Фрегаты типа оливер хазард перри. Фрегаты типа «Oliver Hazard Perry» (США)


ФРЕГАТ УРО ТИПА FFG-7 OLIVER HAZARD PERRY (США)
FRIGATE TYPE FFG-7 OLIVER HAZARD PERRY (USA)

24.06.2011
Фрегат ВМС США Carr (»Кэрр») 28 июня зайдет в Санкт-Петербург для участия в 5-м Международном военно-морском салоне. Визит американских моряков продлится до 3 июля. Центральному Военно-Морскому Порталу стала известна программа делового захода фрегата ВМС США в Санкт-Петербург.
Фрегат Carr ВМС США ошвартуется к причалу Морского вокзала 28 июня в 08.30-09.00. В этот же день состоится протокольный визит командира корабля Питера Пэгэно (Peter Pagano) к Командиру ЛенВМБ и, по желанию американской стороны, пресс-конференция на борту корабля.
На следующий день, 29 июня, американские моряки с 10.15 до 11.15 примут участие в церемонии возложения венков на Пискаревском Мемориальном кладбище.
29 июня с 10.00 до 13.00 фрегат будет открыт для посещения делегациями иностранных государств. В течение для корабль посетят специалисты судостроения.

4.01.2012
Конгресс США одобрил поставку Мексике двух ракетных фрегатов типа «Оливер Хазард Перри», решение было принято 31 декабря 2012 года, как ожидается, корабли будут поставлены Мексике бесплатно, однако правительство этой страны оплатит восстановление и ремонт фрегатов на американских предприятиях.
ВМС Мексики должны будут получить фрегаты FFG-38 «Кёртс» и FFG-41 «Маккласки». Согласно действующим планам, оба фрегата будут выведены из состава ВМС США 27 февраля 2013 года. Министерство обороны Мексики намерено использовать новые корабли для борьбы с международной организованной преступностью и наркотрафиком.

7.01.2013
Задержка Конгресса США в принятии законопроекта о передаче кораблей, которые планируются к выводу из состава ВМС, другим странам (Naval Vessel Transfer Act) может стоить американской экономике десятки миллионов долларов. Об этом пишет Navy Times со ссылкой на замечания к документу главы комитета палаты представителей по иностранным делам Илеаны Рос-Лейтинен (Ileana Ros-Lehtinen).
США передают корабли другим странам на разных условиях: безвозмездно или за деньги. В 2013-2015 годах планируется избавиться от десяти фрегатов типа «Оливер Хазард Перри»: Мексика должна получить бесплатно FFG-38 «Кёртс» и FFG-41 «Маккласки», Турция – FFG 40 «Хэлибёртон» и FFG 43 «Тэч», Таиланд – FFG 46 «Рентц» и FFG 48 «Вандергрифт».
Кроме этого Тайваню планируется продать четыре корабля: FFG 50 «Тейлор», FFG 51 «Гэри», FFG 52 «Карр» и FFG 55 «Элрод». Странам, получающим корабли безвозмездно, все же придется потратиться на их ремонт на американской территории.
Если суда не будут переданы по назначению, их придется оставить на хранение в США или утилизировать. Как указывает в своих замечаниях Рос-Лейтинен, стоимость вывода из строя каждого фрегата составляет 1,1 миллиона долларов плюс 30 тысяч долларов ежегодно на обслуживание.
По информации источников Navy Times, судьба документа неясна, но, скорее всего, законопроект придется полностью переделывать и направлять на рассмотрение Конгресса 113-го созыва, который начал работу 4 января.
По информации издания, у сенаторов возникли сомнения в целесообразности передачи фрегатов Турции на фоне резких высказываний властей этой страны в отношении Израиля. Также в США высказывают обеспокоенность политикой Анкары в отношении Кипра. Тем не менее Турция является традиционным союзником США и НАТО; на протяжении последних лет эта страна получила от Америки не один боевой корабль. В частности, на вооружении ВМС Турции уже состоят восемь фрегатов типа «Оливер Хазард Перри».

05.11.2013
Министерство обороны Польши заключило с правительством США соглашение о ремонте и модернизации фрегата типа «Генерал Казимеж Пулаский» (бывший тип «Оливер Хазард Перри»), сообщает Defense News. Сумма сделки составила 34 миллиона долларов. По условиям соглашения, фрегат после ремонта и модернизации должен быть возвращен ВМС Польши до конца 2015 года.
По оценке польского военного ведомства, благодаря ремонту «Генерал Казимеж Пулаский» сможет прослужить на флоте по меньшей мере до 2025 года.

09.02.2014


Ракетный фрегат ВМС США USS Taylor и десантный корабль 6-го флота США USS Mount Whitney днем 7 февраля были замечены в нейтральных водах Черного моря вблизи акватории Сочи, свидетельствуют данные автоматизированных идентификационных систем. По состоянию на 12:10 мск корабль USS Taylor находился на расстоянии 33 километров от Адлера, а корабль USS Mount Whitney – на расстоянии 32 километров от Сочи.
Напомним, 6 февраля представитель Главного штаба ВМФ РФ сообщил о том, что два военных американских корабля вошли в Черное море, и будут находиться в его восточной части в нейтральных водах. В Черное море вошел корабль управления USS Mount Whitney, а также фрегат USS Taylor.

Вслед за двумя небольшими катерами Украина может получить от США куда более серьезное вооружение – фрегаты типа «Перри». По крайней мере, об этом бравурно заявляют украинские СМИ. Допустим, это правда. Однако легко убедиться, что бесплатно подобные корабли Вашингтон никому не передает. А главное, само их получение поставит перед Украиной целый ряд серьезных проблем.

США могут начать поставку фрегатов типа Oliver Hazard Perry на Украину. Об этом своим читателям сообщил «Украинский военный портал», сославшись на собственные источники. По словам украинского издания, соответствующее предложение уже поступило со стороны США в украинское министерство обороны, в котором передача выведенных из состава американского ВМФ фрегатов типа Oliver Hazard Perry указана как одна из форм военно-технической помощи Украине.

Заявление выглядит правдоподобным на фоне аналогичного жеста, уже предпринятого США в адрес Украины: Киев на днях два старых катера американской Береговой охраны. Катера, как заявлялось, были переданы бесплатно.

Насколько может быть правдивой данная информация, во что обойдется Украине получение данной техники и сможет ли передача Украине устаревших американских фрегатов хоть как-то изменить баланс сил в Черном и Азовском морях?

Славные 1970-е

В настоящий момент времени фрегаты типа Oliver Hazard Perry (в русскоязычных источниках иногда для краткости именуемые «фрегаты типа «Перри»), стоявшие в своё время на вооружении ВМС США, уже являются «славным прошлым» американского военно-морского флота. Они прослужили в американском ВМФ без малого 38 лет – гораздо дольше предыдущих серий американских фрегатов.

Головной корабль этой серии, сам «Оливер Хазард Перри», был спущен на воду ещё в далёком 1977 году и стал достаточно инновационным кораблём: это был первый военный корабль, спроектированный практически полностью на компьютере, без применения классических конструкторских средств; первый корабль класса «фрегат» с газовой турбиной; а также первый фрегат, конструкция которого, в отличие от предыдущих проектов, учитывала максимально возможный спектр применения. Фрегаты класса «Перри» должны были уметь не только сопровождать крупные океанские корабли в качестве эскорта и бороться с подводными лодками, но и обеспечивать поддержку десантных операций, осуществлять функции ПВО конвоев и эскортов, а также быть частью ударных военно-морских групп с опорой на линкоры или авианосцы.

«Перри» получились гораздо мощнее по вооружению и несколько более быстрыми, чем предыдущий, переходный класс фрегатов «Нокс», даже при меньшем водоизмещении. В итоге практически все «Ноксы», построенные буквально за три–пять лет до первого «Перри», списали уже в 1991–1994 годах, в то время как серия типа «Оливер Хазард Перри» служила американским ВМС ещё целых двадцать лет, вплоть до середины 2010-х годов.

Фрегат оказался настолько удачным, что его изготовление (по американской лицензии) было налажено в Австралии, Испании и на Тайване. Кроме того, после окончания срока службы в американских ВМФ восемь американских фрегатов было передано Турции, четыре – Египту и Тайваню, два – Польше, а по одному фрегату получили Пакистан и Бахрейн.

Почти все указанные трансферты (кроме передачи фрегата типа «Перри» Бахрейну) осуществлялись ВМС США по так называемой программе зарубежных военных продаж (FMS). В этой программе контрагентом с американской стороны выступает Агентство по сотрудничеству министерства обороны США (Defense Security Cooperation Agency, DSCA), которое берёт на себя все взаимоотношения с военными подрядчиками, связанные с необходимым ремонтом, модернизацией и повторным вводом оборудования в строй. Такая схема передачи кораблей выгодна именно Пентагону: продажи союзникам и всем желающим нового и бывшего в употреблении американского военного имущества составляют сумму от 30 до 40 млрд долларов за год.

Не бесплатно, но дорого

Стоимость продаваемых по программе FMS фрегатов типа «Перри» хорошо известна исходя из прошлых сделок DCSA. Так, подготовка и передача фрегата Пакистану была оплачена за счёт средств американской военной помощи и составила сумму в 65 млн долларов. Восемь фрегатов типа «Перри», переданных Турции, формально обошлись южной соседке Украины в 205 млн долларов, однако они передавались в состав турецких ВМС «как есть». В связи с этим Стамбулу пришлось тут же раскошелиться на масштабную программу их ремонта и модернизации. И обошлась она, согласно экспертным оценкам, практически в сравнимую со стоимостью «голого» фрегата цену. Таким образом, общие расходы Турции на введение в строй восьми «Перри» составили более 400 млн долларов, что сравнимо с ценой фрегата для Пакистана.

Не произошло чуда и во взаимоотношениях США с ещё одним союзником, Тайванем, для нужд которого в США Конгрессом в 2014 году даже была принята отдельная программа передачи фрегатов класса «Перри» (Taiwan Relations Act Affirmation and Naval Vessel Transfer Act of 2014) – для защиты острова от «китайской угрозы».

Два фрегата, переданных в 2015 году, обошлись Тайваню в 240 млн долларов.

Ещё два корабля, в настоящее время находящиеся в процессе переоборудования на американских верфях, вытянут из военного бюджета Тайваня ещё 190 млн долларов. При этом формально сами фрегаты передаются Тайваню по «символической» цене в 10 млн долларов. Но это, как и в случае Турции, стоимость лишь «пустых» корпусов, в то время как насыщение их рабочим оборудованием и системами вооружений и тянет основной бюджет по повторному вводу корабля в строй.

Принятый в 2014 году билль подразумевает чёткое резервирование списанных в середине 2010-х годов последних фрегатов типа «Перри», находящихся сейчас на консервации. Так, четыре фрегата должен получить Тайвань, а по два фрегата ожидается передать ещё двум союзникам США – Мексике и Таиланду. При этом формально Мексика и Таиланд даже должны получить корпуса старых «Перри» бесплатно, однако так же, как и Тайвань, полностью оплатить процедуры ремонта, модернизации и введения в строй.

При этом общее число находящихся в отстое и выведенных из эксплуатации фрегатов типа «Перри» составляет 10 единиц, что за минусом обязательств США перед союзниками по биллю-2014 принципиально оставляет для Украины возможность получить два фрегата. Однако сама передача военных кораблей, скорее всего, будет оформляться отдельным постановлением Конгресса, которое во многом будет повторять и в логике, и в стоимостных параметрах «тайваньский билль» 2014 года. Что подразумевает, что Украине надо будет выложить кровных 200 млн долларов за два списанных и устаревших корабля. Если, конечно, США не соблаговолят пойти на оплату этих расходов по пакистанскому варианту – за счёт американской военной помощи.

Тут самое время рассмотреть другой вопрос: а действительно ли данные корабли повысят боеготовность ВМС Украины?

Где воюем?

Для начала стоит сказать, что смелое утверждение «Украинского военного портала» о том, что «указанные корабли (фрегаты типа «Перри» – прим. ВЗГЛЯД) могут значительно повысить обороноспособность ВС Украины на Черноморском и Азовском театре военных действий» всё-таки надо отнести к области военной фантастики. Хотя бы в части Азовского моря.

Большая часть одного из самых маленьких морей на карте мира составляет всего 6–8 метров. Наиболее глубоководная часть имеет глубину 13 метров, а морские каналы к портам Бердянска и Мариуполя обеспечивают осадку в 9 и 7,9 метра соответственно. В то же время осадка «Перри» рассчитана на эксплуатацию в условиях открытого океана и составляет без малого от 6,7 до 7,7 метра (в зависимости от солёности воды и загруженности корабля запасами, топливом и вооружением).

Ещё смешнее при таких вводных выглядит нахождение «Перри» в условиях нынешней «военно-морской базы Украины» в порту Бердянска, где глубины возле причалов колеблются между отметками 7,9 и 5,2 метра.

Если украинская сторона не собирается каким-то образом провести дноуглубительные работы по всему Азовскому морю и вложиться в масштабнейшее переоборудование порта Бердянск в военно-морскую базу, будущим украинским «Перри» просто будет негде плавать дальше входа в Керченский пролив. Так как выглядеть в мелководном Азовском море они будут достаточно показательно, как известная субстанция в полузамёрзшей проруби.

Столь же непонятна наземная инфраструктура даже для двух «Перри» и в случае их базирования в Одессе, Ильичёвске или же порту Южный. Всё дело в том, что за прошедшие после потери Крыма четыре с половиной года Украина так и не озаботилась постройкой военно-морской инфраструктуры в Одесской области взамен утерянной в Севастополе и Донузлаве.

По сути дела, даже экипажи выведенных из Крыма и переданных впоследствии Украине Россией военных кораблей до сих пор ютятся в малоприспособленных для постоянной жизни санаториях и общежитиях, а ремонтная и эксплуатационная база украинского военно-морского флота и вовсе находится в зачаточном состоянии. Поэтому обеспечить даже ограниченную боеспособность двух крупных военных кораблей Украина пока что не в состоянии – ни на Чёрном, ни, тем более, на Азовском море.

Каким образом украинское военное ведомство собирается решать эту дилемму – пока что не ясно. Ведь даже деньги на модернизацию двух «Перри» надо будет всячески выпрашивать именно у США, так как сама Украина вряд ли вытянет переоборудование фрегатов – экономика у страны ведь отнюдь не тайваньская. А уж создание полноценной военно-морской базы взамен бездарно утерянной в Севастополе и вовсе находится где-то в сфере уже упомянутой военной фантастики.

Фрегаты типа «Оливер Хазард Перри» - одна из самых многочисленных серий послевоенных боевых кораблей - до сих пор состоят на вооружении Соединенных Штатов Америки и семи других военных флотов. В ряде стран их модернизировали.

Фрегат-ракетоносец «Оливер Хазард Перри» (назван в честь коммодора, одержавшего победу над англичанами на озере Эри в 1813 году) был задуман как корабль сопровождения общего назначения для замены фрегатов Второй мировой войны.

Указ о строительстве головного судна этого типа, FFG-7, издали в 1973 году. В 1977 году корабль был сдан в эксплуатацию. Когда корабли этого типа выработали свой ресурс, американцы сочли их модернизацию нерентабельной, одни суда за символическую цену были проданы союзникам, другие -просто списаны.

ОПИСАНИЕ ФРЕГАТА

В носовой части судна располагается пусковая установка Мк 13 для ракет класса «земля - воздух» стандарта SM-1/SM-2 или противокорабельная ракета RGM-84 «Гарпун» (RGM-84 Harpoon). Над судовыми надстройками - двухцелевое артиллерийское орудие «ОТО Мелара» калибра 76 мм. В задней части - взлетная палуба и ангар на два вертолета, хотя на практике использовался один Каман 5Н-2«Сиспрайт». Версия FFG-7 Flight III (Long) имеет удлиненный на2 м корпус, что позволяет использовать вертолет SH-60B «Сихок».

Испанские корабли имеют систему оружия ближнего действия «Мерока» местного производства (ЗУРО) и шире в осадке на 0,3 метра.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДНА

Фрегаты типа «Оливер Хазард Перри» использовались во многих военных конфликтах: в Ираке (в 1991 и 2003 годах), в Индийском океане против пиратов.

В 1987 году во время Ирано-иракской войны американский фрегат «Старк» (FFG-31) был поражен двумя противокорабельными ракетами «Экзосет», выпущенными иракским истребителем «Мираж» F-1. Экипаж пострадал, судно со временем отремонтировали. Фрегат «Сэмюэль Робертс» нарвался на иранскую мину в 1988 году, но выдержал удар.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ФРЕГАТА

Процессор системы поражения фрегатов типа «Оливер Перри» оснастили памятью всего в 365 Кбайт, что позволяло увидеть только 64 воздушных и наземных цели. Из-за несовершенства компьютерных систем 1970-х годов интервал между обнаружением цели и открытием огня был слишком большим. Оборудование нуждалось в модернизации и обновлении. Австралия усовершенствовала четыре корабля класса «Аделаида», установив на них ракеты противовоздушной обороны средней дальности SM-2 Block IIIA и систему вертикального пуска для ракет противовоздушной обороны RIM-162 «Си Спарроу». Для проведения операции «Сихок» на турецких кораблях класса G была удлинена противокорабельная ракета RGM-84 и применена новая система боевого управления Genesis, а на четырех кораблях установлена система вертикального спуска и трехкоординатный радар Thales SMART-S Mk 2. Испания просто отремонтировала шесть фрегатов класса «Санта-Мария».

Тактико-технические характеристики

Фрегаты типа «Оливер Хазард Перри»

Класс: Improved Adelaide

Водоизмещение, т: 4267

Размеры, м: длина: 138,1 ширина: 13,7 осадка: 7,5

Экипаж, чел.: 184 (включая 15 офицеров)

Скорость, км/ч: 53,7

Дальность действия, км: 8334 (на скорости 37 км/ч)

Двигатель:

  • 2 газовые турбины GELM2500 мощностью 30,6 мВт каждая,
  • 2 дополнительных снимаемых электрических двигателя мощностью 484 кВт

Вооружение:

  • 8 реактивных снарядов RGM-48 «Гарпун» SSM,
  • 32 RIM-162 «Си Спарроу» SAM,
  • 76-мм артиллерийское орудие, Phalanx CIWS,
  • 6 12,7-мм пулеметов,
  • 2 управляемых на расстоянии пулемета «Мини-тайфун»,
  • 6 гранатометов для торпед калибра 324 мм

Авиация: 2 вертолета SH-60

В 70-х годах ХХ века, в разгар Холодной войны, перед американским флотом остро стояла задача обеспечения безопасности трансокеанских конвоев на пути из Нового света в Европу. В случае вооруженного конфликта с Советским Союзом, этот маршрут был особенно уязвим. Из-за успешных действий морской ракетоносной авиации и подводных лодок СССР, американские базы на территории Европы оказались бы отрезанными, а страны, входящие в блок НАТО, оставшись без поддержки, не смогли бы длительное время сопротивляться советским танковым армиям.


По результатам обсуждений, в министерстве ВМС (Department of the NAVY) сформировалось мнение насчет нового эскортного корабля.
Решено было взять за основу концепцию фрегата типа «Нокс» (KNOX-class frigate), до предела насытив конструкцию современными радиоэлектронными средствами и ракетным . Как и его предшественник, новый боевой корабль изначально рассчитывался для действий вдали от берегов, обладал хорошей мореходностью, трансокеанской дальностью плавания (4500 миль на скорости 20 узлов) и мог эффективно действовать, как в составе конвоев и авианосных соединений, так и в одиночном походе. Полное водоизмещение кораблей данного класса составляло 3600 тонн, а в дальнейшем, в ходе модернизации увеличилось до 4000…4200 тонн.

Важным критерием оценки проекта была его дешевизна и технологичность. Конструкция нового корабля была проста, как ведро с болтами, и ориентирована на крупносерийное производство – американцы всерьез намеревались сделать фрегаты основными эскортными кораблями ВМС, заменив им эскортные фрегаты типа «Нокс» и эсминцы УРО типа «Фаррагут» и «Чарльз Ф. Адамс».

В 1977 году в строй вступил головной фрегат класса «Оливер Хазард Перри» (OLIVER H. PERRY class), названный в честь американского флотоводца XIХ века. Корабль получил оперативный код FFG-7 (frigate, guided weapons), что подчеркивало его особый статус – «фрегат с управляемым ракетным оружием».
Внешне корабль получился весьма симпатичным – с лаконичными линиями и острым «клиперским» носом. Для увеличения технологичности и снижения затрат на монтаж и эксплуатацию оборудования, надстройка имела «прямые» формы, а полубак, длиной в ¾ корпуса, сделал все палубы фрегата параллельными конструктивной ватерлинии.

Стремясь снизить стоимость корабля, инженеры пошли на дальнейшие упрощения – газотурбинная силовая установка фирмы General Electric, в ущерб живучести, выполнена одновальной. Комбинация двух газовых турбин LM2500, обеспечивает выходную мощность 41 000 л. с. Время, необходимое для выхода в режим полной мощности при пуске из холодного состояния, оценивается в 12-15 минут. Каждая турбина заключена в теплозвукоизолирующий кожух и размещена на амортизированных платформах вместе со всеми вспомогательными механизмами и оборудованием. Силовая установка фрегата «Оливер Х. Перри» полностью унифицирована с силовыми установками крейсеров и эсминцев ВМС США.
Для маневрирования в узкостях и гаванях, а также для аварийного хода, в случае выхода из строя ГЭУ, фрегат оснащен двумя движительно-рулевыми колонками типа «Azipod», мощностью 350 л.с. каждая. Вспомогательные движители располагаются в центральной части, примерно в 40 метрах от носовой оконечности корабля.

Вооружение

Основными задачами «Оливер Х. Перри» были противолодочная и противовоздушная оборона морских соединений в ближней зоне. Согласно американской концепции применения ВМС, надводные цели являлись прерогативой палубной авиации.


"Однорукий бандит" Марк-13

Для отражения атак авиации в носовой части корабля установили однобалочную пусковую установку Марк-13. Несмотря на свою «однорукость», система хорошо зарекомендовала себя на эсминцах «Чардьз Ф. Адамс» и атомных крейсерах типа «Калифорния». Легкая Марк-13, благодаря малой инерционности, быстро наводилась по азимуту и по высоте, что компенсировало ее относительно низкую скорострельность.
В погребе пусковой установки (внешний барабан – 24 позиции, внутренний – 16) находилось 36 готовых к запуску зенитных ракет Standard-1MR (medium range) с эффективной дальностью стрельбы по воздушным целям – 30-35 км. Боевая часть - осколочно-фугасная Мk90, массой 61 кг.

Оставшиеся четыре ячейки занимали противокорабельные ракеты RGM-84 «Гарпун».
ПВО фрегата, откровенно говоря, было слабым, что в дальнейшем, привело к крупным неприятностям на фрегате «Старк». Система управления огнем Мk92 изначально обеспечивала одновременный обстрел не более двух целей на средних и больших высотах, лишь шестая модификация Mk92 добавила возможность обстрела низколетящих целей.

При выборе артиллерийского орудия для «Оливера Х. Перри» в конкурсе неожиданно победила итальянская фирма Otobreda. Американцы забыли про патриотизм и подписали с Италией контракт на поставку партии универсальных морских пушек ОТО Melara 76mm/L62 Allargato. Ничем не примечательная артиллерийская система калибра 76 мм. Скорострельность – 80 выстр./мин.

Для самообороны фрегата от низколетящих ПКР, в задней части надстройки установлен шестиствольный автомат Марк-15 «Фаланкс» калибра 20 мм.
Один из недостатков «Оливера Х. Перри» - неудачное размещение артиллерии. Оружие имеет ограниченные сектора обстрела: «Фаланкс» защищает лишь заднюю полусферу, а наводчики OTO Melara должны семь раз подумать перед выстрелом, чтобы не задеть дымовую трубу и не снести антенные посты на крыше надстройки.

Для обнаружения подводных лодок фрегат оснащался буксируемой гидроакустической станцией SQR-19 «Towed Array», подкилевой ГАС SQS-56, а также противолодочным комплексом Марк-32 ASW из двух строенных торпедных аппаратов калибра 324 мм.
Но главным средством противолодочной борьбы были два вертолета системы LAMPS III (Light airborne multipurpose system), для которых в кормовой части фрегата были организованы ангар и вертолетная площадка.

Здесь нужно отметить следующее: первые 17 фрегатов строились в «коротком» варианте, что исключало базирование на них крупных вертолетов, в ангар помещался лишь один SH-2 «Си Спрайт».
Все системы обнаружения, системы РЭБ, и комплекс вооружений «Оливера Х. Перри» связаны воедино боевой информационно-управляющей системой NTDS (Naval Tactical Data System).


Плюх-плюх

Как не старались разработчики, законы природы обмануть не удалось. Малые размеры фрегата дают о себе знать – уже при шестибальном шторме, при продольной качке, частично оголяется обтекатель подкильной ГАС, а затем возникает еще более неприятный эффект - образуется днищевой слеминг и корабль целиком захлестывается водой (проще говоря, слеминг - это когда нос корабля сначала поднимается на гребне волны, оголяя днище, а затем, тысячи тонн металла проваливаются вниз, вызывая гигантский водопад брызг, очень красивое зрелище). Это делает невозможным использование вертолетов и снижает эффективность работы гидроакустической станции. Динамические нагрузки могут здорово повредить алюминиевую конструкцию фрегата, приходится уменьшать ход. Кстати, невысокая скорость хода – еще один недостаток «Оливера Х. Перри», на полном ходу не более 29 узлов. С другой стороны, с развитием ракетного оружия, скорость стала не так важна для эскортных кораблей (по устаревшим правилам морской тактики, корабли охранения должны были иметь возможность развивать большую скорость, чем основные силы конвоя).

Боевые потери

Жарким арабским вечером 17 мая 1987 года американский фрегат USS «Stark» (FFG-31) патрулировал в 65-85 милях к Норд-Осту от побережья Бахрейна вдоль зоны боевых действий Ирано-Иракской войны. В 20:45 с находящегося неподолеку эсминца ПВО «Coontz» поступили данные о приближающейся воздушной цели, очевидно – иракского самолета: «курс 285 град., дистанция 120 миль». Через минуту эту информацию продублировал самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-3 AWAСS ВВС Саудовской Аравии. В 20:58 с дистанции 70 миль «Старк» взял цель на сопровождение своей РЛС. Фрегат в это время шел со скоростю 10 узлов, все системы были приведены в боевую готовность №3 (средства обнаружения и оружие - в готовности к использованию, личный состав - на боевых постах).
Командующий «Старком», коммандэр Гленн Бриндел поднялся на мостик, но, не обнаружив ничего подозрительного, вернулся в каюту – иракцы бьют иранцев каждый день, чему удивляться? ВМС США в конфликте участия не принимает.

Неожиданно, оператор поста наблюдения за воздушной обстановкой доложил в БИЦ: «Дистанция до цели - 45 миль, цель следует курсом на корабль!». На эсминце «Coontz» тоже заволновались – в 21:03 на фрегат поступило предупреждение: «Иракский самолет. Курс 066 град, дистанция 45 миль, скорость 335 узлов (620 км/ч), высота 3.000 футов (915 м). Идет прямо на «Старк»!»

К этому времени о приближении иракского самолета уже достигла штабного корабля ВМС США «La Salle». Оттуда запросили «Старк»: «Парни, там какой-то самолет летает. У вас все О"кей?» Получив утвердительный ответ, на «La Salle» успокоились – все под контролем.
В 21:06 система радиотехнической разведки «Старка» засекла работу прицельной РЛС самолета с дистанции 27 миль. В 21:09 пост наблюдения за воздушной обстановкой передал радиообращение к "неизвестному самолету" и запросил о его намерениях. Через 37 секунд «Старк» повторил запрос. Оба обращения транслировались по международному своду сигналов и на принятой для этого частоте (243 МГц и 121,5 МГц), однако ответа с иракского самолета не последовало. В то же иракский «Мираж» резко повернул вправо и увеличил скорость. Это означало, что он лег на боевой курс и начал атаку.

На «Старке» сыграли боевую тревогу, а через пять секунд в корабль первая ракета «Экзосет». Примерно через пол-минуты последовал второй удар, на этот раз БЧ «Экзосета» отработала штатно, взрыв центнера взрывчатки разнес в клочья кубрик личного состава, убив 37 моряков. Пожар охватил боевой информационный центр, вышли из строя все источники электроэнергии, фрегат лишился хода.
Поняв что произошло, с эсминца «Coontz» завопили по всем радиочастотам: «Поднять F-15! Сбить! Сбить иракского шакала!» Но пока на саудовской авиабазе решали, кто отдаст щекотливый приказ, иракский «Мираж» безнаказанно улетел. Так и остались неясными мотивы иракской стороны: ошибка или намеренная провокация. Представители Ирака заявили, что пилот истребителя "Mirage" F.1 - хорошо подготовленный летчик, знающий английский и международный авиационный язык, - никаких обращений с американского фрегата не слышал. Он атаковал цель потому, что она находилась в зоне боевых действий, в которой, как ему было известно, не должны были находиться свои или нейтральные корабли.


Повреждения "Старка"

Что касается побитого «Старка» - с помощью прибывшего на помощь «Coontz’a», он кое-как добрался до Бахрейна, откуда в через 2 месяца ушел своим ходом (!) на ремонт в США.
Через год, 14 апреля 1988 г., в Персидском заливе в похожую ситуацию попал фрегат «Samuel B. Roberts», подорвавшись на мине. И в этот раз экипажу удалось удержать корабль на плаву. Фрегаты типа «Оливер Х. Перри» оказались очень живучи, несмотря на малые размеры и алюминиевую конструкцию палуб.

Оценки и перспективы

Всего в период 1975 по 2004 год в различных странах построен 71 фрегат типа «Оливер Х. Перри», в том числе:
США – 55 фрегатов, из них 4 для ВМС Австралии
Испания – 6 фрегатов (Santa Maria-class)
Тайвань – 8 фрегатов (Cheng Kung- class)
Австралия – 2 фрегата (Adelaide-class), помимо четырех, купленных в США

По результатам боевого применения «Оливеров» выяснилось, что создатели слишком многого хотели от маленького корабля. За два дня до инцидента со «Старком», в Мексиканском заливе проводились учения по отражению ракетных атак. В качестве стреляющего был приглашен корабль ВМС Франции. В ходе стрельб выяснилось, что Иджис-крейсер «Тайкондерога» гарантированно сбивает ПКР «Экзосет», «Оливер Х. Перри» - нет. В настоящее время «серьезные» задачи по противоракетной обороне соединений выполняют Иджис-эсминцы типа «Орли Берк» (61 эсминец по данным на 2012 год) – куда более крупные и дорогие корабли. А для антитеррористических задач в прибрежных водах приобретаются специализированные корабли типа LCS.

К началу ХХI века пусковая установка Марк-13 и ракеты SM-1MR были признаны неэффективными и морально устаревшими. В 2003 году начался демонтаж этих систем, взамен фрегаты «Оливер Х. Перри» получили … отверстие в палубе. Да, сейчас корабли этого типа не несут никакого ракетного оружия. Американские адмиралы рассудили, что для борьбы с наркокурьерами и пиратами достаточно трехдюймовой пушки и вертолетов SH-60 «Морской ястреб». Гонять к побережью Сомали крупные боевые корабли - расточительно. Для винтокрылых машин американцы на всякий случай закупили партию шведских противокорабельных ракет «Пингвин».
Еще одно новое амплуа «Оливеров» - доставка гуманитарной помощи, корабль именно этого типа приплывал в Грузию в 2008 году.
С начала 2000-х годов идет постоянный вывод этих кораблей из состава ВМС США, кто-то отправляется на слом, кто-то – в заморские страны. Например, «Оливеры» купили Бахрейн, Пакистан, Египет, 2 фрегата приобрела Польша, больше всех купила Турция – 8 единиц для действий в Черном море. Турецкие «Оливеры» прошли модернизацию, старая Марк-13 уступила место вертикальной пусковой установке Марк-41, в восьми ячейках которой помещаются 32 зенитные ракеты ESSM.

Фрегаты этого типа 35 лет «защищают демократию» во всех горячих точках Земного шара, но, несмотря на солидные боевые качества, у них достаточно бесславная боевая

Фрегаты УРО типа OLIVER HAZARD PERRY , одна из самых многочисленных серий эскортных кораблей, строившихся в США после окончания Второй Мировой войны. Общее количество построенных в США фрегатов типа OLIVER H. PERRY составляет 55 кораблей, из которых 51 единица построена для ВМС США и 4 - для ВМФ Австралии.

Из вышеперечисленного количества 33 фрегата находятся в составе действующего флота, и 10 кораблей числятся в резерве. Кроме того два корабля этого типа построены в Австралии, шесть в Испании и семь на Тайване. Несколько фрегатов, выведенных из состава ВМФ США проданы в Турцию, Египет, Бахрейн и Польщу.

Строительство серии велось в разгар "холодной войны", когда одной из главных задач ВМФ США было обеспечение безопасности конвоев из Америки в Европу в случае войны с Советским Союзом. Основным назначением фрегатов типа OLIVER H. PERRY, в то время, являлась оборона конвоев от атак подводных лодок и морской ракетоносной авиации СССР в Северной Атлантике. Для выполнения этих задач требовался мореходный, обладающий большой дальностью плавания и хорошо вооруженный для задач ПЛО и ПВО корабль. Кроме того, он должен был быть дешевым и приспособленным для крупносерийного производства.

Такими кораблями в 1970-80-х годах и стали фрегаты УРО типа OLIVER H. PERRY. Для удешевления и упрощения конструкции (в ущерб живучести) - энергетическая установка фрегатов была выполнена одновальной. После сдачи головного фрегата серии, корабли данного класса часто называют "FFG-7" или OLIVER H. PERRY-class

Флот планировал закончить строительство кораблей данного класса в 1983 году (после ввода в строй FFG 59 и FFG 60, но Конгресс США дал согласие (но полностью так и не профинансировал) строительство FFG 61 в 1984 году. Фрегаты способны осуществлять и самостоятельные операции по борьбе с оборотом наркотиков, перехвату судов в морской зоне и участию в учениях, проводимых совместно с другими государствами. Установка систем NTDS, TACTAS (буксируемая гидроакустическая антенна), а также применение вертолетов с системой LAMPS позволили получить фрегат, боевые возможности которого намного превзошли ожидания, возлагаемые на корабли данного класса в середине 70-х, что в свою очередь сделало их важным элементом морской стратегии, особенно в прибрежной зоне.

Основная задача фрегатов типа OLIVER HAZARD PERRY в настоящее время - эскортирование амфибийных сил и конвоев на океанских коммуникациях, защита их от подводных лодок противника и так же ограниченная противоракетная оборона от противокорабельных ракет. Планируется что фрегаты типа OLIVER H. PERRY останутся в составе флота США до 2015-2020 годов. Предназначение фрегатов останется прежним - это обеспечение противолодочной обороны и выполнение роли кораблей эскорта. Для выполнения задач противовоздушной и противолодочной обороны фрегаты вооружены вертолетом SH-60B Seahawk LAMPS-III и универсальной пусковой установкой Mk 13 Mod 4. (боезапас 4 ПКР "Гарпун" и 36 ЗУР Standard SM-1 MR).

Фрегаты УРО этого типа имеют ограниченные возможности ПВО, обеспечивая одновременный обстрел не более чем двух целей на средних и больших высотах. Установка на фрегатах модернизированного ЗРК SM-1 MR с новой системой управления огнем Unisys Mk92 Mod 6 обеспечивает возможность борьбы и с низколетящими целями. Оборудование включает в себя РЛС поиска воздушных целей с обеспечением возможности залповой стрельбы по одиночной цели. Тем не менее, пусковая установка ЗРК Standard SM-1 MR имеет достаточно большое время перезаряжания, что отрицательно сказалось на возможностях борьбы с низколетящими групповыми целями. Кроме того РЛС имеет значительные "мертвые зоны" (что послужило одной из причин поражения фрегата "Старк" иракской ПКР "Exocet") . РЛС обеспечивает подсветку цели на всем протяжении полета ракеты.

На фрегаты Perry-class устанавливались РЛС Raytheon AN/SLQ-32(V)2, и система РЭБ с ограниченным диапазоном перекрываемых частот и сомнительной эффективностью. Антенны РЛС SLQ-32 на фрегатах подняты на 50 футов над ватерлинией и обеспечивают дальность перехвата 32 мили.

После инцидента с атакой фрегата Stark (FFG-31) иракской ракетой Exocet, 17 мая 1987 года, было принято решение о проведении модернизации установки (V)2 путем установки станции постановки помех "Sidekick". Новому варианту позднее было присвоено обозначение SLQ-32(V)5. К настоящему времени (V)2-ые на большинстве фрегатах Perry-class, но не на всех, были доведены до нового стандарта.

Фрегаты Perry-class строились в двух вариантах - с "короткой" и "длинной" палубой. Последние варианты кораблей длиннее на 8 футов фрегатов версии с "короткой" палубой. Длиннопалубные фрегаты несут вертолет SH-60B LAMPS III, в то время как корабли с "короткой" палубой - обладающий меньшими возможностями SH-2G. Полное водоизмещение кораблей данного класса варьируется от 3,658 тонн до 4,100 тонн, полная длина 135,6 или 138,8 метров, высота борта 45 футов, осадка 22 фута. ЭУ одновальная, с двумя газовыми турбинами LM2500. Максимальная скорость 29 узлов, дальность плавания 4,200 миль (20 уз.). Команда состоит из 15 офицеров и 179 рядовых. Фрегаты Perry-class с "короткой" палубой в настоящее время выводятся из состава флота, и переводятся в резерв. Считается, что фрегаты типа OLIVER H. PERRY являются надежными кораблями, способными выдержать значительные повреждения. Подтверждением вышесказанного могут служить два инцидента: подрыв на мине USS Samuel B. Roberts и попадание двух ракет Exocet в USS Stark.

Недостатками Oliver Perryсчитаются наличие одной единой ПУ для ЗУР и ПКР, а также 76мм АУ, которые имеют ограниченные сектора обстрела. Кроме того, фрегат имеет недостаточное количество средств самообороны от низколетящих ПКР и сравнительно низкую скорость хода. Хотя считается, что корабль может использовать свое оружие при шестибалльном шторме, килевая и вертикальная качка на кормовых углах направления волны может оказаться неблагоприятной. Дело в том, что в этом случае оголяется обтекатель подкильной ГАС, образуется днищевой слеминг и заливается корма. Все это затрудняет (или делает невозможным) использование бортовых вертолетов и снижает эффективность работы ГАС.

В целом, несмотря, на недостатки, установка систем NTDS, ГАК SQQ89(V)2, а также применение вертолетов с системой LAMPS позволили получить фрегат, боевые возможности которого намного превзошли ожидания, возлагаемые на корабли данного класса в середине 70-х, что в свою очередь сделало их важным элементом морской стратегии, особенно в прибрежной зоне. Фрегаты данной серии продемонстрировали неплохую мореходность и возможность участвовать в крупных морских операциях в составе группы кораблей и в одиночестве. Планируется что фрегаты типа Oliver Perry останутся в составе флота США до 2015-2020 годов. Предназначение фрегатов останется прежним - это обеспечение противолодочной обороны и выполнение роли кораблей эскорта.

На Oliver Perry установлена одновальная ГЭУ. Каждый из двух ГТД заключен в теплозвукоизолирующий кожух и размещен на специальных платформах (модулях) вместе со всеми вспомогательными механизмами и оборудованием, включая противопожарную систему и 32 стабилизатора. Масса конструкции в сборке составляет 20.5 т. В целях снижения уровня подводного шума предусмотрена система подачи воздуха к лопастям винта. Выдвижные движительно-рулевые колонки (ВДРК) предназначены для маневрирования в узкостях или в гавани, а также для аварийного хода в случае выхода из строя ГЭУ. Они размещены на расстоянии около 40 м от носовой оконечности.

17 мая 1987 года двумя иракскими противокорабельными ракетами Exocet был поврежден Stark (FFG-31). Одна ракета попала район расположения кубриков, что привело к большим человеческим жертвам. (Надо заметить, что разорвалась только одна ракета из двух, но тем не менее корабль полностью потерял ход, вышли из строя все источники электроэнергии и без посторонней помощи фрегат не смог добраться до базы)

14 апреля 1988 года Samuel B. Roberts подорвался на мине (~250 фунтов тринитротолуола). В результате взрыва под килем образовалась пробоина диаметром 9 футов, а также была серьезно повреждена энергетическая установка. В обоих случаях на кораблях возникли пожары, усугубляемые алюминиевой конструкцией палуб и надстроек. Тем не менее, командам обоих фрегатов удалось удержать корабли на поверхности и довести до дружественных портов Персидского залива. Для прохождения ремонта USS Stark своим ходом вернулся в Соединенные Штаты, а USS Samuel B. Roberts был доставлен на ремонт на палубе специального транспортного судна Mighty Servant 2.

Фрегаты:

FFG 7 USS Oliver Hazard Perry 1977/1997

FFG-9 USS Wadsworth построен/спущен в 1980г.

FFG 10 USS Duncan 1980/1994

FFG-11 USS Clark построен/спущен в 1980г.

FFG-12 USS George Philip построен/спущен в 1980г.

FFG-13 USS Samuel Eliot Morison 1980/1999

FFG-14 USS Sides построен/спущен в 1981г.

FFG-15 USS Estocin 1981/1999

FFG 16 USS Clifton Sprague 1981/1995

FFG 17 HMAS ADELAIDE построен/спущен в 1980г.

Австралия FFG 18 HMAS CANBERRA построен/спущен в 1981г.

Австралия FFG-19 USS John A. Moore 1981/1998

FFG 20 USS Antrim 1981/1996

FFG 21 USS Flatley 1981/1996

FFG-22 USS Fahrion построен/спущен в 1982г.

FFG-23 USS Lewis B. Puller 1982/1998

FFG 24 USS Jack Williams 1981/1996

FFG 25 USS Copeland 1982/1996

FFG 26 USS Gallery 1981/1996

FFG 27 USS Mahlon S. Tisdale 1982/1996

FFG-30 USS Reid 1983/1998

FFG-31 USS Stark 1982/1999

FFG 35 HMAS SYDNEY построен/спущен в 1983г.

Австралия FFG 44 HMAS DARWIN построен/спущен в 1984г.

Австралия FFG-8 USS McInerney построен/спущен в 1979г.

FFG-28 USS Boone построен/спущен в 1982г.

FFG-29 USS Stephen W. Groves построен/спущен в 1982г.

FFG-32 USS John L. Hall построен/спущен в 1982г.

FFG-33 USS Jarrett построен/спущен в 1983г.

FFG-36 USS Underwood построен/спущен в 1983г.

FFG-37 USS Crommelin построен/спущен в 1983г.

FFG-38 USS Curts построен/спущен в 1983г.

FFG-39 USS Doyle построен/спущен в 1983г.

FFG-40 USS Halyburton построен/спущен в 1984г.

FFG-41 USS McClusky построен/спущен в 1983г.

FFG-42 USS Klakring построен/спущен в 1983г.

FFG-43 USS Thach построен/спущен в 1984г.

FFG-45 USS Dewert построен/спущен в 1983г.

FFG-46 USS Rentz построен/спущен в 1984г.

FFG-47 USS Nicholas построен/спущен в 1984г.

FFG-48 USS Vandegrift построен/спущен в 1984г.

FFG-49 USS Robert G. Bradley построен/спущен в 1984г.

FFG-50 USS Taylor построен/спущен в 1984г.

FFG-51 USS Gary построен/спущен в 1984г.

FFG-52 USS Carr построен/спущен в 1985г.

FFG-53 USS Hawes построен/спущен в 1985г.

FFG-54 USS Ford построен/спущен в 1985г.

FFG-55 USS Elrod построен/спущен в 1985г.

FFG-56 USS Simpson построен/спущен в 1985г.

FFG-57 USS Reuben James построен/спущен в 1986г.

FFG-58 USS Samuel B. Roberts построен/спущен в 1986г.

FFG-59 USS Kauffman построен/спущен в 1987г.

FFG-60 USS Rodney M. Davis построен/спущен в 1987г.

FFG-61 USS Ingraham построен/спущен в 1989г.

Параметры

Длина: 135,9 м

Ширина: 13,5 м

Водоизмещение: 4100 тонн

Запас хода: миль

Экипаж: 287

Скорость: 33,4 узлов

Вооружение

Орудия: 1 MK 75

Торпедные аппараты: 6 324 мм

Противо-корабельные комплексы: 4 Гарпун

Зенитные установки: 1 Вулкан MK.15 ; 1 Стандарт

Вертолеты: 2

Радиолокационное оборудование

Сонар: 1 AN/SQS-56

Локатор/Радар: 1 AN/SPS-49

Системы управления огнем: 1 MK92

Страна США Австралия