На чем сидит жар птица. Потерянный свет

В индийской мифологии известна баснословная птица гаруда (Garudha), с прекрасными золотыми крыльями; знают ее и предания других народов. На Руси она слывет Жар-птицею, у чехов и словаков ptak Ohnivak - названия, указывающие на связь ее с небесным пламенем и вообще огнем: жар - каленые уголья в печи, жары - знойная пора лета.

Перья Жар-птицы блистают серебром и золотом (у птака Огнивака перья рыжезлатые), глаза светятся как кристалл, а сидит она в золотой клетке. В глубокую полночь прилетает она в сад и освещает его собою так ярко, как тысячи зажженных огней; одно перо из ее хвоста, внесенное в темную комнату, может заменить самое богатое освещение; такому перу, говорит сказка, цена ни мало ни много - побольше целого царства, а самой птице и цены нет! У немцев птица эта называется золотою - der goldene Vogel, что основывается на прямой филологической и мифической связи золота с огнем и светом.

Такой поэтический образ издревле присваивался богу Агни; в Ведах Агни называется быстрою, златокрылою, чистою и огненною птицею и сильномогучим соколом. Агни прежде всего - божество небесного пламени молнии, а потом уже - земного огня, похищенного с неба и переданного людям; следовательно, Жар-птица есть такое же воплощение бога грозы, как свет-ясен сокол, которому сказка дает цветные перушки и способность превращаться в доброго молодца, или орел-разноситель перунов. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие и по значению своему совершенно тождественными с живою водою, по хорутанскому преданию, вместо золотых яблок она похищает спелые гроздия с славной виноградной лозы, которая на всякий час давала по ведру вина (вино = дождь), а желчь ее (= свет скрытого в тучах солнца) возвращает потерянное зрение.

Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого клюва сыплются перлы, т.е. вместе с торжественными звуками грома рассыпаются блестящие искры молний. Чехи убеждены, что ее пение исцеляет болезни и снимает слепоту с очей, т.е. напевы весенней грозы просветляют небо от потемняющих его туч и животворят природу. Раскаты грома и вой бури уподоблялись говору и пению и на этом основании все олицетворения грозовых туч фантазия наделила словом и вещим даром; потому и баснословная птица Перунова получила название птицы-говоруньи. Из того же источника возникло сказание о Соловье-разбойнике, гнездящемся на высоких дубах, дети которого оборачиваются черными воронами с железными носами.

Геродот записал предание о чудесной птице Фениксе, с виду подобной орлу, с красно-золотыми перьями; в известное время взлетает она в святилище Гелиоса, запевает погребальную песню и, сгорая в солнечном пламени - снова возрождается из своего пепла. Предание это в одной из наших старинных рукописей рассказывается так: та убо птица одиног-нездица есть, не имеет ни подружия своего, ни чад, но сама токмо в своем гнезде пребывает...Но егда состареется, взлетать на высоту и взимаеть огня небесного, и тако сходящи зажигает гнездо свое, и туж и сама сгораеть, но и пакы в пепеле гнезда своего опять наражаеться. - Смысл тот: молниеносная птица, состарившись (= потерявши свою силу) в зимнюю пору, молодеет с приходом весны; когда яркие лучи весеннего солнца согреют облачное небо, птица-туча загорается грозовым пламенем и гибнет в нем под звуки собственной песни, т.е. под звуки ударяющих громов и воющих вихрей. Но умирая в грозе, она снова возрождается из паров и туманов, подымающихся от земли вслед за ниспавшими дождями. Не должно, однако, забывать, что в мифических представлениях нельзя искать строго определенного отношения между созданным фантазией образом и исключительно одним каким-либо явлением природы; представления эти родились из метафорических уподоблений, а каждая метафора могла иметь разнообразные применения.


Птица-метательница молниеносных стрел являлась в то же время и птицею-вихрем и птицею-облаком; олицетворяя в себе пламя грозы, она вместе с тем могла служить эмблемою и восходящего солнца. Древний человек постоянно проводил аналогию между дневным рассветом и весенней грозою и живописал тот и другую в тождественных поэтических картинах. Как грозовое пламя истребляет темные тучи и возжигает потушенный ими светильник солнца, так зарево утренней зори гонит мрак ночи и выводит за собой ясное солнце: подобно златокрылой, блистающей птице, возносится оно на небесный свод и озаряет своими лучами широкую землю. Что действительно солнце представлялось птицею, это засвидетельствовано Ведами: я познал тебя духом, - говорит поэт восходящему солнцу, - когда ты было еще далеко, - тебя, птица, возносящаяся из облаков; я узрел (твою) окрыленную голову, текущую путями ровными и чистыми от праха! - Индийцы ведической эпохи олицетворяли солнце в образе сокола и гуся фламинго. Следы подобных олицетворений встречаем и у германцев, и у славян.


Весеннее солнце, омывшись в дождевых потоках грозовых туч, показывалось очам смертных - просветленное, ярко блестящее, и было уподобляемо белоснежному лебедю, купающемуся в водах, или другим водяным птицам: утке и гусю. В нижней Германии причитывают во время дождя:

Lass den Regen tibergehn,
Lass die Sonnewiederkommen!
Sonne komme wieder
Mit deiner Goldfeder,
Mit goldenem Strahl
Beschein uns allzumal...

Имя лебедя, означающее белый, вполне соответствовало понятию о белом божестве дневного света. Принимая солнце за прекрасную богиню, германцы верили, что она может превращаться в лебедя; отсюда создалось сказание о деве-лебеди, как о дочери и спутнице солнца. Богиня Synna (солнце) и Dagr (день), по свидетельству древнего мифа, родили дочь по имени Svanhvit Gullfjodhr (Schwanweisz Goldfeder - белая златопёрая лебедь), т.е. утреннюю зорю, а у этой последней был сын Svanr hinn raudhi (Schwan den Roten), т.е. золотистые лучи солнца.

Греки наделяли богиню Зорю (Эос) светлыми крыльями. От утренней зори и восходящего солнца указанные поэтические уподобления были перенесены на приводимый ими День, который, по свидетельству старинных памятников, как хищная птица, вонзает в ночной мрак свои острые когти. Воспоминание о птице-солнце доселе сохраняется в малорусской загадке, которая называет дневное светило - вертящеюся птицею: стоит дуб-стародуб, на том дубе птиця-вертиниця; нихто jiи не достане - ни царь, ни цариця. Птица-солнце восседает на старом дубе; годовое течение времени, определяемое солнечным движением, народная фантазия уподобляла растущему дереву, на котором гнездится птица-солнце, кладет белые и черные яйца и высиживает из них дни и ночи. Другие загадки еще яснее говорят о представлении солнца - птицею: ясен сокол пришел, весь народ пошел - т.е. с дневным рассветом пробуждаются люди; сербская: птица без зуба, а свщет изjеде = солнце топит (съедает) белый (подобный свету) снег.

МОДЕЛЬ ОБРЕТЕНИЯ СЧАСТЛИВОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖИЗНИ.

Жар-птица и ее перо - тема многих волшебных русских эпосов. Они породили большую часть легенд, которые по известности находятся на втором месте после цветущего папоротника.

Сказку об Иване-дураке не знает, наверное, лишь младенец. В ней рассказывается, как однажды ночью, проходя мимо пня, Иванушка увидел, светящейся во тьме, предмет, который вблизи оказался пером неземной красоты.

Одни говорят, что оно было оранжевым, другие - желтым, красным, даже малиновым. В некоторых источниках чудо-птица сверкает златом и серебром, имеет крылья огненные.

Жар птица по древним поверьям приносит счастье, удачу, вечную молодость, благосостояние, здоровье Жар-птица — сказочная птица из славянского эпоса, воплощение лучезарного бога солнца и в то же самое время гневного бога грозы. В народном воображении Жар-птица неразрывно связана с небесным огнем-пламенем, и ее сияние так же слепит глаза, как солнце или молния. Жар-птица изображается в золотом огненном оперении и со сверкающим длинным хвостом, воплощающая мечту о счастье.

Воплощение бога грозы, в славянских сказках чудесная птица, которая прилетает из тридесятого царства. Это сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-птицы золотая, золотая клетка, клюв и перья. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по значению своему совершенно тождественными с живою водою. Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого клюва сыплются перлы, т.е. вместе с торжественными звуками грома рассыпаются блестящие искры молний.

Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет главную задачу героя. За Жар-птицей отправляются сказочные добры молодцы, и к тому, кто овладеет хоть одним ее пером, приходит великое счастье.

Наши предки считали мифическую чудо-птицу вестником Рая или, как тогда говорили, Ирия: святого места, где нет ни смерти, ни зимы, где все довольны и счастливы.

В славянской легенде, говорилось о том, что когда боги увидели, что люди ходят по земле ни кого не любя и губят себя холодом своих сердец, они отправили на землю волшебный огонь любви в виде Жар-птицы.

И с тех пор летает она по земле и разносит огонь любви.

Место нахождения гнезда птицы никто точно так и не узнал, ведь, решивших подобраться поближе, ожидал нелегкий путь и нешуточные испытания.

Чтобы узреть Феникса во всей красе, следовало дождаться мира на земле и иметь чистые помыслы. Те же, кому посчастливилось узреть ее, становились хозяевами фантастического дара. Свет птицы передавался человеку, наделяя всем тем, о чем более всего мечталось в сердце.

Что дает этот семинар?

ЖАР – ПТИЦА — правозвестник абсолютного мира.

Нас ждет чудесное время! Вы сделаете для себя невероятные открытия и сможете реализовать нереализованное и воплотить самые смелые мечты.

  • Только подумайте: в Явь, то есть, в мир физический, будет запущена программа Ирия (абсолютного святого мира, идеально скроенного.), и при этом совсем необязательно становиться праведником, впадать в аскезу и религиозный экстаз.

Всех ждет удивительный способ существования в 2 мирах: на физическом уровне (в Яви) и психологическом (в Ирии).

Нас ждет своего рода примерка крыльев на робу. Мы будем жить в двух мирах: физически - в Яви, а на психологическом уровне - в Ирии. Жар — Птица несет весть лучшего мира и всеобщего согласия, и через эту весть - облегчение и успокоение души. Она снимет груз проблем, облегчит страдания и напомнит, кто мы есть на самом деле: бессмертные существа, временно пребывающие в Яви. С наших глаз спадет пелена, мы прозреем и сумеем постичь истину.

Уже много веков Ирия - пространство, где обитают наши пращуры, есть надежда получить у них мудрый ответ на возникшие вопросы.

Согласно славянской космогонической системе, человек, завершивший свое существование в Яви , прямиком отправлялся в Рай, где царит вечное лето, и солнце никогда не заходит. Там он пребывал столько, сколько душе было угодно, а затем вновь возвращался на Землю, но уже в ином облике. Ада в представлении древних славян не существовало. Их никто не запугивал ни котлами, ни вилами, ни сковородками. Люди твердо знали, что после смерти их ждет лучшая жизнь, светлое и благотворное бытие и такая уверенность самым благотворным образом влияла на состояние души.

Мир предков станет ближе, мы сумеем лучше понять своих пращуров, примириться с родичами, которые находятся по ту сторону бытия, и даже получить их помощь и благословение. А такая поддержка, как вы понимаете, дорогого стоит.

На физическом плане все будет, как обычно. Но мы станем легче воспринимать любые превратности бытия, потому что душа каждого из нас р справит крылья и это позволяет открыть свет в себе.

  • Эта мифологическая птица окрашена в золотой и красный цвета, символизирующие восходящее солнце.

Энергия ЖАР – ПТИЦЫ (Феникса) – огня возрождения имеет нежно золотистый цвет — цвет энергии Высших сил. Она предназначена в основном для личного роста и развития, улучшает понимание Христобытия, усиливает связь с Я Христа. Помогает осознать суть Вечности, Перерождения и Просветления, суть Реинкарации и Пути. Смысл жизни и Смерти. Это символ вечного обновления, цикла жизни, прерождения/реинкарации.

  • А всю проработанную со своим внутренним «Я»

энергоинформационную программу

вы воссоздадите в манлале.

Создание мандалы – это создание индивидуального символа, который отражает наше внутренне «Я». Круг – символ взаимодействия разных частей внутреннего мира друг с другом, он инициирует их к целостности . В процессе рисования мандалы разрешаются внутренние конфликты, и снимается напряжение, поэтому мандала является уникальным инструментом саморазвития и самопознания, который позволяет решить ваши самые важные проблемы.http://puteksebe.ucoz.ru/publ/nepoznannoe/mandala/6-1-0-66

  • ГЛАВНОЕ , Множество испытаний и опасностей подстерегали на пути тех, кто дерзнул отправиться на поиски ЖАР — ПТИЦЫ, ибо любой путь к существу, хранящему в себе огонь первоначального творения, тернист и непредсказуем.

Чтобы добраться до Птицы, надо преодолеть Долину Поиска, Долину Любви, Долину Знания, Долину Разлуки, Долину Единения, Пустыню Изумления, Пустыню Уничтожения и Смерти.

И этот долгий путь можно пройти двумя способами

    по дорогам, стирая железные сапоги и сгрызая железные караваи

    в своем сердце, преодолевая холод своей души, наполняя свое сердце и душу любовью и изменяя себя.

А КАКОЙ ПУТЬ ВЫБЕРЕШЬ ТЫ?

В ходе тренинга — практикума мы вместе пройдем этот путь ..

ТОЛЬКО ИДУЩИЙ СПОСОБЕН ОСИЛИТЬ ЛЮБОЙ ПУТЬ.

ЖАР — ПТИЦА — это совершенное творение Единого, и каждый, кто хотя бы издали видел ее, становился обладателем чудесного дара. Свет божественного сияния, окружающий Птицу, ложился и на человека, наделяя его тем, чего он больше всего хотел в своем сердце: талантами, умениями, счастьем.

Счастье тому кому удастся поймать ее, но в сто раз большее счастье тому кого Жар-птица почтет за своего повелителя. Ведь Жар-птица больше похожа на расплавленный металл из которого она скорее всего и состоит. Поймать ее можно только в рукавицах, уж очень горяча — обжечься можно очень сильно. Тому-же кому покорится она по своей воле, будет она отдавать свое благотворное тепло всю жизнь. Человек, получивший дар от ЖАР — ПТИЦЫ, сам несет на себе отблеск волшебного света.

Но как только почувствует она равнодушие тут же улетит — не выносит она его, и убить ее просто… Посади в клетку и погибнет она. Остынет ее пламенное тело и будет в клетке вместо горячей любви холодный кусок золота…

Что вы получите в результате этого

тренинга — практикума?

  • Выполненные практики помогут вам одержать победу, прийти к триумфальному успеху в долгом и трудном деле обретения новых счастливых возможностей.
  • Вы сделаете новый поворот своей судьбы, т.к. рассчитаетесь по всем «долгам», освободитесь от всего того в вашей жизни, что мешает вашему счастью, успеху и эффективному движению вперед.
  • Вы наилучшим для себя образом спланируете свою жизнь на ближайшее будущее.

Уникальность русских волшебных сказок заключается в том, что в них соединены языческие и христианские представления об окружающем мире. Язычество - это вымышленное представление народа о мироздании. Оно связанно с обожествлением разнообразных сил природы: огня, воды, земли, животных, растений, небесных светил. Всё это широко отразилось в сказках. Время и место порой в сказке неопределенно, так же как и в мифах. Волшебная сказка полна мотивов, содержащих в себе веру в существование "потустороннего мира" и возможность возвращения оттуда. Древнерусская культура обращена к внутреннему миру человека. Для неё характерен «акцент не столько на познании мира, сколько на понимании его, извлечении человеческого смысла, постижении законов нравственной жизни человека». Герои сказок не переделывают мир, а с помощью стихий, животных, птиц, небесных светил находят счастье личное.

Огненные птицы в мифологии

С древнейших времен у самых разных народов птицы были посредниками между небом и землей. Исследователь славянской мифологии П.Трощин высказывает предположение, что первоначально «небо» и огромная птица «орел» обозначались у славян одним словом. В древности существовала уверенность, что через каждые десять лет орел бросается в пламя, затем в морскую волну, и вновь обретает молодость. У хантов считалось священным дерево, на котором орлы несколько лет подряд гнездились». Сокол у древних славян — первоптица и первобог мира. По легендам именно птица-СОКОЛ принесла на землю огонь - искру от солнца, и от зажжения дерева на земле появился небесный огонь. «Петух почитался у язычников птицею, посвящённой Перуну и очагу, и вместе с тем эмблемою счастья и плодородия, - пишет Афанасьев». Образ Жар - птицы восходит к образу Священной птицы - Огненной Вестнице Богов. На русских народных кубках 18 - 20 вв. Жар-птицу часто можно увидеть изображенной в образе Огненной - Огнеперой птицы, Ирийской Вестницы, чем-то напоминающей павлина. Жар-птица олицетворяла огонь, солнце, творческое начало.

Светлый образ Жар-птицы

Данная исследовательская работа опирается на тексты русских народных сказок, переработанных А. Н. Афанасьевым, сказку П. П. Ершова «Конёк - Горбунок».

Как описывается Жар-птица в сказках? Словесное описание очевидцами Жар-птицы следующее: «яркая, редкая, летает по воздуху, светится, переливается разными огнями» и т.д. - ну чем не павлин? Павлинов при княжеских дворах знали. Завозили таких птиц с Востока. Но почему эта малоизвестная простому люду птица была настолько популярна в народе? Что вызвало ее обожествление? И почему она названа «Жар» - то есть «горящий уголь»? Огненная птица?

Под все описания "Жар-птицы" попадает не только павлин. Все эти характеристики - описание... шаровой молнии. Уж такую-то "птицу", летающую по воздуху, светящуюся и переливающуюся огнями, в народе знали хорошо. Знали и побаивались.

Одна из скверных привычек Жар-птицы - оставлять на поле круги полегших злаков. Судя по русским сказкам, с давних пор крестьяне караулили злодейку. Однако от перепуганных сторожей, кроме невнятных описаний то ли ЖАР-птицы, то ли ШАР-птицы, ничего добиться не удавалось. «Огненно-красные и золотые перья, крылья — как языки пламени, а глаза сверкают, как алмазы...». Несмотря на ослепляющий свет, с давних пор было замечено, что "Жар-птица" не дает ни дыма, ни тепла.

Название Жар-птице дано по цвету оперения. Слово жар в обороте - старая форма прилагательного, употребляемого как определение. Оно образовано от жаркий «огненный, рудо-жёлтый» или «красно-жёлтый, оранжевый», то есть первоначально имело цветовое значение. В сказке окраска Жар-птицы золотая, и золотая клетка, и клюв, и перья. Символика здесь очевидна: Жар-птица - солнечная птица, небо - дом Солнца, золото - металл солнца.

В сказках Жар-птица выступает в роли похитительницы. Она питается золотыми яблоками молодильными, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по значению своему совершенно равными с живою водою. Возможно, поэтому считали, что её пение исцеляет людей.

И в сказке Ершова, и в народной сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» герой подбирает перо Жар-птицы, таким образом, он нарушает запрет.

В чем же заключается запрет, который нарушил герой? Где живёт чудо-птица и почему не каждый может туда попасть?

В русской народной сказке птица живёт в саду за каменной стеной, которая является границей между «своим» и «чужим» миром. В сказке П. П. Ершова Жар-птица живет в тридесятом царстве в саду у Царь-девицы. Это царство — сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена. Царь-девица живет в сказочном золотом дворце, этот мотив тоже взят из народного фольклора, точнее периода языческих поверий о дворце бога - Ярилы. Ершов уловил и воплотил в своей "волшебной сказке" самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями.

Жар-птица создается народным воображением из представлений о небесном огне-пламени, и сияние ее так же слепит глаза, как солнце или молния. Необычный огненный цвет указывает на её принадлежность к иному, нечеловеческому миру, поэтому нельзя было подбирать перо Жар-птицы. «Тот» мир - это именно «тот свет», мир мёртвых. Главный участник событий сказки потому герой, что ему удаётся вернуться оттуда, откуда никто не возвращается.

Но ведь не каждому человеку дается в руки Жар-птица. Почему оказывается помощь в сказке третьему сыну? Что мы о нем знаем? В сказках - это младшие сыновья в семье. Старшие сыновья женились, получали свой надел, уходили из семьи, а младшие оставались со стариками. За ними оставалась та часть наследства, которая принадлежала даже не отцу, а всему роду, словом, то, что связано с предками.

Интересной является и привязанность младшего сына к печке, что встречается во многих волшебных сказках. По древним представлениям Печь, домашний Очаг - основа и символ Дома и родового благополучия. Итак, попасть в «иной» мир и вернуться оттуда, позволено только тому, кто изначально связан с родителями и предками, именно ему даётся волшебный помощник. Но главный герой добивается успеха и благодаря своим личным качествам. В поисках Жар-птицы герой сказки преодолевает свой страх, сомнения, совершает ошибки, но всё равно идёт вперёд, добивается своей цели. В награду герой сказки получает не только волшебного коня и саму Жар-птицу, но и прекрасную царевну и царство в придачу. Даже внешность его меняется: он становится красивым, пригожим. Героям сказок здоровье телесное помогают приобрести стихии, здоровье духовное - перо жар-птицы - огонь радости, творчества, силы. Таким образом, исследование показало, что в русских народных и авторских волшебных сказках образ Жар-птицы олицетворяет добрую силу и является символом удачи, победы, воплощает мечту человека о счастье, даётся в руки только доброму человеку.

Образ Жар-птицы в быту и культуре русского народа

Славянин часто представлял себя вольной птицей и мечтал улететь за синее море. Мечта о свободе и счастье полностью сливалась с образом птицы. Птица эта, без сомнения, связана с солнцем: об этом говорит её оперение и свет, который исходит от неё. Солнце для древних людей являлось одним из главных богов-покровителей. По народным представлениям, жизнь зависит от сияния солнца, творческая, плодородная сила которого заключается в его ярких весенних и летних лучах. У славян птица с распростертыми крыльями символизировала солнце.

В русском фольклоре больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Светлые образы поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, в вышивке. Народный костюм по своему силуэту похож на птицу: широкие рукава-крылья, головной убор-хохолок, нагрудные и поясные украшения-оперения. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения - обереги в виде птиц являются самыми сильными. Позднее люди стали расписывать посуду яркими изображениями птицы, чтобы удача и счастье, дарованные Жар-птицей, не покинули их. Так Жар-птица стала хранительницей мира и воплощением мечты.

Славянская мифология — ключ к пониманию души русского народа, его истории и культуры. К огненным птицам, по воззрениям наших предков, относятся: орёл, так как его связывали с небесной силой, и он являлся символом победы, быстроты; сокол для древнерусского человека был воплощением красоты и удали, скорость его полёта сравнивали с быстротой молнии; петух считался символом солнца, огня, плодородия. Жар-птица олицетворяла огонь, солнце, творческое начало. Об этом говорит её оперение и свет, который исходит от неё. Возможно, это поэтический образ зари. Жар-птица - это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей.

Жар-птица - служит добру. Излучает необычный, волшебный цвет, который помогает людям в их земных делах. Множество испытаний и опасностей подстерегали на пути тех, кто дерзнул отправиться на поиски, ибо любой путь к существу, хранящему в себе огонь первоначального творения, тернист и непредсказуем. И этот долгий путь можно было попытаться пройти - в своем сердце, преодолевая и изменяя себя. Увидеть ее, преодолев множество испытаний, мог лишь отчаянный смельчак с чистой душой и сердцем, ведомый по жизни мечтой. Свет божественного сияния, окружавший Жар-птицу, ложился и на человека, наделяя его тем, чего он больше всего хотел в своем сердце: талантами, умениями, счастьем.

С древнейших времен, человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями - оберегами. Жар-птица для славянских народов была не только символом огня, но и символом счастья, удачи. Сказка всегда открывает широчайший простор для размышлений, сопоставлений. Результаты анкетирования среди учащихся показали, что для современного человека образ огня стал второстепенным, не таким значимым, исчезает значение божественности, оберега. Человек воспринимает эту птицу, как птицу, приносящую удачу, богатство.

Жар-птица в современном мире является символом счастья.

Жар-птица – птица размером с павлина, да и по внешнему виду более всего напоминает она именно павлина, только обладает ярким золотистым с переливом в красный опереньем. Жар-птицу невозможно взять голыми руками, так как ее оперенье обжигает, при этом жар-птицу не окружает огонь. Большую часть жизни эти птицы проводят взаперти, что в Ирии, что в частных руках их держат в основном в золотых клетках, где они целыми днями поют песни, а по ночам этих удивительных птиц выпускают на кормежку. Любимая еда жар-птиц – фрукты, очень любят они яблоки, в особенности золотые.

Жар-птицы по натуре своей добродушны и праздны, они редко обращают внимание на то, что творится вокруг, и мало что может отвлечь птицу от любимого занятия — пения.

Родина жар-птицы – Ирий, однако некоторые могущественные чародеи, в частности Кощей-Бессмертный, силой удерживали птицу у себя. Иногда жар-птица сама покидает Ирий и тогда ее можно встретить в садах, особенно она любит яблоневые.

Способности

Считается, что песнь жар-птицы способна излечить любую болезнь, и продлить жизнь тому, кто регулярно ее слушает. Особыми свойствами обладают и перья жар-птиц : выпавшее перо еще долго излучает свет и тепло, а когда оно остывает, то превращается в золотое. Так же считается, что перья жар-птицы приносят счастье тому, кто сумел ими завладеть.

Как бороться?

Жар-птица бессмертна и ничто не может причинить ей вред, так что бороться с ней невозможно, вообще птица отличает добрым нравом и на людей не нападает. Поймать жар-птицу очень нелегко, лучший способ — это использовать ловушку: в саду необходимо повесить достаточно большую золотую клетку, в которую положить три яблока.

Русские народные сказки знакомят читателя с волшебными созданиями, обладающими невероятными способностями и любопытной биографией. Среди таких персонажей – , и Жар-птица. Миф о последней увлекателен, так как схож с легендой о птице , известной по мифологии зарубежных стран. Внешним обликом птица напоминает павлина. Сама пернатая среднего размера, а ее туловище украшает шикарный хвост размером с павлиний.

История происхождения

Жар-птица – воплощение сказки, олицетворение Бога, покровительствующего грозе и грому. Повелитель молний является в ее обличье, прилетая из тридесятого царства, жители которого поголовно богачи. Земли там несказанно плодородны, а люди не знают нужды, поэтому у птицы золотой окрас – символ благополучия.

Славяне верили, что там же обитают представители божественного пантеона. Изобилие и безмятежность – ценность тех блаженных мест, плоды местных деревьев даруют дополнительные годы жизни, а вода обладает животворящей силой.


По легенде, невиданное существо кушает молодильные яблоки, несущие вечную молодость, бессмертие и привлекательность, и пьет живую воду. Волшебные песни Жар-птицы сопровождаются появлением молний и жемчуга из ее клюва. Хвост пернатой состоит из перьев, сияющих ярким светом.

Она – воплощение огня, поэтому в темное время суток свет от ее хвоста заменяет тысячи источников освещения. Передохнуть от изнуряющих перелетов птица может в золотой клетке. Поймать перо Жар-птицы мечтают смелые герои, верящие, что такой амулет приносит счастье и удачу.

Мифология

Считается, что Жар-птица принадлежит к той же стае, что и Феникс, Финист - Ясный сокол, Рарог. Все эти птицы – представители светлой стороны. Они излучают добро и тепло. Витающие в облаках волшебные создания отличаются праздностью, им нет дела до мирских проблем. Единственное, что занимает их, – это распевание песен.

Будучи птицей, создание относится к воздушной стихии. Но, олицетворяя огонь, имеет отношение и к нему. По легенде, Ирий был местом происхождения персонажа. Мир сказок таит опасность для существ с необычными способностями. Путешествуя по разным краям, Жар-птица иногда оказывалась в плену у героев вроде . Ее нередко брали в плен, чтобы привлечь в жизнь удачу.

Вольнолюбивая героиня, Жар-птица часто появляется в садах. Золотая клетка – нелюбимое место птицы, привыкшей к простору и полетам. Она боязлива и недоверчива, как любая птица, но крайне любопытна.


Наши предки верили, что Жар-птица исцелит от недугов и подарит долгие годы тому, кто верит в нее и слушает ее пение. Поняв, что наскучила владельцу, она покидает его, переставая дарить свою магию и песни. Желчь существа способна излечить болезни глаз. По легенде, горящее перо птицы излучает свет и тепло. Погаснув, оно становится золотым.

Птица почти ничего не боится, ведь она бессмертна. Завладеть ею без секретных уловок невозможно – она излучает жар и способна ранить. Сказочные герои умудряются завладеть птицей, положив в клетку ее любимое лакомство – яблоки. Трех плодов достаточно, чтобы Жар-птица обратила внимание на ловушку.


Образ Жар-птицы описан в сказках «Иван-Царевич и Серый волк», «Жар-птица и Василиса-царевна», «Конек-Горбунок» и т.д.

Экранизации

Владимир Самсонов выпустил мультфильм о Жар-птице в 1984 году. История, рассказанная постановщиком, не отличалась от сюжета сказки об и ловле Жар-птицы.


Кадр из мультфильма "Как поймать перо Жар-Птицы"

Вацлав Ворличек снял в 1997 году фильм под названием «Жар-птица». В картине чешского производства вместо Кощея появился злодей Скелетон, Ивана-царевича сменил принц Афрон, а Жар-птица воплощена при помощи картинок. Она появилась в нескольких кадрах и присутствовала в ленте номинально.

Современный мир сказки, с которым знакомятся российские дети, сильно отличается от советского. Режиссеры Георгий Гитис и Вячеслав Плотников в 2013 году выпустили мультфильм «Как поймать перо Жар-птицы», главным действующим лицом которого стал Иван-царевич.

  • В 1984 году на телеэкран вышел фильм-балет «Жар-птица» на музыку . Сюжет о птице, олицетворяющей Бога солнца, очень популярен в театре. Премьера состоялась в далеком 1910 году в хореографии Михаила Фокина. В первом балете партию Жар-птицы танцевала Тамара Карсавина.

Купол "Гранд-Опера"
  • В 1994 году знаменитый балетный танцовщик Андрис Лиепа выпустил фильм "Возвращение Жур-птицы", объединяющий три балета: «Шахерезада», «Жар-птица» и «Петрушка».
  • Жар-птица изображена на куполе знаменитого парижского театра «Гранд-Опера».
  • Образ птицы привычен геральдистам, так как персонаж присутствует на гербах русских городов и княжеств. Ее изображение популярно в тематических направлениях прикладного искусства. Птицу часто рисуют на матрешках, предметах, украшенных хохломской или гжельской росписью.