Информирование о состоянии лицевого счета застрахованного лица. “Каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды” - как его реализовать? Которая получая информацию о состоянии

Продолжает эколого-правовое просвещение граждан и представляет вашему вниманию очередную инфографику на тему «Открытость экологической информации».

В первую очередь необходимо разобраться, что из себя представляет экологическая информация и в чем выражается её открытость. Согласно экологическому справочнику экологическая информация - это «любая информация в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о состоянии элементов окружающей среды; факторах, оказывающих или способных оказать воздействие на элементы окружающей среды; состоянии здоровья и безопасности людей; условиях жизни людей; состоянии объектов культуры, зданий и сооружений». Открытость этой информации предполагает беспрепятственное получение сведений о состоянии окружающей среды общественностью, а также возможность принимать участие в решении экологических проблем.

В российском законодательстве, в отличие от справочников, отсутствует определение экологической информации, а нормы, регулирующие ее получение, носят скорее формальный, декларативный характер. Тем не менее, вопрос получения экологической информации крайне важен. В первую очередь потому, что право на ее получение закреплено в статье 42 Конституции РФ.


Более того, сокрытие, искажение или непредоставление экологической информации могут привести к административной и даже уголовной ответственности в отношении лиц, которые обязаны ее предоставить.

Какого же рода экологическую информацию и в каком виде ее должны предоставлять? Сведения об этом можно найти в Федеральном законе №7 “Об окружающей среде” от 10 января 2002 года и в более, чем 30 специальных федеральных законах. Экологическая информация, на которую вы имеете право, согласно этим документам должна обладать тремя неотъемлемыми характеристиками - быть полноценной, достоверной и своевременной. Не вдаваясь в долгие размышления на эту дискуссионную и подчас спорную тему, мы решили сразу же рассказать вам - где экологическую информацию искать.

Ознакомиться с существующей информацией можно во многих источниках. Как госорганы, так и СМИ публикуют новые законы и документы в сфере охраны окружающей среды. Во многих госорганах есть электронные приемные, куда вы уже самостоятельно можете направить обращение, если необходимой вам информации в открытом доступе вы не находите. К основным источникам экологической информации можно отнести:

- Министерство природных ресурсов и его ведомства (Росприроднадзор , Федеральная служба по надзору в сфере природопользования , Федеральное агентство по недропользованию , Федеральное агентство водных ресурсов , Федеральное агентство лесного хозяйства );
- Росгидромет - основной орган, который занимается мониторингом окружающей среды;
- Ростехнадзор , Россельхознадзор , Роспотребнадзор ;
- справочные системы Консультант Плюс и Гарант . Они частично предоставляют бесплатный доступ, однако для доступа ко всей базе документов необходима платная подписка. Эти системы включают в себя законодательство по всем отраслям, в том числе и из сферы экологии;
- порталы и разделы открытых данных. Существуют порталы федерального уровня, например, государственный или портал Открытого правительства , а также порталы открытых данных в отдельно взятых регионах и частные;
- Росреестр , на сайте которого публикуется информация, связанная с мониторингом земель и землеустройства, в том числе тех, которые входят в состав заповедников, национальных парков и т.п.
- «Российская газета» , которая оперативно публикует последние изменения в федеральном законодательстве. Документы регионального уровня публикуются в областных и местных изданиях;
- в региональных и муниципальных ведомствах.
Также важную информацию могут публиковать компании и организации, которые так или иначе работают в сфере природопользования.

Безусловно, получить необходимую экологическую информацию иногда немного проблематично, хотя право на нее и прописано в законе. Необходимо терпение как для того, чтобы найти на некоторых запутанных сайтах нужную информацию, так и для того, чтобы дождаться ответа, если вы направляли интересующие вопросы через приемные (в среднем срок рассмотрения обращения 30 дней).

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Pоссийской Федерации от 01.04.2015г. No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Движением "

Понятие и виды экологических прав граждан.

Под экологическими правами человека понимаются признан­ные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспе­чивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

Основные права закреплены в Конституции:

1. право на благоприятную окружающую среду,

2. право на достоверную информацию о ее состоянии

3. право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" частично воспроизведены конституционные экологические права, но в ухудшенном варианте. Согласно ст. 11 анализ закрепленных в законодательстве экологических прав, т.е. прав человека на природу или связанных с природой, позволяет объединить их в следующие группы:

Права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счет ресурсов природы. К ним относятся право на благоприятную окружающую среду и права на природопользование (водопользование, недропользование, лесопользование).

Права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды . права на охрану здоровья (ст. 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ст. 37), а также на радиационную безопасность

Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды .

ü право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,

ü на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением,

ü на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде

ü создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

ü принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды

Право на обращение с целью получения информации о состоянии окружающей среды.

Гражданам принадлежит право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране.

Информация – любые сведение, независимо от формы их представления.

Объектом отношений, возникающих в ходе реализации права граждан на экологическую информацию, выступает сама экологическая информация , в составе которой могут содержаться сведения:

О состоянии земли, почвы, недр, воды, атмосферного воздуха, флоры и фауны, природных комплексов;

Об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей; о химических, физических и биологических воздействиях на состояние и объекты окружающей среды и их источниках;

О деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты и человека;

О мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных;

О деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством Российской Федерации.

Гарантиями прав граждан служат своевременность предоставления официальными органами экологической информации, ее достоверность и полнота.

Так, достоверной признается не искаженная экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и иные субъекты права в пределах их компетенции.

Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления или иной собственник (владелец) информационных ресурсов.

Своевременной может быть признана информация, передаваемая лицу, обратившемуся за ней, в максимально короткие сроки с момента запроса и обязательно - до истечения срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. В случае, если официальные органы не ответили в течение 1 месяца на запрос граждан о получении информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, граждане в такой ситуации вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган или в суд.

КОАП РФ (статья 8.5) предусматривает административную ответственность за «сокрытие или искажение экологической информации». (Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию).

Задача. Много лет Кировский сельский строительный комбинат (ССК) сгружал с барж на берег р. Вятки песок. Место складирования -- село Красное (в черте г. Кирова) расположено во втором поясе зоны санитарной охраны городского водозабора.

Кировский городской комитет по охране природы предписал ССК изменить технологию доставки песка и отказал в согласовании выделения земельного участка для складирования песка. Администрация Нововятского района отказала ССК в отводе земли для указанной цели.

  • -- на каких юридических основаниях осуществляется хозяйственная деятельность в селе Красном;
  • -- что делает ССК для охраны окружающей природной среды;

Руководство ССК в течение года на эти и повторные аналогичные запросы Общества и гражданина С. не ответило, в связи с чем они подали исковые заявления (раздельно) в суд по месту нахождения ответчика о защите права на получение экологической информации.

В принятии исковых заявлений судом было отказано.

Бывший заместитель председателя Общества гражданин К. (к тому времени в Обществе не работающий) также запросил информацию у ССК и, не получив ответа, предъявил ССК иск о предоставлении информации, ссылаясь на ст. 24 Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.

Какие права граждан и общественного объединения нарушены?

Имеются ли юридические основания для защиты нарушенных прав в судебном порядке?

В какой форме должна производиться защита права на информацию: в форме производства по жалобе на действия должностных лиц или в форме искового производства?

Какие шаги Вы посоветовали бы предпринять гражданам, их объединениям в данной или аналогичной ситуации для наиболее эффективной защиты их экологических прав?

Решите дело.

Решение

Ст. 42 КРФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию, о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Кроме того, для защиты нарушенных прав в судебном порядке имеется следующие основания:

Статьей 3) предусмотрен основной принцип «соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством»

Статья 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ ). Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды

1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

2. Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Статья 24 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) .

1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли - продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом.

Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.

  • 2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей .
  • 3. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Следовательно, лучше всего и законодательно весомее защищать право граждан на информацию в форме искового производства.

Для наиболее эффективной защиты их экологических прав следует обратиться с жалобой или с заявлением о привлечении виновных лиц к административной ответственности в вышестоящие инстанции прокуратуры и суда.

экологический право информация среда

Литература

  • 1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М.: Юристъ, 1999. 688 с.
  • 2. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. М.: Юристъ, 1996. 624 с.
  • 3. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 448 с.
  • 4. Экологическое право России: Учебник / под ред. В.Д. Ермакова, А.Я. Сухарева. М.: ИМПЭ, 1997. 478 с.
  • 5. Комментарий к Закону РСФСР “Об охране окружающей природной среды” / отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 382 с.
  • 6. Маковик Р.С. Экологическое право. Определения, схемы, комментарии. М.: Манускрипт, 1996. 88 с.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

о состоянии здоровья пациентов, находящихся на стационарном лечении в ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России г. Красноярск (далее-Центр) родственникам и близким пациентов.


1. Предоставление информации о состоянии здоровья пациента, находящегося на стационарном лечении в Центре осуществляется только лицам, указанным пациентом в бланке разрешения на передачу сведений составляющих врачебную тайну. Данный бланк заполняется пациентом при оформлении госпитализации в приемном отделении и помещается в историю болезни. Ответственная за заполнения бланка и размещение в истории болезни является медицинская сестра приемного отделения.

2. Информацию о состоянии здоровья пациента лицам, которым пациент дал согласие на получение информации, может предоставлять лечащий врач, оперирующий хирург, заведующий отделением, врач - реаниматолог или заведующий отделением реанимации при нахождении пациента в отделении реанимации.

3. Информацию о пациенте, возможно, получить при личной беседе с врачом или с заведующим отделением, или в телефонном режиме. В случае указания пациентом конкретного лица для получения информации, путь передачи только очный - после предоставления документов, подтверждающих личность, и сверке их данных с указанными пациентом в согласии на передачу данных.

4. В рабочие дни информация о состоянии здоровья пациента предоставляется лечащим врачом или оперирующим хирургом при личной встрече или телефонному номеру ординаторской с 14.00 до 16.00 (включая информацию о пациентах, находящихся в отделении анестезиологии и реанимации). Информация о состоянии пациентов, переведенных в отделение реанимации после 16.00, предоставляется в этот день врачом дежурным реаниматологом или дежурным детским реаниматологом с 20.00 - 22.00 по телефонному номеру ординаторской или врачебного поста, или при очной встрече.

5. В выходные и праздничные дни информация о состоянии здоровья пациентов, находящихся на лечении в отделении анестезиологии и реанимации предоставляется врачом дежурным реаниматологом или дежурным детским реаниматологом с 10.00 до 12.00 и с 20.00 до 22.00 по телефонному номеру ординаторской или врачебного поста, или при очной встрече.

6. Информацию о состоянии здоровья пациента от заведующего отделением получают либо напрямую, обратившись по номеру телефона кабинета заведующего отделением в рабочее время, либо через лечащего врача, который обязан проинформировать последнего о потребности разъяснения состояния здоровья пациента. Заведующий отделением в течение 2 рабочих дней должен обеспечить предоставление информации в телефонном режиме или при очной встрече.

7. Иным работникам Центра кроме лиц, указанных в п. 2 настоящего Порядка, предоставлять какую-либо информацию о состоянии пациента запрещено. Информацию о поступившем запросе, о состоянии пациента необходимо передать лечащему врачу пациента или оперирующему хирургу, при нахождении пациента в отделении реанимации - врачу реаниматологу.

Осуществление контроля, регулирования и управления промышленными объектами текстильного производства требует, в первую очередь, получения объективной исходной информации о состоянии и ходе технологических процессов, протекающих в объектах автоматизации. В процессе измерения разнообразных физических величин, необходимо определять количественное значение с помощью соответствующих технических устройств, называемых средствами получения измерительной информации (датчиками ). Эти устройства являются неотъемлемой частью практически любой системы промышленной автоматики.

При большом многообразии измеряемых технологических параметров трудно рассчитывать на успешную разработку датчиков без их систематизации и унификации. Проведенные в 70-х годах ХХ века Институтом проблем управления исследования по оценке размеров области такой информации позволило создать кадастр величин и параметров, подлежащих измерению.

Кадастр – систематизированный свод сведений, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующими объектами. Он объединяет физические величины, которые определяют состояние технологических объектов управления различных отраслей. К ним относятся величины пространства и времени, механические, электрические и магнитные, акустические, световые, а также относительные. Кадастр определяет перспективы развития номенклатуры средств измерений – датчиков технологических процессов.

На рис. 2.1 представлена структура кадастра измеряемых величин. Главным образом это величины, используемые для контроля и автоматизации промышленных объектов. Приведенные классификация и перечень измеряемых и регулируемых величин ГСП в достаточной мере условны: они отражают главным образом существующую традицию, но, с другой стороны, ограничивают область распространения, определяют номенклатуру всех ТСА, входящих в ее состав, и служат для того, чтобы очертить круг объектов контроля и управления, охватываемых в настоящее время ГСП.

Основные понятия в метрологии

Метрологией называется наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Она служит теоретической основой измерительной техники.

Измерением называют нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств.

Для решения задач автоматического контроля и регулирования технологических параметров текстильного производства существенным является достоверность значения измеряемой величины контролируемого параметра. Таким образом, для измерения характерно, прежде всего, получение количественной информации об измеряемой величине, или так называемой измерительной информации .



Отличительной чертой измерения является то, что этот процесс обязательно предусматривает тот или иной простой или сложный физический эксперимент. В ряде случаев количественная информация об измеряемой величине не может быть получена только путем теоретических расчетов. Если даже значения отдельных величин получают расчетным путем, то используемые в этих случаях расчетные формулы обязательно должны содержать значение других величин, определяемое экспериментально.

Для проведения измерения необходимы, естественно, средства измерения, с помощью которых осуществляется измерительный процесс, а также способ или метод измерения, характеризуемый физическим явлением, которое используется при измерении в зависимости от применяемых средств измерений.

Таким образом, в понятие «измерение» входят следующие основные элементы: условие измерения, единицы физических величин, средства измерения, методы измерения, наблюдатель или какие-либо технические устройства восприятия и использования значения измеряемой величины, результат измерения.

Измеряемые величины . При рассмотрении этого вопроса остановимся только на измерении детерминированных величин, не затрагивая измерение статистических характеристик случайных процессов.

Различают непрерывные по значению величины и дискретные. Первые характеризуются тем, что в заданном диапазоне измерения могут иметь бесконечное число значений. Дискретная же по значению величина в заданном диапазоне измерения имеет ограниченное число значений (уровней), причем любое последующее значение отличается от предыдущего на одно и то же значение.



В измерительной технике применяют также термин «аналоговая величина», т. е. величина, представляющая собой подобие другой величины, или, иначе, отображающая другую величину. Если первая (основная) величина изменяется непрерывно, то и аналоговая величина также будет изменяться непрерывно. По этому признаку приборы с перемещающимся по шкале указателем получили название аналоговых, а приборы, которые выдают измерительную информацию в дискретной форме в виде чисел, – цифровых.

Условия измерения . При измерении необходимо учитывать взаимное воздействие среды и средств измерения, с помощью которых получают измерительную информацию. Введение средств измерений в среду не должно изменять ее свойств, в противном случае будет получена ложная или искаженная в той или иной степени информация. Вместе с тем следует подчеркнуть, что взаимодействие среды и средств измерений необходимо, так как только благодаря этому и происходят передача и прием измерительной информации прибором. Влияние условий измерения должно учитываться при выборе метода и обработке результатов измерений.

Единицы физических величин . В измерениях важнейшая роль принадлежит единицам физических величин, имеющим такие размеры, которым по определению присвоено числовое значение «1». Для сравнения и однозначного интерпретирования результатов измерений в законодательном порядке установлена система единиц. Основные единицы воспроизводятся в виде эталонов, т. е. таких средств измерений, которые позволяют с наибольшей достигнутой точностью передавать воспроизводимый размер единицы другим средствам измерений, используемым в широкой практике.

Средства и методы измерений . Технические средства, используемые при измерениях и имеющие нормированные метрологические свойства, называются средствами измерений. Средства измерений служат базой измерительной техники.

Методы проведения измерений зависят от приемов получения измерительной информации и закономерностей, положенных в основу измерений, а также от многих других факторов: рода измеряемой величины, ее значения, условий измерения, требуемой точности и т. д. Фактически метод измерения определяется принципом сравнения измеряемой величины с единицей и физическими закономерностями, положенными в основу измерения.

Результат измерения . Любое средство измерения по ряду причин не может дать абсолютно точного значения измеряемой величины. Поэтому истинное значение величины приходится рассматривать лишь как значение, идеально отображающее в качественном и количественном отношении соответствующее свойство данного физического объекта. Для практического же использования принимается значение величины, определенное экспериментально с помощью средств измерения в такой мере, что для конкретной цели оно может быть принято вместо истинного значения. Таким образом, одной из кардинальных задач при измерениях является оценка погрешностей измерения.