Что в точности означает гексаграмма номер 5. Главное в гуа

Символ положительный и означает время надежды и ожидание грядущего начала нового позитивного жизненного периода. Во время гадания гексаграмма 5 выпадает достаточно часто.

Время ждать и упорно собираться с силами, скоро они понадобятся, когда придёт весна, сойдет снег и зацветут цветы.

Торопливость и поспешные действия могут навредить.

Потерпите еще пару месяцев, пока появится человек, который сможет вам помочь так, как вы и не предполагаете.

Пока энергично обдумывайте и планируйте дальнейшие действия, чем целеустремленнее и решительнее вы займетесь разработкой последующих планов, тем быстрее придет поддержка и помощь.

Может возникнуть влечение к человеку старше вас. Свой интерес к этому человеку старайтесь не проявлять слишком открыто.

Ваше финансовое и материальное положение должно внезапно улучшиться.

Ваше желание исполнится, при условии вашей целеустремленности и предусмотрительности.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 5. Необходимость ждать (Ожидание)

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос – Сюй — Необходимость ждать.

Иероглиф изображает дождь и знак, обозначающий одновременно остановку и источник.

Символ подразумевает необходимость ожидания; заботиться, присматривать, служить; обеспечивать необходимым; ждать, медлить, сомневаться; иметь терпение и сосредоточенность; пережидать дождь.

Смысловые связи гексаграммы 5. Сюй

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить как символизирующую время для ожидания, планирования, изучения обстановки и ситуации. Необходима тщательная оценка событий и подходящего момента для действий. Успех обеспечит связь с духами (изначальное свершение). Путь к удаче открыт (счастье). Это не время для отстаивания принципов, выступления вперед или покорения горных вершин. Подходящее время вскоре настанет. Это позволит начать проект или основать предприятие — вступить в реку жизни со своей целью. Забота, разделение еды и питья с другими людьми с духом этого времени находятся в гармонии. Ситуация полна благотворным отдыхом, довольством, душевным спокойствием и гармонией. Имейте терпение. Ожидание может привести к великим свершениям и славе. Не жалейте времени на ожидание.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании пятой гексаграммы.

[Обладателю правды — изначальное свершение. Стойкость — к счастью.

Благоприятен брод через великую реку]

I. В начале девятка.

Ожидание на окраине.

— Благоприятно быть постоянным. Хулы не будет.

II. Девятка вторая.

Если вы будете ожидать на [прибрежном] песке

(В непосредственной близости и готовности действовать при наступлении нужного момента)

— Предстоят незначительные разговоры. В конце концов — счастье.

III. Девятка третья.

Если вы будете ожидать в тине (пассивно ожидая и не готовясь к решительным действиям).

— Приблизится приход разбойников.

IV. Шестерка четвертая.

Ожидание в крови (ждите, но боритесь).

— Выйди из пещеры (преодолей свой страх)!

V. Девятка пятая.

Ожидание за вином и явствами.

— Стойкость к счастью.

VI. Наверху шестерка.

(Если) Войдешь в пещеру (вернись к проблеме), и будет приход трех неторопливых гостей.

— Отнесись к ним с уважением, и, в конце концов, будет счастье!

Гексаграмма Сюй в любовном раскладе И-цзин указывает на то, что события сейчас будут развиваться неспешно, поскольку у вас просто нет сил для того, чтобы совершить новый виток в своей жизни. Даже, если вам кажется, что сейчас в переполнены любовью, ваши чувства накалены, как никогда, но на самом деле это не так. Мало того, гексаграмма Сюй предупреждает, если вы ощущаете нечто подобное, то это уже сигнал о том, что вы переоценили сами себя. Гексаграмма Сюй советует остановиться и сделать паузу в ваших любовных отношениях, иначе, на фоне внутреннего опустошения, вы можете совершить множество ошибок, последствия которых будет сложно исправить.

Появление в любовном раскладе И-цзин гексаграмма Сюй символизирует момент, когда вы достигли некоторого душевного рубежа, за которым лежит территория неизвестного. Ваш любовный партнер сейчас не замечает того, что происходит с вами, а вы слишком остро стали реагировать на все. Понятное дело, что такая ситуация очень быстро приведет к конфликту. Поэтому гексаграмма Сюй говорит – затаитесь, может быть, даже имеет смысл на некоторое время прекратить тесное общение и на день или два отдохнуть друг от друга.

Кроме того, гексаграмма Сюй говорит о том, что как ни странно, но ваши любовные отношения нуждаются в планировании. В зависимости от контекста любовного гадания И-цзин это может означать уже конкретное планирование свадьбы или нюансов совместного проживания, либо в период зарождающихся отношений это может означать, что вам стоит переосмыслить то, как вы друг к другу относитесь, вполне вероятно, вас давно уже что-то не устраивает и это пора изменить. Только поймите, гексаграмма Сюй говорит о том, то сейчас надо распланировать, как вы будете это менять, а не собственно идти напролом в отношения. Так вы сделаете только хуже.

В некоторых любовных гаданиях И-цзин гексаграмма Сюй означает, что вам нужно просто ждать, как бы вам не хотелось, что бы объект ваших сердечных чувств ответил вам взаимностью, но пока, увы, не все так просто, поэтому запаситесь терпением и ждите.

Кроме того, гексаграмма Сюй рекомендует сейчас разобраться в себе, а именно точно решить, чем вы готовы жертвовать ради счастья в любви, а чем нет. Причем речь идет не только о внешних моментах, но и внутренних. То есть гексаграмма Сюй советует пересмотреть свои жизненные принципы и решить, какими из них вы готовы пожертвовать ради любимого человека и любви вообще. Собственно говоря, это самое главное, что нужно сделать в данный период, ради этого в вашей судьбе и наступило затишье. Гексаграмма Сюй напоминает, что любовь – это не только чувства, но и выбор.

© Алексей Корнеев © Алексей Купрейчик

Обладателю правды - изначальное свершение. Стойкость - к счастью. Благоприятен брод через великую реку.

Ожидание на окраине. Благоприятно применение постоянства. Хулы не будет.
Ожидание на (прибрежном) песке. - Предстоят незначительные разговоры. В конце концов - счастье.
Ожидание в тине. - Близится приход разбойников.
Ожидание в крови. - Выйди из пещеры.
Ожидание за вином и яствами. - Стойкость к счастью.
Войдешь в пещеру, и будет приход трех неторопливых гостей. - Отнесись к ним с уважением, и в конце концов будет счастье.

Название

Сюй (Необходимость ждать): заботиться, присматривать, служить; обеспечивать необходимое; ждать, медлить, сомневаться; иметь терпение и сосредоточенность; пережидать дождь. Иероглиф изображает дождь и знак, обозначающий одновременно остановку и источник. Это подразумевает необходимость ожидания.

Образный ряд

Это время для ожидания и изучения обстановки. Выясните, что требуется в данной ситуации. Ждите подходящего момента для действия. Связь с духами (изначальное свершение) обеспечит успех. Путь открыт (счастье). Вскоре настанет подходящее время, чтобы вступить в реку жизни со своей целью, начать проект или основать предприятие. Не жалейте времени на оценку событий, тщательно выполняйте все текущие дела. Разделение еды и питья с другими людьми находится в гармонии с духом этого времени. Это не время для выступления вперед, отстаивания принципов или покорения горных вершин. Ситуация насыщена благотворным отдыхом, душевным спокойствием, довольством и гармонией. Имейте терпение. Ожидание может привести к славе и великим свершениям.

Внешний и Внутренний миры

Вода и Небо

Внутренняя сосредоточенность противостоит внешней опасности через бдительное ожидание.

Ожидание содержит в себе скрытую возможность разрешения внутренних конфликтов.

Последовательность

Незрелое нуждается в питании и поддержке. Осознание этого подразумевает необходимость ждать.

Определение

Ожидание означает отсутствие выступления.

Образ

небо, затянутое облаками.

Символ

тучи сгущаются, но дождь не идет.

Облака закрывают небо. Ожидание.

Благородный человек ест и пьет для отдыха и радости.

Линии гексаграммы

Вначале девятка

Ожидание на окраине.
Благоприятно постоянство деятельности.
Хулы не будет.

Ожидание предшествует началу действия. Это преддверие познания, когда необходимо постоянство в усвоении пройденного. Никто не может упрекнуть вас в медлительности.

Девятка вторая

Ожидание на прибрежном песке.
Предстоят незначительные разговоры.
В конце концов - счастье.

Ожидание на берегу отражает внутренние сомнения и борьбу между старым и новым. Вас окружают незначительные люди и незначительные разговоры. Приспособьтесь к этому. Переждите ситуацию, и путь будет открыт (счастье).

Девятка третья

Ожидание в тине.
Близится приход разбойников.

Вы сделали шаг вперед и теперь находитесь в опасности. Уязвимость позволяет косности и мраку (разбойникам) получить преимущество перед вами. У вас еще есть время, чтобы обдумать это предостережение.

Шестерка четвертая

Ожидание в крови.
Выход из пещеры.

Напряженность возрастает до такой степени, что ее можно выразить лишь образом кровавого боя. Выход из ситуации можно сравнить с выходом из пещеры; из тьмы - к свету осознания.

Девятка пятая

Ожидание за вином и яствами.
Стойкость - к счастью.

Преодоление кризиса сменяется периодом отдохновения. Пируя с другими, вы сокращаете время ожидания. Спокойствие приходит с опытом. Путь открыт (счастье). Достойное отделено от недостойного.

Наверху шестерка

Войдешь в пещеру.
Будет приход трех неторопливых гостей.
Почтишь их - в конце концов будет счастье.

Время ожидания окончено. Пройдя через мрак к свету, вы получили возможность без ущерба вернуться обратно для глубоких размышлений. Этапы ожидания оживают в памяти как неторопливые гости. Они могут принять облик реальных людей, и, оказав им почтение, вы получите ответы на свои вопросы.

Ассоциативное толкование

  1. Полная луна означает перспективу очень успешной карьеры.
  2. Ворота означают, что небо всегда оставляет дверь открытой.
  3. Человек, держащийся за хвост дракона, означает «стараться достичь успеха, держась за фалды великого мастера».
  4. Монах-регистратор означает, что вами будет руководить заслуженная личность.
  5. Могила означает, что двенадцать - счастливое число.

Ожидание. Если вы искренни, придет великий успех. Стойкость - к счастью. Благоприятное время для пересечения великой реки.

  1. Это гексаграмма августа. Она хороша для весны и зимы.
  2. Вода (верхняя триграмма) испаряется и становится тучами в небе. Крестьянин ждет, чтобы тучи стали дождем. Но для этого необходимо время.

Объяснение отдельных яо по Чжоу-гуну.

Первое яо.

Начальная девятка. Ожидание на лугу. Хорошо продолжать с тем, что у вас есть в настоящий момент. Это - правильный подход.

  1. Подождите немного, поскольку нужное время еще не пришло.
  2. Отложите свой только что задуманный план.
  3. У вашего партнера неприятность, он или она не может дать вам то, что вы просите.

Второе яо.
Девятка вторая. Ожидание на песке у реки. Пущена неприятная сплетня. В конце концов Будет удача.

  1. У вашего друга может быть неприятность; не впутывайтесь в это.
  2. Когда видна чистосердечная самоотверженность, весь мир посторонится, чтобы дать вам пройти.
  3. Успокойтесь. Не вступайте в тяжбу.

Третье яо.
Девятка третья. Ожидание в грязи, враг приближается.

  1. Вы встречаете общее противодействие по причине своей беззаботности.
  2. Если не позаботитесь о себе, встретитесь с бедностью и Ваша подруга нашла новую любовь.

Четвертое яо.
Шестерка четвертая. Ожидание в крови. Попытайтесь выбраться из ямы.

  1. Не пытайтесь прибегать к насилию.
  2. Ситуация очень опасная. Надо стоять спокойно и позволить судьбе выбрать свой курс.
  3. Пациенту нужна операция.

Пятое яо.
Девятка пятая. Ожидание за едой и питьем. Настойчивый получит удачу.

  1. Спокойно ждите хороших новостей.
  2. Хорошая пища для вас сейчас - не роскошь.
  3. Вы поправитесь от болезни.

Шестое яо.
Верхняя шестерка. Падение в яму. Появляются три нежданных гостя. Развлеки их, и в конце концов будет удача.

  1. Ожидание окончено. Для продвижения вперед в этой ситуации нужно принять меры предосторожности.
  2. Если мы идем втроем, по крайней мере один из остальных двух годится для того, чтобы стать моим учителем в какой-либо сфере.
  3. Три года тяжелой работы увенчаются успехом.

Общее толкование по Ю.Шуцкому

В процессе развития недоразвитых именно с особой силой выступает необходимостью планомерности и выдержки, т.е. «необходимость ждать». И по поводу самовоспитания, - одного из видов воспитания вообще - Мын-чзы приводит следующую притчу: «Необходимо (все время) работать (над собой), но не (рассчитывать на) непосредственный успех. Пусть сознание и не забывает об этом деле, и не «помогает росту». Не надо быть таким, как один человек из удела Сун, который был удручен тем, что его всходы не растут, и стал их вытягивать. Много так потрудившись, он вернулся домой и сказал домашним: «Как я сегодня устал! Я помогал всходам расти». Его сын побежал смотреть на всходы, а они уже засохли. Мало кто в мире не «помогает» так расти». Однако здесь имеется в виду не пассивное ожидание благоприятных обстоятельств, а, наоборот, самая активная подготовительная деятельность: нижняя триграмма - это «творчество», которое пока сосредоточено внутри и еще не проявляется вовне, ибо оно окружено туманом и облаками (верхняя триграмма - внешний мир - вода). Если каждое событие имеет свою причину, то, правильно создавая причины будущих событий, мы готовим их правильную реализацию. Творя правду теперь, ее реализацию можно предоставить будущему, когда она сама собой проявиться. Поэтому на данной ступени существенным является «обладание», и тогда ее «блеск», ее очевидность будет развиваться сама собой. При таком распределении деятельности сама «необходимость ждать» приобретает несколько иной смысл, и именно здесь уместно указание на ее конечный результат, на возможность предпринять крупное и серьезное дело - переправляться через великую реку - через весь поток человеческой жизни, чтобы плодотворно достигнуть высшего идеала человеческого совершенства. Этот образ находит себе поддержку и в самой гексаграмме: со всей полнотой внутренних сил творчества, мужества и ясности перед водной опасной пучиной окружения - и решительно двинуться в нее. Это мысли в тексте выражены так: Необходимость ждать. Обладай правдой. Тогда блеск ее разовьется, и стойкость будет к счастью. Благоприятен брод через великую реку.

В каждом человеке заложена способность к новым актам познания. Но до сих пор, пока они существуют лишь совершенно латентно, процесс нового познания еще не начался, и здесь еще неуместно говорить о какой бы то ни было необходимости ждать. Еще нечего ждать. Но как только процесс познания приведен в действие, так сразу же необходимо считаться с закономерностью ритма, в которой он протекает, для успешности и результативности его развития. Первые же этапы в процессе нового познания состоят в основательном усвоении уже известного предшественникам. Поэтому здесь идет речь еще не о личном познании, а об изучении того, что может быть почерпнуто из книг или из учительской традиции. Конечно, это никак не должно подменять подлинного самостоятельного акта познания, ибо это лишь преддверие, предместье познания. Тем не менее, это совершенно необходимая ступень. Не только нельзя миновать ее, но даже торопливость и нетерпение на этой ступени могут оказать лишь пагубное влияние на весь процесс. Наоборот, в этой Необходимости ждать - постоянство в деятельности усвоения уже известного приносит самые благие плоды. И на данной ступени никак нельзя упрекать человека в медлительности, ибо она вытекает из постоянства, из самой необходимости ждать. Само собой ясно, что личная борьба с ошибочными и ложными взглядами здесь немыслима. В тексте это выражено следующими словами: В начале сильная черта. Ожидание в предместье. Благоприятствует постоянству деятельности. Хулы не будет.

На следующей, второй ступени требуется нечто большее, чем простое интеллектуальное усвоение того, что уже известно. Здесь человек уже должен сам выйти к непосредственному данному миру и вступить с ним в соприкосновение как пассивно - в созерцании, так и активно - в моральной деятельности, проистекающей из познания. Сомнения здесь уже должны быть преодолены. Но именно из-за этого волевого усилия к новому познанию возмущается и противится этому импульсу все косное и инертное в человеке. Поэтому здесь лишь, на берегу, на познания, Необходимость ждать характеризуется тем, что возникнут «небольшие толки», некоторый спор между импульсом к новому познанию и косностью накопленного опыта. Но подлинное умение выждать и переждать здесь, в конце концов, приводит к счастью. В тексте об этом говорится так: Сильная черта на втором месте. Ожидание на (прибрежном) песке. Будут небольшие толки. В конце концов - счастье.

Для окончательного усвоения нового познания необходимо выждать, пока приобретенное знание не станет столь же естественным и непроизвольным, как, например, чувственное восприятие. Если предыдущая ступень может быть уподоблена ожидания на берегу, то здесь сделан еще шаг вперед, еще ближе к реке (которая символизирована верхней триграммой «вода» - «река»). Здесь - ожидание в илу. Здесь все отрицательное, все силы косности и мрака выступают во всей своей мощности. Именно здесь их необходимо преодолеть, но для этого надо сначала предостеречь об их наступлении. Такое предостережение мы и находим в тексте: Сильная черта на третьем месте. Ожидание в илу. Надвигается приход разбойников.

При благоприятном исходе кризиса, выраженного в предыдущей позиции, дальнейшее движение выражается в совершенно особой форме необходимости ждать. Это не пассивное ожидание, а творческое, активное ожидание, исполненное внутренних сил, приобретенных на предыдущих ступенях. Здесь, чтобы приобретенное знание пронести в будущее, необходимо защитить его и отвоевать его от всех противоборствующих сил. В кажущемся спокойствии ожидания в действительности протекает столь интенсивная деятельность, что она может быть выражена лишь в образе кровавого боя. Уже не на прибрежном песке, не в илу приходится здесь ждать своего часа: здесь - ожидание крови. Но только оно дает возможность выйти из темной пещеры незнания в открытый и ясно воспринимаемый мир. Текст облекает это в следующие образы: Слабая черта на четвертом месте. Ожидание в крови. Выход из пещеры.

Выиграв бой предыдущей ступени, человек приходит к той стадии ожидания, на которой стираются грани положительного и отрицательного. Все уже завоевано, все уже достигнуто. Обобщено и прежде добытое знание, и содержание нового акта познания. Наступает момент успокоения, тот момент, когда нет нужды в деятельности, когда возможен спокойный пир, за которым проходит время ожидания. Здесь нужна лишь спокойная целеустремленность. Уже благодаря ей одной гарантировано счастье. Это возможно лишь благодаря тому, что было положительно приобретено на предыдущих ступенях. В тексте по этому поводу сказано следующее: Сильная черта на пятом месте. Ожидание за вином и явствами. Стойкость - к счастью.

Полное новое познание достигнуто. Более того: оно окончательно освоено. Это дает возможность не только знать, но и мочь. То, что прежде было личной ограниченностью, не в состоянии больше ограничивать. То, что прежде казалось темной пещерой, из которой необходимо вырваться на свет, не омрачает больше. Человек правильно прожил время необходимости ожидания. Он получил доступ к вершинам познания мира, и тем самым он приобрел возможность без ущерба для себя опуститься в мрачный глубины мира. И именно в них к нему возвращаются творческие силы, накопленные на первых трех подготовительных ступенях ожидания. Их действие отражает в себе характер всего этого времени ожидания. Они приходят, как три неторопливых гостя. Необходимо отнестись к ним с полным уважением, ибо от них зависит конечный успех. Это силы молодости, которые получают возможность повторно проявиться в старости, чтобы создать завершение единства биографии человека. Эти мысли текст выражает в нормальной для нашего памятника образности: Наверху слабая черта. Войдешь в пещеру. Будет приход трех неторопливых гостей. Почтишь их, - и в конце концов будет счастье.

В процессе развития недоразвитых именно с особой силой выступает необходимостью планомерности и выдержки, т.е. «необходимость ждать». И по поводу самовоспитания, - одного из видов воспитания вообще - Мын-чзы приводит следующую притчу: «Необходимо (все время) работать (над собой), но не (рассчитывать на) непосредственный успех. Пусть сознание и не забывает об этом деле, и не «помогает росту». Не надо быть таким, как один человек из удела Сун, который был удручен тем, что его всходы не растут, и стал их вытягивать. Много так потрудившись, он вернулся домой и сказал домашним: «Как я сегодня устал! Я помогал всходам расти». Его сын побежал смотреть на всходы, а они уже засохли. Мало кто в мире не «помогает» так расти». Однако здесь имеется в виду не пассивное ожидание благоприятных обстоятельств, а, наоборот, самая активная подготовительная деятельность: нижняя триграмма - это «творчество», которое пока сосредоточено внутри и еще не проявляется вовне, ибо оно окружено туманом и облаками (верхняя триграмма - внешний мир - вода). Если каждое событие имеет свою причину, то, правильно создавая причины будущих событий, мы готовим их правильную реализацию. Творя правду теперь, ее реализацию можно предоставить будущему, когда она сама собой проявиться. Поэтому на данной ступени существенным является «обладание», и тогда ее «блеск», ее очевидность будет развиваться сама собой. При таком распределении деятельности сама «необходимость ждать» приобретает несколько иной смысл, и именно здесь уместно указание на ее конечный результат, на возможность предпринять крупное и серьезное дело - переправляться через великую реку - через весь поток человеческой жизни, чтобы плодотворно достигнуть высшего идеала человеческого совершенства. Этот образ находит себе поддержку и в самой гексаграмме: со всей полнотой внутренних сил творчества, мужества и ясности перед водной опасной пучиной окружения - и решительно двинуться в нее. Это мысли в тексте выражены так: Необходимость ждать. Обладай правдой. Тогда блеск ее разовьется, и стойкость будет к счастью. Благоприятен брод через великую реку. 1 В каждом человеке заложена способность к новым актам познания. Но до сих пор, пока они существуют лишь совершенно латентно, процесс нового познания еще не начался, и здесь еще неуместно говорить о какой бы то ни было необходимости ждать. Еще нечего ждать. Но как только процесс познания приведен в действие, так сразу же необходимо считаться с закономерностью ритма, в которой он протекает, для успешности и результативности его развития. Первые же этапы в процессе нового познания состоят в основательном усвоении уже известного предшественникам. Поэтому здесь идет речь еще не о личном познании, а об изучении того, что может быть почерпнуто из книг или из учительской традиции. Конечно, это никак не должно подменять подлинного самостоятельного акта познания, ибо это лишь преддверие, предместье познания. Тем не менее, это совершенно необходимая ступень. Не только нельзя миновать ее, но даже торопливость и нетерпение на этой ступени могут оказать лишь пагубное влияние на весь процесс. Наоборот, в этой Необходимости ждать - постоянство в деятельности усвоения уже известного приносит самые благие плоды. И на данной ступени никак нельзя упрекать человека в медлительности, ибо она вытекает из постоянства, из самой необходимости ждать. Само собой ясно, что личная борьба с ошибочными и ложными взглядами здесь немыслима. В тексте это выражено следующими словами: В начале сильная черта. Ожидание в предместье. Благоприятствует постоянству деятельности. Хулы не будет. 2 На следующей, второй ступени требуется нечто большее, чем простое интеллектуальное усвоение того, что уже известно. Здесь человек уже должен сам выйти к непосредственному данному миру и вступить с ним в соприкосновение как пассивно - в созерцании, так и активно - в моральной деятельности, проистекающей из познания. Сомнения здесь уже должны быть преодолены. Но именно из-за этого волевого усилия к новому познанию возмущается и противится этому импульсу все косное и инертное в человеке. Поэтому здесь лишь, на берегу, на познания, Необходимость ждать характеризуется тем, что возникнут «небольшие толки», некоторый спор между импульсом к новому познанию и косностью накопленного опыта. Но подлинное умение выждать и переждать здесь, в конце концов, приводит к счастью. В тексте об этом говорится так: Сильная черта на втором месте. Ожидание на (прибрежном) песке. Будут небольшие толки. В конце концов - счастье. 3 Для окончательного усвоения нового познания необходимо выждать, пока приобретенное знание не станет столь же естественным и непроизвольным, как, например, чувственное восприятие. Если предыдущая ступень может быть уподоблена ожидания на берегу, то здесь сделан еще шаг вперед, еще ближе к реке (которая символизирована верхней триграммой «вода» - «река»). Здесь - ожидание в илу. Здесь все отрицательное, все силы косности и мрака выступают во всей своей мощности. Именно здесь их необходимо преодолеть, но для этого надо сначала предостеречь об их наступлении. Такое предостережение мы и находим в тексте: Сильная черта на третьем месте. Ожидание в илу. Надвигается приход разбойников. 4 При благоприятном исходе кризиса, выраженного в предыдущей позиции, дальнейшее движение выражается в совершенно особой форме необходимости ждать. Это не пассивное ожидание, а творческое, активное ожидание, исполненное внутренних сил, приобретенных на предыдущих ступенях. Здесь, чтобы приобретенное знание пронести в будущее, необходимо защитить его и отвоевать его от всех противоборствующих сил. В кажущемся спокойствии ожидания в действительности протекает столь интенсивная деятельность, что она может быть выражена лишь в образе кровавого боя. Уже не на прибрежном песке, не в илу приходится здесь ждать своего часа: здесь - ожидание крови. Но только оно дает возможность выйти из темной пещеры незнания в открытый и ясно воспринимаемый мир. Текст облекает это в следующие образы: Слабая черта на четвертом месте. Ожидание в крови. Выход из пещеры. 5 Выиграв бой предыдущей ступени, человек приходит к той стадии ожидания, на которой стираются грани положительного и отрицательного. Все уже завоевано, все уже достигнуто. Обобщено и прежде добытое знание, и содержание нового акта познания. Наступает момент успокоения, тот момент, когда нет нужды в деятельности, когда возможен спокойный пир, за которым проходит время ожидания. Здесь нужна лишь спокойная целеустремленность. Уже благодаря ей одной гарантировано счастье. Это возможно лишь благодаря тому, что было положительно приобретено на предыдущих ступенях. В тексте по этому поводу сказано следующее: Сильная черта на пятом месте. Ожидание за вином и явствами. Стойкость - к счастью. 6 Полное новое познание достигнуто. Более того: оно окончательно освоено. Это дает возможность не только знать, но и мочь. То, что прежде было личной ограниченностью, не в состоянии больше ограничивать. То, что прежде казалось темной пещерой, из которой необходимо вырваться на свет, не омрачает больше. Человек правильно прожил время необходимости ожидания. Он получил доступ к вершинам познания мира, и тем самым он приобрел возможность без ущерба для себя опуститься в мрачный глубины мира. И именно в них к нему возвращаются творческие силы, накопленные на первых трех подготовительных ступенях ожидания. Их действие отражает в себе характер всего этого времени ожидания. Они приходят, как три неторопливых гостя. Необходимо отнестись к ним с полным уважением, ибо от них зависит конечный успех. Это силы молодости, которые получают возможность повторно проявиться в старости, чтобы создать завершение единства биографии человека. Эти мысли текст выражает в нормальной для нашего памятника образности: Наверху слабая черта. Войдешь в пещеру. Будет приход трех неторопливых гостей. Почтишь их, - и в конце концов будет счастье.

Рыбак может положить удочку, но все равно может ждать, пока рыба клюнет. Ваш улов будет в свое время; вы не можете повлиять на события, чтобы добиться успеха раньше, чем он предначертан — ни работой, ни планированием, ни желанием. Возможно, вам стоит приложить больше усилий, но только через терпение вы придете к успеху.

Действуйте осторожно, но решительно, во всем, что вы делаете. Ситуация требует согласованности и настойчивости. Ожидание — это важное умение; терпение — мощная сила. Время — союзник для тех, у кого есть внутренняя сила — сила, которая позволяет вам быть бескомпромиссно честным с самим собой, придерживаясь того пути, который вы наметили. Если вы будете упорны и будете сохранять позитивный настрой, время ослабит даже самые сложные препятствия.

Толкование линий:

Строка 1 (нижняя строка)

Тревожные события произойдут и вызовут опасения. Но не реагируйте на все преждевременно. Просто сохраняйте порядок в своей жизни. Не пытайтесь изменить путь, который был вам предначертан. Вы направляетесь в правильном направлении; не становитесь нетерпеливым или жадным. Отпустите тревожные мысли.

Возможно про вас будут распускать сплетни, но в конце концов все рассеется, если вы будете оставаться спокойным и великодушным. Все неприятные ситуации разрешатся сами собой. Будьте подобно песку, который накапливаются с течением времени, и превращается в насыпи или дамбы. Песок более мелкий, чем камень, но более твердый, чем почва. Как песок, вы должны быть сильным и спокойным, даже если другие обвиняют вас. Не вступайте в конфликт, займите нейтральную позицию.

Вы чувствуете себя застрявшим — как в грязи, — и ваши враги могут воспользоваться этим. Вы находитесь на открытой территории. Будьте осторожны и внимательны в отношениях и будьте настороже. Это предотвратит неприятности.

Вы можете быть изолированы и находиться в уязвимом положении. Хотя побег необходим, единственный выход в это время — сохранить спокойствие и терпение. Сейчас нет никаких шансов на успех; выживание является главной проблемой. Примите ситуацию как есть.

В разгар сложных ситуаций часто возникает пауза; используйте этот момент, чтобы укрепить свою позицию, и не зацикливайтесь на вихре событий вокруг вас, расслабтесь ненадолго. Получайте удовольствие, но с одновременно подзарядите свои батарейки, а не истощайте их до полной разрядки. Если вы находитесь на руководящей должности, дайте людям в вашей команде время отдохнуть и наслаждаться жизнью, что увеличит удовольствие от их работы.

Строка 6 (верхняя строка)

Вы можете попасть в пропасть. Это трудное время. Когда все ваши планы идут вверх тормашками, лучше всего изящно уйти от этой ситуации. Оставайтесь осторожными и внимательными; помощь появится в самый неожиданный момент. Если есть она задержится, помните, что каждое испытание, которое вы переживаете, делает вас сильнее. Удача ждет вас.

СОВРЕМЕННОЕ ТОЛКОВАНИЕ .

Ждать, ожидать; уделять внимание тому, что необходимо; поджидать нужный момент; участвовать в жертвоприношении.

Образный ряд
Обладателю правды - изначальное свершение.
Стойкость - к счастью.
Благоприятен брод через великую реку.

Это время для ожидания и изучения обстановки. Выясните, что требуется в данной ситуации. Ждите подходящего момента для действия. Связь с духами (изначальное свершение) обеспечит успех. Путь открыт (счастье). Вскоре настанет подходящее время, чтобы вступить в реку жизни со своей целью, начать проект или основать предприятие.

Не жалейте времени на оценку событий, тщательно выполняйте все текущие дела. Разделение еды и питья с другими людьми находится в гармонии с духом этого времени. Это не время для выступления вперед, отстаивания принципов или покорения горных вершин.

Ситуация насыщена благотворным отдыхом, душевным спокойствием, довольством и гармонией. Имейте терпение. Ожидание может привести к славе и великим свершениям.

АССОЦИАТИВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ.




  1. Полная луна означает перспективу очень успешной карьеры.
  2. Ворота означают, что небо всегда оставляет дверь открытой.
  3. Человек, держащийся за хвост дракона, означает «стараться достичь успеха, держась за фалды великого мастера».
  4. Монах-регистратор означает, что вами будет руководить заслуженная личность.
  5. Могила означает, что двенадцать - счастливое число.
Ожидание. Если вы искренни, придет великий успех. Стойкость - к счастью. Благоприятное время для пересечения великой реки.
  1. Это гексаграмма августа. Она хороша для весны и зимы.
  2. Вода (верхняя триграмма) испаряется и становится тучами в небе. Крестьянин ждет, чтобы тучи стали дождем. Но для этого необходимо время.

Образ:
небо, затянутое облаками.
Символ: тучи сгущаются, но дождь не идет.

Объяснение отдельных яо по Чжоу-гуну


Первое яо.

Начальная девятка. Ожидание на лугу. Хорошо продолжать с тем, что у вас есть в настоящий момент. Это - правильный подход.
  1. Подождите немного, поскольку нужное время еще не пришло.
  2. Отложите свой только что задуманный план.
  3. У вашего партнера неприятность, он или она не может дать вам то, что вы просите.
Второе яо.
Девятка вторая. Ожидание на песке у реки. Пущена неприятная сплетня. В конце концов Будет удача.
  1. У вашего друга может быть неприятность; не впутывайтесь в это.
  2. Когда видна чистосердечная самоотверженность, весь мир посторонится, чтобы дать вам пройти.
  3. Успокойтесь. Не вступайте в тяжбу.
Третье яо.
Девятка третья. Ожидание в грязи, враг приближается.
  1. Вы встречаете общее противодействие по причине своей беззаботности.
  2. Если не позаботитесь о себе, встретитесь с бедностью и Ваша подруга нашла новую любовь.
Четвертое яо.
Шестерка четвертая. Ожидание в крови. Попытайтесь выбраться из ямы.
  1. Не пытайтесь прибегать к насилию.
  2. Ситуация очень опасная. Надо стоять спокойно и позволить судьбе выбрать свой курс.
  3. Пациенту нужна операция.
Пятое яо.
Девятка пятая. Ожидание за едой и питьем. Настойчивый получит удачу.
  1. Спокойно ждите хороших новостей.
  2. Хорошая пища для вас сейчас - не роскошь.
  3. Вы поправитесь от болезни.
Шестое яо.
Верхняя шестерка. Падение в яму. Появляются три нежданных гостя. Развлеки их, и в конце концов будет удача.
  1. Ожидание окончено. Для продвижения вперед в этой ситуации нужно принять меры предосторожности.
  2. Если мы идем втроем, по крайней мере один из остальных двух годится для того, чтобы стать моим учителем в какой-либо сфере.
  3. Три года тяжелой работы увенчаются успехом.

Общее толкование гексаграммы по Ю.Шуцкому.


В процессе развития недоразвитых, именно с особой силой выступает необходимостью планомерности и выдержки, т.е. "необходимость ждать". И по поводу самовоспитания, - одного из видов воспитания вообще - Мын-чзы приводит следующую притчу:

" Необходимо [все время] работать [над собой], но не [рассчитывать на] непосредственный успех. Пусть сознание и не забывает об этом деле, и не "помогает росту". Не надо быть таким, как один человек из удела Сун, который был удручен тем, что его всходы не растут, и стал их вытягивать.

Много так потрудившись, он вернулся домой и сказал домашним: "Как я сегодня устал! Я помогал всходам расти". Его сын побежал смотреть на всходы, а они уже засохли. Мало кто в мире не "помогает" так расти".

Однако здесь имеется в виду не пассивное ожидание благоприятных обстоятельств, а, наоборот, самая активная подготовительная деятельность: нижняя триграмма - это "творчество", которое пока сосредоточено внутри и еще не проявляется вовне, ибо оно окружено туманом и облаками (верхняя триграмма - внешний мир - вода).

Если каждое событие имеет свою причину, то, правильно создавая причины будущих событий, мы готовим их правильную реализацию. Творя правду теперь, ее реализацию можно предоставить будущему, когда она сама собой проявиться. Поэтому на данной ступени существенным является "обладание", и тогда ее "блеск", ее очевидность будет развиваться сама собой.

При таком распределении деятельности сама "необходимость ждать" приобретает несколько иной смысл, и именно здесь уместно указание на ее конечный результат, на возможность предпринять крупное и серьезное дело - переправляться через великую реку - через весь поток человеческой жизни, чтобы плодотворно достигнуть высшего идеала человеческого совершенства.

Этот образ находит себе поддержку и в самой гексаграмме: со всей полнотой внутренних сил творчества, мужества и ясности перед водной опасной пучиной окружения - и решительно двинуться в нее.

Эти мысли в тексте выражены так: Необходимость ждать. Обладай правдой. Тогда блеск ее разовьется, и стойкость будет к счастью. Благоприятен брод через великую реку.