Законодательство об оказании услуги по вывозу тбо. Твёрдые коммунальные отходы в СНТ, ТСН Твердые коммунальные отходы

Использование продуктов народного хозяйства (питания, бытового назначения) имеют свойство изменять свою потребительскую ценность и переходить в разряд отходов. Что такое ТКО? Отходы - это понятие, которое не имеет четкого определения. Неизвестно, что же является отходами, а что можно утилизировать как вторичное сырье. Экологическое движение по использованию отходов в качестве вторичного ресурса предлагает сбор отходов подвергнуть сортировочной системе.

Управляющие компании регулируют свою деятельность согласно принятым на законодательном уровне постановлением о включении в плату за обращение с ТКО. Что это в квитанции, и как будет реализовываться данная услуга? В соответствии с нововведениями от 2016 года эта графа в квитанции появилась отдельной строкой за оплату услуг по обслуживанию многоквартирных домов. Эта графа определяет плату за вывоз отходов коммунального хозяйства.

Классификация отходов

Задаваясь вопросом, "Обращение с ТКО - что это в квитанции?", нужно разобраться во всем по порядку. Все складируемые отходы разделяются на классы по степени опасности воздействия на окружающую среду. Всего их пять, только последний из них (5-й) включает коммунальные или бытовые отходы. Остальные четыре класса - это отходы промышленные.

Твердые коммунальные отходы имеют такие источники образования:

  • жилые кварталы;
  • объекты муниципального хозяйства, общественного питания;
  • кладбища;
  • смет уличный, талый снег;
  • предприятия торговли, исключением являются промышленные торговые залы, такие как офисное оборудование, автозалы и т. д.;
  • предприятия бытового обслуживания.

Что такое ТКО, из чего состоит понятие? Отходы, подразделяются по агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные. Твердые отходы образуются в коммунальном хозяйстве, при производстве продукции как побочные не использованные материалы или продукты выхода. - на химических заводах, металлургических комбинатах и там, где используются растворители и многие другие жидкие вещества. Газообразные отходы - это выбросы (продукты разложения) на промышленных предприятиях, образующиеся в процессе утилизации бытовых отходов.

Твердые коммунальные отходы

Ежегодно на полигоны отправляется тонны бытовых отходов.

До 2016 года отходы считались бытовыми и понимались как отходы от жилых районов. Что такое ТКО и ТБО? В чем разница? Ответить несложно. Это отходы, относящиеся к безопасным отходам, а их источники образования не отличаются. Реформирование оплаты услуг ЖКХ и разработка новых правил по наименованию и обращению с отходами внесла свои корректировки, которые отразились в коммунальных платежах.

Обращение с отходами

Деятельность по обращению с отходами состоит из набора операций, таких как сбор, накопление, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов. Эта деятельность регулируется постановлением от 2016 года № 458-ФЗ по обращению с отходами. Её осуществляет региональный оператор по обращению с твердыми бытовыми отходами. В некоторых случаях данная услуга оказывается совместно с управляющей компанией.

Тарифы на обращение с ТКО определяет региональный оператор, который обслуживает территорию. Распределение и назначение на должность регионального оператора осуществляется по территориальному признаку.

Что же это в квитанции означает "обращение с ТКО"? При накоплении и сборе отходов производится их утилизация. Рассчитывать стоимость этих услуг и нормативы их накопления производит региональный оператор (согласно тарифам). Размер платы за услуги по обслуживанию многоквартирных домов уменьшается на сумму за утилизацию отходов оператором.

Управляющая компания, заключая договор с оператором по обращению с отходами, обеспечивает регулярный и постоянный сбор и вывоз отходов, с последующим обезвреживанием их и утилизацией. Эта же компания должна содержать в чистоте площадки возле контейнеров. Все-таки, что это за "обращение с ТКО" в квитанции? Это сумма по распределению платы за обслуживание многоквартирного дома (по количеству жильцов этого дома). Размер платы зависит от сортировки отходов, которая учитывается по отдельному тарифу.

Тарифы по обращению с ТКО

Регулирование деятельности по обращению с отходами включает в себя тарифную систему оплаты деятельности и разрабатывает систему тарифов по каждому пункту этой деятельности.

Накопление отходов является стартовой единицей для определения тарифов. Система тарифов предусмотрена на деятельность по услугам регионального оператора, обработки, обеззараживания и утилизации их. Регулируемые тарифы пересматриваются каждые полгода и разбиваются по территориальной схеме с дифференциацией их по видам, технологическим особенностям. Вывоз ТКО и его регулярность или кратность входит в составляющие тарифных начислений.

Сбор отходов

Организация сбора отходов предполагает оборудованную площадку и наличие контейнеров для сбора и накопления отходов.

Обращение с ТКО, что это в квитанции? Входит ли это в часть оплаты за использование контейнеров? Раздельный сбор отходов целесообразен в том случае, если после сортировки они будут использоваться как вторичное сырье (пластмассовые бутылки, стекло, бумага, крупногабаритные отходы).

Накопление отходов

После систематического складирования и накопления должно быть произведен вывоз ТКО. Отходы вывозятся на специальные свалки или какие-то другие предусмотренные для этих целей места. Это также является составной частью платы за обращение с ТКО в квитанции.

Не успели собственники разобраться с одной аббревиатурой, как возникла новое понятие. ТКО и ТБО: в чем разница? ТБО - это Обращение с ними до 2016 года не подвергалось коммерческому учету, который производится расчетным путем и исходя из их массы. Нормативы накопления определяются, исходя из количества жильцов многоквартирного дома. Рассчитывается в среднем масса отходов на одного жильца. Регулярный вывоз отходов с мест их накопления позволяет произвести адекватный учет их и рассчитать по тарифу норматив накопления. Измерительные приборы подвергаются сертификации. Для работы с ними необходимо иметь допуск.

Обработка отходов

Сортировка отходов, их сбор и подготовка к утилизации является обработкой для последующего их использования или захоронения. Сортировке подвергаются отходы, наиболее пригодные для использования в качестве вторичного сырья. Например, бумага, сохранившая свои потребительские качества, может стать пригодной для использования ее после переработки как сырья в бумажно-целлюлозном производстве.

Обеззараживание/обезвреживание и утилизация отходов

Обеззараживание производится методом сжигания, с целью извлечения из отходов черных и цветных металлов с последующей их рекультивацией. Твердые коммунальные отходы обладают свойствами, которые определяются морфологическим и фракционным их составом.

Этот состав имеет вариативные значения в разных климатических зонах и сезонный характер изменений. Эти параметры определяют влажность, теплоемкость и размеры отходов, которые учитываются для выбора способов их обезвреживания. Влажность способствует слипанию их между собой, а при их обезвреживании в топках - к стенкам барабана. Фракционные компоненты ТКО могут обладать абразивными свойствами и истирать друг друга при их уплотнении, к таким компонентам относится стекло, фарфор, металлические детали. Плотность отходов имеет сезонный характер, который определяет ее как наиболее выраженную летом. Масса же зависит от размеров населенного пункта.

На специализированных санкционированных свалках, которые называют полигонами для твердых коммунальных отходов.

Это инженерные конструкции, обеспечивающие захоронение отходов и создание условий для их безопасного хранения длительный период времени. Извлечение фильтрата в процессе утрамбовывания и спрессовывания их в условиях полигона производится в специальном фильтрационном отсеке.

Влияние отходов на окружающую среду

Загрязнение окружающей среды отходами является проблемой охраны окружающей среды. Для решения задач по обеспечению экологической безопасности человека и природной среды необходимо разрабатывать схемы, обеспечивающие безопасность по обращению с отходами. Теперь понятно, что в квитанции "обращение с ТКО" - это плата за экологическую, санитарно-эпидемическую безопасность, которая заключается в обслуживании, её гарантирующем.

Экологическая напряженность, создаваемая отходами, не решается нововведениями по обращению с ТКО с 2016 года, но создает предпосылки для создания безопасной окружающей среды в пределах города. Выполнение законодательно обоснованных требований при обустройстве мест для накопления и сбора отходов создает условия их безопасной транспортировки. Реформы включают обращение с ТКО в систему расчетов за коммунальные услуги. Это отражено в квитанции, а платежи поступают региональному оператору, который территориально обслуживает коммунальное хозяйство.

Основной состав ТКО – это мусор из жилых помещений, в юридической интерпретации это товары, которые утратили свою ценность. При этом не имеет значения кто владелец мусора: физическое или юридическое лицо.

Вывоз ТКО (твердых коммунальных отходов) проходит по общей схеме: подается транспорт и контейнер для сбора мусора, наполняется и транспортируется на место сортировки, захоронения, переработки или уничтожения.

Особенности вывоза ТКО в Москве

Стандартный вывоз ТКО в Москве выглядит как разовый заказ или постоянный контракт с организацией. Возможна подача контейнеров на площадки и их замена по мере наполнения или по графику. Так же Вы можете заказать услуги рабочих и грузчиков для сбора мусора, демонтажа конструкций.

Преимущества компании Санитарим

Специалисты компании Санитарим вывозят мусор в режиме 24/7. При этом юристы учитывают тонкости законодательства, умеют правильно составлять сопроводительные и платежные документы. Для клиентов ничего не изменилось – Вы все так же можете заказать вывоз ТКО круглосуточно, из любого района Москвы, выбрать емкость, дополнительные услуги и удобный вариант оплаты.

Наступил 2016 год, и пора поговорить об уже вступивших в силу изменениях законодательства в сфере вывоза бытовых отходов , которые теперь стали отдельной коммунальной услугой. Рассмотрим, какие проблемы могут возникать на пути реализации этой сферы услуги и как их можно решить.

Напоминаем, что с 1 января 2015 года вступил в силу ФЗ №458 от 29.12.2014 года «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ».

Согласно новому закону, с 1 января 2016 года плата за вывоз твёрдых бытовых отходов перестала входить в состав ставки за содержание общего имущества МКД и выделена как отдельная коммунальная услуга. Эта сфера деятельности теперь будет лицензирована, и у каждого региона появится своя программа её реализации и свой оператор по вывозу ТКО.

Региональная программа

Раньше транспортировкой, вывозом, сбором и утилизацией бытовых отходов занимались разные организации. То есть собирать мусор могла управляющая компания, вывозить отходы - какая-нибудь другая организация, а утилизировать - третья. Весь этот процесс не был сосредоточен в руках одной организации. Теперь решено систематизировать этот процесс и передать в руки одного юридического лица - регионального оператора по вывозу мусора .

  • выбрать регионального оператора по вывозу ТКО;
  • установить предельные тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение мусора, а также определить единую ставку на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ;
  • утвердить региональную программу по обращению с ТКО;
  • разработать и утвердить территориальную схему по обращению с отходами.

В региональную программу должны входить:

  • целевые показатели;
  • список мероприятий для организации и софинансирования объектов сбора мусора, выявления мест несанкционированного размещения отходов ;
  • сведения об источниках финансирования;
  • другие вопросы.

В территориальную схему обращения с ТКО должны входить данные о:

  • местоположении источников образования ТКО;
  • количестве образующихся отходов с классификацией по видам и степени опасности;
  • целевых показателях;
  • местоположении сбора и накопления мусора;
  • местоположении объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию ТКО;
  • схеме потоков отходов, включая ТКО.

Возможные проблемы, связанные с обращением с ТКО

С 1 января 2016 года поменялась схема договорных отношений. В соответствии со ст.1 ФЗ №458 региональный оператор должен заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками помещений в МКД . Согласно ст.161 ЖК РФ договор на вывоз мусора является публичным. Поэтому его заключение с региональным оператором является обязательным для управляющих компаний и ТСН.

Так как региональный оператор по вывозу мусора оказывает коммунальную услугу , то он автоматически становится ресурсоснабжающей организацией. Следовательно, после заключения прямого договора между региональным оператором и собственниками помещений в МКД, в его обязанности будет также входить выставление квитанций и сбор платы за вывоз ТКО.

А это очередная головная боль и дополнительные расходы для данной ресурсоснабжающей организации . Кроме того, как и всем РСО региональному оператору также придётся раскрывать информацию о своей деятельности на Реформе ЖКХ и в ГИС ЖКХ после его вступления в силу с 1 июля 2016 года.

Расставил всё на свои места Высший арбитражный суд. Судья посчитал, что управляющая компания не может быть привлечена к ответственности за ведение деятельности по сбору ТКО без лицензии по нескольким причинам (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 №16692/10).

Во-первых, УК не должны получать лицензию на сбор ТКО, так как это не является осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД . Во-вторых, перемещение работниками УК отходов из мусоропроводов МКД в мусоровозы регионального оператора не является деятельностью по сбору отходов.

Таким образом, в обязанности управляющей компании и товарищества входит только деятельность по накоплению мусора и его временного складирования (на срок не более 6-11 месяцев) в местах, обустроенных для этого по требованию законодательства, для его дальнейшей транспортировки в пункты утилизации и обезвреживания.

Другим проблемным вопросом остаётся установление точки поставки коммунального ресурса, а также определение границ эксплуатационной ответственности для УК и регионального оператора. И хотя всё это закреплено в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года , но на практике зачастую даёт сбой. Законодатель хочет, чтобы каждая сторона этого процесса приняла в обслуживание то, что висит у неё на балансе. Вот тут и начинаются расхождения.

Региональный оператор начинает предоставлять свои услуги по вывозу ТКО от контейнерной площадки. К ним есть свои требования по содержанию в надлежащем состоянии, которые утверждены в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» .

Согласно этим требованиям, мусорные контейнеры должны размещаться на специально оборудованных площадках с бетонным или асфальтовым покрытием. Также они должны быть ограждены бордюром, по периметру которого высажены зеленые насаждения. Обязательно должен быть предусмотрен подъездной путь для автотранспорта, собирающего и вывозящего мусор.

На сегодняшний день пока ещё сбором денег за вывоз мусора занимается управляющая компания или ТСН, которые по инерции обслуживают контейнерные площадки. Но уже сейчас в квитанциях потребителей ЖКУ плата за вывоз ТКО выделяется в отдельную строку коммунальной услуги. Соответственно, эти деньги перестанут попадать в руки управляющей компании. Возникает вопрос, за чей счёт будут обслуживаться контейнерные площадки?

Если опять же обратиться к закону, то там сказано, что за содержание контейнерных площадок ответственность несут физические и юридические лица, а также ИП, которым данные объекты принадлежат на праве собственности, аренды, управления или другом вещевом праве. Однако, как показывает практика, в большинстве регионов нашей страны контейнерные площадки не принадлежат никому, ни собственникам помещений в МКД, ни муниципалитетам. Как быть в этом случае?

Согласно Постановлению Правительства РФ №290 от 03.04.2013 года управляющая компания или ТСН обслуживает контейнерные площадки только в том случае, если они расположены на территории, входящей в состав общего имущества МКД . Поэтому, прежде всего, необходимо оформить контейнерные площадки в собственность, после чего определить их как общее имущество собственников помещений в МКД. Для оформления нужно иметь сформированный земельный участок. Также понадобится соответствующее решение ОСС (ПП РФ №491 от 13.08.2006

Обращение с ТКО - что это такое в квитанции? В этом году начался поэтапный переход к ТКО (услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами) от услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Из этой статьи вы узнаете тонкости работы с региональными операторами ТКО, когда изменения коснутся вас и появятся ли у вас новые обязанности.

Формально термин «твердые коммунальные отходы» введен еще 1 января 2016 года и пришел на смену ТБО (твердым бытовым отходам), а обращение с ТКО стало одной из коммунальных услуг. Это предусмотрено ч. 4 ст. 154 ЖК РФ. С 1 января 2019 года порядок оплаты за ТКО изменился .

Чтобы начать переход на практике, нужно было сначала создать правовую базу. В 2016–2017 годах была заложена основа:

  • утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами ТКО (постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156);
  • внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Эти нововведения предусмотрены постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 (далее - Постановление № 232).

Кто будет оказывать коммунальную услугу по обращению с ТКО

Оказывать данную КУ вы будете вместе с региональным оператором по обращению с ТКО. Вы отвечаете за содержание места накопления отходов (контейнерной площадки), а региональный оператор - за оказание самой КУ начиная от места накопления.

Услуги по вывозу ТБО/ТКО исключаются из работ по содержанию и ремонту общего имущества.

Если МКД не оборудован централизованной системой водоотведения, то вывоз жидких бытовых отходов, как и прежде, - обязанность организации, управляющей МКД (подп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), п. 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень).

Когда заработает новая система коммунальных услуг

Региональный оператор начинает свою работу при выполнении двух условий:

  1. В субъекте РФ утвержден единый тариф на обращение с ТКО.
  2. Орган исполнительной власти субъекта РФ и региональный оператор по обращению с отходами заключили между собой соглашение.

2019

К этому году закончится переход от ТБО к обращению с ТКО.

Эти условия нужно выполнить до 1 января 2019 года. Такие требования установлены ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176‑ФЗ и п. 2 Постановления № 232.

Пока в вашем регионе не выполнены два указанных выше условия, вы продолжаете вывозить ТБО и собирать за это плату по-старому.

Как работать с региональным оператором

Вам нужно будет заключить типовой договор на оказание КУ по обращению с ТКО с региональным оператором. Тогда вы на законных основаниях сможете предоставлять эту коммунальную услугу потребителям. Это предусмотрено п. 148(7) Правил № 354. Типовая форма договора утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

  • Управление ТБО и основные проблемы на пути его оптимизации

Договоры с собственниками помещений на предоставление новой услуги по обращению с ТКО

Оказывать КУ по обращению с отходами до контейнерной площадки и заключать договор с собственниками помещений в МКД будете вы.

Какой договор нужно будет заключить, зависит от способа управления МКД:

  • при управлении УО - договор управления МКД. Заключается между УО и собственниками жилых помещений и машино-мест, лицами, получившими помещения от застройщика, либо застройщиком, товариществом или кооперативом;
  • при управлении ТСЖ, ЖК, ЖСК - договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО. Заключается между товариществом или кооперативом и собственниками жилых помещений и машино-мест.

При непосредственном способе управления МКД договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором заключают собственники помещений в МКД.

Такой порядок закреплен п. 148(4) Правил № 354.

Требования к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО

Главное требование - это периодичность вывоза отходов. Частота зависит от температуры на улице:

  • в холодное время года (при среднесуточной температуре 5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток;
  • в теплое время года (при среднесуточной температуре выше 5 °C) - не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз ТКО).

Допустимое отклонение сроков - не более:

  • 72 часов (суммарно) в течение одного месяца;
  • 48 часов единовременно при сред-несуточной температуре воздуха 5 °C и ниже;
  • 24 часов единовременно при среднесуточной температуре воздуха выше 5 °C.

К сведению

Региональный оператор должен направить вам предложение о заключении договора в течение месяца со дня получения соответствующего статуса. Вне зависимости от способа управления МКД региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками нежилых помещений (абз. 3 п. 148(1) Правил № 354).

За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором оно произошло, размер платы снижается на 3,3%.

Требования установлены разд. VII приложения 1 к Правилам № 354.

КУ по обращению с твердые коммунальные отходы не предоставляется на общедомовые нужды. Это предусмотрено п. 148(29) Правил № 354.

Плата за ТКО в счете за коммунальные услуги

Когда в вашем регионе начнет действовать новый порядок, вы должны будете исключить плату за вывоз мусора из состава платы за содержание жилого помещения. «Обращение с ТКО» нужно будет указать отдельной строкой в квитанции.

Плата будет рассчитываться исходя из количества постоянно и временно проживающих в помещении потребителей, если в субъекте РФ не принято решение о расчете платы исходя из общей площади жилого помещения.

Размер платы за КУ в квитанции по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителя рассчитывается по формулам 9(1)-9(8) приложения 2 к Правилам № 354 (пп. 148(30), 148(31), 148(38)). Порядок расчета зависит от двух факторов:

  • принимал ли орган власти субъекта РФ решение о расчете платы за обращение с ТКО исходя из общей площади жилого помещения;
  • раздельно или без разделения производится сбор и накопление ТКО в МКД.
  • Об оптимизации управления твердыми бытовыми отходами в системе ЖКХ
  • организация и содержание таких мест, в т. ч. обслуживание и очистка мусоропроводов, мусороприемников, контейнерных площадок;
  • организация сбора отходов I–IV классов опасности (далее - опасные отходы), например отработанных ртутьсодержащих ламп;
  • передача опасных отходов в организации, имеющие лицензии на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение таких отходов.

Это предусмотрено подп. «д(2)» п. 11 Правил № 491 и п. 26(1) Минимального перечня.

Популярное