Сфера обслуживания. Презентация по географии «Связь

Сегодня на уроке мы будем рассматривать связь и сферу обслуживания: состав и уровень развития.

Связь – эта отрасль хозяйства, обеспечивающая прием и передачу информации.

Связь подразделяется на два основных вида: почтовую и электрическую.

Как вы думаете, чем занимается почтовая связь?

(Ответы учащихся: Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой различных почтовых отправлений писем, посылок и т. д.).

Почта в Сибири впервые появилась в 1698г. Ходила летом 3 раза из Москвы до Тобольска, далее в Енисейск, Нерчинск и Якутск. Телефонная станция появилась в Красноярске в 1862г. С 1930г. переименована в Красноярский районный узел. 15.09.1937г. в Красноярске создан почтамт”.

По уровню ее развития Россия не уступает развитым странам Европы (Франции, Швеции, Германии). На каждые 10 тыс. жителей приходится 3 предприятия связи.

Электрическая связь включает телефонную, видеотелефонную , телеграфную и космическую, радио- и телевизионное вещание, электронную почту. Этот вид связи в России развит недостаточно. Например, по числу абонентов мобильной связи Россия не уступает развитым странам мира (табл. 38). Но обеспеченность стационарными телефонами недостаточна.

Значительны различия в обеспеченности населения стационарными телефонами в разных районах России. Лучше всего телефонизированы города и села Центральной России: 28 телефонных аппаратов на 100 семей. Самые низкие показатели в Восточной Сибири - 18 аппаратов на 100 семей. Среди регионов России наиболее высок уровень телефонизации в Москве. Здесь практически каждая семья имеет стационарный телефон. Наименее телефонизированы Дагестан и Ингушетия, где телефоном обладает лишь каждая десятая семья.

Число пользователей мобильной связью и мировой компьютерной сетью Интернет в стране быстро растет. Количество пользователей мобильной сотовой связи превзошло число жителей страны и продолжает увеличиваться. Интернетом пользуется каждый шестой россиянин. Лидер в этой области - Москва.

Сфера обслуживания оказывает услуги населению.

Состоит из следующих отраслей:

· ЖКХ

· Услуги по социальному обеспечению населения

· Торговля и общественное питание

· Бытовое обслуживание

· Культура

· Образование

· Медицина

· Кредитно-финансовое обслуживание

· Государственное управление

· Рекреационное хозяйство

Распределите примеры по отраслям:

Удаление мусора, магазин, театр, банк, школа, санаторий, почта, дом престарелых, ремонт жилья, детский дом, рынок, парикмахерская, баня, телефон, библиотека, детский сад, больница, аптека, страховая компания.

Познакомимся с ЖКХ и рекреационным хозяйством

ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство. Обеспеченность жильем и качество жилья в стране низкая (30% граждан не имеют жилья)

На 1 человека должно приходится 18 квадратных метров

Рекреационное хозяйство

Главная задача – обеспечение отдыха людей.

Восстановление здоровья, отдых происходит в специальных учреждениях, домах отдыха, пансионатах, турбазах

Требования, предъявляемые к рекреационному району:

  • Рельеф (плоский, холмистый, горный);
  • Благоприятный климат (нежаркое лето и несуровая зима), оптимальные средние температуры от -15 до +25С;
  • Наличие водных объектов (рек и озёр);
  • Исторические и культурные памятники;
  • Минеральные воды и лечебные грязи;
  • Теплое море;
  • Безопасность жизни (низкий уровень преступности).

Рис.69. Рекреация в России.

Скопление учреждений в городе – город-курорт

Какие города-курорты вы знаете?

Факторы образования рекреационных районов:

· На основе природных условий и ресурсов

· Вокруг крупных городов

· Историко-культурные объекты

Государственный педагогический университет имени М. Акмуллы

Естественно-географический факультет

Конспект урока по географии на тему : «Связь. Сфера обслуживания. Наука »

Выполнил: студент 4 курса ЕГФ,

А Группа Г/Б-2 .

Уфа – 2011г.

Задачи

1.: Сформировать представление о видах связи и.

2.Развивать умение работать с текстом.

Цель дидактическая: создать условия для усвоения учебного материала

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас.

Литература : , : География России учебник для 8-9 класса: М – Дрофа 2003

1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня продолжаем изучение темы Связь, и начнем новую тему Сфера обслуживания. Наука

2. Изучение новой темы

Связь – эта отрасль хозяйства, обеспечивающая прием и передачу информации.

Чем занимается почтовая связь?

Дополнительный материал : “Почта в Сибири впервые появилась в 1698г. Ходила летом 3 раза из Москвы до Тобольска, далее в Енисейск, Нерчинск и Якутск. В июле 1862 года на Омской телеграфной станции было открыто телеграфное действие по направлению к Санкт-Петербургу. Телеграфная связь дала мощный импульс для развития Омска.

В 1917 году Омский телеграф был крупным предприятием , имеющим связи с Москвой, Петербургом, Самарой, Екатеринбургом, Иркутском, Барнаулом, Семипалатинском , Павлодаром и другими городами. 19 октября 1990г. принят в эксплуатацию центр коммутации сообщений на основе электронно-вычислительного комплекса. С 1999 году телеграммы обрабатывает электронная станция СТИН-Э.


Какие виды электрической связи вы знаете?

Учащиеся: Связь подразделяется на два основных вида: почтовую и электрическую.

Учитель: Правильно.

Дополнительный материал : “ Первая телефонная линия в городе Омске была построена в 1884 году, она соединила резиденцию генерал-губернатора (в настоящее время: здание музея изобразительных искусств) с его канцелярией (здание по ул. Интернациональной).

15 марта 1904 года в Омске была пущена в эксплуатацию телефонная станция фирмы "Эриксон" на 60 номеров. Дальнейшее развитие телефонной связи в городе шло быстрыми темпами

В годы Великой Отечественной войны городская телефонная сеть развивалась за счет эвакуированного оборудования Московской городской телефонной сети.

Первая автоматическая телефонная станция (АТС-2) на 6000 номеров была пущена в эксплуатацию 4 января 1961 года. В 90-е годы телефонной связью были обеспечены более восьмидесяти тысяч горожан ".

Учитель:- Запишите новую тему урока . Сфера обслуживания. Наука

Сфера обслуживания - одна из важнейжих сфер современного хозяйства, определяющих качество жизни населения. Предприятия сферы обслуживания главным образом сконцентрированы в городах. Это вполне объяснимо. Именно в городах сосредоточена основная часть нашей страны.

В современном обществе очень важна роль науки.

Наука -сфера человеческой деятельности, главная задача которой является получение и систематизация разнообразных знаний

Главенствующая роль в науке принадлежит научным кадрам – ученым, чей творческий труд позволяет получать новые знания.

Около половины научных организации страны расположено в Центральной России (2/5) и на Северо-Западе (1/8). Здесь же сосредоточена основная часть научных кадров. (соответственно 58% и 12%). Основная часть научных учереждений сконцентрирована в крупных городах и агломерациях . Это объясняется во первых тем, что учереждения науки и образования образовались в столичных городах.

Во-вторых, в крупнейших городах сосредот очены главные потребители научных разработок – предприятия наукоёмких отраслей и оборонного комплекса.

В третьих для организаций исследований научные учереждения устанавливают тесные связи. Поэтому они взаимопритягивают друг друга способствуя территориальной концентрации науки.

Таким образом, в географии российской науки исторически сложились значительные диспропорции . Они сглаживаются по мере создания новых научных научных центров в других районах страны.

География российской науки и её организация могут существенно измениться в связи с созданием технополисов .

Технополисы - это особые территориальные оброзования объединяющие научные центры с наукоёмкими предприятиями промышленности .

Основа технополиса - научный центр, образует региональный центр разработки и освоения производства высокотехнологичной продукции мирового класса. Программа деятельности технополиса обычно включает проведение фундаментальных и прикладных научных исследований с последующим продвижением их результатов в производство. Технополисы пользуются государственной поддержкой.

В России создадут Национальную нанотехнологическую сеть (ННС), целью которой является организация эффективного обмена информацией между центрами, занимающимися разработкой нанотехнологий,
Наносеть объединит 50 научных центров и ВУЗов, которым государство в настоящее время выделяет деньги в рамках федеральной целевой программы "Развитие наноиндустрии.

Кроме того в оборонном комплексе России сформировалось много научных центров, расположенных так называемых закрытых городах. В основе их образовалось ядерное и ракетное оружие . Теперь они могут стать ядрами новых технополисов.

3. Закрепление материала

Перечислить виды электрической связи. Как они развиты?

Какова роль почтовой связи и уровень её развития?

В чем заключается основные диспропорции в размещение отечественной науки? Как они преодолеваются?

4.Домашнее задание: Связь. Сфера обслуживания. Наука.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ПЛАН УРОКА: 1. Виды связи: а) почтовая; б) электрическая. 2. Уровень развития. 3. Сфера обслуживания: а) состав сферы услуг б) жилищно-коммунальное хозяйство. 4. Рекреационное хозяйство: а) требования к рекреационному району; б) факторы, влияющие на образование рекреационных районов.

3 слайд

Описание слайда:

ОПРОС Что называется инфраструктурным комплексом? Что объединяет инфраструктурный комплекс? Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса? В чём отличие производственной и непроизводственной сфер комплекса? К какой сфере комплекса можно отнести тему нашего урока?

4 слайд

Описание слайда:

Связь – эта отрасль хозяйства, обеспечивающая прием и передачу информации. СВЯЗЬ почтовая электрическая

5 слайд

Описание слайда:

ИЗ ИСТОРИИ ПОЧТЫ… С 1677 года в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в «немецкие» страны - так русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам «немых» языках. Помимо международных отправлений, «немецкая почта» доставляла так же купеческие письма и правительственные бумаги по России. Благодаря «немецкой почте», в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты. Примечательно, что «немецкую почту» от западноевропейских отличало то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе доставкой писем в основном занимались частные предприятия. В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

6 слайд

Описание слайда:

Очередное испытание почтовикам принесла Великая Отечественная Война, перед почтой стояла задача об обеспечении бесперебойной связи между фронтом и тылом. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток, в такой ситуации и родился знаменитый «солдатский треугольник». Ежемесячно в действующую армию доставлялось до 70 миллионов писем. Почтовые вагоны прицепляли к самым срочным воинским эшелонам, почта перевозилась самолетами, автомобилями, пароходами, мотоциклами – всеми возможными способами. Письма-треугольники приходили к бойцам благодаря четко налаженной организации почтовых служб и, безусловно, благодаря полевым почтальонам, которые в поисках адресата шли на передовую с риском для жизни.

7 слайд

Описание слайда:

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА (E-MAIL, EMAIL, E-MAIL) - служба и услуги по пересылке и получению электронных сообщений по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети. Появление электронной почты можно отнести к 1965 году, когда сотрудники Массачусетского технологического института (MIT) Ноэль Моррис и Том Влек написали программу MAIL для операционной системы CTSS (Compatible Time-Sharing System), установленную на компьютере IBM 7090/7094. Первую почтовую программу для пересылки сообщений в 1971 году создал Рэй Томлинсон, сотрудник компании «Bolt Beranek and Newman, Inc.» По признанию автора электронной почты, тестируя программу, он отправлял сам себе с компьютера на компьютер бессмысленные наборы букв. Привычный для пользователей символ @ вошел в обиход через год. Эта клавиша обозначала английский предлог at. Через некоторое время благодаря Ларри Робертсу появилась более простая программа для работы с почтой, которую сейчас мы бы назвали «почтовым клиентом». Она позволяла создавать и сортировать списки писем, пользователь мог выбирать и читать требуемое сообщение, сохранять послание в файле, а также пересылать электронные письма на другой адрес или автоматически отвечать на полученное послание. В 1979 году в электронной почте появился первый «смайлик». Разнообразить сухие компьютерные тексты предложил Кевин Маккензи. Несмотря на бурную дискуссию среди приверженцев и противников нововведения, смайлики вскоре стали очень популярны среди пользователей.

8 слайд

Описание слайда:

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА В РОССИИ: 11 лет назад в Рунете появился первый бесплатный почтовый сервер. Хотя зарождение эры электронной почты в России началось, скорее, в 1998 году, когда российские разработчики запустили службу mail.ru. С тех пор, наша «паутина» пополнилась почти двумя десятками бесплатных крупных почтовых серверов. Несмотря на схожую структуру и систему функционирования, среди них появились лидеры и аутсайдеры. В январе 2013 года начала свою работу национальная государственная электронная почта. Национальная государственная электронная почта предназначена для общения гражданина и государства. Это не значит, что это аналог существующих коммерческих электронных почт, которые позволяют общаться всем со всеми. Это защищенный почтовый ящик. Соответственно, это защищенный почтовый ящик и если ведомство получает от гражданина обращение, ему уже не нужно никаких подтверждений.

9 слайд

Описание слайда:

СФЕРА УСЛУГ Жилищно-коммунальное хозяйство. Услуги по социальному обеспечению населения. Торговля и общественное питание. Бытовое обслуживание. Услуги связи. Культурное обслуживание. Общественное обслуживание и воспитание детей. Кредитно-финансовое обслуживание. Рекреационное обслуживание. Медицинское обслуживание. Пассажирский транспорт.

10 слайд

Цель урока:

-



Задачи:

Познавательные:

Рассмотреть природные ресурсы морей России;

Раскрыть экологические проблемы морей России;

Изучить по картам моря, проливы, заливы.

Развивающие:

Развивать умение составлять описание географического объекта с опорой на предложенный план;

Продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за свою страну, бережное отношение к природе;

Основное содержание:

Практикум.

Способы действия учащихся:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Сфера услуг 19.02.2014г. 8 класс

Домашнее задание на урок 43: 1) изучить § 42; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 3-11 (если на предыдущем уроке учащиеся отдали предпочтение анкетированию, то задание 11 можно не выполнять); 3) выполнить задания 35 на с. 58; 56 и 57 на с. 62 тренажера.

Урок 43. Сфера услуг

Цель урока:

- познакомить учащихся с отраслями сферы услуг.


Выявить, что такое услуга, и какие отрасли образуют сферу услуг.
Раскрыть понятие «территориальная организация обслуживания».
Выявить отличия сферы услуг в городе и сельской местности.
Развивать умение проводить простейшие социологические исследования (анкетирование).

Задачи:

Познавательные:

Рассмотреть природные ресурсы морей России;

Раскрыть экологические проблемы морей России;

Изучить по картам моря, проливы, заливы.

Развивающие:

Развивать умение составлять описание географического объекта с опорой на предложенный план;

Продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за свою страну, бережное отношение к природе;

Основное содержание: сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.

Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и спроса на различные виды услуг на примере своей местности.

Способы действия учащихся: проанализировать текст § 43, схему «Состав сферы услуг», провести анкетирование по определению степени доступности и спроса на различные виды услуг, дать предложения по улучшению территориальной организации обслуживания.

Ценностный компонент урока: значение сферы услуг для общества и себя лично, проблемы развития непроизводственной сферы.

Проверка домашнего задания:
Проверку домашнего задания учитель осуществляет на основе материала § 42 и заданий тренажера.

1. Повторение ранее изученного.

1 место по грузообороту занимает …

Самый дорогой вид транспорта ….

Наиболее густая трансп.сеть сформирована в РФ на …

Главное преимущество автомобильного транспорта …

Главная ж/д магистраль РФ …

Самые дешевые перевозки …

Погодные условия особенно сильно влияют на работу …

Самый крупный порт на Балтике…

1 место в грузообороте принадлежит портам … бассейна

Судоходство между портами своей страны называется …

Самый большой объем перевозок грузов имеет порт …

Перевозка пассажиров на дальние расстояния – главная специализация…транспорта.

Ход урока:

Учитель приветствует учащихся. Все вместе приветствуют присутствующих гостей.

Ответная реакция детей.

Подвести к теме, заинтересовать (чем?)

Жизнь современного человека невозможно представить без транспорта и телефона, без магазинов, школ, парикмахерских, ремонтных мастерских, театров, музеев – иными словами, без сферы обслуживания. От уровня ее развития зависит уровень нашей жизни. Сфера обслуживания или социальная инфраструктура состоит из множества отраслей, предоставляющих услуги.

Этап подготовки к усвоению новых знаний, формирование субъектной позиции учащихся в учебном процессе

Совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, определение путей достижения общего и индивидуальных результатов

Осознание и принятие цели учебной деятельности учащимися, включение учащихся в процесс целеполагания

Ориентация на интересы и потребности учащихся, учет уровня их подготовленности к предстоящей деятельности

Связь изучаемой проблемы с жизненными ситуациями сегодняшнего дня.

Можно привести примеры отраслей хозяйства и попросить распределить, какие относятся к производственной сфере, а какие - нет. В конце урока повторить это задание

Этап усвоения новых знаний или способов действий.

Использование воспитательной ценности материала.

Создание ситуаций выбора

Совместное распределение поручений, обязанностей, функций, средств, видов групповой деятельности в соответствии с возможностями каждого участника деятельности

Обеспечение возможности для учащегося добиваться положительного результата, успеха в работе

Закрепление знаний и способов действий.

Наличие заданий, направленных на развитие эмоционально-чувственного восприятия, творческого воображения и интуиции.

Поддержка индивидуальных достижений учащегося, адекватная их оценка.

Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися) (подчеркнуть)

Поощрение учителем взаимопомощи.

Адекватность самооценки возможностей и способностей учащимися

3. Закрепление нового материала.

Какие отрасли включает в себя непроизводственная сфера?

Каково значение сферы обслуживания для человека?

Продолжите предложение - "услуга - это..."

Какие виды услуг вы знаете?

Какие отрасли образуют сферу услуг?

Какие рекреационные зоны можно выделить на территории РФ и стран бывшего СССР?

Назовите наиболее популярные зарубежные курорты.

Домашнее задание, инструктаж по выполнению.

Ориентация на необходимость добросовестного систематического отношения к выполнению домашнего задания

Вариативность домашнего задания

Алгоритм выполнения домашнего задания

Изучение нового материала:

Три сектора экономики:

Первичный сектор экономики объединяет отрасли, связанные с добычей сырья и его переработкой в полуфабрикаты. К первичному сектору относятся сельское хозяйство , рыболовство , лесоводство , охота (аграрно-промысловый сектор) и добыча природного сырья (угля , нефти , металлических руд и т. п.).

Вторичный сектор экономики обрабатывающая промышленность и строительство .

Третичный сектор экономики - сфера услуг . Переход к господствующей третичной экономике связан с ростом производительности труда в промышленности , в связи с чем высвобождались ресурсы для развития сферы услуг. К сферам услуг относят транспорт , связь , торговлю , туризм , здравоохранение и т. п.

«Что такое сфера услуг и какие отрасли ее образуют»

Итак, сфера услуг – часть третичного сектора экономики, имеющая все большее значение в современном обществе. Эта сфера либо доводит до потребителя то, что произвели в других отраслях (через торговлю), и обеспечивает их эксплуатацию (с помощью ремонта), либо сама производит услуги для населения (юрист, актер, учитель, врач и др.). То есть, услуги бывают двух видов.

Сравним:

Часовой завод (материальные блага - часы)

Мастерская по ремонту часов (новые материальные блага не производятся, а оказывается услуга по ремонту).

Большая часть товаров поступает к потребителю через сферу обслуживания.


На уроке, посвященном изучению непроизводственной сферы (или сферы услуг), учащиеся прежде всего устанавливают ее состав. В этом им помогает рисунок 75 (с. 203 учебника). Работа с карточками (индивидуально) – привести примеры по каждой отрасли сферы услуг.

Учитель задает вопрос: «Почему в связи с развитием общества возрастает роль непроизводственной сферы?»
Современный человек нуждается в услугах и привык пользоваться сферой услуг в течение всей жизни. Обращая внимание учеников на определение (с. 202 учебника), учитель вводит понятие услуга - деятельность, не создающая новый вещественный продукт, но меняющая качество продукта или предоставляющая некое благо в форме деятельности.

Как вы понимаете это определение? Определение разобрать и записать в тетрадь

Особую специфику размещения имеют рекреационные и санаторно-курортные учреждения. При их размещении важным оказывается не только близость к потребителю услуг, но и наличие соответствующих природных и социально-экономических ресурсов. Поэтому два крупных рекреационно-курортных района сформировалось в нашей стране на Северном Кавказе - - наиболее благоприятном по природным условиям районе России, располагающем к тому же. большими запасами минеральных вод и другими лечебными факторами. Это район Кавказских Минеральных Вод в Ставропольском крае (города Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и др.) и черноморское побережье Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик).

Однако большую вместимость имеют также рекреационные и санаторно-курортные учреждения Московской области. Их развитие было обусловлено не благоприятными природными условиями, а близостью потребителя. Рассчитаны они в основном на краткосрочные отдых и лечение. Важные центры туризма расположены в Северо-Западном (Санкт-Петербрг с пригородами, Ростов Великий, Новгород, Псков) и Центральном экономических районах (города Золотого кольца России - Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Углич, Переславль-Залесский, Сергиев Посад).


Следующий вопрос, рассматриваемый на уроке, - «Территориальная организация сферы обслуживания». (Какими услугами вы пользуетесь каждый день? Приведите примеры.). (Какими услугами вы пользуетесь эпизодически? периодически? Приведите примеры.)

Размещение учреждений определяется прежде всего частотой спроса.

На с. 204 учебника школьники находят ответ на вопрос, что включает в себя территориальная организация обслуживания.

Доходы населения определяют соотношение самообслуживания и общественного обслуживания. Чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля самообслуживания, так как исчезает необходимость экономить средства на услуги, предоставляемые специализированными организациями сферы обслуживания. С ростом доходов растут также потребности в количестве и качестве предоставляемых услуг.

Здесь можно с анкетами что-то придумать!!!

На примере медицинского обслуживания учащиеся выявляют особенности территориальной системы обслуживания.

Карта Гугл с подписанными учреждениями Центрального района

Организация обслуживания в городах и сельской местности

Придумать задание (чтобы сами додумались) . Может распечатать планы местности… и дети будут с ними работать
Затем обсуждается вопрос, чем отличается организация обслуживания в городе и сельской местности. Желательно, чтобы учащиеся сами высказались по этому поводу на основе личных наблюдений и опыта.
В завершение урока учащиеся выполняют задания рубрик «Это я могу» и «Это мне интересно» на с. 205 учебника.

Практическая работа

(возможно, с анкетами)

Домашнее задание: 1) изучить § 43; 2) ответить на вопросы 1-4 на с. 205; 3) выполнить задания №14 на с. 52; №37 на с. 58-59; №58 на с. 62 тренажера.

Рекреационное хозяйство

Выделяют районы: 1) на основе природных ресурсов и условий (ЧПК, Кавказские мин.воды, Байкал);

2) вокруг крупных городов (крупная рекреац.зона – Подмосковье);

3) ценных культурно-исторических объектов (Сергиев Посад, Суздаль, дворцово-парковые объекты С.-Петербурга – Петродворец, Павлов, Пушкин).

Рекреационное хозяйство размещается по территории страны крайне неравномерно, большая часть учреждений сосредоточена в Европейской части РФ, в Северо-Кавказском эк. районе, на Среднем Урале. Главной проблемой рекреационного хозяйства является то, что созданная в стране сеть учреждений отдыха и туризма не обеспечивает потребности населения в услугах. Например, спрос на экскурсионные услуги удовлетворяется только на 20 - 30 %, в общем объеме платных услуг вес оздоровительных услуг не превышает 10 %. Актуальным сегодня является и то, что после распада СССР за рубежами РФ остались наиболее благоустроенные курорты Крыма, Закавказья и Прибалтики.

Можно выделить главные особенности сферы обслуживания:

1. Место и время производства и потребления услуги для большинства видов услуг совпадают. Поэтому при размещении

большинства организаций сферы обслуживания наиболее важной оказывается ориентация на потребителя - или на его место жительства, или на его место работы, или на транспортные потоки между местами жительства и работы. 2. Услуги могут быть нужными всем и всегда (например, услуги жилищно-коммунального хозяйства), многим и всегда (транспорт - для поездок с самыми разнообразными целями), немногим и всегда (школы - для тех семей, где есть дети школьного возраста), немногим и иногда (больницы - людям с плохими состоянием здоровья).

3. Услуги, как правило, можно подразделить на повседневные (необходимые постоянно), периодические (необходимые от одного до нескольких раз в месяц) и эпизодические (необходимые несколько раз в год или реже). Для первой группы особенно важна близость к потребителям - их жилью или работе. Организации, оказывающие услуги, как правило, самые маленькие, а их сеть самая густая. Для эпизодических услуг более важным оказывается качество, разнообразие, обеспеченность специалистами. Организации наиболее крупные, и находятся они обычно в местах, одинаково хорошо доступных для большого количества потребителей (в центре города). Организации, оказывающие периодические услуги, по характеристикам занимают промежуточное положение между двумя крайними группами, а их размещение наиболее тесно связано с транспортными потоками.

4. Для большинства услуг характерны резкие временные колебания потребности в них. Эти колебания могут быть суточными (утренний и вечерний часы пик на транспорте), недельными (нагрузка на зрелищные учреждения в основном в выходные дни), сезонными (курортный сезон для учреждений рекреации и лечения, а также для „всех других организаций сферы обслуживания в курортных районах). Общая мощность организаций должна быть такой, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей в период максимальной нагрузки. Но значительную часть времени "пиковые" мощности простаивают, что снижает экономическую эффективность сферы обслуживания.

5. Для каждого вида услуг можно выделить минимальные и оптимальные размеры предприятий с точки зрения качества и себестоимости услуг. При этом обычно резко преобладают организации минимального размера. Укрупнение размеров ведет к повышению качества и снижению себестоимости, но при этом происходит удаление организаций обслуживания от потребителей. Таким образом, социальная эффективность (удобство для потребителей) вступает в противоречие с экономической (оптимальные размеры предприятий).

6. Выделяются услуги платные и бесплатные. Последние также являются платными, но их предоставление финансирует все общество в целом через соответствующие бюджетные и внебюджетные фонды. Поэтому для конкретных потребителей они получаются бесплатными. Платные услуги предоставляются всем желающим их получить и способным оплатить. Поэтому связь между конкретными потребителями и организациями оказывается вероятностной. Вероятность использования определенного предприятия тем больше, чем более оно доступно для потребителя. Для бесплатных услуг, как правило, существует четкая привязка (территориальная) потребителей к организациям. Обычно потребители привязаны к ближайшим (территориально) организациям, но особенности административного устройства могут вносить нарушения в эту зависимость.

7. Одним из главных критериев уровня развития сферы обслуживания и оптимальности ее территориальной организации является доступность услуг. Она может быть территориальной (временной) и финансовой (доходной). Территориальная система обслуживания - учреждения обслуживания вместе со своей зоной влияния. Соответственно, можно выделить центры обслуживания - пункты, которые обслуживают не только собственное население, но и из других мест. Доступность в таком случае можно выразить как долю людей, пользующихся услугой, от всего количества населения в зоне влияния, которое нуждается в данной услуге.

8. Территориальные системы обслуживания различаются в городах и в сельской местности. В городах система состоит из трех уровней: 1) город; 2) жилой район; 3) микрорайон. Для каждого уровня формируется свой набор учреждений сферы обслуживания.

В больших городах численность населения микрорайонов достигает 20 тыс. чел., районов - до 100-150 тыс. чел. В малых городах выделяются только микрорайоны с населением 4-6 тыс. чел. В пределах микрорайона, как правило, предоставляются все повседневные услуги. Главное - близость к потребителю (в пределах пешеходной доступности 5-10 мин) при минимальном уровне качества. В пределах района предоставляется большинство периодических услуг. Организации наиболее часто концентрируются в транспортных узлах (пересечение магистралей, станции метро и т. п.). Территориальная доступность - 5-10 мин на общественном транспорте. На уровне города предоставляются практически все услуги, в том числе эпизодические. Для них главное - это качество при доступности для максимального количества потребителей. Поэтому соответствующие организации концентрируются обычно в центре города.

9. На селе относительный полный набор учреждений повседневного обслуживания можно создать только в населенных пунктах с более чем 1 тыс. жителей. Это будет соответствовать микрорайону в городе, но некоторые организации придется дотировать, так число клиентов будет слишком мало для безубыточной работы. В более мелких поселениях будут только отдельные учреждения (магазины, школы, больницы и др.), а в большинстве сельских населенных пунктов вообще нет никаких учреждений обслуживания. Эпизодические и большинство периодических услуг сельским жителям предоставляются в городах, что является одним из проявлений центральных функций городов.

10. Можно выделить несколько основных показателей развитости сферы обслуживания. В сельской местности особенно большое значение имеют транспорт и сеть дорог, чтобы обеспечить доставку потребителей к центрам обслуживания. Поэтому очень важный показатель - густота транспортной сети. Для каждого вида услуг можно определить удовлетворенность - по нормативам (нормативный метод) или по реальному потреблению (поведенческий метод). Существенно также потребление услуг на человека (в абсолютных или денежных показателях), но душевое потребление обязательно надо соотносить с доступностью - долей потребляющих услугу от всех нуждающихся в ней. Среднее душевое потребление может быть относительно высоким, при этом для большинства нуждающихся услуга может быть недоступной по тем или иным причинам. Важный показатель - комплексность сферы обслуживания. Предоставление многих видов услуг может быть развито очень хорошо, но при этом услуги не взаимозаменяемы. И отсутствие хотя бы одной из основных услуг делает всю сферу обслуживания неразвитой, не способной удовлетворить потребности. Наконец, о значении сферы услуг в экономике судят по ее доле в ВВП и занятости. Но при этом иногда даже 100% доля сферы обслуживания является свидетельством не ее высокого уровня развития, а показателем неразвитости всех остальных сфер экономики (например, такая ситуация может сложиться в шахтерском городе после закрытия всех шахт).