Бизнес на лекциях. Марш на кухню: как лектории побеждают кризис Как проводить семинары и заработать

Организация и проведение семинаров у некоторых почему-то ассоциируется исключительно с высшими учебными заведениями. На самом деле подобные мероприятия используются повсеместно во многих сферах, поскольку представляют собой эффективную форму обучения, которая просто необходима для быстрого развития в век высоких технологий и в нашей интенсивной жизни в целом. Происходит обмен знаниями, опытом, навыками. Также его участники учатся самостоятельно рассуждать, отстаивать свою точку зрения, аргументировать свои мысли, опираясь на существующие факты. Все это в свой черед повышает профессионализм или личностные качества.

Основные типы и их особенности

Ввиду эффективности семинаров они обрели разнообразные типы. У каждого есть своя специфика:

  1. Учебный. Такой вариант формы обучения организовывается школами, колледжами и университетами. В этом случае спикером может быть как сам ученик, который заранее подготовил доклад, так и преподаватель. Помимо получения знаний, у участников формируется культура общения, толерантность, научное мировоззрение и способность поиска истины.
  2. Деловой. Проведение бизнес семинаров может происходить как внутри своей компании, так и в кругу профессионалов из иных предприятий, работающих в этой же области. Информативное и качественно организованное бизнес мероприятие не только позволит компании повысить показатель своей конкурентоспособности и заявить о себе целевой аудитории. В ходе него также заводится бизнес партнерство, оцениваются конкуренты и ситуация в определенной сфере. Кроме того, организация семинаров позволяет обменяться опытом, наработками и навыками ведения успешного бизнеса между специалистами и ведущими менеджерами.
  3. Тренинг. Данный тип подразумевает собой получение информации и закрепление ее при помощи практических занятий. В ходе него участники узнают от спикера о различных теориях и алгоритмах решения поставленных задач. Затем происходит проведение практических упражнений по заданным схемам.

Что представляет собой организация семинаров

Как правило, одним человеком организация бизнес семинаров, и невозможна. Обычно этим должна заниматься специально подготовленная команда профессионалов, которой и является «Академия Приключений».

Ведь для успешного проведения семинара уже на этапе планирования и подготовки требуется учесть множество факторов и умело подключить необходимые ресурсные базы. Только при грамотном подходе он пройдет без каких-либо временных, технических или других накладок. То есть решение организационных вопросов и непосредственно само проведение — трудоемкие процессы, состоящие из многих этапов. Все это требует и опыта, и определенных знаний.

Подготовка

На данном этапе агентство «Академия Приключений» занимается, согласовав сначала все с клиентом, следующим:

  • Согласовывает сценарий и место проведения делового семинара.
  • Разрабатывает тайминг и смету.
  • Организует техническую оснастку места, где будет происходить весь процесс (Wi-Fi, проекторы, экраны, кондиционеры, флипчарты и так далее).
  • Оформляет территорию.
  • Определяет кейтеринговое обслуживание (входят кофе-брейки или приветственное кофе, фуршеты, обеды, ужины).
  • Бронируют гостиницы для размещения иногородних или иностранных участников/гостей.
  • Подключает дополнительные ресурсные центры (трансфер, фото- и видеосопровождение, безопасность и так далее).

Проведение

В день мероприятия «Академия Приключений» произведет проверку на работоспособность всего оборудования, встретит участников и гостей, организует их размещение, оперативно решит все возникшие дополнительные вопросы. В процессе мероприятия будут оказаны все те услуги, которые были ранее включены клиентом в согласованный перечень.

Почему «Академия Приключений» и как у нас формируются цены

«Академия Приключений» оказывает услуги по организации и проведению семинара «под ключ». К каждому клиенту у нас индивидуальный подход. Наш профессионализм позволяет организовывать и проводить подобные мероприятия на высшем уровне в любом городе и стране, поэтому доверьтесь нам. Успех мы Вам гарантируем!

Стоимость организации семинара напрямую будет зависеть от его масштаба, задействованности определенных ресурсов и перечня услуг в целом. То есть окончательная цена сформируется после согласования с клиентом всех нюансов и пожеланий. Для тех, кто с нами постоянно сотрудничает, конечно, у нас имеются существенные скидки.

Популярные ныне публичные лекции часто начинались как дружеские посиделки, а превратились в умный досуг. Несмотря на кризис, люди готовы и дальше платить за публичные лекции, хотя любую информацию можно получить за один клик в интернете. Почему?

Еще лет 6-7 назад идея платных публичных лекций казалась безумной. Именно так воспринял ее Дмитрий Быков, когда в 2010 году ему предложили выступить в открывавшемся тогда лектории «Прямая речь». «Он сказал: вы что, с ума сошли? Кто придет на лекцию? Да еще за деньги?» - вспоминает Татьяна Булыгина, сооснователь «Прямой речи».

Сегодня за день в столице проходит до 100 пуб­личных образовательных мероприятий, и Быков - среди самых востребованных лекторов. Росту популярности лекций способствовал кризис 2008 года, выбивший многих из жизненной колеи. Люди тянулись к знаниям, поэтому «Сити Класс», коммерческий центр допобразования, проводивший мастер-классы c 2004 года, сделал упор на лекции как более интеллектуальный формат. Это себя оправдало. «С 2009 по 2013 год наши доходы выросли в пять раз», - вспоминает Наталья Киселева, гендиректор центра.

Крупных лекториев сегодня в Москве около тридцати. Их цели, эстетика и бизнес-модели могут не совпадать. Но есть и общее: их аудитория ценит образование и - шире - вложения в себя. Чтобы привлечь и удержать слушателей, образовательные площадки в большинстве своем предлагают им edutainment, то есть обучение через развлечение. По сути это ликбез в форме интеллектуального досуга: информация подается легко и просто, чтобы «и уму, и сердцу». Фундаментального образования так, конечно, не получить, но раздвинуть горизонты можно.

Философ Кирилл Мартынов из НИУ ВШЭ, регулярно выступающий с публичными лекциями, считает, что причина растущего спроса на них - в деградации российского высшего образования: «Люди это объективно понимают, тем более что сейчас в интернете можно смотреть лекции ученых со всего мира». Но если в Сети есть все, то зачем куда-то ехать, да еще и платить, особенно когда в стране бушует новый кризис?

Тяга к посиделкам

Доктор биологии и филологии Татьяна Черниговская рассказывала на лекции журнала «Сноб», в частности, о минусах онлайн-образования. В интернете об этом много противоречивой информации, так что послушать нейропсихолога вживую пришли более 200 человек - молодежь и люди 30-40 лет. Это был почти аншлаг.

«Вкуса к чтению сложной, интересной литературы дистанционно не привить, - поясняла Черниговская. - Человек идет учиться к конкретному мастеру для того, чтобы сесть на интеллектуальную иглу и получить драйв». На видеолекциях этого не достичь, точно так же нельзя стать хорошим поваром, учась только по кулинарной книжке. «Полагаясь на виртуальные миры, мы начинаем терять себя как личностей», - заключила она.

После лекции к Черниговской выстроилась очередь из 13-15 слушательниц. Их интересовало, как воспитывать детей, нужно ли отучать их от компьютера, как вести себя с мужем. Общение с лектором вживую, возможность задать ему вопросы - одна из главных причин популярности открытых лекций, замечает Марина Геворкян, гендиректор «Сноба».

«Вебинары у нас хуже идут», - говорит Наталья Киселева из «Сити Класса». Во-первых, человеку хочется эмоционально зарядиться от лектора. Во-вторых, слушателям важно пообщаться между собой, сплотиться по интересам, уйти от одиночества. «У нас, например, после лекций люди собираются в соседней “Кофемании”, сидят, спорят о литературе», - подтверждает Татьяна Булыгина из «Прямой речи».

Ближайший аналог таких встреч - советские «квартирники», кухонные посиделки, с которых, собственно, многие лектории и начались. Недаром свою ежегодную премию «Сделано в России» за 2015 год «Сноб» вручал в подобном антураже. «На сцене была натуральная кухня, ведущие пили, закусывали, называли номинантов», - вспоминает Марина Геворкян.

«В России очевидный дефицит публичного пространства для общения, и лекции - легитимный, неполитизированный способ его организовать», - считает Мартынов из НИУ ВШЭ. Подробно об этом в своей книге «Третье место» писал американский социолог Рэй Ольденбург, исследовавший смерть общественных пространств в американских городах. Это так называемое третье место (после дома, номера первого, и работы, номера второго): пивные, кафе, библиотеки, магазины и т. д., где люди в любое время могут свободно и непринужденно общаться. Именно эти места отдыха, развлечений, обмена мнениями и пр. - важнейшая часть повседневной жизни горожан, без которой американское общество деградирует. В Москве и в других крупных российских городах, по крайней мере в спальных районах, - схожая картина.

От салона до супермаркета

Лекторий «Прямая речь» вырос из посиделок, которые устраивала в 2009 году для друзей Татьяна Булыгина и на которые она приглашала преподавателей и ученых. Тогда же она случайно познакомилась со Светланой Большаковой, которая работала на «City FM» с Дмитрием Быковым. «И у нас с ней родилась идея, что надо такие посиделки устраивать постоянно - как обучающий курс для взрослых».

Сегодня у «Прямой речи» имидж элитарного салона для рафинированной публики. Главный козырь «речи» - придирчивый отбор лекторов, основная задача которых, по словам Татьяны Булыгиной, - помочь слушателям разобраться в нарастающем потоке научных знаний: «Человек заходит в магазин, а там тысячи книг, и не поймешь, где серьезное исследование, а где что-то уровня “битвы экстрасенсов”». Кандидатов в лекторы основательницы «Прямой речи» отбирают лично, изучают их работы. «Имя, например, для нас не главное. Есть прекрасные пианисты, которые не могут толком научить, а есть прекрасные педагоги, которые не могут хорошо играть. Надо, чтобы все сошлось», - говорит Булыгина. Отбор - это еще и вопрос репутации, ведь площадка отвечает за качество лекций. «А лектора, - отмечает Мартынов из НИУ ВШЭ, - всегда тревожит вопрос, сколько сумасшедших будет на публичной лекции». Барьером для таких персонажей в «Прямой речи» служит цена: 1,2-1,95 тысячи рублей за занятие. «В цену мы закладываем гонорар лекторам, арендную плату и организационные расходы», - поясняет Татьяна Булыгина.

Лекторий прибыльный, но конкретных цифр его основательницы не раскрывают. В месяц на двух-трех арендуемых площадках в центре Москвы проходит 30-35 лекций. «Маржинальность разная, формулы единой нет, - говорит Булыгина. - Сейчас, в кризис, мы зарабатываем тем, что делаем не одно, а два мероприятия в день».

В сентябре 2015 года «Прямая речь» открыла лекторий для детей и подростков. По словам Большаковой, он пользуется большим спросом: «Не у всех есть возможность учиться в хорошей школе у хорошего учителя, а мы собрали таких и короткими курсами даем основные знания». Для взрослых упор сразу сделали на циклы лекций. «Например, Наталья Басовская читает раз в месяц, Дмитрий Быков сейчас - три раза в месяц. Человек может выбрать лектора и ходить на него. Получается и дообучение, и удовольствие», - подытоживает Большакова.

Совсем на иных принципах основан «Сити Класс», полностью коммерческий проект. Идею образовательного супермаркета Наталья Киселева подсмотрела в Нью-Йорке, куда ­переехала в начале нулевых. Достигнув потолка в карьере финансиста (от финдиректора Novotel до советника Shell и табачной JTI), она ушла в частный обувной бизнес и записалась в центр обучения The Learning Annex. Наталья увидела, что в Америке многие из тех, кто приезжает покорять большие города, идут на курсы и семинары, чтобы, во-первых, социализироваться, а во-вторых, повысить свою конкурентоспособность. В 2004 году Наталья с мужем открыли в Москве «Сити Класс», взяв за основу концепцию The Learning Annex. Начинать было рискованно. Через четыре месяца супруги чуть не закрыли проект - убытки достигли $160 тысяч. Наталья решила продолжить и с головой ушла в бизнес.

Основная «фишка» центра - разнообразный выбор для клиента. За месяц в «Сити Классе» на четырех арендуемых и нескольких партнерских площадках в центре Москвы проходит 120 мероприятий. Ценовой диапазон: 0,5-4,5 тысячи рублей за лекцию или мастер-класс. Столь же широкий диапазон тем: от мастер-класса «сам себе турагент» до лекций экономиста Александра Аузана. Занятия ведут дизайнеры, психологи, маркетологи и финансисты, историки, путешественники, спортсмены, танцоры и повара. «Но чтобы выступать у нас, человек должен доказать, что он действительно эксперт, имеет опыт преподавания», - поясняет Киселева. Какие-то занятия приносят 300% прибыли, какие-то - только убытки, но их все равно держат - для ассортимента: «Сейчас средняя маржа ниже 10%, хотя мы ориентируемся на 20%».

Любопытно, что в сфере интеллектуального досуга медийность человека вовсе не гарантирует интереса к нему. В модном «Снобе» лекции психотерапевта Екатерины Мурашовой собирали гораздо больше слушателей, чем встречи с Ксенией Собчак, Владимиром Познером, Тиной Канделаки. И дело не только в том, что психологи и психотерапевты идут «на ура» сейчас во всех лекториях. Для людей важна, во-первых, тема. «Интересная тема привлечет много народу, даже если лектор новичок. Скучная тема у известного, хорошего лектора - людей будет все равно меньше», - утверждает Ольга Пономаренко, руководитель лектория журнала «Популярная механика», который устраивает от 30 до 32 естественно-научных лекций в год. Во-вторых, от лектора ждут советов на основании его опыта. Например, Ирину Хакамаду воспринимают как преподавателя-практика, master’a, который дает class. Она, как и модельер Александр Васильев, приносит основную выручку «Сити Классу», говорит Наталья Киселева.

В «Сити Классе» есть и вечные, и привязанные к актуальным событиям темы. Осенью 2014 года, с началом кризиса, популярно было все, связанное с макроэкономикой, рынком, нефтью. А поскольку экономика переплетена с политикой, то запустили лекции, в частности, главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова и тележурналиста и историка Николая Сванидзе, неизменно проходивших с аншлагом. Летом 2015 года, когда люди устали от происходящего в стране, «Сити Класс» открыл мастер-класс Ирины Хакамады на тему: «Как начать жить заново». Велик на него спрос и сейчас. Кроме всего прочего, людей интересует, как получить работу в крупной корпорации, как эмигрировать и преуспеть в новой стране. Любопытно, что в кризис 2008 года ведущий лектор по теме эмиграции Антон Носик также был востребован - но тогда он рассказывал о запуске в России стартапов.

«Сити Класс» и «Прямая речь» - единственные публичные лектории в Москве, живущие только на то, что они зарабатывают. Для остальных доход от лекций не главное. «Популярной механике» и «Снобу», например, лекции нужны прежде всего для пополнения аудитории журналов и их сайтов. «Сноб», активно экспериментировавший с лекциями в 2015 году, продает билеты в среднем по 990-1500 рублей. Средняя маржинальность, по словам Марины Геворкян, - 20-25%, что больше, чем у остальных, так как не нужно оплачивать аренду помещения: лекции проходят в лофте «Сноба». В 2016 году предполагается в три раза увеличить количество лекций, до 50.

Совсем не зарабатывает на лектории Культурный центр ЗИЛа, в начале 2010-х ставший наряду с Политехническим музеем локомотивом моды на публичные лекции. У лектория за последние три года аудитория выросла в десять раз, в 2015 году там прошли 674 лекции и семинара. При этом основная аудитория центра не богата, обычный посетитель может потратить на лекцию 200 рублей, говорит директор Елена Мельвиль. При такой цене с зала можно собрать 40 тысяч рублей. «Но платные лекции государство не субсидирует, значит, в сумму расходов нужно включать не только гонорар лектора, но и свет, звук, коммуналку, зарплату и 20% налоговой, - говорит она. - Это исключительно убыточная деятельность».

Бесплатно проводит научно-популярные лекции и «Курилка Гуттенберга» - московский, исключительно волонтерский проект. Он тоже начинался как посиделки студентов РГГУ, которые собирались и пересказывали друг другу книги из серии научпопа и нон-фикшн. В 2011 году кухонные разговоры переместились в кафе, затем возглавивший проект Роман Переборщиков превратил клуб друзей в просветительский проект. Партнерами «курилки» стали государственные музеи и модные площадки: Digital October, DI Telegraph. «Мы некоммерческий проект, и у нас совсем нет бюджета, - подчеркивает Роман. - Мы не платим за аренду залов и оборудования, не платим гонорары выступающим». В 2015 году молодые ученые и профессора с мировым именем прочитали в московской «курилке» 104 лекции. «Профессионалы сами с удовольствием выступают бесплатно. Большинство из них - это люди, страстно любящие свое дело», - отмечает Роман. Впрочем, никто не мешает лекторам рекламировать на лекциях свои платные занятия. Например, на лекции «курилки» о принципах работы научных журналистов, прошедшей в Москве 9 января, Ольга Андреева, директор Школы научной журналистики НИУ ВШЭ, приглашала на курсы, стоящие более 40 тысяч рублей.

Лекторы выступают публично по разным мотивам. Гонорар, известность, чистое удовольствие или осознание важности миссии. В «Сити Классе» лекторы обычно получают 20-40% от выручки за занятие, «звезды» - по договоренности. В «Прямой речи» говорят, что дают ученым хорошую подработку. «Когда мы первый раз заплатили гонорар одному ученому, он сказал: “Я серьезно подумывал об эмиграции, но вы мне вернули веру в то, что знания еще кому-то нужны”», - вспоминает Татьяна Булыгина. В Культурном центре ЗИЛа ставка лектора - 3-5 тысяч рублей за час. «Мы считаем, что каждый труд должен быть оплачен, - говорит директор центра Елена Мельвиль. - Бесплатно качественно прочитать могут ну один раз, больше не захотят». Разброс гонораров большой: кто-то из «звезд» выступает за 100-200 тысяч рублей, кто-то - за 10-15 тысяч долларов. Для кого-то деньги - дань самоуважению и статусу. А, например, Александр Аузан отдает все гонорары в фонд развития возглавляемого им экономического факультета МГУ. Суммы гонораров зависят от договоренностей, но одно можно сказать точно: они не идут ни в какое сравнение с западными. Основатель консалтинговой компании Green light Кейт Ферацци, например, за лекцию в Москве получил три года назад $100 тысяч.

Досуг для бизнеса

Субботний январский день руководители компании «Комус» провели за пляжным волейболом. При -15 С° вместе с владельцем Сергеем Бобриковым они шесть часов играли на его даче. Под занавес в просторной гостиной трехэтажного особняка всех ждал интеллектуальный досуг - лекция доктора биологических наук из Института общей генетики им. Н. И. Вавилова.

«Народ - это следствие генетики и окружающей среды, - чеканил ученый. - А гены, в свою очередь, влияют на общество, политику, религию». Собравшиеся - 15 мужчин, в том числе волейболисты из сборной России, - расположившись на диванах и креслах, с сомнением слушали. Кто-то потягивал вино или коньяк.

Владелец «Комуса» приглашает к себе лекторов с 2007 года. «Мы играем по субботам круглый год, воскресенье - семья, остальные дни - работа. Поиграли днем, а вечер надо провести с пользой. Так и появилась идея приглашать лекторов. Ведь человек всегда должен получать что-нибудь новое», - поясняет Леонид Сиводедов, помощник Сергея Бобрикова. На даче у бизнесмена в месяц проходят две лекции по экономике, один спектакль или встреча с актером, в одну субботу - тема на выбор. «Это может быть наука, история или люди с нестандартными идеями, так называемые городские сумасшедшие», - объясняет Леонид.

Ученый из Института общей генетики рассказывал аудитории, что белые жители США, по общему мнению исследователей, - селектированная нация. «Отбор производился по таким признакам, как готовность к риску, опора на собственные силы, индивидуализм, - пояснял он. - Такое нонконформное состояние». Но и россияне, по его словам, тоже селектированная нация. Только с противоположным знаком. «Всю историю существования Руси, а затем и России уничтожалась та часть популяции, которая высовывается. Не трогали людей конформных, согласных с общим мнением», - утверждал генетик, подкрепляя тезис научными данными о разнице генотипов россиян и американцев. Они свидетельствовали, что из-за генетики в США для белых жителей важнее всего правила, а в России - лояльность группе. В Америке главное - расчет на собственные силы, у нас - на царя, «соцпакет». В США важно мнение начальства, в России - «соседа». Под конец ученый заключил: «С точки зрения генетики россияне плохо приспособлены к жизни в современном быстро изменяющемся мире».

Лекции «для своих» у владельцев компаний - не редкость. «Раньше у бизнесменов было модно устраивать музыкальные вечера, - говорит Наталья Киселева из “Сити Класса”. - Но последние пять лет вместо музыкантов часто приглашают лекторов». Сергей Бобриков, по его словам, подбирает лекторов лично: «Также мы берем их через “Полит.ру” - платим им за подбор. Или кто-нибудь сам выходит на нас». За годы на его даче побывали сторонники СССР, консерваторы и либеральные экономисты. В планах владельца «Комуса» пригласить писателя Алексея Иванова, автора романа «Географ глобус пропил»: «“Общага на крови” читал? Это же классик обалденный, других таких у нас нет».

Выступления лекторов заказывают и в компаниях. Всплеск корпоративных заказов пришелся на 2011-2013 годы. «Тогда набирала популярность идея многогранной, гармоничной личности, у которой должны быть не только карьерные установки», - вспоминает Киселева. Компании, по ее словам, «стали покупать политиков, культурологов». «Кофемания», например, каждый месяц на пару часов отдавала сотрудникам «на растерзание» известную личность. Управляющая компания «Альфа-Капитал», по словам ее HR-директора Юрия Григоряна, в 2015 году приглашала раз в квартал ученых, в том числе нейробиологов - они читали лекции для всего управленческого состава, от операционного менеджера до гендиректора. А по субботам, раз в месяц, - специалистов из ведущих российских музеев; это для расширения кругозора всех сотрудников «Альфа-Капитала».

В лучшие годы корпоративные заказы приносили «Сити Классу» до 50% прибыли. Но сейчас, констатирует Киселева, российские корпорации «драматически сократили» свои затраты на семинары, лекции и мастер-классы, «деньги остались пока в госкорпорациях».

Прочь из Москвы

Последние два года спрос на лекции в Москве напоминает американские горки, говорит Ольга Пономаренко из «Популярной механики»: люди испугались кризиса, неопределенности, тратят меньше, меньше ходят на лекции; испуг прошел - тратят больше, посещаемость растет.

Коммерческие лектории в кризис пытаются осваиваться в регионах. Еще в 2014 году «Прямая речь» открылась в Петербурге, а осенью ­2015-го - в Лондоне. Дела в британской столице, где осели многие состоятельные россияне, судя по всему, идут неплохо. По крайней мере, все выступления Дмитрия Быкова, Михаила Ефремова, Бориса Гребенщикова собирали полные залы при стоимости билетов £37-116.

В октябре 2015 года франчайзинговую площадку в Петербурге открыл «Сити Класс». Условия, по словам Киселевой, щадящие: $10 тысяч паушальный взнос и ежемесячно 2-2,5% выручки. «Если брать больший процент, то люди будут прятать выручку», - поясняет гендиректор. Еще «Сити Класс» возит лекторов в Екатеринбург - там «открытые люди, сибиряки, с газовыми и нефтяными деньгами», говорит Киселева. Также «что-то получается» во Владивостоке, Мурманске, но это все точечные проекты.

Успешнее всего осваивает регионы бесплатная «Курилка Гутенберга», открывшая в 2015 году постоянные филиалы в 15 городах. «За год мы провели в них около ста мероприятий, которые посетило больше 15 тысяч человек», - говорит Роман Переборщиков. «В регионах это очень модно, вот уже, наверное, год-два как», - говорит Мартынов из НИУ ВШЭ, объехавший с лекциями десяток городов.

Все в «Курилке» держится на энтузиастах: «Руководители наших филиалов - обычные люди. Студенты, менеджеры, сотрудники фирм. Я сам инженер». Надолго ли энтузиазма хватит, не известно, но успех «курилки» свидетельствует: публичные лекции, по крайней мере бесплатные, - это один из немногих институтов, который бурно развивается. Они вписались в интеллектуальный ландшафт, заполнив социальные, образовательные и психологические лакуны. Это новые публичные пространства, важные для людей и городов, и запрос на них будет расти.

https://сайт/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/a17232

2016-02-29T03:00:00.000+03:00

Популярные ныне публичные лекции часто начинались как дружеские посиделки, а превратились в умный досуг. Несмотря на кризис, люди готовы и дальше платить за публичные лекции, хотя любую информацию можно получить за один клик в интернете. Почему?

Бизнес и общество / Феномены

https://cdn..jpg

Harvard Business Review Россия

Получив два высших образования, прослушав многочисленные курсы, посетив энное количество семинаров и тренингов, я подумала, почему бы не воспользоваться моими знакомствами и связями среди лекторов и преподавателей нашего города. Я точно знала, что от честного заработка никто не откажется, поэтому предложила сотрудничество. Я подбираю группу слушателей в лице бухгалтеров, а лектор готовит программу семинара по новшествам в бухгалтерии, что не составит труда, так как это человек - редактор газеты «Все о бухгалтерии».

Папа помог оформить ЧП. Теперь дело было за мной. Где искать клиентов я знала. Прозвонила своих университетских подружек, из которых добрая половина работали бухгалтерами. Предложила им посетить семинар на тему «Новшества в законодательстве по НДС». Зная, что эта тема всегда актуальна для работников бух. учета, я не прогадала. Сделав цену немного ниже, чем в солидных консалтинговых компаниях, ссылаясь на то, что это начало, потом цена будет расти, я собрала тогда 18 бухгалтеров. Договорились на конкретный день, согласовали с лектором. Полдела сделано.

Найти зал на 20 человек не составило никакого труда. Гостиница в прекрасном парке открыла для моих бухгалтеров свои двери. Я договорилась с рестораном за обед, воду на столы привезла свою.

Мой первый семинар прошел, как по маслу. Лектор прочитал интересную информационную программу, участники были довольны. Семинар длился с 10.00 до 16.00 с перерывом на обед с часу до двух. За время перерыва участники имели возможность отобедать в ресторане за счет моей компании, а также выйти погулять в парке.

Итак, когда все закончилось, я пришла в восторг, насколько это здорово! Я подсчитала.

На счет моей фирмы пришло 810 $. Это не мало, если учитывать, что с лектором я тогда договорилась за 300 $. За аренду зала на 6 часов я выложила 60 $, обед на 20 персон (включал второе, и булочка с соком) стоил мне примерно 100 долларов. При помощи несложной арифметики я осознала, что неплохо заработала.

После проведения десятка подобных семинаров, я поняла, что свою маленькую нишу уже заняла на этом рынке в нашем городе. Поэтому стала приглашать уже по несколько лекторов, также наняла менеджера для поиска клиентов. Рекламой в моем случае служили положительные отзывы об организации семинара, увлекательных лекциях, прочитанных известными и заслуженными людьми. Также мы разместили объявления в газетах о бухгалтерии и разослали рекламные письма по крупным организациям. Неправдой было бы сказать, что проблем с клиентами не было. Конкуренция в городе большая. Но, тем не менее, наши цены, которые были реально ниже, чем предлагали крупные фирмы, играли в нашу пользу.

Спустя некоторое время я решила, что пора создавать новые направления, расширять круг клиентов. Мы стали выпускать сертификаты, свидетельствующие о посещении семинаров, также предоставлять услуги по корпоративным тренингам. Это оказалось делом ещё намного приятнее. Просто необходимо тщательно подходить к каждому пожеланию клиента, чувствовать его, обязательно стремиться к совершенству и ничего не бояться.

Только спустя год мы сняли полноценный офис. Так как клиенты к нам непосредственно в компанию не приходили, то офис размещался в моей квартире. Тут работа закипела. Мы стали делать семинары для юристов, а также предоставлять услуги юридических консультаций. Клиентов было действительно много, потому что мы не шагали по накатанной схеме, а старались приглашать компетентных юристов, заслуженных судей, людей известных и знающих свое дело с практики. Лекторы любили работать с нами, так как кредо компании » все ради клиента» им импонировало.

Эта идея помогла мне заработать немало и сделала меня директором небольшой, но успешной консалтинговой компании. Могу отметить, что популярность моей фирмы в большинстве зависит от того, что наши семинары являются оригинальными. То есть, каждый семинар мы стараемся сделать интересным и новым. Это требует идеального знания рынка и постоянного мониторинга интересов клиентов. Я считаю, что залог успешного бизнеса - это команда честных, добрых, отзывчивых, воспитанных и, безусловно, профессиональных людей. Именно таким и является мой коллектив.

На сегодняшний день спектр услуг нашей компании не ограничивается проведением семинаров в России. Поездки на заграничные тренинги и их организация стали обычной практикой.

Многие скажут, что эта идея не новая. Да, это так. Но именно она помогла мне добиться успеха в жизни. Не требуя многих первоначальных затрат, я наладила так свой бизнес. Кроме того, смогла воспользоваться знаниями, приобретенными в университетах, удержать связь со старыми знакомыми, а также найти многих новых друзей.

Специально для ХОБИЗ.RU

ЛЮБОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ЗАДУМАВ ПОСТРОИТЬ СВОЙ БИЗНЕС, МЕЧТАЕТ КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ ОКУПИТЬ ВЛОЖЕННЫЕ СРЕДСТВА И ВЫЙТИ НА СТАБИЛЬНУЮ ПРИБЫЛЬ. ВОТ И Я ИЗ ЧИСЛА ТАКИХ БИЗНЕСМЕНОВ: ДЕНЕГ БОЛЬШИХ В МОЕМ РАСПОРЯЖЕНИИ НЕ БЫЛО, ПОЭТОМУ ПРИШЛОСЬ КРУТИТЬСЯ, ИСХОДЯ ИЗ СИТУАЦИИ.

Получив два высших образования, прослушав многочисленные курсы, посетив энное количество семинаров и тренингов, я подумала, почему бы не воспользоваться моими знакомствами и связями среди лекторов и преподавателей нашего города. Я точно знала, что от честного заработка никто не откажется, поэтому предложила сотрудничество. Я подбираю группу слушателей в лице бухгалтеров, а лектор готовит программу семинара по новшествам в бухгалтерии, что не составит труда, так как это человек -редактор газеты «Все о бухгалтерии».

Папа помог оформить ФЛ П. Теперь дело было за мной. Где искать клиентов я знала. Прозвонила своих университетских подружек, из которых добрая половина работали бухгалтерами. Предложила им посетить семинар на тему «Новшества в законодательстве по НДС». Зная, что эта тема всегда актуальна для работников

Бухучета, я не прогадала. Сделав цену немного ниже, чем в солидных консалтинговых компаниях, ссылаясь на то, что это начало, потом цена будет расти, я собрала тогда 18 бухгалтеров. Договорились на конкретный день, согласовали с лектором. Полдела сделано.

Найти зал на 20 человек не составило никакого труда. Гостиница в прекрасном парке открыла для моих бухгалтеров свои двери. Я договорилась с рестораном насчет обеда, воду на столы привезла свою.

Мой первый семинар прошел как по маслу. Лектор прочитал интересную информационную программу, участники были довольны. Семинар длился с 10.00 до 16.00 с перерывом на обед с часу до двух. За время перерыва участники имели возможность отобедать в ресторане за счет моей компании, а также выйти погулять в парке.

Итак, когда все закончилось, я пришла в восторг, насколько это здорово! Я подсчитала.

На счет моей фирмы пришло $810. Это немало, если учитывать, что с лектором я тогда договорилась за $300. За аренду зала на 6 часов я выложила $60, обед на 20 персон (включал второе и булочку с соком) стоил мне примерно $100. При помощи несложной арифметики я осознала, что неплохо заработала.

После проведения десятка подобных семинаров я поняла, что свою маленькую нишу уже заняла на этом рынке в нашем городе. Поэтому стала приглашать уже по несколько лекторов, также наняла менеджера для поиска клиентов. Рекламой в моем случае служили положительные отзывы об
организации семинара, увлекательных лекциях, прочитанных известными и заслуженными людьми. Также мы разместили объявления в газетах о бухгалтерии и разослали рекламные письма по крупным организациям. Неправдой было бы сказать, что проблем с клиентами не было. Конкуренция в городе большая. Но, тем не менее, наши цены, которые были реально ниже, чем предлагали крупные фирмы, играли в нашу пользу.

Спустя некоторое время я решила, что пора создавать новые направления, расширять круг клиентов. Мы стали выпускать сертификаты, свидетельствующие о посещении семинаров, также предоставлять услуги по корпоративным тренингам. Это оказалось делом еще более приятным. Просто необходимо тщательно подходить к каждому пожеланию клиента, чувствовать его, обязательно стремиться к совершенству и ничего не бояться.

Только спустя год мы сняли полноценный офис. Так как клиенты к нам непосредственно в компанию не приходили, то офис размещался в моей квартире. Тут работа закипела. Мы стали организовывать семинары для юристов, а также предоставлять услуги юридических консультаций. Клиентов было действительно много, потому что мы не шагали по накатанной схеме, а старались приглашать компетентных юристов, заслуженных судей, людей известных и знающих свое дело на практике. Лекторы любили работать с нами, так как кредо компании «все ради клиента» им импонировало.

Чем отличаются друг от друга семинар, тренинг, лекция? Что из них выбрать в каждом случае и какого результата ожидать?

Периодически у людей возникают затрудения в выборе между разными формами обучения, либо разочарование в результатах вебинаров, лекций, семинаров и тренингов. Поэтому имеет смысл коротко рассказать об особенностях различных форм обучения.

Формы обучения

Для того, чтобы выбрать тот вариант, который больше всего подойдет в каждом случае, нужно ориентироваться хотя бы в самых общих чертах в назначении и особенностях форм обучения.

Чаще всего мы сталкиваемся с выбором между лекцией, семинаром и тренингом. Это очень упрощенное и условное разделение, но пока нам его достаточно для рассмотрения особенностей форм обучения в рамках этой статьи.

Что такое лекция?

Лекция - наиболее простой для ведущего и самый старый вариант обучения. Лектор-ведущий рассказывает (а в худшем случае убаюкивающе бормочет) заранее подготовленный текст. Слушатели запоминают сказанное и конспектируют, что несколько увеличивает процент запоминания. Лекция может проводиться для большой аудитории, воспроизводиться в аудио или видеозаписи без особого ущерба для восприятия.

Коэффициент усвоения лекционного материала довольно низкий. Если спросить слушателя о лекции, которая прошла, скажем, месяц назад, то он сможет вспомнить не более 20% услышанного.
Если лектор использует наглядные материалы - слайды, плакаты, видео, то материал запоминается несколько лучше.

Особенности семинара как формы обучения

Особенности семинара

Семинар как форма обучения имеет свои особенности.

Во-первых, объем материала заведомо ниже, чем предлагаемый на лекции. Во-вторых, семинар предполагает интерактивность и общение между ведущим и аудиторией. За счет того, что объем информации меньше, а каналов ее подачи (звук, графика, видео, дискуссии и обсуждения) больше, получается, что качество усвоения материала обычно выше, чем на лекции.
Остается только добавить, что он-лайн разновидность семинара называется вебинаром и набирает все большую популярность.

Что такое тренинг

Наконец, поговорим о тренинге. Тренинг - специфический и сложный для проведения вид обучения, который сочетает в себе несколько других. Обычно тренинг включает в себя и мини-лекции, и бизнес-игры, и дискуссии и физические упражнения.

Дело в том, что чем больше механизмов и стимулов запоминания включено в процесс, тем выше качество обучения и полученный результат. Важно то, что тренинг выталкивает человека из привычного окружения, из так называемой «зоны комфорта» и тем самым заставляет в высоком темпе воспринимать новое.

Если на лекции слушатель пассивен полностью, на семинаре участвует в процессе обучения ограниченно, то во время тренинга он так или иначе погружается в обучение гораздо глубже.

Знание, умение, навык - в чем разница и где их получить

Знание - это результат процесса познания окружающего мира, набор представлений, суждений, теорий. Обыденное знание позволяет нам адекватно ориентироваться в ситуациях и сознательно реагировать на обычные события. Научное знание - более системное, обоснованное и глубокое.

Умение - это способность выполнять какие-либо действия осознанно, опираясь на знания, и опыт.

Навык - это способность к набору действий, которые являются стереотипными. Навык появляется тогда, когда человек многократно повторяет однотипные действия. Наличие навыка позволяет гораздо быстрее и без лишних затрат выполнять сложную работу.

Знание, умение, навык — отличия

С учетом качества усвоения материала лекция даст знания, которые без систематической самостоятельной работы очень быстро будут забыты, оставив отдельные фрагменты. Это происходит из-за того, что теория не подкрепляется практикой и не обновляется в памяти за счет самостоятельной работы над материалом. Остается, в основном, только иллюзия знания, которая скорее вредит. Все мы знаем диванных суперэкспертов-теоретиков, обитающих в соцсетях и на форумах, которые очень часто не в состоянии применить ничего из своих теоретических познаний.

Семинар при меньшем объеме материала позволяет разобраться в основных моментах темы и лучше их запомнить. Да, материала гораздо меньше, он изложен более просто, но он усваивается лучше. Небольшое количество знаний, которое можно применить, гораздо ценнее кубометров теории, с которой слушателя толком не научили обращаться.

С точки зрения соотношения затраты/эффективность очень интересным вариантом является он-лайн разновидность семинара - вебинар. Слушателю никуда не нужно ехать, любой компьютер с доступом в интернет позволяет включиться в работу и получить доступ к виртуальной комнате, в процессе обычно есть возможность выполнения простейших упражнений и взаимодействия с остальными участниками. Так или иначе семинар и вебинар обладают большей эффективностью в тех случаях, когда необходимо получить небольшой но наобходимый набор знаний и отчасти умений.

Тем не менее, ни лекция, ни семинар или вебинар, ни короткий тренинг неспособны дать вам навык. Навыки вырабатываются в течении продолжительных занятий.

Например, чтобы спортсмену получить навык проведения приема или комбинации ударов, ему необходимо тщательно и правильно выполнить их несколько сотен раз в течение нескольких недель, а затем регулярно тренировать полученные навыки. Никакое короткое обучение не даст полноценного навыка, его можно выработать только самостоятельно, постоянной и систематической самостоятельной работой.

Резюме

Когда мы говорим об основных формах обучения, то обычно имеем в виду лекцию, семинар, тренинг, а также их разновидности. Для каждого случая эффективна своя форма, все они имеют как плюсы, так и минусы. Лекция позволяет получить максимум информации за короткое время, не теряет своего качества в записи, но материал плохо усваивается и быстро забывается. Семинар хорош для изучения небольшого по объему материала и получения знаний по нескольким вопросам в рамках темы, предусматривает более активное взаимодействие между докладчиком и слушателями. Тренинг является наиболее эффективной для слушателя и сложной для тренера формой обучения, которая требует активного участия и совместной работы тренера и обучаемых. Из знаний, умений и навыков все формы обучения позволяют приобрести только знания и умения, над выработкой навыков необходимо работать самостоятельно.