Как открыть студию по разработке мобильных приложений. Бизнес-план по разработке мобильного приложения

Мобильные приложения в последнее десятилетие стали играть большую роль в жизни людей. Их функции зачастую кажутся незначительными, но, тем не менее, они помогают пользователям смартфонов и планшетов решать различные повседневные задачи. Создание даже простого мобильного приложения – кропотливый и упорный труд, отнимающий большое количество времени, сил и вовсе не гарантирующий высокую прибыль в будущем. Однако по-настоящему качественные и нужные приложения могут «выстрелить» в AppStore или GooglePlay и принести своим разработчикам немало денег. Предлагаем начинающим предпринимателям обратить свое внимание на типовой бизнес-план по разработке мобильных приложений с расчетами, который представлен в данном материале. Он, в первую очередь, поможет сориентироваться в финансовой стороне вопроса и понять, «стоит ли игра свеч».

Вложения на старте бизнеса по разработке мобильных приложений потребуется сделать в размере 350 тысяч рублей. Этих денег вполне хватит, чтобы с нуля построить стабильный бизнес в данной высокотехнологичной сфере. Источником первоначальных инвестиций могут стать как личные накопления начинающего разработчика, так и кредитные средства, полученные в банке.

Краткое описание концепции

Бизнес по созданию приложений для мобильных платформ, пример организации которого представлен в этой статье, нужно зарегистрировать как ИП. Лучшая форма налогообложения для подобного бизнеса – УСН («упрощенка») с налоговой ставкой 15% (доход минус расход). Декларации в данной системе заполняются практически интуитивно, поэтому фирме не потребуется помощь профессионального бухгалтера. Обработку финансовых отчетов лучше всего делать, пользуясь услугами онлайн-бухгалтерии. Официальная регистрация бизнеса по разработке мобильных приложений не обойдется без выбора соответствующих кодов ОКВЭД:

Сколько нужно вложить в открытие

Затраты, которые неизбежны на начальном этапе становления бизнеса по разработке мобильных приложений, представлены в следующей таблице:

Неудивительно, что главными статьями расходов станут закупка компьютерной техники и лицензионного программного обеспечения. Специфика данного бизнеса обязывает предпринимателя уделять особое внимание качеству техники и ПО. Ведь оборудование, на котором происходит разработка мобильных приложений, просто обязано работать стабильно и без сбоев, а информация должна быть хорошо защищена.

Производственный план

Офис компании-разработчика мобильных приложений представляет собой компактное помещение, площадь которого не превышает 40 квадратных метров. Каких-то особых требований к месторасположению офиса нет. Он может находиться как в современном бизнес-центре, так и в полуподвальном помещении в старой части города. Главное, чтобы к помещению офиса были подведены все необходимые коммуникации и стабильный высокоскоростной интернет.

Также предпринимателю следует позаботиться об обеспечении безопасности офиса, так как в нем будет находиться дорогостоящее оборудование и важные данные о разработке. Можно заключить договор с охранным агентством или просто установить прочные решетки на окна и добротную металлическую дверь.

Маркетинговый план

Что касается маркетинга и продвижения мобильных приложений для смартфона и планшета, то тут все предельно просто – рекламу можно заказать в AppStore и GooglePlay по весьма приемлемой стоимости. Также хороший эффект дает реклама на раскрученных YouTube-каналах.

Стоимость одного скачивания среднестатистического мобильного приложения составляет 1,5 доллара, или примерно 100 рублей. Хорошие приложения быстро завоевывают популярность у пользователей, и вполне можно надеяться, что за месяц их могут скачать 5 000 раз и даже более. Соответственно, при таких темпах месячная выручка компании-разработчика может составить до полумиллиона рублей, а годовой «грязный» доход – до 6 миллионов «деревянных».

Персонал

График работы компании по разработке мобильных приложений представляет собой стандартную «пятидневку», но с некоторыми особенностями. Как правило, на завершающих этапах разработки мобильных приложений работа идет нон-стоп – без выходных и практически без перерывов. Этот нюанс стоит учесть предпринимателю, чтобы соответствующе вознаграждать преданных сотрудников в денежном эквиваленте. Ниже представлен наиболее оптимальный вариант расписания работы:

  • Понедельник – пятница: с 09:00 до 18:00.
  • Суббота – воскресенье: выходной.

Перечень сотрудников компании по разработке мобильных приложений приведен в нижеследующей таблице:

Должность Кол-во чел. Оклад, руб. Ежемесячный фонд оплаты, руб. Оплата в год, руб.
1 Главный разработчик 1 40 000 40 000 480 000
2 Программист 2 60 000 60 000 720 000
3 Специалист техподдержки 1 25 000 25 000 300 000
4 Менеджер-маркетолог 1 30 000 30 000 360 000
ИТОГО 155 000 1 860 000

Расчеты доходов и расходов

Со списком ежемесячных расходов компании по разработке мобильных приложений вы можете ознакомиться в данной таблице:

Доходность компании по разработке приложений для мобильных платформ приведена в этой таблице:

Как показывают наши расчеты, сумма чистой годовой прибыли компании, которая занимается разработкой мобильных приложений, после уплаты налогов, составит 2,8 миллиона рублей. Это при условии высокого качества приложений и срока разработки каждого из них не более трех месяцев. Соответственно, рентабельность данного бизнеса будет в районе 47% – отличный результат для молодой амбициозной компании.

Возможные риски

Бизнес по разработке мобильных приложений представляет собой очень рискованное занятие. Абсолютно все подводные камни данного начинания учесть невозможно, и довольно часто принцип «пан или пропал» сопровождает создание какого-либо приложения до конца его разработки. Ниже приведен перечень наиболее очевидных факторов риска, которые могут негативно сказаться на развитии этого бизнеса:

  • Утечка информации об особенностях проектов и, как следствие, возможное «заимствование» их концепции другими разработчиками.
  • Необходимость привлечения дополнительного финансирования при запуске дорогостоящих или длительных по времени разработки проектов.
  • Увеличение сроков разработки отдельных приложений, сопряженное с дополнительными расходами.
  • Недостаточный уровень квалификации сотрудников, их некомпетентность в узкоспециализированных аспектах работы над созданием мобильных приложений.

В заключение отметим, что разработчики, которые «горят» своим делом и создают действительно качественные программные продукты для мобильных платформ, никогда не остаются «в минусе». Мировая практика это прекрасно доказывает.

Чтобы оценить рынок, нужно в первую очередь определиться с объемом планируемых вложений и с той нишей, которая наиболее интересна для вас.

Очень желательно, чтобы этот интерес был подкреплен какими-то теоретическими, а ещё лучше практическими знаниями о процессе разработки, имеющихся средствах и методологиях. Проанализировать спрос и уровень конкуренции в выбранной нише можно на основе данных, предоставляемых рейтинговыми агентствами. Практически в каждом сегменте, даже таком узкоспециализированном, как разработка интернет-магазинов, существуют достаточно подробные рейтинги, сравнивающие компании-флагманы по обороту, среднему чеку, количеству проектов и прочим параметрам, дающим достаточно явную картину.

Конкуренция

Наша ниша высококонкурентна только на первый взгляд. На самом деле, это такой же уровень конкуренции, как между BMW и АвтоВАЗ - сегментация в первую очередь определяется ценой на услуги и классом клиентов. Не секрет, что разброс цен на ту же разработку сайтов может быть от 5 тыс. до 5 млн рублей. Всё зависит от того, что требуется сделать, какой уровень качества обеспечить, какие инструменты использовать, насколько громкое имя у IT-компании, насколько известные клиенты в её портфолио присутствуют.

В итоге, если вы работаете в ценовом диапазоне 5 - 25 тыс. рублей, компании с проектами от 1 млн рублей явно не будут являться вашими конкурентами, и наоборот.

Чтобы обойти конкурентов, нужно сначала определить, в каком ценовом сегменте вы будете оказывать услуги. Затем стоит проанализировать прямых конкурентов из этого же ценового сегмента, оказывающих те же самые услуги: посмотреть, какие инструменты разработки они предлагают, какой дополнительный сервис закладывают в стоимость разработки, с какими клиентами и проектами работают.

При этом достаточно важно объективно оценивать и свои собственные силы - сумеете ли вы обеспечить качество не хуже? Сможете ли предложить аналогичные услуги по той же цене? Далее важно выделить ваше уникальное преимущество по сравнению с конкурентами: чем вы лучше? Почему клиенты должны будут работать именно с вами?

Если такое преимущество у вас сформулировано на интуитивном уровне, без внешних подтверждений, лучше его заранее проверить: провести опрос друзей, знакомых, случайных собеседников. Узнайте, будет ли им действительно важно такое преимущество, или ваша гипотеза несостоятельна. Выборка должна быть достаточно большой, чтобы дать максимально точное представление.

Как определиться с набором услуг, которые будет оказывать компания?

Это зависит в первую очередь от вашего уровня знаний о сфере и технологиях, а также от уровня первоначальных вложений. Например, средняя зарплата опытного программиста на Symfony - 80-100 тыс. рублей, т.е. 3 месяца его работы компании обойдутся уже в 240-300 тыс. рублей. При этом проекты такого уровня, как правило, сложные, дорогостоящие и требуют в штате не только программиста, а полноценной команды: дизайнера, тестировщика, менеджера проекта, аналитика и т.д. Крайне желательно, чтобы хотя бы одна из ключевых компетенций имелась у владельца компании, иначе контролировать процессы будет затруднительно.

Наиболее распространенная ситуация на рынке, когда опытный разработчик открывает собственную компанию, и это правильно. У него уже есть понимание, какие подводные камни его ждут, с каким сложностями компания может столкнуться, как правильно выстроить процессы.

Важно помнить: дополнительные услуги - это хорошо, но только тогда, когда они не отвлекают на себя большую часть ресурсов компании.

Иногда занять узкую нишу оказывается более выгодно, чем предлагать клиентам максимально широкий спектр услуг.

Кто основная целевая аудитория?

Если говорить в целом про рынок IT-услуг, то целевая аудитория - это практически любой бизнес, без ограничений. А вот чтобы определить целевую аудиторию вашей компании, нужно составить максимально точный портрет клиента:

  • сколько денег клиент готов потратить на ваши услуги;
  • какая основная услуга ему нужна;
  • какие дополнительные услуги ему могут потребоваться;
  • если у вас есть региональная привязка, из целевой аудитории с большой вероятностью отсеется большинство компаний из другого региона;
  • в какой сфере работает ваш клиент (часто клиенты выбирают разработчика, у которого есть в портфолио проекты, сделанные для той же отрасли);
  • кто принимает решение в компании клиента (если вы работаете в основном с малым бизнесом, это, как правило, собственники; если работаете с предприятиями - это руководители среднего звена, и у них совсем другой уровень мотивации на то, чтобы начать разработку и быстро закончить проект);
  • есть ли требования по используемым в разработке инструментам (некоторые клиенты в качестве основного требования указывают, на чем должна быть выполнена разработка, например, какой язык программирования должен быть использован, какой графический редактор, какая CMS).

Новичкам стоит помнить, что выйти на крупных заказчиков без предварительной подготовки - очень сложная задача. Нашей целевой аудиторией сразу стал средний бизнес, которому нужно какое-то нестандартное решение по автоматизации процессов.

Ключевое отличие компаний, работающих в более высоком ценовом сегменте, в том, что клиенты остаются с ними на долгий срок.

Всё дело в том, что в этом сегменте продукты сложны, они требуют сопровождения. Более того, они опираются на бизнес-процессы, а это гибкая вещь, и с течением времени она меняется. Поэтому продукт обычно эволюционирует вместе с компанией.

Объем инвестиций

Чтобы оптимизировать расходы на офис, можно снять его в не самом проходном месте, т.к. его месторасположение не очень важно - клиенты приезжают сами крайне редко. А можно поступить радикально и отказаться от офиса вовсе, переведя сотрудников на удалённую работу.

Но такой вариант подойдет далеко не всем. Мы решились на этот шаг только на 100% убедившись, что все наши клиенты предпочитают встречи у них в офисе или в кафе, а также поняв, что все наши сотрудники работают в штате компании бессменно уже больше 2х лет и вполне способны ответственно выполнять свою работу без привязки к офисному стулу.

Экономить на зарплатах, если вы хотите обеспечивать высокое качество проектов, не стоит однозначно. Но снизить издержки можно, если сотрудников на дополнительные услуги привлекать попроектно, оплачивая им только те работы, которые по факту были сделаны, а для оценки труда штатных сотрудников использовать KPI. Все наши работники так или иначе привязаны к прибыли компании.

Отсутствие офиса и использование части сотрудников попроектно позволили нам и расходы на оборудование свести к минимуму - большая часть сотрудников использует собственные компьютеры, а мы несём расходы только на их амортизацию.

Пошаговая инструкция

Определившись с нишей, изучив конкурентов, набрав первых клиентов и арендовав помещение, уже можно приступать к следующему этапу открытия - закупке оборудования. Обязательное оборудование, без которого мы не представляем себе работу:

  • Собственный сервер компании (в том числе для демонстрации работ клиентам и работы системы управления проектами);
  • Виртуальная АТС;
  • Ноутбуки или стационарные компьютеры сотрудников, имеющие достаточную мощность для выполняемого вида работ;
  • Оргтехника.

Найти поставщиков было достаточно легко, поскольку многие из них отсеялись ещё на стадии первого запроса - долго не отвечали, долго выставляли счет, не могли грамотно ответить на наши вопросы. В итоге те поставщики оборудования и услуг, с которыми мы постоянно работаем, не меняются годами.

Например, собственный сервер компании мы обслуживаем в дата-центре провайдера, которого не меняли уже 4 года. Цены у него не самые низкие, зато скорость реагирования на наши запросы - не больше 10 минут.

Таким образом, основными критериями выбора поставщиков для нас являются:

  • Скорость реагирования на наш запрос (особенно, если это постоянные услуги);
  • Качество оборудования;
  • Стоимость оборудования.

Конечно, никакое оборудование не будет работать без специалистов. Для IT-компании они - фундамент успеха. Количество сотрудников фирмы зависит от того, какие услуги являются ключевыми и какое количество проектов выполняется одновременно. Например, мы - технологическая компания, и это значит, что программисты должны иметь высокий уровень подготовки, при этом в штате их должно быть не меньше двух, а лучше 3-4, чтобы обеспечивать взаимозаменяемость и скорость выполнения проектов. А вот дизайнера достаточно только одного.

На данный момент наш штат состоит из:

  • Менеджера по продажам;
  • Менеджера проектов;
  • Технического писателя;
  • Дизайнера;
  • Трёх программистов;
  • Тестировщика;
  • Копирайтера и контент-менеджера.

В зависимости от направленности проектов соотношение дизайнеров и программистов в компании может меняться, а часть сотрудников может совмещать в себе несколько должностей.

Часто встречается ситуация, когда менеджер проектов выполняет также функции технического писателя и тестировщика. А HTML-верстка может выполняться, в зависимости от компании и её бизнес-процессов, дизайнером, программистом или отдельным сотрудником.

С высококвалифицированными сотрудниками на рынке труда большая проблема.

Таких сотрудников найти «с улицы» очень сложно, и процесс их вливания в коллектив достаточно болезненный. Нужно всегда держать в голове, что независимо от уровня квалификации новенького, полноценно в рабочий процесс он вольётся только через 1-2 месяца после начала работы. При найме таких сотрудников они проходят несколько стадий отбора. В начале мы смотрим резюме и изучаем портфолио, затем даём тестовое задание. По результатам тестового задания соискатель проходит собеседование ведущим программистом, а после него - собеседование с директором.

Итоговое решение о приёме на работу принимается по совокупности результатов каждого из этих шагов, при этом преимущество отдается мнению ведущего разработчика, поскольку именно с ним новый сотрудник будет взаимодействовать в первую очередь.

Низкоквалифицированных сотрудников найти намного проще. С ними мы обычно работаем на одном-двух тестовых проектах и только после этого принимаем в штат. Процесс отбора в этом случае отличается от первого варианта. На первом этапе мы также смотрим резюме и портфолио, если оно есть, после этого менеджер проекта проводит собеседование и принимает решение о сотрудничестве. Если сотрудничество прошло успешно, сотрудник остаётся в штате либо заносится в базу удалённых сотрудников и привлекается в дальнейшем на проекты по мере необходимости.

Время работы IT-компании определяется в зависимости от того, какое время работы у основных клиентов.

Основная масса наших заказчиков находится в Москве, поэтому рабочий день у нас с 10.00 до 19.00 по московскому времени, независимо от того, где находятся наши сотрудники. Часть сотрудников может варьировать свой график работы, соблюдая правило - не меньше 8 часов в день, а часть сотрудников такой привилегии лишена. Если клиенты работают с 10 до 19, менеджеры по продажам и менеджеры проектов должны быть обязательно на связи в это же время.

Время выполнения одного заказа варьируется от нескольких дней до нескольких месяцев в зависимости от сложности, срочности и объёмности задачи. При этом нужно понимать, что ни один человек не сможет работать 24 часа в сутки, как бы этого ни хотелось директору компании или клиентам. Для того, чтобы избежать срыва сроков, пересечения задач и постоянного переключения сотрудников с одной задачи на другую, мы используем систему планирования. Благодаря этому каждый сотрудник точно знает, что он будет делать завтра, имеет достаточно чёткий план работ на ближайшую неделю и примерный план работ на месяц.

Все поступающие от клиентов задачи формулируются в системе, назначаются специалисту и планируются по дате и времени выполнения. Исключение составляют только очень срочные задачи:

если у клиента в запущенном проекте что-то сломалось, это очень веская причина для того, чтобы отложить все остальные задачи, и бросить ресурсы на исправление проблемы.

Наша практика показала, что местоположение офиса для клиентов не имеет значения, им гораздо удобнее встречаться на своей территории. Наличие офиса в центре может подтвердить высокий статус компании, но нести из-за этого огромные затраты однозначно не стоит. Поэтому при выборе офиса можно учитывать только то, насколько удобно будет до него добираться сотрудникам, и вполне допускать размещение на окраине, но в транспортной доступности.

Если сотрудники работают в офисе, желательно также учитывать, насколько удобно им будет ходить на обед - есть ли поблизости столовые, кафе и ресторанчики, или проще организовать доставку обедов в офис. Очень желательно иметь в офисе кулер, чай, кофе и сладости. Наличие микроволновки и мультиварки тоже не является прямой необходимостью, но добавляет удобства.

Мы отказались от офиса, и наши сотрудники счастливы, поскольку для них нет необходимости тратить время на дорогу, и они свободны в выборе места для работы. ​​​​​​​

По планировке и высоте потолков требований для IT-компаний не существует, но помещение должно быть достаточно светлым и просторным, чтобы сотрудники не сидели друг у друга на головах. Размещение специалистов желательно планировать так, чтобы у них было ощущение изолированности друг от друга.

Максимальная площадь зависит от количества работников, одновременно находящихся в офисе, и здравого смысла. Офис должен быть достаточно просторным и удобным, чтобы всем сотрудникам в нём было комфортно. При этом люди, работающие над одним проектом, должны быть в прямой доступности друг для друга.

Что касается договоров и документов на помещение, как правило, IT-компания выбирает офис в офисном центре, а там этими вопросами занимается собственник помещения или УК. Поэтому IT-компании достаточно только договора об аренде. Тем не менее, этому договору нужно уделить пристальное внимание при заключении, чтобы избежать подводных камней в виде внезапного повышения арендной платы или неожиданной просьбы срочно освободить помещение.

Документы

Сотрудники IT-компании производят интеллектуальный продукт, поэтому необходимо решить вопрос авторского права на него.

Что касается работы с заказчиком, существует два варианта. В первом авторские права мы оставляем за собой. А во втором, если разрабатывается индивидуальный дизайн или индивидуальные элементы визуализации, мы передаём заказчику неисключительные права на них. То есть он может их использовать, но не может перепродавать. При этом авторство остаётся за нами. Это нужно, чтобы мы могли добавить работу в своё портфолио и поставить авторство на сайте у клиента.

Чек-лист открытия

Выгодно ли открывать

Для того, чтобы определить стоимость выполнения заказа, нужно в первую очередь точно понимать, какова себестоимость часа работы компании. Она складывается из постоянных и переменных затрат, разделенных на среднее количество рабочих часов в месяц.

Знать себестоимость важно в первую очередь потому, что на начальном этапе работы, не имея хорошего портфолио, будет очень сложно получать дорогостоящие проекты и придется довольствоваться малым, а иногда ещё и давать скидки дополнительно. Зная себестоимость, можно будет опираться на нее, точно понимая, насколько можно двигаться по цене, неся допустимые расходы.

Цена выполнения заказа определяется исходя из затрат, которые компания понесет на его реализацию, закладываемых рисков и желаемой прибыли. При длительном существовании компании и работе над типовыми заказами некоторые виды работ в дальнейшем могут быть оформлены в прайс-лист, так как будет заранее известна средняя стоимость этих работ.

В общем виде, расчёт выполняется, опираясь на оценку прогнозируемого времени на проект. Для наиболее точной оценки важно на этапе проектирования разбивать проект на небольшие задачи, чтобы каждая из них занимала не больше 8-12 часов. Это позволит свести вероятность ошибки к минимуму. ​​​​​​​

В общем виде расчет у нас выглядит примерно так: количество оцениваемых часов * себестоимость часа работы компании * 1,3 (корректирующий коэффициент рисков; может варьироваться) *N, где N - это коэффициент прибыли. Его владелец компании определяет самостоятельно, руководствуясь здравым смыслом и собственной жадностью.

Очень важный аспект работы компании - это подготовка технического задания на проекты. Определять точную стоимость проекта, не имея детального технического задания - это грубейшая ошибка, которую могут совершить сотрудники компании.

В нашей компании работа по проекту строится так:

  • Получение постановки задачи
  • Подготовка предложения с предварительной оценкой
  • Заключение договора на ТЗ
  • Проектирование, разработка детального ТЗ и прототипов проекта
  • Согласование ТЗ и прототипов
  • Подписание закрывающих документов на разработку ТЗ
  • Составление подробной сметы на проект
  • Подписание договора на разработку проекта
  • Выполнение работ по проекту
  • Подписание закрывающих документов по проекту.

В зависимости от объема проекта работы могут делиться на дополнительные этапы, выполняемые по отдельным договорам.

По числу заказов и среднему чеку сориентировать очень сложно, поскольку проекты могут быть самого разного уровня. Теоретически, 3 проекта с чеком в 150 тыс. рублей будут эквивалентны 30 проектам с чеком в 15 тыс. рублей. Но по факту одновременно могут быть в работе 2 проекта по 300 тыс. руб. с фронтом работ на 2 месяца и равномерным распределением сумм по проекту на этот период, 3 проекта по 100 тыс. и 5 проектов по 25 тыс. Все они могут находиться на разных этапах, выполняться разными специалистами и формировать дебиторскую задолженность, накапливаемую с течением времени.

Срок окупаемости зависит от затрат на начальном этапе, а также от размера операционных расходов компании, в том числе, уровня зарплат специалистов.

Важно реально оценивать возможности по количеству и уровню проектов, договора на которые удастся заключить на начальном этапе.

Если вы взяли сотрудника с окладом в 100 тыс. рублей, а заключаете 2 договора в месяц на 25 тыс. рублей, однозначно, долго вы не просуществуете.

Еще один важный момент: чем сложнее проекты вы хотите получить, тем выше стоимость привлечения клиента и тем дольше период от момента первого контакта до заключения договора.

В таком случае с тем же сотрудником на окладе в 100 тыс. рублей может возникнуть такая ситуация: у вас есть потенциальный клиент с проектом на 1 млн рублей, вы радостно берете сотрудника, платите ему зарплату 2-3 месяца, пока ведете переговоры с клиентом, и только после этого получаете первый транш от клиента. Хорошо, если он покроет понесенные расходы, а если сделка сорвется? Такая вероятность тоже существует ровно до тех пор, пока деньги не поступят на ваш расчётный счет.

Если строить процессы максимально гибко и постоянно держать в уме возможность описанных ситуаций, срок окупаемости вполне может быть 3-4 месяца, а то и меньше.

Основной способ увеличения прибыли - это снижение издержек на разработку, снижение рисков и оказание клиентам сопутствующих услуг.

Снизить издержки на разработку позволяет отладка бизнес-процессов. Каждый сотрудник должен точно знать, что ему делать в зависимости от возникшей ситуации, понимать, кто ответственный и к кому бежать, если что-то пошло не так. У нас для этого есть несколько простейших регламентов и система управления проектами.

Снижение рисков происходит за счет более тщательной подготовительной работы с клиентом до заключения договора. Мы не ставим задачу заключить договор любой ценой. Наша основная задача - выстроить с каждым клиентом долгосрочные отношения, а это возможно только тогда, когда он доверяет нам как профессионалам, а мы доверяем ему, как заказчику.

Рисков есть несколько, со всеми из них мы столкнулись:

  • Неплатежеспособность клиента - клиент затевает масштабный проект, но в середине проекта у него заканчиваются средства, или проект теряет актуальность. Чтобы свести этот риск к минимуму, мы разбиваем большие проекты на множество этапов с привязкой оплаты к ним. Это позволяет вовремя понять, что финансирование останавливается, и потерять минимум времени и денег.
  • Отсутствие ТЗ - иногда у менеджеров по продажам возникает большой соблазн: «Ребята, у нас есть клиент на 500 тыщ, давайте скорее работать, подписываем договор, черт с ним, с ТЗ». А потом оказывается, что у клиента хотелок на миллион, а оплачивать их он отказывается, аргументируя это так: «А ваш менеджер мне обещал, что все будет, как я хочу».
  • Неправильная оценка проекта - иногда случается так, что специалисты ошибаются в оценке объёмов работ. В этом случае, чтобы сохранить лицо и репутацию приходится работать себе в убыток. Для исключения этого риска также отлично подходит дробление проекта на маленькие кусочки.

Многие владельцы бизнеса нуждаются сегодня в дополнительных интерактивных «помощниках», автоматизирующих рабочие процессы. Разработка мобильных приложений - создание алгоритмов, которые используются при написании программного обеспечения для беспроводных устройств, таких как телефон или планшеты. Как правильно выбрать компанию-разработчика, на что обратить внимание в первую очередь?

1. Типы приложений

Компании-разарботчики как правило, специализируются на создании одного из трех типов приложений

  1. Нативные приложения для конкретной платформы (iOS, Android, Windows Phone)
  2. Гибридные приложения для работы на любых ОС: разработка таких приложений ведется на технологиях Xamarin, React Native, Ionic и другие.
  3. Кроссплатформенные приложения, веб-приложения и мобильные версии сайта.

При заказе Вам стоит выяснить, какое именно приложение Вы получите на выходе - если это нативное приложение, то его невозможно будет безболезненно расширить на другую платформу, если кроссплатформенное - то, скорее всего, его функционал будет ощутимо ограничен. Гибридные приложения сочетают в себе преимущества нативных и кроссплатформенных, но стоимость их несколько ниже первых. Вообще, если сравнивать типы приложений по стоимости, то в порядке убывания получится: нативное, гибридное, кроссплатформенное.

Оптимальным решением по цене/срокам/качеству (если речь идет о разработке под две и более платформы) считаются гибридные приложения. Если Вам нужен только iOS или только Android - выбирайте нативы. Если Вам нужно просто перенести сайт мобильное устройство - выбирайте кроссплатформенность.

2. Типы разработчиков мобильных приложений

Среди студий, которые предоставляют услуги по производству мобильных приложений, можно выделить следующие типы:

  • Фрилансеры. Это профессионалы-одиночки (или непрофессионалы). Заключенный контракт обязывает выполнить работу в срок. Использование услуг фрилансеров сопряжено с большими рисками и наименее надежно.
  • Компании, которые используют шаблоны и конструкторы. Студии создают приложения на основе уже разработанных макетов с индивидуальными вариациями.
  • Фирмы, занимающиеся индивидуальной разработкой:

Последный тип компаний можно разделить на два подтипа:

  • Работающие с привлечением аутсорсинговых специалистов. В таком случае студия для выполнения некоторых этапов производства привлекает исполнителей со стороны.
  • Имеющие свою команду штатных профессионалов. К услугам заказчика штат дизайнеров, программистов, проектировщиков и тестировщиков full-time.

Выбор того или иного типа разарботчика целиком и полностью зависит от задач, решение которые вы воскладываете на приложение. Важно учесть не только текущие пожелания, но и перспективы развития продукта в будущем. Простое приложение с общераспространенными функциями можно сделать на конструкторе силами фрилансеров. Сложное приложение с уникальным функционалом, требующее интеграции с внутренней системой приедприятия - вопрос решения силами серьезной квалифицироанной команды разарботчиков, дизайнеров, верстальщиков. В этом случае ваш выбор - студия полного цикла.

Вопрос, прибегает ли студия к услугам аутсорс-специалистов или нет, должен быть задан обязательно. Использование аутсорсинговых услуг добавляет в цйепочку разарботки дополнительное звено, что, с одной стороны, может повысить скорость разарботки, а с другой - повышает риски невыполнения задач. Здесь нужно внимательно изучить и компанию и ее партенорв, чтобы не ошибиться с выбором.

3. Разработка мобильных приложений: спектр услуг

Современные студии предлагают такие сервисы, как:

  • конструирование приложений для работы на базе Android, iOS, Windows Phone и Apple Watch;
  • адаптация интерфейсов приложений под различные платформы;
  • создание мобильных версий сайтов;
  • построение программ для ведения малого бизнеса с подключенными базами данных;
  • маркетинг и продвижение бизнес идей и приложений.

При выборе компании ознакомтесь с ее портфолио и выясните сферы ее экспретизы. Возможно, мобильная разарботка - не основное направление деятельности компании, в команде работают специалисты широкого профиля. Это должно отражаться на стоимость раарботки - чем уже специализации как всей компании, так и членов ее команды, тем качественнее и дороже конечный продукт.

Ведущая компания по разработке мобильных приложений

Wellsoft - лидер отрасли по в регионе. Сочетание инноваций и проверенных современных технологий Xamarin, C#, ASP.net гарантирует результативность в решении комплексных задач любой сложности. Воспользуйтесь нашим опытом и знаниями для создания эксклюзивных, качественных программных продуктов. С нами вы увеличите количество продаж, лояльность целевой аудитории. Звоните - поможем во всех вопросах разработки и выхода на рынок.

В 2008 году в руках Максима Волошина оказался первый iPhone. Новый продукт Apple так понравился, что вместе с коллегами Максим решил заняться разработкой приложений для Apple App Store. За первые три месяца мобильный IQ Test принёс разработчикам 4 тысячи долларов. Дальше было несколько игр. Но когда на рынок приложений вышли крупные игровые компании, продажи у стартапа упали. Тогда Redmadrobot решил создавать мобильные приложения на заказ. Сегодня среди клиентов компании - издательские дома, сотовые операторы и банки. В этом году выручка должна составить 90 миллионов рублей.

Redmadrobot

сфера деятельности: разработка мобильных приложений

Дата создания: ноябрь 2008 г.

Деньги на старт: 50 тысяч рублей


Идея бизнеса

Максим Волошин

основатель компании Redmadrobot

Когда мне было 18 лет, по вечерам я учился на инженера в МИРЭА, а днём работал курьером в дизайн-студии. Я был инициативным, поэтому скоро стал помощником менеджера, потом менеджером, к 25 годам - директором по проектам. Мы разрабатывали фирменный стиль, логотипы, брендбуки и прочее.

В студии я познакомился со специалистом по веб-интерфейсам Александром Алёхиным и менеджером проектов Николаем Сатункиным, с ними мы позже запустили Redmadrobot.

В 2008 вышел первый iPhone, мы тут же заказали из Америки три штуки. Через пару месяцев заработал App Store. Он был почти пустой, и мы подумали, почему бы нам не сделать пару приложений для iPhone.

Успех и разочарование

Самое простое, что можно было придумать, - это мобильный IQ Test. Здесь ничего не нужно было изобретать: готовый алгоритм, лёгкий интерфейс. Мы нашли программиста, купили ему белый MacBook за 30 тысяч рублей (без MacBook невозможно написать код под iOS) и заплатили 20 тысяч рублей за разработку. Это и был наш стартовый капитал.

Зарегистрировать аккаунт в App Store оказалось легко, оформить документы на получение денег от скачиваний - сложнее. Организационно-юридические вопросы заняли три месяца. Мы продавали приложение за 1,99 доллара, из них Apple получал 30 %, минус налог, остальное - нам. За три месяца приложение скачало около 3 тысяч человек.

До сих пор помню тот момент, когда получил длинное SMS на английском. Я ехал за рулём по городу и не сразу разобрал, в чём там дело. Оказалось, мне на счёт пришли 4 тысячи долларов от установок нашего приложения.

В тот момент нам стало ясно, что на приложениях можно зарабатывать. Мы выпустили несколько аркадных и квестовых игр и придумали Redmadrobot. Слово «робот» нам очень нравилось, «Red» - любимый цвет, «Mad» - отказ от стереотипов. От продажи наших приложений начали капать деньги, и мы ушли из студии. Но через пару месяцев в App Store ринулись крупные игровые компании, которые вкладывали в разработку своих продуктов по 500 тысяч долларов. Стало понятно, что бизнес на игровых приложениях мы не построим.




Проблемы роста

К 2011-му медиахолдинги, банки и сотовые операторы разом решили, что им нужно мобильное приложение. Каждый торопился обойти конкурентов. Одни что-то делали своими силами, другие обращались в конторы, которые обещали сделать быстро и дёшево. И так и этак получалось плохо. Тогда они стали искать аутсорс-компании, у которых есть штат сотрудников и хоть какое-то портфолио, и часто находили Redmadrobot.

На нас обрушился десяток заказов. Сначала мы обрадовались, но быстро поняли, что не справляемся. Нашего опыта и команды не хватало. Большие клиенты предполагали совершенно другой уровень разработки, которому мы не очень-то соответствовали (в тот момент ему никто на рынке не соответствовал). Например, только для правильного тестирования приложений нужно было увеличить команду на треть, чего мы с ходу не могли себе позволить.

Дедлайны летели, приложения «падали», заказчики негодовали. Ситуация была критической. Нам срочно были нужны программисты, дизайнеры, инженеры-тестировщики, бизнес-аналитики, менеджеры высокого уровня.

До этого часть работы мы отдавали на субподряд, с приходом больших компаний стало ясно, что это ошибка: субподрядчиков без сильной внутренней экспертизы невозможно контролировать ни по срокам, ни по качеству. Мы отказались от такой схемы и оперативно наняли мощный костяк команды - топ-менеджеров с опытом работы в крупных IT-компаниях, которые нарастили штат и выстроили наши производственные процессы. И мы стали работать быстрее и качественнее, но возникла новая проблема - угроза кассового разрыва.

Большие компании-клиенты работают без предоплаты. По сути, мы должны были бесплатно кредитовать проекты для этих монстров рынка. Все деньги, которые мы зарабатывали на небольших заказах, тут же уходили на покрытие зарплатных дыр в больших проектах. Компания была на грани выживания. Но другого варианта не было: мы понимали, что, если не ввяжемся в большую игру, сами не прокачаемся.




Рынок и конкуренция

Выйти на рынок мобильных приложений сегодня просто. Инструменты по основам iOS- и Android-разработки бесплатны: онлайн-курсы, книги, форумы. По нашим оценкам, на рынке уже пара сотен небольших компаний, которые варятся в одном «супе» - выполняют небольшие разовые заказы на разработку корпоративных и промоприложений. Конкуренция среди этих компаний очень большая.

Отдельная история - это профессиональная промышленная разработка мобильных бизнес-приложений. Я имею в виду долгосрочные проекты с миллионами пользователей в разных регионах. Здесь нужны эксперты в области кодинга и юзабилити, а ещё инфраструктура, способная проводить сложную интеграцию со всеми системами компании-клиента, осуществлять техническую поддержку и развитие мобильного продукта.

На российском рынке есть три-четыре компании, которые могут взяться за такие проекты, в том числе Redmadrobot, и на этом рынке нет серьёзной конкуренции. Клиентов хватает на нас всех. Например, сейчас все 60 наших сотрудников плотно заняты, и, если завтра придёт новый клиент, нам надо будет изыскивать под него ресурсы. Среди клиентов - «Билайн», группа «Лайф», издательский дом «Коммерсант» и другие.

Конечно, те компании, которые сейчас варятся в общем «супе», понимают, что им нужно выйти на новый уровень. Но не думаю, что они разом прокачаются и начнут с нами конкурировать.

Планы

К концу этого года наша выручка составит 90–100 миллионов рублей. К концу следующего года планируем выйти на 150–170 миллионов рублей. Конечно, из нашей компании можно вырастить фабрику со штатом в тысячу человек. При этом велики риски потерять в качестве. Найти на рынке труда даже 50 профессионалов нужного нам уровня - сложная задача. Мы лучше будем вести 10–15 клиентов в год и делать для них действительно крутые продукты командой в 100–150 человек.

Наша глобальная цель - увеличить стоимость компании, сохранив существующий штат сотрудников. Это станет возможно, если мы будем получать прибыль не только с разработки мобильных приложений, но и c продажи собственных продуктов.

Так, мы уже запустили электронную библиотеку «Бизнес.Книги» для мобильных платформ - совместный с «Альпина Паблишер» проект окупился за восемь месяцев. Это читалка в открытом доступе и корпоративное решение. На заказ мы создаём брендированные приложения с нужным компаниям набором книг. У нас более 50 контрактов с ведущими фармкомпаниями, ретейлерами, банками, перевозчиками, телеком-операторами.

За счёт подобных проектов за следующие пять лет мы хотим получить капитал, который сможем вложить в том числе в образовательные и научные проекты.

ФОТОГРАФИИ: Антон Беркасов

Жданова Ксения Денисовна

Факультет Математической Экономики, Статистики и Информатики, РЭУ им. Г.В. Плеханова Москва, Россия

Аннотация: «Вы когда-нибудь сталкивались с такой проблемой: Ваши родители используют Viber, друзья WhatsApp и Telegramm, а коллеги по работе пользуются исключительно Facebook? Если Ваш ответ “да”, то наше приложение «&WVTF» специально для Вас!» Ценность данной идеи заключается в том, что человек, использующий сразу несколько программных продуктов, таких как Viber, WhatsApp, Telegramm и Facebook, сможет общаться со всеми контактами из одного приложения, без необходимости переключаться между несколькими программами.

Ключевые слова: Бизнес-план, Бизнес-модель А. Остервальдера, мобильное приложение, Инвестирование, инновационная модель

Developing a business plan of mobile applications &WVTF

Zhdanova Ksenia Denisovna

Faculty of Mathematical Economics, Statistics and Informatics Plekhanov Russian University of Economics Moscow, Russia

Abstract: The purpose of the project - to create a unique mobile application to aggregate messages from different messengers. "Have you ever faced such a problem: your parents use Viber, WhatsApp and friends Telegramm, and colleagues are extremely Facebook? If your answer is "yes", then our application «& WVTF» especially for you!" The value of this idea is that a person using multiple software products, such as Viber, WhatsApp, Telegramm and Facebook, will be able to chat with all your contacts from a single application, without the need to switch between multiple programs.

Keywords: The business plan, business model of A.Ostervalder, mobile application, investment, innovation model

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Бизнес-идея заключается в создании приложения, агрегирующего в себя самые популярные мессенджеры.

Наше предприятие будет заниматься производством, реализацией и сопровождением мобильного приложения &WVTF, которое будет агрегировать в себя сразу несколько популярных мессенджеров, таких как:

1) WHATSAPP,

2) VIBER,

3) Facebook,

4) ТЕЛЕГРАММ

Цель данного проекта - создание уникального мобильного приложения для агрегирования сообщений из разных мессенджеров.

Нашими покупателями будут люди, которые пользуются сразу несколькими мессенджерами, потому что собеседники используют различные программы (в силу особенностей операционной системы телефона и предпочтений). Таким образом, люди смогут общаться без необходимости переключаться между разными программами и окнами. Покупателями будут являться как пользователи IOS, так и пользователи Android. Возрастной сегмент покупателей - от 7 до 99 лет.

Доносить информацию до клиентов мы будем через сеть интернет, а именно через приложения AppStore и GooglePlay. Реклама с помощью группа Вконтакте и Яндекс.Директ

Нашими конкурентами являются приложения Nimbuzz и Snowball. Основным отличием являются мессенджеры, включенные в наше приложение. Это самые популярные мессенджеры.

Долгосрочными перспективами являются:

  • Увеличение количества клиентов
  • Добавление самых популярных и востребованных мессенджеров в наше приложение, т.е. развитие мобильного приложения.

Потребности в стартовом финансировании и доход после реализации проекта:

Стартовый капитал = 300 000 рублей

За первый МЕСЯЦ работы планируется продать 5000 платных версий приложения по цене 1$/версия. Таким образом, доход от продаж за первый месяц составит 300 000 рублей.

При продаже бесплатных версий, в которых появляется всплывающая реклама планируется доход за первый месяц в размере 100 000 рублей.

Предположим, что начиная со 2 месяца от старта продаж, планируется продавать 2500 приложений в месяц, доход будет равен 150 000 рублей + доход от продаж 100 000 рублей = 250 000 рублей в месяц. ИТОГО = 400 000 + 11*250 000 = 400 000 + 2 750 000 = 3 150 000 рублей

Организационно-правовая форма предприятия - Индивидуальный предприниматель

Для реализации проекта планируется привлечь 5 наемных работников:

1. Главный программист,

2. Программист,

3. Специалист технической поддержки (2 сотрудника),

4. Менеджер.

2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Тип нашего инвестиционного проекта – создание проекта «с нуля», т.к. проект инновационный и предыдущих версий не имеет.

На данный момент проект находится на стадии «Сбор команда» и «Создание концепции».

На момент запуска планируется реализовать проект по всей территории РФ, а после успешного запуска мы планирует расширить территорию действия и позволить пользоваться нашим приложением по всему миру.

Цель данного проекта - создание уникального мобильного приложения для агрегирования сообщений из разных мессенджеров.

Как родилась наша бизнес-идея: «Вы когда-нибудь сталкивались с такой проблемой: Ваши родители используют Viber, друзья WhatsApp и Telegramm, а коллеги по работе пользуются исключительно Facebook? Если Ваш ответ “да”, то наше приложение «&WVTF » специально для Вас!»

Ценность данной идеи заключается в том, что человек, использующий сразу несколько программных продуктов, таких как Viber, WhatsApp, Telegramm и Facebook, сможет общаться со всеми контактами из одного приложения, без необходимости переключаться между несколькими программами.

Для достижения цели нашего проекта необходимо подписать контракты на предоставление серверов компаний Viber, WhatsApp, Telegramm и Facebook. Осуществляться это будет посредством API (интерфейс программирования приложений). API определяет функциональность, которую предоставляет программа (модуль, библиотека), при этом API позволяет абстрагироваться от того, как именно эта функциональность реализована.

Срок достижения цели проекта – от начала создания приложения до публикации приложений в AppStore и GooglePlay не будет превышать 2 месяцев.

3. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОСНОВНЫХ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА

История:

Истории о заемщике не существует, т.к. это первый стартап.

Основные участники проекта:

  • Главный программист
  • Программист

Порядок взаимодействия в проекте – учредитель бизнеса (он же менеджер) заключает контракт с вышеперечисленными специалистами, оговаривая их должностные обязанности.

Менеджер обязан написать ТЗ по ГОСТу № 34 и передать его главному программисту, а также заключить контракты на доступ к серверам WhatsApp, Viber, Telegram, FaceBook. В свою очередь, главный программист вводит в курс дела программиста для начала создания приложения. Спустя отведенный срок, программисты обязаны показать предварительный вариант менеджеру для согласования и дальнейшей работы.

Организационный план:

Необходим стартовый капитал 300 000 рублей, который будет профинансирован учредителем бизнеса.

Первые 2 месяца будет происходить трата стартового капитала, далее стартап начинает приносить прибыль.

Таблица 1. Подсчет необходимых инвестиций

Расходы на персонал

Должность

Сумма заработной платы в месяц, руб

Главный программист

Программист

Специалист технической поддержки (2 человека)

Менеджер по продажам/заключению контрактов

Итого расходов на персонал

Расходы на оборудование (не предусмотрены)

Расходы на аренду (не предусмотрены)

Расходы на заключение контрактов (доступ к серверам)

WhatsApp

Telegram

FaceBook

Расходы ИТОГО


4. ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА

Продуктовая программа:

Мы предлагаем Вам новый мессенджер &WVTF:

1) Удобный интуитивно понятный интерфейс

2) Возможность приобрести бесплатную версию

3) Экономьте заряд батареи и память в смартфоне, используя один мессенджер вместо 4ех!

4) Наше приложение доступно для смартфонов на базе Android и IOS

5) Возможность использовать одно приложение вместо 4, не теряя функциональность всех программ

Мы предоставим 2 вида нашего приложения:

a. Cайт iphones.ru бесплатно (на стадии тестирования)

b. Сайт appleinsider.ru/obzory-prilozhenij –платно

c. Сайт appstudio.org/ios-apps - платно (7000 рублей )

2) Для пользоваталей Android:

a. Сайт androidinsider.ru – платно

b. Сайт ferra.ru/ru/apps/ - платно

c. Сайт android4all.ru/soft - бесплатно

1. Сбор команды

2. Оплата услуг программиста

3. Написание приложений для операционных систем IOS и Android

4. Получение патента на приложение

6. Внедрение приложений в Google Play и AppStore

7. Развитие маркетинговой стратегии для привлечения новых клиентов

8. Техническая поддержка пользователей

9. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН (ПРОГНОЗНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛИ)

Показатели эффективности проекта:

1) DPBP (ДИСКОНТИРОВАННЫЙ ПЕРИОД ОКУПАЕМОСТИ). Это время, за которое приведенный к текущему моменту (продисконтированный) чистый денежный поток проекта превысит первоначальные инвестиции. Этот показатель отражает период, по завершении которого возвращаются все вложенные в проект деньги при условии корректного выбора ставки дисконтирования. Показатель не должен превышать длительность проекта, иначе проект будет считаться нерентабельным.

2) NPV (ЧИСТЫЙ ПРИВЕДЕННЫЙ ДОХОД). Один из ключевых показателей проекта, представляющий собой приведенную к текущему моменту (продисконтированную) сумму чистых денежных потоков от реализации проекта (разницу между всеми денежными притоками и оттоками), вычисленную с учетом ожидаемого изменения стоимости денег. Показывает абсолютную величину денежных средств (доходов), которые банк или инвестор получит от вложения денег в Ваш проект. Позволяет сравнивать проекты равной длительности и учитывает их масштаб. Чтобы проект считался рентабельным, этот показатель должен быть, как минимум, больше нуля.

3) IRR (ВНУТРЕННЯЯ НОРМА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ). Наряду с NPV, является одним из ключевых показателей проекта и характеризует степень доходности вложенных денег с учетом временного фактора и при условии полного покрытия всех расходов по проекту за счет доходов. Рассчитывается как барьерная ставка –ставка дисконта, при которой NPV проекта равен 0. IRR позволяет сопоставить эффективность инвестиций в проект с альтернативными вариантами финансовых вложений (например, в другие, более выгодные проекты) и показывает относительную доходность проекта на единицу вложенных средств. Этот показатель должен превышать ставку дисконтирования.

4) PI (ИНДЕКС ПРИБЫЛЬНОСТИ ПРОЕКТА). Также является одним из ключевых показателей проекта и рассчитывается как отношение NPV к первоначальным инвестициям. Показывает относительную доходность проекта по сравнению с другими проектами, предусматривающими сопоставимый объем первоначальных инвестиций. При значении индекса равном единице или меньших значениях проигрывает другим проектам и вложениям и фактически делает проект малоинтересным для банка или инвестора.

Объем инвестиций: