Неформальный лидер в коллективе. Формальный и неформальный лидеры в коллективе, группе, организации Лидер в компании

Большинство людей привыкли быть ведомыми и не брать ответственность за какие-либо решения или действия на себя. Каждым человеком с детства кто-то руководит. В школе эти функции возложены на родителей и учителей, старших товарищей. Во взрослой жизни лидерами является большинство начальников и наставников, тренеры спортивных секций и прочее. Одни люди способны вести за собой последователей, и в каждом коллективе, классе, группе есть такие личности.

Лидерами не рождаются, и их не делают другие. Лидеры создают себя самостоятельно!

Стивен Кови.

Многие хотят стать лидерами, но для этого необходимо обладать определенной харизмой, быть целеустремленным человеком, уметь мотивировать людей и знать психологию личности. В первобытном строе для лидерства нужно было иметь смелость и силу, но сейчас этого не достаточно. Вы должны обладать энергией предводителя и чувствовать в себе силы влиять на других. В этой статье расскажем о трех простых и эффективных способах, как стать лидером в коллективе, школе или любой другой группе. Сделать это не сложно, главное, следовать этим советам.

Чтобы стать эффективным лидером нужно повысить уровень своей энергетики

Люди хотят общаться и идти за теми, кто постоянно бодр и полон энергии, имеет ясное видение цели и сфокусирован на результате. И неважно, будет ли это бизнес, спорт, саморазвитие, учеба и прочее. Можно ввести в свою жизнь ежедневные физические упражнения или заняться каким-либо видом единоборств.

Спорт повышает уверенность в собственных силах, учить ставить и достигать цели, и самоконтроль. Если окружающие вас люди будут видеть и замечать все эти качества, то на подсознательном уровне будут воспринимать вас лидером в коллективе. И со временем вы им станете в реальности.

Чтобы быть настоящим лидером – имейте на все свое мнение

Это не означает, что необходимо постоянно кого-то критиковать. Но если в человеке имеется внутренний стержень, который нельзя сломать, ни при каких обстоятельствах, то это будет чувствоваться уже после часа общения с ним. Вы должны быть честными и справедливыми, но всегда защищать свое мнение.

В коллективе, в классе или любой другой группе следует научиться мотивировать людей для выполнения определенных совместных действий. Помните, что каждый человек является индивидуальностью, поэтому подходы должны быть разными. Если на одного хорошо действует похвала, то это не означает, что она будет положительно влиять на другого.

Изучайте других лидеров, чтобы стать лидером самому

Читайте книги, автобиографии, смотрите фильмы про знаменитых людей, которые смогли добиться успеха и повести за собой тысячи и миллионы людей. Стив Джобс, Элон Маск, Марк Цукерберг, Ричард Бренсон – истории жизни этих успешных предпринимателей вдохновят вас на высокие достижения.

В коллективе выделяют два вида, две подструктуры властных отношений: руководство и лидерство.

Руководство - это официальная, формальная, социальная, административная система властных отношений. Это основанная на власти, правовых и административных нормах и правилах система регулирования поведения и деятельности, прежде всего в профессиональной сфере членов коллектива со стороны соответствующих руководителей.

Руководители наделяются соответствующими вышестоящими органами (часто без согласия, а порой и вопреки желанию членов коллектива) правом планирования, регулирования, контроля и оценки поведения и деятельности членов коллектива. Руководитель имеет право использовать меры поощрения и принуждения, другие санкции по отношению к сотрудникам в интересах решения производственных, воспитательных и других задач. При руководстве люди вынужденно утрачивают часть свобод для реализации тех или иных своих потребностей (в повышении заработной платы, квалификации, образования и т.п.).

Лидерство - это неофициальная, неформальная, психологическая, основанная на психологических преимуществах лидера система властных отношений.

При лидерстве люди без принуждения признают человека лидером, добровольно отдают ему часть своих свобод, наделяют его системой властных полномочий. Такая система властных отношений нередко складывается стихийно (хотя есть и другие способы, например, выборы), спонтанно.

Эти две системы властных отношений в коллективе могут иметь разную степень согласованности между собой, совпадения. Успешность решения производственных и других задач в коллективе, создания в нем благоприятной для сотрудников морально-психологической атмосферы находится в прямой зависимости от степени адекватности социальной, официальной и психологической, неофициальной систем властных отношений. М. В. Фрунзе не без основания считал, что лучшим руководителем является тот, который достигает поставленной цели без всякого использования административной власти.

Одной из важных характеристик (и форм проявления) властных отношений выступает стиль поведения и деятельности руководителя и лидера, хотя понятие стиля поведения и деятельности применимо не только к руководителю, но и к любому сотруднику, члену коллектива.

В психологии выделяют следующие основные стили руководства, поведения и деятельности в зависимости от преимущественной ориентированности человека, руководителя:

  • - деловой стиль - на решение профессиональных и других поставленных задач (делократическая личность);
  • - коммуникативный стиль - на преимущественное взаимодействие с сотрудниками, другими людьми (коммуникативная личность). В зависимости от характера такого взаимодействия различают стили: командный, административный, авторитарный; коллегиальный, совещательный, демократический, либеральный, попустительский, анархический;
  • - эгоистический стиль - преимущественное решение своих личных проблем материального, карьерного и другого характера.

Доминирование любого из названных стилей в поведении и деятельности человека свидетельствует о ригидности, шаблонности, стереотипности личности, ее недостаточной адаптивности.

Выделяется также гибкий стиль, когда человек в зависимости от обстоятельств, решаемых задач может и использует тот или иной из вышеназванных стилей. Это характеризует достаточно адаптивную, гибкую, нестереотипную личность.

Одной из характеристик и форм проявления групповой, коллективной психики выступает общее мнение. Оно оказывает существенное влияние па процесс вхождения молодого специалиста в трудовой коллектив. И потому важно знать специфику этого социально-психологического феномена, особенности его возникновения, формирования и развития.

Вы решили построить свою карьеру и занять руководящую должность? Для этого нужно понять, смогли бы вы стать лидером? Какие качества для этого у вас есть? Что нужно делать чтобы ваша команда добилась успеха? И понимаете ли вы, как стать эффективным руководителем? Быть главным сложная задача. В большинстве случаев, люди не справляются со своими обязанностями. Когда начальство повышает Вас и дает возможность управлять командой, тем самым оно возлагает на вас ответственность и надежду на то, что вы справитесь. Хороший руководитель должен так работать, чтобы производительность группы и отдельных работников увеличилась. Далее мы постараемся разобраться, как стать лидером в коллективе на работе!

Важные навыки

Чтобы стать лидером нужно четко понимать какие качества нужны и какие решения нужно принимать. Рассмотрим несколько важных навыков, которые могут помочь вам в этом:

Устранение конкурентов. Конкуренция в команде может пойти на пользу для дела, если она здоровая. Если же соперничество чрезмерное между коллегами, то это может наносить ущерб для производительности всей команды. Если сотрудники становятся одержимыми победой и желанием быть первыми, то это может привести к проблемам. В такой гонке они могут допустить серьезные и большие ошибки. Нужно изначально объяснить что для вас главное качество, а не количество. Предпочтение вы уделите проделанной качественной работе, а не количеству сделанного.

Устранение конфликтов. Возникновение конфликтов в команде очень сильно подавляет и создает между коллегами конфронтацию. Если вовремя не принять меры, то даже мелкие конфликты могут привести к последствиям. Коллектив может продолжать вместе работать, но ждать уже большой отдачи от них не стоит. В такой момент только настоящий руководитель должен знать как поступить и бороться с этой ситуацией. Вы должны заранее постараться убедиться, что в коллективе нет разногласий, а если они происходят сразу же урегулировать конфликт и охладить пыл работников. Ваша задача выявить и устранить причину проблемы, чтобы в дальнейшем не возникало разногласий.


Чтобы стать успешным лидером, нужно правильно распределять нагрузку и делегировать полномочия. Важно хорошо узнать возможности своих работников и способности. Зная слабые и сильные стороны работника вы можете использовать эти знания для делегирования полномочий. Ваша обязанность распределить нагрузку одинаково и с учетом специализации всего коллектива. Если вы не справитесь с этой задачей, то недовольство возникнет непременно. Нужно помнить, что сотрудники вашей команды не должны ощущать, что свою нагрузку вы перекладываете на них.

Официально назначенный руководитель и фактический лидер команды — это далеко не всегда один и тот же человек.

Для того, чтобы сплотить коллег вокруг себя, нужно иметь не столько солидную должность, сколько определенные черты характера.

Можно ли развить их сознательно? Конечно. Характер — закономерное следствие привычек, а любые привычки — результат конкретных поступков.

Поведение, которое позволит вам стать лидером

Итак, ваша цель — сделаться уважаемой, вызывающей доверие и харизматичной фигурой в кругу сослуживцев.

Давайте разберемся по порядку с каждым из этих ключевых качеств.

Как добиться уважения и доверия?

В деловых отношениях наиболее высокий негласный статус имеют люди, с которыми удобно трудиться рука об руку. Вы обязаны выполнять все возложенные на ваши плечи обязанности «на отлично», причем не как пассивный робот, а как инициативный специалист.

Каждую задачу вам следует рассматривать как элемент общего процесса, оценивать с точки зрения целесообразности. Не бойтесь вслух говорить о сомнительности проектов, которые действительно могут повредить интересам общего дела. Однако, проявляя инициативу, старайтесь никого не оскорбить.

Возвышение за счет принижения напарника — очень ненадежный путь к успеху.

  • живите по режиму (требование особенно касается утреннего подъема и вечернего отбоя);
  • как можно реже давайте обещания (или используйте формулировки «постараюсь», «буду иметь в виду» и т.п.);
  • уклоняйтесь от кулуарных обсуждений поступков своих коллег;
  • не выносите сор из избы — остерегайтесь говорить на работе о домашних хлопотах и конфликтах;
  • в разговорах обращайтесь ко всем людям по имени (или по имени отчеству), а не просто на «вы»;
  • ведите календарь событий, который позволит вам не упускать из внимания дни рождения коллег, важные для фирмы даты;
  • беседуя, слушайте, а не продумывайте в уме очередную собственную реплику;
  • чаще интересуйтесь проблемами коллег, помогайте им выпутываться из сложных ситуаций;
  • легко берите ответственность на себя.

Как развить лидерскую харизму?

Из скучных зануд лидеры не получаются. Чаще улыбайтесь, охотнее общайтесь.

Не удается сравниться в обаянии с главным весельчаком коллектива? А вы и не пытайтесь потеснить его. Лучше попробуйте вовлекать в общение тех членов команды, которые по характеру более закрытые и стеснительные. Такие люди умеют быть благодарными. Обратите внимание — основная часть коллектива — не активисты, а именно серые мышки (либо люди, которые кажутся ими вплоть до близкого знакомства).

Чтобы прослыть оптимистом, возьмите за правило никогда не облегчать душу на публике. Переживания, тревоги, страхи нужно изливать в дневник наедине с самим собой. Некоторые психологи рекомендуют избавляться от негативных эмоций, набирая каждое утро перед работой три страницы потока сознания. Попробуйте выделить десять минут после завтрака и освобождаться от всего неприятного, набивая текст без редактуры.

Берите на себя нелегкую роль посредника между группами, которые формируются в коллективе естественным образом. Пригласите на чашку чая в перерыве кого-то из соседнего кабинета. Организуйте пару-тройку мероприятий, сближающих участников — например, небольшой турпоход, совместный тренинг.

Чтобы устроить что-то увлекательное, отнюдь необязательно быть прирожденным массовиком-затейником. В Интернете полно сценариев и шуток, которые можно использовать. Поначалу вам нужно будет тщательно (вплоть до домашних репетиций) готовиться к тому, чтобы удерживать внимание окружающих, но со временем процесс перестанет требовать столь существенных усилий.

Дабы подбодрить себя, возьмите за правило хорошо одеваться. Стильная одежда непременно придаст вам уверенности в себе.

Понимание. Успешно действующие руководители высшего уровня обладают высокой восприимчивостью, отличаются развитой интуицией. Им присуща способность, которую можно назвать "проворством в уличной толчее".

Способность брать управление на себя. Лидер легко входит в роль руководителя с момента своего назначения, не извиняясь за него и не обращая внимания на претензии тех, кто считал себя кандидатом на данный пост. Он не позволяет их разочарованию, зависти и ревности мешать выполнению своих обязанностей.

Настойчивость. Успешно действующие руководители упорно выполняют задуманное, даже если их точка зрения оказывается непопулярной. Им присуще интуитивное понимание, за какие идеи следует держаться, при этом они активно интересуются всеми доступными данными. Их не пугает несогласие с ними других. Способность к сотрудничеству. Успешно выполняющие свои функции лидеры умеют подавлять свою враждебность и действовать эффективно, несмотря на нее. Им удается нивелировать свои неприязненные чувства. Такому руководителю свойственны умение разговаривать с людьми, такт, возможность общения на любом уровне. Благодаря хорошей способности к межличностным контактам он добивается основательной поддержки в организации для себя и своих идей. Лидер умеет сдерживать свою враждебность и агрессивность. Инициативность. Успешно действующий лидер активен. Он ведет в атаку. Ему понятны возможности, ускользающие от внимания других. Он знает, когда начать - это часть его интуитивного знания. Когда другие колеблются, он действует. Инициативность такого руководителя включает одно из основных качеств, ведущих к успеху, - способность рисковать. Энергичность. Руководителю трудно добиться успеха, не обладая выносливостью, без физических и интеллектуальных возможностей. Запас физических и интеллектуальных сил пополняется за счет огромной энергии успешно действующего лидера. Такой руководитель продолжает дело, когда другие уже падают от усталости. Способность делать ставку на других. Успешно действующий руководитель охотно передает знания, дает советы, помогает росту других, не жалея на это время. Он всегда готов помочь профессиональному росту и развитию, продвижению других по служебной лестнице. Сенситивность. Руководители высшего уровня восприимчивы к чувствам других. Им свойственна эмпатия. Они способны поставить себя на место другого и испытать его чувства. Достигающие успеха лидеры обладают своего рода личным радаром, дающим им возможность ощущать, что чувствуют и даже думают их коллеги. Идентификация себя с делом. Наиболее успешно действующие руководители способны переносить неудачи без чувства поражения или унижения. Их привлекает сам процесс достижения результата; они не стремятся быть всемогущими и всеведущими, не пытаются быть всюду одновременно, делать всю работу за других, не стараются казаться умеющими все.

Лидеры высокого уровня умеют поручать работу другим. Их не привлекает власть как таковая, они скорее заинтересованы в достижении цели. Они получают настоящее удовлетворение от успеха других, а не от собственного неограниченного могущества. Власть, которой они пользуются, происходит из уважения, которое они внушают. Они не стремятся занять как можно больше руководящих постов, зная, что их влияние и так достаточно и им не требуется применять власть для достижения успеха. Они знают себе цену и удовлетворены ею, у них полная уверенность в себе. Все это дает такому лидеру силы противостоять нежелательному развитию событий. Способность к сочувствию. Успешно действующие руководители проявляют сочувствие к другим, не ожидая, что их за это будут любить. Они способны непредвзято и точно оценить своих подчиненных, прекрасно понимая, что невозможно угодить всем. Они умеют сочувствовать человеку, не позволяя при этом сделать себя беспомощными и нетребовательными. Такой лидер прекрасно понимает, что стремление во что бы то ни стало нравиться подчиненным сделает его неспособным руководить ими. Благодаря сильному чувству идентификации он способен принимать непопулярные решения.

Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере. Настоящий лидер обязательно заинтересован в том, что он оставит после себя. Его самое сильное стремление - не к личной власти; ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.

Независимость. Добивающиеся успеха руководители осознают границы своих возможностей, сотрудничают с другими, прислушиваются к ним, но когда дело доходит до принятия окончательного решения, они проявляют независимость. Приняв решение на основе всех имеющихся в их распоряжении фактов, они придерживаются его. Такого лидера нельзя принудить присоединиться к решению, с которым он не согласен: он скорее подаст в отставку, чем станет делать то, что идет в раз-рез с его взглядами и убеждениями Гибкость. Руководителю нет необходимости сосредоточиваться в каждый данный момент на единственной проблеме: он может решать одновременно несколько задач и, когда это необходимо, переключаться с одного направления деятельности на другое. Лидер должен быть открыт для восприятия новых идей, новых способов мышления, новых процессов. Стремящийся к успеху руководитель развивает в себе гибкость, понимая, что очень легко оказаться ограниченным своими предпочтениями и увлечениями. Устойчивость к стрессу. Лидер умеет заботиться о своем здоровье, как телесном, так и психическом, и справляется со стрессами. Он понимает, что для этого необходимо вести сбалансированный образ жизни, и управляет своей жизнью и своим временем. Успешно действующий руководитель не позволяет обстоятельствам и времени управлять собой. Он хорошо чувствует себя при таком образе жизни и с удовольствием предвкушает все, что ждет его впереди каждый день. Чувствуя действие стресса, он знает, что предпринять, чтобы избежать урона для здоровья.

Наличие цели. Лидер имеет твердые убеждения и ясную цель. Цель есть у его жизни, цель есть у его работы. Просыпаясь, он не просто ждет, что преподнесет ему новый день. Наличие цели предполагает планирование, и каждый день приближает лидера к достижению поставленной цели.

Целью обычно является осуществление мечты: мечты о том, чем станет его корпорация; мечты о том, чем станет вся его жизнь. Лидер любит и умеет - часто философски - говорить о своей мечте. Однако взгляды руководителя не должны быть окостенелыми: мечта должна развиваться, как и связанная с ее осуществлением цель.

Руководство сообществом. Руководитель использует свою власть и влияние на благо общества. Он ответственно относится к лежащей на нем ответственности, например, по охране окружающей среды. Лидер отдает свое время, силы и энергию улучшению жизни людей и развитию общества, используя для этого все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

Чувство юмора. Наибольшего успеха добиваются руководители, обладающие чувством юмора. Они способны видеть юмористическую сторону там, где другие видят только трагедию. Они не позволяют неудачам угнетать себя, способны найти в ситуации что-то забавное. Они легко находят разнообразные возможности. Сделав ошибку, они признают ее и готовы посмеяться над собой, а не взваливают вину на других.

Цельность личностного идеала. Лидер хорошо представляет себе, каков он, к чему стремится, как живет - во всех смыслах слова. Он последователен и постоянно предпринимает усилия для того, чтобы его слово не расходилось с делом, чтобы соответствовать своему личностному идеалу. Следствием совпадения этого идеала и фактического поведения является то, что лидер живет в мире с самим собой, с ним легко общаться, окружающие чувствуют себя с ним непринужденно, независимо от их должности или общественного положения. Люди не испытывают страха и охотно поверяют ему свои горести и заботы; только личностная цельность лидера делает это возможным.