Каннам корея. Стиль «Каннам» в Южной Корее

Слева - церковь Великомученицы Варвары, справа - храм Петра и Павла

Смоленск открывается нам постепенно: город так насыщен архитектурными и историческими достопримечательностями, что сразу всё это богатство осознать невозможно. И вот пришла очередь посмотреть, может быть, главные сокровища Смоленска - три домонгольских храма, то есть построенных до татаро-монгольского нашествия. Первое знакомство было просто внешним - посмотреть, где находятся, как лучше снимать, где парковаться.
В итоге пришло осознание, что все три церкви связаны не просто временем постройки, но и тем, что построены на средства и по указу потомков Владимира Мономаха - внуком Ростиславом Мстиславичем и двумя сыновьями Ростислава. Территориально все находятся поблизости, недалеко от берега Днепра. На участке берега Днепра, где стоят две церкви Иоанна Богослова и Михаила Архангела, раньше было древнее урочище Смядынь по имени речки, впадавшей в Днепр. Смоленские князья Ростислав Мстиславич и его сыновья Роман и Давид превратили Смядынь в княжескую территорию и застроили её красивыми придворными храмами. Итак, время, место, личности - всё это объединяет три храма Смоленска.

1. Сначала отправляемся на улицу Кашена к храму Петра и Павла. Это в Заднепровском районе, рядом с вокзалом. Поблизости есть стоянка для машин.
Церковь Петра и Павла построена князем Ростиславом Мстиславичем в XII веке (1125-1160) в византийской традиции из узких глиняных кирпичей - плинфы, скрепленной известковым раствором. В фундаменте заложены булыжники на глине. Наружная декоративная отделка строения достаточно скромна и выражается в поясе небольших арок, вертикальных выступах в виде лопаток, пилястр и полуколонн.

2. Одноглавый храм с примыкающими тремя высокими апсидами и главой на массивном 12-гранном барабане, опирающемся на квадратный постамент, и сейчас выглядит очень величественно и торжественно. Особенно по сравнению со стоящей совсем рядом белокаменной церковью Великомученицы Варвары, построенной в XVIII веке.

3. Во время Великой Отечественной войны Петропавловская церковь была сильно разрушена, и ее восстановили с приданием первоначального облика лишь в 60-х годах XX века под руководством архитектора П.Д. Барановского. Православной церкви храм передан в 1991 году.

4. Когда-то будучи в Чернигове, видела там церковь, подобную смоленскому храму Петра и Павла. Её тоже воссоздал в первозданном виде из руин архитектор Пётр Дмитриевич Барановский, уроженец Смоленской губернии. Пятницкая церковь в Чернигове была построена в конце XII - начале XIII веков на Пятницком поле, которое было местом торгов. Небольшое, стройное четырёхстолпное сооружение имеет много общего с домонгольскими памятниками Смоленска. Сооружение этой церкви приписывается зодчему Петру Милонегу.


Пятницкая церковь в Чернигове, фото 1971 года

5. И вот, уже несколько раз я упомянула имя Пётра Дмитриевича Барановского (1892-1984), уроженца Смоленской губернии, - выдающегося ученого-археолога, талантливого архитектора-реставратора памятников древнерусского зодчества. Об этом человеке надо почаще вспоминать с благодарностью! Барановский - основатель музея в Коломенском и музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре, считается спасителем храма Василия Блаженного от уничтожения. И это только малая часть той красоты, которую спас этот замечательный человек за свою долгую жизнь, а прожил он 92 года.

Родился Петр Дмитриевич Барановский 14 февраля 1892 года в селе Шуйском Вяземского уезда Смоленской губернии в семье безземельных крестьян-ремесленников, его творческий путь начался на родине - в Смоленской области. Здесь он, уже будучи студентом Московского строительно-технического училища, в 1911 году составил подробный план реставрации Болдинского монастыря. За это в 1912 году двадцатилетний крестьянский сын был награжден золотой медалью Русского Археологического общества. На эти деньги Барановский купил себе фотоаппарат и поехал по России.
После непродолжительной работы на железнодорожных и промышленных постройках, с началом Первой мировой войны был призван в армию, служил военным инженером. После войны он работал и одновременно учился на искусствоведческом факультете Московского археологического института, который окончил с золотой медалью. В 1918 году за несколько месяцев он написал диссертацию о памятниках Болдинского монастыря. Учитывая важность научных открытий, ему было присвоено профессорское звание в 26 лет. В 1918 году стал преподавателем Московского университета; в том же году восстанавливал здания Спасо-Преображенского монастыря, церкви Петра и Павла и Митрополичьих палат в Ярославле.
В 1921 году организовал свою первую (из десяти) экспедицию на русский Север. В конце 1920-x годов Барановский реставрировал Казанский собор на Красной площади (закрытый ещё в 1918 году,). Отреставрированный им частично Казанский собор был вскоре уничтожен.
В 1933 году Барановского обвинили в антисоветской деятельности и сослали в сибирские лагеря, где он и пробыл три года. В городе Мариинске Кемеровской области, где располагался лагерь, Барановский работал помощником начальника строительной части.
После освобождения в 1936 году Барановский поселился за "101 километром", и некоторое время работал в музее города Александрова. После возвращения в столицу (1938) Петр Дмитриевич Барановский работал в структурах государственной охраны памятников, был одним из основателей ВООПИК (1966).
Несмотря на репрессии и три года лагерей, Петр Дмитриевич не утратил своей принципиальности. В почти разрушенном (было уничтожено 70% жилых зданий) Чернигове он явился на бюро горкома партии с требованием приспособить один из цехов кирпичного завода под изготовление тонкого кирпича-плинфы, который был необходим для восстановления черниговской церкви Параскевы Пятницы. По мнению профессиональных архитекторов, реставраторов и историков, проект восстановления этой церкви и его реализация стали мировым эталоном реставрации. Главным принципом в реставрации Барановский считал восстановление первоначального облика здания, уничтожая все позднейшие пристройки и наслоения.


Вид с моста через Днепр

7. Храм, называвшийся в старину церковью «на варяжке», был возведён в 1173 году по указу смоленского князя Романа Ростиславича, сына Ростислава Мстиславича. Того самого, на средства которого была построена церковь Петра и Павла. Вот так выглядела церковь на дореволюционной открытке:

Иоанно-Богословская церковь в Смоленске. Конец XIX - начало XX века

8. Церковь расположена очень удачно - на невысоком холме над Днепром. Некоторые историки считают, что она была построена как придворная. Кроме того, Иоаннобогословская церковь благодаря своему расположению должна была стать местом паломничества купцов, проплывавших по Днепру. Князь Роман вошел в историю Смоленска, как один из наиболее просвещённых правителей. Поэтому именно церковь Иоанна Богослова стала важнейшим культурным центром города. При Романе Ростиславиче в этом храме открыли первое на Смоленщине церковное училище, здесь составлялись многочисленные смоленские летописи, отсюда на близлежащие территории распространялась письменность.

9. На внешних угловых лопатках церкви до наших дней сохранились декоративные кресты, изготовленные из плинфы. Ранее к зданию примыкали галерея и два придела у углов церкви с восточной стороны. Первоначальная постройка из кирпича на булыжном фундаменте сохранилась на высоту стен основного объёма. Своды, восьмерик и подкупольные столбы были переложены в XVIII веке, тогда же частично были замурованы древние окна и пристроены трапезная и колокольня, которые были уничтожены в годы немецкой оккупации.

10. Иоаннобогословский храм - классический одноглавый, крестово-купольный, четырехстолпный храм с тремя полукруглыми апсидами, сложенным из узкого кирпича византийского образца (плинфы) на известковом растворе. Из внешнего орнамента на церкви присутствуют декоративные кресты из плинфы и нишки под арочными окнами 8-гранного барабана. Нынешний пол церкви почти на два метра выше первоначального его уровня.

11. Иоаннобогословская церковь без каких-либо изменений просуществовала до начала XVII века. Потом несколько раз разрушалась и восстанавливалась. После революции 1917 года храм какое-то время был действующим, но в 1933 году его закрыли и передали под музей и библиотеку. Самые серьёзные разрушения церковь получила во время Великой Отечественной войны, когда была разрушена ее западная часть, а пристроенные в XVIII веке трапезная и колокольня и вовсе были превращены в руины.
Церковь Иоанна Богослова была отреставрирована только в 70-х годах. Во время этой реставрации с храма сняли многочисленные поздние наслоения и придали ему вид, максимально приближенный к первоначальному. В 1993 году церковь Иоанна Богослова вернули Смоленской епархии. Планируется восстановление колокольни.
Самый лучший вид на храм Иоанна Богослова открывается всё же с этого моста через Днепр.

12. От церкви Иоанна Богослова направляемся на Парковую улицу. Здесь поблизости находится церковь Архангела Михаила (Свирская) - ещё одна из трех церквей домонгольского периода, сохранившихся в Смоленске. Она стоит на холме, у подножия которого в прошлом в Днепр впадала речка Смядынь.

13. Выглядит церковь необыкновенно стройной и возвышенной, но не потому что стоит на холме, а из-за своих пропорций. Она была построена в 1191-94 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, брата Романа Ростиславича и входила в архитектурный комплекс загородного княжеского двора. Князь Давид хотел затмить масштабами и красотой все церкви в округе, в том числе церковь Иоанна Богослова. И это ему, по-видимому, удалось. Пропорции храма устремлены вверх - для своего времени это было очень необычно, а внутреннее убранство, как соощает летопись, поражало современников своим великолепием. Наружными и внутренними декоративными украшениями служат пояски, уступчатые ниши, рельефные кресты и бровки из поребрика.


Церковь Михаила Архангела (Свирская) в Смоленске. Фото начала XX века

14. Название церкви Свирская историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель. Храм сложен из плинфы, скрепленной известковым раствором, сохранился на высоту до сводов. Кладка в некоторых местах открыта.

История её разрушений и восстановлений близка к судьбе двух других домонгольских храмов. В 1930-м году богослужения в Свирской церкви прекратились и в ней организовали военный склад. Вот только во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьёзной реставрации, которую и провели в 1963-м году. Вторую в ХХ веке реставрацию церкви Архангела Михаила осуществили в 1978 году.
Теперь нам предстоит внимательное и детальное знакомство с этими тремя удивительными памятниками отечественной истории.

«Архитектура Древней Руси. Русь домонгольская» – презентация, которая расскажет о самых значительных памятниках архитектуры домонгольской Руси. Приняв в конце Х века христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная на первых порах их заслонила.

Архитектура Древней Руси. Русь домонгольская

«Не знаем, на небе ли мы были или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и Богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы не можем забыть красоты той»,—

рассказывали посланцы князю Владимиру о своём посещении Софийского собора Константинополя.

«Мы взяли из Византии евангелие и традицию»
А.С. Пушкин

Приняв в конце Х века христианство, киевский князь Владимир принял и которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная на первых порах их заслонила.

С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на продольные части – нефы, четыре опорных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживавшими через паруса световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом.

К подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру; отсюда название системы – крестово-купольная.

Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий – апсид.

Поперечное пространство в западной части храма называлось нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближённые во время богослужения.

Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками.

Наиболее распространённой в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная – стены воздвигали из тонкого кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе – цемянке. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался полосатым, что уже само по себе было решением декоративного оформления экстерьера.

«О, светло-светлая и украсно украшена
земля Русская!

Десятинная церковь

Сразу после принятия христианства в Киеве был построен храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (989-996) – первый известный нам каменный храм Киевской Руси. Десятинная церковь (князь выделил на её содержание десятую часть своих доходов – отсюда и название) была разрушена во время нашествия монголо-татар.

Десятинная церковь была богато «изукрашена»: об этом свидетельствуют фрагменты фресок и мозаик, плит наборного пола, обломки колонн, куски резных капителей обнаруженные археологами на площади, где стояла Десятинная церковь. Это была большая 25-главая шестистолпная церковь, с двух сторон обнесённая пониженными галереями, что придавало пирамидальный облик всему храму.

Десятинная церковь стояла на главной площади города. Тут же располагались княжеский дворец, хоромы дружины и городской знати. Княжеский терем и главные святыни города – соборы – стояли высоко над Днепром, «на горе».

У подножия холма, «на подоле», жили купцы, ремесленники, городская беднота. Киев рубежа Х-ХI века был хорошо укреплённым городом, стена на мощном земляном валу была деревянной, но ворота в ней были каменными.

В 1031-1036 гг. в Чернигове греческими мастерами был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Этот самый «византийский» храм Киевской Руси сохранился до наших дней почти целиком.

София Киевская

В 1037 г. Ярославом Мудрым в Киеве был заложен каменный Софийский собор, пятиапсидный, 13-купольный. Постройка собора связана с окончательной победой войска князя Ярослава над печенегами.

Также как и Десятинная церковь и Спасо-Преображенский собор, София имеет выраженную пирамидальную композицию. Пирамидальность, наращение масс – черты, чуждые византийскому зодчеству.

Ступенчатая пирамидальность, также как многоглавие, была исконно национальной чертой русского зодчества. Наибольшую декоративность фасадам сообщала живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня.

Интерьер Софии Киевской был необычайно богат и живописен: хорошо освещённые алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой.

Столбы нефов, более тёмные боковые помещения под хорами, стены расписаны фресками. Полы были также мозаичными и из шифера. Ши́фер - строительный материал. Первоначально - плиты небольших размеров, изготовленные из глинистых сланцев. Также шифером назывался необработанный глинистый сланец.

Богородица в конхе апсиды Киевской Софии, стоящая с воздетыми руками – канонический тип Оранты (молящейся), — воспринималась киевлянами как образ защитницы города, олицетворение самой «матери городов русских» Её прозвали «Нерушимой стеной». По легенде, пока цела киевская Оранта, будет стоять и Киев.

«Где София, тут и Новгород»

Пятикупольный Новгородский Софийский собор (1045-1050), хотя и строился по образу и подобию Киевского, но всё же значительно отличался от последнего.

Новгородский храм был сложен из камней, скреплённых известковым раствором, впоследствии побеленных штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами, придало ему большую живописность. В Новгородской Софии чувствуется богатырская сила. Недаром собор почитался новгородцами, говорившими: «Где София, тут и Новгород»

София Полоцкая

В 1066 году была построена третья София в Полоцке, техника кладки которого аналогична киевской. Основной объем храма был строго центричен, его внутреннее пространство членилось крещатыми столбами на пять нефов. Храм принадлежал к сложному варианту крестово-купольной системы. Завершался собор семью главами.

Георгиевский собор Юрьева монастыря

В 1119 году князь Всеволод Мстиславич в древнем Юрьевом монастыре возводит каменный собор.

Георгиевский собор, как и Новгородская София, поражает величавостью и массивностью. Он господствует над огромными водными просторами при речном подступе к городу.

Имена древнерусских зодчих в подавляющем большинстве своем нам неизвестны. Но имя создателя Георгиевского собора сохранилось на страницах поздней новгородской летописи - им был «мастер Петр».

Георгиевским собором завершается монументальное княжеское строительство в Новгороде XII века.

В киевскую пору были заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих строительных школ различных древнерусских княжеств эпохи феодальной раздробленности.

Приглашаю заглянуть на мой . Здесь есть маршрут, посвящённый архитектуре домонгольской Руси . Обстоятельное повествование о рождении и устройстве древнерусского храма любознательный читатель моего сайта найдёт на сайте Арзамас.

Удачи!


О. М. Иоаннисян


В истории древнерусского зодчества, пожалуй, нет более сложного и нерешенного вопроса, чем вопрос о христианском культовом зодчестве первых веков существования русской архитектуры. Как известно, развитие монументальной архитектуры (т. е. строительства из долговечных материалов - камня и кирпича) начинается только после принятия Русью христианства в конце X века. Правда, есть сведения и о том, что до официального принятия Русью христианства в качестве государственной религии в Киеве уже существовала церковь Ильи, упоминаемая в «Повести временных лет» в тексте договора Руси с Византией еще под 945 годом. Долгое время сам факт ее существования оставался дискуссионным, а в настоящее время продолжает еще оставаться дискуссионным вопрос о ее локализации.3 До тех пор, пока остатки этого древнейшего киевского храма не будут обнаружены, ничего определенного о его формах сказать невозможно. Поэтому, подлинная история русского зодчества начинается с постройкой в Киеве в 989-996 годах Десятинной церкви, возведенной сразу после крещения Руси присланными из Константинополя византийскими мастерами.

Самый начальный этап развития древнерусского зодчества неразрывно связан с архитектурой Византии, откуда на Русь в конце Х~Х1 веков приходили мастера-строители, принесшие с собой технику кладки из плинфы, крестовокупольный тип храма, приемы и формы каменного строительства. Количество строительных артелей на Руси в это время было минимально - за весь этот период на Руси (в основном, в Киеве) было возведено всего лишь около двух десятков монументальных построек, в то время как сама потребность строительства храмов в крестившейся Руси намного превышала возможности артелей мастеров-каменщиков, которыми она располагала. Потребности эти должны были удовлетворятся силами строителей-плотников, «древоделов», искусство которых было для Руси традиционным с древнейших времен. О строительстве деревянных храмов сразу же после принятия Русью христианства свидетельствует и летопись, сообщающая о том, что после крещения князь Владимир «повеле рубити церкви и поставляли по местом, иде же стояху кумиры». Позднее, в XII-XIII веках, когда количество строительных артелей на Руси увеличилось, и строительная изография стала более широкой, интенсивность монументального строительства, связанного, в основном, с княжеским заказом,8 все равно не могла обеспечить потребностей общества в храмовом строительстве. Поэтому большую часть строительства храмов должны были взять все те же артели плотников. Письменные источники неоднократно сообщают нам об очень большом количестве храмов и монастырей в таких городах как Киев, Чернигов, Галич, Новгород, Ростов, однако количество известных нам монументальных храмов в этих городах значительно меньше называемых летописцами цифр. Даже если учесть, ЧТО далеко не все не дошедшие до нас монументальные постройки домонгольской эпохи еще обнаружены, все равно большая часть храмов, несомненно, была деревянными постройками. Скорее всего, таковыми были приходские кончанские храмы в большинстве больших древнерусских городов (за исключением Новгорода со второй половины XII века и, по- видимому, киевского Подола с рубежа XII и XIII веков), монастырские храмы, возведенные не по княжескому заказу, храмы в тех городах, где не было своих строительных артелей, и уж, конечно, фактически все сельские храмы.

Если о монументальном зодчестве домонгольской Руси в результате исследований последних десятилетий стало известно очень много нового,9 то деревянное культовое зодчество этой эпохи было и остается самой неисследованной страницей в истории русской архитектуры. Время, не пощадившее даже многие каменные храмы этого периода, еще более жестоко обошлось с постройками из такого недолговечного материала, как дерево. Самая ранняя из дошедших до нас деревянных церквей - церковь Лазаря Муромского монастыря, находящаяся сейчас в Кижах , - относится уже к XIV веку. Известно, что законы развития каменного и деревянного зодчества различны и обуславливаются различиями в особенностях материала. Однако, существуя и развиваясь одновременно, каменная и деревянная архитектура не могли не влиять друг на друга, тем более, что и из камня (или кирпича-плинфы), и из дерева возводились постройки, выполнявшие одну и ту же функцию - христианского храма. Более того, литургические каноны должны были до известной степени обеспечивать единство многих форм в монументальном и деревянном храмостроении.

Исследователи древнерусского зодчества никогда не упускали из виду это обстоятельство и, стремясь представить себе какими были домонгольские деревянные церкви, обращались к памятникам монументальной архитектуры. При этом большинство из них исходило из предположения, что деревянная архитектура, имевшая глубокие корни на русской почве, оказала влияние на композиционные особенности каменных храмов. Так как типы, а также формы и приемы каменного строительства были вместе с христианством принесены на Русь из Византии, то, по мнению, этих исследователей, работая вместе с византийскими зодчими над постройками каменных соборов, русские мастера, незнакомые до этого с каменным строительством, но имевшие за плечами многовековой опыт в области плотничного искусства, привносили в композицию новых каменных зданий некоторые особенности привычной деревянной архитектуры, что и придавало своеобразие каменному зодчеству домонгольской Руси.

В то же время, всякая возможность влияния форм каменной архитектуры на деревянное зодчество совершенно исключалась. Один из наиболее ярких выразителей этой точки зрения М. Красовский писал: «...наши плотники, сооружая деревянные церкви, приспособляли для них те конструктивные и художественные приемы, которые им были уже хорошо знакомы, а те немногие, которых не хватало в их запасе, им пришлось изобретать самим. Заимствовать было неоткуда, потому что в области плотничного искусства русские цветы , конечно, стояли впереди византийцев, строивших почти исключительно из камня и кирпича».

Ю. П. Спегальский, наоборот, считал, что некоторые формы и конструкции первоначально сложились в творчестве каменщиков и затем (пали приспособлены к особенностям деревянной архитектуры.12
Некоторое представление о внешнем облике древнейших деревянных церквей на Руси можно было получить из сведений, сообщаемых и письменными источниками...

Скачать:

Другие новости по теме

    Template not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tplTemplate not found: /templates/Default/relatednews.tpl