Не сделаешь добра не получишь зла. Не делай добра — не получишь зла! Поучительная история! Алешкина любовь: неординарная трактовка песни

Часто мы слышим от разочарованных в жизни людей: «Не делай добра - не получишь зла». Почему все так? Что обидело тех, кто так думает? Мы будем разбираться в настоящей статье, справедлив ли данный афоризм.

Добро и зло: абсолютные и относительные понятия

Сложно отрицать, что «Добро» и «Зло» - категории, с одной стороны, абсолютные (если мы думаем о Боге и дьяволе), а с другой стороны, относительные (если принимать в расчет конкретные поступки людей).

Когда человек читает сказки, он легко может отличить зло от добра. Помимо очевидного, отрицательные герои обычно выглядят соответственно. В реальной жизни все сложнее: друзья предают, жены уходят, родители бросают (иногда просто игнорируют). Другими словами, отличить зло от добра не так уж и просто, особенно поначалу, когда все хорошо.

Представьте, встречается мальчик с девочкой, потом они женятся, у них, возможно, рождаются дети, а он (или она) уходит. Партнер, оставшийся в одиночестве, грустно произносит: «Не делай добра - не получишь зла». Таким образом, он воспринимает всю прошедшую супружескую жизнь как некоторую свою заслугу и как царство совершенного добра. Но мы-то знаем, что просто так ни от кого мужья и жены не бегут, ведь так?

Нельзя быть благодарным вечно

У людей избирательная память: человек хорошо помнит свои заслуги и добрые дела, но легко забывает о том зле, которое он причиняет окружающим. Например, жена уходит от мужа. Он говорит: «Эх, не делай добра - не получишь зла». Муж хорошо помнит, что он много работал на благо семьи, купил квартиру, шубу жене, но совершенно забыл о том, что не уделял ей в этот период никакого внимания, нередко задерживался на работе по «нетрудовым вопросам» и много чего еще. Это все проделки его памяти, она решила скрыть все это, дабы не травмировать психику и не понижать самооценку.

Жена же, в свою очередь, может вспомнить, как ишачила на кухне, по дому, а он даже не обращал на это внимания. Поэтому и она может произнести фразу «не делай добра - не получишь зла» перед тем, как уйти к другому или просто оставить мужа.

Случай, описанный здесь, может включать в себя любую пару: родители и дети, друзья.

Родители и дети

Представьте себе авторитарных родителей. Они решают, что ребенку пить, есть, в чем ходить, куда поступать учиться, с кем дружить, а потом вдруг, когда начинается пора студенческой жизни, их благословенное чадо, срываясь с поводка, устраивает родителям светопреставление. Родителям остается только озадаченно сказать: «Не делай людям добра - не получишь зла», - и горько заплакать. И самое интересное - их слезы будут совершенно искренними.

Они же не понимали, что на протяжении всей жизни просто калечили душу своего ребенка, все время указывая ему, как жить, с кем дружить и что носить, а теперь, когда чадо набралось смелости и сил от «симметричного ответа», его реакция кажется ближайшим предкам космической несправедливостью и таким же удивительным явлением, как +40 зимой в Мурманске. Но оказывается, что у всего есть причина.

Алешкина любовь: неординарная трактовка песни

Все (или многие) знают песню: «Говорят, что некрасиво отбивать девчонок у друзей своих…». И все страдания поющего от того, что он не хочет терять ни друга, ни любимую. Он боится, что Алешка скажет: «Не хочешь получить зла - не делай добра».

Страхи героя оправданы, но тут надо делать выбор: либо любовь, либо дружба. Это очень непростая и противная, отвратительная дилемма, но жизнь подчас весьма мерзкая штука.

Сережка (пусть поющего будут звать так) с Алешкой, возможно, прошли и огонь, и воду, и медные трубы. Один другого не раз вытаскивал из разных передряг, но потом пришла Любовь (или просто Люба), и все - нужно делать выбор судьбоносный. Друг, если он настоящий, поймет и простит. Ему просто нужно время.

Лингвистический поворот

Мы рассмотрели различные ситуации, когда используется пословица «не делай добра - не получишь зла». Теперь же настала пора конкретно указать ее значение. Как нетрудно понять из примеров, эта пословица присутствует в словаре тех людей, которые считают себя праведниками и благодетелями. Они полагают, что насыщают мир исключительно добром, а им возвращается либо зло, либо ничего.

В некотором смысле такие люди представляют собой тип современного Иова, который стоит на коленях с руками и глазами, обращенными к небу, и спрашивает: «Почему я, Господи? Ну почему?» Но в ходе нашего не слишком обширного исследования мы поняли, что это только поза и плохая память. Нет никаких праведников. Нет совершенно добрых людей, есть люди с плохой памятью и черствыми сердцами, когда дело касается чужих страданий и проблем.

М. М. Жванецкий и народная мудрость

У Михал Михалыча есть прекрасная фраза: «Раб говорит: “Они виноваты в том, что я…”. Свободный человек говорит: “Я виноват в том, что я…”». Чувствуете разницу? Когда мы хотим успокоить совесть и убедить себя и других в собственной безгрешности, то нам приходит на ум поговорка «не делай добра - не получишь зла». Если же мы вдруг стали сознательными и не в меру продвинутыми Homo sapiens’ами, то мы используем для духовной поддержки другой, более подходящий в этой ситуации афоризм. Возможно, что-то из наследия экзистенциальной философской мысли, если уж не устраивает творчество Михал Михалыча.

Почему нельзя думать так, как предписывает поговорка?

Когда мы сбрасываем с себя ответственность за происходящее с нами, то, с одной стороны, надеваем костюм жертвы, а с другой стороны, признаем, что мы лишь марионетки в руках судьбы. Возможно, последнее утверждение и верно, но человек не должен так думать. Такой образ мысли непоправимо вредит построению гармоничной жизни, которая даже на земле, вопреки мнению желчных критиков, вполне возможна.

Человек может устроить все наилучшим манером только в том случае, если готов ответить за каждое свое действие, вне зависимости от того, истинно оно или ложно. Только так можно прийти к свету. А боли бояться не стоит, ибо только через страдание открывается правда. Если истины важные, они, как уколы, очень болезненные. Лекарства ведь тоже гадкие и противные, но они помогают человеку жить и дышать, а жизнь есть великий дар. По крайней мере, так думают некоторые. Если же человек не слишком уверен, что жизнь - это так уж прекрасно, то лекарства позволяют ему хотя бы посмотреть еще какое-то количество фильмов и прочесть еще какое-то количество книг, ну и поработать, естественно, на благо общества.

Можно подумать, что мы немного отклонились от темы, но это не так. Все это входит в орбиту темы «Не делай добра - не получишь зла: значение поговорки». Народные афоризмы такие: они будят множество ассоциаций, мыслей и чувств, которые непременно надо затронуть. Все это необходимым образом нужно обговорить, чтобы не было недосказанности.

И напоследок. Лучше поговорку «не делай добра - не получишь зла» заменять на нечто вроде: «если со мной поступили дурно, то это я и только я допустил ошибку». Здесь важно сказать, что такое поведение не имеет ничего общего с христианской мыслью о двух побитых щеках. Если с вами поступили подло, то вы должны сделать определенные выводы о человеке, который нехорошо с вами обошелся, и исправить собственные недостатки и недочеты, чтобы такого больше не случалось никогда во веки веков. Аминь.

Две вишни. Притча святителя Николая Сербского

У одного человека было две вишни перед домом. Одна была злая, а другая добрая. Когда бы он ни выходил из дома, они звали его и о чем-то просили. Злая вишня всякий раз просила разное: то “окопай меня”, то “побели меня”, то “напои меня”, то “отведи излишнюю влагу от меня”, то “заслони меня от жаркого солнца”, то “дай мне больше света”. А добрая вишня всегда повторяла одну и ту же просьбу: “Господин мой, помоги мне принести добрый урожай!”
Хозяин был одинаково милостив к обеим, ухаживал за ними, внимательно выслушивал их просьбы и выполнял все их желания. Он делал то, что просила и одна, и другая, иначе говоря, злой вишне давал все, что она требовала, а доброй – только то, что считал нужным, имея конечной целью прекрасный преобильный урожай.
И что же потом случилось? Злая вишня сильно разрослась, ствол и ветви блестели, будто маслом намазанные, а обильная листва была темно-зеленой, раскидистой, как густой шатер. В отличие от нее добрая вишня своим внешним видом ничьего внимания не привлекала.
Когда же пришло время урожая, злая вишня уродила мелкие редкие плоды, которые из-за густой листвы никак не могли дозреть, а добрая принесла много-премного очень вкусных ягод. Стыдно стало злой вишне, что она не смогла дать такого урожая, как ее соседка, и стала она роптать на хозяина, укоряя его за это. Хозяин рассердился и ответил: – Разве я в этом виноват? Не я ли целый год выполнял все твои желания? Если бы и ты думала только об урожае, я бы и тебе помог принести такие же обильные плоды, как у нее. Но ты притворялась, что умнее меня, который тебя посадил, вот поэтому-то ты и осталась бесплодна.
Горько раскаивалась злая вишня и обещала хозяину, что в следующем году она будет думать только об урожае, и его будет просить только об этом, а обо всем остальном предоставит заботиться ему самому. Как обещала, так и сделала – стала вести себя, как добрая вишня. И на следующий год обе вишни принесли одинаково хороший урожай, а радость их, как и хозяина, была велика.
***
Мораль этой простой притчи ясна для всех, кто Богу молится.
Хозяин сада есть Бог этого света, а люди есть Его саженцы. Как и всякий хозяин, Бог требует от Своих насаждений урожая. “Всякое дерево, которое не родит добро, рубят и в огонь бросают!” – говорится в Евангелии. Поэтому прежде всего и больше всего требуется заботиться об урожае. И должно молиться Хозяину – Богу, “Господину жатвы”, о добром урожае. Не нужно просить Господа о мелочах. Посмотри, ведь никто не идет к земному царю, чтобы попросить его о какой-нибудь мелочи, которую можно легко получить и в другом месте.
“Господь наш есть Господь Даритель”, – говорит святой Иоанн Златоуст. Он любит, когда дети Его просят у Него нечто великое, достойное царевича. А наибольший дар, который Бог может дать людям, есть Царство Небесное, где Он Сам царствует. Поэтому Господь Иисус Христос велит: “Ищите прежде всего Царствие Божие, а остальное вам добавится”. И еще Он велит: “Не беспокойтесь о том, что будете есть, или что будете пить, или во что одеваться. Ваш Отец Небесный знает, что вам все это требуется”. И еще Он говорит: “Знает Отец ваш еще прежде молитвы вашей, что вам нужно!”
Итак, что нужно просить у Бога? Прежде всего то, что есть самое лучшее, самое великое и самое бесконечное. А это и будут те духовные богатства, что называются одним именем – Царство Небесное. Когда прежде всего об этом мы просим Бога, Он дает, вместе с этим богатством, и все остальное, что нам требуется на этом свете. Конечно, не возбраняется просить Бога и об остальном, что нам нужно, но об этом можно просить только заодно с главным.
Сам Господь учит нас молиться и о хлебе каждодневно: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь!..” Но эта молитва в “Отче наш” стоит не на первом месте, но только после молитвы о святом имени Божием, о приходе Царствия Небесного и о владычестве воли Божией на земле, как и на Небе.
Итак, сначала духовные блага, и только потом материальные. Все материальные блага – из праха, и Господь их легко творит и легко дает. Дает их по милости Своей даже тем, кто об этом и не просит. Дает их и животным, как и людям. Однако духовные блага Он никогда не дает ни без воли человеческой, ни без искания. Самые драгоценные богатства, то есть духовные, такие, как миролюбие, радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость и другие, Бог может дать так же легко, как дает материальные блага, но лишь тем, кто возлюбит эти духовные сокровища и кто будет о них просить Бога.

К сожалению, в последнее время из уст людей , которые приходят на прием к психологу, все чаще приходится слышать выражение: "Правду говорят: "Не делай добро- не получишь зла". Но говорить так категорически нельзя, представьте, каким бы был наш мир, если бы все люди жили по этому принципу.

В то же время очень уж бывает больно , когда помогая кому-то и полностью ему доверяя, становишься жертвой обмана или получаешь в благодарность зло. Например, пожалев какого-то , хозяин приглашает его жить к себе и через некоторое время оказывается в ситуации, что родственник начинает проявлять свой характер, выясняет отношения и уходит жить в другое место, высказав обиду вместо благодарности. Он перестает общаться с хозяином и рассказывает о нем всем, как о человеке, обидевшим его и недостойном уважения.

Вот и получается, что хозяин хотел сделать родственнику добро, а в ответ получил зло. Не зря все-таки прижилось выражение: "не делай добро- не получишь зла" в народе, а особенно актуально оно сегодня, когда многие люди стараются не замечать проблем других людей, и озабочены только собственным благополучием.

Для простоты изложения смысла этого выражения, в качестве примера рассмотрим развитие человека. После рождения ребенок полностью зависит от матери, хотя сам он еще не осознает этого. Пока мама за ним ухаживает и находится в декретном отпуске, малыш воспринимает заботу матери, как само собой разумеющееся. Но вот мама выходит на работу, а ребенка отводит в детский садик. Естественно, ребенку такой ход событий не нравится, он плачет и осознает отсутствие матери, как в первое в его жизни зло. Но вечером мама приходит его забирать, и малыш радуются, получая наслаждение от ее возвращения. Так он впервые познает, что возвращение матери - это добро.

Однако теперь малыш боится, что зло может повториться. Он начинает лучше осознавать свои потребности и старается любой ценой препятствовать злу, но получать удовольствие он любит. Это приводит к развитию у него эгоизма, но пока только стихийного детского. Уже чуть позже у человека развивается разумный эгоизм, он начинает понимать, что он не один стремиться к наслаждению и поневоле начинает себя сравнивать с другими людьми. Он видит, что кому-то удается жить хорошо, а кто-то обделен жизнью. Так у человека возникает сопереживание и сочувствие.

В силу особенностей воспитания у некоторых людей эти чувства превращаются в альтруизм - в готовность бескорыстно делать добро людям, не считаясь со своими интересами. Альтруист, делая добро, не высматривает при этом никакой материальной выгоды для себя и руководствуется в поступках только милосердием и состраданием. Вот и для понимания смысла выражения: "Не делай добро- не получишь зло", надо быть в душе альтруистом. Делая добро, не нужно требовать ни от человека, ни от Бога его возвращения. Ведь многие делают добро и ждут самоотдачи. Если "бартерный обмен" не получается, то человек жалеет о том, что он сделал пользу другому человеку в ущерб своим интересам. Он думает, что получил зло за оказанное им добро.

По статистике альтруистов в мире всего 10%, а остальные 90% людей, проживающих на планете, могут считать себя эгоистами. Здоровый эгоизм не позволяет нам делать другим много добра, чтобы не поставить под сомнение свое благополучие и выживание членов семьи. Конечно, многие из нас готовы помочь человеку, попавшему в беду, но альтруисты стараются сами разыскать тех, кому нужна помочь, и окружают их заботой и вниманием. Их беспокоит все: экологическая ситуация, больные дети, одинокие старики, вымирание редких животных и все остальное, что может навредить здоровью и жизни человека. Сегодня альтруисты становятся волонтерами, помогают одиноким старикам и детям-сиротам, больным животным и всем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Во все времена основы общества целиком опирались на концепцию альтруистов, потому что их поведение и образ жизни выгодно государству и самим людям.

Но не всегда безвозмездная помощь может быть заслуженно оценена окружающими. Например, сколько человек каждый день спасают от смерти врачи, а вместо благодарности нередко слышат слова обвинения в свой адрес.

Помогать людям - профессиональная обязанность врача, но навязывать свою помощь всем, если ты не работаешь , и тебя об этом никто не просит, не нужно. Насильно навязанное добро - это неприятное вторжение в чужую жизнь. Например, многие родители продолжают помогать своим взрослым детям материально, хотя они уже сами неплохо зарабатывают и в них не нуждаются. Делая добро, они неосознанно пытаются ставить своих детей в зависимость, чтобы они всегда были благодарны им и отвечали добром за добро. Но у детей своя семья, они стараются по примеру родителей обеспечить сначала своих детей, а престарелых родителей навещают по мере возможности.

По этой причине зачастую и возникают конфликты между поколениями, где родители обвиняют своих детей словами: "мы тебя помогали, а теперь помоги ты". Но только бескорыстное проявление добра обязательно возвращается человеку. То есть если хотите помочь людям - помогите, но не навязывайте им свою помощь без надобности. А сделав доброе дело, сразу забудьте и никому об этом больше не говорите. Ведь все люди хотят выглядеть успешными и самостоятельными, и терпеть не могут жалости и покровительства по отношению к себе.

В круговороте событий, происходящих вокруг, все мы теряем то святое, то человеческое, которое должно преобладать в каждом из нас. Мир скатился к тому, что люди боятся делать друг другу добро, подходить с советами, так как это чревато последствиями. Протягивание руки помощи может оставить тебя без «руки», так как против оборачивается такая махина, что ты автоматически становишься врагом «народа».

Почему каждый поступок расценивается со стороны, как некий шаг для коварных планов? Известная поговорка «Не делай добра, не получишь зла» как никогда подходит для определения этого времени, так как потеряны все человеческие ценности. Как бы цинично это ни звучало, некоторые люди потеряли все этические и моральные нормы, следуя своей слепой мечте быть одним из почитаемых и уважаемых людей среди таких же, как и все другие. Поймите, ни один человек ничем не отличается от вас. НИЧЕМ.

И все почему? Потому, что все хотят видеть в добре злой умысел, какой-то подвох, какую-то стратегию и тому подобное. Возникает вопрос – почему? Что изменилось? Какие ценности преобладают? В чем причина такого отношения друг к другу? Погоня за очередным званием, или желание показать, что ты чем-то лучше окружающих простых смертных?

Чтобы понять, почему мы получаем такую реакцию на то или иное поведение, стоит дать обратный ход событиям, происходившим за последние несколько лет, отступать снова и снова от принятых и понятых истин, чтобы после возвращаться к ним по новым дорожкам, с новым уровнем понимания произошедшего. И каждый раз получая ответы на поставленные вопросы, не спешите идти дальше, проанализируйте, продумайте каждую деталь и мелочь, посмотрите на все вопросы сквозь призму реалий, может, ответ кроется в каждом из нас. Да, мы любим сетовать на современный мир, на технологии, на западную культуру… Но кто за этим всем следует, не мы ли сами?

Вот и я не знаю ответа. Если каждый из нас задаст себе эти вопросы, то найдет себе тысячу оправданий, но не найдет ни одного для других.

Не могу сказать однозначно, что мир озлоблен, так как есть еще люди, которые хранят хорошие традиции и делают все возможное для распространения благого нрава среди населения, пытаются донести до нас, что жизнь - это не только следование своему эго и страстям. Мир – это нечто возвышенное и красивое, но мы слепы, и слепота это духовная. И тут мы приходим к пониманию того, что судьба идет своим чередом, но это не означает, что нам не стоит действовать и сидеть в ожидании чуда.

Но вступив на новый уровень и новую дорожку, нельзя допускать те же ошибки, спотыкаясь и оборачиваясь на те промахи, которые остались далеко позади. Ты начал новый путь, пусть пока все в тумане и впереди виднеются мнимые личности, это всего лишь иллюзии, стоит быть смелее и идти вперед.

Гуля Джамалова

Не делай добра — не получишь зла. Конечно, не нужно говорить столь категорично. Но прижилась в народе эта поговорка не случайно. Как-то уж больно часто, помогая кому-то, доверяя, человек оказывается «в дураках» или становится жертвой обмана. Здесь речь идет даже не о благодарности, а о том, что человек страдает от своего добра. Например, зная доброту народного артиста Юрия Никулина, к нему часто приходили люди, просили денег. Он помогал всем. И, как рассказывали его родные, люди, которым он помогал, мягко говоря, не всегда нуждались. Это безобидный пример. А сколько было случаев, когда, например, пуская на ночлег незнакомого человека с улицы, хозяин квартиры оказывался ограбленным, а в худшем случае убитым. На эту тему мы говорим сосвященником Владиславом Чернецом.

— Отец Владислав, выражение «Не делай добра — не получишь зла», конечно, слишком категорично, но и совсем отрицать его нельзя. Почему человек расплачивается за добро?

— Когда человек делает добро, он не должен требовать ни от Бога, ни от людей его возвращения. В христианском понимании делание добра — это исполнение главной заповеди Христа: любите друг друга (Ин. 15, 12). Господь в Евангелии ясно говорит, что мало любить любящих нас, ибо так же поступают и язычники. Христианская любовь заключается в полной бескорыстной самоотдаче: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Бог попускает козни лукавого для нашего спасения, чтобы мы научились терпению и смирению. Если мы не делаем добра, то не можем узнать, насколько несовершенны в своем доброделании. Ведь делая добро, человек в большинстве случаев требует «бартерный обмен». Промысел Божий действует совсем иначе. Для нашего же спасения, чтобы человек узнал о себе больше, увидел свою греховность, зло в самом себе, нам порой действительно воздают злом за добро.

— Как, по-Вашему, так было всегда на Руси, или случаи черной неблагодарности участились в последние десятилетия?

— И не только на Руси, но и во всем мире с момента грехопадения наших прародителей. В Библии мы видим множество примеров на данную тему. Неблагодарность за добро, которое мы делаем людям, дана нам Богом во смирение и познание собственной души. Отношения между Богом и человеком, делание добра и стремление к Всевышнему — это вечные вопросы, а остальное меняется в мире, как внешнее проявление жизни. Поэтому как во времена древней Руси, так и в наше время эти вопросы всегда для человека актуальны.

— Возможно, есть рецепт от этого? Может быть, просто не нужно предлагать помощь людям или, грубо говоря, «лезть со своим добром»?

— На это очень хорошо ответил святитель Тихон Задонский: «Уклоняйся от зла и делай добро ради Бога, а не ради иной какой причины: потому уклоняйся от зла, что Он то запретил, и потому делай добро, что сие повелел Бог. Ибо все то неугодно Богу, что делается не ради Бога. Да будет же целью во всех делах твоих воля Божия, которая не хочет зла и хочет добра».

А по поводу «лезть со своим добром» этот же святой тонко подметил: «Не делай того, что совесть возбраняет тебе делать, ибо, что совесть непогрешительная возбраняет, то возбраняет и закон Божий. Совесть добрая согласна закону Божию. Закон Божий говорит: “Не убивай, не кради”, и прочее, - то же слышишь и в совести твоей, и она то же тебе говорит. Берегись же делать то, что совесть запрещает, дабы не уязвить душу твою, уязвив совесть». Таким образом нам святой советует: если мы будем жить по совести, то мир будет намного добрее, то же самое и в личностных отношениях между людьми.

— Можно ли сказать, что у добра есть обратная сторона? Когда, делая добро, человек, не желая того, совершает зло. Например, бабушка снабжает деньгами внука, а тот их тратит на алкоголь?

— Святые отцы говорят, что главная добродетель — это рассудительность. Если наша помощь потворствует пьянству, страстям и просто человеческой лени, то эта помощь является «медвежьей услугой». Одна русская поговорка гласит: «Хочешь помочь другому — дай ему не рыбу, а удочку». То есть если хочешь помочь человеку — помоги, но так, чтобы он смог возобладать над плотью и страстями. Поддержать человека, помочь ему в трудный момент, конечно же, нужно, но и сам человек всегда должен прилагать усилия для своего исправления и покаяния. Ведь покаяние означает не только «акт сокрушения», но изменение, преображение собственного ума, изменение собственной жизни, труд над собой, жизнь по заповедям. То есть покаяние в полном смысле — это процесс преображения души, процесс восхождения к Богу, и этот труд не может быть лёгким.

— Как правильно делать добро? Возможно, для этого не нужно быть чрезмерно жалостливым? А может быть, следует быть жестче и хладнокровнее?

— Ни в коем случае так поступать нельзя, потому что это противоречит как христианскому образу жизни, так и не присуще вообще человеку и его совести. Как выразился христианский апологет Тертуллиан: «Душа человека по природе своей христианка». Поэтому творить дела нужно, не порождая зла. Преподобный Пимен Великий говорил: «Злоба не уничтожает злобы. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу». Именно так, а не иначе работает христианская доброта.

— Были ли в Вашей практике случаи, когда прихожане «презлым платили за предобрейшее»?

— Да, конечно же, в моем священническом служении были такие случаи. И мне вспоминаются слова: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Ведь в этом совете одно не исключает другое, а дополняет, и в разных жизненных обстоятельствах нужна и мудрость, и простота. Замечательны слова преподобного Марка Подвижника: «Радуйся не сразу после того, как сделаешь кому-либо добро, но когда без злопамятства перенесешь последующее за тем испытание». То есть, нам нужно не тщеславиться и «почивать на лаврах», а смиренно быть готовыми снова и снова делать добро во имя Бога, несмотря на свою неуклюжесть, неблагоприятные обстоятельства и противодействия лукавого.

Наталья Колоярова, г азета «Курьер Поволжья»