Русская матрёшка для детского сада. История, стихи, загадки

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
(Словарь русского языка. С.И.Ожегов)

Матрёшку вырезают из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций, прежде чем она станет готовой матрёшкой.
Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.

Русские матрешки очень разнообразны по форме и росписи в зависимости от своего места происхождения (региона России).

Сергиево-Посадские матрёшки

Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.
Роспись производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Семёновская матрёшка

Семеновская матрешка более стройная и вытянутая.
Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов.
Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо.
Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Ее верхняя часть, относительно тонкая, резко переходит в утолщённую нижнюю.
Семёновская матрёшка отличается от других матрешек тем, что она многоместная: состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.
Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.

Вятская матрешка

Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки мило и приветливо.
Матрёшку расписывали анилиновыми красителями и покрывали масляным лаком.







Матрёшка из Полховского Майдана

Своей формой полховская матрешка заметно отличается от сергиевских и семеновских матрешек: подчеркнуто вытянутые по вертикали фигурки с маленькой, жестко очерченной головкой. Также встречаются и примитивные одноместные фигурки–столбики, похожие на грибы.
Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. "Цветы с наводкой" – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, характерен пестрый декор – украшение при помощи отдельных мазков, "тычков" и точек.

Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором.

Гжель


















Хохломская росписью













Мезенская роспись






Дымковская


На сегодняшний день бренд "Матрешка" активно используется по всему миру. Дизайнеры разных стран предлагают различные стилистические решения, а также самые неожиданные варианты применения русской матрешке.












Полхов - майданская роспись

Полхов - майданская роспись значительно моложе Хохломской и Городецкой — ее особенности сложились в 20-х г. ХХ в.

Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек.

Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан.

Сначала игрушки и предметы быта вытачивают на деревообрабатывающих станках из липы или осины. Затем их покрывают жидким картофельным крахмалом, то есть шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером.

Затем черной тушью и ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости от нажима делает линию разной толщины, по сухой поверхности рисуют («наводят») контур рисунка.

После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Применяя технику «лессировок» — наложение чистых красок слоями одна на другую, и используя сочетания контрастных цветов (красный — зеленый, желтый — синий и т.п.) художники добиваются особой яркости росписи.

Полхов-майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками. Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую, ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть синей — получится ярко-зеленый цвет.

Основные сюжеты узоров — изображения птиц и животных, а также цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен:

Одна группа — детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки.

Другая группа изделий — традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, «поставки» — цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца.

Особенностью промысла является гармоничное соседство кустарного производства игрушки с фабричным. Мастера-кустари работают всей семьей. Мужчины, в мастерских расположенных рядом с домом, вытачивают изделия, женщины расписывают их. Дети также принимают участие в работе, они учатся у родителей основам токарного дела и росписи. Среди игрушек-сувениров большое место занимает полховско-майданская матрешка и декоративная токарная скульптура на темы русских народных сказок и сельской жизни.

Полхов-Майданская роспись

История возникновения Полхов-Майданской росписи

Село Полховский Майдан расположено на речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области. Вокруг только лес да овраги. Именно на эти земли в 1667 году после подавления восстания под руководством Степана Разина прибыли ссыльные, высланные по легенде с Дона за участие в крестьянской войне, они и стали основателями Полховского Майдана. "Майдан" - слово старинное, означает "сборище людей", а реку назвали "Полховка" потому что всполошные (ссыльные) люди на ней поселились. Вот и получается: сборище на Полховке - Полховский Майдан.

От названия села пошло и название знаменитого промысла - полховско-майданской росписи. При росписи деревянная основа покрывается жидким картофельным крахмалом, затем металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками - розовой, красной, зелёной, жёлтой, синей. Но может применяется и свободная кистевая роспись. Яркость росписи достигается с помощью техники "лессировок" (наложение чистых красок слоями одна на другую) и сочетания контрастных цветов (красный - зелёный, жёлтый - синий и т.д.). Основные элементы - цветы (роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись чаще всего представлена сельским пейзажем с речкой, домиками, мельницей на берегу, и обязательно рисуется небо.

Полхов-майданская роспись имеет недолгую, но довольно интересную историю развития. Возникла она в начале XX в., на базе токарного промысла, существовавшего здесь, по преданию, с конца XVIII века. Местные крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. Токарные изделия мастеров этого промысла обычно делят на два типа: Первый - это детские игрушки, матрешки, грибы, пасхальные яйца (шарики, пугачи, погремушки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки); Второй - это традиционная русская посуда и шкатулки (солонки, кубки, чаши, сахарницы, поставки, самовары, коробейки и коробочки). Все эти изделия щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. В них довольно слабо выражено утилитарное начало. Видимо, поэтому их прозвали «тарарушками» , что в народном понимании означает вещи несерьезные, для забавы.

Народные промыслы издавна были семейным занятием. Как правило, мужчины делали заготовки - так называемое "белье", а женщины расписывали готовые изделия.

Так вот, в каждой семье, где исстари занимались этим промыслом, утверждали, что именно их «бабушки-дедушки» первыми начали расписывать тарарушки, но ни первых игрушек, ни документов, где бы они упоминались - не было…

Точно известно, что в 1916 г. крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич привез в село выжигательный аппарат. На игрушках стали выжигать рисунки. С выжиги в 1926 году перешли на «разделку» масляными красками. С 1933 года роспись игрушек в Полховском Майдане стала производиться уже не масляными, а спиртовыми (анилиновыми) красками. Предметы, окрашенные анилиновыми красителями, приобретали необычайную яркость, были очень эффектны.

Пример полховцам, очевидно, подали понемногу и загорцы, и семеновцы, и мериновцы, перенес это искусство на местную почву не один человек. Кому-то приглянулись матрешки; другому удалось узнать о крахмальной подкладке и более удобных спиртовых красках; третий нарисовал цветок шиповника; четвертый добавил к нему «яблочко»; пятый взял с «пукетовых» лент набор цветов; шестой вспомнил старинные набойки и, упростив, стилизовал цветок, как делали это народные художники двести-триста лет назад.

Сюжеты Полхов-Майданской росписи

В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент.

Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.



В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики» - пейзаж с домиками, церковью, мельницей на берегу речки, деревья с огромными яблоками на ветках и почти обязательная розовая заря.



Основные приемы Полхов-Майданской росписи

Никаких шаблонов на полхов-майданском промысле не существует. Роспись наносят свободно, в отработанной мастерицами последовательности. Перед росписью изделие проходит специальную подготовку. Прежде всего его поверхность тщательно шлифуют, а после этого грунтуют крахмальным клейстером для того, чтобы водорастворимые краски не расплывались.

Основных красок всего четыре - синяя и зеленая , красная и желтая . Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом).

В окраске любого орнамента, будь то букеты, гирлянды из цветов или пейзаж, существует своя выверенная практикой очередность. Сначала на определенные участки, в том числе и на те, где будет красный или зеленый цвет, наносят самую светлую — желтую краску. Перекрывая ее ярко-красной или алой, получают интенсивный красный цвет, а накладывая сверху синюю, получают ярко-зеленый.

Роспись матрешек:

Лицо нарисовано условно и торопливо — смаху нанесены линии и точки глаз, прямыми росчерками обозначены брови и губы, закрученными спиральками — небрежные кудряшки волос, руки совсем не написаны, как бы спрятаны под фартук. И наряд их необычен: нет общепринятых очертаний платка со спускающимся углом сзади и завязанными под подбородком концами, нет привычных линий сарафана или юбки, спинка матрешки примерно на две трети высоты локально окрашена одним цветом — красным, алым, лазоревым или зеленым. Платок выделен другим по отношению к низу цветом, а на нем спереди в области лба нарисован трехлепестковый полуцветок — роза-дикуша. Роспись условного фартука заключена в овал, спускающийся от чуть сплюснутого лица. В овале на светло-золотистом фоне естественного цвета древесины написана веточка с крупным цветком-розой в вершине, ягодкой, листочками и мелкими цветочками — незабудками или маргаритками — по бокам.

Бесконтурная роспись

Сравнительно недавно на промысле Полхов-Майдана появилась бесконтурная роспись . В ней выработался своеобразный стиль.

Легкие, с небольшим завихрением, группами расходящиеся от центра лепестки-лучи делают цветок похожим на василек. В середине цветка тычком нанесены тычинки и сердцевинка. Небольшие яблочки написаны теми же мазками-лучами, только идущими от стебля и сходящимися в замкнутый круг.

Второй вариант написания яблока — это две дуги, идущие от стебля и сходящиеся в круг, а внутри них также от стебля, примерно до середины мотива, написаны короткие мазки того же цвета.

Колорит бесконтурной росписи тот же — на золотистой поверхности естественного цвета древесины пишут малиновые цветы с желтой сердцевинкой и черными тычинками, малиновые яблоки и черные тонкие веточки с ярко-зелеными или голубыми перистыми листьями-травками и черными мелкими ягодками.

Композиции бесконтурной росписи могут быть легкими с большими просветами фона и довольно плотными, в которых фона почти не видно, а вся поверхность заплетена узором, из цветов, плодов и пушистых веточек с ягодками.

Разновидность бесконтурной росписи — роспись «под масло» или «под нитро» . Здесь по цветному — зеленому или малиновому — фону, окрашенному анилиновыми красками, пишут тушью черные цветы и пушистые ветки, а после лакировки наносят белой или какой-нибудь светлой масляной краской или нитрокраской тычками ягодки и простые соцветия. Иногда роспись полностью выполняют масляной краской или нитрокраской.

Пейзажная роспись — «домики»

Сначала мастерица точными движениями наносит контуры домика, ствола и оголенных ветвей деревьев, берега реки и силуэты птиц на ее белой глади. И вот получается холодный зимний пейзаж, кажется, что к этому ничего не надо добавлять, настолько убедительно в своей законченности выглядит этот графический рисунок. Но по традиции промысла рисунок должен превратиться в изображение красочного радостного летнего вечера. Мастерица берет краски, и розовыми или голубыми становятся стены домика, белые лебеди плывут по синей речке, изумрудной муравой покрывается лужок, листьями, цветами или плодами — кусты и деревья, вспыхивает алое зарево вечерней зари. Природа как бы оживает, подвластная руке художницы. И нет среди написанных за день пейзажей двух одинаковых, похожих друг на друга, в каждом изображении что-то новое, отличное от предыдущего.

В середине 70-х годов в ассортимент изделий промысла стали вводить довольно крупные формы, что способствовало укрупнению орнамента и усложнению композиций. Большие яркие пятна цветов стали плотно заполнять центральную часть расписываемой поверхности, их окружали крупные бутоны и листья. Фона в росписи почти не было видно, все просветы между основными декоративными пятнами были заполнены мелкими цветочками и ягодками.

Элементы и композиции Полхов-Майданской росписи

Технология Полхов-Майданской росписи

Для полхов-майданского промысла характерно изготовление и роспись в основном декоративных предметов, которые редко имеют практическое предназначение. Это изделия, имеющие декоративную функцию. Прежде всего это матрешки, а также детские игрушки, комплекты посуды, шкатулки, деревянные яйца и т.п.

Эта роспись выполняется при помощи анилиновых красителей. Раньше на этом промысле изделия расписывались при помощи естественных красителей, которые готовились самими мастерами. Поскольку процесс приготовления этих красителей был трудоемким, им нашли замену.

Так как анилиновые красители обладают одним недостатком - они слишком быстро выгорают на свету, для росписи нередко используют синтетические красители - основные, кислотные, прямые, которыми также расписывают ткани.

При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно выполненному контуру, который наносят при помощи туши. Реже для росписи берут масляные краски или нитрокраски.

Перед работой изделие проходит подготовку, которая сводится к грунтованию. Грунтуют его трижды с использованием клейстера из крахмала. Сначала наносят клейстер, имеющий консистенцию сметаны, после чего изделие сушат в течение 15-16 часов. Затем клейстер, уже более жидкий, наносят во второй и третий раз, отводя на сушку после каждого грунтования примерно 4 часа. После этого можно приступать к росписи.

В процессе росписи нужно следить, чтобы пальцы как можно меньше прикасались к загрунтованной поверхности. Дело в том, что следы от прикосновений могут проступить после того, как изделие будет расписано. Для этого изделие лучше держать за дно.

Контур росписи наносится на сухое изделие без шаблонов. Поэтому для выполнения росписи нужен опыт. Контур наносят свободно.

Краски при росписи следует наносить в один слой, не допуская многократного движения кистью по одному и тому же месту. Для получения цвета путем наложения красок их наносят в такой последовательности: сначала изделие раскрашивают более светлыми цветами, затем - более темными. Так для получения зеленого цвета поверхность сначала покрывают желтой краской, а затем синей.

После росписи изделие сушат в естественных условиях в течение 8-12 часов, а затем лакируют. При этом лакировка производится также, как грунтовка - при помощи рук, которые обмазывают лаком. Лучше всего лакировать изделие масляным лаком. Вместо масляного лака используют также пентафталевые лаки, которые наносят посредством распыления. Лакируют изделие дважды. После первой лакировки изделие выдерживают 12 часов, после второй - 24 часа.

Роспись матрешки выполняется при помощи минимальных выразительных средств. Лицо матрешки рисуют очень схематично - нос изображают в виде двух точек, контур глаз и брови наносят тонкими линиями причем нижний и верхний контуры глаз по бокам не смыкаются. Губы у матрешки маленькие, по ширине не превышающие расстояние между точками ноздрей. На щеках обычно рисуют два небольших кружочка - румянец. Волосы также изображают очень схематично, в виде двух черных фрагментов, расположенных рядом с платком.

Спинку матрешки примерно на две трети окрашивают одним цветом. Руки изображают посредством полукругов, а кисти рук часто скрывают фартуком. На фартуке или платке рисуют цветы, чаще розы, листики и ягодки.

Для декорирования других деревянных изделий чаще всего используют розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками. Изделия с плоскими стенками украшают пейзажными зарисовками, которые могут представлять собой пейзажи с зарей на небе или маленькими домиками. При этом характерной чертой этой росписи является изображение домиков под кустиками, например земляничными, что придает росписи непосредственность.

Широко распространены и фигурные композиции. Они состоят из прямых и зигзагообразных линий, завитков, сцепленных в один ряд, точек. Иногда в фигурную роспись включают условные изображения листиков, ягод и цветов. Такую роспись обычно применяют при изготовлении чугунков, росписи сахарниц, пудрениц.

Цветастый платок повязан по-старинному, из-под него выбивается на лбу седая прядь, а синие глаза сверкают в отблесках пламени печи-голландки. Римма Васильевна, жительница нижегородского села Полховский Майдан, готовит воскресный обед. Поставив на стол глиняный котелок с дымящимся супом, пожилая женщина раздумчиво спрашивает: «Матрешкой живу почти пятьдесят лет, что же именно вам рассказать?» И сама Римма Васильевна, и убранство ее деревянной избы, как и все село, воплощают традиционный русский колорит. Полховский Майдан – одно из нескольких сел в нашей стране, существующих исключительно изготовлением матрешки. В каждой семье здесь точат, красят, лачат, отвозят готовых кукол на московские рынки или продают перекупщикам в Нижнем Новгороде. Трудолюбивые майданы (так называют себя сельчане) работают каждый день, кроме больших церковных праздников; лишь у нескольких семей есть огороды или домашний скот. В промтоварном магазине упаковки с гуашью и художественные кисти теснят мыло и зубную пасту.

Полховский Майдан стал одним из первых сел, где производство матрешки превратилось в масштабный промысел.
Просторная горница Риммы Васильевны, где по стенам развешаны старомодные ковры с оленями, забита объемными сумками с матрешками разных размеров. Каждая кукла упакована в отдельный мешок – чтобы при перевозке не повредился рисунок. По вторникам Римма Васильевна и еще несколько ее односельчан грузят матрешек в автобус и по ночной дороге отправляются в Москву, на Измайловский вернисаж, где ранним утром среды начинается торговля. Продавать в Измайлове – иностранцам и перекупщикам из других регионов – майданы ездят уже 20 лет. Такой уклад жизни сложился, когда после перестройки местная матрешечная фабрика работать перестала. Матрешечники к нему привыкли, но все понимают: долго так продолжаться не будет, скоро жизнь изменится. Ненаучные корни матрешки. Полховский Майдан интересен прежде всего тем, что стал одним из первых сел, где производство матрешки превратилось в масштабный промысел. История Полх-Майдана – это история самой матрешки. В 1920-е годы местные мастера-токари, работавшие по дереву, – с XVIII века здесь делали деревянную посуду и игрушки – узнали о прибыльной идее из соседнего села Семенова: там разукрашенная кукла-укладка уже была поставлена на поток. Семеновские токари, в свою очередь, привезли первую куклу из Сергиева Посада. В подмосковном городе статус матрешки был совершенно иной. Кукла была не просто детской игрушкой – новым направлением в искусстве, в котором экспериментировали художники, мечтавшие на рубеже XIX–XX веков возродить национальные традиции. Расписывать матрешку пробовали Врубель, Рерих и Васнецов. Теперь эти работы хранятся в Художественно-педагогическом музее игрушки в Сергиевом Посаде. Но кто был автором первой матрешки – пока не может точно определить ни один искусствовед. Некоторые версии о происхождении матрешки современные ученые и вовсе относят к мифам и легендам. Согласно самой правдоподобной из версий, матрешка была придумана по заказу московского мецената и коллекционера Анатолия Мамонтова, владельца художественной мастерской игрушек «Детское воспитание». Считается, что в 1896 году в одной из поездок в Европу, Мамонтов купил традиционную японскую куклу-укладку для своей коллекции и попросил художника Сергея Малютина сделать нечто подобное, только на русский манер. «Но чертежей или набросков работы Малютина не сохранилось, и уверенно утверждать его авторство мы не можем», – пояснила искусствовед и исследователь русской народной игрушки, директор Новгородского отделения Союза художников России Наталья Квач. Так или иначе, матрешка попала в Полх-Майдан. И здесь, как и в нескольких других селах Нижегородской губернии, начался период ее расцвета в 1920–1930-е годы. Потомственные токари, мужчины-полховцы быстро делали так называемое белье – вытачивали кукол из липы, – а женщины научились раскрашивать игрушки по московским образцам, позднее выработав свой собственный – полхов-майданский – стиль. В те времена, когда все игрушки были деревянными, матрешка быстро стала популярной: за одну цену можно было купить сразу пять или семь куколок. В 1930 году в Полховском Майдане была основана артель «Красная Заря» – теперь матрешкой торговали не отдельно, каждой семьей, а централизованно, всем селом. 90-летняя Мария Петровна Саянова, одна из немногих полховских старожилов, вспоминает: в 13 лет, как почти все местные дети, бросила школу и устроилась работать в артель. «Сначала помогала сестре с наводкой (наводка – контуры рисунка на матрешке, наносятся карандашом или чернилами), потом сама стала лучше сестры красить», – рассказывает Мария Петровна (мы разговариваем в заваленной современными матрешками комнате ее дочери Анны). В советское время матрешек продолжали производить в артели, но, несмотря на запреты, индивидуальное предпринимательство в Полховском Майдане не исчезло. На поездах и с мешками, полными матрешек, майданы путешествовали по всей стране. И почти везде на деревянных кукол был спрос, который окупал штрафы и аресты милиции. Как ни удивительно, именно эта, купленная с рук на рынке, а не фабричная матрешка из нижегородского села, стала, наравне с семеновской, символом России. Полх-майданскую матрешку всегда отличали яркость и простота исполнения. «Я помню, как в 1970 году с огромными рюкзаками за плечами мы с подругой приехали в Таллин, – вспоминает Римма Васильевна. – В семь утра мы приходили на рынок, и к полудню у нас раскупали все. Обычно милицию мы избегали, но однажды наши мешки с куклами сожгли. Случай был ужасно неприятный, конечно, но нас это все равно не останавливало». Матрешка оставалась неизменно популярной вплоть до 1980-х, когда деревянную игрушку начали понемногу вытеснять пластмассовые и резиновые. После перестройки матрешка поднялась на новой волне популярности за счет заграничного спроса. Сегодня в сельском колорите Полх-Майдана начали появляться черты современного города. Вместе со сваленными бревнами липы – только липа достаточна мягка для быстрой обработки – рядом со многими домами в селе стоят приличные иномарки. На крышах самих домов, некоторые из которых двухэтажные, громоздятся спутниковые тарелки. На кухне Риммы Васильевны с глиняной голландской печкой соседствует мультиварка. В целом, на фоне других российских сел и деревень, жизнь майданов можно назвать хорошей. Смешанная с сельской суеверностью, здесь царит атмосфера предприимчивости и деловитости, обычно несвойственная для нашей деревни. Ровная и широкая дорога, проложенная на главной улице, доказывает это лучше всего. Новое поколение матрешечников – те, кому сейчас от 35 до 60, – совмещает советское планирование и контроль с американской открытостью к новым направлениям в бизнесе – это слово здесь начали использовать в последние годы. Чтобы не конкурировать друг с другом, каждая семья в селе занимает узкую нишу в матрешечном промысле. На одном дворе здесь делают метровых 50-местных матрешек по индивидуальным заказам, на другом – матрешки-магниты и подставки под зубочистки для продажи мелким оптовикам, на третьем – точат матрешек-негритят для ИКЕA и других мебельных компаний. Некоторые майданы занимаются только бельем – вытачивают нераскрашенные полуфабрикаты и продают в другие семьи для доработки. Местный депутат – настоящая русская женщина Анна Саянова – делает традиционных матрешек в стиле, который искусствоведы называют а-ля рус. Двое ее сыновей – сейчас им 25 и 30 лет – точат белье в мастерской во дворе, Анна с невесткой гуашью наносят рисунок и покрывают его лаком. Как и другие депутаты, помимо основной работы Саянова отвечает за «порядок» на нескольких улицах села. Узнав, что где-то назревает развод или разлад среди родственников, Анна приходит туда «беседовать». Матрешка – семейное дело; если человек остается один, в Полх-Майдане это считают трагедией. Зарабатывать на жизнь чем-то еще, кроме матрешки, майданы не привыкли. Взрослых людей с образованием выше школьного во всем селе наберется не больше десятка. Среди них – 75-летняя библиотекарь сельской школы. Проработав в Полх-Майдане почти 50 лет и выйдя на пенсию, Тамара Александровна так и не привыкла к тому, что сельчане ничего не читают. Анна Саянова, познакомившая меня с библиотекарем, признается, что хочет, чтобы ее маленькие внуки получили образование и перестали заниматься «этим тяжким трудом». По словам Анны, денег матрешка приносит все меньше и меньше, а времени и труда на ее изготовление уходит по-прежнему много. Между тем, в доме Анны любовь к матрешке заметна буквально с порога. Квадратный двор покрыт липовыми опилками, на них с комфортом устроился дворовый пес. На лестнице в сенях засохли пятна гуаши, на полу разбросаны бракованные детали матрешек и уже не пригодные для работы кисти. На холодильнике в горнице выстроились раскрашенные под матрешек деревянные бутылки для кагора, а на полке у изголовья кровати Саянова хранит самых ценных – коллекционных, наилучших – кукол. Их она покупает у других матрешечников из Кирова и Архангельска на Измайловском вернисаже, чтобы потом оттачивать по образцам свое мастерство. Матрешечное изобилие уже поражает, но хозяйка не останавливается: Анна достает из кармана ключ и ведет меня к запертой комнате. Натыкаясь на что-то, дверь застревает, но в конце концов неохотно поддается, и мне открывается матрешечная страна. «Это мое кукольное логово», – смеется Саянова. Полки, диван, кресла и стулья, расположенные по периметру комнаты, – все занято матрешками, которые явно не умещаются в тесном пространстве. Не поместившиеся кучами свалены на полу, периодически какая-нибудь непослушная куколка перекатывается от одной кучи к другой. Посередине комнаты стоит стол, на нем – в ряд выстроены свежепокрашенные куклы: им сохнуть не меньше двух дней. Пробираюсь через матрешечный лабиринт на цыпочках, чтобы добраться до свободного уголка дивана. С верхней полки шкафа в сантиметре от моей головы падает толстая матрешка. Хозяйка поднимает ее со словами: «Смотри, какая красивая, я никому ее не продам!». На раскраску матрешек женщины Полховского Майдана тратят больше времени, чем их мужья на вытачивание куколок. Сначала белье покрывают слоем крахмалистого клея, который хорошо удерживает гуашь. Потом наносятся контуры рисунка, первым расписывается лицо куклы. Остальную часть матрешки здешние мастерицы раскрашивают быстро, по отработанной схеме. Разный фон головы и туловища, крупные цветы или ягоды на переднике и отдельные мазки кисточкой, горошины или завитушки на платке. Получается яркая кукла а-ля рус. В прошлом полх-майданских матрешек отличали темные завитки кудрявых волос и цветы с четырьмя лепестками. Теперь эти черты ушли, а из характерных признаков осталась только глубина цвета, которая достигается послойным нанесением краски. Так, чтобы нарисовать зеленые цветы, Анна Саянова делает их синими и сразу же покрывает желтым. Времени на художественную роспись кукол у майданов обычно нет – заказчики из Нижнего Новгорода и Москвы требуют высокой производительности. Работы нескольких талантливых мастериц, которые предпочитают более тонкую роспись, стоят в три-пять раз дороже, но торговать ими невыгодно из-за низкой окупаемости. «Ценители искусной и дорогой работы встречаются редко, обычно людям нужен просто сувенир, – говорит Анна. – Зато токари у нас самые искусные». И приглашает меня к своему брату – Валерию Сентюреву, который считается одним из лучших мастеров в селе. В доме у Валерия Сентюрева или, «по-улишному», Рыжова – здесь у каждого жителя есть неофициальная вторая фамилия, – раскрашивают маленьких кукол жена и 18-летняя дочь. Мария учится на заочном отделении в одном из нижегородских институтов и заниматься матрешкой после учебы не планирует. Валерий проводит меня в мастерскую, через задний двор, где расположена конюшня. Сентюрев – единственный токарь в Полховском Майдане, кто ездит в лес за дровами по старинке – на лошади. Другие семьи делают это на машинах или покупают уже готовые бревна у перекупщиков. В мастерской на станке Валерий меньше чем за минуту вытачивает 10-сантиметровую куколку (здесь, когда делают матрешку, начинают с самых маленьких). Признаками мастерства считаются тонкие стенки и гладко отполированное нутро игрушки. Сейчас у Валерия Сентюрева есть наемный работник, и дела идут неплохо, но в будущее он смотрит без оптимизма. «Я считаю, что промысел умирает, становится невыгодным, – говорит Валерий. – Сейчас пластмассовые игрушки стали дешевле и интереснее, матрешки детям не нужны, и с каждым годом покупателей все меньше. Покупка сувениров сейчас тоже идет на спад – в других странах уже пресытились нашей матрешкой. Я не хочу, чтобы моя дочь занималась этим всю жизнь, хорошо, что она поступила в институт». Увы, большинство взрослых жителей Полх-Майдана разделяют мнение Валерия. Спрос на деревянную игрушку падает, и матрешка становится тем, чем и была изначально, – раритетным предметом искусства. «Сейчас городская культура по всему миру вытесняет сельскую, – говорит искусствовед Наталья Квач. – Это происходит не только с матрешкой, и с этим нельзя ничего поделать. Народные промыслы потихоньку вымирают и становятся дорогим увлечением». В средней школе Полховского Майдана, куда я зашла в конце своей поездки, ребята помладше на вопрос, кем собираются стать, радостно отвечают, что хотят точить и раскрашивать кукол, но подростки, напротив, настроены уезжать из села в города или же основывать здесь другой, более прибыльный бизнес. «Почти все наши дети сейчас поступают в вузы или техникумы, – говорит местный учитель математики. – Мы настаиваем, чтобы они учились». Несмотря на теплый прием, из Полховского Майдана я уезжаю с грустью: печально осознавать, что уже через 10–15 лет культура матрешечников исчезнет навсегда, а это маленькое самобытное село превратится в очередной безликий поселок. P.S. На Измайловском вернисаже в холодный майский день я пробираюсь через ряды павлопосадских платков, томской бересты и калининградского янтаря к прилавкам матрешечников. Торговля здесь идет бойко, несмот-ря на совсем не майский холод и выпавший неожиданно снег. Уже различая семеновских и кировских матрешек, я останавливаюсь перед рядами полх-майданских, чтобы посмотреть, как торгуют знакомые. Стандартных поговорок, про которые рассказывали в селе, не слышно: неулыбчивые продавщицы молчат, недовольно отряхивая товар от снега. За три минуты майданские матрешки-пятерки (с пятью куколками) покупают индиец и англичанин. Вот мимо меня проходят несколько китайских туристов и один из них спрашивает по-английски: «Какая матрешка самая русская, можете нам помочь?». Я знаю, что роспись семеновских мастериц искуснее, но мне хочется помочь знакомым: «Там, яркие, с большими цветами», – отвечаю я, а в голове мелькает: хотя матрешечный промысел и обречен, придумали матрешку точно не зря. Постояв еще немного, иду к выходу, последний раз взглянув на мокрый от быстро тающего – майского все-таки – снега листок, прикнопленный к прилавку. На нем читаю: From Russia with love – «Из России – с любовью».

Полхов-Майданская роспись

(Полхов-Майдан)

История возникновения Полхов-Майданской росписи

Село Полховский Майдан расположено на речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области. Вокруг только лес да овраги. Именно на эти земли в 1667 году после подавления восстания под руководством Степана Разина прибыли ссыльные, высланные по легенде с Дона за участие в крестьянской войне, они и стали основателями Полховского Майдана. "Майдан" – слово старинное, означает "место собраний, сходов у казаков; станичный круг", а реку назвали "Полховка" (полыхать, гореть) потому что переселенцам приходилось расчищать берега под пашню, выжигая заросли и бурьян. Вот и получился – Полховский Майдан.

От названия села пошло и название знаменитого промысла – полховско-майданской росписи. При росписи деревянная основа покрывается жидким картофельным крахмалом, затем металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками – розовой, красной, зелёной, жёлтой, синей. Но может применяется и свободная кистевая роспись . Яркость росписи достигается с помощью техники "лессировок" (наложение чистых красок слоями одна на другую) и сочетания контрастных цветов (красный – зелёный, жёлтый – синий и т.д.). Основные элементы – цветы (роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись чаще всего представлена сельским пейзажем с речкой, домиками, мельницей на берегу, и обязательно рисуется небо.

Полхов-майданская роспись имеет недолгую, но довольно интересную историю развития. Возникла она в начале XX в., на базе токарного промысла, существовавшего здесь, по преданию, с конца XVIII века. Местные крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. Токарные изделия мастеров этого промысла обычно делят на два типа: Первый - это детские игрушки, матрешки, грибы, пасхальные яйца (шарики, пугачи, погремушки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки); Второй - это традиционная русская посуда и шкатулки (солонки, кубки, чаши, сахарницы, поставки, самовары, коробейки и коробочки). Все эти изделия щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. В них довольно слабо выражено утилитарное начало. Видимо, поэтому их прозвали «тарарушками» , что в народном понимании означает вещи несерьезные, для забавы.

Народные промыслы издавна были семейным занятием. Как правило, мужчины делали заготовки - так называемое "белье", а женщины расписывали готовые изделия.

Так вот, в каждой семье, где исстари занимались этим промыслом, утверждали, что именно их «бабушки-дедушки» первыми начали расписывать тарарушки, но ни первых игрушек, ни документов, где бы они упоминались – не было…

Точно известно, что в 1916 г. крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич привез в село выжигательный аппарат. На игрушках стали выжигать рисунки. С выжиги в 1926 году перешли на «разделку» масляными красками. С 1933 года роспись игрушек в Полховском Майдане стала производиться уже не масляными, а спиртовыми (анилиновыми) красками. Предметы, окрашенные анилиновыми красителями, приобретали необычайную яркость, были очень эффектны.

Пример полховцам, очевидно, подали понемногу и загорцы, и семеновцы, и мериновцы, перенес это искусство на местную почву не один человек. Кому-то приглянулись матрешки; другому удалось узнать о крахмальной подкладке и более удобных спиртовых красках; третий нарисовал цветок шиповника; четвертый добавил к нему «яблочко»; пятый взял с «пукетовых» лент набор цветов; шестой вспомнил старинные набойки и, упростив, стилизовал цветок, как делали это народные художники двести-триста лет назад.

Сюжеты Полхов-Майданской росписи

В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент.

Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.

В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики» - пейзаж с домиками, церковью, мельницей на берегу речки, деревья с огромными яблоками на ветках и почти обязательная розовая заря.

Основные приемы Полхов-Майданской росписи

Никаких шаблонов на полхов-майданском промысле не существует. Роспись наносят свободно, в отработанной мастерицами последовательности. Перед росписью изделие проходит специальную подготовку. Прежде всего его поверхность тщательно шлифуют, а после этого грунтуют крахмальным клейстером для того, чтобы водорастворимые краски не расплывались.

Основных красок всего четыре - синяя и зеленая , красная и желтая . Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом).

В окраске любого орнамента, будь то букеты, гирлянды из цветов или пейзаж, существует своя выверенная практикой очередность. Сначала на определенные участки, в том числе и на те, где будет красный или зеленый цвет, наносят самую светлую - желтую краску. Перекрывая ее ярко-красной или алой, получают интенсивный красный цвет, а накладывая сверху синюю, получают ярко-зеленый.

Роспись матрешек:

Лицо нарисовано условно и торопливо - смаху нанесены линии и точки глаз, прямыми росчерками обозначены брови и губы, закрученными спиральками - небрежные кудряшки волос, руки совсем не написаны, как бы спрятаны под фартук. И наряд их необычен: нет общепринятых очертаний платка со спускающимся углом сзади и завязанными под подбородком концами, нет привычных линий сарафана или юбки, спинка матрешки примерно на две трети высоты локально окрашена одним цветом - красным, алым, лазоревым или зеленым. Платок выделен другим по отношению к низу цветом, а на нем спереди в области лба нарисован трехлепестковый полуцветок - роза-дикуша. Роспись условного фартука заключена в овал, спускающийся от чуть сплюснутого лица. В овале на светло-золотистом фоне естественного цвета древесины написана веточка с крупным цветком-розой в вершине, ягодкой, листочками и мелкими цветочками - незабудками или маргаритками - по бокам.

Бесконтурная роспись

Сравнительно недавно на промысле Полхов-Майдана появилась бесконтурная роспись . В ней выработался своеобразный стиль.

Легкие, с небольшим завихрением, группами расходящиеся от центра лепестки-лучи делают цветок похожим на василек. В середине цветка тычком нанесены тычинки и сердцевинка. Небольшие яблочки написаны теми же мазками-лучами, только идущими от стебля и сходящимися в замкнутый круг.

Второй вариант написания яблока - это две дуги, идущие от стебля и сходящиеся в круг, а внутри них также от стебля, примерно до середины мотива, написаны короткие мазки того же цвета.

Колорит бесконтурной росписи тот же - на золотистой поверхности естественного цвета древесины пишут малиновые цветы с желтой сердцевинкой и черными тычинками, малиновые яблоки и черные тонкие веточки с ярко-зелеными или голубыми перистыми листьями-травками и черными мелкими ягодками.

Композиции бесконтурной росписи могут быть легкими с большими просветами фона и довольно плотными, в которых фона почти не видно, а вся поверхность заплетена узором, из цветов, плодов и пушистых веточек с ягодками.

Разновидность бесконтурной росписи - роспись «под масло» или «под нитро» . Здесь по цветному - зеленому или малиновому - фону, окрашенному анилиновыми красками, пишут тушью черные цветы и пушистые ветки, а после лакировки наносят белой или какой-нибудь светлой масляной краской или нитрокраской тычками ягодки и простые соцветия. Иногда роспись полностью выполняют масляной краской или нитрокраской.

Пейзажная роспись - «домики»

Сначала мастерица точными движениями наносит контуры домика, ствола и оголенных ветвей деревьев, берега реки и силуэты птиц на ее белой глади. И вот получается холодный зимний пейзаж, кажется, что к этому ничего не надо добавлять, настолько убедительно в своей законченности выглядит этот графический рисунок. Но по традиции промысла рисунок должен превратиться в изображение красочного радостного летнего вечера. Мастерица берет краски, и розовыми или голубыми становятся стены домика, белые лебеди плывут по синей речке, изумрудной муравой покрывается лужок, листьями, цветами или плодами - кусты и деревья, вспыхивает алое зарево вечерней зари. Природа как бы оживает, подвластная руке художницы. И нет среди написанных за день пейзажей двух одинаковых, похожих друг на друга, в каждом изображении что-то новое, отличное от предыдущего.

В середине 70-х годов в ассортимент изделий промысла стали вводить довольно крупные формы, что способствовало укрупнению орнамента и усложнению композиций. Большие яркие пятна цветов стали плотно заполнять центральную часть расписываемой поверхности, их окружали крупные бутоны и листья. Фона в росписи почти не было видно, все просветы между основными декоративными пятнами были заполнены мелкими цветочками и ягодками.

Элементы и композиции Полхов-Майданской росписи


Цветы

Сложный цветок

Бутоны

Фрукты

Ягодки

Фрукты и ягоды

Букеты

Технология Полхов-Майданской росписи

Для полхов-майданского промысла характерно изготовление и роспись в основном декоративных предметов, которые редко имеют практическое предназначение. Это изделия, имеющие декоративную функцию. Прежде всего это матрешки, а также детские игрушки, комплекты посуды, шкатулки, деревянные яйца и т.п.

Эта роспись выполняется при помощи анилиновых красителей. Раньше на этом промысле изделия расписывались при помощи естественных красителей, которые готовились самими мастерами. Поскольку процесс приготовления этих красителей был трудоемким, им нашли замену.

Так как анилиновые красители обладают одним недостатком - они слишком быстро выгорают на свету, для росписи нередко используют синтетические красители - основные, кислотные, прямые, которыми также расписывают ткани.

При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно выполненному контуру, который наносят при помощи туши. Реже для росписи берут масляные краски или нитрокраски.

Перед работой изделие проходит подготовку, которая сводится к грунтованию. Грунтуют его трижды с использованием клейстера из крахмала. Сначала наносят клейстер, имеющий консистенцию сметаны, после чего изделие сушат в течение 15-16 часов. Затем клейстер, уже более жидкий, наносят во второй и третий раз, отводя на сушку после каждого грунтования примерно 4 часа. После этого можно приступать к росписи.

В процессе росписи нужно следить, чтобы пальцы как можно меньше прикасались к загрунтованной поверхности. Дело в том, что следы от прикосновений могут проступить после того, как изделие будет расписано. Для этого изделие лучше держать за дно.

Контур росписи наносится на сухое изделие без шаблонов. Поэтому для выполнения росписи нужен опыт. Контур наносят свободно.

Краски при росписи следует наносить в один слой, не допуская многократного движения кистью по одному и тому же месту. Для получения цвета путем наложения красок их наносят в такой последовательности: сначала изделие раскрашивают более светлыми цветами, затем - более темными. Так для получения зеленого цвета поверхность сначала покрывают желтой краской, а затем синей.

После росписи изделие сушат в естественных условиях в течение 8-12 часов, а затем лакируют. При этом лакировка производится также, как грунтовка - при помощи рук, которые обмазывают лаком. Лучше всего лакировать изделие масляным лаком. Вместо масляного лака используют также пентафталевые лаки, которые наносят посредством распыления. Лакируют изделие дважды. После первой лакировки изделие выдерживают 12 часов, после второй - 24 часа.

Роспись матрешки выполняется при помощи минимальных выразительных средств. Лицо матрешки рисуют очень схематично - нос изображают в виде двух точек, контур глаз и брови наносят тонкими линиями причем нижний и верхний контуры глаз по бокам не смыкаются. Губы у матрешки маленькие, по ширине не превышающие расстояние между точками ноздрей. На щеках обычно рисуют два небольших кружочка - румянец. Волосы также изображают очень схематично, в виде двух черных фрагментов, расположенных рядом с платком.

Спинку матрешки примерно на две трети окрашивают одним цветом. Руки изображают посредством полукругов, а кисти рук часто скрывают фартуком. На фартуке или платке рисуют цветы, чаще розы, листики и ягодки.

Для декорирования других деревянных изделий чаще всего используют розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками. Изделия с плоскими стенками украшают пейзажными зарисовками, которые могут представлять собой пейзажи с зарей на небе или маленькими домиками. При этом характерной чертой этой росписи является изображение домиков под кустиками, например земляничными, что придает росписи непосредственность.

Широко распространены и фигурные композиции. Они состоят из прямых и зигзагообразных линий, завитков, сцепленных в один ряд, точек. Иногда в фигурную роспись включают условные изображения листиков, ягод и цветов. Такую роспись обычно применяют при изготовлении чугунков, росписи сахарниц, пудрениц.