Бакинское месторождение нефти. Бакинская нефтяная промышленность до и после отмены откупной системы

В фундаментальном отчете о нефти Союза русских торгово-промышленников излагалась следующая история:

"Первые попытки употребления нефти в промышленности были сделаны в России на Апшеронском полуострове. В 1823 году, то есть десять лет спустя после окончательной аннексии Россией Бакинского ханата, один русский мужик по фамилии Дубинин основал на Кавказе первый нефтеперерабатывающий завод, который был, конечно, построен весьма примитивно, но все же являлся первым в истории промышленным предприятием такого рода ".


Завод Дубинина, а вслед за ним аналогичное предприятие инженера Воскобойникова, построенное в 1830 году в окрестностях Баку, выпускал остродефицитный по тем временам керосин. Дело это казалось сверхприбыльным.

Пуд нефти обходился первым нефтепромышленникам в 30-40 копеек, а пуд керосина, получавшийся из трех пудов нефти, продавался в Центральной России по 40 рублей.

Однако на деле керосиновые производства едва сводили концы с концами. Бесконечная война с кавказскими горцами и отсутствие железных дорог делали доставку продукции в метрополию и завоз всего необходимого в Баку делом весьма проблематичным и дорогим, и потому желающих основывать новые предприятия "на территории, которая... была совершенно некультурной" довольно долгое время не находилось.

Лишь после окончания Кавказской войны и упрочения русской администрации на вновь приобретенных землях на Апшерон потянулись новые промышленники. Однако и добыча, и нефтепереработка шли ни шатко ни валко. Колодцы рылись вручную на глубину не более 25 метров.

Большое количество нефти терялось из-за примитивных способов транспортировки — в бурдюках на верблюдах. А в переработке тяжелой головной болью стала утилизация отхода производства керосина — мазута. Трудно себе представить, но тогда никому не пришло в голову использовать его в качестве топлива. И эту "нефтяную грязь", тратя немалые средства, вывозили за пределы Баку, выливали в ямы и сжигали.

И все же главной проблемой нефтепромышленников были особенности российского законодательства. Добыча нефти была объявлена государственной монополией, и нефтеносные участки передавались в аренду предпринимателям не более чем на четыре года. В итоге в 1850 году из 136 нефтяных источников в Шемаханской губернии было добыто лишь немногим более четырех тысяч тонн нефти, а в 1862 году — 5,4 тыс. тонн из 220 источников.

Настоящее освоение нефтяных месторождений началось лишь полвека спустя после появления на Апшероне мужика Дубинина, когда 1 февраля 1872 года госмонополию на добычу нефти наконец-то отменили. Вместо рытья колодцев началось бурение нефтяных скважин, и ежедневная добыча бакинской нефти выросла с нескольких десятков тонн до нескольких тысяч.


В Баку появились и иностранные инвесторы. В 1874 году швед Роберт Нобель приехал туда для закупки специального сорта дерева, которое требовалось для оружейного завода его брата. Однако соблазн заработать на нефтяном буме оказался слишком силен, и Нобель арендовал участок земли, на котором построил нефтеперерабатывающий завод. Успехи Роберта настолько впечатлили его братьев, что в 1879 году было зарегистрировано "Нефтепромышленное общество братьев Нобель".


За годы своего существования это общество увеличило свой капитал в сотню раз: с 300 тыс. рублей до 30 млн, причем по большей части за счет внедрения новых технологий. Нобели пригласили инженеров и ученых из Галиции, где нефтепромышленность успешно развивалась с середины XIX века, и из Соединенных Штатов. Шведские предприниматели, в отличие от русских, хорошо понимали, что главная составляющая успеха — сбыт, и потому закупили за океаном трубы и насосы, первыми построили нефтепроводы, стали производить железнодорожные цистерны и нефтеналивные суда.

Причем, как утверждали историографы русской нефтяной промышленности, Нобели первыми в мире стали производить танкеры. Нобели же первыми построили резервуары для нефти и нефтепродуктов в крупных промышленных центрах России. Внедрением всех этих новшеств обществу Нобелей удалось добиться феноменального снижения стоимости нефти с 10 до 0,5 копейки за пуд. А после того как они в числе первых начали освоение грозненской нефти, их стали называть русской нефтяной компанией номер один.

Еще одна крупная иностранная фирма — французский Торговый дом Ротшильдов — появилась в России в 1886 году. За три года до этого была достроена железная дорога Баку--Батуми и образовано "Батумское нефтепромышленное общество", чтобы использовать этот путь для перевозки керосина к морю и его экспорта на судах. Однако собственных средств у основателей не хватило, и все предприятие перешло в руки Ротшильдов, вложивших в перспективный проект — "Каспийско-Черноморское общество" — колоссальные для того времени 6 млн рублей.


Русские нефтепромышленники не без оснований считали появление Ротшильдов спасением от кризиса. За семь лет с 1880 года добыча нефти в России выросла в шесть с половиной раз. В 1887 году Баку давал 2,64 млн тонн сырой нефти и 700 тыс. тонн нефтепродуктов, что значительно перекрывало потребности внутреннего рынка. Традиционный путь экспорта Нобелей — баржами по Каспию, Волге и далее по железной дороге в Германию — имел ограниченную пропускную способность, а Ротшильды сумели за год увеличить экспорт керосина из России почти вдвое. Заключив соглашение с англичанами, они начали поставлять русский керосин даже в Индию. Крупные русские нефтепромышленники также начали создавать в Европе и Азии собственные сбытовые конторы.

Приток экспортной выручки стимулировал добычу, и в 1901 году Россия вышла на первое место в мире — 11,2 млн тонн в год (53% мировой добычи). Русская нефть составляла почти половину импорта Англии, треть — Бельгии и три четверти — Франции. Мало того, Россия стала основным поставщиком нефти и нефтепродуктов на страдавший тогда от его отсутствия Ближний Восток.

И все это, конечно, очень раздражало самую крупную компанию на мировом рынке — американскую Standart Oil.

продолжение следует...

Обстоятельное знакомство владельцев парижского банкирского дома братьев Ротшильд с бакинским нефтяным районом России относится к концу 70-х годов XIX века, когда они приобрели Батумское нефтепромышленное и торговое общество (БНИТО) А.А.Бунге и С.Е.Палашковского вследствие финансовых затруднений бывших владельцев. 16 мая 1883 г. в Баку на основе БНИТО учреждается новая фирма “Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество” (далее “Каспийско-Черноморское общество”), уже полностью принадлежащее французскому банкирскому дому “бр. Ротшильд”. Вместе с пакетом акций они получают 19 десятин богатейших нефтеносных земель в бакинских селениях Балаханы, Сабунчи, Раманы, а также керосиновый завод в Баку. Сразу же фирма развивает активную деятельность, скупая на взаимовыгодных условиях у 135 мелких и средних предприятий керосин для отправки в глубь России и зарубежные страны. Договоры на комиссионную продажу керосина Ротшильды заключают на льготной для предприятий основе, в результате вывоз фирмой нефтепродуктов из Баку за границу возрос от 2, 4 млн. пудов в 1884 г. до 30 млн. пудов в 1889 г.

В 1907 г. Ротшильды субсидируют через «Русско-Азиатский банк» товарищество «Г.М. Лианозов и с-вья», начиная контролировать с помощью этого товарищества другие нефтяные фирмы: «Апшеронское нефтяное общество», завладев 40% его акций; «Шихово»; «Меликов»; «Русское нефтяное товарищество» и др. Своим успехом “Каспийско-Черноморское общество” обязано тем связям, которые Ротшильды (как ранее Нобели) наладили в верхних эшелонах российской власти.. Главным инженером нефтепромыслового хозяйства Ротшильдов в Баку долгое время являлся Давид Ландау, отец будущего лауреата Нобелевской премии 1962 г. по физике Льва Ландау. (Л.Д. Ландау родился 22 января 1908 г. в Баку, в селении Балаханы).

Основатель “Каспийско-Черноморского общества” барон Альфонс Ротшильд (1827 - 1905 гг.), возглавлявший парижский банкирский дом с 1868 г., был сыном известнейшего в Париже банкира Джемса Ротшильда (1792 - 1868 гг.). Характерная деталь: за услуги правительству король Франции Луи-Филипп сделал Джемса Ротшильда офицером почетного легиона. После смерти отца Альфонс стал вести все парижские банковские дела. Он будет крупнейшим магнатом финансового капитала, играющим важную роль в мировой политике. Достаточно отметить, что именно А.Ротшильд организовал выплату контрибуции Франции после ее поражения в 1871 г. во франко-прусской войне, тем самым сохранив у власти главу французского правительства Адольфа Тьера. Через А.Ротшильда царское правительство выпустило во Франции ряд займов. В результате он получил право на льготное владение бакинскими нефтяными предприятиями. А. Ротшильд контролировал бакинский нефтяной бизнес до последних дней своей жизни. После его смерти бакинскими делами стал заниматься младший брат - барон Эдмонд. Одной из основных фигур бакинского бизнеса являлся главный инженер парижского дома “бр. Ротшильд” Жорж Арон, который непосредственно руководил нефтяными предприятиями, вывозом и продажей нефти и нефтепродуктов. Правление фирмы «Каспийско-Черноморское общество» в Баку состояло из трех директоров: Мориса Ефруси (зять А. Ротшильда), князя А.Г. Грузинского и Арнольда Фейгеля. Коммерции советник А. Фейгель, руководивший всей черновой, подготовительной работой фирмы, был авторитетной личностью: в течение нескольких лет на общественных началах он являлся председателем Совета съезда бакинских нефтепромышленников.

Американец Герберт Тведл первый сделал попытку реального строительства Каспийско-Черноморского трубопровода с целью самоутверждения как на Абшероне, так и на Кавказе. В 1877 - 1878 гг. он совместно с чиновником Министерства финансов К. Бодиско подготовил четыре варианта уникального проекта основания товарищества Каспийско-Черноморских нефтепроводов. Основной целью учреждаемого товарищества являлось сооружение нефтепроводов от месторождений нефти до портов Каспийского, Черного и Азовского морей (ЦГИА Аз.ССР, ф.92, оп.4, д.17, лл. 33 - 37). О необходимости строительства нефтепроводов от заводов к причалам для налива в морские суда писал и крупнейший ученый-химик Д.И.Менделеев, который с 1863 г. изучал экономику и состояние нефтепромыслов Баку. В 1877 г. состоялась поездка Д.И.Менделеева в США, чтобы, как разъяснял ученый, «…уяснить, где причина процветания нефтяного дела в Америке, что задерживает дело это у нас и что должно сделать для того, чтобы устранить задержку».

Заинтересовавшись бакинской нефтью и развитием нефтяного дела на Абшероне, Д.И. Менделеев (ученый четырежды побывал в Баку) не скрывал своего разочарования, узнав о резком расхождении мнений среди крупных предпринимателей относительно вопроса строительства Каспийско-Черноморского нефтепровода: «Если я ныне перестал заниматься вопросами бакинской промышленности, то это происходит главным образом потому, что отказ от Баку-Батумского нефтепровода, по моему личному мнению, направил бакинское нефтяное дело в нежелательную для успеха русской промышленности сторону».

В начале 1900 г. было заключено картельное соглашение между фирмой «бр. Нобель» и ротшильдским объединением «Мазут», которые решили согласовать свою торговую политику на внутренних рынках для установления контроля над сбытом нефтепродуктов, т.е. Э. Нобель и А. Ротшильд объединяли усилия в экспорте российского керосина на внешний рынок. Следует отметить, что «Нефтепромышленное и торговое общество "Мазут"», созданное в 1898 г., полностью контролировалось Парижским банкирским домом Ротшильдов через Маврикия Эфрусси, зятя барона Альфонса Ротшильда. В начале ХХ в. основной капитал фирмы составлял 6 млн рублей (24 тыс. именных акций по 250 рублей), правление находилось в Москве. Общество «Мазут» имело мощную региональную сбытовую сеть, собственное буксирное пароходство на Волге, большой парк вагонов-цистерн для перевозки нефтепродуктов, ремонтные мастерские в с. Дядьково Ярославской губернии и другие сервисные структуры. К концу 1906 г. нобель-ротшильдский картель обладал складами, расположенными во многих регионах Российской империи. Естественно, что основная наиболее обширная система хранения нефтепродуктов была создана в самом Баку: к 1900 г. здесь находилось около 2000 различных хранилищ общей емкостью 276, 5 млн. пудов.

Первым в бакинское нефтяное дело проник французский капитал (в лице А. Ротшильда), а затем английский (Дж. Вишау и др.). Если первоначальный капитал А.Ротшильда в 1883 г. составлял 1,5 млн. руб., то в 1912 - 1913 гг. он превысил 10 млн. руб. Национализация фирмы «Каспийско-Черноморское общество» и объединения «Мазут» декретом Бакинской коммуны от 2 июня 1918 г. не имела прямого отношения к Ротшильдам, так как еще в 1912 г. они продали свои российские нефтяные предприятия англо-голландскому тресту «Ройал Датч Шелл» (основному сопернику американского синдиката “Стандарт Ойл”), получив взамен весомый пакет акций «Шелл». Ротшильды стали владельцами банковского учреждения фирмы «Шелл» в Париже, и уже с 1912 г. английские предприниматели начали лидировать в нефтяном деле Баку. Обладая достоверной информацией о надвигавшейся первой мировой войне Ротшильды переуступили свое нефтяное дело англичанам. Немаловажной причиной продажи их предприятий являлось и то, что Ротшильды в конечном счете не смогли противостоять на внешних рынках синдикату «Стандарт Ойл», а на внутренних — фирме «бр. Нобель». Само существование картеля «Нобмазут» означало признание ведущей роли фирмы «бр. Нобель» в российском нефтяном деле: оно не исключало, а только видоизменяло формы скрытой, иногда и открытой, борьбы между Ротшильдами и Нобелями.

В июне 1902 года европейские нефтяные короли Генри Детердинг, Маркус Сэмюэль и Ротшильды решили объединить свои усилия на нефтяном рынке и подписали всеобъемлющее соглашение, в результате которого компания «Бритиш Датч» была поглощена более крупной компанией «Эйшиэтик петролеум». Тогда уже более половины добываемой в мире нефти приходилось на Россию. Ротшильды во время Русско-японской войны предоставили Японии неограниченный кредит банков, которые они контролировали, что позволило японцам вести войну гораздо дольше, чем рассчитывало русское командование. Естественно, что в этот период для России были закрыты почти все зарубежные кредиты, в том числе, конечно, и самими Ротшильдами. В 1901 г. в эволюции нефтяной промышленности наступает перелом: она вступает в полосу длительного и глубокого кризиса, из которого она так и не вышла до национализации.

Падение добычи в течение первых лет настоящего столетия связано с кризисом сбыта, наступившим как раз в момент, когда буровая деятельность достигла максимальных размеров: так, с 1897 г. по 1900 г. количество пройденных бурением метров в Баку возросло с 85017 до 177388 м. Под влиянием столь интенсивного бурения следующий 1901 г. дал резкий рост добычи нефти, выброшенной на рынок; тогда все рынки были переполнены товаром, и спрос резко сократился. Показателем низкого уровня спроса может служить движение цен; так, сырая нефть в Баку в заводском районе в 1900 г. достигла 16 коп. за 16 кг в среднем за год, в 1901 г. средняя годовая цена падает до 8 коп. и в 1902 г. до 7 коп. за 16 кг. Под влиянием столь сильного падения цен буровая деятельность резко сократилась: в Баку число пройденных бурением метров сократилось с 177388 м в 1900 г. до 161690 м в 1901 г. и до 76176 м в 1902 г. Падение добычи, обусловленное общим экономическим кризисом, достигло своего предела в 1902 г. С 1903 г. рыночная конъюнктура вновь улучшается, спрос возрастает, и цены, которые в январе стояли на уровне 7,3 коп. за 16 кг в заводском районе, к концу года, в декабре, поднялись до 15,9 коп. С 1903 г. буровая деятельность в Баку возрастает, и в следующем 1904 г. добыча вновь возрастает; но эта новая тенденция к подъёму резко обрывается революцией 1905 г., которая сопровождалась разгромом значительной части бакинских промыслов. Кроме того, с начала нового столетия стало сказываться в резкой форме падение производительности скважин на старых площадях. В связи со всеми этими обстоятельствами добыча нефти держится на пониженном уровне в течение всего периода, несмотря на наличность значительного спроса на жидкое топливо. Этот низкий уровень добычи нефти после 1905 г. был одним из главных факторов топливного дефицита, продолжавшегося в течение многих лет.

В течение 1913 г. по сравнению с 1912 г. в распределении мировой добычи между отдельными странами сколько-нибудь существенных изменений не произошло, в то время как по сравнению с 1906 г. отчётный год отличается главным образом размерами участия в мировой добыче нефти России и Соединённых Штатов; при этом итоги складываются далеко не в пользу России, в особенности если принять во внимание, что ещё в 1901 г. отечественная добыча нефти составляла 50,6% мировой добычи нефти, а северо-американская — всего 41,2%. Небезынтересно отметить, что уменьшение участия России в мировой добыче нефти нельзя относить за счёт печальной памяти событий 1905 г., хотя, конечно, и эти события имели своё значение. Дело в том, что в период 1901-1905 гг. добыча нефти колебалась сравнительно незначительно, всего процентов на 10 (в 1901 г. было добыто 705 м. п., в 1902 г. — 671 м. п., в 1903 г. 629 м. п. и в 1904 г. — 655 м. п.), каковые колебания, очевидно, не могли понизить отечественного участия в мировой добыче с 50,5% в 1901 г. до 43,4% в 1902 г., 38,6% в 1903 г. и 35,7% в 1904 г., но именно в эти годы добыча нефти в Соед. Штатах начала развиваться особенно усиленно (с 69 милл. барр. в 1901 г. до 117 милл. барр. в 1904 г.), что и отразилось на значении России в мировом нефтяном деле.

Баку в начале XX века - 96 фото.

Начало промышленной переработки нефти относится к середине XIX века, когда Баку становится крупнейшим нефтяным районом России. С отменой в 1872 г. откупов на нефть происходит ускоренное развитие нефтяного дела, которое значительно усиливается с сентября 1877 г.

Начало промышленной переработки нефти относится к середине XIX века, когда Баку становится крупнейшим нефтяным районом России. С отменой в 1872 г. откупов на нефть происходит ускоренное развитие нефтяного дела, которое значительно усиливается с сентября 1877 г., когда был отменен акциз (до 1888 г.) на нефтепродукты. Отмена акциза способствовала бурному росту нефтедобычи в Азербайджане. За последующие сорок лет (до 1917 г.) на Апшероне было пробурено более 3 тыс. скважин, из которых около 2 тыс. дали нефть. Однако еще до отмены откупа делались серьезные попытки развить нефтяное дело. Так, первые нефтеперегонные заводы были построены в Моздоке братьями Дубиниными (крепостными крестьянами графини Паниной) и в 1837 г. горным инженером Н.И.Воскобойниковым в бакинском поселке Балаханы, но дело не было завершено.

В 1858 – 1859 гг. барон Н.Е.Торнау, В.А.Кокорев и П.И.Губонин строят в бакинском поселке Сураханы, недалеко от храма огнепоклонников, первый нефтеперегонный завод по немецкому образцу для переработки кира (асфальта). Цель – получить осветительные масла из смолистых сланцев, однако результаты были неудовлетворительные, и кир заменили нефтью, давшей хорошее осветительное масло. В проекте этого завода принимал активное участие выдающийся немецкий химик Юстус Либих, приславший в Баку специально для этого своего ассистента К.Энглера.

В декабре 1863 г. уже в самом Баку Джавад Меликов построил керосиновый завод и впервые в мировой истории нефтепереработки применил в процессе перегонки холодильники. Известный русский нефтепромышленник В.И. Рагозин так охарактеризовал Д.Меликова: “Как все люди, которыми овладела идея, он во всяком начинании видел только средство воплотить идею и бакинцам казался чудаком и странным человеком. Еще бы не казаться странным, когда человек не искал наживы, отдав до последней копейки все, что имел, не думая о вчерашнем дне, лишь бы достигнуть цели. В истории развития технических производств мы часто встречаемся с подобными чудаками, которые дают толчок производствам, двигают их вперед, но сами остаются не у дела и погибают в нищете и неизвестности, а толпа, не доверявшая им и смеявшаяся над ними, овладевает созданным на их основе достоянием”.

Основатель керосинового и парафинового производства в Баку и Грозном Д.Меликов, не выдержав конкуренции с крупными промышленниками по нефтепереработке, умер в нищете, забытый всеми.

Первая буровая скважина на Апшероне была пробурена в 1844 г. горным инженером Ф.Семеновым в поселке Биби-Эйбат и дала хороший дебит. Однако рапорт Семенова об этом на имя генерала А. Нейдгарта от 22 декабря 1844 г. не получил должного внимания. Тем не менее, начало бурению глубоких нефтяных скважин было положено именно здесь, на берегу Каспийского моря в поселках Биби-Эйбат и Балаханы и только через несколько лет (в 1859 г.) после первой инициативы бакинцев глубокие скважины стали бурить в штате Пенсильвания (США).

Именно с 1859 г. после открытия большого артезианского источника в Веньнано в Пенсильвании начинается коммерческий нефтяной промысел. До конца 1860 г. в Пенсильвании было пробурено до 2 тыс. скважин глубиной от 20 до 200 м. Успех нефтяного дела в США заставил обратить внимание на европейские (галицийские), затем и на апшеронские нефтяные месторождения.

В 1864 г. общественный и государственный деятель России Н.А. Новосельский (1823 – 1901 гг.) дал первый толчок нефтяному делу на Кавказе, им была заложена первая буровая скважина в Кубанской области .

После получения в 1868 г. официального разрешения на бурение нефтяных скважин на Апшероне в Балаханах в 1871 г. пробурили механическим способом вторую нефтяную скважину глубиной 64 м. С этого момента начинается усиленное бурение, которое приводит к падению цен на нефть: если в 1873 г. цена за пуд составляла 45 коп., то после открытия 13 июня 1873 г. в Балаханах знаменитого вермишевского фонтана, залившего за короткое время окрестности и образовавшего несколько нефтяных озер, она снизилась до 2 коп. Скважина нефтепромышленника И.А.Вермишева в течение 13 дней извергала нефтяной фонтан высотой 611 м и выбросила в течение 3 мес более 90 млн. пудов нефти. Это во много раз превышало многие притоки нефти, полученные в Пенсильвании.

Отмена откупа и предоставление права частным лицам брать в аренду нефтеносные земли способствовали бурному росту нефтяной промышленности в России и возникновению многих нефтепромышленных фирм и торговых обществ: “Г.З.Тагиев” (1872 г.), “Бакинское нефтяное общество” (1874 г.), “братьев Нобель” (1879 г.), “Каспийско-Черноморское общество” Ротшильда (1883 г.) и др.

В 1879 г. было создано Бакинское отделение императорского русского технического общества (БО ИРТО), которое способствовало усиленному развитию нефтяного дела в Азербайджане. На заседаниях общества выступали Д.И.Менделеев, В.В.Марковников, Л.Г.Гурвич, Г.З.Тагиев, Л.Э.Нобель, В.И.Рагозин, М.Нагиев и др. Известный английский путешественник и писатель Чарльз Марвин, посетив в 1882 - 1883 гг. Россию (Кавказ, Баку, побережье Каспия) был удивлен размаху нефтяного дела в этих регионах и описал его в своих книгах “The Russian advance towards India” (1882 г.), “The Russians at Merv and Herat” (1883 г.) и др. .

Свои воспоминания о поездке в Россию, особенно на Кавказ и в Баку, описал также знаменитый норвежский писатель Кнут Гамсун (Педерсен), лауреат Нобелевской премии по литературе 1920 г. в книге “В сказочной стране”. В Баку он встречался с общественностью города и посетил фирму “бр. Нобель”.

Характерно, что царское правительство активно поддерживало образование и развитие крупных фирм, так как более организованные в производственном отношении, они лучше представляли интересы промышленности.

Вскоре в России появляются лампы, приспособленные уже для русского керосина, который несколько отличается от американского. Здесь уместно отметить роль выдающегося ученого-химика Д.И. Менделеева, впервые предложившего использовать нефтяные остатки после выделения керосина для получения смазочных масел. В своей статье “Что делать с бакинской нефтью?” он подробно изложил метод получения осветительного масла, названного им бакуойл. Ученый тщательно изучал нефтяное дело в России; несколько раз приезжал в Баку (в 1863, 1880 и 1886 (2 раза) гг.) с целью изучения экономики и состояния технической вооруженности нефтяных промыслов.

Д.И.Менделеев высоко ценил активную деятельность братьев Нобелей и Ротшильдов на Кавказе и в Баку, отмечая их первостепенную роль в становлении и развитии нефтяного дела в этих регионах. Несмотря на сложные отношения, сложившиеся у ученого с Л.Нобелем, он писал: “ ... особое оживление в ходе бакинских нефтяных дел наступило лишь тогда, когда в конце 70-х братья Нобель, особенно Л.Э.Нобель, имевший машинный завод в Петербурге, образовал большую компанию для эксплуатации бакинских запасов нефти. До тех пор все делалось с небольшими капиталами, а Т-во Нобелей вложило в дело более 20 млн. руб., завело добычу в больших размерах, огромный завод на несколько миллионов пудов керосина в год, устроило нефтепровод с промыслов до завода и до пристани, обзавелось многими прекрасными паровыми наливными судами на Каспийском море и наливными баржами на Волге...”.

С именем Менделеева связана не только история развития российского нефтяного дела, но и начало издания первых книг о нефти и ее переработке. Под редакцией Д.И.Менделеева в С.-Петербурге, в типографии товарищества “Общественная польза” издавалась “Техническая энциклопедия (по Вагнеру)”, 1862 – 1896 гг.

Наиболее актуальным вопросом в 80 - 90-е годы являлось строительство нефтепроводных линий между промыслами и заводами Черного города в Баку, решением которого вплотную занялись наиболее энергичные фирмы “бр. Нобель”, “Г.З. Тагиев” и “Бакинское нефтяное общество”. В 1877 г. было завершено строительство первого в России нефтепровода между промыслами поселка Сабунчи и заводами Черного города. К 1890 г. в бакинском нефтяном районе было проложено 25 нефтепроводных линий длиной около 286 км, по которым перекачивалось до 1,5 млн. пудов нефти в сутки с промыслов на заводы.

Необходимо вспомнить о талантливом инженере, почетном члене Политехнического общества В.Г. Шухове (1853 – 1939 гг.), который являлся основным руководителем строительства нефтепровода Балаханы – Черный город и о профессоре С.-Петербургского технического института Н.Л.Щукине (1848 – 1924 гг.), авторе проекта транскавказского Баку - Батумского нефтепровода.

Строительство магистрального нефтепровода Баку - Батум, о необходимости которого в то время шли ожесточенные дебаты, заняло 10 лет. Впоследствии этот уникальный нефтепровод оказал неоценимую помощь в борьбе с американской нефтяной политикой, открыв доступ бакинской нефти на мировой рынок.

Создание наливных судов для перевозки нефти и нефтепродуктов существенно повлияло на развитие Каспийского флота, открыв новую эру в нефтяном деле. Впервые в мире нефтеналивное судно “Зороастр” было построено Л.Нобелем в 1877 г. в шведском городе Мотала; впоследствии им была выстроена целая нефтеналивная флотилия, в которую входили суда “Магомед”, “Моисей”, “Спиноза”, “Дарвин” и др. Обладая мощным нефтеналивным флотом и более 2 тыс. вагонов-цистерн, фирма “бр. Нобель” развозила нефть и нефтепродукты по бесчисленным резервуарам, построенным ею в Нижнем Новгороде, Саратове, Царицыне, Астрахани, Ярославле и др.

Позже по водным магистралям России плавали суда, принадлежащие и другим фирмам. Например, торгово-транспортное общество “Мазут”, созданное А. Ротшильдом в 1898 г., владело на Каспии 13 танкерами, а также несколькими пароходами. К 1912 г. данное общество представляло собой солидное нефтеэкспортное и торговое объединение.

С 1880 г. наливные суда из батумского порта с бакинским керосином отправлялись во многие страны мира. В 80 - 90-е годы бакинская нефть свободно конкурирует с американской и даже вытесняет ее с европейских и азиатских рынков. Вывозимый из Баку керосин полностью обеспечивает запросы России, и с 1883 г. ввоз американского керосина в империю прекращается.

Сопоставление данных о добыче нефти в США и России показало, что в 1859 г. в США (Пенсильвания) добыча нефти составляла 82 тыс. баррелей; в 1889 г. – 14 млн. баррелей. В России (Баку) в 1889 г. было добыто 16,7 млн. баррелей нефти. В 1901 г. бакинский нефтяной район давал 95% общеимперской добычи нефти; в этот год добыча нефти в России распределялась следующим образом: 667,1 млн. пудов из Бакинской губернии и около 34,7 млн. пудов из Терской области. Число рабочих, занятых на нефтяных промыслах Российской империи, увеличилось от 7 тыс. в 1894 г. до 27 тыс. в 1904 г., из которых 24,5 тыс. трудились в бакинском нефтяном районе. В 1904 г. в России было 150 нефтеперерабатывающих заводов, из них 72 - находились в Баку.

Особо следует отметить, что русская нефтяная промышленность, вплоть до 1917 г., была представлена исключительно азербайджанской (бакинской) нефтяной промышленностью. К основным месторождениям Баку относились Балаханы, Сабунчи, Раманы, Биби-Эйбат и Сураханы.

В 1899 – 1901 гг. Баку, дав более половины всей мировой добычи нефти, вывел Россию на первое место, оставив позади такие страны, как США, Аргентина, Перу и др. Бакинский керосин полностью вытеснил американский сначала из русских городов, затем из зарубежных. Например, в 1885 г. в азиатские страны вместо американского керосина из Баку через Батум было доставлено 37 млн. галонов отечественного сырья. Рост нефтяной промышленности Баку в конце XIX века поставил Россию в ряд передовых капиталистических стран мира: после 1901 г. она долго сохраняла второе место (после США), пока не была вытеснена Мексикой.

Для организации и координации деятельности российских предпринимателей служили съезды бакинских нефтепромышленников, учрежденные в 1884 г. Основной их целью считалась “возможность нефтепромышленников выражать перед правительством свои нужды, стремления и желания”. Съезд представлял собой объединение капиталов нефтяных фирм, в котором каждая фирма имела определенную долю голосов. Так, на 33 съезде нефтепромышленников в 1914 г. крупнейшие фирмы имели 111 голосов: “бр. Нобель” - 18, “Шелл” - 34 и генеральная корпорация “Ойл” - 59. Представители нефтяных магнатов использовали Совет съезда для взаимодействия с различными правительственными учреждениями, налаживания тесных связей с государственным аппаратом, участия в межведомственных совещаниях, комиссиях, т.е. для защиты перед правительством интересов своих фирм. С 1898 г. Совет съезда издавал в Баку газету-журнал “Нефтяное дело”, который с мая 1920 г. и по сей день называется “Азербайджанское нефтяное хозяйство”.

Крупные нефтепромышленники в поисках новых мировых рынков сбыта активно участвовали в крупнейших мировых выставках. Особенно преуспели в этом Л.Э.Нобель и В.И.Рагозин. Их экспонаты нефтяных продуктов бакинских заводов, показанные в Париже (1878 г.), Брюсселе (1880 г.) и Лондоне (1881 г.) получили наивысшие оценки экспертов.

После смерти главы фирмы “бр. Нобель” Людвига (31 марта 1888 г.) в России будут утверждены Нобелевские премии им. Л.Нобеля (1891 г.) и его сына Эммануила Нобеля (1909 г.). Архивные документы, собранные в Биографической международной энциклопедии “Гуманистика” о российских нобелевских премиях, показывают яркий вклад отца и сына Нобелей в развитие промышленности, науки и образования в империи и, в частности, в нефтяном Баку.

Особо следует отметить и В.И.Рагозина, исследовавшего в 1875 г. впервые в истории мировой нефтяной промышленности смазочные масла и построившего для этого первые заводы в Балахне (Нижегородская губерния) и Константинове (близ Ярославля). В 1878 г. вывезенные им за границу смазочные масла из бакинской нефти прочно завоевывают мировой рынок.

Таким образом, азербайджанская нефть в качестве сырья для производства смазочных масел сыграла важную роль в экономике России. Масляные заводы Рагозина на Волге, Нобеля, Тагиева, Шибаева, Нагиева, Ротшильда, Асадуллаева и других в Баку, Фролова, Ролса и Петухова в С.-Петербурге получали смазочные масла из бакинских нефтей, которые успешно вытесняли американские смазочные масла в Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Норвегии, Дании и других странах Европы. Уже к началу 90-х годов XIX века мощность нефтяных заводов России позволяла полностью удовлетворять потребность империи в смазочных маслах высокого качества. Нефтепродукты, получаемые на бакинских заводах, а также основное количество сырой непереработанной нефти вывозились из Баку четырьмя путями: по Каспию, Закавказской и Владикавказской (Баку-Петровск) железным дорогам и очень незначительное количество – гужем. Так, в 1904 г. общий объем вывезенных нефти и нефтепродуктов составлял около 492,1 млн. пудов.

Так как в 90-е годы бакинская нефть становится основным грузом для волжского флота, происходит его ускоренное развитие, на Волге строится большое число барж для перевозки нефтепродуктов, причем основу флота составляют деревянные баржи (около 94% на 1900 г.), которые транспортируются по Волге с помощью буксирных пароходов. В этот период фирма “бр. Нобель” подняла вопрос об обязательной замене деревянных нефтеналивных барж на железные, которые были намного практичнее (не давали утечки нефтепродукта) и долговечнее. Однако они стоили очень дорого и были доступны только крупным фирмам, к концу XIX века ими владели фирмы “бр. Нобель”, А.Ротшильда, Г.З.Тагиева, Ш.Асадуллаева, “Кавказ и Меркурий” и др. Эти фирмы обладали значительным количеством нефтяного топлива, перевозимого на внутренние рынки России. Например, только фирма “бр. Нобель” поставляла в Россию до 80 млн. пудов. Образование и развитие Каспийского и Волжского флотов к концу XIX века имели огромное значение для доставки нефтяного топлива из Баку в крупные российские города, а также способствовали росту судостроительной и судоремонтной промышленности Поволжья.

Ускоренное развитие российского (бакинского) нефтяного дела обусловливалось в основном значительным притоком в него иностранного капитала (Нобели, Ротшильды, Вишау и др.), который с начала XX века стремительно проникал в нефтяную промышленность России, причем с одновременным оттеснением русских и бакинских предпринимателей не только от нефтедобывающей промышленности, но и от торговли нефтепродуктами. К концу XIX века фирмы “бр. Нобель” и “Каспийско-Черноморского общества” Ротшильда сосредоточили в своих руках до 70% всей нефтяной торговли в России.

Богатство нефтяных залежей, дешевая рабочая сила и естественно огромные прибыли, которые приносило промышленникам нефтяное дело, ускоряли приток иностранной валюты в русскую нефтяную промышленность. Этому способствовало датированное 1 мая 1880 г., постановление Особого совещания по вопросу о допустимости иностранцев к нефтяному промыслу в пределах бакинского района. Ярыми сторонниками привлечения иностранного капитала в российское нефтяное дело являлись главноначальствующий гражданской частью на Кавказе князь М.Голицын и министр финансов России С.Витте. Князь Голицын писал: “ ... Всякое безусловное ограничение деятельности иностранных предприятий на Кавказе было бы равносильно серьезной задержке в промышленном процветании страны”. Министр финансов Витте на особых совещаниях по нефтяным делам всегда указывал: “ ... Конкуренция наших нефтяных продуктов на всемирном рынке совершенно немыслима без привлечения иностранных и в особенности английских предпринимателей и их капиталов”.

Прочно укрепив позиции в нефтяном Баку, иностранные фирмы старались контролировать разработки и в других нефтяных районах Российской империи: в Грозненском, на Северном Кавказе, островах Каспия (Челекен), в Средней Азии (Фергана), Урало-Эмбенском районе и др. К началу Первой мировой войны (1914 г.) в бакинской нефтяной промышленности доминировали четыре крупнейших объединения: фирма “бр. Нобель”, англо-голландский трест “Ройал Датч Шелл”, русская генеральная нефтяная корпорация “Ойл” и финансовое нефтяное товарищество “Нефть”. Суммарный иностранный капитал, вложенный в бакинское нефтяное дело к 1917 г. составлял 111 млн руб.

В заключение, необходимо отметить огромную заслугу ученых-химиков и инженеров: Д.И.Менделеева, К.И.Лисенко, В.В.Марковникова, Ф.Ф.Бельштейна, Н.Д.Зелинского, Л.Г.Гурвич, К.В.Харичкова, В.Г.Шухова, Н.Л.Щукина, С.К.Квитко, А.А.Летнего, Н.И.Воскобойникова, О.К.Ленц, А.И.Сорокина, П.Семянникова (первого председателя БО ИРТО), А.А.Гухман (члена Совета БО ИРТО), В.Ф.Герр (заведующего химической лабораторией БО ИРТО) и других, сыгравших неоценимую роль в деле развития нефтяного хозяйства России, и в частности, Баку.

Азербайджанские ученые (М.М.Ханларов, М.Г.Гаджинский, А.Мирзоев, И.Рзаев, Ф.Рустамбеков, С.Ганбаров, И.Амиров и другие), получившие высшее образование в вузах России и Европы, работали в БО ИРТО, способствуя ускоренному развитию химических и технических наук в Азербайджане.

Список литературы:

1. Рагозин В.И. Нефть и нефтяная промышленность. С.-Петербург, 1884. – 150 с.

2. Большая Энциклопедия. С.-Петербург. Книгоиздательское товарищество “Просвещение” под ред. С.Н. Южакова. – 1896. - Тт. 12, 14, 22.

3. Ахундов Б.Ю. Монополистический капитал в дореволюционной бакинской нефтяной промышленности. - М., 1959. – 180 с.

4. Монополистический капитал в нефтяной промышленности России 1914 - 1917гг. - Л.: Наука, 1973. – 210 с.

5. Нардова В.А. Начало монополизации нефтяной промышленности России. Л.: “Наука”, 1974. – 150 с.

6. Самедов В.А. Нефть и экономика России (80 - 90-е гг. XIX век). – Баку: Элм. - 1988. – 200 с.

7. Мешкунов В.С. Научное издательство биографической международной энциклопедии “Гуманистика”. - С.-Петербург: С-Пб. кн. изд-во, 1998. – 250 с.

8. Мир-Бабаев М.Ф., Фукс И.Г. Братья Нобели и азербайджанская нефть (к 120-летию основания фирмы)//Химия и технология топлив и масел. – 1999. - №4. - С.51 - 53.

9. Фукс И.Г., Матишев В.А., Мир-Бабаев М.Ф. Бакинский период деятельности “Товарищества нефтяного производства братьев Нобель” (к 120-летию основания)//Наука и технология углеводородов. – 1999. - №5. - С. 86 - 94.

10. Мир-Бабаев М.Ф., Фукс И.Г., Матишев В.А. Иностранный капитал в нефтяном деле России (Апшерон до 1917 г.)//Наука и технология углеводородов. – 2000. - №5. - С.75 - 80.

В Баку проходит XXIV Международная выставка и конференция «Нефть и газ Каспия-2017». Мероприятие, организованное компаниями ITECA Caspian и ITE Group, является важным событием для энергетического сектора Прикаспийского региона. В этом году в нем принимают участие около 300 компаний из 30 стран мира. Их цель - обсудить с коллегами с новинками отрасли, изучить конъюнктуру рынка и установить новые связи.

За прошедшие 24 года «Нефть и газ Каспия–2017» получила признание в качестве платформы для налаживания надежных деловых отношений, заключения важных контрактов и успешно реализуемых проектов. Этот нефтегазовый форум объединяет руководящих менеджеров ведущих компаний, а также представителей отраслевых министерств и авторитетных профильных экспертов, открывая для них возможность для проведения обмена мнениями по актуальным вопросам развития этой отрасли промышленности.

Накануне в открытии XXIV Международной выставки и конференции «Нефть и газ Каспия-2017» приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев и первая леди Мехрибан Алиева. В своем выступлении глава государства отметил, что Азербайджан сегодня признан в мире как надежный партнер, добывающий и экспортирующий на рынки нефть и газ. Рассказывая о проделанном за 24 года пути, в ходе которого были успешно реализованы различные энергопроекты, президент также поделился будущими планами. «Сегодня мы думаем о дальнейшей деятельности гигантского нефтяного месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли», и надеюсь, что в ближайшем будущем придем к договоренности с иностранными инвесторами о продлении данного проекта. «Азери-Чираг-Гюнешли» обладает огромным потенциалом, там еще достаточно много не добытой нефти. В настоящее время на очереди начало работ по проекту «Большой Абшерон». На самом деле, работы уже начались. Через 2-3 года мы ожидаем от проекта «Абшерон» первый газ – запасы газа там составляют примерно 350 млрд кубометров. Кроме того, параллельно реализуются проекты «Умид-Бабек» и «Даяз сулу». Мы усиливаем наш нефтегазовый потенциал и планируем экспортировать природный газ и нефть в еще больших объемах», - заявил Ильхам Алиев.

Глава государства рассказал о продолжении работ по второй фазе разработки проекта «Шахдениз» и на каком этапе находятся трубопроводные проекты. «Южный газовый коридор – уникальный проект в мировом масштабе, первый среди инфраструктурных проектов на европейском пространстве. Реализация проекта «Шахдениз-2» находится на уровне 93 процентов. В скором времени мы отправим в море и верхнюю часть платформы «Шахдениз». Реализация Южнокавказского трубопровода находится на уровне 85 процентов. Этот трубопровод соединяет Азербайджан с Грузией. Успешно осуществляется проект TANAP, контракт по которому был заключен в 2012 году. Реализация проекта TANAP находится на уровне 72 процентов. Мы ожидаем, что в следующем году отметим ввод в строй проекта TANAP. Четвертый проект – ТАР. Уровень исполнения там составляет 42 процента. То есть эти цифры сами по себе являются показателем. Они показывают, что все работы идут по плану, и мы приближаемся к завершению реализации проекта «Южный газовый коридор», - отметил президент.

За прошедшие 24 года энергетические проекты, реализуемые Азербайджаном, получили поддержку и со стороны США. Для участия в очередном нефтяном форуме в Баку прибыла заместитель помощника государственного секретаря США по энергетической дипломатии Робин Данниган, которая зачитала поздравительное послание президента Дональда Трампа. «Я ценю партнерство, которое США и Азербайджан построили за последнюю четверть века, и ожидаю его дальнейшего роста. США по-прежнему твердо привержены «Южному газовому коридору» и приветствуют усилия Азербайджана и его международных партнеров по реализации этого проекта. Я высоко ценю важную роль Азербайджана в глобальной энергетической безопасности, включая развитие и экспорт энергоресурсов из Каспийского региона. Мы поддерживаем и приветствуем усилия Азербайджана по диверсификации экономики и рассчитываем на развитие двустороннего сотрудничества в новых сферах. США готовы работать с вами, в то время когда вы продолжаете проводить экономические и политические реформы. США надеется, что процветание и стабильность в Азербайджане будут расти, и эта конференция и проект «Южный газовый коридор» важны для достижения этих целей», - говорилось в обращении Трампа.

Энергетические проекты Азербайджана привлекли внимание и Европейского Союза. В своем видеообращении к участникам выставки вице-президент Европейской комиссии по Энергетическому союзу Марош Шефчович отметил, что Азербайджан является одним из важнейших партнеров Европы. «Азербайджан старается достичь поставленных целей путем реализации Южного газового коридора, создания благоприятных условий для стратегической диверсификации Европейским Союзом своих энергетических источников, вносит важный вклад в сохранение геополитического баланса и стабильности в Европе. Сегодня мы абсолютно уверены в том, что до 2020 года азербайджанский газ достигнет Европы. Это – достаточно широкомасштабный проект. Именно поэтому он в ощутимых временных рамках занял важное место в нашей повестке дня. Трубопроводные проекты Азербайджана привлекли к себе общий интерес Европейского Союза и вошли в список важных проектов», - отметил Марош Шефчович.

Международная выставка и конференция «Нефть и газ Каспия-2017» продлится три дня. За это время участники выставки познакомятся со стендами компаний, которые наряду с системами нефтедобычи и транспортировки энергоносителей, представят также широкий ассортимент оборудования, услуг и инновационных технологий по техническому обслуживанию. Так, ряд экспозиций посвящен технологиям по очистке топлива и производству готовой продукции для использования сырья. Значительную площадь здесь занимают компании, предлагающие сырье для химической промышленности.

Американская компания «Pioneer engineering» занимается сервисным обслуживанием нефтепромыслового оборудования. По словам менеджера компании Джеймса Гата, клиентами «Pioneer engineering» являются BP и Государственная нефтяная компания Азербайджана. «Мы впервые участвуем на этой выставке и хотим найти здесь новых потенциальных клиентов. Наша компания уже имеет филиалы в Дубае, Ираке и Малайзии. Опыт участия в международных проектах, разумеется, имеет положительную тенденцию, способствует росту профессионализма. За короткий срок, всего за четыре месяца, компания получила несколько очень престижных сертификатов, которые подтверждают высокое качество нашего оборудования», - отметил Гат.

«Global EnergyAzerbaijan» - одна из крупнейших нефтедобывающих предприятий страны. В нее входит пять местных компаний, которые занимаются добычей нефти на суше. «Мы намерены рассказать участникам выставки о перспективных направлениях деятельности холдинга, будем презентовать посетителям весь спектр наших профессиональных разработок. Выставка «Нефть и Газ» обеспечивает возможность не только продемонстрировать свои технологии и услуги, но и наладить интересные и полезные деловые контакты», - рассказала помощник президента компании «Global EnergyAzerbaijan» Хадиджа Бабаева.

Среди участников выставки – лидирующие в мире нефтяные компании, у стендов которых можно ознакомиться с реализуемыми ими проектами. Так, действующая уже многие годы в Азербайджане компания ВР в рамках партнерства с правительством Азербайджана реализовывает проекты мирового уровня. Превратив Каспийское море в современный регион добычи углеводородов, она внесла свой значительный вклад в развитие отрасли. Еще один традиционный партнер страны - французская компания Total. Подписав с Госнефтекомпанией Азербайджана соглашение о долевом разделе добычи по блоку «Абшерон», компания провела буровые работы и выявила достаточные запасы углеводородов. Total также является пайщиком нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, обеспечивающего экспортные возможности для нефтедобычи в регионе.

В то время как на выставки демонстрируются последние разработки и проекты в энергосекторе, на конференции «Нефть и газ Каспия–2017» обсуждаются актуальные темы нефтегазовой отрасли. Свыше 40 спикеров, среди которых ведущие эксперты, представители госструктур, руководители крупных нефтегазовых компаний из разных стран мира выступят со своими докладами по ключевым вопросам добычи, управления и диверсификации транспортировки энергоресурсов.

Открытка 1863 год. «Балаханы, откуда нефть доставлялась на Бакинские нефтеперегонные заводы в бурдюках и бочках, перевозимых на арбах и вьючным способом.»

Бакинский нефтегазоносный район - крупнейший район по добыче, запасам нефти и газа в Российской империи, Азербайджанской ССР , а затем на территории современного Азербайджана . Нефтяные месторождения района расположены в пределах Южно-Каспийского нефтегазоносного бассейна , на территории Апшеронского полуострова и прилегающей акватории Каспийского моря .

Промышленная разработка началась с последней трети XIX века. С 1870 года добыто свыше 2 млрд. т нефти. Здесь впервые в СССР была начата разработка нефти на акватории моря. В Бакинском нефтегазоносном районе свыше 80 месторождений нефти и газа. Основные месторождения: Шах-Дениз , Азери-Чираг-Гюнешли , Нефтяные Камни , Бахарское, Сангачалы-море, Биби-Эйбат , Сураханы, Карачухур, Карадаг .

История

Первая в мире нефтяная скважина с положительным результатом глубиной 21 м пробурена в 1846 году близ города Баку (Биби-Эйбат); тогда как американцами нефтяная скважина была пробурена лишь в 1859 году в Пенсильвании. Работы на Биби-Эйбате проводились под руководством директора бакинских промыслов, майора Алексеева.

Хронология нефтедобычи на территории нынешнего Бакинского нефтегазоносного района:

  • 1837 - в селении Балаханы основан один из первых в Российской империи нефтеперегонных заводов под руководством Воскобойникова.
  • 1842 - согласно одному из регламентов Горного устава, нефть, добытая в результате бурения на территории Абшеронского полуострова, поступала а государственную казну.

Добыча во времена СССР

На Каспии в г. было обнаружено месторождение Гюргяны-море, в г. - Нефтяные камни, в г. - Банка Дарвина. Самым крупным стало месторождение Нефтяные Камни, вступившее в эксплуатацию в г. Оно находилось в 50 км от берега, при глубинах моря от 6 до 27 м.