Пневматические испытания трубопроводов гост. Проведение гидроиспытания трубопроводов – инструкция и правила процедуры

После завершения монтажных работ по укладке трубопроводов в траншеи и заделки стыков приступают к испытанию наружных сетей водоснабжения и канализации.

Испытание напорных трубопроводов может быть гидравлическое и пневматическое, безнапорные трубопроводы подвергаются гидравлическим испытаниям.

Гидравлические испытания безнапорных канализационных трубопроводов на герметичность проводят в два этапа: до засыпки траншей (предварительное испытание) и после засыпки (приемочное). Возможны два способа гидравлических испытаний эксфильтрация (определение объема воды, добавляемой в , проложенный в сухих грунтах, или при расположении уровня грунтовых вод в мокрых грунтах, ниже поверхности земли более чем на половину глубины заложения труб, считая от люка до шелыги) и инфильтрация (определение притока воды из грунта в трубопровод, проложенный в мокрых грунтах, когда уровень грунтовых вод расположен ниже поверхности земли менее чем на половину глубины заложения труб, считая от люка до шелыги). Безнапорные сети испытывают последовательно на участках между двумя смежными колодцами.

При предварительном испытании трубопроводов гидростатическое давление определяется в верхней его точке по величине превышения уровня воды в стояке или колодце над шелыгой трубопровода или над уровнем грунтовых вод, расположенным выше шелыги. На этом этапе испытаний безнапорных бетонных, железобетонных и керамических трубопроводов величина гидростатического давления принимается, как правило, 0,04 МПа. Предварительное испытание проводят в течение 30 мин, не допуская снижения уровня гидростатического давления более чем на 20 см (добавляют воду в стояк или колодец). Трубопровод считается выдержавшим предварительное испытание, если при его осмотре не обнаружено утечек воды.

Приемочное испытание железобетонных трубопроводов начинают после выдержки их в заполненном состоянии в течение 72 ч, трубопроводы из других материалов выдерживают 24 ч.

Герметичность стыков засыпанного трубопровода определяется: при эксфильтрации - по объему добавляемой воды в верхнем колодце, при инфильтрации - по замеряемому в нижнем колодце объему притекающей в трубопровод грунтовой воды.

Допустимые объемы добавленной в трубопровод воды (притекающей воды в нижний колодец) за время испытания (30 мин) на 10 м испытываемого трубопровода определены СНиП. Они зависят от материала трубопровода, его диаметра и колеблются в пределах от 1 до 8 л.

Во время проведения гидравлических испытаний испытываемый участок отсекается от сети заглушками.

Испытание напорных наружных сетей водоснабжения и канализации проводятся в два этапа: предварительное и приемочное. До начала испытаний должны быть закончены все работы по монтажу, заделке стыков, установке упоров, монтажу и оборудования, получены результаты контроля сварных соединений и . Кроме этого должны быть выполнены некоторые вспомогательные работы: установлены фланцевые заглушки, манометры и краны, заполнен водой испытываемый участок трубопровода (при гидравлическом испытании) и из него удален воздух, засыпаны пазухи с подбивкой грунта на половину диаметра трубопровода, оставлены открытыми для осмотра стыковые соединения. Испытывают сети на прочность и герметичность.

Предварительное и приемочное гидравлические испытания проводят в определенной последовательности. При испытании на прочность давление в трубопроводе повышают до испытательного Ри и поддерживают его в течение 10 мин (путем подкачки воды), не допуская снижения более чем на 0,1 МПа. Величины испытательного давления при предварительном испытании определяются проектом в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84 и указываются в рабочей документации. Чаще всего наружные сети водоснабжения испытывают давлением, в 1,25 раза превышающим расчетное, но не более заводского испытательного давления труб. По истечении указанных 10 мин испытательное давление снижают до внутреннего расчетного Рр и производят осмотр трубопроводов с целью выявления дефектов.

После испытания трубопроводов на прочность устанавливают давление, соответствующее испытательному давлению на герметичность Рг, замеряют начальный уровень воды в мерном бачке и фиксируют время начала испытаний. По истечении 10 мин путем подкачки воды из мерного бачка доводят давление в трубопроводе до испытательного на герметичность, фиксируют время окончания испытания и замеряют объем воды, добавленной в трубопровод из мерного бачка.

Напорный трубопровод признается выдержавшим предварительное и приемочное испытания на герметичность, если величина расхода подкаченной воды (л/мин) не превышает допустимых величин на испытываемый участок длиной 1 км и более, установленных СНиП 3.05.04-85.

При пневматическом испытании напорных трубопроводов на прочность и герметичность величину испытательного давления принимают: для стальных трубопроводов с расчетным давлением до 0,5 МПа - 0,6 МПа, с расчетным давлением до 1,6 МПа - в 1,15 раза превышающим расчетное давление; для чугунных, железобетонных и асбестоцементных трубопроводов при предварительной испытании - 0,15 МПа, при приемочном 0,6 МПа.

Перед пневматическим испытанием трубопроводов необходимо определенное время выдержать нагнетаемый в них воздух для выравнивания температур воздуха и грунта. Минимальное время выдержки зависит от диаметра испытываемых трубопроводов и колеблется от 2 до 32 ч.

Предварительное пневматическое испытание проводится в течение 30 мин. В это время испытательное давление поддерживают, постоянно подкачивая воздух, затем давление снижают и производят осмотр трубопровода с целью обнаружения неплотностей в стыках. Неплотности определяются на слух и по пузырям, образующимся в местах утечки воздуха через стыки, которые предварительно покрывают мыльной эмульсией.

При испытании трубопроводов на прочность и герметичность воздух в трубопроводах выдерживается в течение 24 ч с давлением 0,05 МПа. Затем давление снижают до 0,03 МПа, отмечая время начала испытания и барометрическое давление, соответствующее этому моменту. Трубопровод под таким давлением выдерживается в течение некоторого времени, зависящего от материала трубопровода и его диаметра. Время испытания колеблется от 15 мин до 6 ч.

По истечении назначенного времени (конец испытания) измеряют давление в трубопроводе и отмечают барометрическое давление.

Фактическое падение давления в трубопроводе за время испытания подсчитывают по формуле:
Рф - γ (Рн - Рк) + 13,б(Яб.н - Яб.к).

Трубопровод считается выдержавшим испытания, если фактическое падение давления не будет превышать значения, установленного СНиП 3.05.04-85.

После окончания всех ремонтных и монтажных работ проводят испытания трубопровода на прочность и плотность. При этом на концах испытываемого участка трубопровода устанавливают заглушки. Запрещается использовать запорную арматуру для отключения испытываемого участка трубопровода. В самой высокой точке трубопровода устанавливают штуцер с арматурой для выпуска воздуха – воздушник, а в самой низкой – штуцер для слива воды – дренаж.

Гидравлическое испытание трубопроводов должно производиться преимущественно в теплое время года при положительной температуре окружающего воздуха. Температура воды должна находиться в пределах от 5 до 40 о С.

Величина пробного давления при испытании трубопровода на прочность определяется по формуле

Р пр =1,25 Р , но не менее 0,2 МПа,

где Р – расчетное давление; [σ] 20 – допускаемое напряжение для материала трубопровода при 20 о С; [σ] t – допускаемое напряжение для материала трубопровода при максимальной расчетной температуре.

Величину пробного давления при испытании на прочность для вакуумных трубопроводов и трубопроводов, работающих без избыточного давления, следует принимать равным 0,2 МПа. Обстукивание трубопроводов при испытаниях не допускается.

Давление в испытываемом участке трубопровода следует повышать плавно. Скорость подъема давления указывается в технической документации. Воздух из трубопровода должен быть полностью удален.

При испытании трубопровода на прочность созданное давление испытания выдерживается в течение 10 минут, после чего давление снижается до рабочего, при котором производят испытания на плотность путем осмотра сварных швов. По окончании осмотра давление вновь повышают до пробного и выдерживают еще пять минут, после чего снова снижают до рабочего и вторично тщательно осматривают трубопровод.

Продолжительность испытания на плотность определяется временем осмотра трубопровода. После окончания гидравлического испытания трубопровод должен быть полностью освобожден от воды.

Результаты гидравлического испытания на прочность и плотность признаются удовлетворительными, если во время испытания не произошло:

ü разрывов и видимых деформаций;

ü падения давления по манометру;

ü в сварных швах, разъемных соединениях, врезках, корпусах трубопроводной арматуры не обнаружено течи.

Пневматические испытания трубопровода воздухом или инертным газом должно производиться только в светлое время суток. Величина давления испытания (пробного давления) определяется так же как при проведении гидравлических испытаний.

В случае установки на трубопроводе арматуры из серого чугуна, величина давления испытания на прочность не должна превышать 0,4 МПа.


При проведении пневматических испытаний трубопроводов подъем давления рекомендуется производить плавно со скоростью, равной 5% от Р у, но не более 0,2 МПа в минуту с периодическим осмотром трубопровода на следующих этапах:

а) для трубопроводов, работающих при давлении до 0,2 МПа, осмотр производится в два этапа – при давлении, равном 0,6 от пробного и при рабочем давлении;

б) для трубопроводов, работающих при давлении выше 0,2 МПа, осмотр производится в три этапа – при давлении 0,3 и 0,6 от пробного и при рабочем давлении.

Во время осмотра подъем давления и обстукивание трубопроводов не допускается. Места утечки определяются по пузырькам мыльной эмульсии или другими методами. На время проведения пневматических испытаний должна устанавливаться охраняемая (безопасная) зона. При наземной прокладке трубопровода минимальное расстояние зоны должно составлять не менее 25 м, при подземной – не менее 10 м. Пребывание людей в охраняемой зоне во время подъема давления и при достижении в нем испытательного давления не допускается.

Окончательный осмотр трубопровода производится, когда пробное давление будет снижено до расчетного.

Все трубопроводы групп А, Б(а) и Б(б), а также вакуумные трубопроводы должны подвергаться дополнительному испытанию на герметичность. Дополнительные испытания на герметичность производятся давлением, равным рабочему, а для вакуумных трубопроводов давлением 0,1 МПа (1кг/см 2). Для строящихся трубопроводов продолжительность испытания должна составлять не менее 24 часов. При испытаниях трубопровода после ремонта продолжительность испытания должна составлять не менее 4 часов.

Падение давления в трубопроводе рассчитывается по уравнению

ΔР =·100/τ,

где Р н, Р к – абсолютное давление в начале и конце испытания; Т н, Т к – температура в трубопроводе в начале и в конце испытания.

Считается, что трубопроводы групп А, а также вакуумные трубопроводы выдержали испытание, если скорость падения давления окажется не более 0,1 % в час. Для трубопроводов групп Б(а); Б(б) скорость падения давления не должна превышать 0,2% в час. Скорость падения давления для трубопроводов других групп устанавливается проектом.

Указанные нормы относятся к трубопроводам с внутренним диаметром до 250 мм включительно. При испытании трубопроводов больших диаметров нормы падения давления в них снижаются на величину поправочного коэффициента

где D вн – внутренний диаметр трубопровода в мм.

Если испытуемый трубопровод состоит из нескольких участков различного диаметра, средний диаметр его определяется по формуле

D ср. = ,

где D 1 , D 1 , D n – внутренний диаметр участков трубопровода; L 1 , L 2 , L n – соответствующие длины участков трубопроводов, м.

После окончания испытания по каждому трубопроводу составляется акт по установленной форме.

Испытание трубопроводов на плотность и прочность проводят соответственно требованиям СНИП. До начала испытаний, магистраль подвергают тщательному внешнему изучению.

Целью осмотра является выявление возможных отклонений от проекта, и, чтобы уяснить, готов ли трубопровод к предстоящим испытательным мероприятиям. При осмотре проводится:

  • осмотр стыков;
  • оценивается правильность монтажа арматуры;
  • монтаж подвесок и опор;
  • выяснение, насколько легко открываются запорные механизмы;
  • определяются возможности удалить воздух из магистрали;
  • наполнение водой и ее слив после испытаний.

Оптимальная температура для таких действий не ниже +15 градусов . До тестирования наружных систем, их нужно продуть. Так очиститься внутренняя часть от загрязнений. Внутреннюю часть на газопроводных магистралях проводят непосредственно перед их прокладкой.

Метод проведения опробования сразу намечают в проектной документации . Если этих указаний нет, то или отопления на прочность и плотность.

Гидравлический способ поверки

Испытание технологических магистралей на прочность и плотность осуществляют пневматическим и гидравлическим методом. Опробование напорных сетей, проходящих в траншеях, выполняют два раза. Первый раз до засыпания и крепления арматурных элементов. А второй раз после монтажа гидрантов, предохраняющих клапанов.

Пробную проверку разрешают после подбивания пазух землей, засыпки водопроводных труб, упорных устройств, и выполнения остальных требований, предусмотренных Правилами Техники Безопасности и Промышленной Безопасности.

ВАЖНО! Пробные испытания конструкций из стали можно проводить после положительных итогов . Сварочные и фланцевые стыки при проверочном давлении в 0,6 МПа не могут находиться в изоляции на дистанции 10 см от оси соединения во всех направлениях. Также они обязаны хорошо просматриваться.

Гидравлическая поверка на показатель прочности и плотности проверяются внутренним давлением. Его величину устанавливают в рабочем проекте. Во время проведения данного опробования на сети нужно до упора открыть задвижки.

Для такой работы и отключения испытуемой части сети, на технологическом трубопроводе ставят заглушки или фланцы «глухого» типа. Использовать с данной целью трубопровод без задвижек нельзя.

Длина проверяемых участков и время испытания

Трубопровод из железобетона и чугуна проверяют на участках протяженностью не больше одного километра. Полиэтиленовую сеть проверяют на участке протяженностью в 500 метров. Самый большой размер участка сети в этом виде испытания берется не больше 1000 метров.

Технологические трубопроводы из железобетона и металла должны подвергаться гидравлическому испытанию не менее 10 минут, а полиэтиленовые – не менее 30 минут. Далее показатель давления сбавляют до нормы рабочего, и система осматривается. Поддержка проверочного и рабочего давления на время осмотра и обнаружение «погрешностей» может проводиться подкачкой воды.

При условии, что в сооружении под влиянием проверочного давления не разорвались трубы и фасонные элементы, и не появилось протечек жидкости, то считают, что оно выдержало гидравлическое испытание.

Все выявленные дефекты необходимо устранить, а магистраль после этого следует поддать вторичному испытанию.

Проверки на плотность

Завершающее испытание технологических трубопроводов на прочность и плотность можно начинать, если после засыпания траншеи прошло не меньше суток. Для конструкций из железобетона это время увеличивают до 72 часов.

В доступных для просмотра местах преднамеренно протечек не выявляют, сеть считают проверенной гидравлическим испытанием, когда на ней нет нарушений целостности, и на уровне рабочего давления не появилось протечек жидкости. Протечки выявляют посредством следующей формулы:

q = Q/BT . В ней Т – это период старта поверки до мгновения возврата стрелки на манометре в изначальную позицию. Т = Т1-Т2. В – это коэффициент, который принимается за 1 (при снижении давления на показатель не больше 20% от поверочного).

Если на протяжении десяти минут этот показатель снижается от рабочего, то считают, что магистраль не прошла проверку. Q – это объем жидкости, которая нужна для того, чтобы восстановить напор. В ситуации недостаточного снижения напора, с сети сбрасывают воду.

Затем протечки находят по предоставленной формуле. Жидкость из системы разрешают сливать до окончания прописанного выше времени. При таких действиях объем слитой жидкости может выявиться больше фактически существующей протечки.

Когда заливают жидкостью технологический трубопровод в период зимы, то температурную разницу между трубами и жидкостью допускают в пределах десяти градусов . Финишную поверку в зимний сезон производят при температуре жидкости не меньше одного градуса.

Испытывать полный трубопровод без напора можно при присутствующем протоке. Это означает, что по трубам должна прогоняться жидкость для нагревания сети. В зимнее время системам проводят поверку только в ситуациях острой необходимости.

Проходить гидравлическую проверку на плотность обязаны все сети. При проверочном напоре, который не больше 0,8 МПа разрешают проводить поверку пневматическим способом.

Нормы СНИП

Проверку магистралей на плотность нужно выполнять по требованиям СНиП. Норму испытательного давления устанавливают в проекте.

К началу испытаний все соединительные места на внешней и внутренней части рекомендуют покрыть раствором из песка и цемента, но его перед нанесением выдерживают двое суток.

Все стоящие на системе задвижки во время проверки необходимо открыть до упора. Исключение составляют только задвижки, которые отключают сеть от разветвлений, они на этот срок могут стоять закрытыми. Но, на всякий случай на них лучше поставить сухие фланцы. Применять на этот момент заглушки для отсечения проверяемого куска от работающих систем не разрешают.

Заливать технологический трубопровод жидкостью при поверке нужно со сниженного участка. Это даст возможность создать хорошие условия для вывода воздушных образований из системы. Краны, которые служат для выведения воздуха, закрывают только окончательного выхода воздуха.

Смотреть видео

Трубопровод называют прошедшим тестирование на прочность и плотность в таких случаях:

  1. если не потерялась герметичность на соединительных местах;
  2. если не повреждено целостное состояние труб;
  3. если не пострадала арматура и фасонные элементы;
  4. если нет «погрешностей» в открытых зонах и в участках под грунтом.

Считают, что конструкция выдержала поверку на плотность и прочность, когда она не дала протечек.

Пневматическая поверка

Этот вид испытания проходит по требованию стоящей организации, если есть определенные затруднения с произведением гидравлического опробования на плотность и прочность. Например к таким трудностям относиться зимний период, отсутствие воды на месте проверки и т.д. Такой вид проверки выполняется тоже в два этапа:

  • предварительный;
  • заключительный.

На первом этапе поверяют магистраль на прочность, а на втором – на плотность. Системы из стали, расположенные снаружи, после заполнения воздухом до старта опробования некоторое время выдерживают.

Смотреть видео

Это проводится для того, чтобы выровнять температуру системы и земли. Технологический трубопровод с объемом 30 см выдерживают два часа, сеть на 60 см – четыре часа, при объеме 90 см – это восемь часов, 120 см – шестнадцать часов и 140 см – это сутки.

После частичного засыпания магистрали грунтом, пневматическую проверку выполняют следующим способом.

  • Магистрали из стали и полиэтилена поддают проверке на плотность и прочность под рабочим напором 0,5 МПа, а выверяемое давление выравнивают 0,6 МПа.
  • Предварительно – напряженные конструкции из чугуна и железобетона подвергают опробованию испытательным напором в 0,15 МПа. Если нет возможности создать необходимое давление для сооружений из стали и полиэтилена, то предварительные проверочные мероприятия проводят под максимальным давлением, которое создают посредством комрессора. Его уровень не может быть меньше 0,6 МПа.
  • Пневматическое тестирование сетей на плотность и прочность выполняется на участках протяженностью не более 1 километра.
  • Когда при тестировании находят какие-нибудь дефекты, то напор в системе понижают до показателя атмосферного. Далее устраняются дефекты и проверку проводят еще раз.
  • Во время подготовки к пневматическому виду опробования нужно выяснить, как установлены упоры. После этого трубопровод присыпается землей (не меньше 25 см). Внутреннюю часть конструкции очищают от земли и прочих элементов.
  • Просматривать систему и выявлять «дефектные» проявления разрешают только после уменьшения ее напора до 0,1 МПа.

Опробование арматуры

Подвергается гидравлическому опробованию на прочность и плотность, результаты проверки заносят в акт. Величину пробного давления берут в полтора раза выше за рабочий показатель.

Арматурные элементы, имеющие техпаспорт, но с истекшим сроком гарантии, берут на установку после соответствующих проверок. При этом осматривают прошедшие шлифовку уплотнительные кольца на дисках и задвижке. Так же смазывают штоковую резьбу и меняют набивку на сальниках.

Когда гидравлическое испытание трубопроводов на плотность и прочность подошло к концу, систему прочищают водой до тех пор, пока не удалится окалина и грязь, а трубы простукивают молотком из мягкого металла. Промывку делают потоком воды с максимально большой скоростью, до того момента, пока отходящая жидкость будет вытекать чистой.

Страница 12 из 16

ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ

8.10. Выполнение пневматических испытаний следует производить для стальных трубопроводов с рабочим давлением не выше 1,6 МПа (16 кгс/см 2) и температурой до 250° С, монтируемых из труб и деталей, испытанных на прочность и герметичность (плотность) заводами-изготови-телями в соответствии с ГОСТ 3845-75 (при этом заводское испытатель-ное давление для труб, арматуры, оборудования и других изделий и дета-лей трубопровода должно быть на 20% выше испытательного давления, принятого для смонтированного трубопровода).

Установка чугунной арматуры (кроме вентилей из ковкого чугуна) на время испытаний не допускается.

8.11. Заполнение трубопровода воздухом и подъем давления следует производить плавно со скоростью не более 0,3 МПа (3 кгс/см 2) в 1 ч. Визуальный осмотр трассы (вход в охранную [опасную) зону, но без спуска в траншею] допускается при величине давления, равной 0,3 испы-тательного, но не более 0,3 МПа (3 кгс/см 2).

На период осмотра трассы подъем давления должен быть прекращен.

При достижении величины испытательного давления трубопровод дол-жен быть выдержан для выравнивания температуры воздуха по длине тру-бопровода. После выравнивания температуры воздуха испытательное дав-ление выдерживается 30 мин и затем плавно снижается до 0,3 МПа (3 кгс/см 2), но не выше величины рабочего давления теплоносителя; при этом давлении производится осмотр трубопроводов с отметкой дефект-ных мест.

Места утечки определяются по звуку просачивающегося воздуха, по пу-зырям при покрытии сварных стыков и других мест мыльной эмульсией и применением других методов.

Дефекты устраняются только при снижении избыточного давления до нуля и отключении компрессора.

8.12. Результаты предварительных пневматических испытаний счита-ются удовлетворительными, если во время их проведения не произошло падения давления по манометру, не обнаружены дефекты в сварных швах, фланцевых соединениях, трубах, оборудовании и других элементах и из-делиях трубопровода, отсутствуют признаки сдвига или деформации тру-бопровода и неподвижных опор.

8.13. Трубопроводы водяных сетей в закрытых системах теплоснабже-ния и конденсатопроводы должны быть, как правило, подвергнуты гидропневматической промывке.

Допускается гидравлическая промывка с повторным использованием промывочной воды путем пропуска ее через временные грязевики, устанавливаемые по ходу движения воды на концах подающего и обратного трубопроводов.

Промывка, как правило, должна производиться технической водой. Допускается промывка хозяйственно-питьевой водой с обоснованием в проекте производства работ.

8.14. Трубопроводы водяных сетей открытых систем теплоснабжения и сетей горячего водоснабжения необходимо промывать гидропневматическим способом водой питьевого качества до полного осветления промы-вочной воды. По окончании промывки трубопроводы должны быть про-дезинфицированы путем их заполнения водой с содержанием активного хлора в дозе 75-100 мг/л при времени контакта не менее 6 ч. Трубопро-воды диаметром до 200 мм и протяженностью до 1 км разрешается, по со-гласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы, хлорированию не подвергать и ограничиться промывкой водой, соответст-вующей требованиям ГОСТ 2874-82.

После промывки результаты лабораторного анализа проб промывной воды должны соответствовать требованиям ГОСТ 2874-82. О результатах промывки (дезинфекции) санитарно-эпидемиологической службой состав-ляется заключение.

8.15. Давление в трубопроводе при промывке должно быть не выше ра-бочего. Давление воздуха при гидропневматической промывке не должно превышать рабочее давление теплоносителя и быть не выше 0,6 МПа (6 кгс/см 2).

Скорости воды при гидравлической промывке должны быть не ниже расчетных скоростей теплоносителя, указанных в рабочих чертежах, а при гидропневматической - превышать расчетные не менее чем на 0,5 м/с.

8.16. Паропроводы должны быть продуты паром со сбросом в атмосфе-ру через специально установленные продувочные патрубки с запорной ар-матурой. Для прогрева паропровода перед продувкой должны быть открыты все пусковые дренажи. Скорость прогрева должна обеспечивать отсутст-вие гидравлических ударов в трубопроводе.

Скорости пара при продувке каждого участка должны быть не менее рабочих скоростей при расчетных параметрах теплоносителя.


Содержание

Монтаж трубопроводов

8.1 Согласно СНиП 3.05.04 напорные и безнапорные трубопроводы водоснабжения и канализации испытывают на прочность и плотность (герметичность) гидравлическим или пневматическим способом дважды (предварительное и окончательное).

8.2 Предварительное испытательное (избыточное) гидравлическое давление при испытании на прочность, выполняемое до засыпки траншеи и установки арматуры (гидрантов, предохранительных клапанов, вантузов), должно быть равно расчетному рабочему давлению, умноженному на коэффициент 1,5.

8.3 Окончательное испытательное гидравлическое давление при испытаниях на плотность, выполняемых после засыпки траншеи и завершения всех работ на данном участке трубопровода, но до установки гидрантов, предохранительных клапанов и вантузов, вместо которых на время испытания устанавливают заглушки, должно быть равно расчетному рабочему давлению, умноженному на коэффициент 1,3.

8.4 До проведения испытания напорных трубопроводов с раструбными соединениями с уплотнительными кольцами по торцам трубопровода и на отводах необходимо устраивать временные или постоянные упоры.

8.5 Предварительное гидравлическое испытание напорных трубопроводов следует производить в следующем порядке:

Трубопровод заполнить водой и выдержать без давления в течение 2 ч;

В трубопроводе создать испытательное давление и поддерживать его в течение 0,5 ч;

Испытательное давление снизить до расчетного и произвести осмотр трубопровода.

Выдержка трубопровода под рабочим давлением производится не менее 0,5 ч. Ввиду деформации оболочки трубопровода необходимо поддерживать в трубопроводе испытательное или рабочее давление подкачкой воды до полной стабилизации.

Трубопровод считается выдержавшим предварительное гидравлическое испытание, если под испытательным давлением не обнаружено разрывов труб или стыков и соединительных деталей, а под рабочим давлением не обнаружено видимых утечек воды.

8.6 Окончательное гидравлическое испытание на плотность проводится в следующем порядке:

В трубопроводе следует создать давление, равное расчетному рабочему давлению, и поддерживать его 2 ч; при падении давления на 0,02 МПа производится подкачка воды;

Давление поднимают до уровня испытательного за период не более 10 мин и поддерживают его в течение 2 ч.

Трубопровод считается выдержавшим окончательное гидравлическое испытание, если фактическая утечка воды из трубопровода при испытательном давлении не превышает значений, указанных в таблице 5.

Наружный диаметр труб, мм

Допустимая утечка, л/мин, для труб

с неразъемными (сварными, клеевыми) соединениями

с раструбными соединениями на уплотнительных кольцах

8.7 Гидравлические испытания самотечных канализационных сетей выполняют после завершения гидроизоляционных работ в колодцах в два этапа: без колодцев (предварительное) и совместно с колодцами (окончательное).

8.8 Окончательное испытание трубопровода канализации совместно с колодцами производят согласно СНиП 3.05.04.

8.9 Гидравлические испытания систем из полимерных материалов внутренних трубопроводов проводят при положительной температуре окружающей среды не ранее, чем через 24 ч после выполнения последнего сварного и клеевого соединения.

8.10 Гидравлические испытания систем внутренних водостоков осуществляют путем заполнения их водой на всю высоту стояков. Испытания проводят после наружного осмотра трубопроводов и устранения видимых дефектов. Гидравлическое испытание склеенных трубопроводов начинают не ранее, чем через 24 ч после выполнения последнего соединения. Система водостоков считается выдержавшей испытание, если по истечении 20 мин после ее наполнения при наружном осмотре трубопроводов не обнаружено течи или других дефектов и уровень воды в стояках не понизился.

8.11 Пневматические испытания трубопроводов, выполненных из полимерных материалов, производят при наземной и надземной их прокладке в следующих случаях: температура окружающего воздуха ниже 0 °С; применение воды недопустимо по техническим причинам; вода в необходимом для испытаний количестве отсутствует.

Порядок пневматических испытаний трубопроводов из полимерных материалов и требования безопасности при испытаниях устанавливаются проектом.

8.12 Предварительные и окончательные испытания самотечных канализационных сетей из труб большого диаметра допускается производить пневматическим способом. Предварительные испытания проводят до окончательной засыпки траншеи (сварные соединения грунтом не засыпают). Испытательное давление сжатого воздуха, равное 0,05 МПа, поддерживают в трубопроводе в течение 15 мин. При этом осматривают сварные, клеевые и другие стыки и выявляют неплотности по звуку просачивающегося воздуха, по пузырям, образующимся в местах утечки воздуха через стыковые соединения, покрытые мыльной эмульсией.

Окончательные испытания пневматическим способом проводят при уровне грунтовых вод над трубой в середине испытуемого трубопровода менее 2,5 м. Окончательным пневматическим испытаниям подвергают участки длиной 20-100 м, при этом перепад между наиболее высокой и низкой точками трубопровода не должен превышать 2,5 м. Пневматические испытания проводят через 48 ч после засыпки трубопровода. Испытательное избыточное давление сжатого воздуха указано в таблице 6.

Уровень грунтовых вод h

Испытательное давление, МПа

Перепад давления,

от оси трубопровода, м

избыточное начальное p

конечное p 1

p - p 1 , МПа

0 < h < 0,5

0,5 < h < 1

1 < h < 1,5

1,5 < h < 2

2 < h < 2,5

8.13 Приемку в эксплуатацию трубопроводов необходимо проводить, руководствуясь основными положениями СНиП 3.01.04, а также СНиП 3.05.04. При испытании трубопроводов водоснабжения и напорной канализации и сдаче их в эксплуатацию должны составляться:

Акты на скрытые работы (по основанию, опорам и строительным конструкциям на трубопроводах и т.д.);

Акты наружного осмотра трубопроводов и элементов (узлов, колодцев и т.д.);

Акты испытаний на прочность и плотность трубопроводов;

Акты на промывку и дезинфекцию водопроводов;

Установление соответствия выполненных работ проекту;

Акты входного контроля качества труб и соединительных деталей.

8.14 Кроме приемки скрытых работ и проверки актов испытания трубопроводов на плотность и наружного осмотра, приемка безнапорных трубопроводов должна сопровождаться проверкой прямолинейности, а также инструментальной проверкой лотков в колодцах.

При приемке внутренних водопроводов дополнительно производится проверка паспортов или сертификатов на полимерные трубы, соединительные детали и арматуру.