулирование ответственных, особо сложных, экспериментальных схем технологического оборудования, сложных электрических схем автоматических линий, а также ответственных и экспериментальных электрических грузоподъемных механизмов;

– проверку классов точности измерительных трансформаторов;

– выполнение работ по ремонту, монтажу и демонтажу кабельных линий в специальных трубопроводах, заполненных маслом или газом под давлением;

– сложные эпоксидные концевые разделки в высоковольтных кабельных сетях, а также монтаж соединительных муфт между медными и алюминиевыми кабелями;

– комплексные испытания электродвигателей электроаппаратов и трансформаторов различных мощностей после капитального ремонта;

– подготовку отремонтированных электрических грузоподъемных механизмов к сдаче в эксплуатацию.

3.3. Изучает условия работы электрических грузоподъемных механизмов, выявляет причины преждевременного износа, принимает меры по их предупреждению и устранению.

3.4. Инструктирует сотрудников, пользующихся электрическими грузоподъемными механизмами, о правилах их эксплуатации и мерах по предупреждению производственных травм.

3.5. Принимает участие:

– в ликвидации неисправностей электрических грузоподъемных механизмов, их ремонте, монтаже и регулировке, электротехнических измерениях и испытаниях;

– в разработке мероприятий по повышению надежности, качества работы закрепленных технических средств, в освоении и модернизации действующих электрических грузоподъемных механизмов.

3.6. Осваивает и внедряет прогрессивные методы технического обслуживания, ремонта, монтажа и других работ по электрическим грузоподъемным механизмам.

3.7. Участвует в составлении заявок на материалы, запасные части, инструмент и обеспечивает их экономное и рациональное расходование.

3.8. Выполняет работы по ремонту, сборке и регулированию особо сложных, ответственных экспериментальных электрических грузоподъемных механизмов.

3.9. Осуществляет:

– комплексные испытания электродвигателей, электроаппаратов и трансформаторов различных мощностей после капитального ремонта;

– балансировку роторов электрических грузоподъемных механизмов, выявление и устранение вибрации.

3.10. Подготавливает отремонтированные электрические грузоподъемные механизмы к сдаче в эксплуатацию.

4. ПРАВА

Электромонтер вправе:

4.1. Требовать создания нормальных условий для выполнения должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией. В том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, средств индивидуальной защиты, льгот и компенсаций за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных.

4.2. Знакомиться с решениями руководства организации, касающимися его деятельности.

4.3. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

4.4. Запрашивать через непосредственного руководителя информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.5. Повышать свою профессиональную квалификацию.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Электромонтер несет ответственность:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией,– в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности,– в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба– в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.4. За нарушение Правил трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в организации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом директора от 04 марта 2015 г. № 80.