Технологический ценовой аудит. Аудит инвестиционных проектов: современная практика Технический и ценовой аудит

Компания ИРБИС получила положительный отзыв от Заказчика ЗАО "Тристар Инвестмент Холдингс".
Специалисты компании оказали услуги по проведению финансово-технической экспертизы выполненных работ при проектировании и реконструкции объекта.

"ЗАО "Строительная компания "ИРБИС" исполнила договор по проведению финансово-технической экспертизы выполненных работ при проектировании и реконструкции объекта - здания по адресу: г. Санкт-Петербург, Вознесенский проспект, дом. 1, литер А (Дом А.Я. Лобанова-Ростовского, памятник культуры и истории федерального значения).
При проведении финансово-технической экспертизы в рамках Договора были выполнены (оказаны) нижеперечисленные инжиниринговые услуги:
* Проверка работ, выполненных Генеральным подрядчиком при реконструкции Объекта в следующем объеме:
- оценка стоимости выполненных работ;
- проверка объемов выполненных работ;
- проверка исполнительной документации, актов, протоколов и других документов относительно опробований, испытаний, проводимых на Объекте, в соответствии с требованиями законодательства РФ;
- оценка качества выполненных строительно-монтажных работ, а также проверка соответствия указанных работ и материалов техническим заданиям, проекту, СНиП, нормативным и законодательным актам Санкт-Петербурга и РФ;
* Проверка работ, выполненных Проектировщиком при проектировании проектной документации стадии "Рабочий проект" по Объекту на предмет соответствия утвержденной проектной документации стадии "Проект";
* Юридическое и инжиниринговое сопровождение завершения договорных отношений между Заказчиком и генеральным подрядчиком;
* Участие в передаче строительной площадки и объекта от Генерального подрядчика к другому лицу, определенному Заказчиком, и оформление соответствующего акта приема-передачи строительной площадки и Объекта.
ЗАО "Строительная компания "ИРБИС" полностью выполнила условия договора с ЗАО "Тристар Инвестмент Холдингс" в указанные сроки, с высоким качеством итогового Отчета и комплексным юридическим и инжиниринговым (техническим) сопровождением указанного проекта. Специалисты ЗАО "Строительная компания "ИРБИС" зарекомендовали себя компетентными и опытными специалистами в сфере строительного производства при проверке финансовой составляющей Объекта инвестирования, а также юридическому сопровождению при завершении Договорных отношений между Заказчиком и Генподрядчиком.
ЗАО "Тристар Инвестмент Холдингс" рекомендует фирму ЗАО "Строительная компания "ИРБИС" для выполнения аналогичных работ в области строительной деятельности перед другими Заказчиками," - В.В. Соболевская, генеральный директор.

Благодарим коллег за положительную оценку нашей работы и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 N 382 (ред. от 01.10.2018) "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием")


Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 N 382 (ред. от 01.10.2018) "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием")


Анализ заключений по результатам обязательного публичного технологического и ценового аудита (при необходимости его проведения) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382;

Обоснование наличия (отсутствия) объектов незавершенного по состоянию на 1 января текущего года строительства в предложениях об объемах бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП;


МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ


В соответствии с абзацем вторым пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 563 "О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 21, ст.3015)

приказываю:

1. Утвердить:

а) типовую форму заключения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

б) требования к оформлению заключения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Х.Д.Мавлиярова.

Министр
М.А.Мень


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
21 сентября 2017 года,
регистрационный N 48278

Приложение N 1. Заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНО

и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 3 июля 2017 года N 951/пр


типовая форма

Заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций

I. Общие сведения об инвестиционном проекте

1. Заявитель (застройщик (технический заказчик):

(указывается наименование и почтовый адрес)

2. Сведения об объекте капитального строительства:

(указывается в соответствии с обоснованием инвестиций, в том числе наименование объекта капитального строительства, технико-экономические показатели объекта капитального строительства, вид, функциональное назначение и характерные особенности объекта капитального строительства)

3. Основания для подготовки обоснования инвестиций:

4. Субъект(ы) Российской Федерации, в которых реализуется проект:

5. Муниципальные образования, на территории которых реализуется проект:

6. Экспертная организация, проводившая технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций (далее - ТЦА ОИ):

7. Основания для проведения ТЦА ОИ:

(перечень представленных документов, реквизиты договора о проведении ТЦА ОИ)

8. Источник и объем финансирования инвестиционного проекта:

9. Объем финансирования инвестиционного проекта за счет собственных средств:

10. Сведения о документах, подтверждающих полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика:

(если заявитель не является застройщиком, техническим заказчиком)

II. Публичное обсуждение обоснования инвестиций

11. Срок проведения публичного обсуждения обоснования инвестиций:

12. Сведения о количестве поступивших предложений и замечаний:

(указывается количество поступивших отзывов в рамках публичного обсуждения обоснования инвестиций)

III. Результаты ТЦА ОИ

13. Оценка основных (принципиальных) архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений в целях возможности их реализации при подготовке проектной документации объекта капитального строительства с учетом необходимости соблюдения требований технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологических, экологических требований, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также с учетом результатов инженерных изысканий

Выводы экспертной организации

14. Оценка оптимальности выбора места размещения объекта капитального строительства

Информация, содержащаяся в обосновании инвестиций

Выводы экспертной организации

15. Оценка основных (принципиальных) архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений, основного технологического оборудования, а также планируемых к применению строительных и отделочных материалов с учетом основных технико-экономических показателей объекта капитального строительства, современного уровня развития техники и технологий, применяемых в строительстве

Информация, содержащаяся в обосновании инвестиций

Выводы экспертной организации

16. Оценка обоснования предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства, которая не должна превышать укрупненный норматив цены строительства для объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, а при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства - с учетом документально подтвержденных сведений об инвестиционных проектах, реализуемых (реализованных) в отношении объектов капитального строительства, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство

Информация, содержащаяся в обосновании инвестиций

Выводы экспертной организации

17. Оценка целесообразности использования при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования

Информация, содержащаяся в обосновании инвестиций

Выводы экспертной организации

18. Оценка достаточности исходных данных, предусмотренных проектом задания на проектирование, для разработки проектной документации объекта капитального строительства

Информация, содержащаяся в обосновании инвестиций

Выводы экспертной организации

19. Оценка оптимальности сроков и этапов строительства объекта капитального строительства

Информация, содержащаяся в обосновании инвестиций

Выводы экспертной организации

20. Оценка правильности выбора экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (если обоснование инвестиций предусматривает использование такой проектной документации), или обоснованности решения о невозможности или нецелесообразности применения экономически эффективной проектной документации повторного использования

Информация, содержащаяся в обосновании инвестиций

Выводы экспертной организации

21. Выводы о возможности оптимизации выбранных основных (принципиальных) архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений

Информация, содержащаяся в обосновании инвестиций

Выводы экспертной организации

22. Выводы о возможности оптимизации выбранного основного технологического оборудования

Информация, содержащаяся в обосновании инвестиций

Выводы экспертной организации

23. Выводы о возможности оптимизации планируемых к применению строительных и отделочных материалов

Информация, содержащаяся в обосновании инвестиций

Выводы экспертной организации

24. Выводы о возможности сокращения сроков и этапов строительства

Информация, содержащаяся в обосновании инвестиций

Выводы экспертной организации

25. Выводы о возможности сокращения стоимости строительства в целом и отдельных его этапов

Информация, содержащаяся в обосновании инвестиций

Выводы экспертной организации

IV. Заключение по результатам проведенного ТЦА ОИ

Руководитель экспертной организации

(подпись, расшифровка подписи)

"__" ____________ ___ г.

Приложение N 2. Требования к оформлению заключения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций


Приложение N 2

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 3 июля 2017 года N 951/пр

1. Результатом технологического и ценового аудита обоснования инвестиций является заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций (далее - заключение), оформление которого осуществляется в соответствии с настоящими Требованиями.

2. Заключение должно содержать выводы по результатам проведенного технологического и ценового аудита обоснования инвестиций (далее - ТЦА ОИ) в целом, включая экспертную оценку, предусмотренную пунктами 13-20 типовой формы заключения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, утвержденной настоящим приказом (далее - форма), а также выводы, указанные в пунктах 21-25 формы (при их наличии).

3. Заключение должно быть аргументированным и доказательным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование и соответствовать результатам ТЦА ОИ. Содержащиеся в заключении отрицательные выводы должны быть мотивированы.

4. В случае представления документов для проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в форме электронного документа заключение направляется заявителю в форме электронного документа, в случае представления документов на бумажном носителе - в форме документа на бумажном носителе.

5. Заключение утверждается руководителем экспертной организации, проводившей ТЦА ОИ, либо должностным лицом, уполномоченным руководителем. Заключение, подготовленное в форме электронного документа, утверждается путем подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью.

6. Заключение, подготовленное в форме электронного документа, формируется в виде файла в формате xml (за исключением случая, установленного пунктом 7 настоящих Требований).

Схема, подлежащая использованию для формирования заключения в формате xml (далее - xml-схема), размещается на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) и вводится в действие по истечении трех месяцев со дня размещения.

После размещения на официальном сайте Министерства в сети Интернет новой xml-схемы в течение трех месяцев со дня введения ее в действие обеспечивается доступ к xml-схеме, прекратившей свое действие.

7. В случае, если на официальном сайте Министерства отсутствует xml-схема, подлежащая использованию для формирования заключения, заключение, подготовленное в форме электронного документа, формируется в формате pdf.

8. В заключении, подготовленном на бумажном носителе, не должно быть помарок, приписок, зачеркнутых слов и иных исправлений, а также повреждений, наличие которых не позволит однозначно истолковать их содержание.

9. Листы заключения, подготовленного на бумажном носителе, должны быть прошиты (с указанием количества сшитых страниц), пронумерованы и скреплены печатью организации, проводившей экспертизу.
________________
При наличии.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 22.09.2017,
N 0001201709220042

АО «НИЦ «Строительство» проводит технологический и ценовой аудит (ТЦА) проектов, в том числе Центр уполномочен проводить публичный технологический и ценовой аудит крупных инвестиционных проектов с государственным участием.

Осуществлять эффективный контроль над строительством и с технической, и с финансовой точки зрения дает возможность технологический аудит. НИЦ «Строительство» проводит такие работы при продаже, после окончания очередного этапа строительства или при переходе объекта к другому подрядчику и в других случаях.

Технологический аудит дает возможность контролировать качество, объем, и стоимость фактически выполненных работ. По его результатам выдается техническое и юридическое заключение об обоснованности понесенных расходов, проверяется система контроля и управления качеством, а также оценивается применяемые технические и технологические решения. Также производится проверка состояния строительного оборудования, обследуются здания и сооружения, конструкций, инженерные коммуникации, инженерные системы и сети.


Важный этап аудита - проверка проектной и технической документации. Специалисты компании делают экспертное заключение об обоснованности используемых конструктивных решений и соответствия технических документов положениям нормативов в области безопасности строительства.

Выводы по всем этапам технологического аудита, включая анализ документации, экспертизу объекта, контроль качества работ, оценку соответствия заявленной стоимости, включаются в экспертное заключение.

Преимущества выполнения технологического и ценового аудита строительства в НИЦ «Строительство»

Опыт работы с существующими нормативно-техническими правилами в сфере строительства, использование оригинальных методик и уникальный научный опыт специалистов позволяет реализовать все цели технологического и ценового аудита исключительно грамотно и оперативно. Многоэтапный контроль дает возможность обеспечивать высокое качество услуги.

Преимущества сотрудничества с «НИЦ «Строительство»:

  • использование современных методов позволяет производить обследования с минимальными потерями времени;
  • нацеленность на результат повышает мотивацию персонала и качество услуги;
  • высокий интеллектуальный уровень персонала способствует максимальному повышению качества строительного аудита.

Заказать ценовой и технологический аудит можно, обратившись в представительство «НИЦ «Строительство».

Мероприятия по ценовому аудиту строительства включают работы по определению стоимости произведенных строительных и монтажных работ, сравнению фактических и проектных значений смет. Кроме того, анализируется разрешительная документация. Ценовой аудит необходим заказчикам, которые хотят быть уверенными в целесообразности строительства в экономическом и техническом плане.

Данный вид проверки представляет собой достаточно трудоемкий и сложный процесс. Помимо непосредственного исследования объекта, аудит включает установление обязательств инвесторов и застройщиков, анализ договорных отношений. При проведении ценового аудита строительства в Москве и регионах России заказчик работ должен предоставить полный пакет документации: сметы, геодезические и инженерные изыскания, проект, особенности конструкции и т. д.

Основные этапы ценового аудита строительства

АО «НИЦ «Строительство» в процессе проверки объекта выполняет следующие работы:

  • определение качества, объема и стоимости выполненных строительных работ;
  • выявление рыночной стоимости исследуемого объекта на основании его реального технического состояния;
  • проверка объемов, стоимости и качества выполненных работ, не включенных в сметную документацию;
  • установление сроков окончания строительства;
  • проведение сравнительного анализа выполненных работ с проектными значениями. В процессе ценового аудита строительства проверяется соответствие цен на материалы, оборудование, технологии с заявленными данными в проекте;
  • исследование разрешительной документации, анализ договора между инвесторами и строительной организацией;
  • тщательное изучение сметной документации на обоснованность суммы строительства;
  • расчет реальной стоимости строительства с учетом обнаруженных дефектов.

По требованию заказчика в ценовой аудит строительства могут быть включены дополнительные разделы.

Члены Национального объединения Технологического и ценового аудита (НО ТЦА) приняли участие в разработке поправок о порядке утверждения инвестиционных программ энергетических компаний и контроле за их реализацией, в рамках которого основным инструментом должен стать технологический и ценовой аудит. Эти поправки утверждены Постановлением Правительства № 132 (от 16.02.2015г.).

Член Правления НО ТЦА и секретарь Совета потребителей при Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики Борис Ярышевский принял участие в разработке ряда принципиальных поправок, изменяющих порядок подготовки и утверждения инвестиционных программ в элекроэнергетике.

«Принятые правительством поправки вносят революционные новшества в порядок формирования и утверждения инвестиционных программ энергетических компаний, - отмечает Борис Ярышевский. – Эти изменения сделают процесс стратегического планирования в электроэнергетике в целом более прозрачным, позволят комплексно подходить к развитию энергосистемы, увязывая между собой проекты в генерации и электросетевом хозяйстве».

Основная суть внесенных поправок сводится к следующим пунктам. Во-первых, устанавливаются ключевые показатели эффективности (КПЭ) реализации инвестиционных программ, а также отдельных инвестиционных проектов субъектов электроэнергетики. Таким образом, можно будет увязать Стратегию развития электросетевого комплекса и инвестиционные программы, как основной механизм достижения поставленных целей. Кроме того, вводится понятие паспорт инвестиционного проекта, по которому можно будет проследить, для чего строится тот или иной объект.

Во-вторых, перечень компаний, на которые распространяется новый порядок утверждения инвестиционных программ, пополнился ОАО «Русгидро», ОАО «Росэнергоатом», а также рядом энергокомпаний, находящимися в собственности субъектов РФ.

В-третьих, на стадии проработки инвестиционных программ добавляется этап экспертного и общественного обсуждения. Более того, энергокомпаниям вменяется в обязанность прислушиваться к заключениям экспертов и отвечать на запросы, в том числе и Совета потребителей при Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики, а в регионах - к межотраслевым советам потребителей при руководителе субъекта РФ, соответственно.

Самое главное, с точки зрения НО ТЦА, новшество – введение обязательной процедуры технологического и ценового аудита не только отдельных инвестиционных проектов, но и инвестпрограмм федеральных и региональных энергетических компаний в целом. Без результатов аудита инвестиционные программы не будут рассматриваться Минэнерго России. Это позволит существенно оптимизировать государственные инвестиции в развитие электроэнергетики и обеспечит действительно комплексный подход к решению многих вопросов. Например, стоит ли в конкретном случае создавать новые генерирующие мощности или дешевле построить ЛЭП и транспортировать электроэнергию других станции. «Во многих случаях идет дискуссия о том, что выгоднее: модернизировать уже имеющиеся энергетические мощности или выводить их из эксплуатации и строить новые. Комплексный технологический и ценовой аудит инвестиционных программ должен дать ответ на эти и многие другие вопросы», - подчеркивает Борис Ярышевский.

НО ТЦА намерено принять активное участие в разработке концепции технологического и ценового аудита инвестиционных программ совместно с Минэнерго России. Региональные отделения Национального Объединения, уже созданы в 5 субъектах РФ, еще в семи регионах этот процесс вошел в завершающую стадию, а до конца 2015 число региональных отделений будет доведено до 30. Через своих представителей Национальное объединение Технологического и ценового аудита намерено оказывать субъектам РФ необходимую и исчерпывающую методическую поддержку.

По мнению НО ТЦА, результаты технологического и ценового аудита отдельных проектов и инвестпрограмм энергетических компаний, в соответствии с Постановлением № 132, могут быть обобщены Национальным Объединением и стать основой для нормативных справочников - типовых технологических решений капитального строительства, утверждаемых Минэнерго России для последующей работы.

Пресс-служба НО ТЦА

Справка:
Некоммерческое партнерство «Национальное объединение технологического и ценового аудита» (НО ТЦА, ) создано для реализации задач по повышению эффективности расходов с государственным участием (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике").
НО ТЦА ставит своей целью консолидацию усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием, экспертных организаций и представителей экспертного сообщества для создания рынка технологического и ценового аудита, профессии аудитора, а также скорейшего внедрения механизма независимого публичного технологического и ценового аудита (ТЦА).
На сегодняшний день с использованием механизмов публичного технологического и ценового аудита в России реализованы проекты с рядом государственных компаний и корпораций, в том числе с ОАО «РЖД», ГК «Автодор»,ОАО «Русгидро», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Россети» и т.д. По данным на конец ноября 2014 года, совокупная выявленная экономия от публичного технологического и ценового аудита этих «пилотных» проектов составил более 60 млрд. рублей.
Среди задач НО ТЦА – разработка национальных стандартов и стандартов организаций для проведения аудита, работа по совершенствованию нормативной правовой базы и требований к экспертным организациям, развитие компетенций и квалификаций специалистов, оказывающих услуги по технологическому и ценовому аудиту.
Для реализации этих задач НО ТЦА привлекает ведущие институты и отраслевых экспертов из крупнейших международных и отечественных компаний, представителей государственных учреждений. Президентом НО ТЦА вляется Анна Лупашко, эксперт Государственной ДумыРФ, член Консультативного совета при Межведомственной комиссии Росфинмониторинга.

Популярное