Семинары и тренинги по продажам. Как организовать обучение сотрудников отдела продаж без отрыва от работы Минусы презентационной стратегии

20–21 марта в Москве состоится первая практическая конференция по онлайн-образованию , на которой знаниями в области создания и продвижения обучающих продуктов поделятся самые известные российские образовательные бренды.

Евгений Лебедев

Директор по маркетингу и продукту онлайн-школы «Фоксфорд».

Оцените спрос

Маркетинг вашего образовательного проекта начинается на этапе выбора темы обучения. Если никому не нужно то, чему вы учите, то никакое продвижение и реклама не помогут вам продать курс. Кому, например, нужны курсы по использованию механических счётов? А вот 30–40 лет назад это был очень полезный навык для любого продавца в магазине продуктов.

Оценить спрос вы можете с помощью нескольких инструментов.

  • Анализ объёма поисковых запросов на wordstat.yandex.ru . Сформулируйте, какой поисковый запрос, скорее всего, используют люди, которые потенциально могут у вас обучаться. Проверьте его частотность и оцените сезонность.

  • Анализ спроса в социальных сетях . Сформулируйте, что пишут люди, когда ищут что-то связанное с обучением и спрашивают про него у своих друзей и в группах в соцсетях. Напишите эту фразу в поиск и проанализируйте количество и качество показанных постов.

  • Исследование . Предыдущие пункты позволяют изучить сформированный спрос, когда у человека уже есть явная потребность и он пытается её удовлетворить. Но чаще бывает так, что человек и рад бы чему-то научиться, но активного поиска не ведёт. Тогда вы можете провести исследование. Создайте анкету, в которой вы расскажете о вашем образовательном продукте и разместите форму предзаказа. Распространите эту анкету по вашим друзьям и друзьям друзей. Так вы поймёте, есть ли спрос на подобный продукт в вашем окружении. Важно, что для проведения подобного исследования вам не нужно создавать сам контент. Вы лишь делаете вид, что он у вас есть, и тем самым проверяете реальную потребность.

Правильно подайте информацию

Если спрос есть и на рынке ваша экспертиза востребована, то её необходимо правильно преподнести для потенциальной аудитории. Сделайте сайт (или отдельный лендинг) и опишите преимущества обучения именно у вас.

Покажите, что вы эксперт

Важнейшее конкурентное преимущество в образовании - имя эксперта и его статус. Курс программирования от MIT (крупнейшего университета США) и курс от талантливого самоучки из Воронежа воспринимаются потенциальной аудиторией совершенно по-разному. Хотя совершенно не обязательно, что с точки зрения эффективности курс от самоучки хуже.

Если вы признанный на рынке эксперт, то не стесняйтесь этого. Сформулируйте свои достижения, которые связаны с курсом, и расскажите о них аудитории.

Если громкого имени ещё нет, то покажите свою квалификацию с помощью портфолио, сертификатов, дипломов, расскажите о релевантной должности и опыте.

Составьте программу обучения

Программа обучения позволяет аудитории понять, тому ли вы будете учить. Курс может называться «Аналитика», но на 100% состоять из теории. А потенциальный покупатель ждёт практику. Он приходит за решением проблемы и хочет сам научиться работать с базами данных.

Продемонстрируйте, что ваша программа обучения позволит решить проблему покупателя.

В программе важно не только обозначить темы для изучения, но и показать, какие навыки получит покупатель на выходе. Можно пойти ещё дальше и «упаковать» навыки в конкретную пользу для покупателя: например, показать, как будет выглядеть его резюме после прохождения курса.

Покажите преимущества вашего курса

Чем ваш курс будет отличаться от десятка других? В чём его уникальность? Если вы не можете с ходу ответить на эти вопросы или говорите о качестве программы и классном эксперте, то подумайте ещё раз. Все курсы делаются хорошими преподавателями и ведутся по эффективным программам. По крайней мере, все об этом заявляют. Но покупают курсы с уникальными преимуществами. Придумайте их и создайте.

Найдите причину вам поверить

В подаче информации важно, чтобы ей верили. Заявления вроде «146% учеников остались довольны» давно никого не убеждают. Дайте потенциальной аудитории причину вам поверить (англ. reason to believe, RTB).

В качестве эффективных RTB могут выступать:

  • Отзывы реальных учеников на сайте, которые подтверждают, что обучение у вас поможет добиться результата. Повысить доверие к самим отзывам поможет видеоформат, размещение их в соцсетях ваших учеников, призыв спросить подробности у учеников, их контакты.

  • Бесплатный вебинар, где вы раскроете одну из тем программы обучения и продемонстрируете свои навыки преподавания и экспертизу.
  • Видео (запись экрана) с прошедших занятий или вебинара с небольшим рассказом по теме курса.

  • Обещание вернуть деньги, если программа ученику не подошла. Только честное обещание с прозрачными правилами.

  • Данные о количестве прошедших курс. Это социальное доказательство того, что на курс стоит записаться. Чтобы вам поверили, недостаточно только цифр, покажите ваших учеников и расскажите, чего им удалось добиться.

Факты о курсе «UX-дизайн», Skillbox.ru
Дипломные работы и отзывы студентов курса «UX-дизайн», Skillbox.ru

Как начать продвижение курса

После качественной упаковки контента самое время заняться его продвижением. В целом работа над продвижением образовательного контента мало отличается от работы с другими продуктами. Базовый чек-лист выглядит следующим образом.

1. Определите вашу целевую аудиторию

  • молодые специалисты, которые знают азы и хотят улучшить свои навыки, чтобы получить повышение;
  • опытные специалисты из смежных областей, которые решили сменить профессию;
  • мамы в декрете, которые хотят изучить что-то принципиально новое.

2. Настройте аналитику

Она позволит определить эффективность маркетинговых каналов и скорректировать план продвижения.

3. Определите набор каналов для продвижения

Основные каналы для продвижения обычно такие:

  • контекстная реклама;
  • реклама в социальных сетях;
  • реклама на тематических сайтах;
  • публикации в группах в соцсетях и в тематических медиа;
  • прямые продажи.

Как правило, если речь идёт о небольшом, «крафтовом» курсе, то основной инструмент продвижения - это реклама в Facebook и «ВКонтакте».

4. Определите тестовый бюджет

Помните, что ваша задача - заплатить за привлечение пользователя меньше, чем вы получите в итоге от него. На этом этапе можно работать с двумя переменными: стоимостью платящего пользователя и ценой продукта.

  • Определите стартовую цену на курс, исходя из анализа ценовой политики конкурентов.
  • Запустите небольшую рекламную кампанию.
  • Если соотношение расходов на рекламу и доходов от продажи вас устраивает, замечательно.
  • Если не устраивает, то попробуйте поднять цену и проверить, не уменьшится ли объём продаж. Или попробуйте снизить цену и проверить, не уменьшится ли стоимость платящего.
  • Если соотношение всё ещё не устраивает, то позовите эксперта по рекламе, который скажет, можно ли снизить стоимость платящего пользователя путём тонкой настройки рекламных кампаний.
  • Если всё настроено верно, а продаж нет и вы не готовы терпеть убытки, то возвращаемся на предыдущие этапы, ещё раз проверяем спрос и работаем над упаковкой.

5. Масштабируйте рекламные кампании

Если ваш контент позволяет вам масштабировать продажи, то после нахождения первого маркетингового канала с устраивающей вас стоимостью платящего пользователя, запускайте второй канал, третий и так далее.

Особенности продвижения образовательного курса

Несмотря на то, что в целом инструменты продвижения образовательных услуг не отличаются от общепринятых, есть несколько особенностей, на которые стоит обратить внимание.

1. Очень важно с первых дней жизни продукта думать о так называемом сарафанном радио, а если более точно, о вашем бренде. Если вы проводите курсы имени себя, то ваше имя и есть ваш бренд. Качественное проведение занятий, счастье пользователя, образовательный результат - необходимый минимум, чтобы развивать бренд. Если с необходимым минимумом всё в порядке, то просите оставить отзывы в соцсети. Лично напишите каждому, кто прошёл у вас обучение, запросите обратную связь и, если всё понравилось, попросите написать отзыв в соцсетях.

2. Развивайте реферальную программу. Учиться вместе веселее! А ваши ученики могут стать вашими агентами влияния.

3. Принятие решения о покупке может занимать недели и месяцы. Поэтому реклама, которую вы запустили сегодня, может дать результат только через несколько месяцев. Наберитесь терпения.

4. В образовательном контенте и его маркетинге важно поддерживать мотивацию. Без мотивации у ученика не будет хороших результатов, а у вашего продукта - хорошей репутации. Чтобы поддерживать мотивацию, внедряйте элементы позитивного подкрепления: мотивирующие письма после выполнения домашнего задания, истории успеха ваших учеников, бонусы лучшим ученикам. Также можно работать и с негативным подкреплением: например, мы звоним родителям тех учеников, которые пропускают занятия, и родители становятся эффективными учебными мотиваторами.

На первый поток пришли 25 человек, на второй - около 50. Он пока не масштабируемый как бизнес, скорее просто способ донести какие-то наработки до людей. Да и заработок - приятное дополнение.

Я решил запустить курс, потому что у меня всегда получается доступно объяснять разные вещи. И все говорят, что это одна из моих сильных сторон. Я долго пытался развивать свои слабые стороны, но тут решил попробовать сделать что-то, используя сильную. Можно сказать, что это хобби, я всегда стараюсь делать что-то помимо основной работы, хотя все мои хобби связаны с бизнесом.

Курс я продвигал по личной сети контактов в Facebook плюс рекламой там же. Потому что там обитает релевантная теме курса аудитория. От первых слушателей курса я получил мощную обратную связь, понял, что надо делать, если я хочу масштабировать проект.


Алексей Куличевский

Директор по маркетингу в Osome.com.

И мне, и многим моим знакомым сложно нанимать хороших маркетологов и аналитиков. Людей с необходимым набором навыков очень мало, потому что этому никто не учит. У меня за 12 лет накопилось достаточно опыта, я люблю и умею им делиться. В интернете достаточно материалов по дизайну, CSS и HTML, инструкций по работе с рекламными площадками. Писать и редактировать тексты лучше меня учит Максим Ильяхов. А вот по аналитике ничего не было. Поэтому я решил сделать этот курс.

За полтора года его прошёл 471 человек. Его включили в образовательную программу нескольких вузов. Люди начинают указывать его в резюме как дополнительное образование. Периодически получаю отзывы от знакомых предпринимателей, что мои выпускники действительно работают на порядок лучше.

Я в принципе доволен, но сейчас вижу в курсе много недостатков: некоторые темы можно было бы раскрыть более полно или понятно, несколько важных тем надо добавить. Очень переживаю из-за домашек. Я хочу, чтобы ученики получали обратную связь как можно быстрее, но у меня не получается проверять работы достаточно быстро.

Я начал создание курса с того, что написал первые два урока и сделал на коленке страничку с формой оплаты. После этого написал в Facebook: «Всем привет. Смотрите, я тут курс сделал…». Это дало первых 150 студентов. Всё было сделано настолько примитивно, что я подписывал каждого студента руками: открывал «Яндекс.Кассу», копировал имейл, шёл в Mailchimp, вставлял имейл, нажимал «Ок».

После этого мне было не до продвижения: у меня фора - две недели, а дальше каждую неделю нужно выдавать новый урок. Если тема была мне хорошо понятна и я уже преподавал её раньше, то на написание, редактуру и оформление урока уходила как раз неделя. Если хотя бы что-то было неясно, то могло уйти 2–3 недели, потому что внезапно выяснилось, что тема сложнее, чем я думал.

В курсе 16 уроков, на их написание ушло шесть месяцев работы без выходных. Когда я дописал курс, я переделал посадочную страницу и ещё раз запостил в Facebook: «Чуваки, я дописал курс и сделал новый лендинг». В общем, всё. Больше я никак его не продвигал.

Самая важная обратная связь: 150 продаж за два дня после запуска. Во-первых, я понял, что курс нужный и важный. Во-вторых, я сжёг мосты. Деньги получены, обратного пути нет. Придётся писать.


Сергей Болисов

Chief Distribution Officer в сайт.

Свой курс я считаю достаточно успешным. Я провожу его не так часто, как хотелось бы, но все запуски прошли хорошо. Операционных расходов минимум, я всё делаю сам, поэтому остаюсь в плюсе. В этом году хочу поэкспериментировать с форматами и пакетами участия, это кажется интересным вариантом масштабирования.

Курс запустил по нескольким причинам. Во-первых, мне нравится объяснять людям то, в чём я хорошо разбираюсь и что поможет в работе. Чувствую, что помогаю им развиваться. Во-вторых, так я прокачиваюсь в разработке и продвижении собственного продукта - набиваю шишки в малых масштабах, чтобы потом избежать этого в крупных проектах. И в-третьих, это дополнительные деньги, которые я трачу в том числе на благотворительность.

В основном я набираю участников с анонсов на своих страницах в соцсетях и на дружественных площадках. Иногда сам прошу разместить пост, иногда кто-то делает это по собственной инициативе. Часто мои анонсы появляются в соцсетях «Тильды», оттуда приходит довольно хорошо конвертируемый трафик.

Я не хочу делать тяп-ляп, но и ежедневно общаться с тридцатью студентами не могу. Поэтому уже после первого запуска понял, что буду набирать только небольшие группы. Такой вариант понравится не всем, ты как бы искусственно ограничиваешь себя определённым потолком, но мне пока так комфортнее.

Ещё я понял, что люди приходят не столько за знаниями и навыками, сколько за обратной связью. Им важно, чтобы кто-то, кто разбирается в этой теме лучше них, посмотрел, посоветовал и направил.

Один из главных инсайтов: больше всего времени уходит не на занятия, а на общение со студентами.

Даже если на вебинаре всё подробно объяснил, обязательно возникнет много вопросов. Так что советую запастись терпением. Ну и временем, его уйдёт гораздо больше, чем вы думаете.

Если вы понимаете, что хотите запустить собственный образовательный продукт, но вам не хватает знаний, приезжайте на EdmarketConf-2018, которая пройдёт 20 и 21 апреля в Москве, в технопарке «Сколково». На этой практической конференции по онлайн-образованию топ-менеджеры ведущих образовательных компаний расскажут, как с нуля создавать образовательные курсы, продвигать и продавать их. Конференцию можно посмотреть онлайн.

Как организовать обучение сотрудников отдела продаж без отрыва от работы.

На самом деле, существует несколько способов проведения обучения. Вначале вы должны определиться: кто будет заниматься, обучением ваших сотрудников? Может быть, штатный тренер? Приглашенный тренер для проведения корпоративного обучения технологиям продаж? Или этим «тренером» будет ваш руководитель отдела продаж - или будете вы сами. А теперь давайте поразмышляем, какую отдачу после обучения ваших сотрудников вы хотите получить? Многие компании делают ставку на лучшее изучение специализации бизнеса, т.е. углубленное изучение продукта, или материала, или услуги, которые представляет компания на рынке. И забывают о самом главном - о Технологии продаж.

Провести аудит

Вспоминается случай, когда проводились две встречи с руководителями, они же собственники компаний. Пришли на встречу в компанию N. По размерам компания средняя. Директор продажами не занимается более 10 лет, а руководит отделом продаж его заместитель. Раньше постоянно проводилось обучение менеджеров. Обучал сам, приглашал в компанию тренеров и ездили на тренинги в Москву. Но последние два года перестали проводить обучение, что теперь отрицательно сказывается на обороте продаж компании. Моя коллега задала банальный вопрос директору: « А вы можете продать зимой снег - чукчам?» ответ прозвучал через секунду, причем замечу с минимальными затратами и ощутимой прибылью.

Наша встреча закончилась на позитиве для обеих сторон. Затем посетили компанию NN, по размеру почти идентичная N, и выяснили, что продажами занимается сам директор. Что (записано с его слов) руководитель отдела продаж мало, что умеет, а уж о менеджерах и вообще говорить не хочет. Продажи падают, клиенты уходят к конкурентам. Коллега задала тот же вопрос: «Может ли он зимой продать снег - чукчам?» Он ответил: «Думаю, что смогу!» А она такая дотошная и опять спрашивает: «Так думаете? или сможете?», немного помолчав, он выдал: «Если честно, теперь думаю, что не смогу!». Интересуемся, что он делает, чтобы увеличить объем продаж. И он добросовестно перечислил все предлагаемые скидки, и проводимые промо-акции. Которые, по его мнению, должны увеличить приток новых клиентов, и как следствие - увеличить оборот. А вот что касается повышения профессионализма сотрудников отдела продаж - тишина. На вопрос: «Кто выиграет при переговорах -обученный сотрудник или просто самоучка?», он ответил, что естественно обученный. Но, тем не менее, он не собирается тратить личные деньги на их образование.

Если сопоставить эти две компании, то прослеживается одна нить - обучение нужно обязательно, вопрос в том, кто это будет делать?

Жизнь уже расставила свои приоритеты, так как прогресс не стоит на месте, а бежит вперед семимильными шагами. И поэтому многие считают - лучше заплатить специалисту в этой области знаний, чем заниматься этим самому. Мы же, как специалисты в проведении обучения продажам, которые постоянно проводят тренинги и для сотрудников своих компаний, считаем: по-настоящему эффективной может быть только комбинация разных подходов. Максимальные знания о специфике продукта, умение вести переговоры именно с теми клиентами, с которыми работает ваш бизнес - все это имеется у директоров и руководителей продаж вашей компании. Как же можно отказаться от этого опыта, от умения продавать именно в данной специфике, и не проводить тренинги собственными силами? Но и те эффективные технологии продаж, которые можно получить на тренингах, проводимых профессиональными бизнес-тренерами, нельзя игнорировать. Равно как и новый опыт, и свежий, «незамыленный» взгляд на проблемы - все это также можно получить на профессиональных бизнес-тренингах.

Исходя из нашего опыта, можем с полной уверенностью сказать, где слабое звено у менеджера или торгового представителя при начале работы с потенциальным клиентом. Это - полное отсутствие умения провести первые телефонные переговоры и провести грамотно первую встречу. Ни для кого не секрет, что впечатление о человеке формируются первые несколько секунд общения с ним. Поэтому необходимо знать, какие приемы технологии продаж использовать в данном диалоге. «Подкованный» технологией продаж менеджер или торговый представитель знает, как выстроить доверительные отношения с потенциальным клиентом. Что, в конечном итоге, приводит к переходу из «потенциального» в статус «постоянный» клиент.

Недавно на одном проекте произошел случай, когда молодой «боец» обратился с просьбой к специалисту о помощи в проведении встречи с потенциальным клиентом «совдеповской закваски». Он никак не мог начать с ней диалог, любые его начинания она встречала «в штыки». Предварительно расспросив его, как он пытался с ней выстраивать доверительные отношения, пришли к выводу (самое интересное, что предварительно были расписаны речевые модули, но оказалось это не сработало), что на первый план вышел пресловутый человеческий фактор. И в этом случае нужен был неординарный подход к клиенту. Опытный коммерсант, который обладал практическим и жизненным опытом, посоветовал, как нужно выстроить диалог. Т.е. нужно с улыбкой - поздороваться, поинтересоваться здоровьем, если не очень хорошее - посочувствовать. И потом только начинать разговор по работе. Что произошло, на самом деле не предвидел никто. Приехали к клиенту, она как раз находилась в торговом зале. И вместо того, чтобы сделать, как уже обговорили по сценарию, молодой «боец» начал разговор (официальный менторский тон без намека на улыбку): «Здравствуйте! Как ваши дела?». Она встала в позу «сахарницы» (в простонародье «руки в боки») и спрашивает: « А твое, какое дело?», он стушевался, покраснел, извинился и отошел от нее. Конечно, в итоге после внесения специалистом корректировок диалог все-таки состоялся, и вторая встреча прошла успешно. Но ведь этого можно было избежать, действуя строго по сценарию.

Так как лучше проводить обучение? Вот несколько вариантов:

  • Нанять в штат тренера;
  • Пригласить тренера со стороны (проведение корпоративного тренинга);
  • Проводить тренинги самому или поручить проводить руководителю отдела продаж.

А теперь рассмотрим плюсы и минусы такого обучения.

Нанять тренера в штат - в данном случае плюсом является, то, что такой тренер становится «карманным», т.е. им можно воспользоваться в любой момент. Тренинг можно провести в любое время: до начала рабочего дня, в обед или заняв немного рабочего времени к вечеру. Минус в том, что он будет передавать только свои знания (которые вы не сможете проверить и оценить, так как для этого понадобиться много времени). Или теоретические знания других преподавателей, которые также будут под сомнением. И где гарантия, что то, что они будут преподавать - новое и действенное, а не старое и изжитое.

Проведите экспресс-аудит отдела продаж самостоятельно по 23 критериям и определите точки роста продаж!

Провести аудит

Пригласить тренера со стороны, другими словами пригласить провести корпоративный тренинг в свою компанию. Или самим съездить, например, в Москву на открытый тренинг по тому же направлению. Плюс получаем в любом случае, так как предварительно уже есть информация о самом тренере, также получаем знания, основанные на практическом опыте из первых «рук». А на открытых тренингах еще знакомимся с опытом других участников этого процесса. Как правило, такие тренинги проводятся в нерабочее время и по срокам не влияют на рабочий процесс, а вот знания, которые на них получают, являются, как показала практика - очень результативны. Минусом служат только затраты на тренинг и дорогу.

Если проводить тренинги самому. Плюс в том, что вы передаете свой личный опыт участия в переговорах. Свои обороты речи, свои «фенички», свою манеру поведения с клиентом. Это замечательно, тем более что лучше вас специфику вашего бизнеса никто не знает. А вот минусом в данном случае служит, нет - не ваше потраченное время - а ваше общение с себе подобными, присущее только вам. Вы выступаете в роли, как у нас называют «Дожимщика». Т.е. завершающего переговоры при заключении сделки или подписания контракта. А мы в данном случае говорим о слабых сторонах в работе с клиентами у менеджеров и торговых представителей.

Если мы рассмотрим вопрос о привлечении к обучению руководителя отдела продаж, то в плюсе будут также все его практические и жизненные навыки. А в минус следует отнести его загруженность работы и «замыленный взгляд» на некоторые аспекты ведения переговоров у его менеджеров или торговых представителей. Также следует учитывать, что у него может хорошо получаться продавать самому. Но обучать этому других он не может в силу каких-то определенных причин. К сожалению, далеко не все опытные переговорщики и руководители продаж одновременно и могут, и хотят проводить бизнес-тренинги для своих сотрудников.

Например, в одной компании руководитель продаж был уверен, что только его манера ведения переговоров была самая действенная. Он, используя технологию ведения «жестких» переговоров, заключал сделки буквально на второй или третьей встрече с клиентом. Поэтому при передаче опыта своим сотрудникам настойчиво заставлял их, чуть ли не слово в слово заучивать речевые модули. Менеджеры старались делать все, как он приказывал. В результате при подведении итогов работы за неделю оказалось - из 8 предполагаемых договоров были подписаны только два. Три находились на стадии рассмотрения, хотя вероятность их подписания сводилась к нулю. А остальные вообще отказались. Когда начали выяснять причину, то оказалось, что обороты речи 45- летнего мужчины сильно отличаются от речевых оборотов 25 -летней девушки. Манера поведения 45-летнего мужчины, отличается от манеры поведения 29 -летнего парня. И вообще, что дозволено «Юпитеру» - не дозволено «быку». Хорошо, что директор компании во-время понял это и принял соответствующие меры. И теперь у них в компании каждый выполняет только свою работу. Так и хочется напомнить: «Умен не тот, кто не делает ошибок, а тот, кто это ошибки может во-время исправить!».

Из вышеприведенных примеров видно, что в конечном итоге может получить руководитель компании. В какое время проводить обучение - также решать ему. Самое главное, на наш взгляд, определиться, кто же это будет делать. При этом не забывать народную мудрость: «Скупой платит дважды». А в вашем случае и трижды, так как потеряете самое дорогое - время.

© Константин Бакшт, генеральный директор "Baksht Consulting Group".

Лучший способ быстро освоить и внедрить технологию построения отдела продаж - посетить тренинг К. Бакшта по управлению продажами "Система продаж".

1. Я (Клиент), настоящим выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных, полученных от меня в ходе отправления заявки на получение информационно-консультационных услуг/приема на обучение по образовательным программам.

2. Я подтверждаю, что указанный мною номер мобильного телефона, является моим личным номером телефона, выделенным мне оператором сотовой связи, и готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием мной номера мобильного телефона, принадлежащего другому лицу.

В Группу компаний входят:
1. ООО «МБШ», юридический адрес: 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.
2. АНО ДПО «МОСКОВСКАЯ БИЗНЕС ШКОЛА», юридический адрес: 119334, Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.

3. В рамках настоящего соглашения под «персональными данными» понимаются:
Персональные данные, которые Клиент предоставляет о себе осознанно и самостоятельно при оформлении Заявки на обучение/получение информационно консультационных услуг на страницах Сайта Группы компаний
(а именно: фамилия, имя, отчество (если есть), год рождения, уровень образования Клиента, выбранная программа обучения, город проживания, номер мобильного телефона, адрес электронной почты).

4. Клиент — физическое лицо (лицо, являющееся законным представителем физического лица, не достигшего 18 лет, в соответствии с законодательством РФ), заполнившее Заявку на обучение/на получение информационно-консультационных услуг на Сайта Группы компаний, выразившее таким образом своё намерение воспользоваться образовательными/информационно-консультационными услугами Группы компаний.

5. Группа компаний в общем случае не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Клиентом, и не осуществляет контроль за его дееспособностью. Однако Группа компаний исходит из того, что Клиент предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым в форме регистрации (форма Заявки), и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии.

6. Группа компаний собирает и хранит только те персональные данные, которые необходимы для проведения приема на обучение/получения информационно-консультационных услуг у Группы компаний и организации оказания образовательных/информационно-консультационных услуг (исполнения соглашений и договоров с Клиентом).

7. Собираемая информация позволяет отправлять на адрес электронной почты и номер мобильного телефона, указанные Клиентом, информацию в виде электронных писем и СМС-сообщений по каналам связи (СМС-рассылка) в целях проведения приема для оказания Группой компаний услуг, организации образовательного процесса, отправки важных уведомлений, таких как изменение положений, условий и политики Группы компаний. Так же такая информация необходима для оперативного информирования Клиента обо всех изменениях условий оказания информационно-консультационных услуг и организации образовательного и процесса приема на обучение в Группу компаний, информирования Клиента о предстоящих акциях, ближайших событиях и других мероприятиях Группы компаний, путем направления ему рассылок и информационных сообщений, а также в целях идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с Группой компаний, связи с Клиентом, в том числе направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказания услуг, а также обработки запросов и заявок от Клиента.

8. При работе с персональными данными Клиента Группа компаний руководствуется Федеральным законом РФ № 152-ФЗ от 27 июля 2006г. «О персональных данных».

9. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на адрес электронной почты информации путем направления электронного письма на адрес: . Также отказаться от получения информации на адрес электронной почты возможно в любое время, кликнув по ссылке «Отписаться» внизу письма.

10. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на указанный мной номер мобильного телефона СМС-рассылки, путем направления электронного письма на адрес:

11. Группа компаний принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных Клиента от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.

12. К настоящему соглашению и отношениям между Клиентом и Группой компаний, возникающим в связи с применением соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

13. Настоящим соглашением подтверждаю, что я старше 18 лет и принимаю условия, обозначенные текстом настоящего соглашения, а также даю свое полное добровольное согласие на обработку своих персональных данных.

14. Настоящее соглашение, регулирующее отношения Клиента и Группы компаний действует на протяжении всего периода предоставления Услуг и доступа Клиента к персонализированным сервисам Сайта Группы компаний.

ООО «МБШ» юридический адрес: 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.
ООО «МБШ Консалтинг» юридический адрес: 119331, г. Москва, проспект Вернадского, д. 29, офис 520.
ЧУДПО «МОСКОВСКАЯ БИЗНЕС ШКОЛА — СЕМИНАРЫ», юридический адрес: 119334, Москва, Ленинский проспект, д. 38 А.

Менеджеры по продажам — это люди без специального образования (потому что такого образования у нас нет). И если вы хотите слепить «из того, что было» настоящих волков продаж, то вам обязательно надо их обучать. В этой статье мы распишем план обучения менеджеров по продажам с первого дня работы.

И прежде всего давайте сделаем общий обзор программы обучения для вашей будущей команды»ликвидации конкурентов».

3 способа обучения менеджеров по продажам

Есть несколько «дисциплин», которые должны освоить ваши менеджеры по продажам, чтобы начать регулярно приносить заказы. Вот неполный список:

  • Специфика вашего продукта/услуги (каталог цен, рынок)
  • Как делать холодные звонки
  • Как проводить личные встречи
  • Ведение документов отдела продаж

Даже если бы вы захотели, вы не сможете передать все обучение приглашенным тренерам. В любом случае, большую часть обучения вам надо будет проводить самостоятельно. И давайте посмотрим, как лучше построить программу, чтобы добиться максимального эффекта.

#1 — Практика

Человек лучше всего запоминает то, что делает сам. Поэтому вам буквально с первого же дня надо дать своим работникам почувствовать вкус «крови». Лучше всего для этого подходит тренинг холодных звонков.

Вообще, холодные звонки делятся на несколько этапов. Перед самим обзвоном обычно идет этап составления «длинных списков». Но это слишком скучно и неинформативно. Поэтому я бы не стал в первый рабочий день заставлять продавцов садиться за справочники и начинать выписывать названия и телефоны компаний потенциальных клиентов.

Лучше подготовьте длинные списки заранее и дайте им их готовыми. При этом вы, как человек опытный, должны предусмотреть, чтобы в вашем списке не было слишком «жирных» клиентов. Но с другой стороны список не должен быть совсем «тухлым». То есть у менеджеров должна быть реальная возможность назначить свои первые личные встречи. Это будет вкус победы.

Как правильно обучать холодным звонкам

Два важных момента по обучению холодным звонкам на практике. Во-первых, продавцы не должны звонить и говорить все, что им вздумается. Перед началом звонков вы должны дать им прописанный скрипт — схему разговора по телефону с «привратником» и ЛПР (Лицом Принимающим Решение). Составить такую схему вам поможет .

Следующий важный момент — ваш практический тренинг по холодным звонкам должен быть игрой. Но игры не получится, если у продавцов ноги трясутся от страха. А так оно и будет, если раньше они ничем подобным не занимались.

Поэтому очень важно с самого начала обучения объяснить им, что все эти звонки — просто игра. Что не надо боятся «косячить». Даже наоборот — косячить надо обязательно. Только косячить надо «в промышленных масштабах», чтобы сразу совершить все возможные ошибки, а не растягивать это удовольствие на год.

Кроме того, надо отдельно с ними проговорить специфику холодных звонков — это грубость и отказы. Вам не надо, чтобы они пытались дожимать всех и каждого. И еще меньше вам надо, чтобы они стелились и унижались перед любым грубияном на другом конце провода.

У каждого вашего менеджера по продажам должно быть право «послать» того, кто им не нравится. Это святое право сразу развязывает руки, и молодняк начинает понимать, что им доверяют. Главное, чтобы по началу рядом был «старший», который если что поможет и вытащит.

И тут мы переходим ко второму варианту обучение продавцов.

#2 — Наставничество

Новым менеджерам обязательно нужен кто-то опытный, кто в нужный момент подсказывал бы им, что делать. А на первых этапах с наставником обучение строится по принципу «смотрю — учусь».

Наставником может стать ваш коммерческий директор (о нем, кстати, поговорим немного ниже), наставником можете быть вы. Главное, чтобы этот человек действительно умел продавать, а не просто говорил продавцу, что он «все делает неправильно».

Наставники особенно полезны при обучении личным встречам. В первое время обязательно отправляйте на личные встречу минимум двух человек — наставника и одного нового продавца, который назначил встречу.

Далее наставник будет проводить первую встречу, а продавец сидеть рядом и слушать, и заполнять анкету. Вот этот очень важный момент. Анкета — это незаменимый инструмент для обучения начинающих менеджеров по продажам.

Для этапа личных встреч анкета клиента — это как сценарий для холодных звонков. У вас обязательно должен быть прописан список вопросов, по которому даже самый новичок, с карандашом в руке, может составить портрет потенциального клиента.

Один наставник на несколько продавцов

Перовое время наставник задает вопросы, а новичок слушает ответы и заполняет анкету. Далее он своими глазами наблюдает, как эта анкета превращается в готовую сделку. И потом он должен повторить эту магию самостоятельно.

На втором этапе новый продавец может ездить на встречи самостоятельно, но он обязательно должен привозить с каждой такой встречи заполненную анкету клиента. Потом наставник будет вместе с новичком анализировать анкеты и давать советы, как лучше поступить в той или иной ситуации. Таким образом вы сможете использовать одного наставника сразу для нескольких менеджеров по продажам. Пример такой анкеты вы можете скачать по этой ссылке .

#3 — Тренерство

Раз в одну — две недели вам обязательно надо проводить специальное обучение для своих продавцов. Как показывает практика, такое обучение очень положительно сказывается на уровне мотивации людей. То есть они начинают бегать быстрее и звонить настойчивее.

Вы можете приглашать тренеров со стороны, а можете назначать тренером самых успешных сотрудников отдела продаж. Это может быть даже новичок, который удачно завершил какую-то сделку. Пусть он расскажет, как действовал, по шагам. Это уже будет очень полезно.

Я бы посоветовал проводить такое обучение в начале недели, в понедельник. Так у ваших продавцов будет возможность опробовать и применить новые знания в течение недели. А если обучать в пятницу, то до понедельника они все сто раз забудут.

Прочие методы обучения

Раз в месяц организуйте «круглый стол», во время которого продавцы будут рассказывать о том, какие у них за это время произошли случаи в работе, и как они с ними справлялись. Руководитель должен слушать и говорить, что было сделано правильно, а что можно было сделать иначе.

Еще один вариант обучения, который никто не отменял — это чтение. Только не ждите, что ваши менеджеры сами пойдут в книжные магазины. Организуйте небольшую «библиотеку продаж» прямо на рабочем месте. Поставьте туда лучше книги по искусству продаж, какие только найдете.

Выдавайте людям книги только на определенное время, чтобы они быстрее их читали. Потом можно попросить какого-нибудь сотрудника провести корпоративное обучение по материалам из книги.

В конце каждого месяца/квартала можно проводить аттестационные экзамены по тем материалам, которые были изучены на тренингах. Результаты аттестации можно учитывать при назначении квартальных денежных бонусов. Так менеджер будет мотивирован еще раз повторить все материалы перед сдачей аттестации.

Резюме

  • Нужно обязательно обучать менеджеров по продажам, чтобы сделать из них профессионалов. И большую часть обучения придется проводить именно вам.
  • Самый лучший вариант обучения — это практика. Дайте продавцам в первый же день возможность почувствовать «вкус крови» на холодных звонках. Главное — разрешите им «косячить».
  • Обязательно к каждому новому продавцу приставьте наставника, чтобы менеджер учился на личном примере. Это особенно полезно для этапа личных встреч.
  • Дайте новым менеджерам по продажам готовые инструменты — схемы разговора по телефону и анкету клиента, чтобы они смогли хоть что-то делать.
  • Вы можете приглашать тренеров со стороны или использовать лучших сотрудников, чтобы они проводили дополнительное обучение раз в месяц.
  • Раз в месяц проводите круглый стол, за которым ваши сотрудники делились бы своим практическим опытом с другими продавцами.
  • Организуйте «библиотеку продаж» и время от времени просите продавцов провести обучение по материалам книг.
  • Раз в месяц или раз в квартал проводите аттестации для менеджеров, чтобы у них была мотивация еще раз повторить и закрепить весь пройденный материал.

Не забудьте скачать мою книгу . Там я показываю вам самый быстрый путь с нуля до первого миллиона в интернете (выжимка из личного опыта за 10 лет =)

Благодаря данной статье, вы научитесь более рационально подбирать сотрудников и обучать менеджеров по продажам.

Нового менеджера по продажам необходимо сразу форматировать в соответствии с вашими требованиями. Через несколько месяцев будет поздно: работник привыкнет к своим, не самым эффективным моделям работы, а запоздалые попытки руководства будет воспринимать как «закручивание гаек» и придирки. Поэтому каждый менеджер должен пройти четыре этапа подготовки прежде, чем он приступит непосредственно к продажам.

Программа обучения менеджера по продажам

Обучение менеджера по продажам, этап №1: Знакомство с компанией, вводный инструктаж (1-2 дня)

  • Менеджер по персоналу знакомит новичка с политикой компании (узнает цели, знакомится с кодексом корпоративной этики, условиями и системой оплаты труда);
  • Он же знакомит нового сотрудника с персоналом и показывает основные помещения офиса, в том числе рабочее место (стол, оснащение, места хранения документов и других материалов общего пользования);
  • Системный администратор проводит инструктаж по использованию технических средств, если есть такая необходимость. Параллельно рассказывает обо всех особенностях использования сети компании и дает вводные консультации по пользованию конкретными программными продуктами;
  • Руководитель отдела продаж объясняет менеджеру его задачи, доводит требования, предъявляемые к его работе и отвечает на вопросы;
  • Менеджер по персоналу знакомит менеджера по продажам с рабочей инструкцией, положениями и стандартами;

Обучение менеджера по продажам, этап № 2: Что компания продает? (1-2 дня, но в зависимости от сложности товаров и услуг может продлиться до 3 месяцев)

Менеджер может параллельно с другими этапами подготовки переходить к поиску новых клиентов, сбору информации о потенциале предприятий и контактных лицах. Иначе, после недельного обучения, когда вы посадите сотрудника на «холодные звонки», может оказаться, что он в силу личных особенностей не способен заниматься активным поиском.

Пример. В телекоммуникационной компании нового менеджера по продажам в течение 10 дней после приема на работу обучали услугам, тарифной политике и технике продаж. Затем новичок приступал к «холодным звонкам». 50% стажеров отсеивались: одни не могли преодолеть страх перед звонками, другие - выполнять существующие в компании стандарты. Чтобы не тратить время, изменили процесс обучения. После первоначального инструктажа по услугам и этапам продаж в течение двух дней сотруднику давали телеалгоритм (скрипт) «холодного звонка» и сажали на обзвон потенциальных клиентов. После того, как часть новых сотрудников отсеивалась, остальных уже более глубоко обучали услугам и тарифам, не затрачивая время и силы руководителя на «отказников».

Есть несколько способов познакомить будущего коммерсанта с тем, что ему предстоит продавать, причем лучше применять все методы в комплексе:

  • Изучение информации о товарах (услугах) компании по каталогам, сайту, информационным материалам. Важно: менеджер должен освоить характеристики товаров-локомотивов, то есть занимающих большую долю в объеме продаж компании. Если в вашем отделе продаж текучка кадров и руководителю приходится регулярно обучать новых менеджеров по продажам , то лучше сделать учебный видеофильм, рассказывающий о товарах. Можно записать на видео демонстрацию слайдов, заранее подготовленных и озвученных голосом, например, коммерческого директора. Также можно добавить в фильм видеозаписи оказания услуги или производства товара. Эту задачу можно поручить менеджеру по персоналу совместно с внутренним экспертом по продукту (им может быть начальник отдела продаж, закупщик, товаровед или директор по производству). На создание фильма уйдет несколько часов, но это освободит руководителя отдела продаж или менеджера по персоналу от постоянного повторения новичкам одной и той же информации;

Пример. В компании, торгующей ПВХ- окнами (23 офиса продаж на территории одного региона), остро стоял вопрос по организации удаленного обучения и развития персонала . Чтобы организовать его по единым стандартам, директор поставил задачу техническому сотруднику (расчетчику) по созданию учебного фильма по продуктам. Он также подключил представителей поставщиков. Они рассказывали о поставляемых комплектующих (профиль, стеклопакеты, фурнитура), а он записывал их на обычную видеокамеру у себя в офисе. В итоге получился учебный видеокурс из 19 уроков. Эти видеозаписи он закодировал для защиты от копирования и разместил на компьютерах во всех офисах продаж. После проведения аттестации сотрудники получили высокие баллы по знанию продукта. Также это позволило в 2 раза быстрее обучать менеджеров по продажам.

  • Ознакомление с ассортиментом товаров на складе (если компания оказывает услуги, то лучше продемонстрировать их менеджеру наглядно в процессе работы других сотрудников);
  • Ознакомление с прайс-листом;
  • Ознакомление с условиями поставки (срок доставки, возможности предоставления отсрочки платежа, особенностей работы с новыми и существующими клиентами и т. д.) или оказания услуги;
  • Затем опросить менеджера, чтобы определить, усвоил ли он базовые знания о товаре или услуге. Это можно сделать письменно (заполнить бланк, например) или в формате беседы. Например, как поступать, если продукта нет в наличии, а клиенту нужно срочно?

На данном этапе важно не доскональное знание товара или услуги, а понимание ключевых моментов по ассортименту.

Обучение менеджера по продажам, этап № 3: Как продавать (1-2 дня)

В ряде компаний новичка, для освоения главных навыков в продажах , обычно приставляют к опытному сотруднику. Способ самый экономичный, но и самый непредсказуемый - вы не можете быть уверены, что «ветеран» обучит нового менеджера только полезному. Один мой знакомый до сих пор вспоминает свой первый рабочий день. Первые слова, которые ему сказал наставник, были такими: «Я научу тебя, как списывать бензин». Чтобы избежать этого, необходимо выбирать в качестве наставников сотрудников, обладающих желанием и способностью к обучению других. Возможно, стоит доплачивать наставнику за дополнительную нагрузку. Причем, желательно связать размер надбавки с результатами новичка (выполнение планов по количеству результативных звонков, заполненных карточек клиентов, собранных заявок, объему заказов и т. д.). Если в компании нет кандидатов в наставники, то эту обязанность должен выполнять руководитель отдела продаж. Наставник должен показать следующее:

  • Как менеджеру работать с документацией (составлять предложения, оформлять договоры, заявки, отчеты);
  • Какие в компании приняты алгоритмы взаимодействия сотрудников отдела продаж с сотрудниками других отделов при резервировании товара, подписании договора, выставлении счета, отгрузке товара, подготовке документов по сделке;
  • Как работать с клиентской базой данных (CRM-системой), в том числе, какую информацию нужно туда вводить после контакта с клиентом;
  • Какое в компании существует деление клиентов между менеджерами по продажам;
  • Как в компании принято сегментировать клиентов;
  • Откуда брать информацию о потенциальных клиентах и как работать с базами данных (если менеджер по продажам занимается активным поиском)
  • Как работать с шаблоном коммерческого предложения, исходя из прайс-листа. То есть рассчитывать стоимость товара или услуги исходя из условий поставки (например, размер скидки в зависимости от объема заказа и периода отсрочки платежа);
  • В чем заключаются особенности техники продаж товаров или услуг компании. Менеджеру необходимо объяснить этапы их продаж (не путайте их с пятью этапами: установление контакта, выявление потребностей, презентация, работа с возражениями, завершение сделки). У каждого товара или услуги есть своя логика продажи (отличающаяся в нюансах от классических этапов), в соответствии с которой заключается большинство сделок. Это некие ступени, шагая по которым, потенциальный заказчик постепенно становится клиентом.

Также желательно дать телеалгоритм (скрипт) для «холодного» обзвона.

Пример. В веб-студии новый сотрудник должен был сначала делать обзвон по скрипту с целью выхода на контактное лицо: «Подскажите, пожалуйста, фамилию, имя, отчество и должность сотрудника, отвечающего за сайт учреждения?» Если спросят, по какому вопросу он нужен, ему необходимо ответить: «По вопросу изменения сайта учреждения в соответствии с федеральным законом №8-ФЗ». Затем менеджер по продажам фиксировал информацию в CRM-системе и планировал контакт с этим должностным лицом. Следующий контакт с нужным сотрудником он делал по другому скрипту. Такой подход позволял получить новичку небольшой промежуточный результат и положительный стимул к следующему звонку.

Во-первых, скрипты упрощают процесс обучения. Во-вторых, так новый менеджер по продажам будет делать меньше ошибок, совершая «холодные» звонки - ему не нужно будет выдумывать, что говорить, достаточно только озвучивать написанные речевые модули. В-третьих, это упрощает контроль за новичками - понятно, как они себя будут вести во время общения с клиентами.

Обучение менеджера по продажам, этап № 4: Начало работы

После обучения менеджер по продажам начинает работать с клиентами. К этому этапу желательно приступить как можно быстрее после прохождения предыдущих ключевых моментов. Более глубокие знания лучше получать в процессе работы с клиентами. В его обязанности на этом этапе входит поиск потенциальных клиентов и внесение их в CRM-систему (составление списка), обзвон клиентов по предоставленной руководителем базе данных.

Пример. В ИТ-компании новые менеджеры по продажам уже на 2-й день приступали к обзвону. Он делался в форме опроса с целью актуализации базы данных, сбора информации о потенциале организаций (количество компьютеров, использование в организации локальной сети и т. д.) и контактных лицах. Чтобы стимулировать ИТ-специалистов клиентских организаций к участию в опросе, менеджеры по продажам обещали выслать им после получения ответов электронную книгу по настройке MS Office для системных администраторов. В итоге даже новичкам удавалось собирать 60% заполненных анкет. Для выполнения подобных звонков сотруднику не нужно было обладать даже знаниями по продукту. Последующие звонки к перспективным заказчикам новички выполняли после сдачи экзамена по продуктовой линейке компании.

Обучение менеджера по продажам в процессе работы с клиентами (таблица):

ЭТАП ЧТО ДЕЛАЕТ НАСТАВНИК ЧТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ СКОЛЬКО ДЛИТСЯ ЭТАП
Наставник сам общается с клиентами. Прежде чем позвонить клиенту, наставник должен озвучить новичку свои цели в предстоящем общении и основные шаги, которые необходимо предпринять для их достижения - сотрудник должен понимать не только что нужно делать и как, но и зачем. Наблюдает за наставником и задает вопросы по прошедшим контактам 2-3 контакта
Новичок активен - наставник вмешивается только в трудной для менеджера ситуации На этом этапе наставник должен вмешиваться в процесс продаж только в случае, если новичок полностью загнал себя в тупик (например, стимулировал клиента к вопросу, на который сам не может ответить), смирился с неудачей, забыл о каком-либо этапе работы с клиентом (например, стал называть цены на продукцию, не прояснив объем закупки) или неправильно работает с возражениями. 3-5 контактов
Новичок активен - наставник пассивен На этом этапе менеджер полностью самостоятельно общается с клиентами, а наставник - контролирует. После общения менеджера с клиентом наставник должен сделать следующее:
1. Спросить, как менеджер оценивает произошедший контакт, что ему удалось, а что можно было бы улучшить.
2. Высказать свою точку зрения (обязательно нужно начинать с позитива - пусть похвалит то, что менеджеру удалось).
3. Разобрать допущенные ошибки.
4. Спросить, какие выводы сделал менеджер из этого обсуждения, что он будет применять в следующих контактах.
Самостоятельно общается с клиентами 3-5 контактов

Выполнение всех перечисленных этапов существенно снизит риск чрезмерно высоких затрат на обучение менеджеров по продажам и сделает этот процесс максимально эффективным.