Сущность саморегулирования. Саморегулирование в россии

Саморегулирование возникло как направление административной реформы

С точки зрения положений закона под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой является разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил – определение из ФЗ о СРО от 01.12.2007 г

Саморегулирование необходимо для устловного объединения представителей профессиональной деятельности с целью установления критериев качества данной деятельностью

Самая главная цель законодателя – уйти от лицензирования отдельных видов деятельности, но условием занятия определенным видом деятельности будет участие в СРО. Т.о. государство контролирует СРО а уже СРО контролирует каждого субъекта – предпринимателя.

Само саморегулирование появилось в период средних веков (источники саморегулирования были в Древнем Риме но они сами правил фугкционирования деятельности не устанавливали) – в период цехового права появились классические формы объединения профессиональных гильдий которые предусматривали определенные правила вступления в членство, правила качества продукции, правила рассмотрения споров и конфликтов касаемо некачественной деятельности внутри таких объединений.

Затем СРО зародились в конце 19 – нач. 20 вв в США, затем они появились на территории Великобритании (но только в сфере финансовых услуг)

С 90-х гг 20 века в России

1 этап: с 1994 по 2002 г: с 4 ноября 1994 г был принят Указ Президента «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ» - создавался ФКЦБ – федеральный комитет ценных бумаг (?) (и ему дали полномочия по контролю за СРО в сфере рынка ценных бумаг); национальная ассоциация участников фондового рынка – первая официальная СРО в РФ- 1995. Особенностью законодательства деятельности СРО в это время является то что саморегулирование было сугубо добровольным явлением

2 этап: в 2003 г начал действовать ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) который прямо предусмотрел обязанность арбитражных управляющих состоять в СРО с тем чтобы получить допуск к профессиональной деятельности. Затем в законодательстве начали появляться нормы о саморегулировании и обязательном участии в СРО для осуществления определенной деятельности (//оценщики, аудиторы, сфера строительства)

Обязательное саморегулирование существует в следующих видах деятельности:

1. Аудиторская деятельность

2. Деятельность арбитражных управляющих

3. Деятельность в сфере кредитной кооперации


4. Оценочная деятельность

5. Деятельность в сфере инженерных изысканий

6. Деятельность в сфере строительства

7. Архитектурно-строительное проектирование

8. Теплоснабжение

9. Деятельность в сфере энергетического обследования

10. Деятельность ревизионных союзов в сельскохозяйственных кооперативах

СРО в России существует в 2х формах: 1- обязательное саморегулирование; 2- добровольное

Обязательное – в названных 10 названных сферах, где произошел отказ от лицензирования и замена на требования самой СРО

Добровольное саморегулирование – по правовой природе это ассоциации/союзы предпринимателей или представителей профессиональной деятельности созданные для взаимопомощи при осуществлении деятельности. Т.о. если это подпадает под лицензируемую деятельность – то получение лицензии обязательно! Получается что здесь осуществляется информационный обмен в рамках таких СРО, иных плюсов нет, еще и членские взносы вносятся

По СРО понимаются некоммерческие организации, созданные в целях осуществления саморегулирования (д/б прописана в уставе), основаны на членстве и объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства производственной отрасли либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Требования, предъявляемые к СРО:

1) Требование к организационно-правовой форме – д/б некоммерческие. /идеальной формой для СРО является ассоциация, союз. Но до 1 марта 2013 г существовало правило что членами ассоциаций не могли быть граждане, поэтому до 1 марта 2013 г СРО в виде ассоциаций и союзов объединяли только ЮЛ. Затем стали выбирать форму некоммерческого партнерства но оно ни при каких обстоятельствах не может нести ответственность за своих участников (членов). Но веди если СРО устанавливает правила для членов оно и отвечать должно за их действиях, поэтому отказались от этой формы. Форма потребительского кооператива для СРО тоже не подошла т.к. деятельность направлена как раз на хозяйственные цели а не на удовлетворение потребностей членов кооператива. Единственная форма позволяющая реализовывать функции СРО – общественное объединение. С 1 марта 2013 г внесенными изменениями в ГК разрешено в ассоциации и союзы вступать физическим лицам – теперь все СРО объединяются в данные формы/

2) Требование к членам: если субъекты предпринимательской деятельности – не менее 25 членов; если представителей профессиональной деятельности определенного вида – не менее 100 членов. В ГК говорится если иное не предусмотрено в законе. В ФЗ об оценщиках предусмотрено что не менее 300 членов ФЛ-ц. к СРО аудиторов требование не менее 700 физ лиц.

3) Наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности обязательных для выполнения всеми членами организации – они разрабатываются и утверждаются самой организацией и должны соответствовать существующим стандартам и правилам действующим в конкретной сфере.

СРО не только имеет право но и обязано установить меры дисциплинарной ответственности в отношении членов организации, которые нарушают требование стандартов и правил

Правила СРО должны устанавливать правила профессиональной этики, правила установленные СРО д/б направлены на максимальную прозрачность и справедливость деятельности которой занимаются члены СРО, должны предусматривать положения об урегулировании споров

4) СРО обязана обеспечить дополнительную имущественную ответственность каждого своего члена

5) СРО д/б включена в реестр СРО, который ведет Служба государственной регистрации кадастра и картографии

6) д/б уплачена гос пошлина = 4000 руб

основания для отказа во внесении в реестр: несоблюдение требований законодательства

3 случая исключения из реестра:

1) волеизъявление самой СРО

2) ликвидация СРО как ЮЛ

3) вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений об организации из реестра на основании ее несоответствия требованиям законодательства

если в ходе проверок гос органами выявлены такие нессответсвия, то гос органы могут предоставить возможность их исправления в срок до 2х месяцев. Если не исправлены – то гос орган может обратиться в суд и исключение будет осуществляться только на основании решения суда вступившего в законную силу

Органы управления, формируемые СРО делятся на 2 категории:

1- условно стандартные для всех ЮЛ: Общее собрание членов организации, постоянно действующий коллегиальный орган, исполнительный орган СРО

2- в структуре основных формируются так называемые специализированные органы. В обязательном порядке должно быть создано 2 специализированных органа:
1. орган осуществляющий контроль за соблюдениями членов СРО требований стандартов и правил этой организации
2. Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия /самое распространенное наказание – штраф. Имеет место и исключение из членов СРО/
может создаваться орган по управлению компенсационных органов и иные органы контролирующие управление той или иной функции СРО

членами СРО м/б любые ФЛ и ЮЛ с учетом специфики той деятельности для которой создана СРО. Конкретное лицо добровольно вступает в СРО. Если несколько СРО действует на рынке то заинтересованное лицо может вступить в любую из этих организаций. Если субъект профессиональной деятельности осуществляет только один вид деятельности //аудитор – то он может вступить только в одну СРО. Однако если субъект осущ-т различные виды деятельности //аудит и оценку – то он может вступать в различные СРО по конкретному виду деятельности.

Любой член СРО имеет право требовать от самой организации реализацию функций для которых она была создана.

К функциям СРО относятся:

1) разработка и установление правил и членства в организации

2) применение мер дисциплинарного воздействия в отношении членов

3) образование третейских судов для разрешения споров между членами организации

4) анализ деятельности своих членов и обеспечение информационного обмена

5) обязана организовывать профессиональное обучение членов организации или их работников

6) организация осуществляет контроль за деятельность своих членов, в том числе рассматривает жалобы на их действия и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил

7) любая СРО с точки зрения требований законодателя обязана обеспечить имущественную ответственность своих членов перед потребителями и иными лицами. В настоящее время ФЗ о СРО предусматривает 2 способа подобного обеспечения финансовой состоятельности члена организации:
1- система обязательного страхования
2- создание и надлежащее использование специального компенсационного фонда

Страхование: члены СРО могут застраховать свою ответственности как путем личного, так и путем коллективного страхования. Условия относительно договора страхования: так нельзя страховаться в тех организациях которые сами являются членами данной СРО или когда соответствующая СРО является учредителем подобной страховой организации. Договор страхования должен осуществляться на 1 календарный год и на одного члена организации размер страхования минимум 30 000 руб.

Создание компенсационного фонда: каждая СРО может создать компенсационный фонд, под которым понимается совокупность определенных видов имущества этой организации, которая м/б использована в случае наступления имущественной ответственности СРО при наступлении юр фактов, которые требуют выделения всего либо части имущества такого фонда. По своей сути компенсационный фонд представляет некий фонд взаимного страхования где каждый страхует каждого и отвечает по обязательствам каждого. Максимум размера компенсационного фонда не ограничен. Компенсационный фонд формируется обязательно в денежной форме (никакое имущество, ценные бумаги или права требования не допускаются)

Возмещение - По субсидиарному принципу

Сам компенсационный фонд может инвестироваться но только через управляющие компании (т.е. сама СРО инвестированием не имеет права заниматься). Прибыть от этого направляется на приращение самого компенсационного фонда.

Чаще используется компенсационный фонд чем страхование

25.11.2014

Лектор: Аминов Евгений Раульевич – к.ю.н. старший преподаватель кафедры ГП

1- интеллектуальные права

2- Новикова или Васильев

Основные понятия

Саморегулирование самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности по разработке и установлению стандартов и правил осуществления указанной деятельности, а также контролю за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулируемые организащш (далее в настоящей главе — СРО) это некоммерческие организации , основанные на членстве, созданные в целях, предусмотренных федеральными законами, объединяющие субъектов исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Стандарты саморегулируемой организации документы, устанавливающие требования к членам саморегулируемой организации и регулирующие отношения между членами саморегулируемой организации, членами саморегулируемой организации и их клиентами, саморегулируемой организацией и ее членами и между саморегулируемой организацией и клиентами ее членов.

Понятие саморегулирования и саморегулируемой организации

Идея предпринимательства предполагает возможность проявления инициативы и самостоятельности как отдельных предпринимателей , так и их объединений. Вместе с тем полный отказ от государственного регулирования предпринимательской деятельности , в частности в сферах, где затронуты права потребителей, а также общества в целом, невозможен. Указанные факторы обусловили появление в современном праве такого института, как саморегулирование. Саморегулирование позволяет профессиональным сообществам и бизнес-сообществам самостоятельно определять правила осуществления своей деятельности без чрезмерного вмешательства государства , с одной стороны, и сохранить определенный государственный контроль в тех сферах и в той мере, в которой он необходим для сбалансированного развития экономики и защиты интересов общества — с другой.

В настоящее время в науке отсутствует единый подход к определению понятия «саморегулирование», которое в теоретической литературе рассматривается как в широком, так и узком значении. В широком значении саморегулирование представляет собой проявление гражданско-правовой диспозитивности, в рамках которой субъект права может не только по своему усмотрению участвовать в правореализа-ционных процедурах (приобретать и осуществлять права и т. д.), но и в определенных пределах создавать правила поведения, т. е. саморегулирование понимается как одна из форм индивидуального правового регулированияКак указывает Ю. А. Тихомиров, создание правовых условий для полного саморегулирования означает легальное поле для использования таких регуляторов, как договоры в частном и публичном праве, локальные акты, нормы-самообязательства, обращенные «внутрь» организаций-субъектов или к их отношениям между собой". В узком значении саморегулирование понимается как коллективное регулирование рынков самими предпринимателями без вмешательства государства^ или как самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Именно в таком значении определяет ее законодатель.

В настоящее время в науке выделяются три вида (модели) саморегулирования: добровольное, делегированное и смешанное. Добровольное саморегулирование полностью исключает любое вмешательство со стороны государства как в виде создания системы правил саморегулирования, так и в виде применения государственной защиты. В классическом понимании концепция саморегулирования предполагает инициативу объединения в профессиональные организации, исходящую от самого профессионального сообщества, т. е. «снизу». Однако такая модель более характерна для стран с глубокими традициями демократии и свободы предпринимательства. В частности, такая модель характерна для стран англосаксонской системы права , где не принимаются специальные законы о саморегулировании, но саморегулирование существует как правовое явление.

Альтернативной моделью внедрения института саморегулирования в правовую систему является децентрализация власти , когда идея саморегулирования предлагается «сверху» и государство передает часть полномочий по регулированию, в частности в связи с отменой лицензирования отдельных видов деятельности, и контролю за деятельностью профессионального и бизнес-сообщества. Такую модель называют моделью делегированного саморегулирования. В рамках данной модели обычно принимается специальный закон о саморегулируемых организациях, как это было сделано в России (ряд авторов полагает, что наряду с делегированным саморегулированием для России также характерно наличие добровольного саморегулирования). Смешанное саморегулирование предполагает распределение функций между государством и СРО, где за государством сохраняются функции по привлечению к ответственности за несоблюдение стандартов. По мнению И. В. Ершовой, более точным является выделение обязательного и добровольного саморегулирования в зависимости от обязательности или добровольности членства, а затем деление обязательного саморегулирования на смешанное и делегированное.

Действительно, саморегулирование может рассматриваться с различных позиций. По своей сути саморегулирование имеет самостоятельную, рыночную природу, является истинным инструментом саморегуляции рынка. Однако при делегированном саморегулировании оно может стать и инструментом государственного регулирования, через своего рода «аутсорсинг» тех функций, которые государство по каким-либо причинам не планирует реализовывать самостоятельно. Тогда фактически осуществляется государственное регулирование при помощи инструментов саморегулирования рынка. Представляется, что последняя ситуация характерна для большинства случаев обязательного саморегулирования, когда государство использует функционал последнего, заменяя им такой более жесткий инструмент государственного регулирования, как лицензирование. В случае со смешанным саморегулированием государство даже полностью не отстраняется от регулирования соответствующих отношений, инструменты саморегулирования, как правило, используются в дополнение к существующим инструментам государственного регулирования. Такая ситуация, в частности, характерна для саморегулирования на финансовом рынке, где в отношении целого ряда финансовых организаций (например, страховых организаций или профессиональных участников рынка ценных бумаг) оно было введено в дополнение к лицензированию. На финансовом рынке СРО разрабатывает и утверждает базовые стандарты по управлению рисками, стандарты корпоративного управления, стандарты внутреннего контроля, стандарты защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО, а также стандарты совершения операций на финансовом рынке.

Спецификой СРО на финансовом рынке является то, что Банк России на основании обращения СРО вправе передать ей свои полномочия, в частности по получению от ее членов отчетности, перечень которой устанавливается Банком России. В совокупности с правом осуществления проверок, применения мер воздействия к своим членам, указанные положения приводят к выводу о том, что на основании Закона о СРО на финансовом рынке мегарегулятор фактически может передать часть своих регулятивных и надзорных функций СРО, снимая с себя нагрузку и препоручая крупнейшим квазигосударственным субъектам регулирование соответствующих сегментов финансового рынка. Представляется, что говорить в данном случае о саморегулировании этих сегментов рынка не приходится: СРО будут выполнять делегированные им мегарегулятором функции, оставаясь поднадзорными Банку России.

Между тем саморегулирование — самостоятельный самодостаточный инструмент регулирования рыночных отношений, имеющий собственный инструментарий, не нуждается в одобрении и не требует жесткого контроля со стороны государства. В этом и состоит смысл саморегулирования: участники рынка регулируют себя сами рыночными инструментами, используя правовые формы лишь для легитимации соответствующих отношений и средств. Связано это прежде всего с пониманием самостоятельности и способности в той или иной степени к определенной саморегуляции, заложенной в самом существе рыночной экономики, а следовательно, отсутствием необходимости и даже потенциальной опасностью всеобъемлющего государственного управления данной сферой общественных отношений. Другое дело, когда под видом саморегулирования фактически реализуется государственное регулирование соответствующего сегмента рынка. Тогда саморегулируемые организации используются государством как агенты государственной политики в определенной сфере. От саморегулирования остается лишь форма и в лучшем случае инструментарий, но, по существу, саморегулируемым организациям делегируются полномочия государственно-властного характера.

В научной литературе ведутся споры по поводу соотношения понятий государственного регулирования и саморегулирования, а также в отношении частноправовой и публично-правовой природы саморегулирования. Так, Ю. Р. Мрясова считает, что добровольное саморегулирование можно рассматривать соответственно как самостоятельный способ регулирования (СРО действует в отсутствие законодательства) или как вид государственного регулирования (СРО действует на основе общих принципов и норм законодательства) экономики, а делегированное саморегулирование (СРО наделяется полномочиями для осуществления функций государства) должно рассматриваться как вид государственного регулирования экономикиД. А. Петров предлагает преодолеть парадигму публично-правового характера саморегулирования, в соответствии с которой саморегулирование представляет собой продолжение государственного регулирования общественно-экономических отношений". М. А. Егорова также подчеркивает частноправовой характер саморегулирования и утверждает, что саморегулирование в предпринимательском обороте должно восприниматься в качестве общего правила, поскольку принципы и метод фажданско-правового регулирования опираются на частноправовую инициативу, тогда как государственное воздействие осуществляется только в случаях, когда это прямо установлено федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя , нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2 п. 2 ст 1 ГК РФ).

Е. П. Губин указывает на отсутствие противопоставления и противоречий между частным и публичным при осуществлении саморегулирования и отмечает, что государство и бизнес находятся в единой системе координат и их противопоставление, разрыв могут привести лишь к краху экономической системы, с одной стороны, и дестабилизации государства—с другой^. И. В. Ершова видит основную цель саморегулирования в сочетании и достижении баланса частных и публичных интересов при осуществлении регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности". Кроме того, саморегулирование рассматривается как принцип организации взаимодействия государства и предпринимательских сообществ^, а СРО — как организационно-правовая форма партнерства бизнеса и государства, промежуточное звено между государством (его органами) и субъектами предпринимательства в их взаимодействии.

Саморегулирование является важным элементом гражданского общества и представляет собой самостоятельное комплексное явление, удачно сочетающее как публичные, так и частные начала. Согласно п. 2.1 определения Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 461-0-0 конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией РФ свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для становления фажданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание СРО как институтов гражданского общества, наделенных публичными функциями. При этом соответствующая деятельность граждан подконтрольна государству, определяющему исходя из баланса конституционно защищаемых ценностей правовые основы и процедуры ее осуществления с тем, чтобы исключить возможность нарушений прав как членов саморегулируемых организаций, так и других лиц.

Таким образом, саморегулирование в чистом виде вряд ли возможно считать продолжением государственного регулирования или его альтернативой. Как указывает Е. П. Губин, саморегулирование представляет собой способ координации участников хозяйственной и профессиональной деятельности между собой и с государством, самостоятельное явление, не сводящееся, с одной стороны, к реализации функций государства, а с другой — исключительно к реализации интересов участников саморегулируемых организаций.

Мысль о принудительном вовлечении людей в профессиональные объединения возникла в постклассический период развития римского права в результате хозяйственного и общественного развития в целях стабилизации хозяйства и укрепления государства^. Первыми организациями, осуществляющими саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности, можно считать гильдии купцов и цеха ремесленников. Между тем первой СРО современного типа признают Нью-Йоркскую фондовую биржу с 1792 г.

Тем не менее фактически решение коллегиального органа управления СРО в условиях обязательного членства в СРО делает невозможным продолжение предпринимательской или профессиональной деятельности такого исключенного члена. Такое право СРО наиболее ярко иллюстрирует реализацию принципа «допуска в профессию».

В Законе о СРО говорится о привлечении членов СРО к дисциплинарной ответственности . Поскольку традиционно дисциплинарная ответственность относится к институтам трудового права , возможность применения ее в рассматриваемых отношениях, вызывает обоснованную критику в научной литературе. Заслуживает внимания точка зрения И. В. Ершовой, которая полагает, что в условиях формируемой в настоящее время теории саморегулирования «необходимо глубокое научное обоснование особой правовой корпоративной природы ответственности членов СРО».

В целом, подводя итог рассмотрению саморегулирования в предпринимательской деятельности , можно отметить, что оно является одним из важнейших элементов гражданского общества , гарантией повышения качества осуществляемой предпринимательской и профессиональной деятельности. Тем не менее институт саморегулирования в России только развивается, получили законодательное закрепление общие нормы о саморегулировании, принимаются законы о саморегулировании в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности. В науке также существует множество точек зрения и позиций о правовой природе самого саморегулирования и его отдельных инструментов. До конца не ясно место саморегулирования в системе права . Все это требует изучения, научного осмысления с целью совершенствования данного института и повышения его эффективности как одного из наиболее перспективных регуляторов предпринимательской деятельности и рыночных отношений.

Саморегулирование - самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности.Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Субъекты предпринимательской деятельности - ИП и ЮЛ, зарегистрированные в установленном порядке

Субъекты профессиональной деятельности - ФЛ, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Предмет саморегулирования - предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

  • 1. разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
  • 2. применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законами и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  • 3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  • 4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иными документами, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  • 5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • 6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  • 7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.
  • 29. Какие ЮЛ не могут быть не могут быть признаны несостоятельными (банкротами)

Не могут быть признаны несостоятельными (банкротами):

  • 1. казенные предприятия, учреждения
  • 2. политические партии
  • 3. религиозные организации.
  • 30. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки несостоятельности (банкротства):

  • - наличие денежного обязательства должника долгового характера;
  • - неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
  • - наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;
  • - официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) - превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

1. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

2. Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

3. Для целей настоящего Федерального закона под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Ст. 3 указанного закона определяет, что саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.

Требования к СРО:

1. некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям;

2. объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектовпредпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;

3. наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

4. обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 Федерального закона.

В случае, если иное не установлено федеральным законом, для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Цель деятельности СРО - саморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности субъектов, объединенных в данную организацию.

Саморегулируемая организация:

· разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила);

· от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации;

· должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.

Основные функции СРО:

1. разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;

2. применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;

6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;

8. осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

9. рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация имеет право:

1. от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

2. участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

3. вносить на рассмотрение органов власти и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

4. запрашивать в органах власти и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Предлагают оформить множество компаний. При этом некоторые из них не только подготовят учредительные и регистрационные документы (в том числе и на специалистов), но и помогут оперативно вносить изменения в допуск (добавлять или исключать виды работ; вносить изменения, связанные со сменой юридического адреса или расширением контрактов).

Деятельность саморегулируемых организаций регламентируется Федеральным законом от 01.12.2007 №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях ".

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Ст. 3 указанного закона определяет, что саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.

Требования к СРО:

  1. некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям;
  2. объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;
  3. наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
  4. обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 Федерального закона.

В случае, если иное не установлено федеральным законом, для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Цель деятельности СРО - саморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности субъектов, объединенных в данную организацию.

Саморегулируемая организация:

  • разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила);
  • от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону , обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации;
  • должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.

Основные функции СРО:

  1. разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
  2. применяет меры дисциплинарного воздействия , предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
  6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;
  8. осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
  9. рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация имеет право:

  1. от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления , нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
  2. участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
  3. вносить на рассмотрение органов власти и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
  4. запрашивать в органах власти и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.