Обоснование расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов. Обеспеченность торговыми площадями Расчетнормативов минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов

По оценкам специалистов на тысячу россиян на данный момент приходится примерно 500 квадратных метров торговой площади при норме 1200 квадратных метров – это самый низкий показатель в Европе после Украины. 5

В ******* области работает 21 200 объектов торговли, из них 17 056 - стационарные. В структуре стационарной сети 157 торговых центров и комплексов, 16 899 магазинов. Общая торговая площадь составляет 2 695,2 тыс. кв. м. Объем торговых площадей увеличился на 187,7 тыс. кв. м.

Обеспеченность торговыми площадями за 2009 год в ******* области увеличилась с 570 до 613 кв. м на 1 тыс. жителей.

В областном центре этот показатель вплотную приблизился к цифре 900–990 квадратных метров торговой площади на тысячу человек.

Таким образом, показатель обеспеченности городов области торговыми площадями значительно ниже, чем в областном центре и составляет 469 метров на тысячу человек.

******* край отстает от соседних регионов по наличию качественных торговых площадей, в 2007 год уровень обеспеченности населения торговыми площадями всех категорий в городе Перми составлял 452,8 кв.м. на 1000 жителей. Это выше социальной нормы в 260 кв.м. на 1000 жителей, но ниже чем в соседних регионах и существенно ниже европейских стандартов – 1000 кв.м. на 1000 жителей.

В 2008 году правительством области запущен проект «Торговые площадки. Развитие логистического кластера и качественных торговых площадей в ******* крае». По задумке властей он должен обеспечить регион качественными торговыми площадями. Они, в свою очередь, создадут все условия для удовлетворения покупательского спроса жителей и гостей ****** края, развития рынка розничной торговли и сферы услуг, создания условий для формирования конкурентной среды, увеличения инвестиций в торговлю и смежные отрасли. Также этот проект помогает приблизить торговую и логистическую инфраструктуру края к европейского уровню.

      1. Государственное регулирование отрасли

В условиях кризиса стабилизировать ситуацию в торговой отрасли помогло участие Правительства РФ, в том числе представителей Минпромторга России, в диалоге предприятий торговли с банковским сектором.

Министерство промышленности и торговли РФ, как профильное ведомство, комплексно подошло к развитию торговой отрасли в России.

В апреле 2009 г. Правительство РФ утвердило подготовленную Мипромторгом России и другими заинтересованными ведомствами программу мер по развитию торговли, основными мероприятиями которой были определены принятие закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и разработка Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010–2015 гг.

Призванный обеспечить нормативно-правовое регулирование отрасли закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» затрагивает семь основных сфер:

    обеспечение единого экономического пространства на всей территории страны;

    разграничение полномочий между органами власти;

    устранение административных барьеров в торговле;

    коррекция усложнившихся взаимоотношений между отечественными производителями продовольственных товаров и организациями торговли с целью формирования добросовестных, соответствующих рыночным условиям торговых практик;

    развитие современной торговой инфраструктуры в Российской Федерации;

    поддержка малого предпринимательства;

    содействие развитию товарного производства.

Одним из основных направлений развития отрасли является расширение разнообразия форм и форматов торговой деятельности, что позволит поддерживать высокий уровень конкуренции, будет способствовать обеспечению географической и ценовой доступности товаров для населения.

Закон о торговле был одобрен 25 декабря закон Советом Федерации. Документ вступает в силу с 1 февраля 2010 года.

Закон вводит ограничения для отсрочки по оплате поставщикам в зависимости от категории продуктов: 10 дней - для продуктов с десятидневным сроком годности, 30 дней - для продуктов с 30-дневным сроком и 45 дней - для всех остальных продуктов, включая произведенную в России алкогольную продукцию.

Согласно закону, ритейлерам запрещается включать в договор поставок любые вознаграждения от поставщиков кроме объемной скидки в размере максимум 10% от закупочной цены товара.

Кроме того, закон содержит антимонопольную поправку, запрещающую рост сетей в регионах, где они заняли свыше 25% розничного рынка, начинает действовать с 1 февраля в субъектах Федерации, а с 1 июля - в муниципальных районах и городских округах.

Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 291 “Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 754”

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов местного значения - согласно ;

нормативов минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов - согласно .

Приложение № 1
к расчета нормативов
минимальной обеспеченности населения
площадью торговых объектов

Расчет
нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов

1. Норматив минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью стационарных торговых объектов () рассчитывается по формуле:

Норматив минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров (кв. м на 1000 человек);

Норматив минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров (кв. м на 1000 человек).

2. Норматив минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров (), рассчитывается по формуле:

Базовый показатель минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров, принимаемый равным 202 кв. м на 1000 человек;

Коэффициент региональной коррекции норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров.

3. Норматив минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров (), рассчитывается по формуле:

Базовый показатель минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров, принимаемый равным 387 кв. м на 1000 человек;

Коэффициент региональной коррекции норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров.

4. Коэффициент региональной коррекции норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров (), рассчитывается по формуле:

t - год, предшествующий году, в котором производится перерасчет норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов;

Расходы населения на покупку товаров в субъекте Российской Федерации в году t (рублей) (по данным балансов денежных доходов и расходов населения, публикуемых органами статистики);

Расходы населения на покупку товаров в субъекте Российской Федерации в 2015 году (рублей) (по данным балансов денежных доходов и расходов населения, публикуемых органами статистики);

Индекс темпов роста потребительских цен на товары в субъекте Российской Федерации за период с 2015 года до года t (по данным органов статистики);

Объем всех продовольственных товаров, реализованных населению в границах муниципального образования (в расчете на душу населения) в году t (рублей);

Объем всех продовольственных товаров, реализованных населению в Российской Федерации (в расчете на душу населения) в году t (рублей);

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг по Российской Федерации в декабре года t (рублей) (по данным органов статистики);

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование, в декабре года t (рублей) (по данным органов статистики);

Доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование, в году t (по данным органов статистики);

Доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли Российской Федерации в году t (по данным органов статистики).

5. Коэффициент региональной коррекции норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров (), рассчитывается по формуле:

Объем всех непродовольственных товаров, реализованных населению в границах муниципального образования (в расчете на душу населения) в году t (рублей);

Объем всех непродовольственных товаров, реализованных населению в Российской Федерации (в расчете на душу населения) в году t (рублей).

6. Объем всех продовольственных товаров, реализованных населению в границах муниципального образования (в расчете на душу населения) в году t (), рассчитывается по формуле:

,

Объем всех продовольственных товаров, реализованных населению в границах муниципального образования (в денежном выражении) за финансовый год t (рублей) (по данным органов статистики);

Численность населения муниципального образования в году t (человек) (по данным органов статистики).

7. Объем всех продовольственных товаров, реализованных населению в Российской Федерации (в расчете на душу населения) в году t (), рассчитывается по формуле:

,

Объем всех продовольственных товаров, реализованных населению в Российской Федерации (в денежном выражении) за финансовый год t (рублей) (по данным органов статистики);

Численность населения Российской Федерации в году t (человек) (по данным органов статистики).

8. Объем всех непродовольственных товаров, реализованных населению в границах муниципального образования (в расчете на душу населения) в году t (), рассчитывается по формуле:

Удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в структуре оборота розничной торговли в субъекте Российской Федерации в году t (по данным органов статистики);

Удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли в субъекте Российской Федерации в году t (по данным органов статистики).

9. Объем всех непродовольственных товаров, реализованных населению в Российской Федерации (в расчете на душу населения) в году t (), рассчитывается по формуле:

Удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в структуре оборота розничной торговли в Российской Федерации в году t (по данным органов статистики);

Удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли в Российской Федерации в году t (по данным органов статистики).

10. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов () рассчитывается по формуле:

Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров (кв. м на 1000 человек);

Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров (кв. м на 1000 человек).

11. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров (), рассчитывается по формуле:

,

где - среднегодовая численность постоянного населения субъекта Российской Федерации в году t (человек) (по данным органов статистики).

12. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров (), рассчитывается по формуле:

.

Приложение № 2
к расчета нормативов
минимальной обеспеченности населения
площадью торговых объектов

Расчет
норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов местного значения

1. Норматив минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью торговых объектов местного значения () рассчитывается по формуле:

Площадь земельных участков, отнесенных к жилым и общественно-деловым зонам, расположенных на территории городских населенных пунктов муниципального образования (кв. км);

Радиус зоны торгового обслуживания для городских населенных пунктов, принимаемый равным 0,25 км;

Минимальное количество торговых объектов местного значения, расположенных в пределах зоны торгового обслуживания для городских населенных пунктов муниципального образования (единиц);

Площадь земельных участков, отнесенных к жилым и общественно-деловым зонам, расположенных на территории сельских населенных пунктов муниципального образования (кв. км);

Радиус зоны торгового обслуживания для сельских населенных пунктов, принимаемый равным 0,5 км;

Минимальное количество торговых объектов местного значения, расположенных в пределах зоны торгового обслуживания для сельских населенных пунктов муниципального образования (единиц).

2. Минимальное количество торговых объектов местного значения, расположенных в пределах зоны торгового обслуживания для городских (сельских) населенных пунктов муниципального образования ( (), составляет:

при плотности населения, проживающего на территории жилой и общественно-деловой застройки городских (сельских) населенных пунктов муниципального образования, до 5000 человек на кв. км - 2 торговых объекта местного значения;

при плотности населения, проживающего на территории жилой и общественно-деловой застройки городских (сельских) населенных пунктов муниципального образования, от 5000 до 10000 человек на кв. км - 4 торговых объекта местного значения;

при плотности населения, проживающего на территории жилой и общественно-деловой застройки городских (сельских) населенных пунктов муниципального образования, от 10000 до 15000 человек на кв. км - 6 торговых объектов местного значения;

при плотности населения, проживающего на территории жилой и общественно-деловой застройки городских (сельских) населенных пунктов муниципального образования, свыше 15000 человек на кв. км - 8 торговых объектов местного значения.

3. Плотность населения, проживающего на территории жилой и общественно-деловой застройки городских населенных пунктов муниципального образования (), рассчитывается по формуле:

где - среднегодовая численность постоянного населения, проживающего в городских населенных пунктах муниципального образования (человек).

4. Плотность населения, проживающего на территории жилой и общественно-деловой застройки сельских населенных пунктов муниципального образования (), рассчитывается по формуле:

где - среднегодовая численность постоянного населения, проживающего в сельских населенных пунктах муниципального образования (человек).

5. В настоящем документе:

а) под торговыми объектами местного значения понимаются магазины и торговые павильоны по продаже продовольственных товаров и товаров смешанного ассортимента с площадью торгового объекта до 300 кв. м включительно, кроме магазинов и торговых павильонов, размещаемых в крупных торговых центрах (комплексах);

б) под крупными торговыми центрами (комплексами) понимаются торговые центры (комплексы) с торговой площадью:

более 5000 кв. м - в муниципальных образованиях с численностью населения более 500000 человек и во внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения;

более 3000 кв. м - в муниципальных образованиях с численностью населения от 100000 до 500000 человек;

более 1500 кв. м - в муниципальных образованиях с численностью населения до 100000 человек.

Приложение № 3
к расчета нормативов
минимальной обеспеченности населения
площадью торговых объектов

Расчет
нормативов минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов

1. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции () рассчитывается по формуле:

,

Базовый показатель минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции (количество торговых объектов на 10000 человек), принимаемый равным 9;

Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов (рассчитывается по , предусмотренной приложением № 1 к методике расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов);

Фактическая обеспеченность населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов;

Коэффициент региональной коррекции, устанавливаемый органами государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом того, что (для городов федерального значения ).

2. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) торговыми павильонами и киосками по продаже продукции общественного питания () рассчитывается по формуле:

,

где - базовый показатель минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже продукции общественного питания (количество торговых объектов на 1000 человек), принимаемый равным 1.

3. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции () рассчитывается по формуле:

,

где - базовый показатель минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции (количество торговых объектов на 1000 человек), который принимается равным 1,7.

4. Нормативы минимальной обеспеченности населения нестационарными торговыми объектами не устанавливаются для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Обзор документа

Заново утверждены Правила установления регионами нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методика расчета таких нормативов.

По новым правилам нормативы устанавливаются в отношении стационарных торговых объектов, торговых объектов местного значения, нестационарных торговых объектов (ранее норматив был единым).

Для стационарных и нестационарных объектов они определяются в отношении каждого региона и входящих в его состав муниципальных районов и городских округов, за исключением городов федерального значения, в отношении которых нормативы устанавливаются в целом.

Для объектов местного значения нормативы определяются в отношении каждого городского округа, поселения, а также в отношении входящего в состав города федерального значения внутригородского муниципального образования.

Прежние правила и методика признаны утратившими силу.

10 Ноября 2016 г.

Моллы.Ru публикуют материал, посвященный самым насыщенным торговыми центрами городам России.

За последние пять лет российский рынок качественных торговых центров пополнился более чем на 7 млн квадратных метров площадей. Более трети нового строительства в последние три года обеспечивается благодаря московскому рынку. Вместе с тем, основной объем нового предложения в 2017-2018 годах будет сформирован за счет растущих региональных рынков.

Многие крупные проекты торговых центров будут выведены на региональные рынки до конца 2016 года, а в течение следующих лет прогнозируются рекордные темпы роста, в особенности в городах с населением от 300 тысяч жителей, которые еще не были в достаточной степени насыщены качественными объектами во время первой волны освоения девелоперами региональных центров.

Сегодня Москва занимает четвертое место по обеспеченности качественными торговыми площадями с показателем около 450 тысяч кв.м на 1000 жителей. Это 10-й показатель в Европе, хотя по суммарному предолжению российская столица давно превосходит все европейские мегаполисы - Лондон в 2,5 раза, Берлин - в 5 раз, Барселону - в 7 раз. В топ-20 самых насыщенных торговыми центрами городов Европы (с населением от 1 млн жителей) сегодня находится 11 российских городов.

Вместе с тем, обеспеченность в городах-миллионниках сегодня оценивается в среднем в 366 кв.м на тысячу жителей, а в городах с населением менее тысячи человек - в 261 кв.м на тысячу жителей.

Куда девелоперы торговой недвижимости направляют основные инвестиции и какие российские города остаются самыми востребованными в последние годы? Моллы.Ru определили топ-10 основных направлений.

Топ-10 самых популярных городов у девелоперов торговых центров

Крупнейший торговый центр юга России часто не включают в российские и европейские рейтинги как город с населением менее 1 млн жителей. Вместе с тем, именно Краснодару уже более 6 лет принадлежит звание самого обеспеченного торговыми центрами города с показателем более 950 кв.м на тысячу жителей - это существенно выше, чем в лидирующей среди европейских миллиоников Варшаве. Подбор торговых центров в Краснодаре также остается одним из лучших в России - «СБС Мегамолл», «ОЗ Молл», «Красная площадь», «Галерея Краснодар». Доля розничной торговли Краснодарского края от суммарного оборота в ЮФО оценивается в 46%. По экспертным прогнозам, Краснодар останется лидером по уровню насыщенности торговых площадей еще не менее чем 5-7 лет.

Самара

За последние несколько лет, благодаря новым открытиям, Самара вошла в тройку самых развитых крупнейших российских городов (от 1 млн жителей). А после открытия нового ТЦ Good"Ok (GLA = 115 000 кв.м), который станет крупнейшим в Поволжье, Самара закрепит за собой статус самого обеспеченного торговыми площадями города-миллионника России с 560 кв.м на 1000 жителей. Большая часть всего предложения качественной торговой недвижимости в городе находится под контролем крупнейшего в регионе девелопера. В портфеле «Виктор и Ко» - торговые центры «Московский», «Космопорт», «Мегасити» и новый Good"Ok.

Екатеринбург

Столица Урала и четвертый по величине город России, Екатеринбург особенно активно застраивался торговыми центрами в 2009 и 2012 году. Но в последние несколько лет динамика развития замедлилась, а сам рынок достиг стадии первичного насыщения. В результате Екатеринбург снова уступил Самаре первую строчку самых обеспеченных торговыми центрами городов. Популярными у местных девелоперов в последнее время становятся торговые центры районного типа. Аналитики отмечают хорошие перспективы у торговых центров формата дискаунтер. В первом полугодии в Екатеринбурге открылся ТРЦ «Академический» (GLA - 30 000 кв.м), до конца года запланировано еще два открытия, а в начале 2017 года будет запущена пятая фаза ТРЦ «Гринвич».

Нижний Новгород

Благодаря активному открытию новых торговых центров в 2015 году, Нижний Новгород поднялся в тройку самых обеспеченных торговыми площадями миллионников. Общий прирост предложения за 2015-2016 года в городе составил 26,2%. На сегодняшний день аналитики выделяют 29 качественных объектов суммарной площадью 1,19 млн кв.м GBA и 785 тысяч кв.м GLA. Крупнейшие объекты - «Мега», «Небо», «Фантастика», «Рио». Нижегородские девелоперы развивают торговые комплексы в формата lifestyle и edutainment, делая ставку на арендаторов нестандартных форматов, мало представленных в городе.

Входящий в топ-20 крупнейших городов России, Саратов удерживает статус 2-го по насыщенности торговыми площадями города с населением менее 1 млн жителей, хотя еще три года назад в городе отмечался дефицит качественных ТЦ. Осенью 2015 года состоялось открытие ТРЦ «Тау Галерея» площадью 102 000 кв.м GBA. Еще один крупный торговый комплекс, Happy Mall, готовится к сдаче четвертой очереди и проектирует пятую, запуск которой состоится в 2018 году. В число крупнейших торговых объектов Саратова также входят ТРЦ «Мой новый» и «Триумф Молл».

Ростов-на-Дону

Крупнейший на юге России и девятый по численности жителей в стране, Ростов-на-Дону стал одной из точкой притяжение федеральных сетей и строительства крупных ТЦ еще на первом этапе развития торговой недвижимости в регионах - в 2004-2009 годах. Сегодня в городе работает более 140 международных брендов, а общий объем предложения качественных торговых площадей превышает 400 тысяч кв.м. Крупнейшими ТРЦ Ростова-на-Дону являются «Горизонт», «Мега», «Золотой вавилон», «Рио» и «Мегамаг», готовящий к открытию вторую очередь. За последние годы, на фоне насыщения рынка, интерес девелоперов стал смещаться в сторону области.

Санкт-Петербург

В 2016 году в Петербурге впервые за последние два года состоялось открытие крупного ТРЦ («Охта Молл - 78 000 кв.м). На сегодняшний день в городе действует 58 качественных торговых центров суммарной площадью 2,25 млн кв.м (обеспеченность - 430 кв.м на 1000 жителей). Ситуация на рынке стабилизируется после нескольких подряд сложных для торговых центров кварталов. Многие торговые сети рассматривают Петербург как перспективное направление для развития в 2017 году. Вместе с тем, открытия новых торговых центров на будущий год не запланировано. «Нулевой» ввод новых ТЦ в городе будет отмечен впервые с 2003 года, с момента зарождения в Петербурге рынка качественных торговых комплексов.

Москва


2016 год станет лучшим за последние 10 лет по количеству новых вводимых торговых площадей в московском регионе. Аналитики ожидают прибавления суммарно 638 000 кв.м GLA. С начала года уже открылись «Океания», «Косино-парк», «Хорошо!», «Рига Молл», «Солнцево парк» и 2-я очередь «Метрополиса». Еще 6 торговых комплексов примут первых покупателей до конца года. В общем объеме всех вводимых торговых центров в России на долю Москвы в 2016 году придется 37%! Высокие темпы ввода будут сохраняться до конца 2018 года. На сегодняшний день Москва лидирует по общему объему торговых площадей в Европе с показателем 5,5 млн кв.м. Аналитики отмечают улучшение потребительского спроса в Москве. В первом полугодии 2016 года посещаемость ТЦ выросла на 10%. На рынок выходят новые международные бренды - с начала года в России было отмечено 26 новых бренда, 23 из которых выбрали для дебюта Москву.

Воронеж

Являясь крупнейшим городом Черноземья, с населением около 1 млн жителей, Воронеж давно входит в число самых привлекательных городов для строительства крупных торговых центров. Основная масса строительства в городе пришлась на 2009-2010 года, когда было открыто сразу несколько региональных ТЦ - «Сити Парк Град» (GLA - 141 000 кв.м), «Галерея Чижова» (47 000 кв.м), «Максимир» (62 000 кв.м), «Арена» (47 100 кв.м). На сегодняшний день на долю региональных объектов приходится 39% всего предложения качественной торговой недвижимости в городе. По данным на 2016 год в Воронеже открыто 18 современных торговых центров суммарной площадью около 820 000 кв.м GBA и 525 000 кв.м GLA. В числе новых проектов - 3-я очередь «Галереи Чижова» и ТРЦ «Майский». Кроме того, в Воронежской области ожидается строительство ТРЦ «Мега».

Тюмень

Неофициальная столица нефтяного и газового края, Тюмень традиционно входит в число самых востребованных у девелоперов ТЦ городов с населением более 500 тысяч жителей. По данным на 2016 год суммарный объем предложения составляет 365 000 кв.м, но уже к 2018 году ожидается рост до 480 000 кв.м. В частности, в декабре 2016 года откроется один из крупнейших в городе ТРЦ «Тюмень Сити Молл» (GLA - 53 000 кв.м). Кстати, на долю региональных и суперрегиональных объектов в Тюмени приходится 55% всех ТЦ. Крупнейший в регионе молл - ТРЦ «Кристалл». Вместе с тем, эксперты отмечают, что рынок практически достиг насыщения. Объемы ввода новых ТЦ в 2017 году станут минимальными за последние пять лет.

При подготовке материала были использованы данные компаний: Knight Frank, JLL, Магазин Магазинов, ekbpromo, IDEM, Cushman & Wakefield.

Обоснование расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов

При разработке методики расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов изучена действующая нормативная правовая база в России и за рубежом, проведен анализ торговой инфраструктуры субъектов Российской Федерации, влияние на потребность населения в торговой площади экономических, демографических и социальных факторов.

Зарубежный опыт планирования развития розничной торговли основывается на определенных нормативах. Во Франции проектирование новых жилых домов предусматривает строительство 2 кв. м магазинной площади на одну квартиру. В Великобритании нормы определяют необходимое количество магазинов на 1000 жителей и количество населения на один магазин. В США нормативами определяется количество торговых предприятий на 1000 жителей или же необходимая протяженность фасада улиц, отводимая под магазины, исчисляемая в погонных метрах на условное население.

В Венгрии за расчетный показатель принимается оборот на один кв. м торговой площади, который экстраполируется на период 3-5 лет. В Чехии расчет основывается на определении объема розничного оборота путем долгосрочного прогнозирования потребности в торговых площадях, численности торговых работников. В Польше при планировании торговой сети применяется показатель производительности, выражающейся в сумме оборота, реализуемого с 1 кв. м торговой площади. В Румынии применяется аналогичная методика планирования потребности в торговых площадях. Дополнительно для проверки потребности делают контрольный расчет – определяют норматив торговой площади на 1000 жителей на перспективу по данному городу путем деления всей торговой площади на численность населения города в перспективе.

В Республике Украина нормативы выражены минимальным размером торговой площади, которая приходится на 1000 человек населения. Он составляет 423 кв. м для всех типов предприятий розничной торговли, в том числе - 169 кв. м по товарам повседневного спроса и 254 кв. м - по непродовольственным това­ра­м. В Белоруссии утверждены нормативы обеспеченности населения торговой площадью в размере 260 кв. м на 1000 жителей в районных центрах, в сельских районах - 220 кв. м.

Действовавший прежде в СССР общесоюзный норматив обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей составлял 230 кв. м (90 кв. м по продовольственным и 140 кв. м по непродовольственным товарам). Однако указанный показатель значительно ниже среднеевропейского и североамериканского уровня (650 кв. м) и уровня США (1200 кв. м).

Один из последних принятых в СССР документов - Строительные нормы и правила (СНиП) 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений », утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 01.01.01 года № 78. В нем предусмотрены нормы торговой площади магазинов в городских поселениях - 280 кв. м на 1000 человек (в том числе продовольственных – 100 кв. м, непродовольственных – 180 кв. м), в сельских поселениях - 300 кв. м (в том числе продовольственных – 100 кв. м, непродовольственных – 200 кв. м)

Разработанные в период централизованного управления экономикой нормативы СССР не могут отвечать изменившимся социально-экономическим условиям жизни населения современной России. Нормативы СССР устанавливались исходя из экономических возможностей страны на конкретном этапе, а не из реальной потребности в обеспечении населения розничной торговой сетью.

В целях разработки методики расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов Российским государственным торгово-экономическим университетом было проведено исследование в городах: Кемерово, Иваново, Оренбург, Челябинск, Самара, Южный Сахалинск . Данные населенные пункты были выбраны с целью анализа нормативов предельно допустимого времени, которое покупатели согласны потратить на совершение покупки различных категорий товаров, выявления региональной специфики и степени удовлетворенности жителей этих городов обеспечением торговой площадью.

Общий размер выборки составил четыре тысячи человек, в анкетном опросе участвовали граждане с разным уровнем достатка в возрастном диапазоне от 18 до 70 лет.

Анкета социологического опроса позволила выявить материальное положение респондентов; среднюю частоту покупок; приемлемое количество времени, которое респондент согласен потратить на приобретение товаров; выявление уровня притязаний в процессе совершения покупки; покупательскую активность населения в процессе приобретения товаров длительного пользования, а также предпочтительность мест их продажи.

В рамках исследования была определена средняя частота покупок предложенных категорий продуктов питания. При покупке продовольственных товаров для населения важна пешеходная доступность магазина - свыше 12% респондентов предпочитают покупать, не затрачивая длительного времени на поиски, выбор и очереди в магазине. Например, на выбор хлеба и хлебобулочных изделий респонденты готовы тратить до 5 минут, а на выбор мяса и мясопродуктов – 15 минут и дольше.

После исследования экономических, социально-демографических, организационно-административных и другие факторов, была произведена количественная и качественная оценка потребностей населения в торговой площади и выведена эмпирическая формула расчета норматива обеспеченности населения площадью торговых объектов, которая зависит от среднего количества посещений мест продажи определенной товарной группы в сутки, нормы площади торгового зала, необходимой для обслуживания одного покупателя, а также максимального допустимого времени, которое покупатель согласен потратить на приобретение определенного товара:

норматив обеспеченности площадью торговых объектов (кв. м на 1000 человек);

среднее число посещений мест продажи i-товарной группы в день (разы);

норма площади торгового зала необходимая для обслуживания одного покупателя (для комфортного обслуживания покупателей учитывается площадь, необходимая для свободного движения тележки по торговому залу и установки торгового оборудования – 16 кв. м);

максимально допустимое время, которое покупатель согласен потратить на приобретение товара i-группы (час);

количество рассматриваемых товарных групп (i=1,2,….N).

В ходе вычисления базовых показателей был проведен анализ 23 групп товаров. Расчеты общего норматива Ro и составных нормативов Ro прод и Ro непрод приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Расчет общего норматива обеспеченности площадью торговых объектов для Российской Федерации и его составных значений для продовольственных и непродовольственных товаров

Наименование товарных групп

Максимально допустимое время, которое покупатель согласен потратить на приобретение товара i -группы (ч)

Среднее число посещений мест продажи i -товарной группы в день (разы)

Норматив потребности в торговой площади для i -товарной группы (кв. м на 1000 человек)

Хлеб и хлебобулочные изделия

Бакалейные товары

Кондитерские изделия

Мясо и мясопродукты

Рыба и рыбопродукты

Молоко и молочные продукты

Гастрономические товары

Винно-водочные изделия, безалкогольные напитки, пиво и мороженое

Овощи и фрукты

Прочие продовольственные товары

Итого по продовольственным товарам:

795,47

Хозтовары и бытовая химия

Галантерея и парфюмерия

Бытовая техника

Компьютерная техника, телевизоры и радиотовары

Канцтовары и игрушки

Печатные изделия

0,001

Прочие непродовольственные товары

Итого по непродовольственным товарам:

542,51

Всего:

Данные расчетов минимальных нормативов потребности в торговой площади скорректированы на максимально возможный коэффициент комплексности покупки, который представляет собой среднее количество предметов, приобретаемых за одно посещение магазинов.

В продовольственной торговле максимально возможное значение коэффициента принимается равным 5,0, в непродовольственной - 1,5. С учетом данных поправок комфортные нормативы обеспеченности населения площадью торговых объектов, усредненные для Российской Федерации, имеют следующие значения:

Ro прод = 795,47/5 = 159 кв. м на 1000 человек;

Ro непрод =542,51/1,5 = 362 кв. м на 1000 человек.

Общий норматив:

Ro = Ro прод + Ro непрод = 521 кв. м на 1000 человек.

24.08.2017

Эксперты компании RRG рассчитали перспективную обеспеченность Москвы торговыми площадями на 2019 год. Также в ходе анализа выявлены наиболее перспективные для девелопмента ТЦ территории, рассчитан объем площадей, которые можно эффективно построить в каждом из мегакластеров.

Основные выводы исследования:

Обеспеченность торговыми площадями Центрального мегакластера к 2019 году составит порядка 765 кв. м. на 1 тысячу человек. Обеспеченность ритейлом кластеров, входящих в границы Центрального мегакластера, является самой высокой: Лубянка – 1230 кв. м, Арбат – 1117 кв. м, Москва-Сити – 1101 кв. м, Тверской – 825 кв. м, Таганский – 820 кв. м. Но с учетом специфики локации, мощного «дневного» трафика, востребованности ритейла в центральной части города, обеспеченность в мегакластере возможно довести и до 1500 кв. м на тысячу жителей. Центральный мегакластер следует рассматривать отдельно от других мегакластеров, так как он характеризуется очень высокой концентрацией «дневного» населения, в большинстве своем – сотрудники офисов, туристический трафик.

На втором месте после Центрального мегакластера следует Кутузовский с показателем в 661 кв. м. Уровень его обеспеченности увеличится за счет открытия ТРЦ «Вегас Кунцево» компании Crocus Group. Далее в рейтинге идут Волоколамский, Ленинградский и Варшавский мегакластеры. Относительно невысокая насыщенность ритейлом будет фиксироваться в таких мегакластерах как Шоссе Энтузиастов, Щелковский, Волгоградский, Дмитровский, Ленинский.

Если прогнозировать обеспеченность мегакластеров самым крупным суперрегиональным форматом (ТЦ с GLA от 80 тыс. кв. м), то в топе лидеров окажутся Зеленоградский – 300 кв. м на 1 тысячу человек, Ленинградский – 294 кв. м, Волоколамский – 208,5 кв. м, Ярославский – 207,5 кв. м, Варшавский мегакластеры – 164,5 кв. м.

Если оценивать перспективную обеспеченность ритейлом кластеров (за исключением входящих в Центральный мегакластер), то максимальные показатели будут демонстрировать кластеры Ярославский, Южный порт, Матушкино-Савелки, Крылатское, Давыдково, Можайский, Кунцево, Ходынка, Матвеевское, Фили.

В качестве условной точки насыщения торговой недвижимостью для Москвы и ближайших городов области специалистами RRG принята отметка в 600 кв. метров на 1 тысячу человек. В целом ряде кластеров, особенно на Востоке и Юго-востоке, Юго-Западе города, обеспеченность ритейлом находится ниже уровня 300 кв. м на тысячу человек. Так, насыщенность ритейлом в Новогиреево составляет 167 кв. м на тысячу человек, кластер Ивановское – 178 кв. м, Преображенский – 179 кв. м.

Наиболее перспективными для девелопмента являются 4 мегакластера: в мегакластере Волгоградский можно реализовать порядка 360 тыс. кв. м торговой недвижимости, в Щелковском – 280 тыс., Ленинском – 255 тыс. кв. м, Шоссе_Энтузиастов – 215 тыс. кв. м. При этом девелоперы уже начали активно осваивать Ленинский мегакластер: группа Хорус приступила к строительству ТРЦ «Саларис» арендной площадью 105 тыс. кв. м, Crocus Group планирует построить ТРЦ «Вегас» на Киевском шоссе.

Таблица 3. Перспективная обеспеченность торговыми площадями населения МЕГАКЛАСТЕРОВ Москвы к 2019 году, кв. м на 1 тысячу жителей


Мегакластер

Центральный

Кутузовский

Волоколамский

Ленинградский

Варшавский

Зеленоградский

Каширский

1 млн. 136 тыс.

Ярославский

Ленинский

1 млн. 700 тыс.

Дмитровский

1 млн. 156 тыс.

Волгоградский

1 млн. 409 тыс.

Щелковский

Шоссе Энтузиастов

Источник: данные компании RRG

Таблица 4. ТОП-20 Перспективная обеспеченность торговыми площадями населения КЛАСТЕРОВ Москвы к 2019 году, кв. м на 1 тысячу жителей


Кластер

Мегакластер

Численность населения к 2019 году

Обеспеченность торговыми площадями, кв. м / 1 тыс. жителей

Ярославский

Ярославский

Южный порт

Каширский

Матушкино-Савелки

Зеленоградский

Крылатское

Кутузовский

Давыдково

Кутузовский

Можайский

Кутузовский

Кутузовский

Ленинградский

Матвеевское

Кутузовский

Кутузовский

Волоколамский

Тушино Южное

Волоколамский

Академический

Ленинский

Марьина Роща

Дмитровский

Тропарево

Ленинский

Северное Чертаново

Варшавский

Сокольники

Щелковский

Волоколамский

Теплый Стан

Ленинский

Ленинградский

Источник: данные компании RRG

Таблица 5. Топ 20: Перспективные для девелопмента торговой недвижимости Кластеры Москвы


Кластер

Мегакластер

Численность населения к 2019 году

Обеспеченность торговыми площадями, кв. м / 1 тыс. жителей

Новогиреево

Шоссе Энтузиастов

Ивановское

Шоссе Энтузиастов

Преображенский

Щелковский

Печатники

Волгоградский

Люберецкие Поля

Волгоградский

Ново-Переделкино

Ленинский

Измайловский

Щелковский

Зеленоградский

Гольяново

Щелковский

Кузьминки

Волгоградский

Волгоградский

Северные Вешняки

Шоссе Энтузиастов

Волгоградский

Западное Марьино

Волгоградский

Алексеевский

Ярославский

Западное Бирюлево

Варшавский

Жулебино

Волгоградский

Царицыно

Каширский

Волжский

Волгоградский

Медведково

Ярославский